20.Реформация в Европе (М.Лютер, Ж.Кальвин, Т.Мюнцер)

Билет №11. Политические идеи Реформации. (м. Лютер, т. Мюнцер, ж. Кальвин)

20.Реформация в Европе (М.Лютер, Ж.Кальвин, Т.Мюнцер)

Реформация– разнородное общественно-политическоедвижение за реформу христианскойдоктрины и господствовавшей католическойцеркви. Реформация в целом и ее течения– лютеранство, кальвинизм, цвинглианство1- подготовили моральную и правовую почвудля буржуазных революций, серьезноповлияли на политико-правовые учения.

МартинЛютер(1483 – 1546 гг.) – родоначальник реформации,немецкий богослов, выступал противкатолицизма, основатель бюргерского2течения Реформации – лютеранство. .

Основныепроизведения: «О светской власти», «Орабской воле», «К христианскому дворянствунемецкой нации».

Главноеего дело – создание первого победившегов борьбе с католицизмом учения –лютеранства, ставшего одним из теченийпротестантизма.

Отличиякатолицизма от лютеранства.

ПризнакиКатолицизмЛютеранство
Оправдание веройВ католицизме грешный человек оправдывается перед Богом «добрыми делами» с помощью церкви. Посредником между Богом и мирянами выступала церковь, оценивая степень богоугодности «добрых дел» и соответственно степень искупления греха.В лютеранстве каждый христианин достигает спасения души исключительно посредствам даруемой ему веры в искупительную жертву Иисуса Христа.
Прямой контроль над верой и совестью.Претензии духовенства на право посредника между людьми и Богом.Общение с Господом возможно для каждого чистого духом христианина.

Коренноепреобразование церкви.Идея отмены опеки папской курии имеладалеко идущие последствия: создавалисьпредпосылки для политического объединенияГермании, прекращался отток громадныхденежных сумм в Рим, упразднялись третьцерковных праздников, стимулировалосьпредпринимательство.

Концепциягосударства.

Учениео «двух царствах». Разграничение религ.и светской сферы («службы» и «личности»).Отверг тезис о примате духовной властинад светской.

Религ. властьСветская власть
Религ. организация общества полностью автономна. Свобода совести, вера, внутренний мир человека – сфера исключительно духовной власти. На вторжение светской власти в религиозную жизнь справедливо сопротивление силой слова и страдания за веру. Единственный судья и мститель – Бог.Светская власть занимается экономикой, политикой, просвещением, культурой. Должностные лица («личности») обязаны следовать интересам подданных, руководствуясь этическими принципами, нормами естественного права. Подданные не имеют права на сопротивление власти. Непослушание властям – грех более тяжкий, чем убийство.

Автономиягражданского права (позитивное право).Оно освобождалось от опеки каноническогоправа, но т.к. не может учесть всегомногообразия общественных коллизий,то не должно возводиться в абсолют.Разум«наставникзакона»,поэтому играет важную роль в политике.

ТомасМюнцер(ок. 1490 – 1525) – идеолог радикальноготечения — плебейское3,современник и первоначально последовательЛютера.

Реформацияпо Мюнцеру – это преобразование мирана началах главенства общих интересов.Поддержав тезис Лютера об «оправданииверой», Мюнцер «веру»связывал с активными действиями противугнетателей (их считал безбожниками).

Только люди труда способны пониматьБога, т.к. их интересы полностью совпадаютс интересами общества. Торжествообщих интересов над частными– основа социальных преобразований.

Грядущий «рай земной» — общество, гдечастных интересов нет и быть не может.

Мюнцеруделял внимание ближайшимцелям,изложив их в радикальном манифесте«Статейное письмо»:объединение ремесленников и пахарей»(трудовой народ) в «христианский союзи братство», устранение господ, в т.ч.насильственными способами, установлениесправедливого общества.

В воззренияхМюнцера имелись зачаткиреспубликанских и социалистическихидей:определение государственной политикинародом и контроль над ней со сторонынарода.

Такой радикализм Мюнцераоттолкнул умеренных реформаторов,способствовал усилению консервативныхэлементов в бюргерском лагере Реформации.

ЖанКальвин(1509 – 1564) –основатель течения кальвинизмав протестантизме.

Основныепроизведения: «Наставления в христианскойвере».

Безусловныйавторитет Священного писания.Бог раз и навсегда выразил свою волю, илюди должны согласовывать свою жизньс буквой этого закона. Мнение отцов иучителей церкви, папские буллы значимы,если соответствуют прямому смыслуСвященного Писания. Отвергнута вера ввсесилие разума.

Учениео предопределениидополнило учение Лютера об оправдании(спасении) верой. Спасает человека вера,нисходящая на него вследствие Божьейблагодати; человек не спасется безпомощи Бога.

Свободы воли нет: Богизначально записал одних в книгу жизни,а других – в книгу смерти.

Истинноверующим может быть только «избранный»Богом, но человек, не зная, в какой онкниге, обязан стремиться оказатьсясреди «избранных».

Протестантскаяэтика.В политическом плане божественноепредопределение означало нравственную(религиозную) обязанность посвятитьсебя делу, своей профессии, бытьтрудолюбивым, предприимчивым и рачительнымхозяином. Так закладывались основыэтики, которая в сочетании с индивидуализмомстала особенностью общественной жизниЗапада.

Реформаустройства церкви.Радикальная реформа церкви упраздниладуховное сословие в традиционном виде.Церковные общины стали возглавлятьстаршины из мирян и проповедники,получившие соответствующую подготовку,но не имеющие сана. Они составляликонсисторию, управляющую религ. жизньюобщины.

Концепциягосударства.Самостоятельность религ. общины –основа разработки республиканскихпрограмм. Две власти соединены в единоецелое при господстве церкви. Государствоустановлено Богом и необходимо человекукак воздух.

Протест против власти, дажесамой жестокой, — дерзость против божьейволи. Только когда требования властипротиворечат Священному Писанию,подданные могут оказать сопротивление.Предпочтение отдается республике.Худший полит.

режим – демократия(господство черни), лучший – аристократияили олигархия («Господь может «избрать»лишь немногих – аристократов веры»).

Источник: https://studfile.net/preview/6702618/page:11/

Политические идеи Реформации и контрреформации (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин, Орден иезуитов)

20.Реформация в Европе (М.Лютер, Ж.Кальвин, Т.Мюнцер)

Реформация – массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций[прим. 1]. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Причины Реформации (кратко):

. поборы

. вымогательства

. непристойное поведение первосвященников

. сопротивление буржуазии

Мартин Лютер – христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.

Основополагающие принципы учения Лютера: спасение только верой, благодатью и Библией.

Одним из центральных и востребованных положений философии Лютера считается концепция «призвания».

В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога.

Бог предназначает человека к определённому виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя своё призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного.

Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству.

Основной целью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру», — писал Лютер.

Он опровергал догмат божественности личности папы. Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, то есть православную церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий.

Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного предания и соборов ставил под сомнение.

95 тезисов – документ на латинском языке, в котором основное внимание уделяется критике практики индульгенций и эксклюзивных прав Папы Римского прощать грехи, а также, утверждение Священного Писания как единственного авторитета.

Мартин Лютер считал, что Реформацию можно провести мирным путём, но идея «духовного мятежа» не получила поддержки масс. Восстание немецких рыцарей и погромы католических храмов показали, что Реформацию мирным путём не осуществить. Дальше началась Крестьянская Война во главе с Томасом Мюнцером.

То́мас (Фома) Мю́нцер– немецкий проповедник времён Реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов и террор против традиционной церкви и дворянства. С движением Мюнцера было связано мощное выступление германских крестьян против феодалов (Крестьянская война).

Основная мысль проповедей Мюнцера была направлена против роскоши, золота, «идолов в домах и сундуках». Он отрицал Писание, считая, что лишь тот кто истерзан духом, кто в бурях познал Бога – только тот является Божьим Избранником. его идея – кровавое истребление врагов Христа.

В городах, обьятых восстанием проводится «общность имуществ»: Мюнцер отбирает монастырские владения, захватываются дворянские замки и монастыри. Начавшуюся Реформацию Мюнцер трактовал наиболее радикально, призывая к полному социальному перевороту и установлению народной власти.

Общим лозунгом массовых религиозных движений был призыв к церковной реформе, к возрождению истинного, первоначального христианства, неискаженного духовенством. В своеобразных условиях XVI в.

священное писание стало идейным оружием в борьбе против католической церкви и феодального строя, а его перевод с латыни на народный язык — средством революционной агитации и пропаганды.

Текстами писания реформаторы обосновывали требование возрождения апостольской церкви; крестьянство и городские низы находили в Новом завете идеи равенства и «тысячелетнего царства», не знающего феодальной иерархии, эксплуатации, социальных антагонизмов. Реформация, начавшаяся в Германии, охватила ряд стран Западной и Центральной Европы.

Крестьянская война закончилась полным разгромом. Мюнцер бежал, но был пойман. Его пытали и обезглавили.

Жан Кальвин – французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.

Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется.

Протестантская Реформация церкви по Кальвину характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму.

Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём.

С точки зрения Кальвина, от человека не зависит, принять дар благодати или противиться ему, так как это совершается помимо его воли.

Вероятно, из лютеровских посылок он сделал вывод о том, что раз одни принимают веру и обретают ее в своей душе, а другие оказываются не имеющими веры, то из этого следует, что одни от века Богом предопределены к погибели, а другие от века Богом же предопределены ко спасению. Это учение о безусловном предопределении одних к погибели, а других ко спасению.

Предопределение, по этому учению, совершается в Совете Божием, на путях Промысла Божия вне зависимости от волеизъявления человека, его образа мыслей и жизни.

Контрреформация – Контрреформация в Западной Европе — католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж Римско-католической церкви и христианской веры.

Реформация потрясла Западную церковь. Это был сильный удар по ее позициям. Церковь вела борьбу с Реформацией, одновременно пытаясь провести внутренние преобразования, необходимость которых была очевидна.

«Система мер, направленная на пресечение и искоренение реформационных идей и движений: создание Высшего инквизиционного трибунала, введение строгой цензуры, вмешательство папства в государственные дела и привлечение монархов к борьбе с протестантизмом — известна в истории как Контрреформация». Кроме этих мер принимались и решения по изменению организации церкви.

Иезуитство — или Орден Иезуитов – мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Официальное название — Общество Иисуса, также Орден св. Игнатия (по имени основателя).

Члены ордена подчиняются уставу, построенному на принципах строгого единоначалия и безусловной дисциплины.

В дополнение к трем обычным монашеским обетам (целомудрие, бедность, послушание) дают особый обет – абсолютного повиновения папе. Им разрешается носить светскую одежду, налагать церковные наказания или освобождать от них.

Иезуиты могут самим себе давать освобождение от религиозных предписаний и запрещений, они не подчиняются местным епископам.

Во главе ордена стоит генерал, которого избирает пожизненно генеральная конгрегация ордена. Генерал подчинен папе, а фактически действует совершенно самостоятельно.

Железная дисциплина в сочетании с обязательным взаимным шпионажем связывает все звенья ордена воедино, создавая прочную и гибкую организацию.

С момента возникновения ордена, Иезуиты преследовали наиболее реакционные цели: боролись против Реформации, против развития передовой науки, демократии в прогресса.

Для оправдания своих действий Иезуиты. создали особую систему моральных предписаний, согласно которой для достижения своих целей они могут использовать любые средства. «Всё на благо католической церкви».

14.Идеи социализма в трудах Т. Мора и Т. Кампанеллы

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_114598_politicheskie-idei-reformatsii-i-kontrreformatsii-m-lyuter-t-myuntser-zh-kalvin-orden-iezuitov.html

Христианская реформа М. Лютера, Ж. Кальвина

20.Реформация в Европе (М.Лютер, Ж.Кальвин, Т.Мюнцер)

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Христианская реформа М. Лютера, Ж. Кальвина

Реформация — движение внутри церкви. Основные представители: Лютер (он положил начало реформации, годы жизни которого 1483-1586г), Кальвин.

Мартин Лютер

Начало Реформации связывают с выступлением М. Лютера 31 октября 1517 года против торговли папскими индульгенциями.

Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которые отрицали необходимость католической церкви с её иерархией и институтом духовенства, отвергали каноны католического богослужения, не признавали права церкви на земельные богатства. Идеологи Реформации требовали внимательного изучения Библии каждым христианином.

Это способствовало, во-первых, переводам Библии на основные европейские языки (классический перевод на немецкий язык был сделан самим Лютером; католическая церковь допускала только латинский текст Библии); а во-вторых — распространению грамотности и развитию национальных культур.

Принципиально самостоятельное чтение Библии приводило к появлению самых разных интерпретаций, уже не скованных церковными догмами, приучало к самостоятельному мышлению, хотя и порождало опасность субъективизма в толковании Библии.

Традиционно выделяют три основных направления Реформации: бюргерское (Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли); плебейское, соединявшее требование упразднения католической церкви с борьбой за установление равенства (Томас Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское, отражавшее интересы светской власти, стремившейся расширить свое политическое значение за счет церковных владений.

В некоторых странах (Англия, скандинавские страны) реформация церкви была проведена сверху в интересах укрепления королевской власти, опиравшейся не столько на высшее дворянство, сколько на укрепившееся сословие богатых горожан и крестьян. Во многих странах вспыхнули войны между сторонниками и противниками Реформации.

В результате Реформации католическая церковь утратила свое влияние на большую часть территории Германии, Швейцарии, Англии и Шотландии, в Нидерландах (здесь произошел раскол и католические и протестантские земли обособились в отдельные государства).

Отголоски Реформации докатились и до России, где изгнанные из своих стран протестанты нанимались на военную и государственную службу и вели религиозную пропаганду.

Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война в Германии 1524-1526 годов, Нидерландская и Английская революции. В Реформации лежат истоки протестантизма (в узком смысле реформация — преобразование христианства в протестантском духе).

Протестантизм отверг институт монашества, культ Мадонны, святых, ангелов, иконопочитание, освятив трудовую деятельность человека. Структура и управление новыми церквами демократизировались, богослужение и культ упростились и удешевились.

Из семи таинств протестанты признали лишь два — Крещение и Причащение.

Протестантизм, в отличие от католицизма, не имеет единой иерархической структуры, управляемой из единого центра (Ватикана), и характеризуется множеством автономных церквей, объединенных по деноминациям (т.е. придерживающихся одних и тех же исповедуемых принципов, изложенных в официально принятых той или иной церковью вероучительных документах).

Через систему прекрасно организованных по всему миру библейских обществ протестанты ведут большую просветительскую и миссионерскую деятельность. В настоящее время различных направлений протестантизма придерживаются большинство англичан, шотландцев, немцев, датчан, шведов, норвежцев, исландцев, финнов, североамериканцев. Протестантизм распространен в Австралии, Нидерландах, Швейцарии.

Протестантские церкви действуют в странах Африки, Азии и Латинской Америки. Лютеранство исповедуют эстонцы и большая часть латышей, кальвинизм распространен в Западной Украине. Часть населения России и Украины придерживается таких направлений протестантизма, как баптизм (греч.

баптиздо — крещу), в котором практикуется крещение только взрослых людей, способных осознанно принять христианство, а также пятидесятничество, адвентизм и некоторые другие.

ЛЮТЕРАНСТВО, крупнейшее направление протестантизма (которое в наши дни очень сильно распространено в Германии и Америки). Основано М. Лютером в XVI в.

В лютеранстве впервые сформулированы главные положения протестантизма, но лютеранство воплотило их в жизнь (особенно в церковной организации) менее последовательно, чем кальвинизм.

Распространено в скандинавских странах, Германии, США, странах Прибалтики.

Суть идей Лютера заключается в том, что он отверг верховенство папской власти над всей церковью и признал источником христианского вероучения только Священное Писание. Это повлекло за собой отвержение авторитета Священного Предания, отказ от культа святых, от почитания икон и других священных изображений.

Основой для создания протестантской догматики во многом послужили Послания апостола Павла. Так, доктрина оправдании верой виделась Лютеру в центре новозаветной концепции спасения.

Суть этой доктрины заключалась, по Лютеру, в следующем: попытки человека обрести спасение самостоятельно, путём соблюдения заповедей — бессмысленны; более того, они греховны, ибо человек ценой собственных усилий пытается приблизиться к цели, достижимой лишь с Божией помощью, и таким образом отвергает Божественную милость и претендует на роль Бога.

Заповеди, по мнению Лютера, способны лишь побуждать к добродетельным поступкам, но у человека нет сил для их осуществления. Когда человек осознаёт это, на помощь приходит милость Бога. Закон неисполним, следовательно, — делает вывод Лютер, — человек спасётся только через веру.

Радикально изменился взгляд на церковь. Это уже не мистический организм, вне которого нет спасения (а именно так трактует себя церковь и в католицизме, и в православии), а просто сообщество верующих.

И священники перестали быть высшими существами, стоящими над мирянами, людьми наделёнными особой благодатью и исключительным правом совершать таинства и отпускать грехи. Их роль свелась к произнесению проповеди и совершению богослужения.

Каждый верующий, минуя духовенство, получал право непосредственно обратиться к Богу.

Основные идеи:

· Недоверие к возможностям. Человек не может спастись в одиночку. Основа спасения — вера, а не разум. Философия, науки, искусство, это следствия человеческой гордыни.

· Необходимость религиозного обновления и новой религиозной жизни.

· возвращение к истокам. К первоначальному тексту Евангелие и христианским ценностям.

Критикует религиозную и культурную жизнь эпохи возрождения. Отказывается от всех гуманистических ценностей и философских учений.

Учения Лютера:

· учение о радикальном оправдании человека верой. Истинная вера предопределяет добродетельные поступки, но они не влияют на судьбу человека.

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/religion/00522190_0.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий