20. Народы Поволжья в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока.

Коренные народы Сибири. Народы Сибири и Дальнего Востока. Малые народы Сибири

20. Народы Поволжья в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока.

Согласно данным исследователей из разных областей, коренные народы Сибири расселились по этой территории в эпоху позднего палеолита. Именно это время характеризуется наибольшим развитием охоты как промысла.

Сегодня же большинство племен и народностей этого региона малочисленны и их культура находится на грани исчезновения. Далее мы попытаемся познакомиться с такой областью географии нашей Родины, как народы Сибири. Фото представителей, особенности языка и ведения хозяйства будут приведены в статье.

Разбираясь в этих сторонах жизни, мы пытаемся показать многогранность народов и, возможно, пробудить в читателях интерес к путешествиям и необычным впечатлениям.

Этногенез

Практически на всей территории Сибири представлен монголоидный тип человека. Родиной его считается Средняя Азия. После начала отступления ледника люди именно с такими чертами лица заселили регион. В ту эпоху еще не было развито скотоводство в значительной мере, поэтому основным занятием населения стала охота.

Если изучить карту языковых групп Сибири, мы увидим, что они наиболее представлены алтайской и уральской семьями. Тунгусские, монгольские и тюркские языки с одной стороны — и угро-самоедские с другой.

Социально-хозяйственные особенности

Народы Сибири и Дальнего Востока до освоения этого региона русскими в основном имели сходный уклад жизни. Во-первых, распространены были родоплеменные отношения. Традиции хранились в рамках отдельных поселений, браки старались не распространять за пределы племени.

Занятия делились в зависимости от места проживания. Если рядом находилась крупная водная артерия, то часто встречались поселения оседлых рыболовов, у которых зарождалось земледелие. Основное же население занималось исключительно скотоводством, например, очень распространено было оленеводство.

Этих животных удобно разводить не только из-за мяса, неприхотливости к еде, но и из-за их шкур. Они очень тонкие и теплые, что позволяло таким народам, как, например, эвенки, быть хорошими наездниками и воинами в удобных одеждах.

После прихода на эти территории огнестрельного оружия уклад жизни значительно изменился.

Духовная сфера жизни

Древние народы Сибири до сих пор остаются приверженцами шаманизма. Хотя за много веков он претерпел разнообразные изменения, но силы своей не утратил. Буряты, например, вначале добавили некоторые ритуалы, а после полностью перешли к буддизму.

Большинство остальных племен были формально крещены в период после восемнадцатого века. Но это все официальные данные. Если же проехаться по деревням и поселениям, где живут малые народы Сибири, мы увидим совершенно другую картину. Большинство придерживаются многовековых традиций предков без нововведений, остальные совмещают свои верования с одной из основных религий.

Особенно эти грани жизни проявляются на национальных праздниках, когда встречаются атрибуты разных верований. Они сплетаются и создают неповторимый узор аутентичной культуры того или иного племени.

Давайте дальше поговорим подробнее о том, что представляют собой коренные народы Сибири.

Сами себя они называют унанганы, а их соседи (эскимосы) – алакшак. Общая численность едва достигает двадцати тысяч человек, большинство из которых живут на севере США и Канады.

Исследователи полагают, что алеуты сформировались около пяти тысяч лет назад. Правда, на их происхождение есть две точки зрения. Одни считают их самостоятельным этническим образованием, другие – что они выделились из среды эскимосов.

До того, как этот народ познакомился с православием, приверженцами которого они являются сегодня, алеуты исповедовали смесь шаманизма и анимизма. Главный шаманский костюм был в виде птицы, а духов разных стихий и явлений изображали деревянные маски.

Сегодня же они поклоняются единому богу, который на их языке именуется Агугум и представляет собой полное соответствие всем канонам христианства.

На территории Российской Федерации, как мы убедимся далее, представлены многие малые народы Сибири, но эти живут только в одном поселении – селе Никольском.

Ительмены

Самоназвание происходит от слова «итенмэн», которое означает «человек, который живет здесь», местный, другими словами.

Встретить их можно на территории запада полуострова Камчатка и в Магаданской области. Общая численность – немногим более трех тысяч человек, судя по переписи 2002 года.

По внешнему виду они ближе к тихоокеанскому типу, но все же имеют явные черты северных монголоидов.

Изначальная религия – анимизм и фетишизм, первопредком считался Ворон. Хоронить умерших у ительменов принято по обряду «воздушного погребения». Покойник подвешивается до истлевания в домовине на дереве или укладывается на специальном помосте. Этой традицией могут похвастаться не только народы Восточной Сибири, она в древности был распространена даже на Кавказе и в Северной Америке.

Наиболее распространенным промыслом является рыбалка и охота на прибрежных млекопитающих, таких как тюлени. Кроме этого широко распространено собирательство.

Камчадалы

Не все народы Сибири и Дальнего Востока являются аборигенами, примером этого могут быть камчадалы. Собственно, это не самостоятельная народность, а смесь русских переселенцев с местными племенами.

Язык у них русский с примесями местных диалектов. Распространены они в основном в Восточной Сибири. Сюда относятся Камчатка, Чукотка, Магаданская область, побережье Охотского моря.

Судя по переписи, их общее количество колеблется в рамках двух с половиной тысяч человек.

Собственно, как таковые камчадалы появились только в середине восемнадцатого века. В это время русские переселенцы и торговцы усиленно устанавливали контакты с местными, часть из них вступили в браки с ительменками и представителями коряков и чуванцев.

Таким образом, потомки именно этих межплеменных союзов и носят сегодня имя камчадалов.

Коряки

Если начать перечислять народы Сибири, коряки займут не последнее место в списке. Они известны русским исследователям с восемнадцатого века.

Фактически это не единый народ, а несколько племен. Сами себя они называют намылан или чавчувен. Судя по переписи, на сегодняшний день их численность — около девяти тысяч человек.

Камчатка, Чукотка и Магаданская область – территории проживания представителей этих племен.

Если провести классификацию, исходя из образа жизни, они делятся на береговых и тундровых.

Первые – нымыланы. Говорят на алюторском языке и занимаются морскими промыслами — ловлей рыбы и охотой на тюленей. К ним по культуре и жизненному укладу близки кереки. Этому народу свойственна оседлая жизнь.

Вторые – кочевники чавчыв (оленеводы). Язык у них корякский. Живут на Пенжинской губе, Тайгоносе и прилегающих территориях.

Характерной особенностью, которая выделяет коряков, как и некоторые другие народы Сибири, являются яранги. Это передвижные конусообразные жилища из шкур.

Манси

Если говорить про коренные народы Западной Сибири, нельзя не упомянуть урало-юкагирскую языковую семью. Наиболее яркими представителями этой группы являются манси.

Самоназвание этого народа – «меньдсы» или «вогулы». «Манси» на их языке обозначает «человек».

Эта группа сформировалась в результате ассимиляции уральских и угорских племен в эпоху неолита. Первые были оседлыми охотниками, вторые – кочевыми скотоводами. Эта двоякость культуры и ведения хозяйства сохраняется и поныне.

Самые первые контакты с западными соседями были в одиннадцатом веке. В это время манси знакомятся с коми и новгородцами. После присоединения к России усиливается колонизационная политика. К концу семнадцатого века они оттесняются на северо-восток, а в восемнадцатом формально принимают христианство.

Сегодня в этом народе существует две фратрии. Первая называется Пор, своим предком считает Медведя, и основу ее составляют уральцы.

Вторая называется Мось, ее основатель – женщина Калташч, а большинство в этой фратрии принадлежит к уграм.
Характерной особенностью является то, что признаются только перекрестные браки между фратриями.

Такую традицию имеют лишь некоторые коренные народы Западной Сибири.

Нанайцы

В древности они были известны под именем гольды, а один из самых знаменитых представителей этого народа – Дерсу Узала.

Судя по переписи населения, их немногим более двадцати тысяч. Проживают они вдоль Амура на территории Российской Федерации и Китая. Язык – нанайский. На территории России используется кириллица, в Китае – язык бесписьменный.

Эти народы Сибири стали известны благодаря Хабарову, который в семнадцатом веке исследовал этот регион. Некоторые ученые считают их предками оседлых земледельцев дючеров. Но большинство склоняются к тому, что нанайцы просто пришли на эти земли.

В 1860 году, благодаря переделу границ по реке Амур, многие представители этого народа оказались в одночасье гражданами двух государств.

Ненцы

Перечисляя народы Западной Сибири, невозможно не остановиться на ненцах. Это слово, как и многие названия племен этих территорий, значит «человек». Судя по данным Всероссийской переписи населения, от Таймыра до Кольского полуострова их проживает более сорока тысяч человек. Таким образом, получается, что ненцы – самый крупный из коренных народов Сибири.

Они делятся на две группы. Первая – тундровые, представителей которых большинство, вторая — лесные (их осталось мало). Диалекты этих племен настолько различны, что один не поймет другого.

Как и все народы Западной Сибири, ненцы носят черты как монголоидов, так и европеоидов. Причем чем ближе к востоку, тем меньше остается европейских признаков.

Основой хозяйства этого народа является оленеводство и в незначительной степени рыбалка. Главное блюдо – солонина, однако кухня изобилует сырым мясом коров и оленей. Благодаря содержащимся в крови витаминам у ненцев не бывает цинги, но подобная экзотика редко приходится по вкусу гостям и туристам.

Чукчи

Если задуматься о том, какие народы жили в Сибири, и подойти к этому вопросу с точки зрения антропологии, мы увидим несколько путей заселения. Одни племена пришли из Средней Азии, другие – с северных островов и Аляски. Лишь малая толика является местными жителями.

Чукчи, или луораветлан, как они себя называют, по типу внешности схожи с ительменами и эскимосами и имеют черты лица, как у коренного населения Америки. Это наталкивает на размышления об их происхождении.

С русскими они познакомились в семнадцатом веке и более ста лет вели кровопролитную войну. В итоге были оттеснены за Колыму.

Важным торговым пунктом стала Анюйская крепость, куда перебрался гарнизон после падения Анадырского острога. Ярмарка в этой твердыне имела обороты в сотни тысяч рублей.

Более богатая группа чукчей – чаучу (оленеводы) – привозили сюда на продажу шкуры. Вторая часть населения называлась анкалын (собаководы), они кочевали на севере Чукотки и вели более простое хозяйство.

Эскимосы

Самоназвание у этого народа – инуиты, а слово «эскимос» означает «тот, кто кушает сырую рыбу». Так их называли соседи их племен — американские индейцы.

Исследователи выделяют этот народ в особую «арктическую» расу. Они очень приспособлены к жизни на этой территории и населяют все побережье Северного Ледовитого океана от Гренландии до Чукотки.

Судя по переписи населения в 2002 году, в Российской Федерации их численность всего лишь около двух тысяч человек. Основная часть проживает на территории Канады и Аляски.

Религия инуитов – анимизм, а бубны являются священной реликвией в каждой семье.

Для любителей экзотики будет интересно узнать об игунаке. Это специальное блюдо, которое смертельно опасно для всякого, кто не питается им с детства. Фактически это гниющее мясо умерщвленного оленя или моржа (тюленя), которого несколько месяцев держали под прессом из гравия.

Таким образом, в данной статье мы изучили некоторые народы Сибири. Познакомились с их настоящими названиями, особенностями верований, ведения хозяйства и культуры.

Источник: https://FB.ru/article/159044/korennyie-narodyi-sibiri-narodyi-sibiri-i-dalnego-vostoka-malyie-narodyi-sibiri

Народы Поволжья в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока

20. Народы Поволжья в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока.

Народы Поволжья в XVII в.

К началу XVII в. покорение Поволжья было уже закончено. На территории края был создан ряд опорных военно-административных пунктов, в частности Оса, Сарапул, Уфа, Самара и др., прикрывавшие край с востока от наступления соседних кочевых народов.

В середине XVII в. по образцу южных засечных черт начата была постройка так называемой Закамской черты—от Белого Яра на Волге до Мензелинска (основан около 1645 г.), дополняемой на юге Самарской чертой—от Инсара до Симбирска, с поселением мелких служилых людей для несения здесь сторожевой службы (1652—1657 гг.).

Экономическое богатство края привлекало внимание крупных московских феодалов, которые в первой половине XVII в. усиленно расхватывали земли коренного населения среднего Поволжья.

В XVII в. известны, например, крупные вотчины боярина Морозова в мордовских землях, князя Черкасского и др.

, с большими лесными разработками, поташными заводами и другими, преимущественно промысловыми, предприятиями, сопряженными с жестокой крепостнической эксплоатацией местного населения. О захвате земель говорит указ 1685 г.

: «а которым русским людям даны мордовские и чувашские и черекесские и всякие земли, и те русские люди, сверх своих дач, завладели многими землями».

В середине XVII в. московское правительство было даже вынуждено ограничивать русские земельные захваты в крае, опасаясь упадка сбора ясака. Положение в Поволжье осложнялось этнической неоднородностью местного населения.

Здесь сталкивались татары, мари (черемисы), чуваши, мордва, к северу—удмурты, к востоку—башкиры. Царское правительство умело сеяло между этими народами рознь, которая мешала их объединению. В частности Москва поддерживала татарских феодалов, создавая из них свою опору в крае.

Местная знать постепенно переходила на службу к московскому правительству, получая за это земельные дачи и феодальные привилегии. Так, на территории Поволжья в XVII в. распространяется категория «служилых татар». Местные челобитные содержат жалобы на эксплуатацию с их стороны и ограбление ими местного населения.

Феодальное расслоение и угнетение усиливалось политикой московского правительства. В ряду налагаемых на население повинностей немалое место заняла повинность по строительству засечных черт: на валовое и острожное дело бралось каждое лето до 5 тыс. человек—по 1 человеку с трех ясачных дворов.

Видное место в закабалении местного населения занимала система обращения в христианство. Крещение создавало привилегированное положение «новокрещенам» по сравнению с некрещеными. За крещеными в частности закреплялись вотчины и поместья родичей и к ним переходили феодальные привилегии их рода.

Только крещеным феодалам разрешалось владеть крестьянами, исповедовавшими христианскую веру. Классовые противоречия, усиливаясь религиозной и национальной рознью, ослабляли силы, национальной борьбы в Поволжье.

В борьбе с крестьянским движением местные феодальные верхи выступали в союзе с московским правительством, тогда как народное движение объединялось с широким движением русского крестьянства.

В XVII в. общее положение затрудняло самостоятельные восстания в Поволжье. В своей борьбе народы Поволжья опирались обычно на крестьянские войны Московской Руси XVII—XVIII вв. или на народное движение в соседней Башкирии.

Освоения  Россией Сибири и Дальнего Востока.

Покорением бассейна средней и нижней Оби и ее притоков закончился первый период завоевания Сибири, который характеризуется тем, что завоевание производилось по плану и под руководством центральных учреждений Московского государства.

Нередко, особенно в первое время, даже военные силы присылались из русских городов. По мере проникновения в глубь Азиатского материка, инициатива переходила в руки местной администрации.

Организованное наступление сменялось беспорядочным стихийным стремлением вперед русских промышленных (от «промысел») и служилых людей.

Впереди шли промышленные люди. По мере того как «промышлялся» соболь в Западной Сибири, они в поисках новых «соболиных мест» проходили все дальше на восток и открыло ли новые «неясачные землицы». По их следам шли небольшими партиями служилые люди сибирских городов для сбора ясака с новооткрытых «немирных иноземцев».

Местные воеводы из государственных соображений и из личной выгоды содействовали расширению своих уездов, и Москва вмешивалась только тогда.

Когда нужно было закончить начатое завоевание и организовать управление вновь присоединенными областями. Таким методом было произведено в XVII в. открытие Восточной Сибири русскими и завоевание ее московскими царями.

Ненцы-самоеды. К востоку от Оби в XVII в. жили разноплеменные народы, находившиеся на различных стадиях общественного и культурного развития.

Обширное пространство от Большеземельской и Малоземельской тундр в европейской части Московского государства до нижнего Енисея в Азии занимали ненцы, или, как их называли русские, — самоеды (самоядь). Основным занятием самоедов было оленеводство.

С огромными табунами оленей самоеды кочевали по тундрам. Продукты оленеводческого хозяйства давали им не только пишу, но и материал для одежды и для жилищ (переносные чумы).

Подсобным занятием была охота, преимущественно на песцов и на водяных птиц, и рыболовство. У самоедов в XVII в. еще существовал патриархальный род, хотя и в процессе разложения.

Наряду с богатыми оленеводами среди них были и безоленные бедняки. Кочевали самоеды целыми родами, но внутри родов уже происходило разложение на большие семьи.

Среди самоедов был распространен культ предков, почитанием пользовались места погребения умерших. В XVI в. глава рода был вместе с тем шаманом, т. е. жрецом, который игрой в священный бубен и пляской (камлание) вызывал духов и заставлял их повиноваться себе.

В XVII в. существовали уже особые шаманы- специалисты, способные, по мнению их соплеменников, иметь общение с духами, которых они вызывали ударами в священный барабан и ритуальной пляской.

Эвенки-тунгусы. К востоку от Енисея до Охотского моря и от Забайкалья до Ледовитого океана жили тунгусы (эвенки). Тунгусы были звероловами; они бродили по тайге в поисках зверя и останавливались только на время в чумах, крытых летом берестой, а зимой шкурами. Кроме охоты, они занимались рыбной ловлей. Для перевозки имущества тунгусы пользовались прирученными оленями (олеиные тунгусы).

Некоторые тунгусские племена на Охотском море промышляли исключительно ловлей рыбы (пешие тунгусы), которую обменивали о ленным тунгусам на меха и оленей. В Забайкалье тунгусы занимались скотоводством (конные тунгусы).

Тунгусы жили родовым строем, делясь на большие племена, которые, со своей стороны, разбивались народы. Среди тунгусов господствовали характерные для родового строя обычаи: кровная месть, похищение женщин и т. д.

Между отдельными племенами и родами шли непрерывные и часто кровопролитные войны. Пленные обращались в рабство, носившее патриархальный характер. Имеются сведения, что рабы были собственностью всего рода.

Кеты. На среднем Енисее и на притоке Оби—Кети жило малочисленное племя кетов, которых русские называли енисейскими остяками. Они находились на стадии родового быта и жили охотой и рыбной ловлей.

Енисейские киргизы. На верхнем течении Енисея обитали тюркские и отюреченные племена. Среди них наибольшее значение имели енисейские киргизы (кыргызы). Киргизы в этом районе упоминаются еще в орхонских надписях VII в и позднее под китайским названием хакасов.

В XIII в. они под собственным названием киликидзе входили в состав державы Чингисхана. В XVII в. киргизы были скотоводческим народом, кочевавшим между верховьями Оби и Енисея, главным образом на Большой и Малой Июсе и на Абакане. Они делились, три княжества (Алтырское, Алтысарекое и Езерское, или Исарское). Общие вопросы решались на съездах всей Киргизской земля.

К киргизам примыкали тубинцы (туба), жившие на реке Упсе, правом притоке Енисея. Нуждаясь в пушнине, киргизы и тубинцы производили набеги на звероловческие народа, жившие в тайге, и брали с них дань мехами. Такие покоренные народы назывались у них «киштымами», т. е. рабами.

Доходы с киштымов делились, между князьями. Киргизы попадали в зависимость от соседних монгольских феодалов. Поддержка, которую они получали от своих монгольских сюзеренов, позволила им отстоять свою независимость от русских царей в течение всего XVII в.

В числе данников тубинцев было племя котовцев (самоедского происхождения), жившее на реке Кане. Родственное им племя аринцев жило вблизи Красноярска.

Буряты. По Ангаре и берегам: Байкальского озера и на верховьях Лены жили буряты, народ, родственный монголам.

Они были скотоводами и разводили лошадей, рогатый скот, овец и верблюдов; занимались они также охотой, беднота кормилась рыбой.

Западные буряты знали также примитивное земледелие, сеяли просо, гречиху и ячмень и даже снабжали тунгусов продуктами земледельческого хозяйства в обмен на пушнину.

Из ремесел была распространена серебряная насечка: бурятские пояса с серебряной насечкой имели спрос у соседних народов.

Буряты в Забайкалье вели кочевой образ жизни, а в более северных лесных районах они переходили к полуоседлости, переселяясь только на лето в войлочные юрты. Буряты делились на несколько больших племен, в которых патриархальный уклад был еще довольно силен.

Однако в XVII в. уже отмечается среди них выделение верхов, из которых в XVIII в. сложилась феодальная знать. Буряты вели войны с соседними тунгусами и собирали с них ясак. С другой стороны, они  сами нередко подпадали под власть соседних монгольских ханов.

Якуты, Очень многочисленным народом северо-восточной Сибири в XVII в. были якуты (саха), народ, говоривший на тюркском языке. Якуты занимали бассейн средней Лены от Олекмы до Вилюя.

Они были скотоводами, причем скотоводство у них стояло на значительной высоте: им была известна заготовка сена, выделка молочных продуктов. Охота играла второстепенную роль в якутском хозяйстве.

Беднота, не имевшая скота, кормилась рыбой.

Якутам было известно кузнечное производство (особенно на реке Вилюе) и примитивное гончарство. Материальный бытякутов по сравнению с окрестными народами был довольно высок. Зимой они жили в деревянных избах, отапливаемых чувалами, и только летом, выезжая на пастбища, жили в «урасах», построенных на жердях и крытых берестой.

Якуты делились на большие племена, во главе которых стояли тойоны—князья, владетели больших стад, ведшие хозяйство посредством зависимых сородичей и рабов.

В XVIII в. из якутских тойонов сложилась феодальная знать. Начало этого процесса относится к XVII в.

Народы северо-восточной Сибири.

В крайнем северо-восточном углу Сибири жили народы, которые в XVII в.

еще не вышли из состояния дикости: юкагиры (одулы), жившие на реках, впадающих в Ледовитый океан, к востоку от устья Лены, чукчи (луовет-ланы), занимавшие Чукотский полуостров, коряки (нёмьюланы), жившие к югу от них, камчадалы (ительмены), обитавшие в средней части Камчатки, и курилы, жившие на южной оконечности Камчатки и на соседних островах.

Все эти народы не знали в момент прихода русских употребления железа.

Оружием служили им стрелы с каменными наконечниками, топоры из яшмы и из оленьей кости, ножи из горного хрусталя и костяные рогатки; для шитья пользовались костяными иглами, посуду выделывали из дерева; впрочем, известен был и примитивный ручной способ выделки глиняной посуды; лодки выдалбливались из дерева, курилы и чукчи шили байдарки из тюленьих шкур.

Камчадалы и курилы из домашних животных имели только собак и питались почти исключительно рыбой, кореньями и травами. Среди чукчей некоторые роды («пешие чукчи») жили тоже рыболовством.

Юкагиры, коряки и значительная часть чукчей были оленеводами. В общественном быту господствовали родовые отношения. У камчадалов в конце XVII в.

сохранялись очень большие родовые союзы, у них упоминаются селения в несколько сот юрт, причем в каждой юрте жило 200—300 человек.

У чукчей сохранялся переменный брак, пережиток очень древней формы брачных отношений. У юкагиров и чукчей глава рода был вместе с тем шаманом, т. е. жрецом. У юкагиров сохранилась первобытная форма родового культа мертвых: кости умерших препарировались шаманом, одевались и возились на особых санках как святыня.

Источник: https://students-library.com/library/read/16928-narody-povolza-v-xvii-v-narody-sibiri-i-dalnego-vostoka

Trojden | Народы России в XVII в. Присоединение и освоение Сибири и Дальнего Востока: Сахаров А. Н

20. Народы Поволжья в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока.

В XVII в. территория страны значительно увеличилась. И всё большее количество различных народов входило в её состав. Они становились участниками общероссийских социально-экономических и культурных процессов.

Национальный состав России. С одной стороны, вхождение в состав России новых народов приводило к ускорению социально-экономического развития национальных районов страны, с другой — новшества ломали традиционные быт и культуру местного населения. Наступление на их земли бояр, помещиков и Церкви, самоуправство воевод вызывало недовольство нерусских народов.

Необходимо напомнить, что татары жили в Волго-Камском междуречье; в междуречье Волги и Оки обитали мордва, мари и чуваши; коми заселяли бассейн реки Печоры; удмурты — Приуралье по реке Каме; карелы занимали пограничные с Финляндией земли; калмыки расселились в низовьях Волги и по северному побережью Каспийского моря; в Приуралье, по берегам рек Белой и Уфы, а также на Среднем Урале обитали башкиры, на Северном Кавказе жили зависимые от России кабардинцы. Переломным для истории некоторых народов Поволжья и Приуралья стало завоевание Россией в середине XVI в. Казанского и Астраханского ханств, присоединение северо-восточных земель.

Всё шире шла колонизация Поволжья и Приуралья русскими крестьянами, которые приносили в лесные и охотничьи края свой хозяйственный земледельческий опыт. Этот процесс проходил в основном мирно.

С появлением в татарских, мордовских, чувашских, марийских землях русских помещиков и церковных феодалов на частновладельческие земли распространились нормы российских законов, крепостное право.

В междуречье Оки и Волги, на плодородных землях этот процесс шёл быстрее; в Приуралье, на северо-востоке, в дальних лесных районах — медленнее.

В XVII в. основную массу жителей этих краёв составляли государственные крестьяне. Они платили в казну налог пушниной и продуктами питания, несли государственные повинности — на строительстве дорог, мостов и крепостных стен, выполняли ямскую гоньбу (почтовую службу).

Правительство требовало от властей уважительного отношения к традициям и обычаям нерусских народов, наказывало за насилие и злоупотребления, стремилось заручиться поддержкой местной элиты.

Татарским мурзам, калмыцким тайшам (ханам), племенным вождям и старейшинам предоставлялись права дворян, их наделяли землями, отдавали им на откуп сбор налогов.

Со временем местная знать стала верно служить Москве.

В лесных северо-восточных краях, где жили коми, частновладельческих земель было мало, местные жители были лично свободны. Сюда потянулись русские промысловики.

Эти земли были особенно богаты пушниной, рыбой, другими дарами лесов и рек. Здесь обнаружились залежи соли, соледобыча постоянно расширялась. Многие жители уходили на соляные промыслы.

Через Коми-край шли торговые пути от Белого моря в Сибирь.

Важное значение в освоении Россией Поволжья и Приуралья имела христианизация этих мест. Принявшим христианство предоставлялись налоговые и иные льготы.

На северо-западе страны сложной была судьба финно-угорских народов, прежде всего карелов.

Исторически связанные с русскими землями, они попали после Смуты в подчинение Швеции, которая установила здесь свои порядки, ввела протестантство.

Многие карелы бежали в Восточную Карелию, оставшуюся за Россией. Здешние жители традиционно занимались охотой и рыболовством, на бедных каменистых почвах сеяли зерновые.

В середине XVI в. верховную власть России признала Кабарда. Постепенно русское влияние здесь усиливалось. В XVII в. на берегах Терека появились первые крепости, гарнизоны которых состояли из русских служилых людей и казаков.

В середине XVII в.

на юго-восточных границах России произошло знаменательное событие: теснимые агрессивными соседями, измученные междоусобными войнами кочевники-калмыки обратились к царю с просьбой принять их в русское подданство.

Калмыцкие тайши хотели кочевать на землях между реками Яиком (Уралом) и Волгой и за это обещали помогать России конницей против внешних врагов. Получив согласие, они в 1655 г. присягнули русскому царю.

Народы Европейской России порой разделяли с русскими военные тяготы. Так, башкирская, калмыцкая и кабардинская конницы участвовали в войнах с Польшей, ходили в походы на Крым.

Когда российские власти, купцы и предприниматели, русские феодалы допускали насилия и произвол в отношении местного населения, оно с оружием в руках отстаивало свои интересы. На исходе XVII в.

карельские крестьяне подняли восстание, когда их попытались приписать в качестве рабочих к одному из местных промышленных предприятий. В 1680-е гг. крупное восстание вспыхнуло в Башкирии в ответ на принудительную христианизацию.

Поволжские и приуральские народы приняли активное участие в восстании Степана Разина.

Окончательное присоединение Сибири. XVII в. стал поворотным временем в деле овладения Россией всей Сибирью, вплоть до берегов Тихого океана. Опираясь на крепости в верхнем и среднем течении Енисея, на торговые поселения и форпосты в устьях рек близ побережья Ледовитого океана, русские отряды продолжали двигаться на восток.

Бурятка

Что вело их в Сибирь? Завоевание новых земель под высокую руку русского царя, стремление служилых людей и торговцев к наживе в богатых пушниной и рыбой краях, неукротимая любознательность и тяга к открытию неведомых земель и народов.

На огромных пространствах Сибири жило много различных племён. Численность каждого из них была невелика. Их основным оружием были каменные топоры, лук и стрелы. На Енисее жили уже принявшие русское подданство ханты и манси.

Далее к востоку обитали ещё неизвестные русским людям восточносибирские народы: в Прибайкалье, по верховьям Ангары и Витима — буряты; к востоку от Енисея вплоть до Охотского побережья — эвенки (старое их название — тунгусы); в бассейне рек Лены, Яны, Индигирки и Колымы — якуты; в Южном Забайкалье и Приамурье — дауры и дючеры; на северо-востоке Сибири вплоть до Берингова пролива — коряки, чукчи, юкагиры; на Камчатке — ительмены.

Высокоразвитым для того времени хозяйством выделялись якуты и дауры. Последние имели постоянные контакты с китайцами.

Правительство Михаила Романова выдвинуло масштабные хозяйственные задачи, связанные с освоением Урала и Сибири.

По велению царя были приглашены иностранные мастера горного дела для поиска полезных ископаемых.

Вместе с царскими чиновниками они выехали в Приуралье и Сибирь, где вскоре стали строиться первые медеплавильные и железоделательные заводы (Нерчинский и др.). Владельцы их получали льготы.

В эти же годы русские люди дошли до Енисея и основали город Красноярск. В отношении к вновь присоединённым народам правительство России проявляло большую осмотрительность. Крепостное состояние не распространялось на народы Поволжья и Сибири.

Чукча

В 1624 г. указом Михаила воеводам предписывалось бережное отношение к чувашам, мордве и казанским татарам: убытков не причинять и на дворе у себя работать не заставлять, а за взятый корм платить столько, сколько он стоил, детей насильно не крестить и из родных мест силком не увозить.

Воеводам и служилым людям в Сибири царь приказывал обид и налогов отнюдь никому не чинить, собирать положенные сборы ласкою и приветом, а не жесточью. цель состояла в том, чтобы Сибирская земля заселялась, а не пустела.

Начиная с 1630-х гг. русские землепроходцы продолжали освоение обширных пространств Сибири. Сибирские воеводы из Тобольска, Енисейского острога и Мангазеи (торгового посёлка и порта на реке Таз, неподалёку от Обской губы) направили отряды на разведку новых земель и для установления податей с местного населения.

В начале 1630-х гг. первые отряды служилых людей появились на Лене. Построенный здесь острог подвергся нападению местных жителей во главе с тойонами (князьями). Но лук и стрелы были слабым оружием против пищалей и пушек. На Лену прибыли новые отряды и направили воеводам сообщения, что Якутская земля людна и скотна, что якуты еоисты и не хотели государева ясаку дать.

Борьбу с русскими возглавили тойоны. Один из них, Тынина, нанёс царским отрядам несколько поражений. В ходе дальнейших боев и переговоров удалось склонить якутских вождей к вступлению на государеву службу. Некоторые из тойонов получили титул улусских князцов. Центром русского влияния в крае стал Якутский острог — будущий Якутск.

Следом за служилыми людьми в Сибирь двигались промысловики, а потом и крестьяне. Три года требовалось, чтобы из центра России добраться до Лены. Из этих земель потоком пошёл ясак — шкуры соболей, горностаев, лисиц, высоко ценившийся моржовый клык.

Якут

Якутский острог стал базой, откуда снаряжались экспедиции служилых людей далее на восток. Одни отряды направлялись к Охотскому морю и к реке Амур, другие переваливали через Верхоянский хребет и шли в верховья Яны и Индигирки и на среднее течение Колымы, третьи двигались от устья Лены морем к устью Колымы.

Солнечные часы. XVII в.

Землепроходцы и первооткрыватели. Продвижение русских на восток заключалось не только в подчинении и освоении Восточной Сибири, постройке многочисленных острогов и зимовий.

Землепроходцы в отписках давали подробные описания новых мест, рассказывали о здешних племенах и народах, образе их жизни. Среди первооткрывателей Сибири следует назвать служилого человека И.Ю. Москвитина, казака С.И.

Дежнёва, служилого человека В.Д. Пояркова, торгового человека Е.П. Хабарова.

Отряд И.Ю. Москвитина на рубеже 1630—1640-х гг. первым достиг побережья Охотского моря и вышел к Тихому океану. Москвитин писал, что «леса здесь соболиные, зверя всякого много, реки — рыбные, а рыба большая Столько её множество, только неводь запустить, и с рыбою никак не выволочь».

Жившие здесь тунгусы много раз приступали с боем к стоянке русского отряда, но потом согласились платить ясак.

Экспедиция С.И. Дежнёва в составе более 100 человек на семи кочах (небольших судах) двинулась летом 1648 г. от устья Колымы Северным Ледовитым океаном на восток.

Дежнёв стремился разведать новые земли, выяснить, как далеко простирается материк на восток, заполучить новых плательщиков ясака.

Землепроходцы попали в шторм, часть судов погибла, а выбравшихся на берег людей перебило местное население — чукчи.

Три коча во главе с Дежнёвым продолжили путь. Он первым дошёл до северо-восточного выступа Азии, который местные жители называли Большим каменным носом (позднее мыс получил имя Дежнёва), и прошёл Беринговым проливом, отделявшим Азию от Америки.

Это было одно из крупнейших географических открытий XVII в.

Пройдя мыс, Дежнёв попытался пристать к берегу, но чукчи атаковали пришельцев. Пришлось уходить. Коч Дежнёва выбросило на пустынный остров. Спасаясь от холода, землепроходцы ночевали в вырытых снежных ямах. С трудом добрались они до реки Анадырь, надеясь, что река выведет их к людям.

Коч. Реконструкция

К весне 1649 г. с Дежнёвым оставалось лишь 12 человек. На самодельных лодках они проплыли к верховьям реки и встретились с русскими служилыми людьми, добиравшимися сюда посуху. Это плавание золотыми буквами вписало имя Семёна Дежнёва в историю мировых географических открытий. Сибирь была пройдена до конца, до побережья Тихого океана.

В середине 1640-х гг. из Якутского острога в сторону Амура ушла экспедиция Василия Пояркова.

Отряд в 132 человека шёл по сибирским рекам на юг. Зимой передвигались на нартах и делали передышки в зимовьях. От голода и болезней гибли люди, тунгусы враждебно встречали пришельцев.

Наконец Поярков достиг Амура. Край поразил его своим богатством, красотой и привольем.

Перезимовав, сильно поредевший отряд Пояркова спустился на ладьях вниз по Амуру, вышел в Охотское море, а затем уже сушей вернулся в Якутск.

Дело Пояркова продолжил через несколько лет Ерофей Хабаров. В 1650—1651 гг. он дважды появлялся на Амуре, а потом приступил к систематическому исследованию края. Хабаров прошёл на судах весь Амур, построил укреплённый острог, неоднократно бился с местными жителями и заставил их платить ясак.

Продвижение русских на Амур вызвало озабоченность маньчжуров, правивших в Китае. Маньчжурские отряды попытались выбить Хабарова из крепости, но неудачно. Ему удалось сохранить здесь русское присутствие. С этого времени началось противоборство России с Китаем на дальневосточных рубежах.

В 1689 г. в Нерчинске был заключён русско-китайский мирный договор. Россия сохраняла за собой Забайкалье и верховья Амура, но отзывала отряды со спорных территорий. Долгое время их границы не были определены. Между Россией и Китаем стали развиваться торговые отношения.

Памятник Е.П. Хабарову в Хабаровске

Освоение Дальнего Востока. На исходе XVII в. был присоединён и начал осваиваться Дальний Восток. В 1697 г. с реки Анадырь зимой на оленьих упряжках ушёл на Камчатку отряд служилых людей под предводительством казака В. В.

Атласова. За два года Атласов тщательно обследовал полуостров. Где ласкою и приветом, где с боями он присоединил к России новые территории.

В Якутск поступили первые сведения о Курильских островах, об острове Сахалин, о Японии и Американском континенте.

Освоение Сибири и Дальнего Востока происходило непросто. Воеводы, служилые люди, промысловики не всегда выполняли рекомендации правительства о гуманном обращении с населением присоединённых территорий, произвольно увеличивали ясак, обирали и обманывали местных жителей. В ответ вспыхивали восстания.

Присоединение Сибири к России имело историческое значение. Оно способствовало включению огромных территорий в лоно мировой цивилизации. Это были русские великие географические открытия на востоке. Здесь появились более развитое земледелие, города, торговля.

С приходом русских прекратились кровопролитные столкновения племён. Начался процесс обмена производственным опытом, навыками в освоении края между русскими людьми и местными жителями. Россия приобрела природную кладовую, полную уникальных лесов, богатейших рыбных рек и озёр, полезных ископаемых, драгоценных металлов.

Эту кладовую стали разрабатывать совместно все народы Сибири.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что вам известно о проникновении русских в Сибирь до XVII в.?

2. Какие причины приводили к продвижению русских в Сибирь?

3. Охарактеризуйте уклад жизни и занятия нерусских народов. Как повлияло на их жизнь вхождение в состав России?

4. Дайте характеристику политики России в отношении нерусских народов страны.

5. Назовите имена крупнейших русских землепроходцев и первооткрывателей и охарактеризуйте их вклад в изучение Сибири и Дальнего Востока.

Источник: https://trojden.com/books/russian-history/russian-history-10-class-part-1-saharov-2012/29

Рабочая тетрадь по истории России. Данилов. 7 класс. Народы России в XVII в

20. Народы Поволжья в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока.

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности — ГДЗ к рабочей тетради по истории России. Данилов. 7 класс

НАРОДЫ РОССИИ В XVII В.

Задание 1. Перечислите народы, входившие в состав населения России в XVII в., используя текст параграфа и иллюстрации (с. 81—85 учеб­ника, часть 2). Сравните их образ жизни.

Русские, украинцы, народы Поволжья (татары, марийцы, чуваши, мордва, удмурты, башкиры), народы Поморья (карелы, саамы, коми-зыряне), народы Кавказа (кабардинцы, имеретинцы, кахетинцы), народы Сибири и Дальнего Востока (ненцы, эвенки, буряты, якуты, юкагиры, чукчи, коряки, ительмены (камчадалы), айны (курилы), дауры) и др.

Образ жизни этих народов отличался в зависимости от природно-климатических условий территории их проживания. Народы равнин и предгорий занимались земледелием и скотоводством, народы Поморья в основном занимались рыбалкой, народы Сибири и Дальнего Востока — охотой, собирательством и рыбалкой.

Задание 2. Заполните таблицу «Народы Сибири и Дальнего Вос­тока в XVII в.».

Название народаТерритория проживанияОсновные занятия и особенности жизненного уклада
бурятыПо берегам Ангары и БайкалаКочевой народ. Основные занятия: скотоводство, рыбная ловля, земледелие. Появилась родоплеменная знать.
якуты (саха)Северо-Восточная СибирьЖили в юртах. Основные занятия: скотоводство, охота, рыболовство. Заготавливали сено на зиму для скота. Занимались производством молочных продуктов. Гончарное и кузнечное ремесла. Появилась родоплеменная знать.
юкагирыКрайний северо-восток СибириОсновное занятие: оленеводство. Каменные орудия труда, деревянная посуда.
эвенки (тунгусы)От Енисея до Охотского моряЖили в чумах. Основные занятия: охота и рыбная ловля. Сохранился родовой строй.
корякиКрайний северо-восток СибириОсновное занятие: оленеводство. Каменные орудия труда, деревянная посуда.
чукчиКрайний северо-восток СибириОсновное занятие: оленеводство. Каменные орудия труда, деревянная посуда.
ненцыТундра от Европейского Севера до низовьев ЕнисеяЖили в чумах. Основные занятия: оленеводство, рыбная ловля, охота на пушного зверя.
ительмены (в последствии после контактов с русскими стали называться камчадалами)Камчатка, Магадан, ЧукоткаОсновное занятие: рыбная ловля, собирание трав. Каменные орудия труда, деревянная посуда.
айны (курилы)Камчатка, Сахалин, Курильские островаЗагадочное древнее племя, жившее в Японии, на Курильских островах, Сахалине, появились около 13 тысяч лет назад. Основное занятие: рыбная ловля, собирание трав, охота. Искусные войны и охотники.
даурыПриамурьеЖили в укрепленных городах. Основное занятие: земледелие, огородничество, садоводство, скотоводство, охота, рыбная ловля.

Задание 3. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

  • 4. Один из народов Сибири. — Якуты
  • 5. Город, где в конце XVII в. был заклю­чён мирный договор между Россией и Китаем. — Нерчинск
  • 7. Народ, живший на Оби. — Ханты
  • 8. Народ, населявший местность от Енисея до Охотского побережья. — Эвенки
  • 10. Русский землепроходец, давший первые сведения о Кам­чатке, Сахалине, Курильских островах. — Атласов
  • 11, 13, 14. Народы северо-восто­ка Сибири. — Ительмены, Коряки, Юкагиры
  • 15. Русский землепроходец, впервые проплывший проливом между Азией и Америкой. — Дежнёв

По вертикали:

  • 1. Народ, живший в южном Забайкалье и в Приамурье. — Дючеры
  • 2. Один из народов северо-востока Сибири. — Чукчи
  • 3. Русский землепроходец, отряд ко­торого первым достиг берега Тихого океана. — Москвитин
  • 4. Налог, который вноси­ли в казну нерусские народы. — Ясак
  • 6. Народ, населявший верховья Ангары и Витима. — Буряты
  • 7. Русский землепроходец, начавший освоение Приамурья. — Хабаров
  • 9. Русский землепроходец, отряд которого впервые обследовал район реки Амура. — Поярков
  • 12. Река в Сибири. — Лена

Задание 4. На контурной карте отметьте разными цветами места расселения неславянских народов Европейской России, места расселения народов Сибири.

  • Неславянские народы Европейской России (обозначены красными большими буквами): карелы, саамы, коми-зыряне, чуваши, мордва, татары, башкиры, калмыки, адыги, ненцы.
  • Народы Сибири (обозначены тёмно-синими большими буквами): ненцы, ханты, манси, татары, тунгусы (эвенки), буряты, якуты, эвены, эвенки, юкагиры, коряки, ительмены, дауры, нивхи, айны.

Задание 5. Используя Интернет, напишите эссе на тему «Народы России: наша общая история»

Скачать эссе «Народы России: наша общая история»

Начиная с XVI века Россия начинает активно расширять свою территорию за счет присоединения и освоения новых земель. Десятки племен и народов вошли в многонациональную семью под названием Россия. Однако по сей день существуют разные точки зрения на наш многонациональный состав.

Одни считают, что Россия стала «тюрьмой» для народов. Другие видят в таком сотрудничестве безусловные выгоды для всех вошедших в состав Российского государства народностей.

Было ли присоединение новых земель необходимым и логичным с точки зрения исторического процесса? Что оно принесло многочисленным народам: благо или несчастье?

Для ответа на эти вопросы следует обратиться к историческим фактам и сравнить процессы освоения новых территорий разными странами. Эпоха Великих открытий не обошла Россию стороной.

Конечно же мы не открыли нового континента, но для русских первопроходцев и исследователей все осваиваемые земли, так же как и для Колумба Америка, были практически неизведанными, полными загадок и тайн.

Поэтому для нас освоение Урала, Сибири и Дальнего Востока имеет такое же значение, как и все Великие географические открытия.

Освоение новых территорий Россией стало закономерным историческим процессом, свидетельствующим о развитии общества, знаний и технологий. В этом историческая логика полностью соответствует духу эпохи. Многие активные люди из разных стран в это время отправились в неизведанные края с разными целями.

Кто-то хотел добиться богатства, кто-то – увеличить мощь и влияние своей родины, кто-то отправился в путешествие из-за неутолимой жажды исследователя.

В результате на карте мира появились новые земли, ставшие колониями нескольких европейских государств, неизмеримо увеличив их богатство и международное влияние.

А что принесло освоение Сибири для России? Можно ли считать присоединение малочисленных сибирских народов большим достижением, повлиявшим на богатство и влияние нашего государства? Скорее всего, вряд ли — у России и так было слишком много проблем, чтобы вешать себе на шею еще и проблемы других народов, а также тратить силы и средства на удержание таких обширных территорий. Да и взимаемый с сибирцев ясак был настолько незначительным, что о каких-либо баснословных богатствах говорить не приходилось. Однако, так могло казаться только на первый взгляд. Освоение Сибири и Дальнего Востока оказалось долгосрочными инвестициями, и сегодня Россия обладает богатейшими запасами природных ресурсов этого региона.

В отличии от европейского колонизационного процесса российская экспансия носила преимущественно мирный характер. Присоединенные к России народы не порабощались и не истреблялись. Зачастую они сохраняли свой быт, обычаи и верования.

Конечно, истории известны случаи и жестокостей, и обмана туземных племен, и даже насильной христианизации. Но все это не носило массовый характер. Да и сами русские люди, бывало, претерпевали от собственного государства куда большие лишения и жестокости.

Достаточно вспомнить преследование староверов. Кроме того, многие народы присоединялись к России абсолютно добровольно, ища защиты от чужеземной агрессии: например, кавказские народы кахетинцев, имеретинцев, ингушей, осетинцев, кумыков, абхазцев, кабардинцев и т.д.

Многочисленные народы Сибири и Дальнего Востока были присоединены к России в результате освоения русскими первопроходцами этих территорий.

Что же получили присоединенные к России народы? На мой взгляд, они многое приобрели, не потеряв практически ничего.

Россия на тот момент была достаточно развитым государством и русские купцы и переселенцы развивали торговлю с местным населением, делились новыми технологиями земледелия и скотоводства, передавали опыт строительства жилищ, вели миссионерскую и образовательную деятельность и т.д.

Фактически, присоединенные народы получили мощный стимул к развитию, покровительство сильного государства, улучшили свое благосостояние, обогатили культуру. В свою очередь, русские, знакомясь с новыми для них народами, так же перенимали у тех их опыт, умения и обычаи.

Конечно же, вместе с «благами цивилизации» русские приносили и отрицательный опыт. Например, сибирские народы впервые испытали на себе действие спиртных напитков, алчность и коварство некоторых русских, казачью жестокость и разгильдяйство. Да, они впервые познакомились со всем этим, а русским людям приходится с этим «отрицательным опытом» жить всю жизнь.

Так или иначе, обогащая друг друга, народы России превратились в одну единую, крепкую семью.  Каждый народ сохранил свою самобытность, но при этом взял от других что-нибудь нужное для себя. Никто не заставляет народы считать себя русскими, но они живут в России и чувствуют себя россиянами. И все друг друга считают своими.

Еще Достоевский выделял такое качество русского человека, как восприимчивость к культуре других народов, принятие и «извинение» иных идеалов, терпимость к чужим обычаям, нравам, вере.

Веротерпимость как исконное качество русской нации выражено в самом духе русской государственности как многонациональной, вобравшей в себя различные идеологические и религиозные конфессии.

Источник: https://history-gdz.ru/rt-danilov-7-samostoyatelnaya4/

Uchebnik-free
Добавить комментарий