20. Особенности режима власти Мао Цзэдуна. «Большой скачок». «Культурная революция».

Особенности режима власти Мао Цзэдуна. «Большой скачок». «Культурная революция»

20. Особенности режима власти Мао Цзэдуна. «Большой скачок». «Культурная революция».

1 октября 1949 г. в Пекине было провозглашено создание Китайской Народной Республики (КНР). Этому событию предшествовал II пленум ЦК КПК (март 1949 г.).

На пленуме Мао Цзэдун сформулир задачи развития: переход к соц-му в Китае был делом отдал будущего, а первоочер задачей являлась новая демократия как своеобразный этап на этом пути.

Главн зад-превращение Китая в сильную, промышле разв державу с решающей ролью раб класса в обществе.

Закон об организации Центр нар правит-ва во главе с Мао Цзэдуном(стал председателем Народно- рев совета).

Договор о сотрудничестве между КНР и СССР, по кот предусм вывод советских войск из Порт-Артура, предоставл на льготных условиях (под 1%) долгоср кредита в 300 млн. долл., поставки из СССР оборудования и материалов для восстан и развития кит экономики.

Наряду с этим, в стране адаптировались некот моменты сталинской идеологии, со всеми ее противоречиями и пороками.

Благодаря политике КПК в стране была поднята промышленность и народное хозяйство, однако все это проводилось в жизнь, естественно, крайне суровыми мерами.

Сессия VIII съезда КПК (сентябрь 1956 г.). Большое влияние на делегатов съезда оказал XX съезд КПСС, осудивший культ личности Сталина. Кит комм поддерж это реш, но полностью повторять действий сов комм не стали.

Компромисс — изъятие из устава КПК упоминания об идеях Мао Цзэдуна, который, однако, сохр пост председателя партии. Но ситуация полностью изм к лету след года, когда Мао заявил, что право на плюрализм было предоставлено с 1 целью – выявить и выкорчевать «сорную траву».

К концу 1957 г, около 10 тыс. правых элементов было репрессир.

Новым шагом на пути развития Китая в рамках сов модели должна была стать новая соц-эк политика «большого скачка» и коммунизации деревни. В мае 1958 г.

Мао Цзэдун призвал к организ нар коммун в деревне, при этом он выступ за милитаризацию всей жизни в коммунах.

Суть полит «большого скачка» свод к стремлению опередить время и обогнать СССР в строительстве новой жизни.

Гос собств в коммунах стан не только труд и средства производства, но и практич вся собств-ть крестьян. Вводилось уравнит распредел доходов, вкупе с казарменным бытом и оконч отказом от матер заинтерес-ти.От коммун требов произв-ва с\х продукции, металла, с\х инвентаря и тд.

Одноврембыл выдвинут лозунг «Три года тяжелой борьбы – десять тысяч лет счастья». Фактически через неск лет было обещано вступление в коммунизм.

Невиданный рост производств показателей предполаг обеспечить не только резким увел норм выплавки металла на современных предприятиях, но и повсеместным распростр местных технологий выплавки стали – везде появились примитивные плавильные печи и мелкие карьеры для добычи руды.

НО огр трудов ресурсы были израсходованы напрасно, большая часть произвед вручную металла никуда не годилась, а с/х и вовсе поразил глубоч кризис, приведший к голоду.

Критика эксперимента внутри партии вызвала волну партийных чисток. Плюс ко всему, резко ухудш отношения с СССР (из-за борьбы за гл роль в мировом комм движении), кот отозвал практич всю свою помощь Китаю.

ВВП КНР за годы «большого скачка» сократился на треть, а нац доход – на четверть. Стремясь в какой-то мере снять с себя ответственность за происходящее, в 1959 г.

Мао Цзэдун уступил свое место председателя партии Лю Шаоци, к которому постеп перешли все рычаги управления эк.


С середины 1960-х гг. офиц пропаганда сделала упор на еще большее восхваление Мао Цзэдуна. Его называли «Великим кормчим», без изучения идей которого невозможно построение коммунизма. Однако уже не все китайцы верили в подобные убеждения.

Тогда Мао задумал новую программу, результатом которой должны были стать новые чистки в партии. Дэн Сяопин и Лю Шаоци поддержали эту линию, но Мао сделал ставку на радикалов во главе со своей женой Цзян Цин и Линь Бяо. В мае 1966 г.

на заседании Политбюро ЦК КПК были высказаны основные идеи новой борьбы за власть группы Мао Цзэдуна. Были подвергн критике и сняты с постов неск влият парт деятелей, а в партии была создана особая группа по «культ революции», кот возглавил бывший личный секретарь Мао Чэнь Бода.

Лозунги: «Свергнуть авторитеты», «Покончить со старой культурой, создать новую, пролетарскую».

В конце мая в Пекинском университете был сформир первый отряд хунвейбинов из числа наиб радик настр студентов, а несколько позже по всему Китаю из молодых малоквалифицир рабочих стали созд отряды цзаофаней (бунтарей). Мао поддержал эти инициативы. Хунвейбины и цзаофани участвовали на XI пленуме ЦК КПК в августе 1966 г.

вместо репрессир парт деятелей. На съезде Мао удалось провести резолюцию о развертывании в стране «культ революции».

Впоследствии состоялись митинги-встречи хунвейбинов и цзаофаней с Мао Цзэдуном и Линь Бяо, которые призвали бороться с проявлениями буржуазной культуры: громить библиотеки, уничтожать произведения искусства и проч.

В некоторых провинциях действия «КР» наталкивались на упорное сопротивление. В этот период за неприятие новых идей были сняты со своих постов Дэн Сяопин и Лю Шаоци. Хунвейбины и цзаофани повели ожесточенную борьбу против культурного наследия Китая (книги, живопись и проч.).

В Пекине на многих языках мира был выпущен сборник цитат «великого Мао», его изучение становилось обязательным. «Враги» направлялись для перевоспитания в специальные лагеря. В начале 1967 г. хунвейбины и цзаофани практически захватили власть в Шанхае, а Мао призвал следовать их примеру по всей стране.

Для помощи революционерам были также привлечены части регулярной армии, которые в частности, подавили оппозиционные выступления в Ухане в 1967 г.

Постепенно хунвейбины и цзаофани стали заменяться в местных ревкомах, заменивших парткомы, новыми выдвиженцами, прежде всего из числа военных. Хунвейбины и цзаофани отныне ссылались в отдаленные районы, а в ВУЗах и учреждениях началась ликвидация их организаций.. В 1967-1968 гг.

замедлились темпы промышленного роста и темпы ликвидации неграмотности. В партии весной 1969 г., после долгой борьбы, сменилось руководство: Линь Бяо был объявлен официальным преемником Мао, а Цзян Цин вошла в состав Политбюро.

Отныне главными задачами государственной политики становилась непрерывная революция и постоянная подготовка к войне.

Второй и третий этап (69-73, 74-76) – борьба у власти «радикалов» (жена Мао Цзян Цин) (милитаризация всех сторон жизни, уравниловка) и «прагматиков (Чжоу Эньлай)» (материальное стимулирование). Усиление Линь Бяо не устраивало ни тех, ни тех. 69-73 – преобладание прагматиков, 74-76 – радикалов.

70-е гг. – сближение с США. 1976 – умер Мао. В начале 80-х «культурная революция» была признана ошибкой Мао. Дэн Сяопин взял курс на экономическое строительство.

Источник: https://studopedia.org/14-91123.html

Революция в Китае и режим Мао Цзэдуна

20. Особенности режима власти Мао Цзэдуна. «Большой скачок». «Культурная революция».
May 15, 2019 · 6 min read демонстрирует происходящее во время культурной революции в Китае

Культурная революция в Китае пришлась на время с 1966 года по 1976, руководил ею Председатель Мао Цзэдун. Эта фигура играла огромную роль в истории КНР и оставила глубокие шрамы, от которых Китай не может избавиться и по сей день.

Китайской революции предшествует Большой скачок, происходящий в период с 1958 по 1960. Руководителем скачка также был Мао Цзэдун. Целью было улучшить экономику страны, однако итогом стала смерть более 30 миллионов человек.

Большой скачок из дающего надежду события превратился в один из самых крупных социальных катастроф XX века.

После провала последовало появление недоверия к Мао Цзэдуну, из-за чего он решил утвердить свое положение в обществе, но привел Китай к новой катастрофе в виде революции.

Мао Цзедун (20.03.1943–09.09.1976) — китайский политический деятель XX века.

Революцию можно поделить на несколько этапов, каждый из которых нанес свои удары по культуре и обществу КНР. Многие вещи выходили из-под контроля Мао Цзэдуна, что провоцировало новые неправильно принятые решения и наводило еще больший хаос в стране.

Первым этапом выделяют период с мая 1966 года по апрель 1969 года.

Этот период считается началом революции, а причиной этому стала публикация статьи Яо Вэньюан в шанхайской газете “Вэньхуэй бао” 10 ноября 1965 года под названием “О новой редакции исторической драмы “Разжалование Хай Жуя”.

По своей сути это рецензия на пьесу одного китайского историка, который по мнению правительства негативно высказывался о действиях в Китае во время “большого скачка”. Были приняты меры, а далее последовало объявление о начале культурной революции.

“ Хотя буржуазия уже свергнута, она, тем не менее, пытается с помощью эксплуататорской старой идеологии, старой культуры, старых нравов и старых обычаев разложить массы, завоевать сердца людей, усиленно стремится к своей цели — осуществлению реставрации.

В противовес буржуазии пролетариат на любой её вызов в области идеологии должен отвечать сокрушительным ударом и с помощью пролетарской новой идеологии, новой культуры, новых нравов и новых обычаев изменять духовный облик всего общества.

Ныне мы ставим себе целью разгромить тех облечённых властью, которые идут по капиталистическому пути, раскритиковать реакционных буржуазных «авторитетов» в науке, раскритиковать идеологию буржуазии и всех других эксплуататорских классов, преобразовать просвещение, преобразовать литературу и искусство, преобразовать все области надстройки, не соответствующие экономическому базису социализма, с тем чтобы способствовать укреплению и развитию социалистического строя” — “Постановление о великой пролетарской культурной революции” 8 августа 1966 года.

В этот момент многое вышло из-под контроля. На улицах стали орудовать хунвэйбины — отряды студентов и школьников, которые являлись уличными бунтарями. Им многое позволялось, поэтому последовало много утрат: были испорчены дома, улицы, культурные ценности, напуганы люди.

Хунвэйбины. Площадь Таньаньмэнь. 1966

Дацзыбао — это рукописная пропагандистская стенгазета в Китае.

1 июня 1966 года по радио была прочитана газета Не Юаньцза, являющегося преподавателем философии в пекинском университете: «Решительно, радикально, целиком и полностью искореним засилье и зловредные замыслы ревизионистов! Уничтожим монстров — ревизионистов хрущёвского толка!».

После такого заявления хунвэйбины стали творить беспредел в школах и университетах, поэтому вскоре были объявлены полугодовые каникулы для всех учащихся, но это лишь поспособствовало увеличению орудующих банд.

Хунвэйбины имели много возможностей и некую поддержку со стороны правительства, их деяния были безнаказанными, а в пекинской прессе проскальзывали подобные мнения о происходящем: «… ну, убивали людей в Синьцзяне: за дело убили или по ошибке — всё равно не так уж много.

Ещё убивали в Нанкине и других местах, но всё равно в целом погибло меньше, чем погибает в одной битве… Так что потери минимальны, так что достигнутые успехи максимальны, максимальны… Это великий замысел, гарантирующий наше будущее на сто лет вперёд. Хунвэйбины — это небесные воины, хватающие у власти главарей буржуазии».

(Линь Бяо, август 1967 год) Примерно такого же содержания в городе Сямынь было вывешено дацзыбао: «Некоторые [преподаватели] не выдерживают собраний критики и борьбы, начинают плохо себя чувствовать и умирают, скажем прямо, в нашем присутствии.

Я не испытываю ни капли жалости ни к ним, ни к тем, кто выбрасывается из окна или прыгает в горячие источники и гибнет, сварившись заживо».

Культура была полностью уничтожена, образование прекратилось, а в какой-то момент единственной выпускаемой и разрешенной к прочтению книгой стал сборник цитат Мао Цзэдуна. Банды останавливали людей и заставляли их слушать, внимать все написанное.

Таким образом, хунвэйбины стали живой пропагандой политики Мао Цзэдуна, они делали именно то, чего хотел и добивался Мао. Но он потерял контроль над происходящим, когда банды разделились по происхождению — интеллигенция и бедняки — и стали враждовать друг против друга. Тогда Цзэдун приказал армии избавиться от хунвэйбинов, что и произошло в 67 году.

Мао Цзэдун в принципе был достаточно впечатляющей личностью. В.Н.Шевелев в книге “Мао Цзэдун — Великий Кормчий” описывает биографию деятеля, а в пролог вставил цитаты двух деятелей — русского и американского. Эти цитаты дают понять и представить, каковым являлся характер китайского деятеля и как серьезно он был настроен.

«Высокий и тучный для китайца, Мао устремлял на посетителя свой взор с улыбкой проницательной и в то же время насмешливой, словно предупреждал его всем своим видом, что бессмысленно пытаться обманывать этого знатока человеческих слабостей и двуличия. Я никогда не встречал никого — за исключением разве что Шарля де Голля, — кто бы воплощал такую силу воли… Он словно излучал непреодолимую тягу властвовать» (Генри Киссинджер).

«Политика — это игра, и Мао Цзэдун всегда играл в неё с азиатским коварством, следуя своим правилам лести, предательства, беспощадной мстительности и лжи» (Никита Хрущёв).

Второй этап культурной революции характеризуют споры внутри правительства. Мао Цзэдун решил пересмотреть Конституцию КНР и убрать пост Председателя. Однако были те, кто встал на пути у деятеля, тем самым разозлив его.

Он помешал их заговору и устранил недоброжелателей. Ситуация в стране все еще была плачевной, однако изменения в культуре и образовании все же были, пусть и незначительные. Сроки второго этапа: май 1969 — август 1973.

Третий и последний этап революции продолжался с 1973 по 1976 год. В это время образовалась так называемая “банда четырех”, в которую входили четыре деятеля, действия которых были направлены на разрешение сложившегося в стране хаоса.

Цзян Цин, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюаня и Ван Хунвэня

Банда начала выставлять свою идеологию в прессе, основываясь на историческую философию и проецируя ее на новый лад. Ситуация в стране приняла новый оборот, власти пришли к компромиссу, что повлияло на жизнь Китая. В 75 году приняли новую Конституцию, взяв во внимание все позиции.

В 1976 году умер премьер Госсовета Китая Чжоу Эньлай, что спровоцировало бунт: во время церемонии почтения памяти начали происходить массовые протесты против банды четырех. Общество хотело избавиться от четверки.

Газета “Жэньминь жибао” прокомментировала это так: “Инцидент еще более убедительно доказал, что буржуазия находится как раз внутри самой Коммунистической партии.

Если раньше некоторые люди не понимали, что идущие по капиталистическому пути — это как раз и есть внутрипартийная буржуазия, которая является главным объектом продолжения революции при диктатуре пролетариата, то контрреволюционный политический инцидент на площади Тяньаньмэнь заставил их осознать это”.

После смерти Мао Цзэдуна 9 сентября 1976 года четверку отстранили от власти. Это событие стало точкой для культурной революции Китая.

События тех времен очень сильно отразились на Китае и на его порядках. На первом этапе пресса активно поддерживала хунвэйбинов, во время второго этапа звучала критика в сторону правительства, облачались споры внутри государственных властей. Пресса третьего этапа отразила идейные соображения “банды четырех”.

С наступлением революции в Китае газеты СССР стали реже описывать упоминать КНР, а если и обращали внимание, то с негативным подтекстом. СССР не приветствовали деятельность Мао Цзэдуна и его союзников, деятельность хунвэйбинов сравнивали с фашизмом.

В “Литературной газете” существовала рубрика “Китай: культурная революция”, в которой описывали культурные потери КНР. Эта газета освещала ситуацию в Китае больше всего, часто упоминая негативный отзыв китайского правительства в сторону культуры советского Союза.

Китайская революция оставила на столько сильный след, причинила столько боли, нанесла столько ударов и привела к таким потерям, что уже даже в XXI веке Китай никак не хочет комментировать происходящее и игнорирует годовщины события. В 2016 году было 50-летие Культурной революции, однако китайская пресса предпочла обойти стороной любые высказывания на этот счет. Зато “Голос Америки” не прошел мимо молчания КНР.

«,»author»:»Ð¢Ð°ÑÑ Македонская»,»date_published»:»2019-05-15T19:44:23.006Z»,»lead_image_url»:»https://miro.medium.com/max/267/1*a8ph7abzb-IitL-TtrUDGA.jpeg»,»dek»:null,»next_page_url»:null,»url»:»https://medium.com/@makedonskayya/%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5-%D0%B8-%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BC-%D0%BC%D0%B0%D0%BE-%D1%86%D0%B7%D1%8D%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0-343b2f333b25″,»domain»:»medium.com»,»excerpt»:»ÐšÑƒÐ»ÑŒÑ‚урная революция в Китае пришлась на время с 1966 года по 1976, руководил ею Председатель Мао Цзэдун. Эта фигура играла огромную роль…»,»word_count»:1266,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1}

Источник: https://medium.com/@makedonskayya/%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5-%D0%B8-%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BC-%D0%BC%D0%B0%D0%BE-%D1%86%D0%B7%D1%8D%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0-343b2f333b25

Мао Цзэдун и культурная революция в Китае

20. Особенности режима власти Мао Цзэдуна. «Большой скачок». «Культурная революция».

Председатель ЦК КП Китая Мао Цзэдун в 1966 году объявил о начале «культурной революции», призванной «реставрировать капитализм» в КНР и «бороться с внутренним и внешним ревизионизмом». Как отмечают историки, эта серия идейно-политических кампаний была нацелена на то, чтобы устранить из руководящих органов партии всех несогласных с его политикой.

Хунвейбины. Источник: wikipedia.org Мао. Источник: wikipedia.org

В конце 50-х годов наметился разлад в отношениях между СССР и Китаем, что привело к расколу международного коммунистического движения. Мао Цзэдун видел угрозу собственной власти в Коммунистической партии Китая в разоблачении культа личности Сталина на XX съезде КПСС, курсе Хрущева на постепенную либерализацию в экономике.

Мао и Сталин. Источник: wikipedia.org

В свою очередь в СССР также были недовольны политикой Мао и отозвали всех советских специалистов, работавших в КНР. Апогеем конфликта между двумя странами стали столкновения на границе вокруг острова Даманский на реке Уссури.

Демонстрация. Источник: wikipedia.org

Еще одной причиной для проведения «культурной революции» стал провал политики «большого скачка». В 1958 году в Китае был объявлен курс на строительство «нового Китая». Изначально направленный на укрепление индустриальной базы и резкий подъем экономики, он обернулся одной из крупнейших трагедий китайского народа.

Репрессии. Источник: wikipedia.org

Выбранный курс обошелся Китаю почти в $70 млрд, примерно 45 млн человек погибли от голода. Недовольные этим политическим курсом стали формировать оппозицию, в которую входили также председатель КНР Лю Шаоци и Дэн Сяопин. Мао, понимавший, что удерживать власть все сложнее, начал политику массового террора.

Митинг. Источник: wikipedia.org

Начало «культурной революции» в Китае совпало с очередной кампанией «самокритики», которая заключалась в том, что китайцы (в том числе и партийцы) должны были в письменной форме изложить свои ошибки перед партией. Этой своеобразной традиции должен был последовать и председатель КНР Лю Шаоци, а также его соратники, что использовал в своих интересах Мао.

Компартия Китая. Борьба за власть

Мао Цзэдун и Лю Шаоци, 1966 год. (wikipedia.org)

На XI пленуме ЦК КПК разбиралось письмо Лю Шаоци, после чего он был отстранен от работы до тех пор, «пока Компартия Китая будет определять характер его ошибок».

Это была обычная практика для Китая того времени.

В таком положении член партии, официально не лишенный своего поста, но фактически отстраненный от работы и находящийся под домашним арестом, мог находиться сколь угодно долго.

Лю Шаоци с семьей. (wikipedia.org)

В итоге отстраненный Лю Шаоци и его семья подвергались многочисленным допросам, возле их дома собирались демонстрации в поддержку Мао. В конечном итоге Лю Шаоци был заключен в тюрьму, где умер там в 1968 году.

Лю Шаоци. Источник: wikipedia.org

«Постановление о великой пролетарской культурной революции», 8 августа 1966 года: «Ныне мы ставим себе целью разгромить тех облеченных властью, которые идут по капиталистическому пути, раскритиковать реакционных буржуазных «авторитетов» в науке, раскритиковать идеологию буржуазии и всех других эксплуататорских классов, преобразовать просвещение, преобразовать литературу и искусство, преобразовать все области надстройки, не соответствующие экономическому базису социализма, с тем чтобы способствовать укреплению и развитию социалистического строя».

Демонтированные статуи из буддистского храма. (wikipedia.org)

Выдержка из пропагандистской газеты, 1 июня 1966 года: «Решительно, радикально, целиком и полностью искореним засилье и зловредные замыслы ревизионистов! Уничтожим монстров — ревизионистов хрущевского толка!»

Народ. Источник: wikipedia.org

Нечеткое определение классовых врагов пролетариата привело к «войне всех против всех». Наибольшее давление ощущали на себе бывшие феодалы, духовенство и интеллигенция. Бороться же с врагами стали молодые «бунтари» — хунвейбины (школьники и студенты) и цзаофани (молодые рабочие).

«Танец верности». (wikipedia.org)

Они формировали банды и искали «ревизионистов», которыми зачастую становились их преподаватели, слабые местные власти и так далее. Пойманных «бунтари» наряжали в шутовские колпаки, раскрашивали им лица и подвергали всяческим издевательствам.

15-летняя школьница Мисс Чу, участница движения «бунтарей». Источник: wikipedia.org

Маршал КНР, считавшийся правой рукой и наследником Мао Цзэдуна, Линь Бяо: «Ну, убивали людей в Синьцзяне: за дело убили или по ошибке — все равно не так уж много.

Еще убивали в Нанкине и других местах, но все равно в целом погибло меньше, чем погибает в одной битве. Так что потери минимальны, так что достигнутые успехи максимальны, максимальны.

Это великий замысел, гарантирующий наше будущее на сто лет вперед. Хунвейбины — это небесные воины, хватающие у власти главарей буржуазии».

Плакат. Источник: wikipedia.org

Уже в августе 1967 года все пекинские газеты начали называть тех, кто выступал против политики Мао, «шныряющими по улицам крысами» и открыто призывали к их убийству. При этом арестовывать хунвейбинов (борцов с антимаоистами) запрещалось.

Агитация. (wikipedia.org)

Выдержка из письма одного из студентов университета города Сямынь в провинции Фуцзянь: «Некоторые (преподаватели) не выдерживают собраний критики и борьбы, начинают плохо себя чувствовать и умирают, скажем прямо, в нашем присутствии. Я не испытываю ни капли жалости ни к ним, ни к тем, кто выбрасывается из окна или прыгает в горячие источники и гибнет, сварившись заживо».

Студенты. Источник: wikipedia.org

Бесчинствам хунвейбинов не то что не мешали, а скорее способствовали. Так, Министерство транспорта КНР выделило «бойцам с врагами пролетариата» бесплатные поезда для поездок по стране с целью «обмена опытом». Фактически остановилась культурная жизнь страны.

Мао. Источник: wikipedia.org

Закрывались книжные магазины, запрещалось продавать любые книги, кроме цитатника Мао, который стал средством не только идеологической, но и физической борьбы. Было зафиксировано множество случаев, когда книгой в твердой обложке до смерти забивали видных деятелей партии, выбивая из них таким образом «буржуазный яд».

В театре выходили только «революционные оперы из современной жизни», написанные женой Мао Цзян Цин. Таким образом осуществлялась кампания за «социалистическое перевоспитание».

Мао Цзэдун и Цзян Цин. (wikipedia.org)

Были сожжены все декорации и костюмы спектаклей Пекинской оперы. Сжигались монастыри и храмы, была снесена часть Великой китайской стены. Последнее было объяснено нехваткой кирпичей для «более необходимых» свинарников.

Демонстрация. Источник: wikipedia.org

Зачастую хунвейбины нападали на людей, просто шедших по улицам. Многих останавливали и читали цитаты Мао. Женщинам отрезали косы и сбривали крашеные волосы, раздирали слишком узкую одежду, разламывали туфли и каблуки.

Давлению подверглись и владельцы лавок и магазинов, которых заставляли менять название. Во многих домах проходили обыски с целью доказать неблагонадежность хозяев. При этом хунвейбины часто занимались мародерством.

Большинство хунвейбинов были детьми из неблагополучных семей. Они с детства были приучены к жестокости и с радостью выполняли указания Мао и его сторонников.

Однако скоро в их среде произошло расслоение по признаку происхождения. Банды поделились на «красных» (выходцы из семей интеллигенции и партработников) и «черных» (дети из неблагополучных семей).

Вскоре они начали враждовать между собой.

Флаги. Источник: wikipedia.org

В конечном итоге Мао был вынужден применить армию против ставших неуправляемыми хунвейбинов. Они были признаны «некомпетентными» и «политически незрелыми». Банды вступали в борьбу с армией, за что им грозило полное уничтожение.

В сентябре 1967 года отряды и организации хунвейбинов были распущены.

Главари были отправлены на сельскохозяйственные работы в провинции (осенью 1967 года — около 1 млн человек, в 1970 году — 5,4 млн), некоторые были публично расстреляны.

Демонстрация. Источник: wikipedia.org

Еще одной кампанией, проводимой в рамках «культурной революции» в Китае, стало появление школ кадров 7 мая (название они получили от «Замечаний…» Мао Цзэдуна, сделанных 7 мая 1966 года, в которых и было заявлено о создании этих школ).

В 106 школах в 18 провинциях готовили 100 тыс. чиновников центрального правительства.

Система обучения заключалась в том, что треть рабочего времени отводилась для занятий физическим трудом, треть — теорией и треть — организацией производства, управлением и письменной работой.

Улица. Источник: wikipedia.org

Другая кампания заключалась в отправке студентов, рабочих и военных в села и называлась «Ввысь в горы, вниз в села». Фактически целью этой кампании было сослать неугодных подальше от центральной власти.

Репрессиям подверглись более 350 тыс. человек (две трети из них — монголы), обвиненных в подпольной враждебной деятельности.

Когда в связи с массовыми высылками в провинции Юньнань вспыхнули волнения национальных меньшинств, были казнены 14 тыс. человек

Последствия культурной революции

Итоги были еще более пугающими, чем последствия политики «большого скачка»: пострадали около 100 млн человек. Репрессиям подверглись около 5 млн членов партии. Они были заменены Мао на фанатичных последователей культа личности

Машина. Источник: wikipedia.org

Кроме того, «бунтарями» была уничтожена значительная часть культурного наследия китайского и других народов КНР: тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов, монастыри и храмы в Тибете.

Вандализм. (wikipedia.org)

Из решения ЦК КПК, 1981 год: «Культурная революция не была и не может быть революцией или социальным прогрессом в каком бы то ни было смысле. Она была смутой, вызванной сверху по вине руководителя и использованной контрреволюционными группировками, смутой, которая принесла серьезные бедствия партии, государству и всему многонациональному народу».

Источник: https://diletant.media/articles/25397227/

13. «Большой скачок» и «культурная революция» в Китае (1958- 1976)

20. Особенности режима власти Мао Цзэдуна. «Большой скачок». «Культурная революция».

Вопрос № 13. Политика«большого скачка» и «культурнаяреволюция»

Стремясьпоказать себя «большими марксистами»,чем лидеры СССР, китайское руководствопопыталось осуществить на прак­тикефорсированное развитие экономики и затри года построить в стране основыкоммунистического общества.

Вто­руюпятилетку предполагалось завершить заодин год, производ­ство продукциисельского хозяйства увеличить в 2,5 раза,а промышленной — в 6,5 раз за три года.

Генеральная линия получила названиеполитики «Tpexкрасных знамен»под лозунгом «три года упорного трудаи 10 тысяч лет счастья!».

  1. «Идея малой металлургии» — улучшение материально-технической базы. В рамках «большого скачка» в конце 1958 г. прошла так называ­емая «битва за сталь». Более 90 млн.

    человек, в абсолютном боль­шинстве не имевших до того времени никакого представления о ме­таллургии, по всей стране строили кустарным способом небольшие доменные печи. Таким образом, решалась поставленная руковод­ством задача — удвоение выплавки стали.

    Результатом же стало появление продукции очень низкого качества, на производство ко­торой израсходовали огромное количество каменного угля и же­лезной руды, а также домашней утвари.

26окт.1958 г. – воскресение стали. Более 700 тыс.человек вышли на улицы и стали выплавлятьсталь. В рез-те было получено 5134 т стали.

  1. «Стратегия людского моря» — выполнить все планы за счет большого количества людей.

  2. Создание народных коммун. С середины 1958 г., было создано 26 тыс. народных ком­мун», объединивших прежние сельхозкооперативы. 500т млн крестьян согнали в нар.ком.за 5 дней. («Все принадлежит гос-ву за исключением зубной щетки», «Гос-во – это большая семья»). Коммуна- первичная единица общества с целью тотального огосуд-я.

    Это были объе­динения высшего типа, в которых происходило почти полное обоб­ществление собственности крестьян, вплоть до домашней утвари. Там осуществлялось уравнивание произведенной продукции, вво­дилось бесплатное коллективное питание.

    Для коммун характерно: полное огосударствление, милитаризация быта, уравнительность в распределении и отмирание товарно-денежных отношений.

Большоезначение для осуществления своих идейМао придавал ликвидации по всей стране«четырехвредителей»:крыс, воробьев, мух и комаров (1958 г.). Врезультате к 1960 г. возник сильнейшийс/х кризис.

Стремясь в какой-то степени снять с себяответственность за происходившее, в1959 г.

Мао Цзэ­дун уступил постПредседателя КНР своему заместителюпо партии Лю Шаоци, к которому постепенноперешли реальные рычаги управ­ленияэкономикой.

Особеннотяжелый кризис поразил сельское хоз-во.Уже в 1959 г. Страна стала испытыватьголод. Трудовая активность лишенныхвсякой собственности крестьян снизилась,прежде бережно хранившиеся на годприпасы были быстро съедены коммунарамипри совместных трапезах. Производствобыло дезорганизовано. Критика экспериментасо стороны ряда парт.лидеров привела крепрессиям.

Происходила чистка в армии.Изменились в худшую сторону отношенияс СССР. Если в 1950-х гг. Пекину былипредоставлены долгосрочные кредиты нальготных условиях, в Китай были направленывысококвалифицированные сов.специалисты,распространялась помощь на все виды иэтапы строительства, то в 1960-х гг.

началиуглубляться идеологические разногласия,связанные с борьбой за лидерство вмеждународном ком-ом движении. Насталпериод свертывания экономическихнаучно-технических и культурных связей.Резкое сокращение помощи СССР и былопредоставлено как главная причинапровалов в экономике, вызванных на самомделе политикой «б.с.» и коммунизациидеревни. По некоторым данным, за годы«б.с.

» валовая стоимость продукциинар.хоз-ва КНР сократилась на треть,национальный доход – на четверть.

Сначала 60-х п. китайским руководствомбыли предприняты шаги по преодолениюотрицательных последствий большогоскачка. Начал вос­станавливатьсяпотенциал сельского хозяйства.

Основнойедини­цей в деревне стали производственныебригады, объединявшие кре­стьян напринципах самоокупаемости и совместноговладения землей. Им постепенно возвращалисьподсобные хозяйства и до­машняяутварь, обобществленные ранее.

Былиприложены ог­ромные усилия по реализациикитайской ядерной программы, увен­чавшейсяв 1964г.созданием собственной атомной бомбы.

«Культурнаяреволюция». Проходилав два этапа:

  1. 1966-1976 гг.

  2. 1969-1973 гг.

  3. 1973-1976 гг.

Вмае 1966 г. на заседании Политбюро ЦК КПКбыли сформулированы основные идеиукрепления власти Мао Цзэдуна (хотяреально революция началась в 1965 г.,формальная цель – создание пролетарскойкультуры). На нем были подвергнутыкритике и сняты со своих постов нескольковидных партийных деятелей.Создавалась группа по делам «культурнойрево­люции» при ЦК КПК.

Ее возглавилдавний сторонник Мао, его бывший личныйсекретарь ЧэньБода.Заместителями главы группы стали женаМао Цзэдуна Цзян Дин и секретарьШанхайс­кого горкома Чжан Чуньцяо.Советником был назначен Кан Шэн. Вскореона подменила собой высшие партийныеи государствен­ные органы и сосредоточилав своих руках реальную власть. Другойт.зр.

придерживались сторонникиширокомасштабной чистке в партии – ЛюШаоци и Дэн Сяопин.

Вконце мая в Пекинском университете былобразован первый отряд хунвейбинов(красных охранников) из числа радикальнона­строенных студентов. Несколькопозднее по всему Китаю среди молодыхмалоквалифицированных рабочих былиобразованы отряды цзаофаней(бунтарей). На ХI Пленуме ЦК Мао вывесилсобственное воззвание «Огоньпо штабам!».

Основнойудар критики пришелся на ПредседателяКНР Лю Шаоци и генсека ЦК КПК ДЭН Сяопина,которые были отстранены от дел. Находясьпод воздействием официальной пропаганды,хунвей­бины и цзаофани повелиожесточенную борьбу против культурно­гонаследия Китая.

Уничтожались книги,архитектурные памятни­ки, произведения«враждебной» живописи. В Пекине намногих языках народов мира огромнымитиража­ми был выпущен сборник цитатиз произведений Мао Цзэдуна. Его изучениеот­ныне становилось обязательным длякаждого гражданина КНР.

«Враги»направлялись для «перевоспитания» вспециальные ла­геря, где занималисьтяжелым физическим трудом и подвергались«перевоспитанию» .

23января было принято решение о вступленииармии в «к.р.» и военных, которымпредписывалась активная помощьреволюционерам. Наиболее серьезныйочаг сопротивления проводимому курсувозник в Ухане летом 1967 г. Туда былипереброшены ре­гулярные войска.

Увесне 1968 г. Была намечена полная заменапарткомов райкомами. При этом частьлидеров хун-ов и цз-ей, которые к томувремени у же «выполнили предназначенныеим функции», должны были уступить местоновым выдвиженцам, пр.

всего военным. Савгуста 1968 г. начинается организационнаяликвидация движе­ния хунвейбинов ицзаофаней в вузах и учреждениях. Миллионыего участников были выселены из городовв отдаленные сельско­хозяйственныерайоны.

Впериод 1967-1968 гг. промышленное производствосократи­лось на 15-20% по отношению к1966 г. В сельском хозяйстве так­женаблюдался спад. Замедлились темпыликвидации неграмотности, из-заприоста­новления работы вузовгосударство недополучило значительноеко­личество квалифицированныхспециалистов. Подвергались репрес­сиямогромное число научных и инженерно-техническихкадров.

На9-м съезде (весна 1969 г.) Линь Бяо сталофиц-м приемником Мао. 13 сентября 1971г. Линь Бяо погиб, разбившись на самолете.

После этого, оставшись один на один,«радикалы»(Цзян Цин, Линь Бяо) и «прагмати­ки»(премьер госсовета Чжоу Эньлай) продолжилисвое соперничество за влияние напрестарелого Мао Цзэдуна. Во внутр.политикел.

задачей объявлялись непрерывнаяреволюция, водготовка народ кВойне, ав области внешней политики провозглашалось,что КНР будет бороться как с США, так ис СССР.

В1969 г. Началась новая фаз «к.р.», сутькоторой заключалась в закрепленииитогов 1-го этапа и создании новогомеханизма управления, полного подчиненияинтересам правящей группы. 1969г. – «Моральный кодекс строительствакоммунизма».

ПолучениеЛиь Бяо статуса офиц. Преемника М.Ц.вызвало беспокойство, как радикалов,так и прагматиков. В рез-те Линь Бяо иего сторонники погибли. Радикалов теперьвозглавили Цзян Цин и Кан Шэн. Поинициативе радикалов развернуласьочередная идеологическая кампания«критикиЛинь Бяо и Конфуция».

В отличие от выступлений прагматиковза возврат системы материальногостимулирования, повышение производительноститруда и эффективности экономики в целом,радикалы продолжали руководствоватьсяидеями милитаризации всех сторон жизниобщества, уравнительного распределенияпроизведенной продукции. К 1973 г.

Формально«к.р.» не отменялась, но уже практическивсе инициаторы ее посчитали, что онасебя исчерпала. В 1973 г. – происходитчастичная реабилитация репрессированных,в частности в состав руководства вернулсяДэн Сяопин. Однако к 1976 г.

Радикаламудалось восстановить против него Мао,и тот отправляется в политическуюссылку.

В1975г. была принята новая Конституция КНР.В нейупраздня­лась должность Председателягосударства а формальные функции главыКНРпереходилик Постоян­ному комитету ВСНП. Расширяласьроль армии в жизни общества. Былилегализованы в качестве органов властина местах «ревкомы». 9сентября 1976 г. умирает Маои обостряется борьба за власть.

3

Источник: https://studfile.net/preview/6218653/

Uchebnik-free
Добавить комментарий