21. Термин и понятие «государство»: их многозначность. Подходы к понятию государства

17)Термин и понятие «государство»: их многозначность. Подходы к понятию государства

21. Термин и понятие «государство»: их многозначность. Подходы к понятию государства

До16в. не существовало понятия государства.В 16в. термин Statoввел Макиовели.

Государство-этострана.

Государство-этовласть, система властеотношений.

Государство-территория.

Государство-системагос.органов.

Государство(сталинскоеопределение)-система органов подавленияи принуждения.

ЛевПетрожицкий: государство-идея, эмоция.

МихаилРейснер:государство-идея в головахгослюдей.

ГансКельзен: государство-совокупность прави обязанностей.

ПитиримСорокин: государство-социальный институт.

Алексеев:государство-политическая организацияобщества, обеспечивающая его единствои целостность, осуществляющаясяпосредством госмеханизма власти,придающее праву общеобязательныйхарактер.

Подходыкак определить государство зависятмировоззрения.

Естьузкий и широкий подход.

Широкийподход: государство-союз людей проживающихна данной территории, политическаяформа организации всего общества.

Узкийподход: государство-аппарат управления,система органов, управляющих обществом.

Арифметическийподход:

1)трёхэлементный:государство-совокупность населения,территории, власти.

2)многоэлементный:государство-Вебер выделял до 40 элементовв государстве.

Подходык понятию государства:

1)Классовоый (К. Маркс и Ф. Энгельс)

Государство–организация политической властигосподствующего класса над экономическизависимым классом.

2)Цивилизационный

Государство– это продукт развития человечества(Цивилизации)

18)Сущность государства. Государство и общество

Сущностьгосударства-это смысл, главное в нём,что определяет его содержание ифункционирование. Таким главным вгосударстве является власть. Вопрос осущности государства – это вопрос отом кому принадлежит госвласть.

Таксторонники теории элит считают чтонародные массы не способны осуществлятьгосвласть, управлять должна верхушкаобщества-элита.

Сторонникитехнократической теории говорят чтоуправлять должна профессионалы-управленцы.Обе теории страдают антидемократизмом,отрывают власть от народа.

Сторонникидемократической доктрины утверждают,что источником и носителем властиявляется народ, госвласть должна бытьнародной.

Марксистскаятеория доказывает, что госвластьпринадлежит экономически господствуещемуклассу. Классовая сущность государства-оно орудие, в руках экономическигосподствующего класса для подавленияэкономически зависимого класса.

Социальнуюоснову государства составляют слоиактивно его поддерживающие. Государствов своей деятельности опирается на них.Государство, имеющее узкую социальнуюбазу опирается на насилие и обман.

Престиж госвласти основан на довериик ней широких слоёв населения. Поддержкаобществом государства может бытьосознанной и неосознанной. Неосознаннаяопирается на мифы, эмоции, вызванныеполитикой популизма госдеятелей.

Осознанная – следствие всестороннейоценки деятельности госорганов.

19)Признаки и определение государства. Отличие государства от социальной организации первобытного общества

Государство-этополитическая организация общества,обеспечивающая его единство и целостность,осуществляющаяся посредством госмеханизмавласти, придающее праву общеобязательныйхарактер.

Признакигосударства:

1.Политическаяпубличная власть.

Власть– это способность чьей-либо воливоздействовать на волю другого, подчинятьеё себе. Государство, используя власть,стремится установить границы возможногои должного в обществе поведения,определённого порядка, который называетсяправовой порядок.

Государствопритязает на роль универсальногопредставителя всего общества. В такойроли оно выступает внутри своих границ(например, судебные решения принимаютсяименем Российской Федерации) и во внешнихотношениях с другими государствами илимеждународными организациями.

Сформальной стороны публичностьгосударственной власти означает, чтов обществе выделяется специальныйаппарат управления состоящий изчиновников (государственных служащих),призванных принимать меры, направленныена реализацию общих социальных интересов.Используя свои властные полномочия,чиновники решают экономические, политические, социальные, культурныеи иные задачи.

2.Территориальные организации населения.

Государствоохватывает всех без исключения людей,проживающих на данной территории иимеющих личную устойчивую правовуюсвязь с государством, порождающуювзаимные права, обязанности иответственность (гражданство илиподданство).

Территориальные, а некровно-родственные связи между людьмихарактеризуют практически все современныегосударства.

Территориальный принципделения населения приводит к необходимостиопределения границ, установлениюцелостности (территориальнойнеприкосновенности) любого государства,появлению систем центрального и местногоуправления.

Ктерритории внутри государственныхграниц относится: суша, в том числе недраи континентальный шельф, внутренние ивнешние (12 морских миль) территориальныеводы, воздушное пространство.

Кгосударственной территории приравниваютсяречные морские и воздушные суда,передвигающиеся под флагом государства.

Военные суда приравниваются к территориигосударства без исключений, а гражданскиевоздушные и морские суда – в водах ивоздушном пространстве своего государства,открытом море и воздушном пространстве.

Государственнаятерритория может подвергаться изменениям.Это должно происходить на основесвободного и ясно выраженноговолеизъявления народа (например,референдума). Формами изменения территориигосударства может быть присоединениесоседней территории, или уступка,передача части территории другомугосударству.

3.Связанность с правом.

Государствораспространяет своё влияние практическина все сферы жизнедеятельности общества.Оно обладает монопольным правом издаватьзакреплённые в юридических источниках и распространяющиеся на всех правовыенормы. Такой возможностью не обладаетбольше ни одна другая властная организация.Право является основным средствомвыражения властных велений.

Вто же время само государство в своейорганизации и деятельности руководствуетсяправовыми нормами. В соответствии сзаконами и подзаконными актами строитсявся система государственных органов иорганов местного самоуправления.Президент, министры, прокуроры, судьи– все выстраивают свою деятельность всоответствии с принципами и нормамиправа, подчиняются им.

4.Государственный суверенитет.

Государственныйсуверенитетпредставляет собой политико-правовоесвойство государства, заключающееся ввозможности самостоятельно определятьсвою внутреннюю и внешнюю политику,решать поставленные задачи.

Суверенитетгосударства имеет внутренний и внешнийаспекты. Государство осуществляетдеятельность независимо от властииностранных держав, которые не могутнавязывать ему свою волю (независимостьвовне). Кроме того, государство имеетприоритет над всеми другими властнымиорганизациями этого же общества(верховенство внутри).

5.Государственная символика.

Ксимволике государства обычно относятего название, государственный флаг,герб и гимн. Как правило, по поводугосударственной символики принимаютсяспециальные законы, содержащие точноеописание всех составляющих символов.

Источник: https://studfile.net/preview/5580312/page:11/

Основные подходы к понятию государства. Признаки государства

21. Термин и понятие «государство»: их многозначность. Подходы к понятию государства

В современном мире накоплено достаточно много подходов к пониманию государства. Это обусловливается:

    1. сложностью проблемы;
    2. наличием в обществе многочисленных социальных групп с различными интересами по отношению к государству.

Первые попытки определения государства и объяснения его людям были сделаны еще в древности.

В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия «государство», например:

    • общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства (Н. Коркунов);
    • естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка (Л. Гумплович;
    • союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью (Л. Тихомиров);
    • союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории (Е. Трубецкой);
    • союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти (И. Ильин).

Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

Но ни одно из множества известных определений государства не является исчерпывающим, они лишь позволяют сделать следующие методологически значимые выводы:

    1. государство — это продукт общественных отношений;
    2. государство — это форма существования общества;
    3. государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая структура всех сфер жизни общества (экономической, политической, социальной и духовной): «…с опреде­ленного момента развития общества государство является необходимым спо­собом его организации, неотъемлемым условием его существования и жизне­деятельности»;
    4. при любом определении государства речь идет и о системе властных государственных органов;
    5. потребности общества определяют назначение, функции, цели и задачи государства.

Государство — это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой.

Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов.

Таким образом, государство — самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой (И.Ф. Ракитская).

В юридической науке выделяются и некоторые другие подходы к пониманию государства. Так, В.Е.Чиркин насчитал пять основных подходов к понятию государства:

    • теологический (широко используется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата);
    • классический (государство как совокупность трех слагаемых — власти, территории, населения);
    • юридический (государство — юридическая персонификация нации);
    • социологический (представлен небольшим количеством школ, в том числе марксистским направлением в государствоведении);
    • кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями) .

А.Б. Венгеров отмечает, что обобщение взглядов многих философов и теоретиков позволяет рассматривать государство с помощью следующих подходов:

    1. государство как союз, объединение людей для обеспечения их благоденствия, защиты;
    2. государство как определенная коллективность, ассоциация, создаваемая публично-властными отношениями и институтами;
    3. государство как аппарат, особый слой людей, призванных управлять другими людьми;
    4. государство как инструмент, машина, предназначенная для осуществления справедливости;
    5. государство как действительность нравственной идеи, живой развивающийся организм;
    6. государство как орудие господствующего класса для подавления классовых противников.

Таким образом, можно сделать вывод, что с точки зрения современных представлений, государство должно высту­пать как властная система, ради достижения конкретных целей организующая общество в границах определенной территории и координирующая главные стороны его жизни.

Признаки государства

К признакам государства можно отнести:

    1. наличие публичной власти;
    2. организация общества (населения) в границах определенной территории;
    3. налоги и сборы;
    4. суверенитет;
    5. издание общеобязательных правил поведения;
    6. государственный язык;
    7. символы государства (герб, гимн, флаг).

При этом превые три признака отличают государство от организации первобытного общества, а остальные — от других организаций.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/osnovnie-podchodi-k-ponyatiiu-gosudarstva-priznaki-gosudarstva

Термин и понятие «государство», их многозначность, подходы к государствопониманию

21. Термин и понятие «государство»: их многозначность. Подходы к понятию государства

Ответы по проблемам теории государства и права

Понятие «государство» относится к разряду тех категорий, содержание которых в наибольшей степени зависит от миропонимания. Существование различных мировоззренческих систем влечёт многоаспектность в понимании и определении государства.

Формирование представлений о государстве происходило в течение длительного периода времени. И с самых давних времён люди по-разному воспринимали государство.

Так древние народы ассоциировали государство с личной связанностью человека и общества, которая носила, чуть ли не телесные, осязаемые формы:

· в древнем Китае государство – поднебесное, находящееся под властью неба и управляющее всеми земными делами через своего представителя (императора);

· в древней Индии – это высший сверхчувствительный организм, частями которого являются люди;

· в античном мире – это «полис» — сообщество граждан, живущих на одной земле, имеющих общих богов и общую судьбу.

В арабском мире государство понималось как место, где господствует ислам.

В России формирование понятия государства начинается с XVI века. В это время государство связывается с появлением единого центра власти на всех русских землях. В XIX веке термин «государство» приобретает вполне европейское содержание. На смену «Богом данного» государства приходит «человеком сделанное».

В современной юриспруденции существует несколько трактовок государства, сформированных в рамках различных мировоззренческих систем:

· государство — социальный организм (органические теории).

· государство — идея, фикция (Петражицкий)

· комбинация прав и обязанностей, юридическое лицо (Г. Кельзен)

· социальный институт, особая система властных отношений, придающих обществу определённую политическую форму (П. Сорокин, С. Франк).

В широком смысле государство может пониматься как особая система властных отношений, придающих обществу определённую политическую форму.

В узком смысле государство – это существующий в обществе аппарат управления людьми.

Конкретное наполнение термина «государство» как правило, зависит от контекста, в котором этот термин употребляется. Например, в контексте ст.

65 Конституции РФ, где перечисляются субъекты РФ, входящие в состав России, термин «государство» употребляется как синоним термину «страна» и обозначает не только высшие органы, наделённые властью, но и территорию, на которую эта власть распространяется, и население, проживающее на данной территории.

Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества. [Матузов, Малько]

Термин «государство» употребляется в трёх значениях:

1. Государством называют совокупность людей, проживающих на определённой территории и объединённых публичной властью (страна, т.е. политико-географическое значение). Государство-страна включает в себя три элемента: 1) население (народ); 2) территорию; 3) власть.

2. Государством называют людей, осуществляющих государственную власть, составляющих государственный аппарат, т.е. совокупность государственных органов и должностных лиц, обладающих публично-властными полномочиями (охватывает форму организации политической власти аппарат, механизм власти в обществе, т.е. система институтов власти).

3. Государство рассматривают как совокупность политических, публично-властных отношений повеления и подчинения.

Во всех трёх случаях речь идёт об организации и функционировании публичной политической власти как власти государственной, но о её разных аспектах.

Однако существующие разные понятия государства учитывают все три значения термина «государство». Так что три значения термина «государство» – это ещё не три разных понятия государства.

Разные понятия государства возникают тогда, когда сущность государственной власти понимают по-разному.

Различные подходы к пониманию государства.

1. Теологический подход. Согласно христианскому учению, государство – божественного происхождения. «Дар власти – от Бога», — сказано в послании римского папы Льва XI.

Целью власти является не преимущество правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир, добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважать права, чьи бы они ни были, оберегать рабочих от жестокости хищных хозяев.

Другой разновидностью теологического подхода является мусульманское учение, согласно которому глава государства халиф – наследник пророка Мухаммеда.

Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона, данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране. Суверен (халиф, имам, правительство) – не господин, а слуга мусульманского права, которое он изменить не может.

2. Юридический подход. Государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации. Нормативист Г. Кельзен – подразумевает под государством оформленный законом аппарат публичной политической власти, его организацию и функционирование, его законные полномочия.

Фактически государство отождествляется с совокупностью законов о власти, с содержание конституционного и административного законодательства, законодательства о судоустройстве и т.д.

Государством считается то, что предписывают законы о монархе, президенте, правительстве, суде, прокуратуре, полиции и должностных лицах, причём независимо от того, что именно предписывают эти законы.

Государственная жизнь рассматривается как осуществление законных полномочий власти и выполнение подвластными законных обязанностей и предписаний власти, как законопорядок. Итак, государством здесь называется содержание законов об организации, полномочиях и осуществлении суверенной принудительной власти. Действительность государства объясняется как реализация этих законов.

3. Кибернетический подход. Государство рассматривается как определённая система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями.

Ибо осуществление власти в определённой мере есть движение информации в виде прямой связи государства с обществом – издание законов и иных нормативно-правовых актов, обращённых к членам общества, и в виде обратной связи – информация о состоянии управляемых государством систем, процессов.

4. Социологический подход. Общей чертой социологического понятия государства является отрицание юридической природы государства, рассмотрение в качестве основы государства не формально-юридических, а фактических социальных явлений, а именно явлений властвования.

Иначе говоря, в социологическом понятии государство отождествляется с организацией публичной политической власти независимо от содержания власти. И поскольку публичная политическая власть – это всегда принуждение, и к тому же в круг объектов, описываемых понятием государства, попадает и деспотия, то сущность государства объясняется как сила, организованное насилие.

Общее определение социологического понятия государства сводится к следующему: государство – это наиболее действенная (наиболее сильная, верховная, суверенная) организация власти у населения, проживающего в пределах определённой территории. Сущность власти – это сила, не связанная никакой законной формой. Сила может соблюдать форму, но может и не соблюдать.

Разновидностью социологического понятия является марксистко-ленинское понятие государство. Здесь сущность государства объясняется через классовое господство и классовое насилие.

5. Либеральный подход. Государство – это концепция «государства – ночного сторожа».

Государство не вмешивается в экономические, социальные и духовные отношения, не управляет экономикой, культурой, а только устанавливает «правила игры» – нормы права, охраняет в обществе порядок. Основоположник немецкого либерализма, великий философ И.

Кант определял государство как множество людей, подчинённых правовым законам. Гениальный мыслитель Г. Гегель видел в государстве правовую форму политического принуждения, в истории государства – прогресс свободы.

6. «Государство – социальный арбитр». Общество социально неоднородно, индивиды и социальные группы имеют разные интересы, интересы могут не совпадать и даже противоречить друг другу. На этой основе могут возникать разного рода конфликты.

В таких случаях государство выступает как арбитр, разрешает конфликты, сглаживает противоречия. М. Вебер определяет государство как организованное принуждение.

Государство есть союз, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное принуждение.

Классовый подход к пониманию государства.

1. Появление государства – регрессивное событие, шаг назад в истории человечества, нарушающее его естественно-природное существование и развитие. Первобытное общество называлось обществом равных возможностей и даже «первобытным коммунизмом».

2. Замена родового строя государством было вызвано прежде всего экономическими причинами, а именно, разделением общественного труда, появлением прибавочного продукта и частной собственности.

3. Перемена в экономических условиях жизни общества расколола общество на непримиримые классы, который создал государство с мощным аппаратом подавления и принуждения эксплуатируемого класса.

4. Общество со времени утверждения частной собственности разделяется на антагонистические классы, а государство является политической организацией экономически господствующего класса.

5. Сущность государства – это диктатура, насилие господствующего класса для подавления других классов.

6. Государственный аппарат, опираясь на насилие, управляет обществом так, как это выгодно и угодно господствующему классу, и может не считаться с интересами других классов. «Государство есть машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников» (И.В. Сталин).

7. По отношению к такой силе у подвластных, даже у представителей господствующего класса, не может быть никаких естественных прав.

8. Фактическая (экономическая) сила членов общества даёт им большую или меньшую фактическую свободу произвола.

9. Диктатура класса означает несвязанность власти какими бы то ни было законами. «Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами» (В.И. Ленин).

10. Таким образом, классовый подход объясняет государство как антиправовую организацию публичной политической власти, природа которой такова, что она не может быть фактически ограничена даже законом.

11. Судьба государства как орудия насилия и угнетения исторически предрешена: оно должно отмереть, исчезнуть и быть заменено органами самоуправления народа.

Цивилизационный подход к пониманию государства.

1. Возникновение государства – это переход человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации, т.е. обретение им качеств самостоятельной, саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Первобытное общество полностью зависимо от природы, базируется на природно-естественном укладе жизни людей племени, союза племён.

2. Движение к цивилизации, т.е. к государству, связано с выделением из однородной массы, коллектива (каким и были род, племя) автономной, свободной, независимой личности.

Чему способствовали такие факторы, как избыточный продукт, частная собственность, экономическая свобода, осознание человеком своего «Я», своих личных потребностей и интересов, несовпадающих с общественными, а также исторические, национальные, географические и другие факторы.

3. Самостоятельными, независимыми или правовыми личностями в условиях перехода от первобытного общества к цивилизации в силу объективных и субъективных причин могли стать не многие люди, а только наиболее активные, зрелые, подготовленные к обособленной, самостоятельной жизни.

Поэтому естественно, что разрыв с родовой общиной, её распад проходили в тяжёлой, жестокой борьбе, но это была борьба и за личную свободу, и за свои права. Причём, чтобы стать реальными, права и свободы должны были обязательно получать закрепление и защиту.

Это могла сделать только новая организация власти – государство.

4. Государство явилось результатом соглашения, компромисса объединённых в класс свободных, правовых личностей – собственников. Их свобода утверждалась с помощью силы и вопреки общему равенству, при наличии несвободы других людей. И всё же это был огромный шаг вперёд.

5. По мере продвижения человечества по ступеням цивилизации государство превращается из орудия преимущественно подавления в средство реализации общественных дел, инструмент согласия и поиска компромисса. Его основная обязанность – защищать права и свободы.

6. Государство есть фактор общечеловеческой культуры, общецивилизационное достояние, это прежде всего общесоциальная ценность.

7. Государство, его органы, общественные объединения – короче, все социальные институты, играют служебную по отношению к личности и гражданину роль, ответственны перед ним.

8. Государство служит обществу в целом и поэтому выражает такой всеобщий интерес, который состоит в обеспечении целостности и стабильности социальной системы. Но государство выражает ещё и общие интересы частных лиц – обеспечение прав и свобод личности.

9. Сила государства заключается не в том, что власть способна ограничивать свободу подвластных, а в том, что она способна эффективно обеспечивать их права и свободы, действуя в пределах, установленных правовыми законами.

10. Государственные институты власти рассчитаны на то, что граждане, как автономные субъекты, способны самостоятельно решать свои частные дела, и поэтому государство приходит им на помощь лишь тогда, когда они требуют административной или судебной защиты своих прав и свобод.

11. Государственная организация, возникнув на определённой ступени зрелости социального организма, становится вечной, неотъемлемой принадлежностью человеческой цивилизации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_116263_termin-i-ponyatie-gosudarstvo-ih-mnogoznachnost-podhodi-k-gosudarstvoponimaniyu.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий