20. Нарушения слухового гнозиса.

Содержание
  1. Слуховой гнозис и его диагностика на уровне слов (home.children.logoprog) : Рассылка
  2. Слуховой гнозис и его мозговая организация
  3.  
  4. Нейропсихологическое обследование слухового гнозиса на уровне слов
  5. И напоследок о полезных логопедических сайтах, появляющихся в Интернете:
  6. Основы клинической психологии
  7. Слуховое восприятие
  8. Виды слуховых агнозий
  9. Собственно слуховая агнозия
  10. Аритмия
  11. Амузия
  12. Нарушение интонационной стороны речи
  13. Речевая акустическая агнозия
  14. Диагностика слуховых агнозий
  15. Диагностика собственно слуховой агнозии
  16. Диагностика аритмии
  17. Диагностика амузии
  18. Диагностика нарушений интонационной стороны речи
  19. Диагностика речевой акустической агнозии
  20. Тест 5
  21. Нарушения слухового гнозиса у детей с особенностями развития и его диагностика — Мама Света
  22. Как проявляется нарушение слухового гнозиса у детей, диагностика
  23. Гностические слуховые расстройства
  24. Диагностика гностических расстройств слуха
  25. Как правильно оценить результаты диагностики слухового гнозиса  у детей

Слуховой гнозис и его диагностика на уровне слов (home.children.logoprog) : Рассылка

20. Нарушения слухового гнозиса.

 В сегодняшнем выпуске рассылки:

1. Слуховой гнозис и его мозговая организация.2. Нейропсихологическое обследование слухового гнозиса на уровне слов.

3. Полезные логопедические сайты.

Слуховой гнозис и его мозговая организация

Слуховой гнозис характеризуется необходимостью восприятия последовательности стимулов, реализующихся во времени. Такое восприятие обозначается как сукцессивное.

Следовательно, слуховые сигналы требуют сукцессивного анализа и синтеза последовательно поступающих акустических раздражителей. Это отличает его от тактильного и зрительного гнозиса, организованных не во времени, а в пространстве Пространственные стимулы воспринимаются не последовательно (сукцессивно), а одномоментно. Одномоментное восприятие обозначается как симультанное.

В силу сукцессивности овладение слуховым гнозисом требует умения раздельного (дискретного) «отслеживания» элементов ряда.

Восприятие какого-либо из фрагментов слуховой информации не обеспечивает ее понимания в целом.

В связи с этим важно, чтобы в ранний период онтогенеза ребенок приобрел способность прослеживать различные следующие друг за другом цепочки слуховых стимулов, например, мелодий, слов.

Единый слуховой анализатор включает две функциональные системы:

а) восприятие речевых звуков;

б) восприятие неречевых звуков.

Важно учитывать, что слуховое восприятие, как и другие высшие формы гнозиса, является активным процессом, включающим в свой состав и моторные компоненты (имитация и пропевание — для освоения неречевых шумов и развития музыкального слуха; проговаривание — для развития речевого слуха).

Наиболее важное для человека речевое слуховое восприятие организовано в фонематическую систему, формируемую в системе данного языка. Фонема (единица речевого акустического восприятия) является основной смыслоразличительной единицей речи.

Слуховой гнозис делится на речевой (вербальный) и неречевой (невербальный). Корковыми концами слухового анализатора являются различные по иерархии области височных долей мозга: 41, 42 поля — первичные проекционные зоны. Зонами слухового гнозиса являются 22-е поля обоих полушарий.

Левая височная доля, являясь речевой, осуществляет сложные ерации восприятия речи за счет способности к декодированию . нематического состава слова. Правая височная доля отвечает за неречевые звуки, включая музыкальные.

На это указывали Е.П. Кок и Д. Кимура. В частности, правый висок, по их данным, является ведущим в расшифровке сходной с музыкальной просодической (интонационной) стороны высказывания, а именно, общих звучаний слов (абрисов).

Патология, возникающая во вторичных зонах левой височной доли (22-е поле), вызывает нарушения прежде всего импрессивной стороны речи, т.е приводит к трудностям понимания речи. В силу тесных связей с речедвигательными зонами, при речевой слуховой агнозии системно страдает и экспрессивная речь.

 

Весенний период в детских садах — время массового логопедического   обследования. По его результатам ребятам будут рекомендованы те или иные занятия по развитию речи (зачисление в логопедическую группу либо на логопункт).

Поэтому давайте подробнее остановимся на методиках обследования речевой функции.

Если ребёнок совсем не говорит, то необходимо начинать обследование имперссивной речи с выяснения, узнаёт ли ребёнок природные и предметные шумы, знакомые мелодии, а также узнаёт ли звукоподражания.

Подробнее об этих методиках смотрите в учебнике Т.Г. Визель «Основы нейропсихологии»  

Сегодня же мы познакомимся с нейропсихологической методикой обследования речевого слухового гнозиса на уровне слов.

Нейропсихологическое обследование слухового гнозиса на уровне слов

Предлагается прослушать пары слов с неоппозиционными фонемами (Неоппозиционные — отличающиеся от других фонем более чем одним акустико-артикуляционным признаком)  и показать обозначаемые ими предметы (реальные или на картинках): «ПАПА-МАМА»; «РАК-МАК»; «ДАР-ШАР»; «НОГА-РОГА» и др.

Можно воспользоваться картинками, названия которых звучат похоже.

Диагностическое значение теста.

Несформированность данной функции препятствует дифференцированию слухового восприятия на смысловое (фонематическое) и собственно акустическое (фонетическое). Это обусловливает задержку речевого развития.

Несостоятельность в дифференциации слов с неоднородными (гетероорганными) звуками речи при нарушениях речевого слухового гнозиса указывает на большую степень грубости дефекта, чем затруднения в дифференциации слов с оппозиционными звуками речи.

Сохранность речевого слухового гнозиса свидетельствует о возможностиего использования в качестве компенсаторной опоры при восстановлении фонематического слуха.

Область функциональной недостаточности в мозге.

Речевая слуховая агнозия обусловлена неполноценностью функционирования височной доли левого полушария мозга на уровне вторичных полей коры.

Приоритетные методы формирования и коррекции функции.

Основным методом является здесь выработка способности дифференцировать звуки речи, опираясь на речевые кинестезии, звукоподражание и оральный праксис.

Ребенку демонстрируют оптико-тактильные параметры произнесения звуков речи, фиксируют внимание на оптико-слуховых и смысловых ассоциациях отрабатываемых звучаний.

Это осуществляется за счет теменной (постцентральной) области левого полушария, а также височных зон обоих полушарий. Если же они функционируют неполноценно, то задача осложняется.

 Примеры заданий:

  • прослушивание слов с неоппозиционными фонемами: вначале одной пары, а затем двух и трех;
  • показ предметов, организованных в пары, номинации которых отличаются неоппозиционными фонемами (РАК-МАК), а затем — однородными (ЖАР-ШАР);
  • оканчивание слов, начинающихся на слоги с неоппозиционными фонемами (НО…га-Po…ra), а затем слов, начинающихся на слоги с оппозиционными фонемами (ПА…па-БА…ба);
  • разыгрывание значений «парных слов» (с неоппозиционными и оппозиционными фонемами в ролевых играх и театрализованных действиях). Слова произносятся вначале специалистом, а затем разными игрушечными персонажами (кошкой, мишкой, обезьянкой и др.);
  • рисование и лепка предметов, с названиями в виде «парных слов».

И напоследок о полезных логопедических сайтах, появляющихся в Интернете:

Логопедический портал  — большое количество статей, планов-конспектов логопедической тематики, полезная информация для родителей и педагогов, возможность публикации своих наработок.

Школьный логопед — методика работы по коррекции нарушений письма и речи, программа по развитию графо-моторной координации и многое другое.

Источник: https://subscribe.ru/archive/home.children.logoprog/201202/28234603.html

Основы клинической психологии

20. Нарушения слухового гнозиса.
. . .

В основе слухового восприятия лежит работа слухового анализатора. Периферический конец слухового анализатора начинается в кортиевом органе, расположенном в улитке внутреннего уха. Отдельные участки этого органа возбуждаются в ответ на различные по высоте колебания.

Возбуждения идут по слуховому пути, частично перекрещиваются во внутреннем лемниске, прерываются во внутреннем коленчатом теле и заканчиваются в первичных зонах височной коры, расположенных в извилине Гешля.

Особенностями слухового проводящего пути является его соматотопическая организация и отсутствие полного представительства каждого уха в одном, противоположном полушарии.

Корковый конец слухового анализатора (первичные зоны височной коры) состоит преимущественно из 6 и 4 слоев, обладает модальной специфичностью и выполняет функцию приема и анализа слуховой информации. Иными словами, первичные зоны височной коры обеспечивают такие элементарные функции, как острота слуха и восприятие тон-шкалы (восприятие звуков определенной высоты).

При одностороннем поражении первичных зон височной шкалы нет выпадения слуха, но наблюдается повышение порогов слухового ощущения в условиях затрудненного восприятия (на противоположном ухе) /22, 41/.

Вторичные зоны височной коры расположены в наружных отделах височной доли, состоят из клеток с короткими аксонами, сохраняют модальную специфичность и обеспечивают синтез слуховых раздражений в целостный слуховой образ.

На базе слуховой системы формируется человеческая речь, поэтому внутри этой системы выделяют две самостоятельные подсистемы. Первая дает возможность ориентироваться в неречевых звуках (неречевой слух), вторая — слышать и анализировать звуки речи (речевой слух).

Эти подсистемы имеют общие подкорковые механизмы, но на уровне коры различаются.

Исследования нейропсихологов позволили выделить две основные функции вторичных зон височной области коры:

— дифференциация комплексов одновременно предъявляемых слуховых раздражителей (выделение предметных звуков) и последовательных серий звуковысотных отношений или ритмических слуховых структур;

— синтез речевых звуков. Чтобы различить звуки речи, необходимо кодировать их соответственно фонематической системе, выделяя смыслоразличительные фонематические признаки. Данная функция обеспечивается вторичными зонами височной области левого полушария.

Поражение вторичных зон височной области приводит к нарушению интегративности слухового восприятия. В зависимости от места поражения выделяют следующие нарушения слухового восприятия.

Слуховая агнозия возникает при поражении как левого, так и правого полушарий. Проявляется данное нарушение в том, что страдает понимание предметных звуков. Больной слышит звуки, может отличить один от другого, но не может назвать их источник. Хотя больные могут различать звуки по высоте, интенсивности, длительности и тембру, они не имеют для них никакого смысла.

Сенсорная амузия характерна для поражения верхних отделов вторичных зон височной области правого полушария. Нарушается способность узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой. При грубых нарушениях могут возникать болевые ощущения при восприятии мелодий.

Аритмия — нарушение, описанное А. Р. Лурия и его сотрудниками, состоит в том, что больной не может правильно оценивать и воспроизводить ритмические структуры (наборы звуков, чередующиеся через разные промежутки времени). Возникает и при правостороннем, и при левостороннем поражении височной доли.

Речевая акустическая агнозия (сенсорная афазия) проявляется при поражении верхних отделов вторичных зон височной области левого полушария.

При этом поражении сохранна острота слуха, нет выпадения тон-шкалы, но больные не различают фонематические признаки речи (путают близкие по звучанию фонемы: «Б — П», «Г — К»).

При массивных поражениях вместо речи слышат неречевой шум (шум моря, шорох листьев и т. п.).

Акустико-мнестическая афазия (нарушение слухо-речевой памяти) возникает при поражении средних отделов вторичных зон височной области левого полушария. Дефект заключается в том, что больной не может удержать в памяти даже небольшую серию звуков: «дом — лес — стол». При повторении первое слово уже забывается.

Нарушение интонационной стороны речи связано с поражением правой височной области. Больные не различают речевые интонации, не выразительны в своей речи, плохо различают мужские и женские голоса, не узнают знакомые голоса.

Согласно представлениям о синдромном анализе нарушений высших психических функций, поражение одного участка мозга приводит к первичному нарушению психической функции.

Это, в свою очередь, вызывает расстройство всех функциональных систем, в которые он входит в качестве составного компонента. Расстройство речевого (фонематического) слуха приводит к нарушению всех психических функций, так или иначе с ним связанных /22/.

Эти нарушения имеют вторичный, или системный характер и получили название «синдром височной афазии». Данный синдром включает в себя следующие симптомы:

— расстройство понимания речи. Невозможность различать близкие фонемы приводит к затруднению понимания устной речи: путая близкие по звучанию фонемы, больной не понимает отдельные слова (при утяжелении поражения начинает воспринимать родную речь как иностранный язык или как неречевой шум);

— затруднения в назывании предметов: перестает с легкостью припоминать нужные слова (возникают обильные литеральные парафазии). Например, при попытке произнести «колос», у больного получается «голос», «хорост», «горст»;

— расстройство экспрессивной речи: не имея опоры в фонематической системе, больной плохо владеет связной речью, она представляет бессвязный набор слов;

— распад письма: поскольку больные не могут выделить фонемы и проанализировать сложный состав слова, то не могут найти и нужный звуко-буквенный состав слова;

— частичное нарушение чтения: нарушено чтение мало встречающихся слов при сохранности автоматизмов;

— нарушение вербального мышления проявляется в том, что больные не могут удержать в слухоречевой памяти последовательность операций.

Все эти нарушения возникают при поражении верхних отделов вторичных зон височной области левого полушария (у правшей).

Контрольные вопросы

1. Почему человек редко замечает нарушения первичных зон височной области коры?

2. Назовите элементарные функции слуха.

3. В чем проявляется соматотопическая организация слухового анализатора?

4. Как проявляется латерализация функций в работе вторичных зон височной области коры?

5. Что общего между слуховой предметной агнозией и амузией?

6. Изменяется ли интонационно-мелодическая сторона речи при сенсорной афазии?

7. Особенности нарушения слухо-речевой памяти при поражении средне-височных отделов левого полушария.

8. Синдром сенсорной афазии.

Психология bookap

9. В чем проявляется системное влияние нарушения речевого слуха на другие психические процессы?

10. Приводит ли нарушение речевого слуха к дефектам музыкального слуха?

Источник: https://bookap.info/genpsy/osclin/gl27.shtm

Слуховое восприятие

20. Нарушения слухового гнозиса.

Слуховая кора занимает внешние (конвекситальные) отделы височной области мозга и так же, как и зрительная (затылочная) область коры, распадается на первичные (проекционные) и вторичные зоны. Слуховой путь, несущий сигналы звуковых раздражителей, начинается в кортиевом органе, расположенном в улитке внутреннего а.

Отдельные участки этого органа возбуждаются в ответ на различные по высоте колебания, и нервные волокна, предающие эти колебания, сохраняют соматотопическую организацию.

Они идут по слуховому пути, прерываются во внутреннем коленчатом теле и заканчиваются в первичных (проекционных) отделах слуховой зоны коры, расположенной в поперечной извилине Гешля.

Большую роль в слуховом восприятии человека играют горичные отделы височной коры, имеющие большое значение в дифференциации как комплексов одновременно предъявляемых слуховых раздражителей, так и последовательных серий звуковысотных отношений или ритмических звуковых структур. Гностические слуховые расстройства связаны с поражением ядерной зоны звукового анализатора (куда кроме 41 поля входят 42 и 22 поля).

В клинической и нейропсихологической литературе многократно описаны нарушения слуховых функций, возникающие при поражении ядерной зоны слуховой системы правого и левого полушарий.

При поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария (ядерной зоны) больной не способен определить значение различных бытовых (предметных) звуков и шумов.

Это поражение носит название слуховая агнозия.

Агнозия (от греч. а — отрицат. частица и gnosis — знание) — нейропсихологическое нарушение. Характеризуется потерей способности к восприятию предметов и явлений действительности при поражениях коры головного мозга и подкорковых структур.

Слуховая агнозия — это гностическое расстройство, отражающее нарушение слухового восприятия, при сохранной элементарной чувствительности.

Виды слуховых агнозий

В зависимости от уровня поражения слуховой системы выделяют:

§   собственно слуховую агнозию;

§   аритмию;

§   амузию;

§   нарушение интонационной стороны речи (просодики);

§   речевую акустическую агнозию.

Собственно слуховая агнозия

В выраженных случаях слуховой агнозии больные не понимают смысла самых простых звуков, например скрипа дверей, шума шагов, т.е. всех тех бытовых звуков, которые в норме человек различает без специального обучения.

Подобные звуки перестают для больных быть носителями определенного смысла, хотя слух как таковой у них сохранен, и они могут различать звуки по высоте, интенсивности, длительности и тембру.

Таким образом, наблюдается принципиально то же самое нарушение, которое возникает и при зрительной агнозии, когда при полной сохранности зрения (остроты, полей зрения) нарушается способность понимать увиденное.

Подобные расстройства сравнительно редки. Для появления слуховой агнозии требуется обширное поражение правой височной области. Описан случай двустороннего поражения левой и правой височной области с симптомами выраженной слуховой агнозии.

Чаще встречается более стертая форма слуховых нарушений в виде дефектов слуховой памяти, которые обычно проявляются в специальных экспериментах. Так больной, способный различать звуковысотные отношения, не мог выработать слуховые дифференцировки, т.е.

запомнить два (или больше) звуковых эталона.

Аритмия

При поражении височной области мозга возникает аритмия. Ее симптомы хорошо изучены А. Р.

Лурией и его сотрудниками и состоят в том, что ребенок не может оценить правильно ритмические структуры, которые предъявляются ему на слух, и воспроизвести их.

К негативным последствиям данного расстройства относят нарушение тембра речи, неспособность заучивать стихи, сокращение слов (выпускание слогов, например «снеговик — сневик»).

В качестве эталонов детям предъявляются ритмические рисунки звуков, сгруппированных в определенные структуры. Ребенок должен различить и запомнить структуру ритма, а затем воспроизвести его.

Такое различение и воспроизведение для любого здорового человека не представляет никаких сложностей.

Больные, как правило, не способны определить количество звуков: они либо переоценивают или недооценивают количество ударов, не различая, сколько было звуков и как они чередовались друг с другом.

Амузия

Амузия — это нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой. Амузия не всегда сопутствует афазическим расстройствам, что, в частности, описано А.Р. Лурией и Л.С.

Цветковой, показавшими, что у больных, страдающих амузией, может быть значительное расхождение музыкальных и речевых способностей в виде афазии при сохранности музыкального слуха. Ребенок с амузией не только не может узнать мелодию, но и оценивает ее как болезненное и непонятное переживание.

Больные рассказывают, что музыка для них потеряла смысл, что она вызывает приступы головной боли, т.е. стала активно неприятной. Амузия, по-видимому, связана с нарушением не столько звуковысотного слуха, сколько с более сложной способностью к музыкальной комбинаторике, музыкальной грамоте.

Важно отметить, что если симптом амузии проявляется главным образом при поражении правой височной области, то аритмия может возникнуть не только при право-, но и при левосторонних височных очагах (у правшей).

Нарушение интонационной стороны речи

Симптомом поражения правой височной области является нарушение интонационной стороны речи. Больные часто не только не различают речевых интонаций, но и сами не очень выразительны в речи, которая лишена модуляций, интонационного разнообразия, свойственного здоровому человеку.

У них часто страдает пение. Известны описания больных, которые, хорошо повторяя отдельную фразу, не могли пропеть ее, так как в пении интонационный компонент речи усиливается.

Нарушения восприятия интонационных компонентов речи отмечается и тогда, когда угнетаются функции всего правого полушария мозга. В этих случаях человек не может на слух даже определить принадлежность голоса мужчине или женщине.

Если при затормаживании левого полушария человек становится как будто нечувствительным, невнимательным к; речевым звукам, как бы не слышит того, что ему говорят, хотя полная словесная глухота отсутствует, то при затормаживании правого полушария человек слышит речь, но не знает, кто это говорит, и не понимает интонации высказывания.

У таких детей нарушается способность к различению звуковых компонентов разной сложности, особенно состоящих из серии разных звуков.

При грубых нарушениях они не могут четко различить и повторить даже одиночные звуки речи (например, [у] вместо [о]), В менее выраженных случаях ребенок ошибается в воспроизведении отличающихся только одним признаком звуков и легко воспроизводит пары сильно различающихся звуков (например, [р] и [м]).

Речевая акустическая агнозия

При локальных поражениях вторичных отделов височной доли, ребенок теряет возможность отчетливо различать звуки речи, у него отмечаются явления, обозначаемые термином речевая акустическая агнозия. Он сохраняет достаточно острый слух; восприятие предметных звуков также остается сохранным.

Существенные нарушения отмечаются только при различении звуков речи. При массивных поражениях левой височной доли все звуки речи воспринимаются как нечленораздельные шумы.

В случаях ограниченных поражений дефект менее выражен — ребенок не может различать лишь близкие, отличающиеся только одним признаком (например, звонкостью), «оппозиционные» или «коррелирующие» фонемы, хотя хорошо улавливает как тембровые особенности речи, так и ее интонацию.

Речевая акустическая агнозия является основным источником нарушения речи — сенсорной афазии.

Диагностика слуховых агнозий

Диагностические методики, направленные на исследование слуховой агнозии, включают в себя ряд тестов для исследования слухового гнозиса, а также показателей, характеризующих неспецифические особенности нервных процессов, — возможность концентрации внимания, работоспособность, истощаемость, подвижность нервных процессов.

Перед началом диагностики необходимо получить данные о степени сохранности собственно слухового анализатора (преимущественно изучают! я данные аудиометрии), после чего проводится нейрепсихологическое обследование ребенка с целью выявления локальных поражений слуховых зон коры головного мозга.

При обследовании диагносту необходимо учитывать как возрастные и индивидуальные особенности ребенка, так и степень развития высших психических функций.

Диагностика собственно слуховой агнозии

Для изучения этого нарушения используются аудиозаписи элементарных бытовых звуков, которые ребенок должен различать без специального обучения (шум льющейся воды, шум ветра, скрип двери, шум шагов и т.д.).

Ребенку дается инструкция: «Внимательно послушай звуки, которые я тебе предложу. Ты должен их узнать и назвать мне».

После чего ребенку предъявляется аудиозапись и анализируются результаты обследования. Нарушение слуховой дифференцировки знакомых звуков свидетельствует о поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария (следовательно, о наличии собственно слуховой агнозии).

Диагностика слухоречевой памяти проводится с помощью специальной методики. Ребенку предъявляется ряд, состоящий из 3—4 слогов («бу-ра-ми», «ко-на-фу-по») или такого же количества слов («дом — лес — стол», «ночь — кот — мост — дуб»). Ребенок должен запомнить элементы ряда и воспроизвести их в той же последовательности.

Делается вывод о нарушении слухоречевой памяти, если ребенок может повторить лишь один-два элемента ряда, сохраняя иногда начальные, иногда последние элементы, говоря, что остальные не запомнил. Это нарушение носит модально-специфический характер. Если такому больному предъявить группу нарисованных фигур или даже написанных слов, он запоминает их достаточно прочно.

Диагностика аритмии

По данным Н.Н. Трауготт и ее сотрудников, у больных аритмией нарушается способность к различению звуковых комплексов разной сложности, особенно состоящих из серии последовательных звуков.

С целью диагностики в этом случае ребенку предъявляются наборы звуков, чередующихся через разные промежутки времени (или сгруппированных в определенные структуры), по два, три, четыре, пять звуков в пачке. Причем внутри пачки отдельные удары акцентируются.

Ребенок должен различить и запомнить структуру ритма и затем воспроизвести его.

Диагностика амузии

Для исследования амузии ребенку могут предъявляться аудиозаписи знакомых песен. При этом исследователь просит не только прослушать песни, но и воспроизвести их, а также предлагает ребенку ответить, чем отличается одна музыкальная композиция от другой.

Диагностика нарушений интонационной стороны речи

Для исследования данного нарушения слухового гно-зиса применяются различные варианты тестов.

Например, ребенок прослушивает аудиозапись речевых высказываний, принадлежащих мужчине и женщине, после чего пытается провести дифференцировку мужчины и женщины.

Диагност может предложить ему пропеть отдельную фразу, так как в пении усиливается интонационный компонент, который у таких больных страдает. Ребенку могут быть предоставлены одиночные звуки речи [о], [у], которые он должен четко различить и повторить.

Диагностика речевой акустической агнозии

При исследовании данного вида слуховой агнозии ребенку предъявляются ряды «оппозиционных» [б]—[п], [д]—[т] или «коррелирующих» [г]—[к], [к]—[г], [р]—[л], [л]—[р] фонем, а также ряды слогов («ба-па», «да-та»). Диагност предлагает ребенку внимательно прослушать предъявляемые звуки, а затем повторить их.

По данным методики выясняется, что дети, страдающие речевой акустической гнози-ей, воспринимают звуки речи как нечленораздельные шумы, не могут отличить близкие, отличающиеся только одним признаком фонемы (больные повторяют «ба-па» как «ба-ба» или «па-па»).

При этом они ощущают какое-то отличие, которое не в состоянии уяснить.

Задание

Охарактеризуйте основные виды слуховых агнозий.

Тест 5

1. Основными причинами слуховой агнозии являются поражения:

а) слухового анализатора;

б) вторичных отделов височной коры головного мозга;

в) затылочной области коры.

2. Слуховая агнозия — это гностическое расстройство, отражающее нарушение слухового восприятия:

а) при сохранной элементарной чувствительности;

б) нарушенной элементарной чувствительности;

в) нарушении элементарной слуховой чувствительности.

3. К основным видам слуховой агнозии относят:

а) аритмию, амузию, соматоагнозию, собственно слуховую агнозию, речевую акустическую агнозию;

б) буквенную агнозию, оптико-пространственную агнозию, амузию, нарушение интонационной стороны речи, аритмию;

в) речевую акустическую агнозию, аритмию, амузию, собственно слуховую агнозию, нарушение интонационной стороны речи.

4. Вид слуховой агнозии, который является основным источником сенсорной афазии:

а) речевая акустическая агнозия;

б) нарушение интонационной стороны речи;

в) собственно слуховая агнозия.

5. Нарушение, для выявления которого ребенку предлагается пропеть фразу:

а) амузия;

б) нарушение интонационной стороны речи;

в) речевая акустическая агнозия.

6. Вид слуховой агнозии, сходный с явлениями нарушения фонематического слуха:

а) аритмия;

б) собственно слуховая агнозия;

в) речевая акустическая агнозия.

7. Явление дефекта слуховой памяти заключается в том, что:

а) ребенок не может выработать слуховые дифферен-цировки;

б) не способен различить сходные звуки;

в) не способен узнать знакомую мелодию.

8. Форма нарушения слухового гнозиса, при которой больной не может определить смысл простых, бытовых звуков:

а) собственно слуховая агнозия;

б) аритмия;

в) речевая акустическая агнозия.

Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 256 с

Источник: https://sensoricinru.wordpress.com/2011/08/31/%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5/

Нарушения слухового гнозиса у детей с особенностями развития и его диагностика — Мама Света

20. Нарушения слухового гнозиса.

В предыдущей статье я писала, что органы чувств для человека имеют большое значение для его гармоничного развития и с раннего детства позволяют знакомиться с окружающим миром, впитывать необходимую информацию о нем.

Любое отклонение в формировании того или иного органа чувств или сенсорного анализатора влечет за собой патологии развития у ребенка, так как нарушается система действия общемозговых механизмов, ломается связь межполушарного взаимодействия. И сегодня мы поговорим еще об одном достаточно распространенном отклонении — нарушение слухового гнозиса у детей с особенностями развития.

Оно встречается нередко и говорит о том, что малыш не узнает (гнозис – узнавание, представление) и не дифференцирует на слух звуковые раздражители, поступающие извне.

Часто это обусловлено повреждениями вторичных зон височных долей коры головного мозга, вследствие чего на первый план выходит расстройство речи и ее понимания. Ребенок не называет предметы, не запоминает слова (плохая слухоречевая память), у него нарушен фонематический слух, имеются своеобразные нарушения письма, чтения в школьный период.

Специалисты выделяют несколько видов нарушения слухового гнозиса у детей. При невозможности различать неречевые шумы (шум воды, транспорта, бытовых приборов и т.д.

) говорят о невербальной патологии, если же человек не может различать речевые звуки (саму речь, ее мелодику, интонацию), то мы имеем дело с вербальным отклонением (доминантное нарушение).

Как правило, нарушения не лишают ребенка хотя бы частичного понимания речи, потому что он учится опираться на сохранные способности (кто-то различает просодический компонент, кто-то отдельные фонемы и т.д.

), а также пользоваться другими сенсорными анализаторами (зрительный, тактильный, моторный).

Например, ребенок может понимать и называть слова, когда имеет зрительное подкрепление в виде картинок, но без них фонематически схожие слова остаются неузнанными (кошка – ножка, коза – коса, роса – роза, борода – города).

Как проявляется нарушение слухового гнозиса у детей, диагностика

При нормальном слуховом гнозисе акустические сигналы поступают в анализатор поэтапно, где проходят процессы анализа и синтеза. В раннем онтогенезе мир ребенка наполнен фрагментами разных слуховых стимулов, которые постепенно приобретают определенные ассоциации и прочно укореняются в его базе. Так формируется навык узнавания предметов и людей.

И процесс этот основан на вслушивании в речь окружающих. Ребенок может экспериментировать с разными звуками, но постепенно все не принадлежащие человеку звуки уходят из его обихода. Именно так выглядит начавший свое формирование речевой слуховой гнозис.

Малыш вслушивается в каждый звук, ищет его источник, пытается уловить интонацию и весь просодический компонент.

У детей с патологией слухового гнозиса нет раздельного восприятия элементов ряда (фонемы, интонация, темп и т.д.), поэтому чаще речевые и неречевые стимулы идентифицируются как нечленораздельный шум. Часто это никак не связано с физиологическим слухом – он в большинстве случаев присутствует в полном объеме.

Я не буду много писать о сложных понятиях разных видов нарушений слухового гнозиса и зависимости от места их локализации – это не столь важно в объеме данной статьи. Просто несколько слов о том, какие могут быть типы отклонений (слуховых агнозий), чтобы понять, с каким случаем столкнулись конкретно вы.

Гностические слуховые расстройства

Собственно сама слуховая агнозия, при которой сохранен слух, но нет понимания и различия разных звуков, соответственно, и понимания речи.

Самое интересное здесь то, что ребенок может не различать звук на слух, но произносить его, или, наоборот, правильно вычленять его в речи, но произносить неверно. Как вы поняли, нарушения многофакторные и многосоставные.

Некоторые дети не могут воспринять и различить даже те бытовые звуки (скрип двери, шум дождя), которые в норме усваиваются сами по себе, без специального обучения.

Просодический компонент (темп, интонация, ритм, мелодика) чаще остается сохранным, и именно им пользуются малыши с подобным слуховым гностическим отклонением. Для таких проблем требуется почти полное поражение правой височной области, что, к счастью, случается редко.

Кстати, это связано с дисфункцией сенсорной интеграции, что ведет к таким симптомам, как отсутствие даже внимания на речь и свое имя.

Сенсорные алалики и дети с аутизмом – частые обладатели данных нарушений, хотя далеко не каждый ребенок со слуховой агнозией станет алаликом или аутистом.

Аритмия – неспособность воспринимать ритм и воспроизводить его в таком же оформлении, то есть при данном нарушении ребенок не может выдать (и воспринять) определенную последовательность звуков, чередующихся через заданный промежуток времени.

Они также не вычленяют количество звуков и ударов в ритме, последовательность комплексных стимулов. Если попросить ребенка прохлопать количество слогов в слове, он не сделает этого.

Как правило, идет переоценка или недооценка их количества (слово «кошка» может получить один или три хлопка вместо двух, соответственно, в речи оно прозвучит «ко» или «кокаа» и как угодно еще).

При восстановлении такие детки часто заикаются, говорят слишком быстро или чересчур медленно, могут замедляться или ускоряться посередине фразы совершенно не к месту.

Амузия – нарушение восприятия и воспроизведения мелодического компонента только что прослушанной композиции или высказывания.

Дети плохо отличают одну мелодию от другой, музыкальные произведения расстраивают их и не приносят при прослушивании того сенсорного и морального удовлетворения, которое испытывают остальные.

Возникает данное явление при поражении вторичных зон височной области правого полушария.

Нарушение интонационной стороны речи характеризуется слабым узнаванием знакомых , их принадлежности к определенному полу, плохим восприятием и воспроизведением речевых интонаций. Их собственная речь часто звучит сухо, скандированно, без повышения и понижения тональности – в основном в повествовательном оформлении. Поражение бывает в правой височной области.

Нарушение слухоречевой памяти бывает при поражениях вторичных зон височной области левого полушария. Для него характерно слабое удержание в памяти большого количества звуков и слов. Чаще всего речь таких детей наполнена простыми словами и фразами. Они не могут повторить цепочку из нескольких слов (кот – рот – вот), в школе плохо учат стихи и пишут диктанты.

Сенсорная афазия возникает при поражении височных верхних зон левого полушария. Ей характерно плохое различение фонем, схожих по звучанию (Д – Т, В – Ф и др.). При обширных поражениях и большой рече-слуховой нагрузке у детей происходит смешение всех поступающих звуков в обычный бытовой шум и полное отстранение от речи и ее понимания.

Диагностика гностических расстройств слуха

Проведение детальной диагностики нарушений слухового гнозиса у детей с особенностями требует тщательного подхода, чтобы увидеть все недостатки. Педагоги стандартно обращают внимание на следующие критерии.

Состояние неречевого слухового гнозиса.

Ребенку предлагают узнать обычные бытовые звуки, звуки животных и природных явлений, например, шорох листьев, рычание льва, лай собаки, шуршание бумаги, стук в дверь, удар в барабан, звук колокольчика и т.д.

Просьбы и инструкции можно подкреплять сюжетными картинками. Малыш должен узнать знакомый звук, а также самостоятельно его попытаться воспроизвести (праксис – действие) или указать на картинку со схожим изображением.

Достаточно просто проверяется способность воспринимать и узнавать высоту, темп, тембр и интонацию . Взрослый звукоподражает животным и их детенышам и просит ребенка узнать, кто издал звук. Сила голоса меняется (громко – тихо, медленно – быстро). Ребенок должен узнать объект в любом случае, а также попытаться повторить звуки с такой же просодической интерпретацией.

Для определения проблем с различением близких по звучанию фонем (фонематический слух) предлагается сделать несколько заданий в игровой форме (моей дочке они безумно нравятся).

  • Показываем картинку, на которой изображена, например, кошка. Просим ребенка хлопнуть в ладоши, когда вы (взрослый) произнесет слово правильно, и начинаем коверкать звучание: коська, кока, гошка, мошка. В конце говорим правильно (ребенок должен хлопнуть в ладоши). Сейчас моя дочка выполняет более усложненный вариант. Я прошу ее хлопать правой ладошкой по столу всегда, когда она слышит неправильное звучание. Она меня еще и исправить пытается каждый раз)))
  • Ну, и классика жанра – проверка, как четко ребенок различает схожие фонемы в словах, звучащих почти идентично. Используем наглядный материал. Ребенок должен показать пальчиком на картинку, когда слышит слово (коза – коса, бочка – почка, нос – воз и т.д.). При наличии экспрессивной речи предлагаем повторить данные пары. Только учтите тот факт, что слова берутся, те, чья семантика ясна тестируемому.

Эти простые пробы выявляют недостаточность акустического анализа. Для детей от 6-7 лет можно брать задания сложнее. Например, дать одну картинку (роза) и предложить из 5-6 других выбрать ту, изображение на которой похоже звучит.

Слухоречевая память проверяется через упражнение с повторением цепочки слов или слогов, например, таз – раз – ваз – газ, ва – ба – фа – па. Если элементы ряда теряются, значит, есть проблемы. При этом если дать зрительное подкрепление в виде картинок в той же последовательности, ребенок, скорее всего, выдаст весь набор слов.

Обязательно стоит выполнить задание на дифференциацию слогов.

Ребенок может хлопнуть в ладоши или выполнить какое-то еще движение, когда слышит в потоке новый слог (ма – ма –ма –ма –му – ма – ма – ми – ма – ма – ма – мы).

Из более коротких цепочек можно предложить убрать лишний слог – ребенок его просто называет или хлопает в ладоши (можно подготовить специальные сигнальные кружочки красного цвета, которые будут использоваться в качестве знака выявления лишнего элемента).

Навыки звукового анализа слова

  • Предлагаем ребенку каждый раз брать кружочек красного цвета, когда он слышит звук «М» в словах (мама, мышь, собака, луна, молоко, ветер, живот, комар).
  • Раскладываем картинки на две стопки: в одной – слова со звуком «П», в другой – со звуком «Б».
  • Закончить слово, опираясь зрительно на картинку. Взрослый произносит начало слова, а ребенок заканчивает его. Попробуйте делать это без вспомогательных средств (картинок). Может ли ребенок узнавать слово только на слух, опираясь на его частичное звучание?
  • Называем первый и последний звук в слове. При усложненном варианте предлагаем раскрасить звуковую схему.

Для выявления проблем с ритмом предлагаем ребенку прослушать, а затем воспроизвести те же звуки в том же количестве. Взрослый стучит 1 раз по столу – ребенок повторяет, затем взрослый стучит 2, 3, 4 раза, а испытуемый должен повторить. Можно снижать громкость стука и повышать – все это ребенок с нормотипичным развитием, без нарушений слухового гнозиса, делает автоматически.

Узнавание . Запишите голоса знакомых и родственников, голос самого ребенка и предложите прослушать.

Узнает ли он всех говоривших? Дело в том, что звучание собственного голоса бывает совершенно иным на пленке, так как звук не проходит через те внутренние ощущения и вибрации, которые бывают при говорении вслух и прислушивании к своей речи. Предложите ребенку сказать что-то ласково, грубо, с грустью или радостно. Он может менять голос, интонацию, темп?

Как правильно оценить результаты диагностики слухового гнозиса  у детей

При оценке показателей учитывайте многие факторы, которые могли исказить ответ (реакцию) ребенка. Помним, что маленькие дети до 3-4 лет сильно зависимы от удовлетворения физиологических потребностей (есть, спать, сходить в туалет).

Не забывайте учитывать состояние вербального и невербального интеллекта, речи.

Ребенок может не говорить, но при этом многое понимать – требовать в таком случае четкого выполнения инструкций, где нужно что-то озвучить, непрофессионально и просто жестоко по отношению к нему.

Стоит отметить, что существует разница между ошибками, сделанными по причине моторных нарушений у ребенка (ему сложно физически сказать, показать, сделать) или по причине персевераций (патологическое зацикливание на эмоциях, действии, мысли), а также по причине собственно нарушений слухового гнозиса.

Продумайте организацию занятия: сделайте вводную часть, в которой стоит замотивировать ребенка, после приступайте к упражнениям с подробным разъяснением, что и как делать. Не забывайте о дозированной выдаче материала, иначе у тестируемого будет эмоциональный, умственный и сенсорный перегруз. Обязательно проведите заключительную часть и похвалите его.

При небольших затруднениях можно повторить инструкцию и шаблон выполнения – это не столь критично. Если ребенок выполняет 85-90% заданий правильно, пользуется вашей помощью, не отказывается от выполнения без видимой на то причины, значит, слуховой гнозис не имеет нарушений.

Задания, выполненные верно наполовину или невыполненные вовсе, говорят о проблемах. Обратите внимание, на каких пунктах тормозил ребенок, почему он затруднялся, что мешало выполнить предложенное.

Может ли малыш при многократном воспроизведении материала взрослым все-таки сделать упражнение верно?

Если вы не знаете, каков уровень ребенка на данный момент, лучше начинать с самых простых заданий, а по мере их выполнения усложнять материал. Учитывайте тип ведущей деятельности при тестируемой возрастной категории. У детей до 10 лет игровая является ведущей.

В следующих статьях мы обязательно поговорим о том, как развивать слуховой гнозис (неречевой и речевой), какие делать упражнения, в этой же мне осталось пожелать вам здоровья и правильной диагностики! Помните, чем раньше выявлена проблема, тем больше шансов максимально скорректировать ее и вывести до условной нормы!

Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Источник: https://mamasveta.com/narusheniya-sluxovogo-gnozisa-u-detej-s-osobennostyami-razvitiya-i-ego-diagnostika.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий