21. Мозговые центры речи.

Мозговые центры речи

21. Мозговые центры речи.

Клиническиеданные, полученные при изучении локальныхпоражений мозга, а также результатыэлектростимуляции структур мозга,позволили четко выделить теспециализированные структуры корыи подкорковыхобразований,которые ответственны за способностьпроизносить и понимать речь.

Такустановлено, что локальные поражениялевого полушария различной природы управшей приводят, как правило, к нарушениюфункции речи в целом, а не к выпадениюкакой-либо одной речевойфункции.          Способностьчеловека к анализу и синтезу речевыхзвуков, тесно связана с развитиемфонематического слуха, т.е.

слуха,обеспечивающего восприятие и пониманиефонем данного языка. рольвадекватномфункционированиифонематического слуха принадлежиттакому центральному органу речи какслухоречевая зона коры больших полушарий— задняя треть верхней височной извилинылевого полушария, т.н. центрВернике.К другому центральному органу речипринадлежит т.н.

зона Брока, которая улиц с доминированием речи по левомуполушарию, находится в нижних отделахтретьей лобной извилины левого полушария.Зона Брока обеспечивает моторнуюорганизацию речи.          В60-е гг. широкую известность получилиисследования В.

Пенфилда, который вовремя операций на открытом мозге спомощью слабых токов раздражал речевыезоны коры (Брока и Вернике) и получализменения речевой активности пациентов.(Операции такого рода иногда выполняютпри местной анестезии, поэтому с пациентомможно поддерживать речевой контакт).Эти факты нашли свое подтверждение и вболее поздних работах.

Было установлено,что с помощью электростимуляции можновыделить все зоны и участки коры,включающиеся в выполнение той или инойречевой задачи, и эти участки весьмаспециализированы по отношению кособенностям речевой деятельности.

Синтагматическиеи парадигматические аспектыречи.Внейропсихологииприизучении локальных поражений мозгаустановлено существование нарушенийречевых функций (афазий) двух категорий:синтагматические и парадигматические.Первые связаны с трудностями динамическойорганизации речевого высказывания инаблюдаются при поражении переднихотделов левого полушария.

Вторыевозникают при поражении задних отделовлевого полушария и связаны с нарушениемкодов речи (фонематического,артикуляционного,семантического и т.д.).          Синтагматическиеафазии возникают при нарушениях в работепередних отделов головного мозга, вчастности центра Брока.

Его поражениевызывает эфферентную моторную афазию,при которой собственная речь нарушается,а понимание чужой речи сохраняетсяпочти полностью. При эфферентной моторнойафазии нарушается кинетическая мелодияслов по причине невозможности плавногопереключения с одного элементавысказывания на другой.

БольныесафазиейБрокаосознают большую часть своих речевыхошибок, но могут общаться с большимтрудом и лишь незначительное количествовремени.

Поражение другого отделапередних речевых зон (в нижних отделахпремоторной зоны коры) сопровождаетсятак называемой динамической афазией,когда больной теряет способностьформулировать высказывание, переводитьсвои мысли в развернутую речь (нарушениепрограммирующей функции речи).

          Припоражении центра Вернике возникаютнарушения фонематического слуха,появляются затруднения в пониманииустной речи, в письме под диктовку(сенсорнаяафазия). Речь такого больногодостаточно беглая, но обычно бессмысленная,т.к. больной не замечает своих дефектов.С поражением задних отделов речевыхзон коры связывают такжеакустическо-мнестическую, оптико-мнестическуюафазии, в основе которых лежит нарушениепамяти, и семантическую афазию —нарушение понимания логико-грамматическихконструкций, отражающих пространственныеотношения предметов.

Механизмывосприятия речи.Одно из фундаментальныхположений науки о речи состоит в том,что переход к осмыслению сообщениявозможен лишь после того, как речевойсигнал преобразован в последовательностьдискретных элементов.

Далее предполагается,что эта последовательность может бытьпредставлена цепочкой символов-фонем,причем число фонем в каждом языке оченьмало (например, в русском языке их 39).Таким образом, механизм восприятия речиобязательно включает блок фонетическойинтерпретации, который обеспечиваетпереход от речевого сигнала кпоследовательности элементов.

Конкретныепсихофизиологические механизмы,обеспечивающие этот процесс, еще далеконе ясны. Тем не менее, по-видимому, издесь действует принцип детекторногокодирования . На всех уровнях слуховойсистемы обнаружена достаточно строгаятонотопическая организация, т.е.

нейроны,чувствительные к разным звуковымчастотам, расположены в определенномпорядке и в подкорковых слуховых центрах,и первичной слуховой коре. Это означает,что нейроны обладают хорошо выраженнойчастотной избирательностью и реагируютна определенную полосу частот, котораясущественно уже полного слуховогодиапазона.

Предполагается также, что вслуховой системе существуют и болеесложные типы детекторов, в частности,например, избирательно реагирующих напризнаки согласных. При этом остаетсянеясным, за счет каких механизмовпроисходит формирование фонетическогообраза слова и его опознание.

          Всвязи с этим особый интерес представляетсобой модель опознания букв и слов причтении, разработанная Д. Мейером и Р.Шваневельдтом. По их мнению, процессопознания начинается в тот момент, когдаряд букв поступает на «анализатордеталей».

Получающиеся при этом коды, содержащиеинформацию о форме букв (прямые линии,кривые, углы), передаются на детекторыслов. При обнаружении этими детекторамидостаточных признаков генерируетсясигнал, подтверждающий, что обнаруженонекоторое слово. Обнаружение определенногослова также активизирует расположенныерядом слова.

Например, при обнаружениислова «компьютер» активизируютсятакже слова, расположенные в сети памятичеловека близко от него, — такие как»программное обеспечение»,»винчестер», «Интернет» и т.д.Возбуждение семантически связанныхслов облегчает их последующее обнаружение.Эта модель подтверждается тем, чтоиспытуемые опознают связанные словабыстрее, чем несвязанные. Эта модельпривлекательна также и тем, что открываетпуть к пониманию структуры семантическойпамяти.

Организацияречевого ответа.Предполагается,что у взрослого человека, владеющегоязыком, восприятие и произношение словопосредуются внутренними кодами,обеспечивающими фонологический,артикуляторный, зрительный и семантическийанализ слова. Причем все перечисленныекоды и операции, осуществляемые на ихоснове, имеют свою мозговуюлокализацию.

          Клиническиеданные позволяют выстроить следующуюпоследовательность событий. Заключеннаяв слове акустическая информацияобрабатывается в «классической»слуховой системе и в других «неслуховых»образованиях мозга (подкорковыхобластях).

Поступая в первичную слуховуюкору (зону Вернике), обеспечивающуюпонимание смысла слова, информацияпреобразовывается там для формированияпрограммы речевого ответа. Для произношенияслова необходимо, чтобы «образ»,или семантический код, этого словапоступил в зону Брока. Обе зоны — Брокаи Вернике связаны между собой дугообразнымпучком нервных волокон.

В зоне Брокавозникает детальная программа артикуляции,которая реализуется благодаря активациилицевой зоны области моторной коры,управляющей лицевой мускулатурой.          Однако,если слово поступает через зрительнуюсистему, то вначале включается первичнаязрительная кора.

После этого информацияо прочитанном слове направляется вугловую извилину, которая связываетзрительную форму данного слова с егоакустическим сигналом в зоне Вернике.Дальнейший путь, приводящий к возникновениюречевой реакции, такой же, как и причисто акустическом восприятии.

          Данные,полученные с помощью позитроннойэмиссионной томографии (ПЭТ) показывают,что у праворуких здоровых грамотныхвзрослых отдельные операции привосприятии слов действительнообеспечиваются за счет включения разныхзон, главным образом, левого полушария.При звуковом восприятии слов активируютсядве зоны: первичная слуховая зона ивисочно-теменная.

По-видимому, леваявисочно-теменная зона непосредственносвязана с операцией фонологическогокодирования, т.е. воссоздания звуковогообраза слова. При чтении (восприятииписьменных знаков) эта зона, как правило,не активируется.

Однако усложнениесловесных заданий, предъявляемых вписьменном виде, может повлечь за собойи фонологические операции, которыесвязаны с возбуждением височно-теменнойзоны.          Основныеочаги возбуждения при восприятиинаписанных слов находятся в затылке:первичной проекционной ивторичныхассоциативныхзонах, при этом охватывая каклевое, так и правое полушарие.

Судя поэтим данным, зрительный «образ»слова формируется в затылочных областях.Семантический анализ слова и принятиерешения в случае смысловой неоднозначностиосуществляется главным образом приактивном включении передних отделовлевого полушария, в первую очередь,фронтальной зоны. Предполагается, чтоименно эта зона связана с нервнымисетями, обеспечивающими словесныеассоциации, на основе которыхпрограммируется ответноеповедение.          Извсего вышесказанного можно сделатьследующий вывод: даже относительнопростая лексическая задача, связаннаяс восприятием и анализом слов, требуетучастия целого ряда зон левого и частичноправого полушария.

Речькак система сигналов

И.П.Павловпредложил выделитьсовокупность словесных раздражителейв особую систему, отличающую человекаот животных.

Втораясигнальная система. СогласноИ.П. Павлову, у людей существует двесистемы сигнальных раздражителей: перваясигнальная система —это непосредственные воздействиявнутренней и внешней среды на различныерецепторы (эта система есть и у животных)и вторая сигнальная система, состоящаятолько из слов.

Причем лишь незначительнаячасть этих слов обозначает различныесенсорные воздействия начеловека.          Такимобразом, с помощью понятия второйсигнальной системы И.П. Павлов обозначилспециальные особенности ВНД человека,существенно отличающие его от животных.

Этим понятием охватывается совокупностьусловнорефлекторных процессов, связанныхсо словом. Слово при этом понимаетсякак «сигнал сигналов» и являетсятакими же реальным условным раздражителем,как и все другие. Работа второй сигнальнойсистемы заключается, прежде всего, ванализе и синтезе обобщенных речевыхсигналов.

          Развитиеэтих представлений нашло свое отражениев трудах М.М. Кольцовой, Т.Н. Ушаковой,Н.И. Чуприковой и др. Так, например, Т.Н.

Ушакова, опираясь на эти идеи и привлекаясовременные представления о строениинервных сетей , предложила выделять трииерархически организованных уровня встроении внутренней речи, разделениекоторых четко прослеживается уже вонтогенезе.

Триуровня внутренней речи. Первыйуровень связанс механизмами действия и владенияотдельными словами, обозначающимисобытия и явления внешнего мира. Этотуровень реализует так называемуюноминативную функцию языка и речи ислужит в онтогенезе основой длядальнейшего развития механизмоввнутренней речи. В работах М.М.

Кольцовой,посвященных онтогенезу речи, былопоказано, что следы словесных сигналовв коре мозга ребенка вместе с образамивоспринимаемых предметов образуютспециализированные комплексы временныхсвязей, которые можно рассматриватькак базовые элементы внутреннейречи.

          Второйуровень соотноситсяс образованием множественных связеймежду базовыми элементами и материализованнойлексикой языка, так называемой «вербальнойсетью». В многочисленныхэлектроэнцефалографических экспериментахбыло показано, что объективной и языковойсвязанности слов соответствуетсвязанность их следов в нервной системе.

Эти связи и есть «вербальные сети»,или «семантические поля». Показано,что при активации узла «вербальнойсети» затухающее возбуждениераспространяется на близлежащие узлыэтой сети. Подобные связи «вербальнойсети» оказываются стабильными исохраняются на протяжении всей жизни.Т.Н.

Ушакова предполагает, что в структуре»вербальной сети» материализуетсяязыковой опыт человечества, а сама»вербальная сеть» составляетстатическую основу речевого общениялюдей, позволяя им передавать ивоспринимать речевую информацию.          Третийуровень.

 Посколькуречь человека всегда динамична ииндивидуальна, то «вербальная сеть»в силу своих особенностей, таких какстатичность и стандартность, можетсоставлять лишь предпосылку и возможностьречевого процесса. Поэтому, согласноТ.Н.

Ушаковой, в механизме внутреннейречи существует третий динамическийуровень, соответствующий по своимвременным и содержательным характеристикампродуцируемой внешней речи. Этот уровеньсостоит из быстро сменяющихся активацийотдельных узлов «вербальной сети»,так, что каждому произносимому человекомслову предшествует активация соответствующейструктуры внутренней речи, переходящаяпутем перекодирования вкоманды артикуляционным органам.          Вербальныесети фактически представляютсобой морфофункциональный субстратвторой сигнальной системы.

Источник: https://studfile.net/preview/5850481/page:42/

Центр речи мозга человека и его патологии

21. Мозговые центры речи.

Головной мозг – голова всему организму, самый загадочный и неизученный объект во Вселенной.

Одни учёные считают, что он является самодостаточным органом, который управляет всеми процессами организма, другие – что это лишь приемо-передающее и обрабатывающее поступающую из внешней среды информацию устройство. У обеих сторон есть масса теорий, доводов, примеров и опытов, подтверждающих их правоту.

Предыстория

В медицинской практике первые эксперименты выявить области мозга, отвечающие за речь, делались в начале XIX века. В средине 1860-х годов французский антрополог и хирург Поль Брок опубликовал результаты своих исследований, где говорилось, что участок коры, отвечающий за речь, расположен в задней нижней области левого полушария. Это что касается левшей.

Результат был получен благодаря наблюдательности доктора. Он заметил, что у людей, которые пережили инсульт правого полушария, не наблюдались дефекты и расстройства речи. У кого левое полушарие пострадало из-за инсульта, такие аномалии выявлялись, причем довольно-таки выражено.

Эта зона мозга и называется область Брока.

Рассмотрим данный участок подробно: его расположение и назначение по мнению французского специалиста, а затем прибегнем к результатам учёных из Нью-Йоркского медицинского университета, чьи эксперименты подтверждают не изученность органа и фактически ставят крест на более чем полуторавековом представлении медицины и науки про центр речи в головном мозге.

Физиология

Центр Брока и Вернике – части мозга, которые связывают с речью с средины XIX века. В начале XX столетия выявлена и третья зона – оптическая. Первый центр, по представлениям науки – двигательный, связанный с моторикой речи.

Он управляет мышцами глотки, языка и обеих челюстей во время разговора.

Скорее всего, простирается вдоль латеральной поверхности обеих полушарий и затрагивает нижний участок передней извилины по центру и распространяется на переднюю часть островка.

На нём лежат функции воспроизведения речи, координации множества мышц, участвующих в образовании букв, слогов и их комбинаций. Повреждение или недостаточное развитие этой части мозга влечёт за собой:

  • остановку или значительное ухудшение координации движений при разговоре;
  • прекращение движений, участвующих в словообразовании;
  • произвольное произнесение каких-то слогов и слов.

Ещё при поражении области Брока больные не только не могут нормально или вообще разговаривать (воспроизводить речь), но и с трудом понимают речь или не понимают её. Всё зависит от степени пораженности.

Второй — область Вернике уже привязывают к таким функциям, как интерпретация, восприятие, усвоение и понимание сказанного другими людьми.

Центр дислоцируется в самом верху височной извилины в полушарии, которое является доминантным. Отсюда следует, что человек, ещё не умеющий разговаривать, имеет лишь зачатки этой области или не имеет её вообще.

Кто и когда определяет доминантную долю, где будет сформирована область Вернике, пока остаётся загадкой.

При поражении этой доли больной не может выстраивать логические предложения, наполненные смыслом. Если у него и получается что-то сказать, зачастую речь будет лишенной смысла – он выговорит несколько не связанных между собой фраз.

Есть и третий центр. Отвечает он за развитие образной и символьной речи. С разрушением или повреждением участка способность привязывать образы к каким-либо понятиям, узнавать символы (распознавать буквы) и составлять из них слова теряется.

Что представляет собой центр Брока и Вернике мы узнали, но лишь в интерпретации официальной науки, которая знает совсем немного. Есть и другое представление про речевые центры головного мозга, зоны Брока и Вернике.

Иное мнение

Развитие нейровизуализации позволяет сделать предположение, что функции, которые ранее по представлению учёных выполняли доли Вернике, осуществляются височными долями.

Существуют теории, утверждающие, что нижняя и средняя височные извилины обрабатывают речевую информацию. Также небольшая доля височной извилины работает для распознания и обработки речи. Но это лишь предположения.

Перейдём к результатам исследований.

Несколько лет назад Нью-Йоркский университет и медицинский центр при нём поставили под сомнение достижения Брока и Вернике, которые наблюдали за перенесшими инсульт людьми.

Учёные исследовали активность органов вполне здоровых пациентов при помощи современных инструментов – магнитно-резонансного томографа, работа коего основана на наблюдениях кровообращения при осуществлении различных задач.

Результаты позволили сделать вывод, что анатомия центров речи совсем не такая, как считалось на протяжении полутора веков.

Электроды накладывались прямо на поверхность коры мозга, что предоставляет возможность получить высокоточную картину с хорошим разрешением.

Черепа никто никому не сверлил, всё осуществлялось с согласия пациента, которому приходилось вскрывать черепную коробку для лечения каких-либо неврологических отклонений.

Части согласившихся на исследование электроды прикрепили к одному из полушарий, части – к обоим. Во время наблюдения они слушали речь, повторяли её про себя и в голос. Причём среди слов были не только им знакомые, но и придуманные, не несущие смысла. Неизвестные слоги позволили разделить функции произнесения речи и понимания смысла фраз.

В результате выявились центры, которые были наиболее активными. Располагаются они в обоих полушариях фактически в равной мере. Ещё был сделан вывод, что речевой отдел менее сложный, чем языковый.

Последний отвечает за понимание, обработку информации и составление логических фраз, а не просто произнесения слов или слогов, как речевой.

Потому и дети издают первые невыразительные слоги раньше, чем понимают речь посторонних.

Причины нарушения речи у детей

Чтобы ребёнок полноценно развивался, необходимо в достаточной мере развить его речевой аппарат и избежать факторы, отрицательно на это влияющие. К ним относятся:

  • генетическая предрасположенность – механизм толком нигде не объясняется, но избежать этого своими силами практически невозможно, остаётся надеяться на природу;
  • проблемы с органами слуха – если речь человек слышит неразборчивой, так же она и воспроизводиться им будет;
  • торможение в развитии психики;
  • физические отклонения в восприятии мира из-за патологий соответствующих мозговых центров;
  • влияние некоторых медикаментов или совместного приема нескольких лекарств одновременно;
  • недостаточное внимание со стороны родителей и несвоевременное обращение к специалистам.

В организме всему отведено своё время, и, если вовремя ребёнок не начнёт говорить, высока вероятность того, что сделать он это не сможет никогда даже при помощи современной медицины, так как время было потеряно. Тому пример – дети-маугли: если половое созревание ребёнка произошло в дикой природе, никто и ничто не сможет социализировать такое дитя.

Проблемы с речью после инсульта

После нарушения кровообращения в мозге – инсульта, большинство пациентов не могут произнести внятного предложения, а порой даже словосочетания. Не факт, что в таком состоянии они вообще могут рационально мыслить и составлять эти предложения в уме. В науке определено две группы нарушений речи у людей после инсульта:

  • афазия – когда страдает кора мозга, отвечающая за речь и целый перечень иных психических и физиологических процессов;
  • дизартрия – состояние, причиной коего является иннервация мышц речевого аппарата, расположенных в носоглотке.

Мы видим, что высказанная в начале статьи мыль о том, что человек практически ничего не знает про головной мозг, подтверждается. Люди полтора века признавали, что центр Брока расположен в левом полушарии, его основная функция – воспроизведение речи, но недавно было открыто, что ни один мозговой центр в полной мере не берёт на себя все эти функции. Вскоре учебники придётся писать заново.

Источник: https://vsepromozg.ru/stroenie/tsentr-rechi

Uchebnik-free
Добавить комментарий