21. Принципы и методы преподавания фонетики в школе.

Задачи преподавания фонетики в школе

21. Принципы и методы преподавания фонетики в школе.

Методика фонетики

1. Задачи преподавания фонетики в школе.

2. и структура школьного курса фонетики и орфоэпии.

3. 3 основные аспекта изучения звука.

4. Методы и приемы изучения фонетики.

Фонетика – учение о звуках и звуковой системе языка – в школе изучается на пропедевтическом уровне в начальных классах.

В 5-м классе фонетика изучается как самостоятельный раздел.

В 6-7 классах осуществляется попутное повторение фонетики.

В X–XI классах авторы учебников включают данный раздел в пособия по русскому языку для старшеклассников.

Знания, умения и навыки по фонетике и орфоэпии проверяются на ЕГЭ.

Значение фонетики в школьном курсе русского языка обусловлено ролью в языке его звуковой стороны. В современной лингвистике язык определяется как коммуникативная система знаков. Это определяет и подход к изучению отдельных сторон языка, в т.ч. и фонетике. Отсюда важность формирования у детей представления о языке как неразрывной связи между звуковой и смысловой его сторонами.

Задачи преподавания фонетики в школе:

· дать школьникам представление о звуковой системе русского языка, показать богатство фонетических средств русского языка;

· показать основные случаи соответствия и несоответствия между произношением и написанием;

· создать базу для усвоения орфографии (наиболее сильно эта сторона представлена в учебнике по русскому языку для 5 класса под ред. М.В. Панова);

· познакомить учащихся с важнейшими нормами современного русского литературного произношения, т.е. создать основу произносительно-слуховой культуры школьников.

(Учебники, в которых данный аспект, на наш взгляд, представлен наиболее интересно:

1. Грамматика русского языка. 5 – 6 классы. Ч. 1. / Под ред. Л.В. Щербы. – М., 1952.

2. Русский язык. 5 класс. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта (начиная с 1982 г.) – раздел написан В.В. Львовым.

3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. 5 класс.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс.)

· способствовать развитию речи школьников, в т.ч. развитию выразительному чтению;

· показать связь фонетики с лексическими и грамматическими явлениями.

А.М. Пешковский считал, что одной из задач изучения фонетики «узнать природу звука, а не то, что написано в читаемой книге». Он рекомендовал на занятиях по фонетике идти от звука, а не наоборот, не ставить вопрос, «как произносится та или иная буква, а только, как пишется тот или иной звук».

На современном этапе развития школы задачи обучения фонетике расширяются и углубляются, т.к. курс фонетики все более приближается к научному курсу русского языка. Это относится, например, к учебнику для 5 класса под редакцией профессора М.В. Панова.

В соответствии с современной образовательной парадигмой на занятиях по фонетике и орфоэпии формируются следующие компетенции:

· языковая,

· лингвистическая,

· коммуникативная,

· культуроведческая.

В разделе «Фонетика» учащиеся должны получить представление об особенностях фонетической системы русского языка, русской звучащей речи (языковая компетенция).

В свою очередь, изучение особенностей звуковой системы русского языка позволяет ввести понятие об орфоэпических и акцентологических нормах русского языка, о хорошей и плохой дикции, об эстетической роли звуков речи, о способах звуковой организации речи для усиления ее выразительности. Все эти знания имеют большое значение для развития речи школьников, совершенствования их коммуникативной компетенции.

Авторы современных учебников, заботясь о развитии лингвистической компетенции, в разделе «Фонетика» дают сведения о лингвистах.

На современном этапе обучения русскому языку знания, умения и навыки, сформированность компетенций проверяются в школе различными способами.

Одним из способов, реализуемых в последние годы, наиболее интересно представлен в учебно-методическом комплекте под редакцией С.И. Львовой. Речь идет о «Дневнике достижений учащегося по русскому языку», созданном проф. Л.В. Черепановой.

Благодаря данному пособию, каждый ученик имеет возможность провести самооценку ЗУНов и в какой-то мере проверить сформированность компетенций.

и структура школьного курса фонетики

В начальной школе ученики по традиции получают сведения о фонетике и графике: о звуке речи, букве, согласных, гласных, слоге, ударении, гласном ударном и безударном, согласных звонких и глухих, твердых, мягких, шипящих, ъ, ь.

В последние десятилетия наряду с традиционными системами обучения появляются нетрадиционные системы обучения. Так, в начальной школе в 90-х годах широкое распространение получили развивающие системы обучения Эльконина, Давыдова, Занкова. Ученики получают представление о сонорных согласных, фонеме, позиционных изменениях и пр.

Для начальной школы предложен целый ряд интересных пособий и учебников. Среди них и учебник «Русский язык» для начальной школы, где программа по фонетике включает в себя значительно больший объем сведений, по сравнению с традиционными методиками. Например, в учебнике В.В. Репкина раздел «Фонетика», как и у М.В. Панова, максимально приближен к научному курсу русского языка.

Учитывая возраст учеников (6–7 лет) и их стремление к игре, импровизации, у В.В.

Репкина, чтобы обучение было увлекательным, чтобы дети были заинтересованы в выполнении заданий, на страницах учебника появляются близнецы Маша и Алеша и их друг Петя. С ними дети могут советоваться при выполнении домашних заданий.

К тому же Маша, Алеша и Петя пообещали роботу Сам Самычу научить его писать по-русски. Таким образом, большое количество уроков проводится в форме дидактической игры.

Программы, учебники для начальной школы и 5-го класса дают различный объем раздела: отличается количество изучаемых терминов и понятий, количество часов, отводимых на изучение данного раздела.

Даже сам раздел может называться по-разному. Так, в учебнике, написанном Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комисаровой, И.В.

Текучевой для 5 класса, раздел называется «Слово и его фонетическое оформление».

В 5 классе большинство учебников незначительно расширяет объем сведений, полученных учащимися в начальной школе. Иногда даются сведения об органах речи, образовании звуков речи, обозначении звуков речи на письме, сонорных звуках, даются определения наук: фонетика, орфоэпия, орфография.

Наиболее широко и в плане терминологии и во временном отношении раздел «Фонетика» представлен в учебнике под ред. Панова (раздел написан также М.В. Пановым). Выдающийся лингвист и методист М.В.

Панов в 5 классе предлагает изучение таких тем, как «Общие сведения о звуках языка», «Речевой аппарат», «Согласные и гласные», «Фонетическая транскрипция», «Чередования.

Позиционные чередования», «Позиция», «Мена звонких шумных на глухие», «Мена глухих на звонкие», «Фонема», «Сильная и слабая позиция», «Фонемный принцип в русском письме», «Характер русского письма», «Сведения из истории русского произношения» и т. д.

Профессор М.В. Панов значительно расширил школьный курс, максимально приблизив его к достижениям современной лингвистики, показав методические приемы их изучения. Трудные вопросы фонетики и фонологии представлены необыкновенно интересно.

М.В. Панов вводит в учебник элементы занимательности: большинство упражнений построены по принципу игры, диалога, спора сквозных героев Насти Кувшинчиковой и Вовы Бутузова. Многие упражнения предполагают практическое выполнение (произнесение отдельных звуков, слов, наблюдение над работой речевого аппарата). Совокупность этих приемов характеризует автора как отличного методиста.

Характеризуя учебник М.В. Панова, способы, приемы подачи материала по фонетике, мы отмечаем, что автор вводит дополнительные сведения по фонетике и фонологии ради того, чтобы найти способы облегчить усвоение орфографии, способствовать развитию речи учащихся.

Отсутствие фонологии в школьной программе мешает осознанному усвоению языка, тормозит развитие речи ребенка и его способностей, отрицательно сказывается на обучении орфографии: «орфография предстает в виде разрозненных правил, неправильно дается понятие об основном орфографическом принципе, знание которого могло бы облегчить изучение орфографии и сделать его более интересным».

После 5 класса фонетика изучается попутно с изучением других разделов русского языка: морфемикой, морфологией и синтаксисом

Источник: https://studopedia.su/17_119348_zadachi-prepodavaniya-fonetiki-v-shkole.html

Изучение фонетики в школе

21. Принципы и методы преподавания фонетики в школе.

Обучение фонетикеставит целью прежде всего решение практических задач – привитие учащимся прочных навыков правильного русского произношения. Значение правильного произношения определяется его коммуникативной функцией, т.к.

искажение произношения звуков, неправильная постановка ударения или неправильное интонирование могут затруднить понимание или привести к неправильному пониманию высказывания.

Это обстоятельство обуславливает исключительную важность работы по привитию правильных произносительных навыков в процессе обучения русскому языку в школе.

обучения фонетике определяется программой по русскому языку, особое внимание уделяется совершенствованию артикуляционных навыков, работе над нормами ударения и интонацией. В результате изучения данного раздела ставится цель сформировать следующие умения и навыки:

— слышать и различать звуки;

— различать звуки и буквы;

— уметь акцентировать ударные слоги;

— в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме;

— пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарями.

С фонетической системой русского языка учащиеся знакомятся еще в начальных классах, чисто практическим путем осваивая артикуляцию звуков родного языка, повторяя, подражая учителю.

В 5 классеосуществляется изучение систематического курса русской фонетики, на основе теоретических знаний, включающих знакомство с фонетической системой русского языка (гласные, согласные звуки; твердые, мягкие, глухие, твердые и т.д.); сведения о фонетических процессах (оглушение, озвончение); ударение и т.д.

Далее (до 9 класса) вопросы фонетики рассматриваются в связи с изучением других разделов курса. Полученные знания имеют большое значение при изучении орфографии, морфологии, словообразования.

Фонетика представляет собой раздел языкознания, который изучает звуковую систему языка, а именно: звуки речи, их варианты, позиционные и исторические чередования, слогоделение, ударение, фонетическое слово.

Начиная с 5 класса школа учит орфографическим умениям и навыкам на основе звукобуквенного анализа и синтеза, фонетического и орфоэпического анализа слова. В соответствии с программами разделы «Фонетика. Графика.

Орфография» или в других случаях «Фонетика. Графика. Орфоэпия» изучаются в V классе.

Однако следует отчетливо осознавать, что на основе фонетических умений и навыков изучаются все последующие темы, связанные со словообразованием и формообразованием, морфемным анализом слов и др.

При обучении фонетике следует учитывать частнометодические принципы: опора на речевой слух учащихся; рассмотрение звука в морфеме; сопоставление звуков и букв.

Итак, содержание работы по фонетике, графике, орфоэпии регламентируется программами по русскому языку; упражнения по фонетике обычно комбинируются с орфоэпическими и орфографическими, а также с обучением выразительному чтению.

В процессе изучения фонетического материала выполняются фонетические упражнения. Среди них выделяются следующие (Львов М.Р.):

  • деление речевого потока на слова; слогоделение; звуковой и слоговой синтез (составление слогов и слов из звуков); соотнесение звуков и букв;
  • выделение и характеристика отдельных звуков — гласных и согласных (звонких и глухих, твердых и мягких) и пр.;
  • обнаружение и анализ чередований, объяснение их типов и причин;
  • обнаружение и объяснение действия законов фонетики (редукция гласных , , оглушение звонких согласных и озвончение глухих);
  • транскрибирование с мотивировкой и пр.

Одним из видов языкового анализа в связи с изучением фонетического материала является фонетический разбор. В зависимости от учебных задач фонетический разбор может быть полным или выборочным, проводиться в письменной или устной форме. В школьной практике фонетический разбор представляет собой анализ звукового состава слова, который включает анализ звуков и др.).

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОНЕТИКЕ ВКЛЮЧАЕТ:

1. Устные упражнения (произнести, прокомментировать).

Такие упражнения можно выполнять при определении звукового состава слова (произнесите звуки в данных словах; назовите звуки, которые различают данные слова).

Наиболее актуальны такие упражнения при работе над произношением. Они включают задания на соблюдение орфоэпических норм и развитие речевого слуха. Эффективны также упражнения, вырабатывающие навыки выразительного чтения. С помощью таких упр. уч-ся знакомятся с интонационными средствами логической выразительности (логическое ударение, пауза, повышение тона, темп).

2.Фонетико-графическиеупражнения служат для различения звуков и букв:

-обозначьте звуки (в произносимом слове) буквами;

-определите звуковое значение выделенных букв (речь идёт о слабой позиции);

-подчеркните буквы, не совпадающие со звуками.

3.Упражнения, связанные с применением правил правописания звонких и глухих, фонетико-орфографические:

-примените правило о проверяемых согласных в корне слова к данным словам; запишите их:

1) уз/ский, дорош/ка, вареш/жка, прос/зьба, сапож/шки, мет/дкий, рат/д;

2) ло..ка, кро..ь, ре..кий, голу..ь, моло..ьба, ре..ьба, гры..ть, и..ти, сколь..кий;

-восстановите орфографический облик слова: , , , , , .

Подобные упражнения трудны, однако именно они вызывают повышенный интерес у школьников.

4.Упражнения, связанные с произношением и правописанием безударных гласных:

-спишите слова, расставляя ударение;

-разделите слова на слоги;

-подчеркните безударные гласные.

5.Фонетический разборявляется одним из важнейших методических приёмов в методике преподавания фонетики. Он является средством закрепления, обобщения и повторения сведений по фонетике, способствует осознанию пройденного по этому разделу.

Проводится, как правило, строго в пределах программы, в объёме тех сведений, которые даются в учебнике и состоит: 1) в определении принадлежности звуков к гласным или согласным, звонким или глухим, твёрдым или мягким; 2) в определении места ударения в слове и количества звуков, букв и слогов, из которых состоит разбираемое слово.

Фонетический разбор должен проводиться и после прохождения раздела фонетики на последующих этапах обучения: морфологии, синтаксисе, лексике, в связи с чтением.

Источник: https://students-library.com/library/read/56114-izucenie-fonetiki-v-skole

Uchebnik-free
Добавить комментарий