2.Текст как дидактическая единица.

Сообщение на тему

2.Текст как дидактическая единица.

МОУ Борисоглебская СОШ №6

Стерликова Раиса Ивановна учитель начальных классов ВКК.

Текст как дидактическая единица русского языка и развития речи учащихся.

Преподавание русского языка в начальной школе подчинено решению следующих задач: ознакомлению школьников с системой языка, его основными категориями; развитию связной речи учащихся.

«Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учениками совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме.

При этом знания и умения по русскому языку и речеведению составляют для обучающихся фундамент , на котором происходит овладение речевыми умениями.» (Рамзаева Т.Г. Программа по русскому языку для 1-4 классов.)

В методике накоплен богатый материал по развитию речи и изучению единиц языка. Вопреки этому нередко система языка изучается в отрыве от развития речи школьников. Так, Н.А.

Ипполитова отмечает, что причина многих методических ошибок заключается в том, что в процессе изучения русского языка в школе сначала изучается то или иное явление ,а затем оно «привязывается» к речи.

Отсюда вытекает важная методическая задача:обеспечение органического единства двух направлений- ознакомление с языком и развитие речи. На решение этой задачи неоднократно обращали внимание многие учёные 19-20 столетий.

По мнению ряда современных исследований, язык должен рассматриваться не как совокупность отдельных единиц, а как во взаимосвязи всех его элементов, в специально организованном целом. Таким целым выступает текст. Текст – это образец правильной и красивой речи.

В языкознании под текстом понимается некоторое упорядоченное множество предложений, объединённых различными типами лексической, грамматической, логической связи, способное передавать информацию.

1.Текст-это языковая единица,так как в нём представлена вся стихия языка.Он объединяет все элементы,компоненты языка,все его составляющие в определённую систему.

2.Текст-это единица речи,поскольку представляет собой конкретное речевое произведение в устной и письменной форме.Текст как речевая единица является средством общения, познания.

3.Текст является определённым гарантом единства в условиях языка и развития речи в процессе преподавания русского языка, поскольку,во-первых, текст одновременно есть единица языка и речи,и, во-вторых,текстовый уровень- высший уровень изучения языковых явлений.

4.Н .И.Жинкин справедливо заметил ,что развитие речи учащихся идёт путём вычленения элементов из целого, а не путём составления элементов из целого.В свою очередь Н.А.

Ипполитова выдвигает принцип изучения языковых понятий на текстовой основе, который предполагает рассмотрение языковых «свойств» и функциональных возможностей в структуре текста, в условиях естественного проявления их значений и текстообразующей роли, что позволяет органически соединить два направления, связанных с процессом познания языковой системы в школе – освоение структурно – семантических признаков изучения явлений и формирование речевых умений учащихся.

Рассмотренные положения дают основание утверждать, что текст не только является основной единицей языка и речи, но и должен быть и дидактическим средством на уроке русского языка.

Для этого систематическое использование тестовых упражнений в процессе изучения различных тем русского языка должно сопровождаться глубокой, тщательно спланированной работой по изучению текста как единицы языка.

Эффективное использование учителем текстовых упражнений возможно при условии успешного освоения учащимися основных понятий и особенностей текста, его специфики как языковой единицы.

В традиционной системе обучения ( автор учебника «Русский язык» Т.Г.Рамзаева) работа по изучению текста имеет следующее содержание:

.Понятие «текст».

.Основные признаки текста.

  1. Тема текста; умение её определить.

  2. Основная мысль текста; умение её определить.

  3. Заголовок текста; умение озаглавить текст, опираясь на его тему и основную мысль.

  4. Средства связи между предложениями текста (синонимы, местоимения, союзы и т. д.); умение найти эти слова и использовать их в своих высказываниях.

  5. Средства связи между частями текста (слова вдруг, однажды, потом, вокруг, всё, до, и); умение найти эти средства связи.

.Типы текста.

  1. Текст – повествование, его характеристика.

  2. Текст – описание, его признаки.

  3. Текст – рассуждение, его особенности.

  4. Тексты смешанного типа.

.Композиция текста.

  1. Начало.

  2. Основная часть.

  3. Концовка.

.Функционально – стилевые типы текстов.

  1. Художественный тип текста.

  2. Научный (научно – популярный, научно — публицистический) тип текста.

Как показывает практика, освоение учащимися данного содержания проходит более эффективно, если существенно увеличить их умственную самостоятельность, творческую и речевую активность, осознанность в процессе изучения указанных тем.Здесь может помочь методика обучения русскому языку средствами субъективизации ( автор доктор пед. наук Г.А.Бакулина).

В соответствии с принципами этой методики учащимся передаётся часть функций учителя: они самостоятельно формулируют тему и цель урока; определяют тему минутки чистописания и словарно – орфографической работы; не получая знаний в готовом виде,принимая непосредственное участие в освоении и изучении нового материала; сами составляют задания к выполняемым на уроке упражнениям. Такой подход увеличивает глубину познания, качество усвоения нового материала, параллельно решается задача интенсивного речемыслительного развития школьников.Деятельность обучающегося с первых дней обучения становится предельно осознанной, активной, очень увлекательной, направленной на развитие важнейших качеств его интеллекта.

В соответствии с принципами данной методики во время работы с текстами упражнений требуется соблюдений ряда условий.

Во – первых , тексты должны иметь воспитывающе – познавательный характер.Это позволит воздействовать на нравственно – этические качества учащихся, совершенствовать их знания об окружающем мире, поддерживать интерес к русскому языку.

Во – вторых ,текст обычно предъявляется детям в незавершённом виде, без сформулированных к нему заданий. Дети на основе проведённого анализа (деформированный текст,незаконченный текст, текст с пропущенными в нём частями, предложениями или словами) и дополнительной записи ( таблицы, схемы, справки и т. д.) самостоятельно формулируют задания и восстанавливают или составляют текст.

В – третьих, работа с текстом завершается выполнением школьниками дополнительных заданий поискового характера из разных разделов русского языка, составленных на материале написанного текста в нетрадиционной форме. От текста к тексту задания меняются и усложняются.

Они направляют дествия учащихся, но не содержат конкретных указаний, способствуя тем самым углублению их языковой грамотности. Определённая новизна просматривается и во время записи текста.Нередко дети пишут в тетради не весь текст, а только его часть.

Но какую часть текста писать определяют сами по указанным ориентирам.Причём ориентиры носят неконкретный характер, чаще всего они связаны с изучаемой на уроке темой и отправляют детей в увлекательный мир поиска.

Например, напиши ту часть текста, в которой большинство глаголов имеет проверяемую безударную гласную в корне. Или напиши текст, который соответствует данной теме урока и т. д.

Таким образом, средства субъективизации в корне меняют специфику и результаты выполнения текстовых упражнений. Всегда присутствующая ситуация поиска поддерживает интерес школьника к работе с текстом на всех её этапах. Не содержащие конкретных указаний задания, эффективно работают на углубление языковой грамотности учащихся.

Отсутствие стереотипа заставляет каждый раз мобилизовать внимание и мышление, усиливает положительный эмоциональный настрой школьника.Привлечение ученика к формулированию заданий ,кроме развития важнейших интеллектуальных качеств, увеличивает его статус в учебном процессе.

Всё это, безусловно, и в большей степени влияет на качество обучения русскому языку.

Использованная литература.

  1. Программа по русскому языку для четырёхлетней начальной школы. Рамзаева Т.Г. Планирование системы уроков.М.,2002год.

2.О.И.Смирнова. Текст как дидактическая единица русского языка и развития речи учащихся.Журнал «Начальная школа», №6,2007год.

3.Бакулина Г.А.Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. Киров.,2000год.

4.Тураева З.Я. структура и симантика.М.,1986год.

5.Жинкин Н.И.Язык – речь – творчество.М.,1998год.

6.Ипполитова Н.А.Текст в системе обучения русскому языку в школе.М.,1998год.

Источник: https://infourok.ru/soobschenie-na-temu-tekst-kak-didakticheskaya-edinica-russkogo-yazika-572435.html

Дидактическая единица

2.Текст как дидактическая единица.

Определение 1

Дидактическая единица – это одна из предметных тем, которая подлежит обязательному освещению в процессе обучения.

Изучение конкретной учебной дисциплины или предмета предполагает освоение достаточно большого объема учебного материала. Для того, чтобы освоение было результативным, не возникало переутомления и перегрузок учащихся, учебный материал принято структурировать. Структурирование зависит от поставленных целей. Каждый элемент структурной части принято называть дидактической единицей.

Замечание 1

Дидактическая единица — это логичная и самостоятельная часть содержания учебного материала, которая представляет собой целостный по смысловому значению и выполняющий конкретную функцию по реализации поставленных целей в освоении учебного предмета элемент.

Дидактические единицы имеют конкретные цели, в зависимости от которых осуществляется их предметное наполнение.

Если ставится воспитательная цель, то учебный материал дидактической единицы будет направлена на воздействие ценностной сферы личности ребенка (биографии знаменитых людей, эмоциональные и яркие примеры из жизни, обращение к личному опыту и т.д.).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В том случае если ставится цель освоения учащимися определенной системы научных знаний, то необходимо наполнять дидактическую единицу материалами об ученых, разработанных теориях, развитии наук и т.д.

Если целью ставится развитие у учащихся определенных умений, то побирается материал, соответствующий осваиваемым знаниям: инструкции, методические рекомендации, памятки и т.д. Кроме того необходима и практическая часть. Это может быть показ, демонстрация случаев из практики или жизненных.

Замечание 2

Таким образом, для удобства весь учебный материал принято измерять дидактическими единицами.

Объем и структура дидактической единицы по своему содержанию и структуре соответствует таким компонентам как понятие, теория, закон, факт, объект, явление и т.п. Отличие от базовой учебной дисциплины заключается в том, что дидактическая единица имеет конкретную цель.

Виды дидактических единиц

Основными дидактическими единицами выступают:

  • Теоретические знания
  • Сведение о ведущих методах и способах воспитательно-образовательной деятельности, которые заложены в основу формирования у учащихся предметных умений.

Замечание 3

Дидактические единицы являются своеобразным ориентиром для отбора необходимого содержания учебной дисциплины, изложенного в государственных программах и стандартах по каждому конкретному предмету

Дидактические единицы включены во все школьные учебники. Для того чтобы их отличать друг от друга, каждую принято выделять специальным шрифтом.

Освоение дидактической единицы требует от учителя развернутого изложения учебного материала. Задача учащихся осознанно усвоить полученный материал и прочно закрепить.

Уровень усвоения и закрепления осуществляется посредством проведения контрольных и самостоятельных работ.

Освоение дидактической единицы может занять несколько уроков. Изучение дидактической единицы является обязательным для освоения учебного предмета и оказывает значительное влияние на оценку результативности обучения.

Для того, чтобы вся педагогическая деятельность осуществлялась систематично принято выделять следующие их следующие виды:

  1. Основные дидактические единицы – реализуются в процессе тематического планирования уроков.
  2. Второстепенные дидактические единицы – элементы учебного материала, используемые педагогов в процессе обучения с целью раскрытия содержания основных элементов дисциплины, формирования у учащихся необходимого познавательного интереса, а также с целью раскрытия причинно-следственных связей и эмоционально-образного воздействия. Для данных дидактических единиц не предусмотрено развернутое содержание, чаще всего они представлены в сжатом виде, а их освоение не носит обязательный характер. В основном второстепенные дидактические единицы используются в рамках одного учебного урока, работа по их закреплению и последующему контролю уровня знаний не предусмотрена.
  3. Отсроченные дидактические единицы – основные знания, хранящиеся в памяти учащихся длительное время. Данные дидактические единицы не представляют собой развернутый учебный материал, это могут быть тезисы, определенные сведения, детали и т.д. Отсроченные знания необходимы для того, чтобы во время проверочных работ педагог мог сформировать представление об общем уровне знаний учащихся по всему изучаемому курсу или предмету.
  4. Текущие дидактические единицы – это единицы, которые учащиеся воспроизводят во время проверочного опроса, они представляют собой развернутые знания по изучаемому предмету. В процессе обучения текущие единицы постепенно переходят в отстроченные, а часть их может быть и вовсе утрачена.

В рамках конкретного учебного предмета или курсе различают следующие виды дидактических единиц:

  1. По отношению к образовательному стандарту:

    • нормативные дидактические единицы
    • дополнительные дидактические единицы
  2. По познавательной значимости:

    • основные дидактические единицы
    • второстепенные дидактические единицы
    • дополнительные дидактические единицы
  3. По времени усвоения:

    • текущие дидактические единицы
    • отстроченные дидактические единицы

Довольно часто одни и те же учебные сведения могут быть представлены учащимся, как в развернутом, так и в сжатом виде.

Это зависит от того в рамках какой учебной дисциплины учащимся преподносится данная информация, например, сведения о правосознании могут быть рассмотрены как в рамках учебного предмета психология, так и в рамках политологии.

Только в одном предмете это будет основная дидактическая единица, а в другом дополнительная. Соответственно и представляемые сведения в одном случае будут сжаты, а в другом развернуты.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/didakticheskaya_edinica/

Текст как дидактическая единица на уроках русского языка

2.Текст как дидактическая единица.

Текст стал предметом активного внимания методистов со второй половины ХХ века. В новом поколении учебников по русскому языку текст является обязательной дидактической единицей учебного материала.

Текст в методике преподавания русского языка используется как предмет обучения, а также как средство обучения иным языковым единицам: словам, предложениям, сложным синтаксическим целым, которые изучаются в структуре текста и усваиваются как важные компоненты речи.

При работе с текстом обучение проходит «не только на основе подражания образцам, происходит и «самонаучение», что постепенно приводит к формированию языковой личности, обладающей индивидуально-авторским стилем, личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове…» [Пахнов, 2000, с.

5]
При каких условиях текст становится дидактической единицей? Как на уроках русского языка познакомить школьников с системой, структурой, основными понятиями и категориями языка и одновременно способствовать развитию у них связной речи? Именно эти вопросы имеют первостепенное значение для учителей, методистов, лингвистов, филологов.

Для начала определимся, что же такое текст?

Интуитивное представление о том, что такое текст, имеют все, тем не менее в настоящее время существует множество разногласий о природе текста, его назначении. Из-за многоплановости и многоуровневости текста до сих пор не существует единого определения этого понятия.

Отечественный лингвист, лексикограф И. Р.

Гальперин в книге «Текст как объект лингвистического исследования» так определяет этот термин: «Текст – произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [Гальперин, 1981, с.18]

«Текст – это письменное по форме речевое произведение, принадлежащее одному участнику коммуникации, законченное и правильно оформленное», — такова точка зрения Н. Д. Зарубиной [Зарубина, 1981, с.11]

М. И. Откупщикова, автор известного труда «Синтаксис связного текста», справедливо отмечает, что текст «представляет собой почти жестко фиксированную, передающую определенный связный смысл последовательность предложений, связанных друг с другом семантически, что выражено различными языковыми способами». [Откупщикова, 1982, с.28]

Много определений текста построено на выдвижении на первое место коммуникативной природы текста. При этом одновременно подчеркиваются разные его свойства. Специалист в области психолингвистики В.А. Пищальникова подчеркивает особую эстетическую ценность текста как коммуникативного произведения.

Во всех приведенных дефинициях текста, несмотря на кажущиеся противоречия, есть много общего. Прежде всего, текст рассматривается как речетворческое произведение, как продукт речи, как основная единица речи.

Следовательно, для всех исследователей является бесспорным положение о том, что продуцирование текстов и их осмысление происходит в процессе познания действительности и коммуникации.

Все сходятся во мнении, что текст, как правило, реализуется в письменной форме, что текст — это законченное, завершенное произведение и, наконец, что он имеет собственную внутреннюю структуру, определенное строение, обладает средствами связности его частей.

Вернемся к тексту как к дидактической единице.

В методике работа над текстом осуществляется на основе речеведческих понятий, которые усваиваются в виде умений производить учебные действия с этими понятиями и правилами.

Текст – это не просто дидактическая единица, но универсальная дидактическая единица, позволяющая слить воедино два важнейших направления: познание системы формально-языковых средств языка и познание норм и правил общения. Неоценима роль текста в обучении всем, без исключения, видам речевой деятельности.

Связный текст выражает законченную мысль, дает материал для речевой практики, позволяет показать источник информации, словарь, все виды речевой деятельности, решает обучающие и воспитывающие цели занятия.

В идеале каждое занятие русского языка должно включать в себя работу с текстом. Такая работа совместима с любой программой по русскому языку.

Каждая синтаксическая тема, каждое явление языка должно изучаться на материале текстов: теория проверяется на практике, обучающиеся видят, как правила и законы синтаксиса реализуются на практике, то есть в тексте.

Один и тот же текст можно использовать неоднократно, каждый раз отыскивая в нем что-то новое.

Конечно, к тексту как основной дидактической единице обучения русскому языку предъявляются особые требования. Во-первых, в ходе анализа текста обязательно должна осуществляться взаимосвязь всех разделов курса русского языка.

Во-вторых, в тексте максимально полно должны быть представлены различные виды орфограмм, предложены все виды разборов.

В-третьих, тексты предлагаемые на уроках русского языка должны являться образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении, направленными на патриотическое воспитание учащихся, а также демонстрирующими звучность, выразительность, богатство русского языка.

Методике известны следующие задания по тексту:

  1. определить тему и основную мысль текста;
  2. найти лингвистические единицы (слова в определенной грамматической форме, или синтаксические конструкции, или слова с определенными лексико-семантическими характеристиками), определить их роль в тексте (соотносительность их использования с задачами, условиями и содержанием высказывания);
  3. указать средства связи частей предложения, предложений в тексте, абзацев;
  4. указать признаки текста в приведенном тексте или отрывке текста;
  5. определить тип текста (повествование, описание, рассуждение), подтвердить свое мнение анализом структуры текста и языковых средств (например, в рассуждении найти тезис, доказательства и вывод);
  6. проанализировать элементы текста, например, его название;
  7. указать условия и задачи речи, то есть охарактеризовать ситуацию общения, в которой может быть использовать анализируемый текст;
  8. определить стиль текста через анализ его стилевых черт (непринужденность, официальность; эмоциональность, отсутствие эмоциональности; образность, отсутствие образности и др.) и языковых средств;
  9. указать различия в текстах на одну тему, но разного стиля, жанра, композиции;
  10. найти недостатки исполнения в негативном (намеренно необразцовом) тексте.

Обязательное условие подобные занятий – выход в речетворческую деятельность учащихся, то есть создание школьниками собственного текста. Это может быть мини-сочинение, рассказ или художественная зарисовка.

О важности продуцирования учениками собственных текстов готовит и Е.И. Литневская.

Она справедливо подчеркивает, что работа на уроках русского языка с текстом «имеет не только познавательное, но и чрезвычайно важное практическое значение, так как является необходимой ступенью для создания собственных текстов».

[Литневская, 2006, с.507]
При изучении синтаксических тем, также в качестве идеального дидактического материала подойдет текст, а не отдельные искусственно созданные предложения.

Упражнения по тексту в рамках изучения тем синтаксиса могут быть следующими:

  1. Определить жанр речи и композиционную схему текста (линейная или параллельная).
  2. Преобразовать текст, перестроив бессоюзные сложные предложения в синонимичные им сложносочиненные или сложноподчиненные.
  3. Сделать синтаксический разбор предложений.
  4. Определить вид связи предложении в тексте.
  5. Определить способ подчинительной связи в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание)
  6. Определить вид предложения по цели высказывания.
  7. Объяснить постановку знаков препинания в предложении.
  8. Подчеркнуть главные/ второстепенные члены предложения.
  9. Найти и подчеркнуть обособленные и необособленные приложения в тексте.
  10. Найти в тексте односоставные предложения, определенно-личные, полные, неполные предложения. определить их вид.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа с текстом на уроках является не целью, а средством для развития связной речи у школьников. Воспроизведение, трансформация и информационная переработка текста имеют и самостоятельную ценность, и вспомогательную ценность как ступень формирования умения создавать собственные тексты.

Текст при обучении школьников связной речи выступает в качестве основной дидактической единицы, так как он позволяет слить воедино два важнейших направления: познание системы формально-языковых средств языка и познание норм и правил общения.

Именно в нем все единицы языка представлены в естественной ситуации, в естественном положении и окружении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. 3арубина, Н. Д. лингвистический и методический аспекты / Н.Д. Зарубина. — М., 1981.- 11с.
  2. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования/ И.Р.Гальперин. — М., 1981.- 18с.
  3. Ельмуратова, Г.Н. Текст как дидактическая единица обучения русскому языку [Электронный ресурс]/ Г.Н.Ельмуратова.- Режим доступа: http://repository.enu.kz/handle/123456789/6778. – Дата обращения 04.02.2016.
  4. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка/ под ред. Т.А. Ладыженской. — М.: Просвещение, 1997.- 232с.
  5. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, под ред. Е.И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
  6. Откупщикова, М.И. Синтаксис связного текста/ М.И. Откупщикова. – Л., 1982. 28с.
  7. Пахнов, Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей среды [Текст] / Т.М.Пахнов// Русский язык в школе. -2000, №4, — 3-11с.
  8. Разумовская, М.М. Русский язык. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ М.М Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.И. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 12-е изд. стер. — М.: 2009. – 269 [3]с.: ил., 8л. цв. вкл.
  9. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: краткий очерк / Д.Б. Эльконин. — М.: АПН РСФСР, 1958. 115 с.

Всего комментариев: 0

Источник: https://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-6559

Uchebnik-free
Добавить комментарий