20. Государственно-правовой (политический) режим: понятие, виды, его особенности в РФ.

Вопрос 20. Государственно-правовой (политический) режим: понятие, виды, его особенности в РФ

20. Государственно-правовой (политический) режим: понятие, виды, его особенности в РФ.

Государственно-правовой (политический) режим –это совокупность методов, способов и средств осуществления государственной (политической) власти.

Правовой режим – распространяется на правовую действительность, на отрасти права.

Признаки государственно-правового (политического) режима. Показывает:

1. степень участия народа в механизмах формирования государственной власти, а также сами способы такого формирования.

2. соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности.

3. характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации государственной власти непосредственно народом.

4. положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата.

5. место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти.

6. доминирование определенных методов (убеждения, поощрения, принуждения) при осуществлении государственной власти.

7. политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.).

8. меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

Демократический государственно-правовой режим –это такой режим, при котором высшей ценностью провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; закрепляется и обеспечивается выборность и сменяемость органов государственной власти; закрепляется и обеспечивается политический плюрализм, гласность, свободные СМИ; государственная власть способствует развитию гражданского общества.

Признаки демократического государственно-правового режима.

1.Провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

2.Решения государственной властью принимаются большинством с учетом интересов меньшинства.

3.Выборность и сменяемость органов государственной власти.

4.Народ – единственный источник власти.

5.Контроль населения за принятием политических решений.

6.Реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; всей полнотой власти в государстве не обладает ни один орган.

7.При осуществлении государственного управления доминируют методы убеждения, поощрения и компромисса.

8.Силовые структуры находятся под демократическим контролем общества.

9.Свободная деятельность оппозиционных политических партий, разнообразных общественных организаций.

10.Политический плюрализм – свободное выражение интересов всех социальных групп общества (а его показатели – деятельность различных политических партий и общественных организаций).

11.Гласность; средства массовой информации свободны от цензуры.

12.Наличие гражданского общества.

Авторитарный государственно-правовой режим –это специфический механизм осуществления государственной власти, где полнота государственной власти сосредоточивается в руках узкого круга лиц (властной элиты), действующих от имени государства в государственных интересах (в целях обеспечения государственной целесообразности) и сочетающих жесткие императивные методы регуляции в сфере идеологии и политики с диспозитивными методами воздействия в области экономики.

Признаки авторитарного государственно-правового режима.

1. Это государство, в котором власть не имеет непосредственного мандата народа, хотя и определяется законом.

2. Государственная власть произвольно осуществляется ограниченным количеством органов и лиц.

3. Прямо используются управленческий административный аппарат, вооруженные силы и карательные учреждения.

4. Права человека не имеют независимого статуса и верховенства в обществе.

5. Существует формальное требование соблюдения законов.

6. Сосредоточение всей полноты властных полномочий в руках ограниченного круга лиц (властной элиты).

7. Бессрочность исполнения властных полномочий, передача власти по воле самой власти.

8. Юридическая безответственность властных структур за принимаемые решения.

9. Введение в регулятивно-управленческий механизм двух систем воздействия: корпоративной и нормативно-правовой. При помощи первой регулируются взаимоотношения среди представителей властной элиты. Вторая необходима для обеспечения регуляции общественных отношений среди подвластных.

10. Допущение относительной свободы в сфере экономических отношений (разрешение частной собственности, частного предпринимательства, иностранных концессий, конкуренции государственного и частного экономических секторов и т.д.).

11. Определение и юридическое закрепление экономического статуса и государственных гарантий в отношении гражданского общества.

12. Жесткий государственный диктат в идейно-политической сфере, недопущение политической оппозиции.

13. Активное применение противоправных (нарушающих субъективные права и свободы граждан) методов воздействия (административный и судебный произвол, политический террор).

Тоталитарный государственно-правовой режим –это всеохватывающая, всеконтролирующая, всепроникающая власть, которая стремится к полному контролю над всеми сферами жизни общества (экономической, политической духовной), которая полностью поглощает гражданское общество.

Признаки тоталитарного государственно-правового режима.

1.Управление в обществе строится на началах всевластия административного аппарата или отдельных его лиц.

2.Это всевластие не определяется законом.

3.Из жизни общества исключается независимое правосудие.

4.Права и свободы игнорируются.

5.Общество находится под тотальным контролем административного аппарата, а также вооруженных сил и карательных учреждений.

6.Беспрепятственно подавляется личность.

7.Внеэкономическое принуждение к труду.

8.Политическое, экономическое, военное и идеологическое господство тоталитарной бюрократии (номенклатуры, партократии).

9.Политизированная иерархическая социальная структура (положение человека в обществе определяется его местом в структуре власти, отношением к власти).

10.Венчающая пирамиду тоталитарной бюрократии харизматическая фигура вождя, сосредоточивающего в своих руках верховную политическую, экономическую, военную и идеологическую власть.

11.Псевдодемократизм, имитация «народовластия» и заботы о благосостоянии народа (рабочих, трудящихся).

12.Мощные следящая и карательная система, способные обеспечить тотальный контроль; периодический массовый террор; псевдоправосудие как элемент карательной системы; фиктивность законодательства.

13.Милитаризованная экономика, подчинение внутренней политики интересам военно-промышленного комплекса, агрессивная внешняя политика.

14.Принудительная идеология, открытое отступление от которой карается как тяжкое преступление; мощный аппарат идеологического воздействия.

15.Нагнетание путем репрессий атмосферы страха, что обеспечивает тотальное повиновение; насаждение в обществе образа врага, что позволяет убедить часть населения в необходимости тотального контроля, репрессий, уничтожения некоторых социальных групп («врагов народа»).

Тоталитаризм имеет три разновидности: левый тоталитаризм (коммунизм), правый тоталитаризм (фашизм), религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм).

Фашистскому режиму как разновидности тоталитаризма присущи свои особенности:

а) основывается на расистской идеологии, провозглашающей одну нацию или народ в качестве высшей, элитной, а другие «неполноценные» народы должны обслуживать высшую расу либо подлежат уничтожению;

б) проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам, стремясь завоевать для высшей расы новые пространства.



Источник: https://infopedia.su/8x10ec3.html

20.Государственный (политический) режим: понятие и виды

20. Государственно-правовой (политический) режим: понятие, виды, его особенности в РФ.

Политический(государственно-правовой) режим(отлат.regimen— управление) — политическоеуправление,то есть совокупностьметодов,приёмовиформосуществления политических отношенийвобществе(государстве),или способ функционирования егополитическойсистемы.

Политическийрежим характеризуется методамиосуществления политической власти,мерой участия граждан в управлении,отношением государственных институтовк правовым основам собственнойдеятельности, степенью политическойсвободывобществе,открытостью или закрытостью политическихэлит с точки зрениясоциальноймобильности, фактическим состояниемправовогостатуса личности.

Политическийрежим — – это совокупность средств, атакже способов реализации государственнойвласти, которые проявляют ее характери содержание, это сочетание партийнойсистемы, способов ания и принциповпринятия решений, образующих конкретныйполитический порядок данной страны наопределённый период.

Словосочетание«политический режим» появилось взападной литературе еще вXIXвеке, а в широкий научный оборот вошлово второй половинеXXвека. Исследователи насчитывают всовременном мире существование 140 —160 различных политических режимов,многие из которых отличаются друг отдруга крайне незначительно.

Это определяетбольшое разнообразие подходов кклассификации политических режимов.

Терминомне является по причине разнообразиямнений исследователей и учёных.

Существуютследующие виды политического режима:

  1. авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

  2. переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;

  3. демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.

Признакиавторитарного политического режима:

  1. происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти;

  2. государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;

  3. происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;

  4. реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата;

  5. доминирование противоправных решений.

Выделяютследующие видыавторитарного политического режима:

  1. деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

  2. тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

  3. тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

  4. конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

Признакидемократического политического режима:

  1. осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

  2. реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

  3. полное подчинение государства праву;

  4. провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.

Выделяюттакже следующие виды демократическогополитического режима: 1) демократия участия (участие вуправлении страной всего населения);2) демократия многовластия, функционированиемножества центров политическойактивности, привлекающих гражданотстаивать свои интересы; 3) демократиясообществ, за каждым участникомсохраняется национально-религиозная,культурная самостоятельность.

Источник: https://studfile.net/preview/5252017/page:19/

Политический (государственный) режим: понятие и виды. — ТГП ответы

20. Государственно-правовой (политический) режим: понятие, виды, его особенности в РФ.

Политический режим — это система методов,способов и средств осуществления политической власти. Все измененияпроисходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются наего режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

По мнению одних авторов, политический режим и государственный режим одно итоже.

По мнению других авторов, понятие «политический режим» более широкое,поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти нетолько со стороны государства, но и со стороны политических партий, движений,объединений.

Понятиеполитический режим включает в себя следующие признаки:

-степеньучастия народа в механизмах формирования политической власти, а также самиспособы такого формирования;

-соотношениеправ и свобод человека и гражданина с правами государства;

-гарантированностьправ и свобод личности;

-характеристикуреальных механизмов осуществления власти в обществе;

-степеньреализации политической власти непосредственно народом;

-положениесредств массовой информации, степень гласности в обществе, прозрачностигосударственного аппарата;

-местои роль негосударственных структур в политической системе общества;

-соотношениемежду законодательной и исполнительной ветвями власти;

-характерправового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан идолжностных лиц;

-типполитического поведения лидерства;

-учетинтересов меньшинства при принятии политических решений;

-доминированиеопределенных методов (убеждения, принуждения) при осуществлении политическойвласти;

-политическоеи юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия,полиция);

-мераполитического плюрализма, в том числе многопартийности.

Различаютдемократический и антидемократический политические режимы.

Демократический режим(народовластие).

Признакидемократического режима:

1)провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

2)решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3)предполагается существование правового государства и гражданского общества;

4)выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти,их подотчетность избирателям;

5)силовые структуры (вооруженные силы, милиция);

6)доминируют методы убеждения и компромисса;

7)политический плюрализм (любой дееспособный гражданин может организовать илибыть участником любой политической партии), в том числе многопартийность,соревнование политических партий, существование на законных основанияхполитической оппозиции.

8)гласность средства массовой информации свободны от цензуры;

9)реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную(принимающую законы), исполнительную (осуществляющую принятые законы), судебную(разрешающую споры, и т.д.).

Различаютсяпрямая (непосредственная) и представительнаяформа демократии.

ü Прямая демократия позволяет осуществлятьвласть самим народом без политических посредников, которая проводится в жизньчерез институты народовластия: референдумы, собрания граждан, выборы, митинги,демонстрации.

Выборы, референдумы регламентированы нормативными актами, носятобязательный характер и не нуждаются в санкции государственных структур,остальные институты народовластия носят консультативный характер.

Однаконезависимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократииих влияние на механизм принятия полититических решений трудно переоценить, таккак в них находит выражение воля народа.

К положительным моментам прямой демократии можноотнести то, что она дает больше возможностей для выражения интересов граждан иих участия в политическом процессе, обеспечивает легитимизацию власти, контрольза политической элитой.

Недостатками прямой демократии являетсяотсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься даннойуправленческой деятельностью, низкая эффективность принимаемых решенийвследствие непрофессионализма большинства.

ü Представительная демократия позволяет осуществлятьвласть представителям народа — депутатам, которые призваны выражать интересыразличных классов, социальных групп, слоев, полит. партий и общественныхорганизаций.

Сильная сторона представительной демократиизаключается в том, что она дает больше возможностей для принятия эффективныхрешений, поскольку в этом процессе участвуют профессионалы, компетентные лица.

К недостаткам представительной демократииотносят: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции, отрывпредставителей власти от избирателей, принятие решений в интересах небольшинства граждан.

Антидемократические режимы -тоталитарные и авторитарные.

Тоталитарный режим возникает в ХХ веке,как реакция некоторых государств на необходимость экономического роста вусловиях враждебного окружения. Для данного режима характерно господство однойидеологии, наличие лидера, развита карательная система, агрессивная политика,контроль государства над всеми областями власти.

Признакитоталитарного политического режима:

1)государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественнойжизни;

2)общество отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо вполитическом сознании формируется представление о единстве власти и народа;

3)монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией,вплоть до личной жизни;

4)государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым отобщества каналам, окружена тайной, недоступна для контроля со стороны народа;

5)доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

6)господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата сгосударством, запрет оппозиционно настроенных сил, права и свободы гражданинаносят декларативный формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации;

7)устраняется плюрализм, централизация государственной власти во главе сдиктатором и его окружением.

Особойразновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, то естьрадикальный тоталитаризм. Впервые возникший в Италии (стремились к возрождениюРимской империи 1922 г.) и Германии (1933 г. господство арийской расы, высшаянация германская). Данный режим характеризуется культом вождя, воинственнымантидемократизмом, расизмом и шовинизмом.

Авторитарный режим рассматривается каккомпромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. С однойстороны авторитарный режим мягче, чем тоталитаризм, с другой стороны жестче,чем демократический.

Авторитарный режим — этогосударственно-политическое устройство общества, в котором политическая властьосуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа) при минимальномучастии народа.

Признакиавторитарного режима:

1)в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного илинескольких взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа отреальных рычагов государственной власти;

2)игнорируется принцип разделения властей ( на законодательную, исполнительную,судебную) зачастую президент исполнительно распорядительные органы подчиняютсебе все остальные органы;

3)роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

4)суд выступает вспомогательным органом;

5)сужена сфера действия принципов выборности гос.власти и должностных лиц;

6)сохраняется ограниченная цензура, полугласность;

7)существует частичный плюрализм;

8)права и свободы граждан провозглашаются, но реально не обеспечиваются в полноймере;

9)силовые структуры обществу неподконтрольны, используются в политических целях.

Авторитарныйрежим неоднороден по своему характеру.

Разновидностиавторитарного режима: деспотический, тиранический, военный и т.д.

Деспотическийрежим — произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.Характерен для стран Древнего Востока.

Тираническийрежим — основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестокихметодах ее осуществления. Устанавливается насильственным образом.

Военныйрежим основан на власти военной элиты, устанавливается как правило, врезультате военного переворота против правления гражданских лиц.

Источник: https://www.sites.google.com/site/tgpotvety/home/politiceskij-gosudarstvennyj-rezim-ponatie-i-vidy

Государственно-правовой режим:понятие, виды, его особенности в РФ

20. Государственно-правовой (политический) режим: понятие, виды, его особенности в РФ.

Политический режим — представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что «политический режим» это слишком широкое понятие для данного явления и предпочитают использовать несколько иное — «государственный (государственно-правовой режим)».

В отличии от понятий формы правления и формы государственного устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства, термин государственный режим характеризует её функциональную сторону — формы и методы осуществления государственной (а не иной) власти.

Выделяют следующие разновидности политических режимов:

Демократический — присущ, прежде всего, странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учётом конституционных положение о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д.

Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением. Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима.

Первая группа это формальные признаки: а) народ — основной источник власти; б) юридическое равенство всех граждан; в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений; г) выборность основных государственных органов.

Вторая группа это реальные признаки: а) развитые институты представительной и непосредственной демократии; б) гарантирование гражданам политических прав и свобод; в) свобода информации и независимость СМИ; г) партийный и политический плюрализм; д) разделение властей; е) независимость профсоюзов; ж) местное самоуправление; з) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия; и) признание этнических и других социальных меньшинств. Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы.

Авторитарный — при таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти, это лишь пустая формальность. Существует «искажённый» принцип разделения властей, и как результат этого искажения, явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.

Тоталитарный — режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан.

Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.

Переходный — в некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других — режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

Политическая обстановка в России неустойчива, социальная напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая ситуация в стране изменчива, подвижна, то и политический режим может развиваться по одному из нескольких вариантов.

В последние годы политическим ориентиром реформаторов первой волны был праволиберальный (буржуазно-демократический) политический режим.

Его социальной опорой обычно служит обширный средний класс, который в России пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у этого режима, похоже, немного. Во всяком случае результаты парламентских выборов 1993 и 1995 гг.

показали, что такие праволиберальные группировки, как «Демократический выбор России» и «Партия экономической свободы», не пользуются поддержкой широких слоев населения.

Весьма перспективен в нашей стране социал-демократический вариант политического режима скандинавского образца.

В политической сфере для него характерны широкая политическая демократия, демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные реформы и эволюционный путь развития общества.

В социально-экономическом плане — это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и среднего бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально ориентированный рынок.

Предпосылками для перехода к социал-демократическому режиму служат коллективно-общинные традиции России, приверженность широких народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность экономики к государственно-правовому регулированию.

Этот режим мог бы иметь прочную социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и движения в России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу программ, объединяющих идей и концепций, поэтому их возможности пока слабо реализуются.

На основе взаимодействия социал-демократических и национально-патриотических движений могут возникнуть смешанные политические режимы. Их социальной базой могут стать не только широкие слои населения, но и военнослужащие, предприниматели.

Однако стремление национал-патриотов (в случае прихода их к власти) решать сложные проблемы простыми способами (например, попытки возродить административно-территориальное государственное устройство) может ускорить процесс отсоединения от России многих национально-государственных образований, что приведет к неизбежному ее распаду.

Не исключена в России и жесткая диктатура мафиозно-криминального капитала. Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов.

Какой из названных вариантов политических режимов станет реальностью в Российском государстве, покажут время и степень мудрости.

Источник: https://studopedia.su/20_75219_gosudarstvenno-pravovoy-rezhimponyatie-vidi-ego-osobennosti-v-rf.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий