21. Политико-территориальная организация государства: понятие, виды, факторы влияния

Права народов » информационно-правозащитный портал » политико-территориальная организация государства и ее разновидности

21. Политико-территориальная организация государства: понятие, виды, факторы влияния

1 июня 2011Комментариев нет

По своему содержанию политико-территориальная организация (устройство) государства включает три основных элемента: а) масштабы и границы государства, в связи с чем конституции соответствующих государств нередко содержат перечень входящих в них территорий; б) политико-территориальную структуру государства, включая его государственно-территориальную (унитарную, федеративную, государственно-автономную) и административно-территориальную (область, округ, район, община и др.) структуры и статус его структурных единиц; в) принципы и формы взаимоотношений между государством в целом, его органами и теми или иными политико-территориальными внутренними подразделениями государства, их органами как государственного, так и негосударственного характера.

Традиционно различаются две основные формы территориально-политического устройства государства: унитарное и федеративное государство.

Конфедерация является союзом государств, в основном это международно-правовое объединение, но в нем есть некоторые конституционно-правовые элементы, и потому о конфедерациях тоже иногда упоминается в конституционном праве.

Формой территориально-политической организации государственности является также автономия, особенно политическая автономия, тем более если она создана на основе самоопределения этнических групп, национальных меньшинств.

В последние десятилетия в некоторых странах (Испания, Италия и др.) сложилось так называемое регионалистское государство, сочетающее разнообразные элементы унитаризма, федерализма, автономии и являющееся, по существу, переходным от унитаризма к федерализму.

Унитарное государство — это единое государство, состоящее не из государственных образовании (штатов ит.д.

), хотя в его составе могут быть и отдельные автономные государственные образования, а из административно-территориальных единиц— областей, провинций, губерний, которые затем делятся на районы, уезды, а последние — на общины, коммуны.

В отдельные административно-территориальные единицы обычно выделяются крупные и средние города, некоторые из них еще от прежних времен имеют свои хартии самоуправления. Такие города могут иметь статус общин с более широкими полномочиями, а могут быть городами центрального подчинения. По степени централизации принято различать:

·централизованные;

·децентрализованные;

·относительно децентрализованные государства.

В централизованном унитарном государстве во все звенья административно-территориального деления, включая общинное звено и иногда даже деревни, назначаются “сверху” чиновники для управления ими или такие чиновники утверждаются вышестоящими органами из числа кандидатур, предложенных местным собранием, местным представительным органом.

Последнее имеет место, например, в Индонезии, Таиланде.

В меньшей степени, но все же централизованным является унитарное государство, в областном звене которого (например, в областях Болгарии, воеводствах Польши) нет представительных органов, этими административно-территориальными единицами единолично управляют назначенные представители правительства (начальники областей — управители в Болгарии, воеводы в Польше).

В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных на места (в административно-территориальные единицы) представителей правительства, обладающих общей компетенцией по управлению.

На местах, в мелких административно-территориальных единицах, созываются сходы граждан, в более крупных избираются советы (Великобритания, штаты США, провинции Канады и др.). Местные должностные лица (например, казначей, шериф и т.д.

) тоже зачастую избираются непосредственно населением.

Понятие автономии.

В широком смысле слова автономия в конституционном праве означает предоставление какой-либо части государства (например, Аландским островам в Финляндии, Крыму на Украине), нескольким частям (двум округам, населенным индейскими племенами в Никарагуа, двум округам, населенным в основном гагаузами в Молдавии), всем однопорядковым единицам (например, областям в Италии), наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. Именно в этом смысле конституция Японии 1946 г. говорит о “принципе местной автономии”. Иногда такую автономию называют областной, имея в виду не только единицы областного уровня, но и другие. В большинстве случаев, однако, под автономией понимаются особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта проживающего в них населения (например, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании, Иракский Курдистан). Ниже рассматривается именно автономия такого рода, а не просто автономия административно-территориальных единиц.

Образование автономий.

Автономные образования иногда создаются законом сверху (в Ираке), иногда предварительно проводится референдум в районах предполагаемой автономии, после чего издается соответствующий закон (Филиппины).

Нередко создание автономии является результатом длительной и упорной борьбы населения данной территории, особенно если это население характеризуется этническими особенностями.

Компетенция автономных образований определяется конституцией (Италия) или специальными законами о конкретной автономии (Великобритания).

Виды автономии. В зависимости от того, компактно или разрозненно проживают этнические и иные общности, а также от других обстоятельств в зарубежной литературе используются три характеристики автономии:

·Персональная;

·Корпоративная;

·Территориальная.

Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо этнические группы, национальные меньшинства проживают разрозненно (например, в Австрии, в Венгрии) и создают свои объединения, которые в основном занимаются вопросами культуры, быта, но могут участвовать в политической жизни путем представительства (с правом совещательного голоса) при некоторых центральных органах государства.

Корпоративная автономия обычно связывается с существованием лингвистических общностей, для которых нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного населения, живущего небольшими группами вперемежку с другими народностями (существует экзамен по языку для государственных служащих). Кроме того, судебный процесс, преподавание в школе могут осуществляться на местном языке. Такую форму автономии имеют, например, так называемые зарегистрированные касты и племена в Индии.

Территориальная автономия обычно бывает этнотерриториальной, но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории. Территориальная (этнотерриториальная) автономия образуется только в случае компактного расселения этнических групп или иных групп, отличающихся другими особенностями.

Создаются автономные области, округа, районы, иные автономии, часто имеющие официально лишь географические названия (например, Азорские острова в Португалии), иногда включающие в название наименование народности (Иракский Курдистан), а в отдельных случаях — и определение автономии (Автономная Республика Крым).

Иногда одна и та же этническая группа одновременно использует разные формы автономии (например, саамы в Швеции и Норвегии).

Термин “федерация” происходит от латинского слова “федераре”, что означает “объединять”,“укреплять союзом”. Это сложное государство.

В отличие от унитарного государства, которое целиком или в основе своей состоит из административно-территориальных единиц (как мы видели, в некоторых унитарных государствах есть также автономные образования составными частями федерации являются государства-члены или государственные образования. Они называются по-разному: штаты (США, Индия и др.

), земли (Австрия, Германия), провинции (Канада, Пакистан и др.), кантоны (Швейцария), эмираты (ОАЭ) и т.д. Обобщенно их называют обычно субъектами федерации. Этот доктринальный термин принят теперь и отдельными конституциями.

С точки зрения структуры различают симметричные и асимметричные федерации.

В первом случаев состав федерации входят только однопорядковые субъекты (например, земли в Австрии, Германии, эмираты в ОАЭ). Несубъектов — федеральных территорий, владений — в ее составе нет. Абсолютно симметричная федерация предполагает полное равенство субъектов, их одинаковый статус и полномочия. На деле таких федераций нет.

В Германии земли представлены неодинаково в верхней палате, в ОАЭ эмираты имеют неодинаковое представительство в однопалатном консультативном Национальном собрании. В трети зарубежных федераций есть несубъекты — особые территориальные образования. Во всех зарубежных федерациях есть какие-то элементы асимметрии, если неюридические, то фактические (ср.

, например, влияние каждого из двух субъектов — Сербии и Черногории — на федеральные дела в Югославии).

В зарубежной литературе различаются также интеграционные и деволюционные федерации.

В интеграционных федерациях при сохранении особенностей составных частей высока степень централизации. В деволюционных преобладает тенденция все большего учета специфики различных субъектов федерации, в связи с чем положение отдельных субъектов может быть не совсем одинаковым.

В отечественной литературе первая группа обычно называется централизованными федерациями (к ней относится большинство федераций, основанных на автономии), вторая — относительно децентрализованными федерациями (к ней относится и часть федераций, основанных на автономии).

Это различие определяется не столько путем анализа конституционных документов, сколько практической политикой, реальным положением дел.

Никита Куприец

Источник: http://www.peoples-rights.ru/politiko-territorialnaya-organizaciya-gosudarstva-i-ee-raznovidnosti/

Политико-территориальная организация государства: понятие, виды, факторы влияния

21. Политико-территориальная организация государства: понятие, виды, факторы влияния

Форма государственного устройства представляет собой территориальную организацию власти, отражающую характер взаимодействия государства как целого с составными его частями, распределение властных полномочий между центральными и местными органами.

По форме государственного устройства различаются унитарные и федеративные государства.

Унитаризм является наиболее простой и распространенной формой территориально-политической организации государства (Польша, Франция, Великобритания, Испания и др.).

Для унитарного государства характерны единые (для всей страны) высшие органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные). Основной структурной единицей являются административно-территориальное образование (округ, воеводство и т.п.), не обладающее суверенитетом.

На территории государства действует единая система законодательства,  одноканальная система налогов, единое гражданство.

Существует две разновидности унитарного государства: централизованное и децентрализованное. В централизованном государстве отношения органов власти на местах с центральной властью основываются на принципе строгой подчиненности.

Децентрализованное унитарное государство основывается на развитой системе местного самоуправления в рамках отдельных административно-территориальных единиц (район, провинция, город и т.д.).

Административно-территориальное устройство при этом, как правило, увязывается с плотностью населения, проживающего на данной территории, особенностями природных ресурсов, перспективами развития промышленности, транспорта и др.

Более широкими правами по сравнению с административно-территориальными единицами обладает территориальная автономия.

Автономная территориальная единица (в пределах, установленных центральной государственной властью) самостоятельна в решении вопросов местного значения, в создании условий для всестороннего развития проживающего на данной территории населения, его исторических и культурных традиций.

Федерация – это единое союзное государство, субъекты которого строят свои взаимоотношения с центром на основе разделения предметов ведения. Составными частями федеративного государства могут быть провинции, штаты, земли, кантоны и т.д. В федеративном государстве существует одна неразделимая суверенная власть.

Наличие в федерации отдельных государственных образований не свидетельствует о разделении суверенитета между федерацией и ее составными частями. В противном случае суверенное государство превратилось бы в союз отдельных государств, имеющих возможность отделиться (выйти из состава федерации) в одностороннем порядке.

Для федерации типично наличие двух уровней в системе органов государственной власти — самой федерации, и ее субъектов, а также конституционно закрепленное разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и субъектами федерации (штатами, кантонами, землями). В ряде случаев устанавливается двойное гражданство. Союзный законодательный орган, как правило, двухпалатный: одна из палат представляет и выражает в федеральном парламенте интересы субъектов федерации.

Единую территорию федеративного государства образуют территории составляющих ее субъектов. Двухуровневая система права действует в рамках единого правового пространства, а федеральные законы имеют прямое действие на территории всех субъектов федерации.

Как правило, вся полнота власти осуществляется только всей совокупностью государственных органов: федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации.

Целостность федеративного государства, кроме того, обеспечивается единой денежной и налоговой системами, а также едиными вооруженными силами.

Федеративные государства формировались двумя путями. В зависимости от этого выделяют конституционные и договорные федерации. Конституционные федерации (их большинство) создавались «сверху» путем децентрализации, преобразования унитарных государств. Договорные — образуются в результате объединения ранее независимых государств, существовавших, как правило, в рамках конфедерации.

Различаются национальные, территориальные и смешанные формы федерации.

Национальная федерация характеризуется тем, что составляющие федеративное государство субъекты отличаются национальным составом населения, компактно проживающим на определенной территории, особенностями его культуры, языка, быта и т.д.

Смешанная форма представляет собой сочетание некоторых признаков национально-территориальной организации союзного государства (в зависимости от национального состава населения) и административно-территориального устройства. Типичный пример смешанной федерации — Российская Федерация.

Следует заметить, что большинство зарубежных федераций построено по территориальному принципу. Несмотря на то, что в основном это многонациональные государства, перед ними не стоит проблема решения национального вопроса (Австралия, Бразилия, ФРГ, США и др.).

Источник: https://students-library.com/library/read/76432-politiko-territorialnaa-organizacia-gosudarstva-ponatie-vidy-faktory-vliania

3. Смешанная республика (Польша, Португалия, Россия, Болгария):

21. Политико-территориальная организация государства: понятие, виды, факторы влияния

Смешанные республикиустанавливаются, главным образом, встранах, свергнувших тоталитарныйрежимы

(Россия, Болгария,Польша, Португалия и другие).

1-й вариант — наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в

формировании правительства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры министров,

представленныепрезидентом. При этом правительствонесет ответственность не только передпрезидентом, но и

перед парламентом.

2-й вариант -повышенная самостоятельностьправительства, повышенная роль главыправительства.

Президентско-милитаристские республики:возникают в условиях военных режимов, чаще всего это

временная форма,но в Алжире и Нигерии существовала более10 лет.

Политические формысовременных государств складывались в течении нескольких столетий. Этиформы определялись в конечном счетеэкономическим строем общества, его базисом.

Большое влияние на форму государства показывают историческиетрадиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства (федеративная форма государства США ,Швейцария ) , равно как и особенностисовременного развития данной страны иее международного положения.

Разнообразиеформ государства еще больше возросло в результате распада колониальнойсистемы , когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенныхгосударств . Перипетии политическойборьбы приводят во многих освободившихсястранах к частой модификации государственныхформ.

Понятие историческоготипа связывается с установлениемзакономерной зависимости классовойсущности государства и права отэкономических отношений , которыегосподствуют в классовом обществе наопределенном этапе его развития .

11. Политико-территориальная организация государства: понятие, виды

Формагосударственного устройстваспособтерриториального устройства государства,определяющий взаимоотношенияцентральной и местной властей- это национально-государственное иадминистративно-территориальноеустройство, экономическое и специальноерайонирование. Данная категория даетответы на следующие вопросы:

  1. как организована территория государства; из каких частей оно состоит; каково их право положение;

  2. на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест.

Унитарноегосударство (УГ)— представляетсобой единую, слитную структуру, неимеющую в своем составе государственныхобразований. В государстве неделимость.Составные части обладают статусомадминистративных территориальныхединиц; не обладают политическойавтономией (признаками государственногосуверенитета) не имеют своего собственногозаконодательства. Признаки:

  • один основной закон, одна система законодательства;
  • единый центр государственной власти для всей страны, в том числе общая система высших и центральных органов власти (единые высшие законодат, исполнительные и судебные органы);
  • единое гражданство; единая судебная система;
  • одноканальная система налогов, то есть все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;
  • административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются компетенцией в экономической, социальной и культурных сферах.

Три вида современныхунитарных государств:

Децентрализованныеместныеорганы избираются населением и пользуютсязначительной самостоятельностью

(имеют правозаконодательствовать, обладают финансовойавтономией);

Относительнодецентрализованныесамоуправленческиминачалами наделяются мировые территориальные

образования(общины, коммуны);

Централизованныегосударства,в которых отсутствует местноесамоуправление (МСУ), а управление на

местах осуществляютназначенные сверху чиновники.

Симметричные УГ- административно-территориальныеединицы имеют одинаковый правовойстатус, занимают

равное положениепо отношению к государству в целом.

АссиметричныеУГ — имеетсяполитическая или административнаяавтономия.

Регионализм- форма УГ, когда автономные образованияобладают правом принимать своезаконодательство

(Испания, Италия)- это промежуточная форма между унитарными федеративным государством.

Федеративное государство (ФГ, федерация)— многосоставное государство, части которого обладают

политическойавтономией (признаками государственногосуверенитета). Это союзное, соединенноегосударство,

в составе которого имеются государственные образования, обладающие значительной политической

самостоятельностью. В строго научном смысле федерацией является союз государств, основанный на

договоре иликонституции (Малайзия,Канада, Мексика, Аргентина и другие).

