21. Закономерности развития государства.

8.3 Основные закономерности развития государства.Государственный

21. Закономерности развития государства.

Исследование государственно-правовой организации общества с целью установления наиболее общих закономерностей происхождения, развития, функционирования государства и права есть цель науки теории государства и права. Закономерности происхождения государства и права освещены в лекции № 3.

Теперь остановимся на закономерностях развития государств.

Как уже упоминалось, закономерность, это внутренняя, объективная, необходимая, существенная, устойчивая связь или отношение между явлениями или процессами, которая порождает качественную определенность государственно-правовых явлений, их политико-юридические свойства.

Развитие – философская категория, выражающая процесс движения, изменения целостных систем (в данном случае государства), приводящая к возникновению качественно нового состояния (государства).

Развитие имеет направленность, необратимость, спиралевидность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязи прогресса и регресса, противоречивость, цикличность, развертывание во времени.

Закономерность в социальной действительности проявляется как тенденция. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, тенденция — это направление развития, склонность, стремление.

Тенденция характеризует развитие государства в данный момент, но, представляется, она может быть проявлением либо закономерности, либо случайности. Поэтому она может действовать зигзагообразно, постепенность сменяется скачком, застоем, поворотом назад.

На развитие государства оказывают влияние самые разные природно-экологические, социально-экономические, религиозные, национальные, международные, личностные факторы.

Все ученые, согласно тому, как они отвечают на вопрос о существовании закономерностей в развитии государства, делятся на две группы. Первая группа утверждает, что в основе развития общества лежат субъективные факторы, т.е. развитие общества зависит преимущественно от сознания и воли людей. Следовательно, закономерностей развития государства не существует.

Вторая группа считает, что в основе развития общества лежат объективные факторы, не зависящие о сознания и воли людей. Значит, закономерности развития государства существуют и подлежат установлению. Однако и эта группа исследователей придерживается различных взглядов на то, какие именно факторы определяют закономерности развития государства.

1. Природно-биологический натурализм. Течение теоретической мысли, предполагающей, что природные факторы определяют развитие государства:

а) первичные факторы: внешние (климат, ландшафт, флора и фауна) и внутренние (физические, эмоциональные, интеллектуальные качества и способности людей).

б) вторичные факторы, являются результатом влияния человеком на окружающую среду (строительство городов, дорог, хозяйственного освоения территорий и т.д.). Значение вторичных факторов увеличивается по мере развития человеческой цивилизации и усложнения государственной организации общества.

2. Экономический детерминизм. Развитие государства определяется, в конечном счете, развитием экономики:

а) история развития государства опирается на объективное (не зависящее от сознания и воли людей) развитие экономических отношений;

б) государство (и право) являются частями надстройки над экономическим базисом;

в) цель государства (и права) в обеспечении условий для развития производительных сил общества, эффективного развития экономики;

г) при определенном, достаточно высоком уровне развития экономики государство отмирает.

3. Этический и правовой позитивизм. Развитие государства определяется позитивно существующими правовыми нормами и этическими стандартами поведения:

а) исторически государство получает нормы морали и права как данность и обязано обеспечить их реализацию, снабдить санкциями;

б) развитие государства рассматривается как результат устранения пробелов и противоречий в правовом регулировании;

в) цель развития государства — наиболее полное воплощение всех моральных и правовых норм.

4. Идеологический позитивизм. Считает, что развитие государства лежит в области духа и определяется развитием идеологии:

а) идеология является источником развития государства;

б) процесс развития государства состоит в замене старой идеологии на новую;

в) цель государства в установлении идеологического единства в обществе.

Cделав краткий обзор течений теоретической мысли, по-разному оценивающей факторы, влияющие на развитие государства, рассмотрим как, в каком виде, в какой форме проявляются закономерности.

Стадиальность и цикличность развития. Ее заметили еще в античное время: подобно живому телу государству присущи рождение, рост, расцвет, упадок. В период ранней государственности, неразвитости общества и невыделенности личности, индивидуальности, население и его права воплощает монарх.

В зрелом обществе население осознает свою самостоятельность и преобладающей формой правления становится республика, где широко утверждаются права граждан.

В стареющем обществе, государственная власть принадлежит опять монарху, но уже императору, опирающемуся на мощный, разветвленный государственный аппарат, активно вмешивающийся в дела общества. Затем государственный организм гибнет.

Стадиальность просматривается и в отдельно взятом государстве. Так, в западноевропейских государствах раннефеодальное государство франков существовало в форе монархии.

С развитием феодальных отношений в период феодальной раздробленности возникает синьориальная монархия с принадлежностью решающих полномочий государственной власти крупных феодалам и выборностью монарха. Следующая ступень – сословно-представительная монархия.

Во Франции в этот момент крепнут связи между частями страны и появляется орган сословного представительства, Генеральные Штаты. Затем устанавливается абсолютная монархия. Крупные феодалы подавлены, их замки разрушены, Генеральные штаты перестают созываться.

Первоначально абсолютная монархия имеет прогрессивное значение, но позже становится причиной крушения социальной системы. Французская революция сломала старую систему, установив республиканскую форму правления.

Волнообразность развития. Усиление роли государства в обществе чередуется с либерализацией, когда степень управляемости ослабляется. Возможны и резкие взлеты и падения в развитии государства – от демократии к тоталитаризму.

Вариантность развития. О вариантности, т.е.разнообразии форм и содержания государственности позволяет судить сравнительный метод, выделение общего и различного. Например, вариантность четко видна при сравнении государственности Запада и Востока, либо конкретных государств: России, Франции, Великобритании.

Преемственность в развитии. Наблюдается преемственность как внутри отдельных государств, так и, в связи с глобализацией, между различными цивилизациями и государствами. Так, английский историк А.

Тойнби различал первичные и вторичные государства, когда вторичные создавали государственность на основе и по примеру первичных, воспринимая при этом государственные институты, их структуру, правовое регулирование.

В современных государствах фиксируют следующие тенденции в развитии государств:

а) унификация, демократизация и социализация на базе общечеловеческих ценностей;

б) интеграция государств и создание межгосударственных объединений (Евросоюз, Союз Белоруси и России и т.д.);

в) уменьшение роли государственного принуждения и уве6личение удельного веса «мягких» форм государственной деятельности (льготы, поощрения, обеспечение доступности важных социальных благ и т.д.);

г) установление идеи социального государства;

д) обилие переходных государственных форм;

е) установление технократического государства (информационные технологии влекут установление «сетевого государства», переход государственной власти к технократии);

ж) усиление регулирующей роли государства при высокой степени саморегулирования общества.

Выводы. Теория государства и права не может с точностью предсказать будущее конкретного государства или государственности в целом. Однако она выявляет глубинную необратимость, тенденции, варианты и пути альтернативного развития.

Логика объективного развития государства детерминируется причинами и факторами, выражается в закономерностях. Однако это не значит, что человек и его совесть не взвешиваются на весах истории.

Парадокс исторического развития в том, что закономерное и непредсказуемое (случайное) тесно связаны и нравственность и гуманизм взамен культа силы способны оказывать решающее и конструктивное воздействие на прогресс государства.

Государственный прогресс. Прогресс государства (с лат. – движение вперед), направление развития, которому свойственен переход от низшего к высшему, от менее совершенных и развитых форм организации государства к более развитым.

Считается, что прогресс государства возможен та, где новая государственная система способна осуществлять задачи и функции, недоступные прежнему государству. Прогресс государства в необратимости изменений от низших к высшим качествам.

Важно помнить, что прогресс в одном отношении может быть сопряжен с регрессом в другом.

Развитие не всегда совпадает с прогрессом. Возможно и регрессивное, деградирующее развитие.

Прогресс государства связан с прогрессом общества. Сама идея социального прогресса, считается, введена в науку в XYIII в. Критерии развития прогресса усматриваются в развитии человеческого разума, нравственности, науки и другом. Однако, российские философы, Вл. Соловьев, В.

Эрн утверждают, что идея прогресса древности неизвестна, поскольку движение государств и обществ связано с цикличностью. Прогресс же базируется на скрытом признании абсолютного смысла, смысла жизни, передвинутого в абсолют. Следовательно, идея прогресса общества и государства возникает в I в. н.э.

вместе с христианским учением.

Современные исследователи демонстрируют следующие подходы к прогрессу государства.

1. Вся мировая история и прогресс движутся циклически, поэтому все заранее известно, предопределено и прогресс государства условен и относителен.

2. Исторический процесс прямолинеен, непрерывно и хронологически развивается по восходящей линии:

а) по прямой;

б) по спирали.

Марксизм утверждает, что прогресс государства движется линейно, однонаправлено по пути к отмиранию, исчезновению государства, однако, через его укрепление на определенном этапе развития.

Современные исследователи (С.С. Алексеев, В.С. Нерсесянц, В.А.

Четвернин) видят прогресс в том, что не только государство, но и все общество становится правовым; в возникновении независимого правосудия; в предельной защите прав и свобод человека; в свободных выборах, парламентаризме, федерализме, в том, что государство блокирует теневые стороны рынка и в его социальной ориентации и т.д. В целом прогресс в том, что государство становится демократическим, правовым, социальным.

Западные авторы усматривают государственный прогресс в том, что:

— Растет рациональность управления, возрастают программные начала в жизни государства;

— Возрастает специализация управления и структурная сложность государственного аппарата;

— Увеличиваются удельный вес нормативных, законодательных начал и форм государственной деятельности;

— Уменьшается карательная роль государства;

— Государство приближается к идеалам справедливости.

3. Группа новой философии, сторонники социального пессимизма (Глюсман, Бенуа, Седийо, Лардро) утверждают, что мир и планета обречены на разложение. Следовательно, государственного прогресса не существует.

Выводы. Решение вопросов государственного прогресса тесно связано с мировоззрением ученых, а выбором критериев прогресса. Прогресс государства водном смысле может быть связан с регрессом в другом.

Источник: https://sci-book.com/gosudarstva-prava-teoriya/osnovnyie-zakonomernosti-razvitiya-47536.html

21. Закономерности развития государства

21. Закономерности развития государства.

Закономерностиразвития государства — этоосновные тенденции, т.е. основныенаправления, в которых происходитразвитие государства.

1.

Одна изосновных закономерностей развитиягосударства заключается в том, что помере совершенствования цивилизации,роста и упрочнения демократии онопревращается из “просто” организацииполитической власти, из примитивного,“варварского” принудительно-репрессивногообразования в политически организованноеобщество, где власть функционирует вкомплексе со всеми институтами государствав соответствии с принципом разделениявластей.

2.Историческийпроцесс идёт от несовершенного,неразвитого государства, выступающегопреимущественно в виде диктаторскойгосударственной власти, к развитомугосударству, где реализуются народовластие,экономическая свобода, свобода личности.

3.

Обращаяськ прошлому, надо видеть, что итогсуществования государства в условияхтеократически-азиатского ирабовладельческого, феодального обществ- это историческая бесперспективность,обречённость государственногосамовластия, монархической диктатурыи постепенное вхождение всего обществав развитое государство, в институтыдемократии — парламентаризма, разделениявластей, независимого суда, прав и свободчеловека. Такого рода процесс особочётко обозначился в Европе, СевернойАмерике в 18 — 19 веках в результате победыбуржуазных демократических сил.

4.Наряду сэтой основной закономерностью в развитиигосударства может быть отмечен и ряддругих тенденций:

а)возвышениеличности, превращение личности с еёприрождёнными правами в центрполитико-общественной жизни;

б)“уход”государства из экономики, всё большеего отделение от хозяйственной жизни,от выполнения функций собственника;

в)развитиеконституции, институтов и правовыхмеханизмов, сдерживающих, “обуздывающих”политическую власть, вводящих её в чёткоочерченные рамки, в строгий правовойрежим (разрешительный порядок);

г)всё большеепреобладание республиканской формыправления;

д)эволюция вформах и методах деятельностигосударственных органов, их всё большееподчинение закону, нравственным, гуманнымначалам.

В передовыхдемократических странах в областиполитико-государственной жизни всёбольшее значение приобретают такиетенденции:

1.

Государствовсё более становится “государствомчеловека”, в котором человек, егоприрождённые, неотъемлемые права исвободы, нравственно-духовные, гуманитарныеосновы его бытия выдвигаются на первоеместо.

2.Всё общество- а не только государственная власть -выступают в качестве правового.

3.

Утверждаютсякак незыблемые и получают всё болееширокое развитие институты либеральнойдемократии — парламентаризм, свободныевыборы, муниципальное самоуправление,федерализм.

4.Усиливаетсяв условиях невмешательства государствав экономику, в частно-правовые отношениясоциальная ориентация в его деятельности(“мягкое” регулирование отношенийрынка, блокирование его теневых сторондля ряда категорий населения — детей,престарелых, инвалидов).

5.Возвышаетсянезависимое правосудие, обеспечиваетсячерез него всесторонняя, “предельнаязащита человека, его прирождённых прави свобод.

6.Признаниеправового государства стало характернойчертой большинства конституций второйполовины 20 века.

7.Наиболеетипичные закономерности развитиягосударств в 20 веке: 1) изменениесоотношения государства и гражданскогообщества; 2) функциональная рольгосударства; 3) приоритет прав надгосударством; саморазвитие государствакак системы со своими элементами.

Очевидной и всёболее нарастающей доминантой развитиягосударств становится влияние на нихмеждународной среды. 20 век и особенноего последние десятилетия со всейочевидностью выявили:

  1. усиление взаимозависимости государств в решении общепланетарных проблем;

  2. расширение их многостороннего и двустороннего сотрудничества в сфере экономики и торговли, транспорта, информации и связи, культуры и науки, в гуманитарной области в целом;

  3. всё большую “включённость” государств в орбиту деятельности межгосударственных объединений типа ООН, ЕС, СЕ, СНГ и международных организаций, “переплетённость” публичных институтов;

  4. признание приоритета норм международного права над внутренним правом.

Правда, названныезакономерности представляют собойобщие тенденции, главные линии эволюциигосударств нашей планеты. Развитиеконкретного государства нередко бываетвесьма противоречивым.

Зигзаги, поворотыназад, непредсказуемые шарахания изкрайности в крайность, особенно когдагосударственная власть используетсяв личных, групповых, клановых интересах,подчиняется узкопартийным целям изадачам, иной раз делают это развитиевесьма противоречивым (фашизм в Германии,тоталитарные режимы в “социалистических”странах).

Виды союзовРоссии с другими государствами. СНГ.Союз России и Беларуси. СНГ.

Соглашение осоздании Содружества НезависимыхГосударств было подписано 08 декабря1991 года между: Республикой Беларусь,Украиной и РСФСР. Статья 14: “Деятельностьорганов бывшего Союза ССР на территорияхгосударств — членов Содружествапрекращается”.

Статья 4: “Высокиедоговаривающиеся Стороны будут развиватьравноправное и взаимовыгодноесотрудничество своих народов и государствв области политики, экономики, культуры,образования, здравоохранения, охраныокружающей среды, науки, торговли, вгуманитарной и иных областях, содействоватьширокому информационному обмену,добросовестно и неукоснительно соблюдатьвзаимные обязательства”.

Статья7: “Высокие Договаривающиеся Стороныпризнают, что к сфере их совместнойдеятельности, реализуемой на равноправнойоснове через общие координирующиеинституты Содружества, относятся:

  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
  • сотрудничество в области окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности;
  • вопросы миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью”.

Статья 14 “Официальнымместом пребывания координирующихорганов содружества является городМинск”.

Протокол к Соглашениюо создании СНГ от 21 декабря 1991 года — вСНГ вошли: Азербайджан, Армения, Беларусь,Казахстан, Кыргызстан, Молдова, РоссийскаяФедерация (РСФСР), Таджикистан,Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Алма-АтинскаяДекларация от 21 декабря 1991 года:“Независимые Государства — АзербайджанскаяРеспублика, Республика Армения, РеспубликаБеларусь, Республика Казахстан, РеспубликаКыргызстан, Республика Молдова, РоссийскаяФедерация (РСФСР), Республика Таджикистан,Туркменистан, Республика Узбекистан иУкраина, заявляют о нижеследующем:

Взаимодействиеучастников Содружества будет осуществлятьсяна принципе равноправия черезкоординирующие институты, формируемыена паритетной основе и действующие впорядке, определяемом соглашениямимежду участниками Содружества, котороене является ни государством, нинадгосударственным образованием.

С образованиемСодружества Независимых ГосударствСоюз Советских СоциалистическихРеспублик прекращает своё существование”.

Грузия подписалаАлма-Атинскую Декларацию 09 декабря 1993года.

Соглашение окоординационных институтах СодружестваНезависимых Государств от 21 декабря1991 года: “1. Для решения вопросов,связанных с координацией деятельностигосударств Содружества в сфере общихинтересов, создать высший органСодружества — “Совет глав государств”,а также “Совет глав правительств”.

Источник: https://studfile.net/preview/4419536/page:31/

Закономерности развития государства

21. Закономерности развития государства.

Закономерности развития государства —это основные тенденции, т.е. основные направления, в которых происходит развитие государства.

1.

Одна из основных закономерностей развития государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации, роста и упрочнения демократии оно превращается из “просто” организации политической власти, из примитивного, “варварского” принудительно-репрессивного образования в политически организованное общество, где власть функционирует в комплексе со всеми институтами государства в соответствии с принципом разделения властей.

2.Исторический процесс идёт от несовершенного, неразвитого государства, выступающего преимущественно в виде диктаторской государственной власти, к развитому государству, где реализуются народовластие, экономическая свобода, свобода личности.

3.

Обращаясь к прошлому, надо видеть, что итог существования государства в условиях теократически-азиатского и рабовладельческого, феодального обществ — это историческая бесперспективность, обречённость государственного самовластия, монархической диктатуры и постепенное вхождение всего общества в развитое государство, в институты демократии — парламентаризма, разделения властей, независимого суда, прав и свобод человека. Такого рода процесс особо чётко обозначился в Европе, Северной Америке в 18 — 19 веках в результате победы буржуазных демократических сил.

4.Наряду с этой основной закономерностью в развитии государства может быть отмечен и ряд других тенденций:

а)возвышение личности, превращение личности с её прирождёнными правами в центр политико-общественной жизни;

б)“уход” государства из экономики, всё больше его отделение от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника;

в)развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих, “обуздывающих” политическую власть, вводящих её в чётко очерченные рамки, в строгий правовой режим (разрешительный порядок);

г)всё большее преобладание республиканской формы правления;

д)эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их всё большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.

В передовых демократических странах в области политико-государственной жизни всё большее значение приобретают такие тенденции:

1.

Государство всё более становится “государством человека”, в котором человек, его прирождённые, неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные, гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место.

2.Всё общество — а не только государственная власть — выступают в качестве правового.

3.

Утверждаются как незыблемые и получают всё более широкое развитие институты либеральной демократии — парламентаризм, свободные выборы, муниципальное самоуправление, федерализм.

4.Усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в частно-правовые отношения социальная ориентация в его деятельности (“мягкое” регулирование отношений рынка, блокирование его теневых сторон для ряда категорий населения — детей, престарелых, инвалидов).

5.Возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него всесторонняя, “предельная защита человека, его прирождённых прав и свобод.

6.Признание правового государства стало характерной чертой большинства конституций второй половины 20 века.

7.Наиболее типичные закономерности развития государств в 20 веке: 1) изменение соотношения государства и гражданского общества; 2) функциональная роль государства; 3) приоритет прав над государством; саморазвитие государства как системы со своими элементами.

Очевидной и всё более нарастающей доминантой развития государств становится влияние на них международной среды. 20 век и особенно его последние десятилетия со всей очевидностью выявили:

1.

усиление взаимозависимости государств в решении общепланетарных проблем;

2.расширение их многостороннего и двустороннего сотрудничества в сфере экономики и торговли, транспорта, информации и связи, культуры и науки, в гуманитарной области в целом;

3.

всё большую “включённость” государств в орбиту деятельности межгосударственных объединений типа ООН, ЕС, СЕ, СНГ и международных организаций, “переплетённость” публичных институтов;

4.признание приоритета норм международного права над внутренним правом.

Правда, названные закономерности представляют собой общие тенденции, главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретного государства нередко бывает весьма противоречивым.

Зигзаги, повороты назад, непредсказуемые шарахания из крайности в крайность, особенно когда государственная власть используется в личных, групповых, клановых интересах, подчиняется узкопартийным целям и задачам, иной раз делают это развитие весьма противоречивым (фашизм в Германии, тоталитарные режимы в “социалистических” странах).

Предыдущая10111213141516171819202122232425Следующая

Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 963; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/2-26806.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий