2. Процесс демократизации в Казахстане. Образование партий и движе­ний в 80-90-е годы.

Процесс демократизации в Казахстане. Образование партий и движений в 80-е-90-е годы

2. Процесс демократизации в Казахстане. Образование партий и движе­ний в 80-90-е годы.

В 90-е гг. ХХ века Казахстан начал осуществлять политические реформы. Страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, гиперинфляция. Смена экономической и политической формаций привела к резкому снижению уровня жизни населения.

При этом в стране отсутствовали даже зачатки рыночной экономики как одной из главных экономических предпосылок для осуществления политических реформ. Все это происходило на фоне усиления политизации этнического фактора, обострения межнациональных отношений.

В настоящих условиях перед Казахстаном как страной, не имевшей традиций демократического развития и демократических институтов, встала задача создания государственности практически «с нуля».

При этом следует заметить, что в период с 1990-го по 1993 г. республика была вынуждена начинать строить государственность на базе старой Конституции и союзных законов, которые, отражая принципы прежней системы, абсолютно не отвечали новым реалиям и не могли служить правовой основой государственного строительства.

Именно в этот период были предприняты неординарные усилия для формирования пусть и далеко несовершенного, но первого поколения самостоятельных законодательных актов.

Существовавшая ранее советская система государственного управления была полностью демонтирована, коммунистическая партия перестала быть «монополистом» на политическом поле страны. В Казахстане был введен пост Президента республики.

Началось строительство и институционализация центральных органов государственного управления.

При этом процесс государственного строительства в первую очередь включал в себя выбор между президентской и парламентской системами правления, решение проблемы разделения ветвей власти; распределение полномочий между центральными и местными уровнями власти, то есть то, что сегодня называется децентрализацией.

В 1993 г. Казахстан приступил к поиску оптимальной модели политической системы Казахстана. К этому времени был введен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, впервые в истории состоялись альтернативные выборы в Парламент. Эти изменения политической системы были законодательно закреплены в первой Конституции, принятой в январе 1993 г.

Однако с течением времени становилось очевидным, что построенная в то время система власти не справлялась с непрерывно возникающими проблемами, особенно в экономике.

Кроме того, в первые годы независимости возникло противоречие между курсом исполнительной власти, представленной Президентом Казахской ССР, и законодательной властью в лице Верховного Совета. То есть государство представляло собой невиданный «гибрид» президентской республики советского типа.

Это объяснялось тем, что в модели государственного устройства изначально было заложено глубинное и непреодолимое противоречие между новой, президентской формой правления, и старой системой Советов, которая генетически перенесла в новое государство все прежние недостатки.

С течением времени оказалось, что именно Советы депутатов стали существенно тормозить темпы модернизации общества и государства, открыто пошли на консервацию устаревшей структуры экономики, оказались тормозом прогрессивного развития.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, представительская система Советов всех уровней в Казахстане была упразднена, а их полномочия делегированы Главе государства.

То есть вся ответственность за развитие страны легла на плечи Президента Н.А. Назарбаева.

Таким образом, институт президентства в условиях постсоветской действительности оказался в роли ведущего политического института в силу объективных обстоятельств и во благо молодого независимого государства.

К 1995 г. назрела объективная необходимость серьезного усиления исполнительной власти, способной оперативно реагировать и управлять процессами экономической жизни.

30 августа 1995 г. на республиканском всенародном референдуме народ Казахстана сделал свой исторический выбор, приняв Конституцию Республики Казахстан.

Таким образом, Казахстан подтвердил приверженность принятым демократическим и экономическим преобразованиям, стремление формировать и совершенствовать гражданское общество и способствовать становлению правовых основ развития нашего государства.

Важной тенденцией в развитии социально-политической системы страны становится развитие институтов гражданского общества, возрастание роли общественных объединений.

Весной 1990 года на территории Казахстана началось становление многопартийности. Именно в это время начала оформляться Социально-демократическая партия и Гражданское демократическое движение «Азат».

Азат главной своей целью ставил обретение Казахстаном независимости. В августе 1990 года людьми, осужденными за декабрьские события 1986 года в Алматы, создали партию «Желтоксан». Первые общественно-политические формирования возникли как оппозиция Компартии.

Сама Компартия к этому времени перестала быть единой.

Второй этап в становлении многопартийности начался после ухода с политической арены в августе 1991 года Компартии. С лета 1991 года в республике начал действовать закон «Об общественных объединениях в Каз ССР». Первые партии прошли регистрацию 21 октября 1991 года. Это были партии Народный Конгресс Казахстана и Социалистическая партия Казахстана.

Осенью 1991 года возникли новые партии демократического направления – Республиканская партия Казахстана и политизированное профсоюзное объединение – Независимый профцентр. Сторонники прежней Компартии в декабре 1991 года создали по сути новую Компартию, однако она не была зарегистрирована в Министерстве юстиции, так как бла приверженцем сохранения СССР и единой КПСС.

Третий этап совпал по времени с проведением в феврале 1993 года конференции «Союза народного единства Казахстана». Этот этап характеризуется возникновением тенденций к объединению сил, созданию политических блоков.

В настоящее время в Казахстане официально зарегистрировано 9 политических партий: Народно-Демократическая партия «Нур Отан», Демократическая партия Казахстана «Ак жол», Демократическая партия «Адилет», Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл», Коммунистическая Народная партия Казахстана, Коммунистическая партия Казахстана (деятельность приостановлена), Общенациональная социал-демократическая партия «Азат», Партия патриотов Казахстана, Партия «Руханият».

В республике в настоящее время осуществляют деятельность более пяти тысяч неправительственных организаций. Принимаются меры по законодательной поддержке деятельности НПО.

В рамках Гражданского форума создается новая модель партнерских отношений между «третьим сектором» и государством.

Развитие неправительственного сектора способствует повышению общественной активности граждан и усилению влияния общества на качество работы государственных органов.

Устойчивыми темпами развиваются независимые средства массовой информации. Из всех действующих СМИ в республике более 80% являются негосударственными. Казахстанская интернет-аудитория является самой многочисленной в Центральной Азии и составляет более 600 тысяч человек.

3. Объясните: правовое государство

Правово́е госуда́рство – государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов.

Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской и «верховенством права» в западной юриспруденции.

Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государств.

Источник: https://pouznaval.ru/protsess-demokratizatsii-v-kazahstane-obrazovanie-partij-i-dvizhenij-v-80-e-90-e-gody/

Ксп по теме

2. Процесс демократизации в Казахстане. Образование партий и движе­ний в 80-90-е годы.

Краткосрочное планирование

Миронов Виталий Викторович

КГУ ОСШ № 24

Предмет: История Казахстана

Класс: 9

Тема урока:

Общественно – политические движения в Казахстане в 80-90-е гг. ХХ в.

Цель:(SMART, из среднесрочного планирования)

1.Знать причины кризиса тоталитаризма и понимать условия роста политической активности общества

2. Применять полученные знания длясравнения тоталитарного и демократического режима.

3.Анализировать позитивные и негативные явления политических процессов.

Ожидаемый результат:

(из среднесрочного планирования)

Все знают: причины кризиса тоталитаризма и понимают условия роста политической активности общества

Большинство могут: применять полученные знания для сравнения тоталитарного и демократического режима.

Некоторые способны: оцениватьпозитивные и негативные явления политических процессов.

Критерии успеха:

Я знаю сущность и причины кризиса тоталитаризма и понимаю условия роста политической активности общества

Я могу применять полученные знания для сравнения тоталитарного и демократического режима, оценивать позитивные и негативные явления политических процессов. .

Учебник:

(рекомендованный МОН РК)

Ход урока/заметки учителя:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя:

Что я буду делать?

Деятельность учеников:

Что будут делать ученики?

Оценивание

Ресурсы: книги, оборудования, ИКТ и т.д.

1

Организационный момент 1 мин

Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг – друга словами:

Здравствуй друг,

Я пришел.

Ты мне рад?

Хорошо!

Сегодня мы продолжим рассматривать те изменения в жизни общества, которые происходили в 80-90е годы в Казахстане.

Но для этого нам нужно разделиться на группы. А на группы мы будем делиться по картинкам. На столе расположено 4 вида картинок, которые сейчас вы подойдете и выберете.

Стратегия «Картинка»

С помощью картинок организую 4 группы по 5 человек:

Положительный настрой на обучение.

Умение организовываться по группам

Картинки

Свод правил

2

Актуализация опорных знаний.

4 мин

Сегодня нас ждет удивительное общение и плодотворная деятельность. Будьте внимательны, активны и вы добьетесь успеха.

Но сначала я проверю, как вы усвоили материал домашнего задания.

У Вас на столах имеется 10 вопросов на которые вам нужно ответить, на это даю 3 минуты, работаем.

Проверка домашнего задания. Индивидуальная работа.

Стратегия «Исторический диктант».

Вопросы:

1. Обладая феноменальными запасами природных ископаемых, территория Казахстана оказалась беззащитной перед натиском достижений …

2. Долгое время считалось, что природные ресурсы неисчерпаемы, и практиковалось их … освоение.

3. В результате безответственной хозяйственной деятельности эрозия почв охватило по республике более … гектаров пашни.

4. По прямой вине Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР … превратился в мертвую зону.

5. Уровень Аральского моря понизился на … м.

6. Если в 1950-х годах в Аральском море водилось 24 вида рыбы, то концу 1980-х годов … видов рыбы полностью исчезли.

7. С начала 1970-х гг. в связи с дальнейшей экстенсификацией сельхозпроизводства в Казахстане начали применять так называемый … метод земледелия.

8. Их обитавших в Приаралье 173 видов животных, осталось лишь …

9. В 1922 – 1923 и 1931 – 1932 годах от голода погибло … казахов.

10. В 2013 году численность населения Казахстана составила … человек.

Время вышло, я вам предлагаю сейчас обменяться соседом вашими вопросниками, которые по указанным критериям вам поставят оценку. Верните вопросники владельцам. Итак поднимите руки у кого стоит оценка «5», а теперь оценка «4», оценка «3» и оценка «2».

Критерии взаимооценивания: 10-9 правильных ответов- «5», от 7-8 правильных ответа– «4», от 4-6 – «3» и от 0-3 – «2».

Хорошо ребята вы справились с заданием.

Взаимопроверка по критериям

Формативное оценивание по критериям

Тетрадь, лист оценивания

3

Приобретение и применение знаний 20 мин

Озвучиваю тему урока. «Общественно – политические движения в Казахстане в 80-90-е гг. ХХ в.»

«Что бы вы хотели сегодня на уроке узнать? Чему вы хотите научиться?».

Учитель: Итак, задание группам: Прочитайте текст учебника § 48 (стр. 268-271), сначала индивидуально, затем в парах обсудите причины кризиса тоталитаризма и условия роста политической активности. После чего ваши ответы вы отобразите в виде сюжетной таблицы.

Организую работу в группах

Работа в группах.

Стратегия «Кольца Вена».

Каковы различия между тоталитаризмом и демократией? Инструктирую, наблюдаю,

Учитель: Время ваше ребята вышло и вам предлагаю от каждой команды спикеру свою работу презентовать.

ГР. «Кластер».

Каково ваше мнение о позитивных и негативных явления политических процессов

Учитель: Итак, что же мы узнали сегодня на уроке?

Мнения учеников о том, чему они хотят научиться.

Размышления учащихся.

Ребята работают в группах, каждая группа выполняет задания, учитывая критерии и используя текст учебника § 48

Спикер каждой команды презентирует свой флипчарт.

Лист А1, стикеры, маркеры, А4 с текстами

4

Закрепление изученного материала 5 мин

Сейчас проверим, как вы усвоили новый материал. Для этого сыграем в игру «Домино». На столе расположены вопросы слева и ответы справа. Каждый учащийся подходит и находит соответствующую пару вопросу ответ . 2 минуты.

Стратегия «Домино»

Учитель предлагает каждому ученику подойти к столу на котором расположены листы в одной стороне стола с утверждениями в другой стороне стола с ответами подобрать к каждому примеру соответствующий правильный ответ и аргументировать его.

Каждый ученик подходит к столу на котором расположены в одной стороне пример по теме а в другой стороне стола нужно подобрать подходящее на его взгляд ответ после чего ученик аргументирует и отвечает почему?

Стратегия ««+» или «-»». Если учащиеся выбирают друг друга, то есть правильные утверждения и другие учащиеся согласны то «+», если не согласны то «-» и аргументируют почему?

Лист А1, стикеры, маркеры, А4 с текстами

6

Рефлексия 2 мин

Стратегия «Светофор».

Ребята, я вам предлагаю на листе рефлексии наклеить стикер определенного цвета в соответствии с тем, чему, на ваш взгляд , ты научился: красный- «мне было трудно работать на уроке, я ничего не понял»; желтый- «Мне было интересно, но мне нужна помощь»; зеленый – «Я чувствую себя уверенно, я все понял».

В завершении сегодняшнего урока всем хочу сказать спасибо за активную работу.

Каждый участник группы клеит на листе рефлексии стикер определенного цвета в соответствии с тем, чему, на его взгляд , он научился: красный- «мне было трудно работать на уроке, я ничего не понял»; желтый- «Мне было интересно, но мне нужна помощь»; зеленый – «Я чувствую себя уверенно, я все понял»..

Формативное оценивание . Критерии красный, желтый и зелены.

Красные, желтые и зеленые стикеры, лист А1

7

Домашнее задание, инструктаж 1 мин

1. обязательное § 48 читать,

2

Записать в дневник и в тетрадь

Рабочая тетрадь и дневник

Источник: https://infourok.ru/ksp-po-teme-obschestvenno-politicheskie-dvizheniya-v-kazahstane-v-e-gg-hh-v-1238255.html

Вопрос 2. Процесс демократизации в Казахстане. Образование партий и движений в 80-е-90-е годы

2. Процесс демократизации в Казахстане. Образование партий и движе­ний в 80-90-е годы.

Билет 17

Вопрос 1. Индустриальное развитие Казахстана

Начало индустриализации в Казахстане.

В октябре 1917 года произошла социалистическая революция. Большевики пришли к власти. На всей территории России установилась Советская власть. Ленин предложил свой план построения социализма, который состоял из трех частей. Одной из части этого плана была индустриализация.

Индустриализация- создание развитой экономики при ведущей роли тяжелой промышленности.

На 14 съезде партии, который состоялся 18- 31 декабря 1925г. была поставлена задача индустриализации страны. Политика социалистической индустриализации должна была обеспечить экономическую независимость страны, в первую очередь предусматривались развитие тяжелой промышленности и перестройка всего народного хозяйства.

Эта была правильная, но в то время очень сложная задача. Советский союз достиг определенных успехов в этом направлении. Казахстан остался сырьевой базой, как и прежде при царизм. Царизм считал правильным развивать Казахстан как сырьевую базу страны. Голощекие и его сторонники одержали победу, поскольку их поддержал Сталин.

Голощекин, предложив политику «Малого октября» , был против строительства В Казахстане крупных индустриальных предприятий. Они доказывали, что в Казахстане надо развивать мелкие рентабельные предприятия сельскохозяйственной направленности. Против такого подхода был Садвакасов.

Он был категорически против использования Казахстана только как источник сырья. Политика индустриализации сырья в республике по сравнению с центральными регионами, проходила в сложных условиях. Во- первых, социально- экономическое развитие края значительно отставало от центральных регионов России.

Во- вторых, мероприятия по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства слишком затянулись.

Ход индустриализации в Казахстане и его характеристика.

Индустриализация в Казахстане по времени совпала с первой пятилеткой развития народного хозяйства СССР(1928- 1932г). Индустриализация началась с изучения природных ресурс страны. Академик Курнаков изучил природные запасы минералов в Центральном Казахстане.

Он сделал вывод о том,что Казахстан является металлогенной провинцией Советского Союза. Академик Губкие изучал Урало- Эмбинский регион нефтеносный регион заявил, что данная территория очень богата нефтью.

Инженер- геолог Сатпаев, изучив Жезгазганский регион, сделал вывод о том,что данная местность богата медными залежами. Важна была роль металлургического завода г. Темиртау близ Караганды. Рудники Джезгазгана, Жезды, Коргасына должны были бесперебойно обеспечивать сырьем.

Под руководством Сатпаева проводили исследования минеральных ресурсов Мангышлака, Мугалжар и Тургая.

Таким образом, за эти годы были построены Туркестано- Сибирская дорога. Строительство которой началась в 1927г. 28 апреля 1930 г. завершилось ее строительство, северные и южные участки сомкнулись на станции Айнабулак. С января 1931г. введен на постоянную эксплуатацию. Дорога соединяла Среднюю Азию и Сибирь.

Промышленные районы

Треугольник Урал- Сибирь- Казахстан занимал ведущее место по производству цинка, меди, свинца. Нефтяная Эмба- «вторая Баку», формировалась между Уралом и Волгой. Шел процесс урбанизации. Работали:

1. Балхашский и Джезганский горно- металлургические комбинаты.

2. Рудный Алтай- полиметаллы

3. Лениногорский и Зыряновский полиметаллические комбинаты

4. Ачисайский, Коунрадский, Актюбинский химический комбинаты

5. Нефтепромыслы Эмбы

6. Чимкентский свинцовый завод

7. Тепло- гидроэлектростанции в Караганде

8. Предприятия по производству строительных материалов в Усть- Каменогорске

9. Чимкенский химико- фармацевтический завод

10. Аральский комбинат по производству сульфатов

11. Темиртауский завод синтетическую каучука

12. Каратауский химический комбинат.

Особенности индустриализации в Казахстане:

1. Изменились экономические традиции края

2. Усилилась урбанизация

3. Уменьшилась доля коренного населения в стране

4. Обострились национальные взаимоотношения

В годы индустриализации развитие получили отрасли промышленности добывающая и химическая. За годы пятилетки устранили технико- экономическую отсталость.

Негативные признаки индустриализации:

1. Разрушен вековой уклад жизни кочевников.

2. Обнищание и голод.

Таким образом, большевики продолжали колониальную политику царизма и Казахстан оставался сырьевой базой СССР.

Вопрос 2. Процесс демократизации в Казахстане. Образование партий и движений в 80-е-90-е годы

В 90-е гг. ХХ века Казахстан начал осуществлять политические реформы. Страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, гиперинфляция. Смена экономической и политической формаций привела к резкому снижению уровня жизни населения.

При этом в стране отсутствовали даже зачатки рыночной экономики как одной из главных экономических предпосылок для осуществления политических реформ. Все это происходило на фоне усиления политизации этнического фактора, обострения межнациональных отношений.

В настоящих условиях перед Казахстаном как страной, не имевшей традиций демократического развития и демократических институтов, встала задача создания государственности практически «с нуля».

При этом следует заметить, что в период с 1990-го по 1993 г. республика была вынуждена начинать строить государственность на базе старой Конституции и союзных законов, которые, отражая принципы прежней системы, абсолютно не отвечали новым реалиям и не могли служить правовой основой государственного строительства.

Именно в этот период были предприняты неординарные усилия для формирования пусть и далеко несовершенного, но первого поколения самостоятельных законодательных актов.

Существовавшая ранее советская система государственного управления была полностью демонтирована, коммунистическая партия перестала быть «монополистом» на политическом поле страны. В Казахстане был введен пост Президента республики.

Началось строительство и институционализация центральных органов государственного управления.

При этом процесс государственного строительства в первую очередь включал в себя выбор между президентской и парламентской системами правления, решение проблемы разделения ветвей власти; распределение полномочий между центральными и местными уровнями власти, то есть то, что сегодня называется децентрализацией.

В 1993 г. Казахстан приступил к поиску оптимальной модели политической системы Казахстана. К этому времени был введен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, впервые в истории состоялись альтернативные выборы в Парламент. Эти изменения политической системы были законодательно закреплены в первой Конституции, принятой в январе 1993 г.

Однако с течением времени становилось очевидным, что построенная в то время система власти не справлялась с непрерывно возникающими проблемами, особенно в экономике.

Кроме того, в первые годы независимости возникло противоречие между курсом исполнительной власти, представленной Президентом Казахской ССР, и законодательной властью в лице Верховного Совета. То есть государство представляло собой невиданный «гибрид» президентской республики советского типа.

Это объяснялось тем, что в модели государственного устройства изначально было заложено глубинное и непреодолимое противоречие между новой, президентской формой правления, и старой системой Советов, которая генетически перенесла в новое государство все прежние недостатки.

С течением времени оказалось, что именно Советы депутатов стали существенно тормозить темпы модернизации общества и государства, открыто пошли на консервацию устаревшей структуры экономики, оказались тормозом прогрессивного развития.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, представительская система Советов всех уровней в Казахстане была упразднена, а их полномочия делегированы Главе государства.

То есть вся ответственность за развитие страны легла на плечи Президента Н.А. Назарбаева.

Таким образом, институт президентства в условиях постсоветской действительности оказался в роли ведущего политического института в силу объективных обстоятельств и во благо молодого независимого государства.

К 1995 г. назрела объективная необходимость серьезного усиления исполнительной власти, способной оперативно реагировать и управлять процессами экономической жизни. 30 августа 1995 г. на республиканском всенародном референдуме народ Казахстана сделал свой исторический выбор, приняв Конституцию Республики Казахстан.

Таким образом, Казахстан подтвердил приверженность принятым демократическим и экономическим преобразованиям, стремление формировать и совершенствовать гражданское общество и способствовать становлению правовых основ развития нашего государства. Важной тенденцией в развитии социально-политической системы страны становится развитие институтов гражданского общества, возрастание роли общественных объединений.

Весной 1990 года на территории Казахстана началось становление многопартийности. Именно в это время начала оформляться Социально-демократическая партия и Гражданское демократическое движение «Азат». Азат главной своей целью ставил обретение Казахстаном независимости.

В августе 1990 года людьми, осужденными за декабрьские события 1986 года в Алматы, создали партию «Желтоксан». Первые общественно-политические формирования возникли как оппозиция Компартии. Сама Компартия к этому времени перестала быть единой. Второй этап в становлении многопартийности начался после ухода с политической арены в августе 1991 года Компартии.

С лета 1991 года в республике начал действовать закон «Об общественных объединениях в Каз ССР».

Первые партии прошли регистрацию 21 октября 1991 года. Это были партии Народный Конгресс Казахстана и Социалистическая партия Казахстана. Осенью 1991 года возникли новые партии демократического направления – Республиканская партия Казахстана и политизированное профсоюзное объединение – Независимый профцентр.

Сторонники прежней Компартии в декабре 1991 года создали по сути новую Компартию, однако она не была зарегистрирована в Министерстве юстиции, так как бла приверженцем сохранения СССР и единой КПСС. Третий этап совпал по времени с проведением в феврале 1993 года конференции «Союза народного единства Казахстана».

Этот этап характеризуется возникновением тенденций к объединению сил, созданию политических блоков.

В настоящее время в Казахстане официально зарегистрировано 9 политических партий: Народно-Демократическая партия «Нур Отан», Демократическая партия Казахстана «Ак жол», Демократическая партия «Адилет», Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл», Коммунистическая Народная партия Казахстана, Коммунистическая партия Казахстана (деятельность приостановлена), Общенациональная социал-демократическая партия «Азат», Партия патриотов Казахстана, Партия «Руханият». В республике в настоящее время осуществляют деятельность более пяти тысяч неправительственных организаций. Принимаются меры по законодательной поддержке деятельности НПО. В рамках Гражданского форума создается новая модель партнерских отношений между «третьим сектором» и государством. Развитие неправительственного сектора способствует повышению общественной активности граждан и усилению влияния общества на качество работы государственных органов. Устойчивыми темпами развиваются независимые средства массовой информации. Из всех действующих СМИ в республике более 80% являются негосударственными. Казахстанская интернет-аудитория является самой многочисленной в Центральной Азии и составляет более 600 тысяч человек

Вопрос 3. Определение

Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина. Государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека.

Источник: https://poisk-ru.ru/s12056t8.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий