20 Ранние теории созревания: теория Арнольда Гезелла

Ранние теории созревания: теория А. Гезелла

20 Ранние теории созревания: теория Арнольда Гезелла

Основная идея:

Зависимость психического развития от созреваний нервной системы, неравномерность темпа психического развития, замедление темпа на протяжении жизни.

Основной предмет исследования:

темп психического развития ребенка от момента рождения до полового созревания.

Метод исследования: наблюдение в специальном помещении, лонгитюдный метод, тест, сравнение близнецов здоровых детей и больных.

Основной фактор – биологический

Основные понятия – созревание, развитие, прирост падения, последовательное развитие, скорость развития.

Достоинства: ввел нормы моторного развития ребенка, ввел первый лонгитюдный метод (зеркало Гезела), составил атлас «как развивается ребенок до двух лет»

Недостатки:статистическая недостоверность. Сводил развитие к изменению количественному и не учитывал качественные изменения

Ранние теории созревания: концепция X. Вернера.

По Вернеру- онтогенез-теория развития живой природы, согласно которой эволюция живой природы происходит в сторого определенном направлении, подчиняясь принципу целесообразности в природе.

4процесса:

1.диференциация-делени на части,

2.спецификации-каждая часть преобретает свою уникальность и специфичность,

3.центролизации-все работат вместе,

4.иерарх.интеграция.

Развитие происходит по ортогенетической спирали. На каждой ветке психические процессы становятся с одной стороны дифференцированными, а с другой интегрированными.

Движущий фактор-наследственность.

Методы исследования-сравнительный анализ.

Плюсы: сравнил онтогенез и филогенез

Минусы : испытание всеобщих законов эволюции, не предлагает периодизацию

Ранние теории созревания: теория К. Бюлера

Считал, что каждый ребенок в своем развитии закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эволюции форм поведения животных.

Инстинкт: расплывчатые, ослабленные, расщепленные с большими индивидуальными развитиями

Дрессура: дает возможность приспособиться к низменным обстоятельствам, опираясь на успех и неудачу

Интеллект: высшая стадия развития. Приспособление к ситуации путем изобретения открытия и осознания проблемной ситуации

Интерес сосредоточен на первых годах жизни.

Метод исследования: зооэксперимент

Движущие силы: биологический фактор

Фазы:

1. Вопрос о названии предметов

2. Стадии вопросов почему

3. Шимпанзеподобный возраст

Экзогенное направление: теория Б. Скиннера

Развитие Б. Скиннер отождествлял с обучением, только развитие занимало относительно продолжительные периоды.

Процедуры обучения получили название оперативное обусловливание.

Они заключились в связи: стимул (S)-, реакция (R)
Главные понятия: подкрепление, оно может быть положительным и отрицательным.

Периодизации нет, она зависит от среды.

Методы: постепенного приближения, наблюдения, лабораторный.

Главный фактор: окружающая среда.

Недостатки: редукционизм, игнорирование процессов при анализе S-R связей

Достоинства: строение и строгая проверка гипотез подход

Экзогенное направление: Теория Р. Сирса.

Движущий фактор: среда. Теория экзогенного направления.

Ввел диадический принцип изучения детского развития, его протекание внутри диадической единицы.

3 фазы Сирса:

1. Фаза рудиментарного поведения

2. Фаза первичных мотивационных систем

3. Фаза вторичных мотивационных систем

5 принципов зависимого поведения:

1. Поиск негативного отрицательного внимания

2. Поиск постоянного подвершения

3. Поиск позитивного внимания

4. Пребывание поблизости

5. Прикосновение и удержание

Методы: эксперимент, опрос, анкетирование, наблюдение.

Достоинства: периодизация есть, глубокое взаимоотношение с родителями

Недостатки: диадический принцип – окружением ребенка является только мама и никто другой.

Психоаналитическое направление: теория 3.Фрейда.

Идеи: психическое развитие обусловлено биологически.

4 стадии развития:

1. Ид — желания, потребности

2. Я – анализ

3. Сверх «я» — мораль

4. Либидо – энергия инстинктов

Стадии:

1. ОРАЛЬНАЯ СТАДИЯ продолжается от рождения до 18 месяцев.

основной источник удовольствия (фрустрации – негативные черты) сосредотачивается на зоне активности, связанной с кормлением.

2. АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ приходится на возраст 1-1,5 до 3 лет.

Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности.

Детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации – выделения.

3. ФАЛЛИЧЕСКАЯ СТАДИЯ (3-5 лет)

Высшая ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы.

Дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Родители – первые люди, привлекающие внимание ребенка.

4. ЛАТЕНТНАЯ СТАДИЯ- сексуальное затишье (5-12 лет)

Характеризуется снижением полового интереса

5. ГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ (12-18 лет)

происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений.

Методы исследования-Анализ клинических случаев, метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, оговорок и т.д.

Основные понятия-Уровни психики (сознание, предсознание , бессознательное), структура личности (Ид, Эго,  Супер -Эго), психологическая защита, сексуальная энергия (либидо), сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт смерти, стадии психосексуального развития, эрогенные зоны, принцип удовольствия, принцип реальности, Эдипов комплекс, комплекс Электры, идентификация, конфликт, остаточное поведение, фиксация, генитальный характер.

Основные идеи —изначальный антагонизм ребёнка и внешнего мира, развитие личности ребёнка как адаптация индивида к социальному миру. Развитие личности = психосексуальное развитие.

Развитие личности наиболее интенсивно в первые 5 лет жизни, завершается с окончанием полового созревания.

Стадии развития личности в неизменной, в заданной биологическим созреванием последовательности:  оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

Факторы развития-Внутренний (биологическое созревание, преобразование количества и направленности сексуальной энергии) и внешний (социальный, влияние общения с родителями).

Положительное : выделил структуру личности, основал психоаналитическую теорию для коррекции

Отрицательное : налет сексуальности, мифологичность, трудность проверки

Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 614;

Источник: https://studopedia.net/3_64297_rannie-teorii-sozrevaniya-teoriya-a-gezella.html

Теория созревания

20 Ранние теории созревания: теория Арнольда Гезелла

Определение 1

Теория созревания – это концепция развития личности ребенка в раннем возрасте, характеризующая зависимость психического развития от наследственного фактора.

Данная теория основана на исследовании процессов психического развития личности ребенка, которое обусловлено его генетическим кодом. Процессы развития личности рассматриваются во взаимосвязи с процессами созревания, которые проходят идентично: имеется определенная последовательность прохождения этих процессов.

Созревание находится в конфронтации с факторами воздействия среды, которые необходимы для развития личности, но не могут оказать должное влияние на этот процесс, если отвечает и взаимодействует внутренним законам созревания.

Процессы психического развития детей были исследованы американским психологом А. Гезеллом. Им была проведена масштабная экспериментальная деятельность, направленная на изучение психического созревания личности с рождения и до трех лет.

Это создало фундамент для постановки проблемы поиска направлений развития личности маленького ребенка на научную стадию.

Таким образом стало возможным изучить стадии развития отдельных поведенческих процессов с момента появления ребенка на свет и до достижения им подросткового возраста.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Максимальный упор в исследованиях Гезелла был сделан на рассмотрение психического развития именно в первые три года жизни. Это объяснялось тем, что самым продуктивным периодом развития личности, проходящим в более высоком темпе и, наполненным обширным содержанием является именно ранний возрастной этап жизнедеятельности ребенка.

Ученый проводил поэтапное исследование развития ребенка, рассматривая переходы между разными возрастными этапами, анализируя изменение в поведении, чтобы составить схематическое представление формирования определенных форм психической активности:

  • развития двигательных навыков;
  • умственных способностей, увлечений;
  • проявлении интересов и потребностей в различных направлениях деятельности.

Проводимые А. Гезеллом исследования носили лабораторный характер и сопровождались биографическими записями. Он тщательно сохранял результаты исследований в разнообразных формах: делал записи, фотоснимки, видеосъемки, строя графики. Таким образом, он изучал, каким образом развивается моторика ребенка, его речевой аппарат, как они влияют на построение социальных контактов.

В процессе своих исследований, Гезелл выделил два фактора, воздействующих на развитие ребенка:

  1. Внешние факторы окружающей среды. Развитие зависит от обстановки, в которой ребенок родился и существует, людей, которые его окружают, социальных процессов в обществе, воспитания.
  2. Внутренние факторы наследственного характера. Эти факторы, способствуют развитию ребенка изнутри, путем влияния генетического кода ребенка. Воздействие генов на развитие психических процессов представляет собой процесс созревания личности.

На основании исследования генетического воздействия на созревание личности в психологию был введен метод лонгитюдного исследования. Это исследование носит продольный, горизонтальный характер и предполагает изучение психического формирования личности одного и того же ребенка от его рождения и до переходного возраста.

Теория созревания А. Гезелла основывалась на том, что этапы развития личности полностью зависят от этапов ее созревания, что является естественным процессом, не требующим стороннего воздействия.

Невозможно опередить процесс созревания. Он должен происходить естественным способом.

Развитие ребенка должно произойти в нужное время, соответствующее полной готовности нервной системы к реализации того или иного действия, реакции, поведенческого процесса.

Замечание 1

Концепция созревания Гезелла дала толчок к формированию нового взгляда на воспитание, которое, фактически не оказывает решающего влияния на личностное развитие. Ребенок может расти и развиваться самостоятельно, не нуждаясь в постороннем воздействии и ускорении темпов.

Благодаря исследованиям этого ученого, детская психология приобрела характер нормативной дисциплины, отражающей исследования этапов развития личности и построения на их основе психологических схем.

Он разработал методику проведения контроля за психическим развитием ребенка от рождения до момента вступления в переходный возраст.

Это позволило сравнивать реальные показатели развития личности с нормами и выявлять патологии.

Принципы теории созревания

Теория созревания, разработанная Арнольдом Гезеллом, базировалась на следующих основных принципах:

  1. Принцип отказа от приоритетной роли воспитания в развитии личности. Предполагалось, что необходимо исключить воспитание из приоритетного направления деятельности взрослых. Они должны понимать, что развитие ребенка заложено на генетическом уровне. Воспитание должно находится в балансе с созреванием и культурным этапом общественного развития. Культурные требования должны отвечать реальному развитию личности.
  2. Принцип наблюдения и наслаждения процессом развития. За развитием ребенка необходимо спокойно наблюдать, избегая ускорение его темпов и безрезультатного воздействия на него.
  3. Принцип уважительного отношения к этапу незрелости личности. Нужно понимать, что развитие происходит постепенно. Оно является поэтапным и постепенным. Все процессы будут развиваться в нужное время.
  4. Принцип принятия достигнутого уровня развития. Не следует постоянно думать о развитии, прогнозируя его дальнейшее развитие. Надо принимать каждый этап развития, уважать и ценить его, давая ребенку возможность насладиться текущим уровнем навыков и поведенческих реакций.
  5. Принцип индивидуализации. Учет особенностей личностного развития каждого ребенка, обусловленного его генетическим кодом, обуславливающим биологические импульсы к наилучшему варианту развития.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_sozrevaniya/

Теории возрастного психического развития, Теория созревания А Гезелла, Нормативный подход Л Термена — Возрастная психология Библиотека русских учебников

20 Ранние теории созревания: теория Арнольда Гезелла

Психология Возрастная психология Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

В психологии создано много теорий, по-разному объясняют возрастной психическое развитие, его истоки их можно объединить в два направления — биологизаторские и социологизаторський

В рамках биологизаторские направления возникла теория рекапитуляции, в рамках которой. Е. Геккель сформулировал биогенетический закон о эмбриогенеза (онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза), а амер риканской психолог. С. Холл перенес его на онтогенез: ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого родду.

Теоретическая несостоятельность концепции рекапитуляции в психологии оказалась достаточно рано, и это требовало создания новых идей. СХолл первым сделал попытку показать, что между историческим и индивидуальным развитием тком существует определенный порток.

Теория рекапитуляции недолго выполняла роль объяснительного принципа, но идеи. С. Холла оказали значительное влияние на детскую психологию через исследования двух его знаменитых учеников-АЛ. Гезелла и. ЛТермена их труда современная психология относит к разработке нормативного подхода к развитиювитку.

Теория созревания А Гезелла

А. Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдного (лонгитюдинального), т.е. продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста, который он предлагал нази.

Ивате»биографически-лабораторным»Кроме того, исследуя монозиготных близнецов, он одним из первых ввел в психологию близнецовый метод для анализа соотношения созревания и научения. В последние годы же иття. А.

Гезелл изучал психическое развитие слепого ребенка, чтобы глубже понять особенности нормального развитияьного розвитку.

Обобщая данные собственных наблюдений за 165 детьми, а. Гезелл разработал теорию детского развития, согласно которой, начиная с момента развития, через строго определенные промежутки времени, в определенном возрасте у ди итей появляются специфические формы поведения, которые последовательно сменяют друг оду.

Признавая важную роль социальных факторов, в своих исследованиях. А.

Гезелл ограничивался количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, биологического с роста, созревания -«приросту поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другому, подчеркивая зависимость развития лишь от созревания организма пытается аючись сформулировать общий закон детского развития,. АГезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом (или уменьшения»плотности»развития): чем младше ребенок, тем быстрее происходят изменения в ее поведениися зміни в її поведінці.

А. Гезелл ориентировался на биологическую модель развития, в которой чередуются циклы обновления, интеграции, равновесия, и в рамках такого подхода к пониманию развития он не смог ответить на вопрос что же скрывается за изменением темпа развития. Поэтому следствием применения им срезовый (поперечных и продольных) методов исследования было отождествление развития и ростаня.

Нормативный подход Л Термена

Как и. А. Гезелл,. Л. Термен осуществил одно из самых длительных в психологии лонгитюдных исследований — оно продолжалось в течение 50 лет. В 1921 г. Л. Термен отобрал 1500 одаренных детей, коэффициент интеллект ту которых был 140 и выше, и отследил их развитие. Исследование продолжалось до середины 70-х гг и закончилось уже после смерти. ЛТермен.Термена.

Вклад. А. Гезелла и. Л. Термена в детскую психологию состоит в том, что они положили начало становлению ее как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития

Нормативный подход в исследовании развития ребенка составляет, по сути, классический американский направление в изучении детства. Здесь берут начало исследования проблем»принятие ролей»,»личностного возрастает. Ання», поскольку именно в его рамках впервые были проведены исследования таких важных условий развития, как пол ребенка и порядок рождения.

В 40-50-х гг XX в были начаты нормативные исследования эмо ных реакций у детей (А. Джерсилд и др.). В 70-х гг XX в на этой же основе. Есть. Маккоби и. К. Жаклин изучали особенности психического развития детей разного пола. На нормативный подход частично ориентировались исследования. Ж. Пиаже,. Дж. Брунера,. Дж. Флейвелла да ие,. Дж.. Брунера,. Дж..

Флейвелла та ін.

Но уже в 60-х гг XX в в нормативных исследованиях произошли качественные изменения.

Если раньше психология ориентировалась на описание того, как ребенок себя ведет, то уже сейчас акцент сместился в сторону поиска причин и условий поведения и последствий того или иного типа развития.

Постановка новых проблем привела психологов к развертыванию новых эмпирических исследований, которые в свою очередь позволили раскрыть новые феномены ди тячого развитияитку.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/vikova_psihologiya_-_pavelkiv_rv/teoriyi_vikovogo_psihichnogo_rozvitku.htm

Арнольд Гезелл Биография и теория развития / психология

20 Ранние теории созревания: теория Арнольда Гезелла

Арнольд Гезелл Он был психологом и педиатром родился 21 июня 1880 года и умер 29 мая 1961 года он был известен как один из пионеров в использовании видеокамер для изучения типичного развития младенцев и детей, а также как один из наиболее важных психологов развития.

После своего доктора под руководством Г. Стэнли Холл, один из первых учеников обычного развития детей, Гезеллы также решили изучить этот вопрос в надежде, что это поможет лучше понять нарушение развития в детство.

Гезелл вошел в историю в основном благодаря своей теории развития у детей, известной как Теория Мадуративы Джезуры..

Основываясь на этой теории, этот исследователь опубликовал серию метрик и руководств по различным этапам, через которые проходят дети в процессе созревания..

индекс

  • 1 Биография
    • 1.1 Карьера
    • 1.2 Исследования по развитию ребенка
  • 2 Теория развития
    • 2.1 Основы теории
    • 2.2 Модели поведения
  • 3 Ссылки

биография

Арнольд Гезелл родился в Альме, штат Висконсин, в 1880 году. Будучи старшим из пяти братьев, он был сыном фотографа Герхарда Гезелла и профессора Кристины Гизен..

Еще в детстве он стал интересоваться развитием людей, наблюдая за взрослением своих младших братьев до окончания школы в 1896 году..

После окончания университета Гезелл поступил в Висконсинский университет в Стивен-Пойнте, хотя опыт, который он пережил в детстве, отметил его.

Позже в своей жизни он написал книгу о своем родном городе под названием Деревня тысячи душ («Люди тысячи душ»).

Уже в университете Гезелла он посещал занятия, проводимые Эдгаром Свифтом, который привил ему страсть к психологии. Его исследования были несколько неровными, но в конце концов он изучал историю и психологию, получив в 1903 году степень по психологии в Висконсинском университете..

гонки

Сначала Гезелл хотел посвятить себя преподаванию, на какое-то время приступая к работе в институте, прежде чем получить высшее образование..

Однако позже он поступил в Университет Кларка, где профессор Дж. Стэнли Холл начал изучать развитие детей. После некоторого времени обучения под его руководством, Гезелл получил докторскую степень в 1906 году..

После этого этот психолог начал работать в некоторых учебных центрах как в его родном Висконсине, так и в Нью-Йорке..

Позже он получил должность профессора в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA); там он встретил учителя по имени Беатрис Чандлер, с которым он позже женился и имел двоих детей.

Разработав большой интерес нарушений развития в детстве, Гезеллы также провели некоторое время в различных школах для детей с трудностями, в дополнении к изучению медицины в Университете штата Висконсина с убеждением, что это будет способствовать его карьере.

В течение этого времени он работал доцентом в Йельском университете, где впоследствии получил должность профессора..

Исследования по развитию ребенка

За все это время Гезеллы посвящены также для дальнейших исследований в области развития детей младшего возраста. Я принял в первый раз использования видеокамер для документирования поведения детей, является пионером в использовании многих методов, которые впоследствии стали распространены в этой отрасли психологии.

Благодаря своей известности в области развития, она имела честь изучать Камалу, «дикую девочку», которую вырастила стая волков..

Это исследование, наряду с исследованиями нормальных детей и даже животных, таких как молодые обезьяны, помогло ему развить свои теории.

Теория развития

Его идеи о нормальном развитии детей нашли отражение в его «Мадуративной теории развития ребенка», впервые представленной в 1925 году..

Он намеревался создать модель формы и скорости, с которой дети взрослеют, а также список этапов, которые они проходят в процессе..

Основным вкладом теории Гезелла является идея о том, что все дети проходят одни и те же фазы в процессе своего развития..

После более чем 50 лет исследований и наблюдений в его клинике развития ребенка в Йельском университете, его теория оказала огромное влияние на области психологии развития, а также в сфере образования.

Основы теории

Гезелл считал, что на развитие ребенка влияют как его окружение, так и его гены, но он был посвящен главным образом исследованию этого второго фактора. Он призвал созревание к процессу, посредством которого генетика человека влияет на его развитие как личности.

Для Хеселя, основной фактор в процессе созревания человека является скоростью, с которой развивается нервная система: чем сложнее становится, тем больше ваш ум развивается, и изменить свое поведение.

Этот исследователь понял, что все дети изучают новое поведение в предсказуемой и общей последовательности для всех них. Например, новорожденный ребенок сначала учится контролировать свой рот, затем глаза, а затем шею, плечи и конечности..

Позже, в течение всего детства, также можно найти закономерности в развитии новых навыков и поведения.

Например, дети учатся сидеть прямо перед ходьбой, а это перед бегом. Для Гезелла это связано с созреванием нервной системы, описанным выше..

Следовательно, роль окружающей среды и образования заключается в том, чтобы адаптироваться к процессу взросления ребенка, чтобы способствовать обучению, которое естественным образом происходит по мере развития вашей нервной системы..

Поведение моделей

Заинтересованный как в нормальном развитии детей, так и в их изменениях, Гезелл посвятил себя изучению привычных моделей в процессе созревания людей..

Для этого он разработал список нормального поведения, которое дети проходят в своем развитии, если нет проблем.

Эти шкалы включали такие поведения, как «ребенок может встать без посторонней помощи» или «ребенок сказал свое первое слово».

Поскольку они включают типичный возраст, в котором происходит каждое из этих поведений, эти шкалы также служат для изучения патологий в развитии ребенка. Сегодня они все еще используются в области психологии развития.

ссылки

  1. «Арнольд Гезелл» в: Британике. Получено 7 апреля 2018 года из Британики: britannica.com.
  2. «Арнольд Гезелл: биография и теория развития ребенка» в: Study. Получено 7 апреля 2018 г. с сайта Study: study.com.
  3. «Арнольд Гезелл» в: Википедии. Получено 7 апреля 2018 г. из Википедии: en.wikipedia.org.
  4. «Факты Арнольда Люциуса Гезелля» в: Ваш словарь. Получено: 7 апреля 2018 г. из вашего словаря: biography.yourdictionary.com.
  5. «Теория созревания Гезелля» в: Википедия. Получено 7 апреля 2018 г. из Википедии: en.wikipedia.org.

Источник: https://ru.thpanorama.com/articles/psicologa/arnold-gesell-biografa-y-teora-del-desarrollo.html

Теория созревания А. Гезелла

20 Ранние теории созревания: теория Арнольда Гезелла

А. Гезелл предпринял попытку упорядочить накопленный эмпирический материал в операциональной концепции развития по критерию «степени взрослости». С помощью измерения степени взрослости А. Гезелл стремился преодолеть дуализм организма и среды.

Пытаясь выделить чередующиеся шкалы развития — обновление, интеграцию, равновесие, — А. Гезелл, признавая факт культурных влияний, отрицал определяющий их характер для процесса развития личности.

Культура, по его мнению, моделирует и канализирует, но не порождает этапов и тенденций развития.

А. Гезелл. Согласно его теории, развитие не простая функция, определяющаяся х-элементами наследственности и у-элементами среды. Это самообусловливающийся процесс, поскольку развитие — приспособление ребенка к окружающей социальной среде, т. е. адаптация.

Чтобы решить проблему взаимоотношения биологического и социального в процессе развития, нужен был адекватный метод. И один из таких методов был найден в сравнительных исследованиях близнецов (близнецовый метод).

Близнецы бывают монозиготными (МЗ — идентичная наследственность) и дизиготными (ДЗ — у них разные наследственные основы). Возникает перспектива исследования относительного влияния наследственности и среды на психическое развитие детей, на их поведение.

Сопоставляя коэффициенты различий в этом развитии, можно судить о взаимоотношении биологического и социального. Эти исследования проводились А. Гезеллом.

А. Гезелл сопровождает положения о росте и развитии идеей культурных влияний. Он пишет, что «культура модулирует и канализирует, но не порождает этапов и тенденций развития». Юношеский возраст он соотносит с периодом от 11 до 21 года. На основе лонгитюдных исследований 165 детей А.

Гезелл описывал важные новообразования каждого года жизни. Так, он считал, что в 11 лет начинается перестройка организма и ребенок становится импульсивным, негативным, ему свойственны частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунт против родителей.

В 12 лет турбулентность частично проходит; отношение к миру становится более позитивным, растет автономия подростка от семьи и одновременно — влияние сверстников.

Главные черты этого возраста — разумность, терпимость и юмор; подросток охотно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности и интересоваться представителями противоположного пола.

Ведущее свойство 13-летнего подростка — обращение вовнутрь, он становится более интровертированным; он склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике; начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям, становится более избирательным в дружбе; соматические сдвиги усиливают и без того частые колебания настроения.

В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток экспансивен, энергичен, общителен, нарастают его уверенность в себе, а также интерес к другим людям и различиям между ними; он очарован словом «личность», любит обсуждать и сравнивать себя с другими, активно идентифицируется с героями книг и литературы, узнавая в них собственные черты.

Сущность 15-летия, по А. Гезеллу, выражается в нарастании индивидуальных различий. Новообразования этого возраста — дух независимости, который делает отношения подростка в семье и школе напряженными; жажда свободы от внешнего контроля сочетается с развитием самоконтроля и началом сознательного самовоспитания.

Все это повышает ранимость и восприимчивость к вредным влияниям.

В 16 лет, по А. Гезеллу, снова наступает равновесие: мятежность уступает место жизнерадостности; значительно увеличиваются внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее.

Вклад А.

Гезелла в детскую психологию, прежде всего, состоит в том, что он положил начало становлению детской психологии как нормативнойдисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические шкалы. Он ввел в психологию метод лонгитюдного (продольного) исследования, разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, проводил систематические сравнительные исследования нормы и разных форм патологии.

Отмечая важные результаты этих исследований, необходимо подчеркнуть, что основной упор они делали на роль наследственного фактора для объяснения возрастных изменений. В своих исследованиях А.

Гезелл ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма.

Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Но что скрывается за изменением темпа развития? В работах А. Гезелла трудно найти ответ на этот вопрос.

Это и понятно, ибо следствием применяемых им срезовых (поперечных и продольных) методов исследования было отождествление развития и роста.

Работы А. Гезелла были критически проанализированы Л. С. Выготским, который назвал концепцию А.

Гезелла «теорией эмпирического эволюционизма», раскрывающей социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, как приспособление ребенка к своей среде. Однако призыв А.

Гезелла к необходимости контроля за нормальным ходом психического развития ребенка и созданная им феноменология развития (роста) от рождения до 16 лет не потеряли своего значения до сих пор.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_42943_teoriya-sozrevaniya-a-gezella.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий