21. Политические партии в Японии в конца 19 века. Борьба за конституцию.

Вопрос 94: Политическая система Японии и ее эволюция в конце XIX в

21. Политические партии в Японии в конца 19 века. Борьба за конституцию.

Основныеизменения в социально-политическомстрое. В середине XIXв. Япония находилась в состоянии глубокогосоциально-политического кризиса,обусловленного в конечном счетеразложением господствовавшего феодального строя, сдерживавшего

дальнейшее развитиестраны. Основные сельскохозяйственныезем-ли вместе с крестьянами находилисьв собственности крупных феодалов —князей (дайме), которые с помощью вассаловуправляли двоими владениями.

Крестьянеотдавали князьям более половины урожая,не считая других поборов и повинностей.Дальнейшее усиление эксплуатации вусловиях низкого уровня сельскохозяйственнойтехники вело к разорению большинствакрестьян.

В стране почти непрерывнопроисходили крестьянские волнения ивосстания.

В первойполовине XIXв. появилась капиталистическаямануфактура. Однако феодальнаярегламентация, большие налоги, узостьвнутреннего рынка (крестьянство —основная часть населения страны — почтине покупало промышленных товаров)тормозили ее дальнейшее развитие.

Ухудшилось ивнешнеполитическое положение Японии.В 1853 г. у ее берегов появилась американскаяэскадра. Ее командующий адмирал Перриультимативно потребовал заключенияторгового договора на американскихусловиях, фактически лишавших Япониютаможенной автономии.

Под угрозойприменения силы японское правительствобыло вынуждено подчиниться. Вскореаналогичные договоры были подписаны севропейскими державами. Появиласьреальная угроза превращения страны вполуколонию.

Это привело к слияниюантифеодальной борьбы инационально-освободительного движения.

Против существующегопорядка выступили основные социальныеслой японского общества: крестьянство,рабочие, ремесленники, торгово-промышленнаябуржуазия, самураи — военное сословиемелких дворян и многих князей, главнымобразом юго-западных княжеств, наиболееразвитых в экономическом отношении.

Участие в этом движении дворянства,особенно мелкого, обусловливалось егоотрицательным отношением квнешнеполитическому курсу правительстваи в еще большей степени ухудшением егосоциально-экономического положения.

Самураи, являясь вассалами князей,обычно не имели своей земли, а получалиот князей жалованье рисом; жалованьевассалов уменьшалось, их число сокращалось,и многие из них пополняли ряды другихсоциальных групп.

Дворяне, включаякнязей-оппозиционеров, благодаря своейотносительной сплоченности, наличиювоенной организации, экономическимвозможностям играли руководящую рольв движении. Они признавали необходимостьреформ, учитывающих иностранный опыт,но полагали, что проведение их следовалоосуществлять сверху, с помощью государства.

В этотпериод главой государства номинальносчитался император.

Но реально властьнаходилась в руках сегуна (полководца)— высшего должностного лица, являвшегосяглавнокомандующим и начальником всегоаппарата государственного управления,бесконтрольно осуществлявшегоисполнительно-распорядительные,фискальные и зако нодательные функции.Начиная с XVIIв. пост сёгуна занимали представителидома Токугава — самого богатогофеодального клана страны, противившегосялюбым прогрессивным реформам.

В таких условияхбыли сформулированы конкретные задачикняжеско-самурайского движения: свергнутьсёгунат, восстановит и власть императораи от его имени провести необходимыереформы

В октябре 1876 г.руководители движения потребовали усёгуна Кэйки немедленной передачиверховной власти императо ру (15-летнемуМуцухито) и объявили сбор военных сил,поддер живающих императора. Сёгун капитулировал. Власть перешли в рукикнязей и самураев — сторонниковимператора. Было официально объявленоо восстановлении императорской власти.

В японской официальнойисториографии этот период обычноназывают реставрация Мэйдзи (Мэйдзи —время правлении императора Муцухито).По своему подлинному содержанию этобыла антифеодальная революция, руководствокоторой принадлежало умеренно-радикальнымкругам дворянства, связанным симператорским двором.

Раздробленностьи-, недостаточная организованностькрестьянского движения, относительнаяслабость буржуазии во многом обусловилинезавершенный характер этой революции.Тем не менее страна вступила на путьбуржуазного развития.

Об этомсвидетельствовали начавшиеся экономическиеи политические реформы, хотя и не всегдапоследовательные, но объективнопризванные модернизировать японскоеобщество, приобщить его к более высокомутехническому и государственно-правовомууровню.

Политическаянеобходимость согласования правительственнойдеятельности с позицией наиболееактивных общественных сил предопределилапоявление вскоре после Реставрацииполитических партий.

Важнейшейособенностью этого процесса в Япониистало то, что партии формировались здесьдо установления подлин но конституционногостроя.

Поэтому и сами партии имели особыйхарактер проправительственныхгруппировок, главным образом чиновничества,самурайства и промышленников, различавшихсявторостепенными чертами программ иидеологии.

Направленное либерально-политическое движение в стране сложилось в 1874 г., после тогокак правительство отвергло подан нуюсоветником Гато записку о созданиинародного, более широко гр представительства.Немного позднее сторонники политическойреформы объединились в Общество по целив жизни (Риссися): это была первая вЯпонии (1875 г.

) политическая организация,куда вошли главным образом самураиклана Тоса. Следом возник ло еще однообщество — Айкокуся (1875 г.). Оно выдвинулоло зунг политического переустройствавласти на основе разделения властейевропейского типа. К концу 1870-х гг.либеральное движение обрело отчастиантиправительственный характер ипоэтому не смогло завоевать широкойподдержки.

К 1884 г. общества самораспустились.

На основе либеральногодвижения 1870-х гг. организационнооформилась Лига борьбы за свободу инародные права, куда и большинстве вошлилиберальные помещики и землевладельцы,стремившиеся к большей политическоймодернизации.

Главными конкретнымитребованиями Лиги стали призывы ксвободе пред принимательства, к снижениюналогов. В 1881 г. движение про вратилосьв первую японскую политическую партию— Риккен дзиюото (Конституционно-либеральная);ее лидером стал Итагаки.

Приверженцылиберальных настроений другой социальнойориентации — чиновники, городскаяинтеллигенция и т.д. — объединились вПартию реформ (Риккен кайсинто, 1881 г.).Во главе ее стал видный сановник Окума.

Партия была сдержанней в своей политическойпрограмме, высказываясь за полнуюподдержку монархии, почитание императора,но для достижения «счастья народа»призывая к реформам самоуправления иизбираемого представительства.

Реформаторские правительственные кругиинициировали образование чистогосударственнической партии, котораябы служила и объединению реформаторскихсил, и административной борьбе соппозиционерами, — Риккен тейсэйто(Конституционно-императорская партия,1882 г.). В нее вошли главным образомчиновники разных уровней, поддерживавшиетогдашнего правительственного лидераИто Хиробуми.

С самого началасвоего образования японские политическиепартии отличались прочными связями сместным самоуправлением, с чиновничествомпрефектур.

Эти связи во многом ещепереплетались с прежними клановыми, срожденной новой экономической реальностьюориентацией на те или иныефинансово-промышленные группы (Мицуи,Мицубиси и др.).

Организационная системапартий была неразвита и замещаласьтрадиционными отношениями подчиненности,основываясь на клановой и политическойиерархии. Определяющее слово оставалосьза лидером — организатором партии.

Партийная демократия, собственные целипартии, в том числе в политическойборьбе, вообще рассматривались правящимикругами вещами подчиненными, отступающимиперед «единством заботы о государственныхинтересах» (как это провозглашалось в«Клятве 5 статей»).

Такие этатистскиезадачи политических партий определялипрограммы, принятие решений, строгую,почти административную в них иерархию.«Если политическая партия имеет своейцелью, как это и должно быть, руководитьнародом, — высказывался Ито Хиробуми,— то прежде всего они должны поддерживатьстрогую дисциплину в своей среде, аглавное — согласовывать все своидействия и поступки с безусловной иискренней преданностью государственныминтересам страны».

В такихидейно-политических условиях возможностьлегального возникновения подлиннооппозиционных правительству партийисключалась.

Источник: https://studfile.net/preview/6323542/page:63/

Возникновение первых политических партий в Японии

21. Политические партии в Японии в конца 19 века. Борьба за конституцию.

Конституция 1889 года

В начале 1880 годов в Японии стали оформляться первые политические партии, социальной базой и опорой которых были помещичье-буржуазные круги. Эти партии были либеральными по своим политическим установкам. Либеральные помещики критиковали модель абсолютизма и деятельность правительства.

Основные причины их недовольства вызывали высокий поземельный налог, снижавший их доходы, и всевластие узкой группы полуфеодальной бюрократии, «узурпировавшей правительственные посты». Радикальные лозунги помещичьей оппозиции привлекали на ее сторону часть самурайства, интеллигенции и даже верхушечные слои крестьянства.

Деятельность оппозиции вылилась в формирование в 1881 г. политической партии — «дзиюто» (либеральная партия).

В то же время оппозиционные настроения получили широкое распространение среди японской буржуазии как среди торгово-финансовой, так и среди быстро набиравшей силу национальной (промышленной). Либеральная буржуазия требовала скорейшего проведения некоторых реформ, которые должны были облегчить буржуазии захват командных высот в экономике, а также путь к власти.

Среди выдвигаемых требований важнейшими были следующие: реформа денежной системы, поощрение внешней торговли, скорейший пересмотр неравноправных договоров, а также активной внешней политики, т.е. колониальных захватов и завоеваний, которые должны были открыть японской буржуазии доступ к внешним рынкам. На такой платформе в 1882 г.

была основана партия либеральной буржуазии, получившей название «кайсинто» («партия реформы»).

С ростом удельного веса буржуазии в экономике страны активизировалась и ее политическая деятельность. В 1880 годы обе партии начали движение за конституцию. В это движение включились также широкие демократические круги (часть мелкой буржуазии города и деревни, интеллигенция, отдельные выходцы из пролетарской среды).

В силу этого на отдельных этапах оно имело ярко выраженный радикальный характер. Критика императорского правительства превращалась в борьбу против засилья феодальных элементов (например, титулованных землевладельцев) в государственном аппарате.

Конституционное движение получило в Японии название «минкен ундо» («движение за народные права»).

Деятельности «минкен ундо» объективно способствовало самостоятельно развивавшееся рабочее движение. Японский рабочий класс рос вместе с развитием японской промышленности. Первое выступление рабочих относится к семидесятым годам. В 1872 г. в шахтах Такасима вспыхнули стихийные бунты горняков против английских концессионеров.

После этого выступления японских рабочих стали учащаться. В 1880 годах делаются Первые попытки создания профессиональных союзов. На первых порах многие из этих союзов имели характер объединений ремесленников. Но уже в девяностых годах профсоюзное движение охватывает непосредственно пролетарские слои.

Во многом это движение было связано с лидером рабочего (а позже коммунистического движения) Сэном Катаяма (родился в 1859 г. в крестьянской семье). В 1897 г., вернувшись из эмиграции, Катаяма создал «Лигу по организации рабочих профсоюзов», а затем союз металлистов, союз машинистов и союз печатников. В 1898 г.

Катаяма создал «Общество по изучению социализма» и стал издавать журнал «Рабочий мир».

Вначале правительство резко подавляло деятельность «минкен ундо». Однако наиболее дальновидные руководители японского абсолютизма понимали необходимость ограниченных реформ и уступок, включая конституцию, ради сохранения равновесия в обществе и строя в целом.

Японское правительство командировало ряд своих виднейших представителей во главе с князем Ито за границу для ознакомления с конституционной практикой ряда европейских стран и США. В результате было принято решение, что наиболее подходящим для Японии прототипом является консервативный прусский парламент Бисмарка.

В 1889 г. была провозглашена японская конституция.

Важнейшей особенностью конституции 1889 г. являлось подтверждение власти японской монархии.

Конституция провозгласила исключительно широкие права императора: ему принадлежало'утверждение и издание законов; созыв и роспуск парламента; объявление войны и заключение мира; верховное командование вооруженными силами; назначение и увольнение всех гражданских и военных чинов и т.д. Вторая глава конституции оговаривала формально предоставленные буржуазные свободы многочисленными изъятиями и оговорками. Четвертая глава (55 статья) отмечала, что министры в Японии ответственны только перед императором. Шестая глава предоставляла возможность правительству, не считаясь с парламентом, утверждать бюджет и в том случае, если он не получил санкции представительных учреждений. Следует также напомнить, что персона императора продолжала обожествляться.

Японский парламент был образован в составе двух палат. Верхняя палата состояла из принцев крови, высшей титулованной знати, лиц лично назначавшихся императором, представителей крупных налогоплательщиков. Нижняя палата избиралась мужским населением страны из числа лиц достигших 30-летнего возраста.

Избирательными правами пользовались лишь те, кто уплачивал не менее 15 йен прямых налогов в год и достигшие 25 лет. Исходя из этого, право участия в выборах было предоставлено лишь одному проценту населения страны.

Таким образом, конституция не посягала на права японского абсолютизма, а лишь являлась его фасадом и прикрытием.

Несмотря на то, что японский парламент был сконструирован на весьма узкой базе, первые годы его существования ознаменовались частыми конфликтами между парламентом и правительством.

Парламентская буржуазная оппозиция резко критиковала методы правительственной бюрократии и выражала недовольство огромными военными расходами.

За первые четыре года своего существования японский парламент был трижды распущен императором (в 1891, 1893 и 1894 гг.).

Вооружение Японии, в особенности строительство сильного военно-морского флота, шло стремительными темпами и было непосредственно связано с готовящейся захватнической войной против Китая. Ближайшим же объектом агрессии являлась Корея. Уже в 1872 г.

, при переговорах между Россией и Японией по вопросу о Сахалине, японское правительство изъявило готовность снять свои претензии на южную часть Сахалина в обмен на согласие России соблюдать нейтралитет в японо-корейской войне и пропустить японские войска через русскую территорию в северную Корею.

Эти предложения были отвергнуты, поэтому в офицерско-самурайских кругах стали раздаваться призывы к войне не только против Китая и Кореи, но и против России. Однако японские правящие круги пока еще опасались бросать вызов России.

Внешнеполитической активности Японии способствовало также то обстоятельство, что в 1894 г. Японии удалось добиться частичного пересмотра иностранных договоров. Экстерриториальность иностранцев была отменена.

Были отменены также наиболее стеснительные для Японии ограничения таможенной независимости (1899 г.). Правда, полного равноправия Япония формально не достигла (оно было получено лишь в 1911 г.).

Однако основные требования японской буржуазии об освобождении от неравноправных договоров были выполнены. Во многом это развязало руки японской военной власти для внешних захватов.

В 1876 г. Япония под угрозой военного вмешательства навязала Корее первые неравноправные договоры, а в 1882 — 1884 годах значительно их расширила. В 1885 г.

состоялось подписание японо-китайского договора в Тяньцзине, согласно которому в Корею (находившуюся формально под китайским сюзеренитетом) не могли быть введены китайские войска без согласия Японии, как и японские войска без согласия Китая.

В 1893 г. в Корее началось массовое крестьянское движение, известное под названием «восстание Тонхаков». Это движение было направлено против феодального гнета и чужеземных колонизаторов Кореи.

Правящая феодальная верхушка в Корее, напуганная этим восстанием, обратилась за помощью к Китаю.

Китай направил войска для подавления Тонхаков, и Япония обвинила Китай в нарушении Тяньцзинского договора, направила свои войска в Корею и под предлогом подавления Тонхаков оккупировала важнейшие стратегические пункты страны.

Японцы стали насаждать свою агентуру в корейском государственном аппарате. Образованное японцами правительство провозгласило независимость Кореи от Китая и обратилось за помощью к Японии. 25 июля 1894 г. японский военный корабль потопил пароход, перевозивший китайские войска. 1 августа была объявлена война.

Японо-китайская война 1894-1895 гг. продемонстрировала полное превосходство капиталистической Японии над Китаем.

К весне 1895 г. китайские войска понесли ряд тяжелых поражений. Японцами был захвачен Ляодунский полуостров и порт Вейхайвей; под угрозой находилась китайская столица Пекин.

17 апреля 1895т. в японском городе Симоносеки был подписан мирный договор, предусматривающий:

1) независимость Кореи от Китая;

2) уступку японцам острова Тайвань, Пескадорских островов и Ляодунского полуострова;

3) уплату Китаем контрибуции в сумме более 300 млн. иен;

4) открытие для торгового судоходства ряда китайских портов;

5) временную оккупацию японцами Вейхайвея;

6) освобождение арестованных китайцами японских агентов.

Захватническая война против Китая чрезвычайно ускорила капиталистическое развитие Японии.

Она дала толчок росту ряда отраслей промышленности, способствовала расширению внешней торговли Японии и положила начало японской колониальной империи.

Война привела также к усилению японских позиций в Корее. В конце 1895 г. японцы зверски убили корейскую королеву Мин, которая была противницей подчинения страны японской власти.

Корейский король бежал от убийц и нашел убежище в русской дипломатической миссии.

Определяющие влияние на корейское правительство на некоторое время перешло от Японии к России.

В 1896 г. было подписано русско-китайское соглашение о КВЖД, и в 1897 г. к России отошел Порт-Артур, незадолго до этого оставленный японцами.

Японо-китайская война дала толчок к империалистическому разделу Китая на сферы влияния. Англия, США и Германия делали все, чтобы обострить Русско-японские отношения. В конце 1890-х гг. при активной помощи Англии Япония спешно усиливала вооружение армии и флота, готовясь к войне уже с Россией.



Источник: http://biofile.ru/bio/38742.html

Возникновение первых политических партий. Конституция 1889 г

21. Политические партии в Японии в конца 19 века. Борьба за конституцию.

В начале 1880годов в Японии стали оформляться первые политические партии, социальной базой и опорой которых были помещичье-буржуазные круги. Эти партии были либеральными по своим политическим установкам. Либеральные помещики критиковали модель абсолютизма и деятельность правительства.

Основные причины их недовольства вызывали высокий поземельный налог, снижавший их доходы, и всевластие узкой группы полуфеодальной бюрократии, «узурпировавшей правительственные посты». Радикальные лозунги помещичьей оппозиции привлекали на ее сторону часть самурайства, интеллигенции и даже верхушечные слои крестьянства.

Деятельность оппозиции вылилась в формирование в 1881г. политической партии — «дзиюто» (либеральная партия).

Вто же время оппозиционные настроения получили широкое распространение среди японской буржуазии как среди тор-гово-финансовой, так и среди быстро набиравшей силу национальной (промышленной).

Либеральная буржуазия требовала скорейшего проведения некоторых реформ, которые должны были облегчить буржуазии захват командных высот в экономике, а также путь к власти.

Среди выдвигаемых требований важнейшими были следующие: реформа денежной системы, поощрение внешней торговли, скорейший пересмотр неравноправных договоров, а также активной внешней политики, т.е.

колониальных захватов и завоеваний, которые должны были открыть японской буржуазии доступ к внешним рынкам. На такой платформе в 1882 г. была основана партия либеральной буржуазии, получившей название «кайсинто» («партия реформы»).

С ростом удельного веса буржуазии в экономике страны активизировалась и ее политическая деятельность. В 1880 годы обе партии начали движение за конституцию. В это движение включились также широкие демократические круги (часть мелкой буржуазии города и деревни, интеллигенция, отдельные выходцы из пролетарской среды).

В силу этого на отдельных этапах оно имело ярко выраженный радикальный характер. Критика императорского правительства превращалась в борьбу против засилья феодальных элементов (например, титулованных землевладельцев) в государственном аппарате.

Конституционное движение получило в Японии название «минкен ундо» («движение за народные права»).

Деятельности «минкен ундо» объективно способствовало самостоятельно развивавшееся рабочее движение. Японский рабочий класс рос вместе с развитием японской промышленности. Первое выступление рабочих относится к семидесятым годам. В 1872 г. в шахтах Такасима вспыхнули стихийные бунты горняков против английских концессионеров.

После этого выступления японских рабочих стали учащаться. В 1880 годах делаются Первые попытки создания профессиональных союзов. На первых порах многие из этих союзов имели характер объединений ремесленников. Но уже в девяностых годах профсоюзное движение охватывает непосредственно пролетарские слои.

Во многом это движение было связано с лидером рабочего (а позже коммунистического движения) Сэном Катаяма(родился в 1859 г. в крестьянской семье). В 1897 г., вернувшись из эмиграции, Катаяма создал «Лигу по организации рабочих профсоюзов», а затем союз металлистов, союз машинистов и союз печатников. В 1898 г.

Катаяма создал «Общество по изучению социализма» и стал издавать журнал «Рабочий мир».

Вначале правительство резко подавляло деятельность «минкен ундо». Однако наиболее дальновидные руководители японского абсолютизма понимали необходимость ограниченных реформ и уступок, включая конституцию, ради сохранения равновесия в обществе и строя в целом. Японское

правительство командировало ряд своих виднейших представителей во главе с князем Ито за границу для ознакомления с конституционной практикой ряда европейских стран и США. В результате было принято решение, что наиболее подходящим для Японии прототипом является консервативный прусский парламент Бисмарка. В 1889 г. была провозглашена японская конституция.

Важнейшей особенностью конституции 1889 г. являлось подтверждение власти японской монархии.

Конституция провозгласила исключительно широкие права императора: ему принадлежало'утверждение и издание законов; созыв и роспуск парламента; объявление войны и заключение мира; верховное командование вооруженными силами; назначение и увольнение всех гражданских и военных чинов и т.д. Вторая глава конституции оговаривала формально предоставленные буржуазные свободы многочисленными изъятиями и оговорками. Четвертая глава (55 статья) отмечала, что министры в Японии ответственны только перед императором. Шестая глава предоставляла возможность правительству, не считаясь с парламентом, утверждать бюджет и в том случае, если он не получил санкции представительных учреждений. Следует также напомнить, что персона императора продолжала обожествляться.

Японский парламент был образован в составе двух палат. Верхняя палата состояла из принцев крови, высшей титулованной знати, лиц лично назначавшихся императором, представителей крупных налогоплательщиков. Нижняя палата избиралась мужским населением страны из числа лиц достигших 30-летнего возраста.

Избирательными правами пользовались лишь те, кто уплачивал не менее 15 йен прямых налогов в год и достигшие 25 лет. Исходя из этого, право участия в выборах было предоставлено лишь одному проценту населения страны.

Таким образом, конституция не посягала на права японского абсолютизма, а лишь являлась его фасадом и прикрытием.

Несмотря на то, что японский парламент был сконструирован на весьма узкой базе, первые годы его существования ознаменовались частыми конфликтами между парламентом и правительством.

Парламентская буржуазная оппозиция резко критиковала методы правительственной бюрократии и выражала недовольство огромными военными расходами.

За первые четыре года своего существования японский парламент был трижды распущен императором (в 1891, 1893 и 1894 гг.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_39636_vozniknovenie-pervih-politicheskih-partiy-konstitutsiya--g.html

Реформы в Японии 19 века и японская Конституция 1889 года

21. Политические партии в Японии в конца 19 века. Борьба за конституцию.

Реформы в Японии 19 века конца 60—80-х годов

В преобразованиях, которые охватили важнейшие сферы жизни страны, стремились максимально использовать опыт европейцев и североамериканцев.

1. В области социально-экономических отношений устраняется все, что ограничивало личную свободу, включая выбор местожительства, профессии. Вводится формальное равенство всех граждан перед законом.

Устанавливается право частной собственности на землю (1872 г.). Вводится единый поземельный налог. Отныне все фактические владельцы становились ее собственниками. Соответственно, разрешалась свободная купля-продажа земли.

В итоге наиболее одиозные институты феодального землепользования были упразднены. Но радикального перераспределения земли не произошло. Она осталась у дворянства и состоятельных крестьян, но уже на правах частной собственности.

Значительная часть крестьян по-прежнему оставалась безземельной или малоземельной.

В городе упраздняются цеха и гильдии, а также связанная с ними регламентация ремесла и торговли. Закрываются все внутренние таможни. Вводятся единые для всей страны единицы измерения.

Принимается закон о всеобщем начальном образовании.

2.         Аннулируются в конечном итоге неравноправные международные договоры.

3.         Важные преобразования претерпевает государство. Армия реорганизуется по германскому образцу, а флот по английскому.

Вводится всеобщая воинская повинность, причем за самураями сохраняется привилегированное право на занятие офицерских должностей.

Учреждаются министерства по отдельным отраслям управления и в качестве высшего органа исполнительно- распорядительной власти создается кабинет министров при императоре. Вводится конкурсная система назначений на чиновные посты.

Вместо старых границ феодальных княжеств устанавливается административно-территориальное деление по губерниям с приблизительно равным числом населения, с назначаемым правительством и ответственным перед ним губернатором, а также выборным совещательным собранием при нем (1871—1878 гг.). Владетельные князья окончательно лишились политической власти на местах.

80-е гг. были отмечены новой активизацией общественных движений. Одним из проявлений некоторого увеличения влияния буржуазии и интеллигенции явилось образование политических партий. В 1881 г. объявлено о создании либеральной партии, а год спустя партии конституционных реформ.

Их принципиальные программные установки не очень отличались друг от друга: введение парламентского строя при сохранении монархии, независимый внешнеполитический курс и некоторые другие. Различия просматривались в относительно второстепенных вопросах, связанных с уровнем налогообложения, степенью независимости самоуправления и проч.

Результатом явилась почти одинаковая социальная база партий (состоятельные слои города и деревни, причем многие неоднократно меняли свои партийные симпатии в зависимости от конкретных программ, выдвинутых на очередных выборах).

Партии изначально не играли решающей роли в политической жизни страны, но они рассматривались правящими кругами как важный элемент создаваемой конституционной монархии с парламентом. В силу чего их учреждение проходило при активном, покровительственном участии властей.

Японская Конституция 1889 года

Завершением реформ явилось принятие конституции. Ее создатели проделали большую подготовительную работу, тщательно изучив конституционный опыт многих стран. Они не стремились сконструировать что-либо принципиально новое.

Признавалось целесообразным использовать конституционные нормы других стран, апробированные на практике и самое главное наиболее адекватно отвечающие целям правящих кругов Японии.

Будущая конституция должна была юридически закрепить статус императора как главы государства, наделенного чрезвычайно широкими полномочиями, особенно в области военной и исполнительной власти при разделении законодательной власти между ним и парламентом.

Объективно конституции предстояло таким путем закрепить компромисс между доминирующим в государстве дворянством во главе с императором, контролировавшим исполнительную власть и вооруженные силы, и допускаемой к участию в законодательстве и частично контролю за бюджетом буржуазией. Наиболее подходящими для решения этих задач были признаны прусская конституция 1850 г. и германская конституция 1871 г. Они и послужили образцом.

В 1889 г. работа над первой в истории Японии конституцией была завершена.

Особа императора объявлялась «священной и неприкосновенной».

Как глава государства он наделялся верховной властью: объявлять войну и мир; заключать международные договоры; вводить осадное положение, сосредоточивая в своих руках чрезвычайные правомочия; в качестве верховного главнокомандующего устанавливать структуру и численный состав вооруженных сил, включая оклады личного состава; в сфере государственного гражданского управления — определять структуру министерств, назначать, увольнять, определять оклады всех должностных лиц.

Император назначал министра-президента (главу исполнительной власти), а по его представлению — остальных министров, которые фактически не зависели от парламента, т. к. право вынесения вотума недоверия конституцией не предусматривалось.

Он осуществлял законодательную власть совместно с парламентом. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без его утверждения и подписи.

В промежутках между сессиями парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона (эти указы должны быть представлены парламенту на его ближайшей сессии и если они не получат его одобрения, то объявлялись недействительными на будущее время).

Император созывал парламент и закрывал его, отсрочивал парламентские заседания, распускал палату депутатов.

Он имел право амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах.

Парламент должен был состоять из 2-х палат: палаты пэров и палаты депутатов. В палату пэров входили: члены императорской фамилии, титулованная знать (во многом для этого несколько ранее были введены европейские титулы: князь, маркиз, граф, виконт, барон), а также лица, назначенные императором.

Палата депутатов составлялась из лиц, победивших на выборах. Законом 1890 г. право участия в выборах в нижнюю палату предоставлялось японским подданным, мужчинам, не военнослужащим, достигшим 25 лет, уплачивающих не менее 15 иен прямого налога и проживающих в определенной местности не менее 1,5 лет.

Обе палаты и правительство наделялись правом законодательной инициативы. Законопроекты обсуждались палатами раздельно и утверждались абсолютным большинством. Введение нового налога могло иметь место только на основании закона.

Требовалось согласие парламента на заключение государственного займа или принятие каких-либо иных финансовых обязательств, если этим дополнительно обременялся государственный бюджет. Парламент утверждал ежегодный бюджет.

Но если он отказывал ему в утверждении, то правительство могло применить бюджет предшествующего года.

Депутаты получали право парламентской неприкосновенности, но только за мнение, высказанное в палате или за вотум в ней. В остальном они подлежали действию общих законов. Допускался и арест депутатов в случае «…задержания на месте преступления или наказуемого деяния, связанного с внутренними или внешними волнениями».

Непосредственное государственное управление возлагалось на кабинет министров, возглавляемый министром-президентом. Его фактическое положение, предопределенное конституцией, ставило его в зависимость от императора и его приближенных.

Конституция предусматривала учреждение так называемого тайного совета, призванного по указанию императора обсуждать важнейшие государственные дела.

Отдельная глава была посвящена правам и обязанностям подданных. Объявлялась неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собраний и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям, тайна переписки и т. д.

Однако установленные конституцией ограничения в праве пользования этими правами фактически сводили их на нет (напр., тайна переписки неприкосновенна, за исключением определенных законом случаев (ст.

26) и также ограничения сопровождали каждое провозглашенное право или свободу).

Послеконституционное развитие Японии

С принятием конституции была окончательно юридически закреплена победа революции Мейдзи, заложены государственно-правовые основы дальнейшего развития страны и, как показала последующая история, превращения Японии в агрессивное, милитаристское, империалистическое государство.

Военные получали постоянную поддержку дворянства, а вскоре и от крепнувшей монополистической буржуазии.

Но особенно сильны были их позиции в учреждениях, являвшихся оплотом знати, находившихся вне контроля общественности, но оказывавших большое влияние на формирование политики: тайном совете и генро (не предусмотренном конституцией совещательном органе при императоре, состоявшем в основном из знати, поддержавшей борьбу против сегуната). В 1895 г.

был законодательно подтвержден порядок, по которому на посты военного и военно-морского министров назначались только чины высшего военного и военно-морского командования. Тем самым военные круги получили дополнительную возможность давления на правительство и парламент. С 70-х гг. XIX в. Япония встала на путь агрессивных войн и колониальных захватов.

В области внутригосударственных нововведений наиболее заметным явлением было продолжение реорганизации на европейских началах судебной системы. Важной вехой в этом процессе, начавшемся еще в 70-е гг., явился закон 1890 г., в соответствии с которым учреждаются единые для всей страны суды.

Ее территория делится на приблизительно равные по численности населения округа, в каждом из которых создается местный суд. Им предстояло решать большинство уголовных и гражданских дел.

Следующими инстанциями стали губернские суды, 7 апелляционных судов и Высокий имперский суд, в компетенцию которого входило рассмотрение установленных законом наиболее важных дел, высшая апелляция, а также разъяснение законов.

Судьями могли быть лица, имеющие юридическое образование и соответствующий практический опыт. Устанавливалась несменяемость судей, но предусматривались различные финансово-административные меры воздействия на них. Одновременно конкретизировался статус прокуратуры, расширялись ее правомочия.

На нее возлагалось: руководство предварительным расследованием, поддержание обвинения в суде, опротестовывание приговоров и осуществление надзора за судами. Несколько позже было уточнено правовое положение адвокатуры.

В 1890 г. получил новую редакцию уголовно-процессуальный кодекс. Судебное следствие должно было основываться на принципах гласности, уст- ности, состязательности.

Вместе с тем позитивное значение судебной реформы минимизировалось новым расширением правомочий жандармско-полицейского аппарата, получившего возможность контролировать всю гражданскую жизнь страны.

Источник: http://www.bibliotekar.ru/2-8-26-istoriya-gosudarstva-i-prava/141.htm

Политические партии Японии

21. Политические партии в Японии в конца 19 века. Борьба за конституцию.

Замечание 1

Политические партии Японии – это порядка 10 тыс. зарегистрированных политических партий, большая часть которых действует на префектурном и локальном уровне.

Япония является унитарным демократическим государством, парламентской конституционной монархией, основным законом которой является Конституция 1947 года. По конституции в стране главенствуют верховенство права, неприкосновенность и незыблемость прав граждан, коллегиальность управления и принципы пацифизма.

Политическая система Японии очень своеобразна. Политические партии по своей структуре строения напоминают пирамиду, в которой возникают жесткие вертикальные отношения между многочисленными элементами системы.

Низший ярус пирамиды составляют крестьянские, молодежные, женские, профессиональные политические организации и движения, верхний ярус образовывают политические партии.

Ярусы пирамиды тесно взаимодействуют между собой, так как организации низшего яруса поддерживают политические партии, близкие им по идеологии, поставляют членов партии и занимаются распространением политической информации.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Наибольшее влияние на власть в государстве оказывают пять партий:

  • Социал-демократическая партия;
  • Либерально-демократическая партия;
  • партии «Сакигакэ»;
  • Коммунистическая партия;
  • партия «Комэйто».

Характеристика правящих партий Японии

Социал-демократическая партия Японии основана в 1945 г. Ранее название партии звучало, как «Социалистическая партия Японии», но в феврале 1991 г.

на партийном съезде партия приняла ряд поправок и отказалась от прежнего названия. В состав партии входит порядка 70 тыс. членов.

Опорой партии являются профсоюзы, сторонниками партии выступают крестьяне, рыбаки, предприниматели и представители интеллиген¬ции.

В 1955 г. в результате слияния демократической и либеральной партий была создана новая Либерально-демократическая партия (ЛДП), которая изначально была правящей. ЛДП тесно взаимодействует с высшей бюрократией и крупным бизнесом. Значительную поддержку партии оказывают средние и мелкие предприниматели, а также часть крестьян.

Особенностью руководства партии является ее фракционность. На сегодняшний день насчитывается 6 фракций. Ведется постоянная борьба между фракциями за место лидера, так как в Уставе партии прописано, что перевыборы проходят каждые два года.

Лидер Либерально-демократической партии обладает широким спектром полномочий, организационные задачи возложены на генерального секретаря. ЛДП выступает за свободу предпринимательства, сохранение стабильности в жизни граждан, а также ограниченное вмешательство государственной власти в регулирование экономики страны. Число членов партии около 3,0 млн. чел.

, однако эта цифра формальная, фактически задействованы несколько сотен человек, которые входят в руководство фракций партии и им принадлежит основная роль.

Политическая партия «Сакигакэ», что означает «Провозвестник,» представляет собой немногочисленную, неоконсервативную группировку, основанную в июне 1993 г. в результате борьбы за власть между фракциями политической партии ЛДП.

Партия не имеет самостоятельной силы, программные поло¬жения от Либерально-демократической партии не отличаются. Лозунгом партии является показная борьба с коррупцией и повышенный национализм.

Повышенным вниманием населения политическая партия не пользуется.

Коммунистическая партия Японии (КПЯ) изначально действовала нелегально, находилась в подполье с 1922 г. по 1945 г. КПЯ была создана сразу после Октябрьской революции в России. Первый нелегальный съезд партии состоялся в 1922 году в Токио.

Реакция властей последовала незамедлительно, членов партии преследовали, начались репрессии. Более ста человек были арестованы. В 1923 году после землетрясения в Токио, членов партии обвинили в пожарах и беспорядках. Лидера коммунистов Каваи Еситаро убили.

В 1928 г. государственная власть объявила коммунистов незаконной группировкой и, будучи членом этой парии, можно было попасть в тюрьму. Цифра арестованных коммунистов на 1945 год превышает 75 тыс. человек.

1945 год стал знаковым для КПЯ, так как партия вышла из подполья.

Уже в 1949 году на парламентских выборах коммунисты получили 35 мест в парламенте, но в следующем году, в период холодной войны, оккупационные власти Америки запретили партию снова.

На сегодняшний день численность партии достигает более 400 тыс. членов и имеет низовые организации в разных уголках страны. Наиболее ощутимое её влияние происходит в крупных промышленных центрах Японии.

Высшим органом партии является съезд, который созывается, согласно Уставу, раз в 2-3 года. КПЯ имеет достаточно развитую сеть партийной печати. Наибольшее влияние партия имела в 1980 г. В 1987 г.

на муниципальных выборах число депутатов достигло почти 4000 человек.

Современные политические партии Японии

Одной из современных политических партий является – «Комэйто», что в переводе означает «Партия чистой политики».

Задачи партии «Комэйто»:

  • политика должна действовать исключительно в пределах Конституции;
  • политика является социально ориентированной, чтобы все граждане жили достойно, как указано в Конституции;
  • политика должна быть понятной и доступной для всех граждан. Это возможно, в случае озвучивания депутатами через СМИ своих предложений с четким акцентом на плюсы и минусы законопроекта;
  • закон, а также каждое решение должны действовать только в интересах своего народа, им безразличны другие народы и их граждане, основная цель, чтобы население Японии жило хорошо.

Политическая партия пропагандирует правоцентристскую идеологию, в основе которой лежат постулаты буддизма. Во внешней политике «Комэйто» представляет пацифистский курс и требует отказ от использования ядерного оружия.

Предшественником партии была буддистская партия с аналогичным названием, но с более радикальной программой, которая вступила в союз с социалистами. У современной «Комэйто» гораздо умереннее политические взгляды. Создана партия была в 1998 году. В 2004 году, на парламентских выборах неплохо преуспела из-за хорошей организации выборов и высокой явке.

Замечание 2

Поддержку партии оказывают «белые воротнички» и сельские жители. Также партия находится в особом почете у религиозных общин, которые оказывают ей поддержку на выборах.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/politicheskie_partii/politicheskie_partii_yaponii/

Uchebnik-free
Добавить комментарий