20. НЭП. Культура периода нэпа.

Художественная культура в годы нэпа

20. НЭП. Культура периода нэпа.

Противоречия экономики и политики, сложность общественных процессов периода нэпа нашли яркое отражение в произведениях литературы, искусства, архитектуры и театра.

Протест значительной части интеллигенции против Октябрьской революции, изгнание многих деятелей культуры, отсутствие материальных средств: красок, полотна, мрамора, бумаги не остановили развитие искусства, толчок которому был дан в начале века.

Различия в творческих позициях деятелей культуры нашли свое выражение в создании многочисленных групп и объединений, принадлежавших разным направлениям.Одна из влиятельных литературных групп «Серапионовы братья» (1921) объединяла преимущественно прозаиков (К. Федин, Вс. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин и др.).

Их привлекали поиски такой художественной формы, которая смогла бы наиболее эффективно выразить содержание послереволюционного времени, эксперименты в области языка и стиля. Четкой эстетической платформы они не имели. Литературная группа «Перевал» (1923) была создана при журнале «Красная новь». В нее входили писатели М. Пришвин, В. Катаев, Арт. Веселый, А. Караваева, А. Малышкин, П.

Павленко. Теоретиком группы был А. Воронский. Члены группы выступали за сохранение преемственности с традициями русской и мировой литературы, против рационализма и конструктивизма.В начале 20-х гг. из Пролеткульта выделилась группа писателей, создавших объединение «Кузница» (В. Казин, Н. Полетаев, Ф. Гладков). В 1923 г. возникла Московская ассоциация пролетарских писателей, а с 1924 г.

— Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) — наиболее массовое литературное объединение 20-х гг. В его составе числилось множество кружков и местных объединений. Деятельность РАПП носила открыто классовый, пролетарский характер, на страницах его печатных органов («На посту», «На литературном посту») велась кампания против непролетарских писателей, к которым относили М.

Горького, В. Маяковского, С. Есенина, А. Толстого, Л. Леонова и других, называя их «попутчиками». Рапповцы претендовали на монополию в области литературного творчества, вели грубую полемику, насаждали идеологию в литературе.Представители «Литературного центра конструктивистов» (И. Сельвинский, В. Инбер, Н.

Адуев) называли себя выразителями «умонастроений нашей переходной эпохи», проповедовали «советское западничество», ориентацию на американизированную технократию. В области поэзии упор делался на «математизацию» и «геометризацию» стиля. В другую литературную группу «Левый фронт искусств» (ЛЕФ, 1922) входили поэты В. Маяковский, Н. Асеев, В. Каменский, С. Третьяков, С.

Кирсанов, строившие свою эстетику с учетом пролеткультовских, футуристических теорий, концепции «литературы факта», отрицавшей художественный вымысел, психологизм. Некоторые видные писатели и поэты не принадлежали ни к каким группам и объединениям.В начале 20-х гг.

в литературе лидировала поэзия, ввиду отсутствия бумаги распространилась форма «устной» поэзии (литературные вечера, концерты, диспуты). В 1921-1923 гг. появляются новые повести и романы крупных мастеров дореволюционной реалистической прозы: В. Короленко «История моего современника» (1921), А. Толстого «Хождение по мукам» (1921), В. Вересаева «В тупике» (1922), С.

Сергеева-Ценского «Преображение» (1923). На фоне революционной эпохи широкое распространение получили произведения символистского и формалистического направлений (А. Белый, Е. Замятин, А. Ремизов). Они продолжали работать в свойственной им манере, в соответствии со своими творческими принципами, оказывали сильное воздействие на молодых писателей.

Проблема героя на некоторое время была оттеснена на второй план проблемой сюжета, формы и стиля. Многие писатели поэтому искали не столько героя времени, сколько приемы и способы «творческой хватки» самого времени: Б. Пильняк «Голый год» (1920), Э. Эренбург «Хулио Хуренито» (1921), Д. Трест «Тридцать трубок» (1923), В. Лидин «Мышиные будни» (1922), Ф. Гладков «Огненный конь» (1923).

Во всех этих произведениях повествование отличалось разорванностью, фрагментарностью, отсутствовали главные герои, быстро, бегло, ярко чередовались различные картины.В 1922-1923 гг. в прозе наметился поворот в сторону большей конкретизации и индивидуализации образов, раскрытия сторон быта. Стали появляться книги интимного, детективно-авантюрного содержания.

Появилась и социальная проза, концентрировавшаяся на морально-этических конфликтах, связанных с процессами общественных изменений, развитием нэпа: А. Тарасов-Родионов «Шоколад» (1922), Ю. Либединский «Неделя» (1922). Первой попыткой создать эпическое произведение о революционной эпохе, опирающееся на сюжетно слаженную историю отдельной человеческой судьбы, стал роман Вс.

Иванова «Голубые пески» (1923). К середине 20-х гг. жанр романа вновь стал лидирующим в литературе: М. Горький «Дело Артамоновых» (1925), А. Серафимович «Железный поток» (1924), Дм. Фурманов «Чапаев» (1923), Л. Леонов «Барсуки» (1924), К. Федин «Мятеж» (1925), А. Фадеев «Разгром» (1926), М. Булгаков «Белая гвардия» (1925), Ф. Гладков «Цемент» (1925) и др.

Наконец, широкое распространение в первой половине 20-х гг. получили сатирические романы, построенные на авантюрно-приключенческих, социально-утопических сюжетах: В. Катаев «Остров Эрендорф» (1924), «Растратчики» (1926), Б. Лавренев «Крушение республики Итль» (1925), А. Толстой «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924),. А. Платонов «Город Градов» (1927), рассказы М. Зощенко.

Особое значение для развития литературы и искусства 20-х гг. имела резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925), положившая начало идеологизации литературы и искусства, закреплению партийного диктата в художественном творчестве.

Несмотря на то что в ней формально осуждались действия РАПП, призывалось к свободному соревнованию группировок и течений, одновременно ставилась задача обеспечить переход писателей-«попутчиков» на сторону коммунистической идеологии, бороться с проявлениями буржуазной идеологии в литературе за создание произведений, рассчитанных на массового читателя.

Развитие изобразительного искусства также характеризовалось существованием и борьбой большого числа группировок и направлений.

Ассоциация художников революции (АХР, 1922) была самой массовой художественной организацией, ставившей своей целью развитие передвижнических традиций в духе «художественного документализма» и «героического реализма», имевшая большой успех у массового зрителя в силу демократизма сюжетов и традиционности выразительных средств. Члены АХР создали немало прекрасных картин (работы И. Бродского, С.

Малютина, Н. Касаткина, В. Мешкова, Г. Рижского, Е. Чепцова, К. Юбна). АХР, как и РАПП, претендовала на монополию в искусстве и к концу 20-х гг. благодаря поддержке властей стала практически полностью руководить художественной жизнью.

Другое значительное объединение «Общество художников-станковистов» (ОСТ, 1925), организованное выпускниками ВХУТЕМАСа, стремилось к эстетическому осмыслению современности, созданию картин, современных не только по своему содержанию, но и по изобразительным средствам (работы А. Дейнеки, Д. Штеренберга, А. Лабаса, Ю. Пименова, П. Вильямса, А. Гончарова, А. Тышлера и др.).

Общество художников «4 искусство» (1924) сложилось из числа бывших членов объединений «Голубая роза», «Мир искусства». Безупречная профессиональная культура, артистизм, верность традиции и одновременно смелые поиски характеризовали членов группы (работы П. Кузнецова, В. Фаворского, К. Петрова-Водкина, М. Сарьяна, А. Карева, Е. Бебутова, А. Остроумова-Лебедева, В. Мухиной, А. Щусева и др.).

В 1927 г. возникло из числа бывших участников группы «Бубновый валет» «Общество московских живописцев», сохранившее приверженность «русскому сезаннизму» (работы Р. Фалька, И. Машкова, А. Лентулова, И. Грабаря). Самостоятельное место в русском авангарде занимал П. Филонов, вокруг которого в 20-х гг. образовалась особая школа (Н. Евграфов, С. Закликовская, П. Кондратьев, Т. Глебова, И.

Суворов и др.), а в 1927 г. был официально утвержден коллектив «Мастера аналитического искусства».Плодотворно работал также основатель супрематизма К. Малевич, ставший в 1924 г. директором Государственного института художественной культуры в Ленинграде. Институт художественной культуры в Москве находился под значительным влиянием идей В. Кандинского.

Эти два объединения сближали поиски совершенной пластической формы, отвечающей возвышенной духовной идее, стремление теоретически осмыслить художественную практику, постичь ее законы и логику. В обоих институтах велась большая теоретическая работа как художниками, так и искусствоведами.

В архитектуре период 20-х гг. характеризовался интенсивными поисками новых стилей, новаторских форм. Разрабатывались проекты различного типа зданий (жилые дома, дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны) и новые архитектурные формы. Широкое развитие получил архитектурный конструктивизм, основывающийся на так называемом производственном искусстве. В 1925 г. конструктивисты объединились в «Общество современных архитекторов» (ОСА), издавали журнал «Современная архитектура» во главе с братьями А. и В. Весниными и М. Гинзбургом. Наибольшую известность получили конкурсные проекты братьев Весниных: Дворец труда в Москве (1923), Дом акционерного общества «Аркос» (1924), здание газеты «Ленинградская правда» (1924), построенное здание Дворца культуры им. Лихачева, жилой дом на Новинском бульваре в Москве (1928-1930), проекты М. Гинзбурга и Ф. Милиниса. Наряду с этим существовало еще одно влиятельное направление — «рационалисты», которые особое значение придавали поискам выразительной архитектурной формы. В 1923 г. была создана Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА), лидером и теоретиком которой был Н. Ладовский, а известным архитектором-практиком — К. Мельников (павильон СССР на международной выставке декоративного искусства в Париже, 1925 г.; клуб им. Русакова в Москве, 1927 г.).

В начале 20-х гг. продолжалась установка памятников, создаваемых в связи с планом монументальной пропаганды. Продолжалась разработка проектов генерального плана реконструкции Москвы (под руководством А. В. Щусева и И. В. Жолтовского), Ленинграда (под руководством И. А. Фомина).

На сценах многих известных театров (МХАТ, Малый театр) наряду с классикой в 20-е гг. ставились пьесы новых драматургов на революционные темы. На развитие театра этого времени огромное воздействие оказала деятельность целой плеяды талантливых режиссеров: К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Э.

Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова, А. Я. Таирова, А. Д. Попова, К. А. Марджанишвили, Г. П. Юра. На театральных сценах с огромным успехом продолжали выступать актеры старшего, дореволюционного поколения — М. Н. Ермолова, А. И. Южин, А. А. Остужев, Е. Д. Турчанинова, А. А. Яблочкина (Малый театр), И. М. Москвин, В. И.

Качалов, Л. М. Леонидов, М. П. Лилина, О. Л. Книппер-Чехова (МХАТ) и др. Одновременно вливалось и молодое поколение талантливых актеров — Н. П. Хмелев, А. К. Тарасова, Н. П. Баталов, М. М. Яншин, Б. В. Щукин, Е. Н. Гоголева и др. Создавалось также множество новых театров и театральных студий, передвижных театров.

Появились первые в мире детские театры.

Источник: https://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/social-sciences/history/istoriya-rossii/kultura-rossii/kultura-sovetskoj-rossii-v-godyi-grazhdanskoj-vojnyi-i-nepa/xudozhestvennaya-kultura-v-godyi-nepa/

Нэп марта 1921 — 1929

20. НЭП. Культура периода нэпа.

После семи лет Первой мировой и гражданской войны положение страны было катастрофическим. Она потеряла более четверти своего национального богатства. Не хватало самых необходимых продуктов питания.

По некоторым данным, людские потери с начала Первой мировой войны от боевых действий, голо­да и болезней, «красного» и «белого» террора составили 19 миллионов человек. Эмигрировали из страны около 2 миллионов человек, причем среди них – почти все представители политической и финан­сово-промышленной элиты дореволюционной России.

До осени 1918 года огромные поставки сырья и продовольствия осуществлялись, согласно условиям мира, в Германию и Австро-Венгрию. Отступая из России, интервенты вывезли с собой пушнины, шерсти, леса, нефти, марганца, зерна, промышленного оборудования на многие миллионы золотых рублей.

Недовольство политикой «военного коммунизма» все ярче проявлялась в деревне. В 1920 году развернулось одно из самых массовых крестьянских повстанческих движений под руководством Антонова – «антоновщина».

Недовольство политикой большевиков распространилось и в армии. С оружием в руках поднялся Кронштадт – крупнейшая военно-морская база Балтийского флота, «ключ к Петрограду». Большевики приняли экстренные и жестокие меры для ликвидации кронштадтского мятежа.

В Петрограде было введено осадное положение. Кронштадтцам был направлен ультиматум, в котором тому, кто готов был сдаться, обещали сохранить жизнь. К стенам крепости были направлены армейские подразделения.

Однако предпринятое 8 марта наступление на Кронштадт окончилось неудачей. В ночь с 16 на 17 марта по уже тонкому льду Финского залива на штурм крепости двинулась 7-я армия (45 тысяч человек) под командованием М.Н. Тухачевского.

В наступлении принимали участие и делегаты Х съезда РКП(б), направленные из Москвы. К утру 18 марта выступление в Кронштадте было подавлено.

На все эти вызовы советская власть ответила НЭПом. Это был неожиданный и сильный ход.

История.РФ: НЭП, инфографический ролик 

СКОЛЬКО ЛЕТ ЛЕНИН ДАВАЛ НЭПУ

Выражение «Всерьез и надолго». Из выступления советского наркома земледелия Валериана Валериановича Осинского (псевдоним В. В. Оболенского, 1887-1938) на X конференции РКП(б) 26 мая 1921 г. Так он определил перспективы новой экономической политики — нэпа.

Слова и позиция  В.  В. Осинского известны только по отзывам В. И. Ленина, который в своем заключительном слове (27 мая 1921 г.) сказал: «Осинский дал, три вывода. Первый вывод — «всерьез и надолго». А также; «всерьез и надолго — 25 лет». Я не такой пессимист».

Позднее, выступая с докладом «О внутренней и внешней политике республики» на IX Всероссийском съезде Советов, В. И. Ленин сказал о нэпе (23 декабря 1921 г.): «Эту политику мы проводим всерьез и надолго, но, конечно, как правильно уже замечено, не навсегда».

Употребляется обычно в прямом смысле — основательно, фундаментально, прочно.

В. Серов. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений

О ЗАМЕНЕ ПРОДРАЗВЕРСТКИ

Декрет ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом», принятий на основе решения Х съезда РКП(б) «О замене разверстки натуральным налогом» (март 1921 г.), положил начало переходу к новой экономической политике.

1.

Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения.

Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.

3. Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.

4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.

Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйств в целом, получают льготы по выполнению натурального налога. (…)

7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Круговая ответственность отменяется.

Для контроля за применением и выполнением налога образуются организации местных крестьян по группам плательщиков разных размеров налога.

8.

Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.

9. Тем земледельцам, которые остающиеся у них после выполнения налога излишки пожелают сдать государству, в обмен на эти добровольно сдаваемые излишки должны быть предоставлены предметы широкого потребления и сельскохозяйственного инвентаря.

Для этого создается государственный постоянный запас сельскохозяйственного инвентаря и предметов широкого потребления как из продуктов внутреннего производства, так и из продуктов, закупленных за границей.

Для последней цели выделяется часть государственного золотого фонда и часть заготовленного сырья.

10. Снабжение беднейшего сельского населения производится в государственном порядке по особым правилам. (…)

21 марта, 1921 г.

Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Сб. документов. М.. 1957. Т. 1

ОГРАНИЧЕННАЯ СВОБОДА

Переход от «военного коммунизма» к НЭПу был провозглашен Х съездом Российской коммунистической партии 8‑16 марта 1921 г.

В сельскохозяйственной сфере продразверстка была заменена более низким продналогом. В 1923‑1924 гг. было разрешено вносить продналог продуктами и деньгами. Была разрешена частная торговля излишками.

Легализация рыночных отношений влекла за собой перестройку всего хозяйственного механизма. Был облегчен найм рабочей силы в деревне, разрешена аренда земли. Однако налоговая политика (чем больше хозяйство, тем выше налог) приводило к дроблению хозяйств.

Кулаки и середняки, разделяя хозяйства, пытались избавиться от высоких налогов.

Была проведена денационализация мелкой и средней промышленности (передача предприятий из государственной собственности в частную аренду). Допускалась ограниченная свобода частного капитала в промышленности, торговле. Разрешалось использовать наемный труд, появилась возможность создания частных предприятий.

Наиболее крупные и технически развитые фабрики и заводы объединились в государственные тресты, работавшие на хозрасчете и самоокупаемости («Химуголь», «Государственный трест машиностроительных заводов» и др.). На государственном снабжении первоначально остались металлургия, топливно‑энергетический комплекс, частично транспорт.

Развивалась кооперация: потребительская сельскохозяйственная, культурно‑промысловая.

Уравнительная оплата труда, характерная для времен Гражданской войны, заменялась новой поощрительной тарифной политикой, учитывающей квалификацию рабочих, качество и количество производимых продуктов.

Была отменена карточная система распределения продовольствия и товаров. «Пайковая» система заменена денежной формой зарплаты. Отменена всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации.

Восстановились крупные ярмарки: Нижегородская, Бакинская, Ирбитская, Киевская и др. Открывались торговые биржи.

В 1921‑1924 гг. была проведена финансовая реформа.

Создана банковская система: Государственный банк, сеть кооперативных банков, Торгово‑промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть местных коммунальных банков я др.

Введены прямые и косвенные налоги (промысловый, подоходный, сельскохозяйственный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги), а также плата за услуги (транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.).

В 1921 г. началась денежная реформа. В конце 1922 г. в обращение была выпущена устойчивая валюта – советский червонец, применявшийся для краткосрочного кредитования в промышленности и торговле. Червонец обеспечивался золотом и другими легко реализуемыми ценностями и товарами.

Один червонец приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям, а на мировом рынке он стоил около 6 долларов. Для покрытия бюджетного дефицита продолжался выпуск старой валюты ‑ обесценивавшихся советских знаков, вскоре вытесненных червонцем. В 1924 г. вместо совзнаков были выпущены медные и серебряные монеты и казначейские билеты.

В ходе реформы удалось ликвидировать бюджетный дефицит.

НЭП привел к быстрому оживлению экономики. Появившаяся у крестьян экономическая заинтересованность в производстве сельскохозяйственной продукции позволила быстро насытить рынок продовольствием и преодолеть последствия голодных лет «военного коммунизма».

Однако уже на раннем этапе НЭПа признание роли рынка сочеталось с мерами по его упразднению. Большинство руководителей коммунистической партии отнеслось к НЭПу как к «неизбежному злу», опасаясь, что он приведет к реставрации капитализма.

Охваченные боязнью НЭПа, партийно-государственные верхи принимали меры по его дискредитации. Официальная пропаганда всячески третировала частника, в общественном сознании формировался образ «нэпмана» как эксплуататора, классового врага. С середины 1920‑х гг. меры по сдерживанию развития НЭПа сменились курсом на его свертывание.

Историческая справка РИА Новости

НЭПМАНЫ

Так каким же он был, нэпман 20-х годов? Эта социальная группа формировалась за счет бывших служащих торговых и промышленных частных предприятий, мельников, приказчиков — людей, имевших определенные навыки коммерческой деятельности, а также служащих государственных контор разного уровня, совмещавших вначале свою официальную службу с нелегальной коммерческой деятельностью. Ряды нэпманов также пополняли домашние хозяйки, демобилизованные красноармейцы, оказавшиеся на улице после закрытия промышленных предприятий рабочие, «сокращенные» служащие.

По своему политическому, социальному и экономическому положению представители этого слоя резко отличались от прочего населения.

Согласно действовавшему в 20-е годы законодательству, они лишались избирательных прав, возможности учить своих детей в одних школах с детьми других социальных групп населения, не могли легально выпускать свои газеты или вести пропаганду своих взглядов каким-либо иным способом, не призывались на службу в армии, не были членами профсоюзов и не занимали должности в государственном аппарате…

Группа предпринимателей, использовавших наемный труд как в Сибири, так и в СССР в целом, была крайне немногочисленной — 0,7 процента от общей численности городского населения(1). Их доходы были в десятки раз выше, чем у рядовых граждан…

Предпринимателей 20-х годов отличала удивительная мобильность. М. Шагинян писала: «Нэпманы разъезжают. Они магнетизируют собой огромные русские пространства, избывая их с курьерской скоростью, то на крайний юг (Закавказье), то на крайний север (Мурманск, Енисейск), часто взад и вперед без передышки»(2).

По уровню культуры и образованности социальная группа «новых» предпринимателей мало отличалась от остального населения и включала в себя самые разнообразные типы и характеры.

Большинство составляли «нэпманы-демократы», по описанию одного из авторов 20-х годов, «юркие, жадные, крепколобые и крепкоголовые парни», которым «воздух базара был полезнее и прибыльней атмосферы кафе».

В случае удачной сделки «базарный нэпман» «радостно хрюкает», а когда сделка срывается, «с его уст несется сочное, крепкое, как он сам, русское «словцо». Здесь «мать» звучит в воздухе часто и непринужденно».

«Нэпманы благовоспитанные, — по описанию того же автора, — в американских котелках и штиблетах с перламутровыми пуговками совершали те же миллиардные сделки в полумраке кафе, где тонкий разговор велся на тонкой деликатности».

Е. Демчик. «Новые русские», годы 20-е. Родина. 2000, №5

Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/nep

Uchebnik-free
Добавить комментарий