2. Правотворчество и законотворчество

Правотворчество и Законотворчество

2. Правотворчество и законотворчество

Правотворчество — это правовая форма деятельности государства с участием гражданского общества (в предусмотренных законом случаях) по установлению (санкционированию), изменению или отмене юридических норм. Правотворчество может выражается в формировании, систематизации, принятии и обнародовании нормативно-правовых актов.

Главное назначение правотворчества — установление новых правовых норм. Изменение и отмена устаревших правовых норм все же содействует утверждению новых и, следовательно, они входят в его состав как вспомогательные проявления правотворчества.

Признаки правотворчества:

1) осуществляется государством непосредственно либо с его предварительного разрешения, а также гражданским обществом (народом) и его субъектами;

2) состоит в создании новых норм права либо в изменении или отмене действующих норм;

3) получает завершение в письменном акте-документе, который называется нормативно-правовым актом;

4) имеет конкретно-целевую и Организационную направленность.

Сразу, хотелось бы развести понятия правотворчества и законотворчества. Правотворчество нельзя сводить к законотворчеству.

Законотворчество — это вид государственной деятельности, посредством которого воля определенной, более или менее многочисленной, группы людей возводится в ранг закона и выражается в норме права в конкретном источнике права.

(В Украине такой группой высших представительных органов является Верховная Рада) В отличие от правотворчества, целью законотворчества является создание закона (законодательного акта).

Законотворчество более узкое понятие, чем правотворчество. Если правотворчество — это деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию нормативных актов, совершаемая компетентными органами, то законотворчество деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию лишь законодательных актов.

Поэтому все признаки правотворчества и свойства присущи также и законотворчеству. Законотворчеством занимаются, как правило, законодательные органы гос-ва (предст-ые).

Однако, правотворчество следует отличать от правообразования.

Правообразование — все формы и средства возникновения, развития и изменения права, в том числе и Правотворчество. Правотворчество — понятие более узкое, чем Правообразование, оно — часть правообразования, его самостоятельная и решающая стадия (высший уровень).

Инициативу, предложение о необходимости принятия того или иного закона нельзя считать правотворчеством, хотя с инициативы может начаться Правотворчество. Обсуждение проекта конституции того или иного государства населением — это не Правотворчество, но может привести к нему.

Необходимое условие правотворчества – это его формальное подкрепление (завершение) в письменном акте-документе.

Функции правотворчества — направления деятельности по установлению, изменению или отмене правовых норм, созданию и развитию законодательства.

Основные функции правотворчества'.

1. Функция первичного регулирования общественных отношений (выработка и принятие новых правовых норм) действует в тех случаях, когда общественные отношения ранее не регулировались, и впервые возникла необходимость в их регулировании.

Например, (1) только с развитием космических исследований появляется космическое право.

Космическое право предусматривает свободу исследования космического пространства и небесных тел, мирного использования Луны и других небесных тел, запрещение размещать в космосе любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения.

(2)с переходом Украины на путь развития рыночных отношений возникла необходимость в создании новых законов: о бирже, приватизации и др.

2. Функция обновления правового материала (отмена, изменение или дополнение действующих норм) предполагает замену тех законов, которые устарели,

не соответствуют потребностям общественного развития. Когда общественные потребности изменяются, общество нуждается в таком законодательстве, которое адекватно отражало бы эти потребности. Тогда наступает необходимость в создании новых кодексов, законов, вносятся изменения и дополнения в соответствующие законодательные акты.

3. Функция ликвидации пробелов в праве, то есть устранение полного или частичного отсутствия в действующих нормативных актах необходимых юридических норм.

Правотворчество осуществляется двумя социальными институтами:

государством в лице государственных органов и их должностных лиц;

гражданским обществом и его отдельными субъектами.

Виды правотворчества, как гражданского общества, так и государства, можно классифицировать по разным критериям. Я приведу пример одной такой классификации правотворчества государства по юридической силе актов:

1. Законодательная деятельность, т.е. деятельность по подготовке и принятию законодательных актов (законотворчество).

В правотворчестве Украины главную роль играет законодательный орган государства — Верховная Рада. Она обладает монопольной законотворческой компетенцией, т.е.

исключительным правом на принятие законов и кругом полномочий по их принятию, предусмотренных Конституцией и другими законами.

Её законотворчество — ведущая часть правотворчества и основная конституционно-правовая форма принятия законов государством.

2. Подзаконная правотворческая деятельность, т.е. деятельность по подготовке и принятию подзаконных актов (подзаконное Правотворчество).

Правотворчество других государственных органов Украины (правотворчеством занимаются практически все государственные органы) осуществляется на основе и в соответствии с действующими законами, принятыми Верховной Радой.

Формы участия государства в правотворчестве:

непосредственное Правотворчество

санкционированное правотворчество

совместное Правотворчество

делегированное правотворчество

Непосредственное правотворчество государства — состоит в выработке и принятии новых правовых актов. Другие проявления правотворчества государства (изменение или дополнение, отмена, систематизация) имеют вспомогательное значение для формирования системы права.

Санкционированное правотворчество состоит в утверждении актов, принятых организациями гражданского общества — негосударственными объединениями: общественными (партиями, профсоюзами и др.) и коммерческими (акционерными обществами и др.), либо в предварительном разрешении их издания.

Совместное правотворчество (нормативные соглашения) заключаются на отраслевом, профессиональном и местном, территориальном, уровнях. Например, совместные акты органов государства и негосударственных объединений;

Делегированное правотворчество — издание нормативно-правового акта по уполномочию, исходящему из закона, или по прямому поручению одного (вышестоящего) органа государства другому (нижестоящему) при сохранении определенной системы контроля со стороны вышестоящего органа за реализацией делегированных полномочий.

Государственные органы могут делегировать правотворческие полномочия общественным объединениям (например, передать профсоюзам функции социального страхования).

Примеры делегированного правотворчества в Украине:

1.18.11.1992 г. Верховной Радой Украины был принят Закон «О временном делегировании Кабинету Министров Украины полномочий издавать декреты в сфере законодательного регулирования» с «целью оперативного разрешения вопросов, связанных с проведением рыночной реформы»;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/13_11754_pravotvorchestvo-i-zakonotvorchestvo.html

Соотношение понятий «законотворчество» и «правотворчество»

2. Правотворчество и законотворчество

Составной частью правотворчества является процесс законотворчества. Данным понятием охватывается правотворческая деятельность не всех, а только высших законодательных органов того или иного государства.

Соответственно, законотворчество порождает не всю систему источников права, нормативных правовых актов, а только те из них, которые являются законами.

Таким образом, правотворчество и законотворчество соотносятся как целое и часть.

В процессе правотворчества действуют как объективные, так и субъективные факторы.

Объективные факторы обусловлены назревшей потребностью общества в регулировании социальных отношений.

Например, в начале 90-х гг. XX в. в России возникла объективная потребность перевести экономику на рыночные отношения. Эта потребность стала реализовываться. В частности, были приняты такие законы, как ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 2007 г., ФЗ «Об акционерных обществах» 1995 г.

Субъективные факторы обусловлены тем, что на всех стадиях правотворчества участвуют вполне конкретные люди, и от их субъективного усмотрения зависят содержание правового акта, сроки его принятия и т.д.

Так, от персонального состава рабочей группы по составлению законопроекта во многом зависит выбор научной доктрины, которая кладется в основу будущего закона, основные положения будущего нормативного акта.

Довольно часто принимаются законы, отражающие интересы определенных групп населения.

В то же время субъективные факторы действуют в рамках объективных факторов, и субъективные усмотрения законодателей не могут выйти за определенный рубеж.

Принципы права

Рассказов Л. П. Теория государства и права.

Морозова.

Специфика той или иной отрасли права наиболее наглядно выражается в его принципах. Слово «принцип» латинского происхождения (принцип: от лат.

principium – начало) и в переводе означает «основа» или «первоначало».

В теории права под принципами понимаются выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни.

Принципы права – это основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права выражающие его сущность и определяющие его функционирование. Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, наиболее общие правила поведения.

По мнению одних учёных, принципы – это теоретические положения (идеи), другие считают, что принципы – это правовые нормы с общим содержанием (главные правовые нормы).

Достаточно ли определять принцип только как теоретическое положение (идею, научную категорию)? Нет. Характерной чертой правового принципа является нормативность (обязательность), следовательно, он должен быть выражен в правовой форме. Этим принцип права отличается от иных неправовых принципов, например морали, нравственности и др.

Принцип как положение (идея) провозглашается в правовой норме, тем самым находит своё нормативное закрепление в качестве принципа права, формально становясь нормой права. Возьмём в качестве примера гражданское процессуальное право.

В Конституции РФ закреплён следующий межотраслевой принцип гражданского процесса: «Правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон» (ст. 123 Конституции РФ, ст. 12 ГПК РФ). Но недостаточно только декларировать принцип в правовой норме общего характера.

Для того чтобы руководствоваться правовым принципом, а иначе в нём просто нет смысла, в законе должно быть определено его содержание. принципа раскрывается в той же норме, в которой он провозглашается, или в другой/других нормах. Так, содержание принципа состязательности находит выражение в целом ряде правовых норм (ст.

35, 56 и др. ГПК РФ). Однако нормативное содержание этого и других принципов раскрывается на основе смысла идеи состязательности.

Принцип как положение (идея) может провозглашаться в доктрине, а его содержание раскрываться и закрепляться в правовых нормах. Например, один из принципов гражданского процессуального права — принцип диспозитивности.

Ни один из нормативных актов, являющихся источниками гражданского процессуального права, не содержит понятия «диспозитивность» и, соответственно, нормы общего характера, в которой провозглашался бы данный принцип. Это понятие используется в процессуальной науке, в том числе для обозначения правового принципа.

В науке раскрывается и содержание понятия диспозитивности. Вместе с тем соответствующие правовые положения, в которых выражается данное содержание, имеются в законе (ст. ст. 4, 39 и др. ГПК РФ).

Принципы – это то, что пронизывает право, выявляет его содержание. В принципах концентрируются характерные черты как права вообще, так и его соответствующей отрасли. Принципы права четко выражены в конкретных правовых предписаниях. Они как бы растворены в праве, разлиты в нем, пронизывают собой практически все или почти все правовые нормы.

Большинство входящих в соответствующую отрасль права «рядовых» норм формируется под воздействием и в развитии того или иного принципа либо группы принципов отрасли. Зная отраслевые принципы, квалифицированный юрист может составить достаточно четкое представление и о большинстве «рядовых» норм конкретной отрасли права.

Принципы пронизывают все правовые нормы. Они могут быть закреплены в нормативных актах, но могут, не будучи закрепленными, логически вытекать из совокупности норм права.

Понятие, содержание и принципы правотворчества

Морозова Л. А. Теория государства и права

Как свидетельствует термин «правотворчество», речь идет о творении, создании права.

Под правотворчеством понимается деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов.

Правотворчество представляет собой:

1) монопольную деятельность государства, поскольку все нормы права создаются государством, последнее придает им статус общеобязательных правил поведения.

Иначе говоря, правотворчество — это государственная по своему характеру деятельность, направленная на регулирование общественных отношений, совершенствование действующего законодательства, установление новых порядков и вытеснение нежелательных для общества отношений;

2) созидательно-интеллектуальную деятельность. Она связана с познанием, изучением, анализом явлений и процессов деятельности, выявлением потребности в правовом урегулировании общественных отношений, формулированием правил поведения, определением механизма их реализации и рядом других процессов, требующих больших знаний, умения, профессионализма;

3) процессуальную деятельность. Она имеет определенные стадии, осуществляется в установленном порядке. Нарушение процесса правотворчества может привести к признанию принятого акта недействительным.

В ходе процесса правотворчества происходит выявление общесоциальных интересов, согласование акта с заинтересованными органами и лицами, с действующей системой законодательства и права, оформление принятого решения, придание ему государственно-властного характера.

Процесс правотворчества в демократических государствах осуществляется на основании определенных принципов, т. е. руководящих началах, требованиях. К числу этих принципов в юридической литературе принято относить: законность, демократизм, научность, профессионализм, гласность, системность. Иногда называют и другие принципы, но перечисленные признаются в целом всеми учеными.

1) Принцип законности предполагает:

· принятие нормативных правовых актов только теми субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями и в их пределах;

· оформление определенной процедурой. Законность означает, что правотворческая деятельность осуществляется по определенной, соответствующей нормам права процедуре. Так, процесс принятия федеральных законов достаточно подробно описан в Конституции России;

· выбор формы акта должен соответствовать содержанию принимаемого акта;

· новый акт не должен противоречить конституции, законам, общепризнанным принципам и нормам международного права, а также действующему законодательству. В федеративном государстве важно также соответствие актов субъектов федерации общегосударственным актам.

2) Принцип демократизма. Демократизм предполагает выявление и выражение в нормах права воли народа. А это означает, что нормы права должны создаваться в результате учета общественного мнения, предварительного обсуждения соответствующих проектов правовых актов.

Принцип демократизма проявляется прежде всего в возможности принятия наиболее важных нормативных правовых актов в форме референдума. Кроме того, проекты актов, особенно законопроекты, обсуждаются в средствах массовой информации, научной общественностью, в общественных объединениях.

Существует возможность обращения в правотворческие органы с предложениями, замечаниями, пожеланиями. Наконец, работа законодательных органов транслируется по телевидению, как центральному, так и местному.

Одним словом, население широко оповещается о работе правотворческих органов и о принятых ими решениях, особенно если это касается прав и свобод личности. Для более широкого учета общественного мнения желательно наличие альтернативных проектов наиболее важных правовых актов. Так, в России в начале 1990-х гг.

было опубликовано несколько проектов конституции, тысячи ученых, специалистов, простых граждан высказывали свое мнение в средствах массовой информации, на конференциях, семинарах, симпозиумах.

В конечном итоге, как известно, конституция была принята на всероссийском референдуме, который является высшей формой проявления демократизма.

Что касается подзаконных, локальных и договорных норм права, то они обсуждаются, конечно же, в меньших масштабах, соответственно, и их роль в жизни общества также гораздо меньше.

3) Принцип научности. Научность означает, что правовые акты составляются на основе результатов научных исследований в соответствующей сфере общественных отношений. В частности, используются опросы населения, экспертов по различным вопросам содержания будущих правовых актов.

Для соблюдения этого принципа законопроект должен готовиться при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни и т.д. При таком анализе используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д.

Принцип научности также включает в себя учет достижений юридической науки как отечественной, так и мировой; учет научных рекомендаций.

4) Принцип профессионализма относится к любой государственной деятельности, но особенно важен для правотворчества, поскольку, как уже указывалось, этот вид государственной деятельности требует специальных знаний, навыков, умения и даже определенного таланта.

Для принятия эффективных нормативных правовых актов требуется учет множества разнообразных факторов объективного и субъективного характера, владение правилами юридической техники, в том числе умением в сжатой, лаконичной и в то же время простой форме формулировать правила поведения.

Профессионализм подразумевает, что процесс правотворчества осуществляют в подавляющем большинстве случаев профессионалы.

Это связано с тем, что нормы права распространяются на большие группы населения (а многие законы, например уголовный, — на всех без исключения), и поэтому их качество должно соответствовать самому высокому уровню.

На подготовительном этапе важную роль играют ученые-правоведы и специалисты в определенной сфере, которые, будучи в составе рабочих групп, непосредственно составляют тексты соответствующих правовых актов. В дальнейшем решающее значение имеют лица, наделенные полномочиями принимать правовой акт. Важно, чтобы они обладали соответствующими знаниями.

5) Принцип гласности означает, что все принимаемые правотворческими органами акты подлежат обязательному опубликованию, т. е. доведению до сведения населения. В статье 15 Конституции РФ закреплено: «Неопубликованные законы не применяются.

Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Однако это правило не распространяется на акты, содержащие государственную тайну.

Принцип гласности тесно связан с принципом демократизма, поскольку предполагает участие общественности в подготовке и обсуждении проектов основополагающих актов.

6) Принцип системности предполагает, что вновь принимаемые акты должны «вписываться» в существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать коллизий, пробелов, дублирования и при этом должны использовать средства регулирования общественных отношений, присущие данной отрасли права.

7) Планомерность означает, что процесс творчества осуществляется на плановой основе. Например, в Государственной Думе на каждую сессию утверждается график рассмотрения законопроектов.

8) Своевременность — правильное определение времени подготовки и принятия актов.

9) Исполнимость — учет финансовых, кадровых, юридических и прочих условий, наличие которых позволит актам реально действовать.

Правотворчество следует отличать от правообразования.

Последнее — более широкое понятие, чем правотворчество, и включает в себя анализ социальной ситуации в стране, выявление потребности в правовом регулировании общественных отношений, осознание этой потребности, ее адекватное правовое выражение.

Процесс правообразования завершается выработкой и принятием конкретного нормативного правового акта. Следовательно, правотворчество есть завершающий этап процесса правообразования, результат правообразования и его конечный результат.



Источник: https://infopedia.su/20x974f.html

77.Правотворчество и законотворчество (понятие и стадии)

2. Правотворчество и законотворчество

77.Правотворчествои законотворчество (понятие и стадии).

1.Правотворчество– деятельность субъектов, наделённыхнормотворческой компетенцией (преждевсего гос-х органов), по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Вузком смысле– процесс непосредственного создания,изменения или отмены правовых нормкомпетентными органами (напр., принятиеГос-й Думой закона, утверждение министромположения или инструкции) либонепосредственно населением (путёмреферендума).

Такогорода правотворчество в юридическойлитературе нередко называют правотворчествомв собственном («буквальном») смыслеслова.

Вшироком смысле– синоним термина и понятия«правообразование», включающее нетолько собственно правотворческий, нои весь предшествующий ему подготовительныйпроцесс формирования права.

Виды правотворчества (в зависимости от значимости):

1.Законотворчество

Правотворчество высших представительных органов — Парламентов, в процессе которого издаются нормативные акт высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с усложнённой процедурой;

2.Делегированное правотворчество

Нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определённых проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;

3.Подзаконное правотворчество

Нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам: Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами гос-го управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждениями, организациями.

Виды правотворчества (в зависимости от субъектов правотворчества):

1.Референдум непосредственное правотворчество народа (всенародное ание по наиболее важным вопросам гос-й и общественной жизни);

2.Правотворчество гос-х органов (напр., Правительства, Парламента);

3.Правотворчество отдельных должностных лиц (напр., президента, министра);

4.Правотворчество органов местного самоуправления;

5.Локальное правотворчество (напр., на предприятии, в учреждении и организации);

6.Правотворчество общественных организаций (напр., профсоюзов).

Принципы правотворчества ( — это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, ориентир для органов, творящих право):

1.Демократизм;

2.Законность;

3.Профессионализм;

4.Научность;

5.Планомерность;

6.Своевременность;

7.Исполнимость.

Этапы и стадии правотворческого процесса:

1.Подготовительный этап

-предварительные работы;

-подготовка первоначального текста проекта;

-предварительное обсуждение проекта;

-доработка проекта акта и внесение его на рассмотрение правотворческого органа.

2.Этап непосредственного создания правовых норм

-официальное рассмотрение и принятие проекта акта соответствующим органом и соблюдением необходимых процедур;

-утверждение (подписание) акта;

-опубликование акта и доведение его до адресата.

2.Законотворчество– главная составная часть правотворческогопроцесса, его сердцевина, урегулированныйнормами права порядок разработки,обсуждения и принятия проектов нормативныхактов (законов) высшим органом гос-йвласти.

Стадиизаконотворческого процесса в РФ:

1.Законодательнаяинициатива:

Согласноч.1 ст.104 Конституции РФ принадлежит:

ПрезидентуРФ, Совету Федерации, Членам СоветаФедерации, Депутатам Гос-й Думы,Правительству РФ, законодательным(представительным) органам субъектовРФ, Конституционному Суду РФ, ВерховномуСуду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФпо вопросам их ведения. Право внестипредложение об издании закона исоответствующего законопроекта взаконодательный орган.

2.Обсуждениезаконопроекта

Начинаетсяв Гос-й Думе с заслушивания докладапредставителя субъекта, внесшегозаконопроект. Данная стадия необходимадля того, чтобы устранить противоречия,пробелы, неточности. Наиболее существенныезаконопроекты выносятся на референдум;

3.Принятиезакона

стадия, состоит из 3 подстадий:

А)Принятие закона Гос-й Думой: федеральныезаконы принимаются простым большинством от общего числа депутатов Гос-йДумы, т.е. 50% +1голос; Федеральныеконституционные законы считаютсяпринятыми, если за них проалоне менее 2/3 от общего числа депутатовГос-й Думы.

Б)Одобрение закона Советом Федерации:в соответствии с ч.4 ст.

105 КонституцииРФ «федеральный закон считаетсяодобренным Советом Федерации, если занего проало более половины отобщего числа членов этой палаты, либоесли в течение 14 дней он не был рассмотренСоветом Федерации»; согласно ч.2 ст.

108Конституции РФ «федеральный конституционный закон считается принятым, если онодобрен большинством не менее ¾ от общего числа членов Совета Федерации»;

В)Подписание закона Президентом РФ:согласно ч.2 ст.107 и ч.2 ст.108 КонституцииРФ, Президент в течение 14 дней подписываетодобренный закон.

4.Опубликованиезакона

-Какправило, федеральные конституционныезаконы и федеральные законы подлежатофициальному опубликованию в течение7 дней после их подписания ПрезидентомРФ, неопубликованные законы не применяются.

-Федеральныеконституционные законы, федеральныезаконы вступают в силу одновременно навсей территории Российской Федерациипо истечении 10 дней после дня ихофициального опубликования, если самимизаконами или актами палат не установлендругой порядок вступления их в силу.

-Официальнымопубликованием федеральногоконституционного закона, федеральногозакона считается первая публикация егополного текста в «Парламентской газете»и «Российской газете» или Собраниизаконодательства РФ.

Источник: https://studfile.net/preview/5369698/

Uchebnik-free
Добавить комментарий