2 Разделы и междисциплинарные связи психологии развития

Предмет, методы, междисциплинарные связи психологии развития. Общее понятие и категории развития. Периодизации психического развития человека

2 Разделы и междисциплинарные связи психологии развития

МАРШРУТНАЯ СХЕМА ДИСЦИПЛИНЫ «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Преподаватель:

1. ПЛАН-ГРАФИК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ТЕЧЕНИЕ СЕМЕСТРА

Модуль. Темы  лекцийТемы  и  задания к семинарским занятиям
1. Основные категории психологии развитияЛекция 1. Предмет, методы, междисциплинарные связи психологии развития. Общее понятие и категории развития. Периодизации психического развития человека. Факторы и закономерности развития психики.1. Введение в дисциплину. Знакомство с целями и задачами курса, маршрутной схемой дисциплины, итогами усвоения дисциплины. Методика «Радости и огорчения моей жизни».2. Категории психологии развития.Познакомиться с основными категориями развития, выучить определения, уметь объяснить и привести примеры.Написать и сдать опорный конспект лекций всего модуля.
2.  Эволюция знаний о психологии развития человекаЛекция 2. Предыстория психологии развития человека.Лекция 3.Выделение психологии развития (возрастной психологии) в самостоятельную область психологической науки. Натуралистический и социологический  подходы к изучению психического развития человека3. Зарубежные теории развития человекаЛекция 4. Психоаналитические теории психического развития человека.Лекция 5. Генетическая психологии развития человека.Лекция 6. Теории социального научения. Гуманистическая психология развития человека.
3. Научное наследие представителей зарубежных концепций Написать конспект статьи (из списка литературы), сделать краткое сообщение. Заполнить обзорную таблицу
Название теории (концепции)АвторыОсновные положения
ПсихоанализГенетическая психологияЗ.ФрейдЭ.ЭриксонЖ.Пиаже

Подобрать материалы по выбранной теории психического развития человека (биографии представителей, фрагменты статей, основные теоретические идеи, примеры и др.)

4. Психическое развитие человека в трудах отечественных психологовЛекция 7. Этапы развития возрастной психологии в России.Лекция 8. Культурно-историческое учение о природе и развитии психики человека Л.С.Выготского.Лекция 9. Интегральная периодизация развития субъективной реальности4. Научный вклад Л.С.Выготского в развитие возрастной психологии в России.Познакомиться с биографией Л.С.Выготского (дополнительное задание). Написать тезисный план-конспект статьи «Проблема возраста».  Выделить главные идеи каждой части статьи. Сделать словарик основных понятий статьи.
5. Феномен ДетстваЛекция 10.  Детство как социокультурный феноменЛекция 11. Пренатальное развитие и рождение. Младенчество.Лекция 12. Раннее детство.Лекция 13. Дошкольный возраст.5. Психологические особенности младенческого возраста.Познакомиться с Лекцией 20 и 21 пособия. Охарактеризовать особенности развития по плану:1) границы периодов пренатального развития и младенчества;2) социальная ситуация развития;3) ведущий вид деятельности; 4) итоги развития (основные достижения возраста.Составить краткий конспект статей Л.С.Выготского «Младенчество»,  «Кризис первого года жизни».6. Психологическая характеристика раннего детства.Знать содержание Лекции 22 пособия. Подготовить ответ по плану семинара 11. Написать краткий конспект статьи Л.С.Выготского «Кризис трех лет».7. Особенности развития в дошкольном возрасте. Кризис 6-7 лет и психологическая готовность к школе.Краткое содержание темы (лекция 23) по плану семинара 11. Подготовить краткий конспект статьи Л.С.Выготского «Кризис 7 лет».Ответить на вопрос: «В чем состоит проблема психологической готовности к обучению в школе». Назвать и охарактеризовать составляющие психологической готовности.
6. Отрочество. ЮностьЛекция 14. Особенности развития в младшем школьном возрастеЛекция 15. Особенности развития в подростковом возрастеЛекция 16. Юность в контексте жизненного пути личности. Кризис юности8. Школьник – первый социальный статус ребенка.Выделить в Лекции 24 пособия основные условия успешного вхождения ребенка в школьную жизнь (социальные, психологические  и личностные). Составить план ответа, выделив особенности социальной ситуации развития, ведущую деятельность, умственное развитие, личностное развитие, основные новообразования).
7. Развитие человека в периоды взросления, зрелости и старенияЛекция 17. Особенности развития  человека в молодые годы. Общепсихологическая характеристика взрослости и зрелости. Общая характеристика периода старения и старости. Особенности психического развития и общения в подростковом возрасте. Особенности юношеского периода жизни человека.Взрослый период в жизни человека.Познакомиться с содержанием тем по списку литературы. Приготовить реферат и сообщение.Написать сочинение-эссе «Возрастная психология в профессиональной деятельности логопеда»

2. УЧЕТ И ОЦЕНКА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

Экзаменационная (итоговая) оценка складывается из следующих учитываемых составляющих:

— посещение лекций

— подготовка и работа на семинарских занятиях

— самостоятельная работа по плану дисциплины

Оценка «удовлетворительно»: посещение лекций, готовность к семинарам, тестирование.

Оценка «хорошо»: посещение лекций, готовность к семинарам с использованием дополнительной литературы, тестирование.

Оценка «отлично»: посещение лекций, готовность к семинарам с использованием дополнительной литературы, тестирование, дополнительное задание (по согласованию с преподавателем).

Источник: http://kursoviki.org/work83373

Междисциплинарные связи психологии

2 Разделы и междисциплинарные связи психологии развития

Рассмотрим положение психологии в системе других наук. Многообразие проблематики психологии затрудняет точную характеристику ее места среди них.

В течение длительного времени шли дискуссии о том, является ли психология естественной или гуманитарной наукой.

Од­нозначного ответа на этот вопрос быть не может, поскольку одни отрасли психологии больше связаны с гуманитарны­ми науками (например, психология личности, социальная психология), а другие — с естественными (например, ней­ропсихология, патопсихология).

Однако такое линейное разделение всех наук на гума­нитарные и естественные кажется сейчас несколько уста­ревшим. В разработанной Б.М. Кедровым нелинейной классификации наук психология помещена внутри треу­гольника, вершины которого — естественные, обществен­ные и технические науки. Остальные науки находятся на стыке этих основных.

Современная психология развивается во взаимодействии с другими науками. В 1966 году на Международном психо­логическом конгрессе в Москве выдающийся швейцарс­кий психолог Жан Пиаже выступил с лекцией о месте психологии в системе наук.

Его главная мысль состояла в том, что будущее психологии зависит от ее связей с мате­матикой, физикой, биологией, социологией, лингвисти­кой, политической экономией, логикой — огромным созвездием наук, образующим мир современного знания.

Психология, согласно Пиаже, находится в центре этого мира.

Психология характеризуется тесными связями, прежде всего с другими науками о человеке — философией, со­циологией, историей, физиологией, педагогикой.

Связипсихологии с философией традиционны, по­скольку до XIX века научные психологические знания на­капливались в рамках философских наук, психология была частью философии.

В современной психологии существует много философско-психологических проблем: предмета и методологии психологического исследования, происхождения человеческого сознания, изучения высших форм мышления, места и роли человека в социальных отноше­ниях, смысла жизни, совести и ответственности, духов­ности, одиночества и счастья. Сотрудничество психологов и философов в изучении этих проблем может быть плодо­творным.

Связи психологии с биологическими науками обуслов­лены тем, что психика человека имеет природную основу.

Поэтому многие психологические проблемы должны ре­шаться при взаимодействии психологов и биологов. Осо­бенно плодотворно взаимодействие с физиологией. На стыке этих двух наук появилась психофизиология.

Глубо­кое физиологическое понимание работы мозга помогает в решении многих психологических проблем.

Психология взаимодействует с социологией, посколь­ку психика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. В поле изучения обеих наук оказываются личность, группа, межгрупповые отношения, происходит взаимный обмен фактами, заим­ствование теоретический концепций и идей.

Порой бывает трудно провести строгое разграничение социально-психо­логических и социологических исследований. Для успеш­ного изучения групповых и межгрупповых отношений, проблем национальный отношений, политики и эконо­мики, конфликтов необходимо сотрудничество социоло­гов и психологов.

Ha стыке этих двух наук появилась социальная психология.

Тесные связи прослеживаются у психологии с истори­ей. Психика человека развивалась в ходе исторического про­цесса.

Поэтому знание: исторических корней тех или иных психических явлений абсолютно необходимо для правиль­ного понимания их психологической природы и особен­ностей.

Исторические традиции и культура людей в значительной степени формируют психологию современ­ного человека. На стыке психологии и истории возникла культурно-историческая психология.

Давние связи у психологии с педагогикой. Многие вы­дающиеся педагоги отмечали необходимость психологи­ческих знаний для педагогической науки и практики.

С другой стороны, глубокое изучение процессов психического развития ребенка возможно только на основе по­нимания педагогических закономерностей обучения и вос­питания.

В решении любых вопросов, касающихся ребенка, необходимо взаимодействие психологов и педагогов. На стыке психологии с педагогикой появилась педагогичес­кая психология.

Пересечение сфер интересов и связей в современной науке и практике достаточно очевидно. Поэтому в психо­логии в настоящее время возникает много междисципли­нарных областей исследования и практической работы. Примерами такого рода служат: менеджмент, конфликто­логия, этнология и др.

Порой трудно бывает разграничить сферы влияния разных наук в изуче­нии и практическом решении данных проблем. Поэтому становится актуальной интеграция наук и оказывается важ­ным умение психологов работать в тесном контакте со спе­циалистами других наук и сфер практической деятельности.

Лекция 3. Методы психологии

1. Методы изучения.

1.1. Метод наблюдения (МН).

1.2. Метод эксперимента (МЭ).

1.3. Метод опроса (МО).

1.4. Психологические тесты (ПТ).

2. Методы воздействия.

2.1. Методы воздействия с целью терапии (рациональная и суггестивная психотерапия).

2.2. Методы воздействия с целью обучения и коррекции.

2.3. Методы воздействия с целью управления.

* * *

Методы изучения.

Предыдущая12345678910111213Следующая

Дата добавления: 2015-11-01; просмотров: 6182; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-94657.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий