21. Эволюция функций Российского государства и их классификация.

Эволюция функций российского государства

21. Эволюция функций Российского государства и их классификация.

К внутренним функциям современного Российского государства относятся следующие. Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка — это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст.

2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Данное направление деятельности современного Российского государства должно быть связано с более надежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.

Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному.

Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями.

Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений — прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.

Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.

п. Думается, далеко не случайно создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).

Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищенность личности.

Это наиболее злободневная ныне функция государства, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержке.

Прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться — инвалиды, пенсионеры, студенты и др. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т.п.

Экологическая функция — это новое развивающееся направление деятельности современного Российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране.

Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.

Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями.

Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр.

, хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме.

Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.

К внешним функциям России относятся следующие.

Функция обороны страны имеет первостепенное значение во все времена.

Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов.

Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п. Особенно ярко о необходимости поддержания обороны страны на достаточно высоком уровне еще раз напомнили югославские события 1999 г.

, когда НАТО в одностороннем порядке без санкции Совета Безопасности ООН наносила ракетно-бомбовые удары по суверенной Югославии.

Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий.

Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческие операции . ——————————— См., например: Указ Президента РФ «Об использовании воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации в международном присутствии по безопасности в Косово, Союзная Республика Югославия» от 25 июня 1999 г. N 822 // Российская газета. 1999. 29 июня.

Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Подобная функция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п. Внешняя деятельность государств, в том числе и Российской Федерации, в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно- правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообществ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_314018_evolyutsiya-funktsiy-rossiyskogo-gosudarstva.html

Эволюция функций Российского государства и их классификация

21. Эволюция функций Российского государства и их классификация.

В современной России, по мере перехода ее к рыночным отношениям и становления новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах и на внешние функции государства. В чем это проявляется?

Во-первых, в том, что с разрушением «мировой системы социализма», естественно, отпадает необходимость и в развитии взглядов на функции (впрочем, как и самих функций), касающихся взаимоотношений России с составлявшими эту систему «социалистическими» странами. Теперь они именуются иначе. Функции «братской» помощи им постепенно заменяются функциями равноправного партнерства.

Во-вторых, изменилась политическая и идеологическая ориентация России по отношению к бывшим колониям западных и других «цивилизованных» государств, а также по отношению к национально-освободительному движению. И связи с этим, естественно, исчезла и функция поддержки этого движения.

И, в-третьих, начиная с «перестройки» середины 80-х гг. и вплоть до последнего времени, резко изменилось отношение правящих кругов официальной России к западным странам.

Многолетняя политика идеологического противостояния резко сменилась противоположной политикой — соглашательства по ряду принципиальных вопросов, движения в фарватере прозападных интересов унизительного самобичевания и политического заискивания.

Из одной крайности политика и идеология России, а вместе с ней и бывших социалистических стран, отразившиеся на их внешних функциях, перешли в другую крайность.

Основное кредо внешнеполитической и иной деятельности Российского государства, а следовательно, и его функций должно состоять в непременном приоритете для нас российских национальных интересов и ценностей, в уважении интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равноправного партнерства и сотрудничества.

На основе данных принципов и положений могут устанавливаться и осуществляться такие внешние функции государства, как функция интеграции России в мировую экономику; обороны; поддержания мирового порядка; внешнеэкономического сотрудничества и широкого привлечения иностранных инвестиций; совместного разрешения с другими государствами глобальных энергетических, экологических, демографических и иных проблем современности.

Данные и иные внешние функции Российского государства становятся в настоящее время общепризнанными и общепринятыми в научной литературе. Важно, чтобы в реальной действительности они осуществлялись на взаимовыгодной для всех государств—субъектов международно-правовых отношений основе.

22. Понятие права, его содержание, сущность и признаки.

Право — это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве в соответствии с которыми

• осуществляется власть в государстве,

• создаются и функционируют государственные институты,

• поддерживается социальная стабильность и справедливость,

• обеспечивается нормальная жизнедеятельность человека и

• регулируются общественные отношения.

Десятилетия дискуссий о праве в нашей юридической науке выявили три основных подхода к определению его понятия и сущности:

а) нормативный, рассматривающий право только как систему юридических норм (нормативное, или так называемое узкое понимание права);

б) социологический, отождествляющий право с регулируемыми им общественными отношениями;

в) философский, связывающий право с мерой свободы и справедливости.

Признаки

1) Право — возведенная в закон воля.

2) Формальная определенность права. Закрепленные в законодательстве нормативные установки обретают особое свойство — формальную определенность. Она проявляется в четкости, однозначности и лапидарности законодательных предписаний. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями правил юридической техники.

3) Системность права. Выраженные в законодательстве нормы права приобретают свойство системности, т.е. взаимосвязанности, согласованности.

4) Динамизм права. Проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений.

5) Право — это равный масштаб по отношению к разным людям.

6) Охрана права государством.

Сущность права.

Сущность права отражает его связь с нравственностью, экономикой, гос-ом, личностью. Сущ-ет 2 подхода:

Классовый — право направленно чтобы служить интересам господствующего класса. Юр. нормы всегда соответствуют господствующей в обществе справедливости.

Общесоциальный — возможность права служить интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие соц. связей.

Сущность права — это обусловленная мат. и соц-культурными условиями жизнедеятельности общ-ва, хар-ом классов, соц.

групп нас-ия, отдельных индивидов общая воли какрезультат согласования, сочетания частных сил специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом, признаваемая гос-ом и выступающая в следствие этого общим (общесоц-ым) масштабом, мерой (регулятором) поведения идеят-ти людей.

Сущность права — главная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, кот. отражает его истинную природу и назначение в обществе.

Десятилетия дискуссий о праве в нашей юридической науке выявили три основных подхода к определению его понятия и сущности:

а) нормативный, рассматривающий право только как систему юридических норм (нормативное, или так называемое узкое понимание права);

б) социологический, отождествляющий право с регулируемыми им общественными отношениями;

в) философский, связывающий право с мерой свободы и справедливости.

Социологический и философский подходы дали «широкое» понимание права, когда в его понятие включились и нормы права, и правосознание, и правоотношения, и т.д.

Право построено на трех «китах». Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность, силу; экономика — основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.

Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.

Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане. Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы.

В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода.

Право и закон.

Актуальность проблемы соотношения права и закона сохраняется и поныне. Более того, она не только сохраняется, но периодически, особенно в переходные периоды, значительно обостряется. Причина этого усиления внимания заключается в том, что эта, на первый взгляд, сугубо «кабинетная», академическая проблема имеет не столько теоретическое, сколько прикладное, практическое значение.

Разумеется, эта значимость обусловлена прежде всего характером и особенностями самой проблемы, суть которой кратко сводится к тому, что не все нормативные акты — законы исходят (издаются или санкционируются) от государства и являются правовыми законами.

Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые следует, с точки зрения авторов — сторонников данных суждений, считать правовыми. Здесь право и закон совпадают. Но есть также и законы, которые не отвечают правовым критериям, и, следовательно, с правом не совпадают.

Нетрудно заметить, что в данном случае в разрешении проблемы соотношения права и закона, как и в случаях решения вопроса о соотношении государства и права, сталкиваются два различных взгляда и подхода. Один из них сориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права, что все то, о чем говорит государство через свои законы — это и есть право.

Другой же взгляд или подход к разрешению проблемы соотношения государства и права, а вместе с тем — права и закона основывается совершенно на других постулатах. А именно на том, что право как регулятор общественных отношений считается «по меньшей мере относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону.

Право при этом определяется не иначе, как форма выражения свободы в общественных отношениях, как мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода.

В развернутом виде оно представляется как претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости и гуманизма и сохранения окружающей природной среды.

Что же касается государства, то оно при таком правопонимании не только не рассматривается в качестве творца или источника права, но, наоборот, само представляется повсеместно связанным, или, по крайней мере, значительно ограниченным в своих действиях правом. Оно представляется в качестве института, который не столько устанавливает, сколько формулирует или выводит право, благодаря законотворческой деятельности, из объективно существующей экономической, социально-политической и иной действительности.

Таким образом, использование этих категорий при определении права, а тем самым — и правового закона отнюдь не способствует решению проблемы соотношения права и закона. Более того, оно непроизвольно усложняет проблему, ведет к смешению категорий права и морали.

Проблема остается не только не решенной, но и еще более усугубленной. Очевидно, ее удовлетворительное решение возможно лишь на принципиально новой методологической и мировоззренческой основе и является делом отдаленного будущего.



Источник: https://infopedia.su/14x35f4.html

Классификация и эволюция функций государства

21. Эволюция функций Российского государства и их классификация.

Проблема классификации функций государства осложняется тем, что у различных исторических типов государств функции существенно различаются. И все же их можно классифицировать по некоторым общим для них признакам.

Существуют различные основания классификации функций государства: по причинам (источникам) возникновения, по продолжительности действия, по npавовым формам осуществления, по со­циальной значимости, по сферам государственной деятельности.

Как уже отмечалось, на функции любого государства решающее влияние оказывает его сущность. Сущность же государства противоречива, имеет две основные стороны, два начала — общесоциальное и классовое. Общесоциальное начало обусловлено потребностями общества в целом, классовое — его классовыми противоречиями.

До недавнего времени было общепризнано, что все функции государства вытекают из классовых противоречий, носят классовый характер, что нет и быть не может надклассовых, общесоциальных функций. Это искажало представление о взаимодействии общества и государства.

В действительности даже общество, разделенное на классы, являет собой единый, целостный организм, в котором противостоящие классы, социальные группы и слои населения сосуществуют и взаимодействуют.

Государство как форма организации такого общества не может не выполнять общесоциальную деятельность, не может не выступать по ряду ее направлений представителем интересов всего общества, всех классов, групп и слоев населения.

Так, уже восточно-деспотические рабовладельческие государства выполняли экономическую функцию — организовывали общественные работы по сооружению каналов и плотин, осушению болот и др. Феодальные государства тоже предпринимали попытки регулировать социально-экономическую жизнь страны (проводили политику протекционизма, делали отдельные шаги в области просвещения и здравоохранения). Все названные государства обеспечивали правопорядок, без которого не может обойтись ни одно общество.

Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства (экономическая, социальная, поддержания демократического правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука).

Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы,— охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и развитие соответствующих функций — обеспечения мирового правопорядка, международной экологической и т. д.

Общесоциальные функции государства обеспечивают необходимую степень стабильности отношений и связей внутри общества, его целостность .и единение на основе общесоциальных потребностей и интересов (экономических, социальных, духовных, национальных).

Чем больше удельный вес общесоциальных функций государства, тем выше его роль в обществе как надежного инструмента преодоления противоречий, как средства согласования различных интересов и достижения общественного компромисса.

Здесь мало подходят методы насилия, принуждения, а потому государству приходится обращаться к демократическим, гуманистическим институтам и идеям (правового государства, господства права во всех сферах жизни общества, соблюдения прав и свобод человека, защиты национальных меньшинств, укрепления юридических гарантий законности и правопорядка и т. д.).

Доверие к государству, государственной власти, степень их поддержки населением (социальная легитимность власти) находятся в прямой зависимости от демократического содержания функций государства, его умения и желания учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые, национальные и другие социальные интересы.

«Государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее его неотъемлемые, естественные права и свободы, осуществляющее репрессии против своего народа или отдельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и организациями разных стран, не может считаться цивилизованным.

Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество с другими государствами, на благоприятное общественное мнение мирового общества»

В классовом обществе, где классы и другие социальные группы противостоят друг другу прежде всего по экономическому признаку, где коренные интересы классов непримиримы, государство становится политической организацией власти экономически господствующего. класса, обслуживает его интересы.

Отсюда главная функция такого государства — подавление сопротивления эксплуатируемых классов или социальных групп, имеющая четко выраженную классовую направленность. Но и другие его функции также приобретают определенную классовую окраску.

Сказанное относится к рабовладельческому, феодальному и капиталистическому (XIX и первой четверти XX в.) обществу.

Во второй половине XX столетия в самих классах произошли значительные изменения, появился средний класс — стабилизирующий фактор общества. Это отразилось на функциональной деятельности государства: функции, рожденные классовыми противоречиями, отошли на второй план, формы и методы их осуществления изменились.

Итак, по причинам (источникам) возникновения функции государства можно подразделить на: а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.); б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).

По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. К постоянным функциям относятся такие, которые npисущи государству на всех этапах его существования, временные функции характеризуются непродолжительностью существования и npeкраща­ют свое действие с решением определенной задачи.

По правовым формам функции подразделяются на nрaвoтворческие, правоиcnолнитeльные, npавоохранительные. Данная классификация функций основана на npинципе разделения властей, отражает механизм реализации го­сударственной власти.

По социальной значимости функции государства подразделяются на основные и вспомогательные. Основные функции – это наиболее, обшие, важ­нейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в оnpeделенный историче­ский период.

Oсновным функциям npисущ ряд общих черт: во-первых, в них npoявляются наиболее ярко классовая и общечеловеческая cyщность государ­ства, его социальное назначение; во-вторых, они относятся к деятельности го­сударства в целом. выполняются всеми или многими звеньями государственного аппaрата; в-третьих, с точки зрения своего содержания.

и структуры основ­ные функции носят комплексный, собирательный характер, требуют системно­го анализа. Основные фyнкции воплощают сосредоточение усилий государства на одном из решающих. генеральном направлении его внутренней и внешней деятельности.

Вспомогательные функции являются составными структурными частями основных функций и представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкpeтнoй сфере общественной жиз­ни.

По сферам государcтвeнной деятельности функции подразделяются на внутренние и внесшие. Внутренние функции связаны с реализацией задач государства внутри страны, а внешние – на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений.

При этом надо учитывать, что деление функций на внутренние и внеш­ние является во многом условным. Деятельность государства внутри страны в значительной степени зависит от внешних условий. Поэтому существует идея о единой классификации функций государства и о выделении четырех функ­ций: экономической, политической, социальной, идеологической.

Кроме того, существует генеральная функция государства – реализация общих дел обеспечивающих объективные предпосылки человеческого сущест­вования.

Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 532; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-63151.html

3.2. Классификация и эволюция функций Российского государства

21. Эволюция функций Российского государства и их классификация.

Вюридической науке существуетмножественность классификаций функцийгосударства. Это объясняется различнымиклассификационными критериями. Вкачестве оснований классификациинередко избираются объекты и сферыгосударственной деятельности,территориальный масштаб, способгосударственного воздействия наобщественные отношения и т.д.

Кчислу основных можно отнести классификациюфункций государства, базирующуюся напринциперазделения властей. Соответственнофункции подразделяются на законодательные(правотворческие), управленческие исудебные.

Особенность данной классификациисостоит в том, что она отражает механизмреализации государственной власти.

Каждая из названных функций осуществляется,как правило, не одним, а совокупностьюорганов, принад-лежащих к определеннойветви власти — законодательной(представительной), исполнительной,судебной.

Марксистско-ленинскаядоктрина исходила из пониманиясоциалистической государственнойвласти как единой, объединяющийзаконодательные и управленческиефункции в одном органе, и отвергалапринцип разделения властей из-за егоякобы буржуазной принадлежности.

Такойподход был воспринят практикой советскойгосударственности, так как в условияхадминистра-тивно-командной системы онпозволял камуфлировать принадлежностьвласти в стране: в Конституциидекларировалось, что властью обладаетнарод, в дейст-вительности ею безраздельновладела партийно-государственнаяверхуш-ка.

ВКонституции РФ разделение властейзакреплено в качестве одного изосновополагающих принципов конституционногостроя страны. Таким образом, указаннаяклассификация функций государстваполучает конституционное обоснование.Общепринятой классификацией являетсявыделение внутреннихивнешних,функцийгосударства.

Есливнутренние функции характеризуют целии задачи государства внутри даннойстраны, то внешние раскрывают спецификуего интересов в межгосударственныхотношениях в международном общении.Системы внешних и внутренних функцийтесно связаны между собой, взаимодействуютв опре-деленном единстве, дополняя другдруга.

Эволюциюфункций современного Российскогогосударства можно наглядно показать,сравнив их с основными направлениямидеятельности государства на этапедиктатуры пролетариата.

Квнешним функциям Советскогогосударстваотносились:

-оборона страны;

-взаимопомощь и братское сотрудничествогосударств мировой системы со-циализма;

-борьба за мир и мирное сосуществованиес капиталистическими странами;

-поддержка национально-освободительныхдвижений и сотрудничество с развивающимисястранами.

Ужев названиях этих функций раскрываютсяих классовая направленность и содержание,поэтому нет необходимости в подробномих освещении.

Спереходом нашей страны к рыночнымотношениям, свободному предприни-мательствуи конкуренции, признанием права каждогобыть собственником, с проведениемполитической реформы и утверждениемдемократической госу-дарственностипроисходит эволюция как внутренних,так и внешних функций Российскогогосударства.

Помнению Ю.А. Тихомирова, генеральнойтенденцией в развитии совре-менныхфункций государства являютсясаморегулирование,начала самоорга-низации и самодеятельности.Государствовыполняет теперь меньший по объему, нообновленный набор функций.

При этомрегулирование некоторых общественныхпроцессов государство осуществляетжесткими императивными мерами, напримерналоговой политикой, установлениемправил конкуренции, ответственностиза нарушение экологической безопасностинаселения и др. В других же сферахиспользуются более мягкие средства,например поддержка развития науки,культуры и т.д.

Иначе говоря, теперь нет,как на предыдущих этапах, прямогомонопольного вмешательства государстваво все сферы жизни общества, подчиненияее своей воле, волюнтаристскойрегламентации общест-венных отношений.

Анализреальной действительности позволяетсделать вывод, что совре-менномуРоссийскому государству присущиследующие внутренниефункции:

-обеспечение народовластия;

-экономическая, социальная функции;

-налогооб-ложение;

-экологическая функция;

-функция охраны прав и свобод граждан,обеспечения законности и правопорядка.

Квнешнимфункциямследуетотнести

-функции интеграции в мировую экономику;

-внешнеэкономического партнерства игосударственной поддержки иностранныхинвестиций;

-обороны страны;

-поддержки мирового правопорядка;

-сотрудничества с другими государствамив решении глобальных проблем современности(экологической, сырьевой, энергетической,демографической и др.)

Рассматриваявнешниефункции государства,следует отметить, что инте-грация Россиив мировое сообщество существенноизменила ее внешнюю политику и побудилак признанию ряда гуманистических вобщедемократических норм и принциповв межгосударственных отношениях.

И еслиранее официальная позиция нашегогосударства исходила из того, чтособлюдение прав человека — сугубовнутреннее его дело и не подпадает поддействие международного права, то насовременном этапе Россия сотрудничаетс другими странами по вопросам защитыправ человека, а также в решении глобальныхпроблем мирового значения.

При этомпровозглашается, что общепризнанныенормы междуна-родного права составляютчасть российского права; установленприоритет международного договораперед внутригосударственным законом.

Осуществлениефункцииинтеграциив мировую экономикусталовозможным с ослаблением напряженностимежду государствами и переходом Россиик рыноч-ным отношениям. Эта функцияосновывается на признание экономическойвзаимозависимости государств всовременном мире.

Проблемаэкономической интеграции играет важнуюроль в сохранении мирового порядка иустановлении стабильных отношениймежду государствами. Поэтому стремлениеРоссии к интеграции в мировую экономикупривело к созданию в нашей стране новогомеханизма внешнеэкономическойдеятельности.

Государство отказалосьот сверхцентрализованного управленияв указанной сфере и от приоритетавнешнеполитических интересов передэкономическими, что препятствовалоразвитию нормальных торгово-экономическихотношений с другими государствами.

Внастоящее время право на осуществлениевнешнеэко-номической деятельностипринадлежит всем организациям ипредприятиям независимо от формсобственности. Каждое из них свободноопределяет своего контрагента в любомгосударстве.

Однакоотсутствие в нашей стране сложившейсярыночной экономики в универсальномпонимании (рынок капитала, рынок рабочейсилы и рынок това-ров) затрудняетинтеграцию России в мировую экономику.Потребуются опреде-ленное время ибольшие усилия, главным образомэкономического характера, чтобы снятьбарьеры на пути к интеграции.

Функциявнешнеэкономического партнерства игосударственной поддержки иностранныхинвестицийтесносвязана с функцией интеграции в мировуюэкономику и по существу является ееконкретизацией.

Несовместимостьэкономических систем различных типовобщества, а также ограничения торговлис нашей страной, устанавливаемые впрошлом западным миром по политическимсоображениям, не позволяли наладитьотношения партнерства. Переход кпартнерству во внешнеэкономическихотношениях поставил перед Россией новыепроблемы государственно-правовогохарактера.

Наиболее важные из них: защитаправа собственности и иностранныхинвестиций в России. В области защитыправа собственности изданы такие важныезаконы, как Закон о собственности,Патентный закон, Закон о предприятияхи предпринимательской деятельности идр.

Однако до сих пор не урегулированзаконодательным путем вопрос об охранекоммерческой тайны как надежной защитеправа собственности.

С1 сентября 1991 г. вступил в силу Закон обиностранных инвестициях в РСФСР от 4июля 1991 г., который имеет целью привлечениеи эффективное использование в экономикеРоссии и в других сферах общественнойжизни иностранных материальных ифинансовых ресурсов, передовой зарубежнойтехники и технологий, а также управленческогоопыта.

Определяяусловия и порядок деятельности натерритории Российской Федерациипредприятий с иностранными инвестициями,законодатель предостав-ляет, как правило,им те же права и возлагает те жеобязанности, что и на отечественныхпредпринимателей, а в ряде случаевпредусматривает льготы для предприятий,действующих в приоритетных отрасляхэкономики или в так называемых свободныхэкономических зонах. Например, дляиностранных инвесторов в этих зонахдействуют упрощенный порядок ихрегистрации, льготный налоговый итаможенный режимы, пониженные ставкиплаты за пользование землей и инымиприродными ресурсами, безвизовый въезди выезд иностранных граждан.

Внастоящее время широкое распространениеполучили совместные предприятия синостранными капиталовложениями,которые стали основной формой привлеченияв страну иностранных инвестиций.

Чтокасается функцииобороны,торанее, как известно, ее необходимостьобъяснялась постоянной угрозой агрессии,исходящей от империалистическихгосударств.

Отсюда главное ее содержаниеопределялось неуклонной заботой овоенной мощи страны с целью предупрежденияи отражения вооруженной агрессии иорганизации борьбы против подрывнойдеятельности империалис-тическихразведок.

Функция обороны современногоРоссийского государства базируется напринципе поддержания достаточногоуровня обороноспособностистраны, отвечающего требованиямнациональной безопасности России, а ееВооруженные Силы предназначаютсяисключительно для защиты независимостии территориальной целостности государства,а также для выполнения между-народныхобязательств. Изменение ориентиров ввоенной политике нашего государстваобусловлено тем, что в современном миреусиливаются процессы взаимной интеграцииэкономики различных стран, сотрудничествав предотвра-щении угрозы развязываниямировых войн и военных конфликтов и какследствие — укрепляется международнаябезопасность. Это позволяет значи-тельносократить военные расходы России,постепенно перейти на контрактнуюсистему прохождения воинской службы,осуществить в больших объемах конверсиюоборонной промышленности.

ВРоссии принят специальный Закон обобороне от 24 сентября 1992 г., в которомопределены основы организации обороныстраны и подчеркивается, что оборонаявляется элементом безопасности и однойиз важнейший функций государства.

Функцияподдержки мирового порядка предполагаетдеятельность по сохра-нению мира,предотвращению войны, разоружению,ликвидации ядерного ору-жия.

Процессоздоровления международной обстановки,укрепление доверия между государствамисделали возможным достичь реальногоразоружения и договоренности обограничении ядерных испытаний и др.

Обеспечению мирового правопорядкаспособствует сотрудничество нашегогосударства с другими госу-дарствамив таких сферах, как борьба с организованнойпреступностью, в частности с контрабандой,наркобизнесом, терроризмом. Здесь труднобороться государству в одиночку, атребуется межгосударственное объединениеусилий.

Функцияподдержки мирового порядка охватываети такую сферу, как участие мировогосообщества в регулировании межнациональныхконфликтов.

Это обусловлено тем, чтотакого рода конфликты сопровождаютсянарушением прав человека, особенно вотношении национальных меньшинств, чтотребует международного вмешательства.

События в Югославии, конфликт междуАрменией и Азербайджаном — яркие примерыучастия мирового сообщества в качествепосредников в урегулировании межэтническихконфликтов.

Функциясотрудничества с другими государствамив решении глобальных проблем появиласьв постконфронтационный период отношениймежду различ-ными странами. Ее фундаментсоставляет поиск взаимоприемлемыхрешений проблем, которые затрагиваютинтересы каждого народа и человечествав целом и требуют международногореагирования.

Кчислу таких глобальных проблем относится,например, всеобщая заинтере-сованностьмирового сообщества в предотвращениикрупных экологических катастроф,подобных аварии на Чернобыльской АЭС,которая переросла территориальныепределы одного государства. Объединениемеждународных усилий в этой областиосуществляется для

а)предупреждения промышленных аварий;

б)готовности к чрезвычайным ситуациям идля раннего оповещения о них; в) снижениясерьезных последствий катастроф.

Мировоесообщество заинтересовано также вовсеобщей охране природных ресурсов иокружающей среды от крупномасштабноговреда, причиняемого токсичными выбросамипромышленного производства, утечкойнефти из тан-керов и нефтепроводов,загрязнением радиоактивными отходамии др. Всеобщая озабоченность в сохранениисырьевых и энергетических ресурсовпривели к международно-правовойдоговоренности о согласовании национальнойполитики отдельных стран в областиэнергетики и ископаемого топлива.

Нашастрана сотрудничает с другими государствамив вопросах сохранения и защитыблагоприятного глобального климатакак на двусторонней, так и многостороннейоснове, а также через соответствующиемеждународные организации.

Такимобразом, сотрудничество России с другимигосударствами на между-народной аренеобусловлено взаимозависимостью всехстран мира и признанием человеческихценностей в качестве главных ориентировв межгосударственном общении.

Высказанныев настоящей статье соображения о функцияхРоссийского государства в современныйпериод могут быть отнесены ко всемпостсоциалистическим странам с учетом,однако, национальных, исторических ииных традиций и специфики каждой из нихЛ.А. Морозова. ФункцииРоссийского государства на современномэтапе. // Государство и право. — 1993. — №6.- с. 98-108..

Источник: https://studfile.net/preview/2262479/page:9/

Uchebnik-free
Добавить комментарий