США — 50 субъектов(штатов), Швейцария — 23 кантона, в России- 83 субъекта.

В мире более 20федеративных государств, естьмногонациональные — Россия и малонациональные- Германия,

Австрия.

Федерация- это союз ряда государственныхобразований. Признаки:

  1. территория состоит из территорий ее субъектов;

  2. двухуровневая система органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации);

  3. две системы законодательства — общегосударственная и субъектов;

  4. субъекты федерации могут иметь свои конституции, наряду с общефедеральной;

  5. отсутствие у субъектов федерации права сецессии — выхода из состава федерации;

  6. непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками). Это обусловлено тем, что федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию страны и имеет приоритет перед актами законодательства субъектов;

  7. финансовая зависимость субъектов от федеральной власти (не имеют права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и других денежных знаков);

  8. принцип двойного гражданства (не во всех федерациях);

  9. в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

  10. двухканальная система сбора налогов:

  11. разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов;

  12. субъекты федерации лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене, этого не признает за ними и международное право.

Взависимости от правовыхоснований образования:

У Договорныефедерации — образуютсяна основе заключаемого членами федерациидоговора об образовании федеративногосоюза;

У Конституционныефедерации — основаниемобразования является факт закрепленияв Конституции. По способуобразования субъектовфедерацииразличают:

Территориальныефедерации — субъектыне являются суверенными образованиями,не имеют права представительства вмеждународных отношениях, запрещенодносторонний выход из союза (США,Бразилия, Мексика, Германия и другие).

Территориальный подход способствуетукреплению государственности, стимулируетпроцессы интеграции.

В некоторых случаяхтерриториальный подход должен бытьдополнен национальнойкультурной автономией, тоесть правом национальных меньшинствна пользование родным языком,обучение на этом языке, развитие своихнациональных обычаев, традиций, культурныхучреждений и так далее;

Национальныефедерации — субъектыобъединены по принципу добровольности;формирование высших государственныхорганов из представителей субъектов(ранее — СССР, Югославия, Чехословакия).

Федерации, основанные на национальномпризнаке, являются непрочными, посколькупреувеличение роли национальногофактора в федерации способно не сплотить,а, напротив, разделить население,подорвать государственную общность.

УФедерации,образованные на основе сочетаниятерриториального и национальногопринципов — РоссийскаяФедерация.

Взависимости отправового положения субъектов:

У Симметричныефедерации — состоятиз однопорядковых составных частей, тоесть всесубъекты федерации юридически ифактически равноправны (ранее- Чехословакия).

Асимметричныефедерации — фактическоеили юридическое неравенство субъектов;наряду с субъектами в состав федерациивходят и другие территориальныеобразования, например федеральныетерритории (до 1949 года — Аляска в США),управление которых осуществляетсяспециально назначенным из центрачиновником; могутбыть федеральные владения (прибрежныеостров у Аргентины, Австралии), федеральныйстоличный округ (столица);субъекты юридически равноправны, ноотличаются по своему фактическомуположению — Россия- 6 видов субъектов.В мире не существует абсолютно симметричныхфедераций, все они имеют элементыасимметрии. Такжевыделяют:

  • Дуалистический федерализм — жесткое разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами.
  • Кооперативный федерализм — основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничества федерации и субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения — более предпочтителен в современных условиях.

Источник: https://studfile.net/preview/5551703/page:10/

Политико-территориальная организация государства: понятие, виды

21. Политико-территориальная организация государства: понятие, виды, факторы влияния

Форма государственного устройства — способ территориального устройства государства, определяющий взаимоотношения центральной и местной властей — это национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование. Данная категория дает ответы на следующие вопросы:

1. как организована территория государства; из каких частей оно состоит; каково их право положение;

2. на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест.

Унитарное государство (УГ)— представляет собой единую, слитную структуру, не имеющую в своем составе государственных образований. В государстве неделимость. Составные части обладают статусом административных территориальных единиц; не обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета) не имеют своего собственного законодательства. Признаки:

один основной закон, одна система законодательства;

единый центр государственной власти для всей страны, в том числе общая система высших и центральных органов власти (единые высшие законодат, исполнительные и судебные органы);

единое гражданство; единая судебная система;

одноканальная система налогов, то есть все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;

административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются компетенцией в экономической, социальной и культурных сферах.

Три вида современных унитарных государств:

Децентрализованные — местные органы избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью

(имеют право законодательствовать, обладают финансовой автономией);

Относительно децентрализованные — самоуправленческими началами наделяются мировые территориальные

образования (общины, коммуны);

Централизованные — государства, в которых отсутствует местное самоуправление (МСУ), а управление на

местах осуществляют назначенные сверху чиновники.

Симметричные УГ — административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус, занимают

равное положение по отношению к государству в целом.

Ассиметричные УГ — имеется политическая или административная автономия.

Регионализм — форма УГ, когда автономные образования обладают правом принимать свое законодательство

(Испания, Италия) — это промежуточная форма между унитарным и федеративным государством.

Федеративное государство (ФГ, федерация)— многосоставное государство, части которого обладают

политической автономией (признаками государственного суверенитета). Это союзное, соединенное государство,

в составе которого имеются государственные образования, обладающие значительной политической

самостоятельностью. В строго научном смысле федерацией является союз государств, основанный на

договоре или конституции(Малайзия, Канада, Мексика, Аргентина и другие).

США — 50 субъектов (штатов), Швейцария — 23 кантона, в России — 83 субъекта.

В мире более 20 федеративных государств, есть многонациональные — Россия и малонациональные — Германия,

Австрия.

Федерация — это союз ряда государственных образований. Признаки:

1. территория состоит из территорий ее субъектов;

2. двухуровневая система органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации);

3. две системы законодательства — общегосударственная и субъектов;

4. субъекты федерации могут иметь свои конституции, наряду с общефедеральной;

5. отсутствие у субъектов федерации права сецессии — выхода из состава федерации;

6. непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками). Это обусловлено тем, что федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию страны и имеет приоритет перед актами законодательства субъектов;

7. финансовая зависимость субъектов от федеральной власти (не имеют права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и других денежных знаков);

8. принцип двойного гражданства (не во всех федерациях);

9. в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

10. двухканальная система сбора налогов:

11. разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов;

12. субъекты федерации лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене, этого не признает за ними и международное право.

В зависимости от правовых оснований образования:

У Договорные федерации — образуются на основе заключаемого членами федерации договора об образовании федеративного союза;

У Конституционные федерации — основанием образования является факт закрепления в Конституции. По способу образования субъектов федерации различают:

Территориальные федерации — субъекты не являются суверенными образованиями, не имеют права представительства в международных отношениях, запрещен односторонний выход из союза (США, Бразилия, Мексика, Германия и другие).

Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции.

В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национальной культурной автономией, то есть правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и так далее;

Национальные федерации — субъекты объединены по принципу добровольности; формирование высших государственных органов из представителей субъектов (ранее — СССР, Югославия, Чехословакия).

Федерации, основанные на национальном признаке, являются непрочными, поскольку преувеличение роли национального фактора в федерации способно не сплотить, а, напротив, разделить население, подорвать государственную общность.

У Федерации, образованные на основе сочетания территориального и национального принципов — Российская Федерация.

В зависимости от правового положения субъектов:

У Симметричные федерации — состоят из однопорядковых составных частей, то есть все субъекты федерации юридически и фактически равноправны (ранее — Чехословакия).

Асимметричные федерации — фактическое или юридическое неравенство субъектов; наряду с субъектами в состав федерации входят и другие территориальные образования, например федеральные территории (до 1949

года — Аляска в США), управление которых осуществляется специально назначенным из центра чиновником; могут быть федеральные владения (прибрежные остров у Аргентины, Австралии), федеральный столичный округ (столица); субъекты юридически равноправны, но отличаются по своему фактическому положению — Россия — 6 видов субъектов. В мире не существует абсолютно симметричных федераций, все они имеют элементы асимметрии. Также выделяют:

Дуалистический федерализм — жесткое разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами.

Кооперативный федерализм — основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничества федерации и субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения — более предпочтителен в современных условиях.

4 способа размежевания компетенции:

1) устанавливается исключительная компетенция федерации, а остальные вопросы относятся к ведению субъектов — при повышенной самостоятельности субъектов;

2) устанавливается исключительная компетенция субъектов, а остальные вопросы относятся к ведению федерации — в настоящее время не применяется — направлен на повышение централизации федерации;

3) устанавливается 2 компетенции — федеративная и субъектов, а не перечисленные вопросы относятся к ведению либо федерации, либо субъектов — если преследуется цель усилить федерацию, то остаточные полномочия передаются федерации, если субъектам удается отстоять свою самостоятельность, то оставшиеся полномочия передаются субъектам;

4) указываются 3 сферы компетенции: федерации, субъектов и сфера конкурирующих интересов (совместного ведения) — сложность определения предметов ведения совместной сферы.

В основном в конституциях федераций дается перечень двух сфер — федеральной и конкурирующей, а остальные вопросы отнесены к исключительной компетенции субъектов.

Входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом, т.е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации (права сецессии). (Из Малайзии в 1965 году вышел штат Сингапур и образовал город-государство).

Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая

Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 2762; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/1-136149.html

Территориальная организация государства

21. Политико-территориальная организация государства: понятие, виды, факторы влияния

Независимо от формы государственного правления и политического режима каждая страна обладает собственной территориальной организацией.

Для оптимизации работы административного аппарата в разных странах существуют округа, штаты, районы, губернии и т.п.

Деление территории государства происходит с учетом экономических, социальных и национальных особенностей населения, а также по географическому принципу.

Центральная власть часто не способна управлять всеми процессами, происходящими в различных регионах страны. Зачастую это не эффективно. Поэтому часть полномочий может быть делегирована главам субъектов федерации, руководству штатов или округов.

Характерные особенности административно-территориальных единиц:

  1. четко определенные границы;
  2. компактность;
  3. экономическая целостность;
  4. собственные государственные органы и муниципалитеты.

Определение 1

То есть, территориальная организация государства – это установленный порядок устройства, выделение и взаимосвязь отдельных составных частей каждой страны.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Регионы могут отличаться друг от друга по географическому расположению, уровню экономического развития, национальному составу населения, а также по организации работы органов местного самоуправления.

Современные государства подразделяют на унитарные и федеративные. А такие исторически известные формы территориальной организации, как империя (например, Римская или Османская) или конфедерация, осталась в прошлом.

Унитарное государство

Определение 2

Многие страны отличаются единством территории, населения и организации власти на местах, их называют унитарными (от латинского слова «Единство»). В составе таких стран нет государственных образований, таких как республики.

Унитарные государства, как и все остальные, делятся на административно-территориальные единицы (округа, области, районы и т.п.

) Причем, среди них могут быть и автономные образования, для которых характерен высокий уровень развития местного самоуправления.

Например, в современной Испании, которая является унитарным государством, существуют и национально-исторические регионы, такие как Каталония или страна Басков, и территориальные образования.

Замечание 1

Особенностью всех унитарных государств является единая правовая система и организация работы административных органов. Как правило, парламент такой страны не имеет верхней палаты, в которой заседают представители административно-территориальных образований, отстаивающие интересы своих регионов.

Рисунок 1.

Федеративное государство

Несколько субъектов (республик или других административных образований), объединившихся в государство с целью совместного решения стоящих перед ними задач, образуют федерацию. Обычно такие союзы образуются по территориальному или национальному принципу, а также путем их сочетания.

Например, современное устройство России основано на обоих этих принципах, как и территориальная организация многонациональных Индии и Канады.

Количество субъектов, образующих федерацию, может быть различно. В состав Швейцарии входят 23 кантона, а ФРГ насчитывает 16 земель. По своему устройству Россия представляет собой более сложное образование, она объединяет:

  • 21 республику;
  • 6 краев;
  • 49 областей;
  • 2 города федерального значения;
  • 10 автономных округов;
  • 1 автономную область.

Орган высшей законодательной власти любого федеративного государства состоит их двух палат. Нижняя занимается разработкой и принятием законов, а в верхней заседают представители субъектов, отстаивающие интересы своих регионов. В России это Государственная Дума и Совет Федерации, в котором работают по два сенатора от каждой республики, края или области нашей страны.

Конституции современных федеративных государств не признают права выхода из них за субъектами, утверждая целостность и единство каждой страны. Отдельные регионы не обладают собственным суверенитетом и обязаны подчиняться решениям центральной власти.

Замечание 2

В настоящее время Россия имеет в своем составе разновариантные субъекты, образованные как по национальному, так и по территориальному принципу.

Республики и автономии сформированы на основе этнической принадлежности большинства жителей, а края и области – по географическим и экономическим критериям.

Такое устройство страны требует взвешенного подхода к построению отношений между центральной властью и региональными элитами, налаживанию федеральных связей, созданию четкого правового механизма управления на всех уровнях организации государственной власти.

Необходимо учитывать интересы и культурные особенности различных республик и областей, их быт и традиции.

При этом все субъекты РФ должны быть равны по уровню социально-экономического развития, по характеристикам бюджетно-финансовых отношений с центральной властью.

Только при соблюдении этих условий сохранение национально-культурного многообразия удастся совместить с обеспечением благосостояния всех народов и стратегического единства России по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики.

Конфедеративное устройство

В современном мире больше не существуют империи, известные из истории. Ни одно нынешнее государство, каким бы сильным игроком на международной арене оно ни было, не сравнится с размахом территорий и масштабом влияния Древнего Рима или, например, Византии. И реальных предпосылок к возврату эпохи империализма не наблюдается.

А вот такая редкая форма государственного устройства, как конфедерация, существовала еще в XX веке. И есть вероятность, что попытки создания подобных стран будут предприниматься в будущем.

Конфедерация – это объединение двух или нескольких субъектов, сочетающее в себе признаки международно-правовой организаций. В такие союзы часто вступали соседние страны для борьбы с общим врагом или для достижения конкретных внешнеполитических целей.

В Средневековье и в эпоху раннего становления буржуазных государств конфедерации создавались с целью совместной защиты интересов отдельных территорий, но по причине неустойчивости политической ситуации они часто распадались. Другие же объединения, совместно пережив военные или экономические кризисы, наоборот, укреплялись, постепенно превращаясь в единые страны. Например, Швейцария и США в своем развитии прошли стадию конфедерации.

Замечание 3

Отличительной особенностью такой формы государственного устройства является сохранение суверенитета и территориальной целостности каждого субъекта. Как правило, управляют ими лишь один или несколько общих органов, осуществляющих военное руководство или координацию усилий по защите общих интересов.

Характерные признаки конфедерации:

  1. отсутствие единого гражданства, конституции и денежной системы;
  2. общие цели и задачи на международной арене;
  3. каждый субъект сохраняет свой суверенитет;
  4. возможность добровольного выхода из состава объединения.

Конфедерации, создававшиеся в XX веке, быстро распались. Например, африканское государство Сенегамбия, состоявшее из соседних Сенегала и Гамбии, прекратило свое существование в течение нескольких лет.

Долго не просуществовала и Объединенная Арабская Республика, представлявшая собой союз Египта и Сирии.

Но возникновение конфедераций вполне возможно в будущем, тенденции современной международной политики свидетельствуют о необходимости совместного решения различных задач многими соседними государствами.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/formy_gosudarstva_i_vlasti/territorialnaya_organizaciya_gosudarstva/

Uchebnik-free
Добавить комментарий