20. Наследственное право по законам Ману.

Наследственное право по законам Ману

20. Наследственное право по законам Ману.

Общая характеристика Законов Ману.

1. В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам — сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием.

Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н.э.

2. Объем — 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите — шлока). Полное название — Manavadharmasastra (sastra — откровение; dharma — разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.).

Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества.

Законы Ману — это памятник сакрального права.

3. Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

4. На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).

5. В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

6. Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора — поручительство и залог или заклад.

Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества.

Найм — рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

7. В семейных отношениях(гл.9) — подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

Социальная структура общества по Законам Ману.

В основе соц. деления Древней Индии лежала varnasrama — кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.

Различались следующие касты-варны:

Брахманы— священнослужители, жрецы, властью которых осуществлялись определенные религиозные ритуалы, церемонии, песнопения.

Кшатрии— войны, данная каста образовалась в результате военных походов армии в Северную Индию.

Вайшии – землевладельцы, ремесленники, которые обособились, считая, что кшатрии, будучи захватчиками, имеют полное право на приобретенное богатство, в том числе и пленных, ставшими рабами; уплачивая налог – бали на содержание высших каст;

Шудры – рабы, среди них завоеванные аборигены и обедневшие арийцы, отрабатывающие долги; им не разрешалось принимать участие в жертвоприношениях богам, ритуалах – «самскарах». (Законы Ману X, 32).

Грубейшей ошибкой является смешение понятий “варна” и “каста”. Этимологически слово “варна” — это обозначение цвета кожи. Существовало 3 варны. Представители всех трех варн назывались “дваждырожденными” — т.е.

к ним применялся обряд “второго рождения” — инициации. Члены этих варн, очевидно, являлись потомками индоевропейцев, ранее поработивших Индостан вместе с туземным населением.

Со временем деление по цвету кожи утратило свое значение в связи со смешением чистых арийцев и местных жителей.

Примерно со 2-го века до Р.Х. и позже распространилось кастовое деление. “Jaty” (в переводе — “качество”) — деление общества на узкие профессии. Количество каст не подлежит твердому исчислению, т.к. слово “каста” по большому счету просто означало профессию.

Основным критерием, лежавшем в основе кастовой системы было знание Вед.

Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие наступало в 16 лет.

Кшатрии изучали веды с 11 лет, совершеннолетие — с 22 лет.

Вайшия изучали веды с 12 лет, совершеннолетие — с 24 лет.

У женщин совершеннолетие наступало с момента окончательного полового созревания — с приобретением способности к деторождению. Законы Ману устанавливали также и верхнюю границу дееспособности (70 лет).

Вторым критерием принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот критерий бы подчинен первому.

Брахманы должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению Вед, затем 5 лет служению гиру и оставшуюся часть жизни можно было посвятить самому себе.

Согласно ведам, основными занятиями брахмана были:

1. молиться

2. изучать веды

3. получать подарки.

Кроме варн было другое, более точное деление, учитывавшее положение человека в зависимости от родителей, т.к. со временем появилось много детей от смешанных браков. Например, муж — брахман, жена — вайшия и т. д. Всего таких групп было 24.

Также необходимо заметить , что юр. положение шудры правом не регулировалось, тогда как юр. положение раба вполне четко определено. Раб, как и в римском праве — вещь, говорящее орудие. Неприкасаемые не были отдельной варной, они вообще находились вне варновой системы.

Неприкасаемым было запрещено селиться в местах обитания “дваждырожденных”, проходить через поселок арийцев они могли только ночью. Хранить пищу разрешалось только в разбитой посуде, одеваться — только в лохмотья. По своему юридическому статусу они были приравнены к собакам.

Правовое регулирование имущественных отношений в Законах Ману.

Обязательственное право по законам Ману

В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др., а также общие положения о договоре:

–договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться

–предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия недействительно.

–если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка).

Виды договоров:

ДОГОВОР ЗАЙМА. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником.

Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила.

Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.

ДОГОВОР ЛИЧНОГО НАЙМА. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.

Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание.

КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиб. предосудительной и влекла за собой изгнание из касты. (XI, 60, 62). (VIII, 222).

Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.

Наследственное право по законам Ману

Законы Ману — наиболее древний образец наследственного права.

В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старщий брат, а остальные братья жили при нем, как при отце.

Женщина могла наследовать наравне с мужчинами.(Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.

Источник: https://stydopedia.ru/4x29f0.html

Вещное право по законам Ману

  Законысвидетельствуют о глубоком имущественномрасслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных ипатриархальных отношений в индийскомобществе,  получила значительноеразвитие частная собственность.

Объектамичастной собственности были: рабы, скот,зерно, домашний инвентарь.

Частнаясобственность  на землю не получилараспространение в Древней Индии, нозаконы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общинеи появлении индивидуальных земельныхвладений.

  В8 главе говорится о межевых спорах междуразличными деревнями, а также о спорах между отдельными крестьянами.

  Вгл.10, ст.115 перечисляются семь законныхспособов приобретения  имущества:

наследование,получение в качестве дара или находки,покупка, завоевание, ростовщичество,исполнение работы, получение приношений.Если первые три способа  были доступныдля всех каст, то четвертый только длякшатриев, пятый и шестой для вайшьев, аседьмой  рассматривался как исключительная привилегия  брахманов. 

  Собственник,обнаруживший свою пропавшую вещь идоказавший свое право  собственностимог  истребовать ее от любого владельца.Но если собственник вещи не требовалее от добросовестного владельца втечении 10 лет, то он лишался  права получить эту вещь обратно. Суровоенаказание за: незаконное присвоениечужого имущества, воровство, уничтожениеили повреждение.

Десятыйвопрос.1.

ИсторияДревнего Китая делитсяна четыре периода, каждый из которыхсвязан с правлением определеннойдинастии. Первый период— Шан (Инь) —продолжался с XVIII в. до XII в. до н. э.; второйпериод—Чжоу — с XII в.

до 221 г. до н. э.;третий— царство Цинь — с 221 до 207 г. дон. э.; четвертый — царство Хань — с 206 г.до н. э. до 220 г. н. э. Четвертый периодхарактеризуется перерастаниемрабовладельческого государства вфеодальное.

Согласнокитайским преданиям возникновениегосударства в Древнем Китае связано спокорением в XVIII в. до н. э. племени сяплеменем шан. Стоявший в то время воглаве племени шан Чэн Тан основалдинастию, получившую название Шан.

Этоназвание затем было принято в качественазвания правящей династии государства.В более позднее время, после падениядинастии Шан, ее, а также государство вцелом стали обозначать иероглифом«инь». Поэтому первый период в историиДревнего Китая имеет два названия —Шан и Инь.

Чэн Тан стал первым китайскимцарем (ваном).

Такимобразом, особенность образованиягосударства в Китае заключается в том,что процесс перехода от первобытнообщинногостроя к классовому обществу былактивизирован покорением одного народадругим.

Органы первобытнообщинногостроя не были приспособлены для управлениязавоеванным народом. С этой целью былсоздан специальный государственныйаппарат.

В этот период завершилсяначавшийся в эпоху, предшествующуюИньскому царству, переворот в социальныхотношениях.

Общественныйстрой. Иньское общество и государствобыли рабовладельческими. Господствующийкласс складывался из иньской светскойаристократии, жреческой знати иаристократии подчиненных племен.

Взависимости от близости к царю и отзанимаемой должности светской аристократииприсваивались титулы, дававшиеопределенные привилегии. Социальноеположение определялось также земельнымивладениями и наличием рабов.

Рабамимогли владеть как частные лица, так игосударство. Источниками рабстваявлялись: захват пленных на войне,продажа в рабство за долги, обращениев рабство за некоторые преступления,получение рабов от подчиненных племенв качестве дани. Рабы находились наположении скота. Они не могли иметь нисемьи, ни имущества.

Значительнуючасть населения составляли свободныеобщинники. Община играла большую рольв общественных отношениях иньскоговремени. Общинное землепользованиебыло организовано по системе «колодезныхполей». Все земли делились на двекатегории: общественное поле и частныеполя.

Общественное поле обрабатывалосьсовместно всей общиной, весь урожайпоступал старосте общины и в конечномитоге посылался царю. Частные полянаходились в индивидуальном пользованиисемьи. Урожай с этих полей шел напрокормление свободных общинников.Частные поля, однако, не являлисьсобственностью их. держателей.

Землярассматривалась как государственнаясобственность и находилась в распоряжениицарей. В частной собственности в данныйпериод были рабы, дома, орудия труда.

Государственныйстрой. Государственный строй на раннемэтапе сохраняет пережитки родоплеменнойвоенной демократии. В дальнейшемнаблюдается монополизация царем всейполноты власти. Старейшины шан-инь изплеменных вождей превратились вединоличных правителей. Среди подданныхукреплялось представление о них как о«сыновьях Неба», получивших власть поволе божественных сил.

Царьбыл первым и самым крупным рабовладельцем,верховным военным вождем, высшим судьейи первосвященником. Религия представлялав глазах народных масс его божественноепроисхождение. Царь возглавлялгосударственный аппарат, на высшиедолжности в котором назначал своихблизких родственников. Более низкиедолжности занимали профессиональныечиновники: писцы, сборщики налогов,судьи и т. п.

Должностныелица подразделялись на три основныекатегории: высшие гражданские чиновники;военные чиновники; всевозможныесоветники, прорицатели. Существовалитакие неотъемлемые атрибуты государства,как армия и тюрьмы.

ВXII в. до н. э. государство Шан (Инь)переживает агонию, вызванную обострениемвнутренних противоречий. В то же времяукрепляет свои силы и расширяет владенияплемя чжоу, находившееся под властьюиньских ванов.

Под руководством чжоуобъединяется ряд племен для борьбыпротив Иньского государства. В 1076 г. дон. э. племена чжоу нанесли поражениеиньской армии. Государство Шан пало.

Насмену ему пришло царство, основанноеплеменем чжоу, по имени которогоназывается новый большой период вистории Древнего Китая.

Источник: https://studfile.net/preview/6264076/page:12/

Uchebnik-free
Добавить комментарий