22.Методический опыт В.В.Голубкова.

Системный анализ.Методика Голубкова

22.Методический опыт В.В.Голубкова.

Этапы системного анализа по Е.П.Голубкову

  1. Постановка задачи
  2. Исследование
  3. Анализ
  4. Предварительное суждение
  5. Подтверждение
  6. Окончательное суждение
  7. Реализация принятого решения

Системный анализ выполняется, как правило, путем последовательного приближения к требуемым результатам и содержит следующие этапы (процедуры).

1. Постановка задачи

Происходит определение конечных целей и круга вопросов, требующих решения, анализ условий, в которых функционирует система, а также задаются ограничения, накладываемые на условия функционирования системы.

2. Исследования

Определяются, анализируются и обобщаются данные, необходимые для решения проблемы, изучается структура анализируемой системы (проблемы), устанавливаются связи, выявляются различные программы действий для решения задачи. В ходе предварительного анализа возникших проблем необходимо стараться определить как можно более полную совокупность методов их решения.

Обычно существует несколько различных вариантов достижения целей.

В этом случае на этапе исследований нужно найти способ отбора вариантов для подробного рассмотрения на последующих этапах анализа, обеспечивающий исключение заведомо нерациональных действий.

Специалисты по системному анализу, чтобы избежать узковедомственного подхода, должны быть знакомы с различными точками зрения на решаемую проблему.

Современные проблемы планирования и управления носят комплексный характер, и их решение требует рассмотрения всей совокупности основных факторов, влияющих на проблему.

Упрощение задачи до рассмотрения отдельных элементов и пренебрежение взаимными связями приводят к принятию неправильных решений.

Наиболее полных результатов следует ожидать тогда, когда в составе исследовательской группы, осуществляющей системный анализ, есть специалист, который хотя бы в общем виде представляет себе проблему в целом.

Первый и второй этапы системного анализа являются наименее формализуемыми. При определении целей деятельности и путей их достижения в наибольшей степени приходится полагаться на умение творчески мыслить, использовать опыт прежней работы, на интуицию специалистов, проводящих системный анализ и принимающих решение.

3. Анализ

Происходит построение моделей, выбор критериев эффективности и их использование для предсказания последствий выбора того или иного курса действий, сравнение различных вариантов решений с точки зрения этих последствий. Поскольку модели строятся для определенного диапазона изменения их параметров, анализ полученных результатов следует проводить в рамках этого диапазона.

Экономико-математические методы и модели обладают большими возможностями, однако нельзя забывать, что их следует применять совместно с неформальными методами системного анализа, иначе задача может оказаться настолько упрощенной или даже искаженной, что потеряет практическую ценность. Некоторые задачи могут быть решены только неформальными приемами.

В результате сравнительного анализа различных вариантов решения возникших проблем вырабатываются рекомендации для принимающих решение. Это, собственно, и является продуктом системного анализа. Однако рассмотрение процесса системного анализа будет неполным, если кратко не охарактеризовать последующие этапы доведения его рекомендаций до их практической реализации.

4-5. Предварительное суждение и подтверждение принятых решений

На основе данных, полученных на втором и третьем этапах системного анализа, а также с помощью любой другой информации производится выбор наилучших путей достижения целей, разработка заключений и рекомендаций о курсе действий. Причем, как уже отмечалось выше, выбирая тот или иной вариант решения, руководитель может принимать в расчет ряд дополнительных факторов, неизвестных специалистам — системным аналитикам.

6. Окончательное суждение (окончательный выбор наилучшего варианта решения проблем)

Производится на основе экспериментальной проверки результатов четвертого этапа анализа.

7. Реализация принятого решения

Происходит доведение принятого решения до исполнителей, организуются его выполнение и контроль, вносятся в случае необходимости коррективы в ранее принятое решение.

Любой анализ в той или иной мере содержит эти семь этапов. Первый этап выполняется совместно лицом, принимающим решение, и лицами, его подготавливающими (системными аналитиками).

Этапы исследования и анализа выполняются системными аналитиками.

Четвертый и шестой этапы системного анализа, как правило, выполняются руководителем, принимающим решение, а пятый может выполняться аналитиками путем имитации или совсем не выполняться.

Здесь показано достаточно четкое разделение между этапами. На самом деле такое разделение существует редко, поскольку в той или иной степени они осуществляются параллельно. Описанная последовательность этапов системного анализа обычно не ограничивается однократным их воспроизведением.

Редко удается решить проблему с первого раза. Возможен возврат с любого этапа анализа к предыдущим этапам. Таким образом, системный анализ является итеративным процессом.

Поэтому в ходе анализа необходимо проявлять гибкость и проводить переоценку полученных результатов, а в некоторых случаях менять идеи, ранее заложенные в анализ. Такие переоценки полученных результатов нельзя считать напрасными.

Конечно, постоянное изменение целей, путей и средств их достижений недопустимо, препятствует четкой ориентации. Но так же опасно и стремление решить поставленную задачу вопреки реальному ходу событий.

Методика системного анализа

Методика системного анализа по Квейду

Методика системного анализа по Черняку

Методика системного анализа по Янгу

Методика системного анализа по Оптнеру

Системный анализ

Теория принятия решений

Принятие решений

Решение и выбор

Управление

страницу

Источник: https://systems-analysis.ru/golubkov_method.html

Роль выдающихся методистов В. В. Голубкова и М. А. Рыбниковой в становлении и развитии методической науки в 20 веке. Перспективы развития методики обучения литературе в школе

22.Методический опыт В.В.Голубкова.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

В. В. Голубков (1880-1968) В. В. Голубков вошел в науку как ученый, разрабатывающий теоретические основы методики преподавания литературы.

«Новый путь изучения художественных произведений и составления письменных работ» (1909) — ищет пути преодоления схематизма, строит всю работу на базе непосредственного знакомства с литературным произведением, уделяет внимание неповторимому миру писателя, использует критические материалы, его интересует не только психология ученика, воспринимающего литературное произведение, но и психология литературного героя. Голубков исследует методы преподавания литературы и создает классификацию, в основе которой лежит процесс совместной деятельности учителя и ученика: — лекционный метод, — метод литературной беседы, — метод самостоятельной работы. Голубков исследует виды уроков по литературе в зависимости от стадий учебного процесса: вступительные занятия, чтение, ориентировочная беседа, анализ текста, изучение дополнительных материалов, подведение итогов, учет. (1946 г) – хрестоматия «Преподавание литературы в дореволюционной средней школе». В этот же период создаются работы, посвященные формированию теоретико-литературных понятий у школьников. Статья «Теоретические основы методики литературы в средней школе» (1946) — глубоко обосновано направление в деятельности школы, которое в современных условиях работы средней и высшей школы понимается как гуманизация и гуманитаризация образования. Голубков убежден, что «теория познания, эстетика, педагогика, литературоведение, языкознание и психология — вот шесть основных дисциплин, в которых следует искать теоретическое обоснование методики литературы». Он высказал ряд ценнейших замечаний по проблеме развития восприятия и мышления учащихся, раскрыл взаимосвязь в развитии логического и образного мышления учащихся в процессе преподавания литературы, тесную связь эстетического восприятия и эстетического чувства, исследует типы письменных работ, ратует за развитие образного мышления, художественной речи, разрабатывает целую систему методики проведения письменных работ. «Мастерство устной речи» (1960) посвящена особенностям устной речи, задачам совершенствования речи школьников, подготовке самого учителя к лекции. Голубков формулирует важнейшую задачу: дать психологическое обоснование изучению литературы в школе. Его волнует необходимость сохранить эмоциональное, моральное и эстетическое воздействие произведения на учащихся и не отказаться от анализа. «Методика преподавания литературы» (1938) — выдержал шесть изданий, а обрел концептуальную завершенность и конкретность. Автор раскрывает свои взгляды на методику литературы, методы занятий по литературе, этапы работы над темой, на начитанность, культуру устной и письменной речи — в стройной, продуманной структуре. В специальные разделы собраны материалы по средним и старшим классам. Определяет основной принцип, составные части и порядок анализа литературного произведения, предостерегая от какой бы то ни было универсальной схемы или общего плана изучения, называет возможные составные элементы анализа: исторические условия, общественные проблемы, выдвигаемые жизнью; писатель, его взгляды; тема и основная идейная направленность произведения; главные герои, второстепенные герои; сюжет произведения; другие компоненты: диалог, портрет, пейзаж, вводные эпизоды или авторские отступления, индивидуальная речь героев; язык писателя; жанр произведения; традиции и новаторство писателя; значение писателя, большое внимание уделяет историко-литературным принципам, тщательно исследует методику школьной лекции. М. А. Рыбникова (1885-1942) — ученый-филолог, фольклорист, автор многочисленных методических и учебных пособий, была сторонницей филологического изучения литературы, в своих работах часто опиралась на идеи Ф. И. Буслаева, однако легко воспринимала все новое, не избежав при этом заблуждений и вызвав немало критических замечаний в свой адрес. Еще до революции формируется круг научных интересов методиста: устное народное творчество, стилистика, развитие речи учащихся и внеклассные занятия. Статьи «Темы для внеклассных бесед с кончающими курс средней школы» (1914), «Опыт гимназических собраний в г. Вязьме» (1917), «Опыт школьной инсценировки народных игр, песен и обычаев» (1917), «Эстетическое восприятие природы учащимися» (1917) и др. «Изучение родного языка» (1921) Рыбникова предлагает систему стилистических упражнений, видя в них главный путь к постижению языка. Особое внимание она уделяет языку поэтов и писателей, которых называет «искателями нового слова», «романтиками речи», относя к ним Державина, Гоголя, Лескова, Достоевского, Бальмонта и Белого. Ее увлекает поэзия символистов. Крупнейшим стилистом современности она считает А. Белого. Высокую оценку русскому символизму она дает и в книге «А. Блок — Гамлет» (1923). «Работа словесника в школе» (1922) — интерес к языку и композиции произведения, «изучение литературы вне времени», стремление уйти от жестких рамок программы, увлеченность внеклассными занятиями. «Русская литература в вопросах, темах и заданиях» (1927) и «Современная и классическая литература в школе» (1927) — отразилась неудовлетворенность Рыбниковой школьными программами и учебниками. Она допускает возможность отступлений от программы, свободный выбор произведений для анализа, предлагает отказаться от учебников, заменив их вопросниками, содержащими задания для самостоятельных наблюдений учащихся над текстом произведения. Один из любимых приемов методиста — сопоставление. Разнообразные приемы сопоставительного анализа рекомендуются в пособии «Изучение литературы в школе II ступени» (1930), подготовленном ею совместно с В. В. Голубковым. Статья «Язык и литература в системе политехнического воспитания» (1930), учебник «Методика преподавания литературы» (1930) — увлечение «методом проектов». Сборник «Загадки» (1932), книга «Введение в стилистику» (1937), участвует в создании новых программ и хрестоматий для школы, готовит сборник русских пословиц. Проблемам детского чтения посвящена ее статья «Классики в детском чтении в прошлом и настоящем» (1934). В журналах и сборниках появляются отдельные главы из ее основного методического труда «Очерки по методике литературного чтения» (1941), затем трижды переиздававшегося. В «Очерках» Рыбниковой излагается целостная система преподавания литературы в средних классах, содержится, как и во всех других работах методиста, богатейший практический материал. Теоретические разделы книги представляют собой итог методических исканий известного педагога и филолога, не изменяющего своей приверженности основательному, серьезному филологическому изучению языка русских писателей. Выделяя три основных фактора, определяющих содержание методики как научной дисциплины (природа учебного предмета, цели воспитывающего обучения и особенности детского восприятия и поведения), она на первый план выдвигает учебный предмет — литературу, требуя от учителя, прежде всего хорошего знания своего предмета (именно с этого начинает она свою книгу). 5. Литература как учебный предмет в современной средней школе.

По мнению Твардовского: Литература в школе – это то же, что литература в жизни, только в школе она является процессом планомерного, систематического воздействия на душу ученика под ответственным наблюдением и руководством преподавателя. Он указал на самую суть литературы как школьного предмета, который формирует, воспитывает читателя, направляет его деятельность и развитие.

Этот предмет имеет сложное строение: он включает в себя определенный круг произведений художественной литературы, научные статьи о литературе, основы теории и истории литературы, систему устных и письменных работ по развитию речи и читательской культуры школьников.

Он строится ступенчато: он опирается на читательскую подготовку, которую ребенок получил в начальных классах, содержит этап с 4-7 класс, задача которого – ввести школьников в мир художественного произведения, развить их читательскую восприимчивость тем самым подготовить к этапу 8-10 классов, когда произведения словесного искусства изучаются на историко-литературной основе и школьники постигают роль литературы в общественном движении, в становлении человеческой личности, в самосознании народа и человечества. Важнейшая цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, к духовным богатствам классики и современной литературы, развитие художественной восприимчивости… — и на этой основе – формирование коммунистического мировоззрения, идейно-политических и нравственных убеждений школьников, их активной жизненной позиции, эстетических взглядов, вкусов и потребностей. Литература относится к предметам эстетического цикла вместе с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство. В литературе выражается все многообразие жизни, для понимания художественного произведения читателю нужны все его знания, весь опыт; любой школьный предмет опирается на литературу, для того, чтобы раскрыть красоту человеческой мысли, гуманную устремленность передовой науки, высоту идей и идеалов человечества. Тесны связи литературы и русского языка: язык – исток литературы, ее «строительный материал», прочно связана со школьными курсами истории и обществоведения. Изучение литературы постоянно нуждается в знаниях о процессе и законах общественного развития, об исторической обстановке, социальных проблемах.

и структура курса литературы. Дискуссии о преподавании литературы.

Литературное образование – освоение богатств мировой литературы, освоение литературы как искусства слова. Богатства: — текст произведения, — историко-литературные знания, — наличие теоретико-литературного знания, — литературная критика, — биография писателей: 1. не нужно биографическое изучение, 2. факты биографии отражаются в произведениях автора, 3.

в образах персонажей воплотилась психология писателя. Цель литературного образования: становление духовного мира человека, воспитание любви к чтению, формировании внутренней потребности личности в духовном и нравственном изучении, позволяющее осознавать личностные возможности школьников. Основа литературного образования – чтение и целостное восприятие художественного произведения.

Курс литературы: — тексты, педагогические обработанные сведения по истории литературы, — базовые эстетические и этико-философские понятия, которые необходимы для формирования читательских умений. Компоненты литературы: — произведения критики и публицистики, — историко-культурные сведения, — знания по стилистике и культуре речи.

Литературное образование строится на концентрической основе (3 концентра): 1-4 кл. – начальная школа, 5-9 кл. – основная средняя школа, 10-11 кл. – полная средняя общеобразовательная школа. м образования в 5-9 классах является многообразие художественных форм от фольклора и литературы прошлого до современности, включая в себя отечественные и зарубежные образцы.

Преподавание направлено на формирование умений эстетического осмысления художественного мира писателя.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-10-27; просмотров: 1348 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/8-5448.html

Методический опыт В.В.Голубкова

22.Методический опыт В.В.Голубкова.

В. В. Голубков (1880-1968)

Научно-педагогическая деятельность Василия Васильевича Голубкова многогранна, но прежде всего он был талантливым учителем. В. В.

Голубков вошел в науку как ученый, разрабатывающий теоретические основы методики преподавания литературы. Уже в статьях и выступлениях 30-х гг.

исследователь стремился осмыслить задачи школьной методики на общем историческом и культурном фоне, понять взаимосвязи литературоведения и методики.

Проблемы школьного анализа постоянно находятся в центре творческих интересов Голубкова.

В первом печатном труде «Новый путь изучения художественных произведений и составления письменных работ» (1909) молодой учитель ищет пути преодоления схематизма, строит всю работу на базе непосредственного знакомства с литературным произведением, уделяет внимание неповторимому миру писателя, использует критические материалы. Тогда же определилась тяга В. В. Голубкова к психологическим проблемам преподавания литературы: его интересует не только психология ученика, воспринимающего литературное произведение, но и психология литературного героя.

Творческие интересы Голубкова на редкость многоплановы. Он исследует методы преподавания литературы и создает классификацию, в основе которой лежит процесс совместной деятельности учителя и ученика: лекционный метод, метод литературной беседы, метод самостоятельной работы.

Голубков исследует виды уроков по литературе в зависимости от стадий учебного процесса: вступительные занятия, чтение, ориентировочная беседа, анализ   текста, изучение дополнительных материалов, подведение итогов, учет. Ученый четко определяет влияние особенностей изучаемого материала и методической задачи, поставленной учителем, на характер урока.

Виртуозно выполнены им уроки, в основе которых лежит анализ композиции литературного произведения.

Трудно переоценить значение работы Голубкова по изучению истории отечественной методической мысли для развития советской педагогической науки в целом. В 1946 г. он издает хрестоматию «Преподавание литературы в дореволюционной средней школе». В этот же период создаются работы, посвященные формированию теоретико-литературных понятий у школьников.

Следует особо подчеркнуть значение разработки Голубковым теоретических проблем методической науки.

В статье «Теоретические основы методики литературы в средней школе» (1946) глубоко обосновано то направление в деятельности школы, которое в современных условиях работы средней и высшей школы понимается как гуманизация и гуманитаризация образования: «Художественная литература дает учащемуся подлинное познание мира в специфической области, которая недоступна для таких наук, как физика, математика, химия, и лишь в известной степени доступна таким гуманитарным дисциплинам, как история и психология. Литература дает учащемуся синтетическое, целостное понимание человека и человеческого общества во всем разнообразии его жизни и в прошлом, и в настоящем». Голубков убежден, что «теория познания, эстетика, педагогика, литературоведение, языкознание и психология — вот шесть основных дисциплин, в которых следует искать теоретическое обоснование методики литературы».

В. В. Голубков был озабочен тем, что нет научно разработанной модели развития учащихся. Он высказал ряд ценнейших замечаний по проблеме развития восприятия и мышления учащихся.

Методист раскрывал взаимосвязь в развитии логического и образного мышления учащихся в процессе преподавания литературы.

Не менее значимо его убеждение о тесной связи эстетического восприятия и эстетического чувства: «Эстетическое чувство тесно связано с ощущением, с восприятием, с пониманием того, что мы называем художественной мерой, или единством содержания и формы».

Эта художественная мера постоянно присутствует в книгах о писателях-классиках, созданных им в 50-е гг. Автор как бы формирует читательское восприятие, учит понимать и отношение И. С. Тургенева к природе, и основные структурные компоненты текста, и значение диалогов, и присущий тургеневской прозе исторический колорит.

Рассмотрение художественной специфики рассказов А. П. Чехова Голубков связывает с исследованием замыслов писателя, определивших жанровые особенности его рассказов.

Выбор сюжета как центрального звена композиции, художественная деталь как одно из главных средств стимулирования творческого воображения читателя, прием неожиданной и острой развязки — Голубков в каждом конкретном случае подчеркивает художественное новаторство Чехова.

Интерес к слову, к методике проведения письменных работ сопутствовал многим исканиям ученого. В первых своих работах он исследует типы письменных работ, ратует за развитие образного мышления, художественной речи, разрабатывает целую систему методики проведения письменных работ.

Одна из последних работ методиста «Мастерство устной речи» (1960) посвящена особенностям устной речи, задачам совершенствования речи школьников, подготовке самого учителя к лекции.

Голубков формулирует важнейшую задачу: дать психологическое обоснование изучению литературы в школе.

Его волнует необходимость сохранить эмоциональное, моральное и эстетическое воздействие произведения на учащихся и не отказаться от анализа: «без анализа нет понимания произведения, а без понимания и эстетическое воздействие не может быть полноценным».

Наиболее полное воплощение и систематизацию идеи В. В. Голубкова нашли в книге «Методика преподавания литературы» (1938). Этот основной труд академика не просто выдержал шесть изданий, а обрел концептуальную завершенность и конкретность.

Автор раскрывает свои взгляды на методику литературы, методы занятий по литературе, этапы работы над темой, на начитанность, культуру устной и письменной речи — в стройной, продуманной структуре. В специальные разделы собраны материалы по средним и старшим классам.

Голубков определяет основной принцип, составные части и порядок анализа литературного произведения, предостерегая от какой бы то ни было универсальной схемы или общего плана изучения.

Им названы возможные составные элементы анализа: исторические условия, общественные проблемы, выдвигаемые жизнью; писатель, его взгляды; тема и основная идейная направленность произведения; главные герои, второстепенные герои; сюжет произведения; другие компоненты: диалог, портрет, пейзаж, вводные эпизоды или авторские отступления, индивидуальная речь героев; язык писателя; жанр произведения; традиции и новаторство писателя; значение писателя.

Разрабатывая методику преподавания литературы в старших классах, В. В. Голубков большое внимание уделяет историко-литературным принципам, тщательно исследует методику школьной лекции.

Источник: https://students-library.com/library/read/55970-metodiceskij-opyt-vvgolubkova

Uchebnik-free
Добавить комментарий