2. Позитивистская концепция соотношения философии и науки (О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер)

Философия позитивизма: Конт, Спенсер, Милль

2. Позитивистская концепция соотношения философии и науки (О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер)

Новый этап в развитии марксисткой философии связан с деятельность В.И. Ленина (1870-1924 гг.). Его основными философскими работами являются: «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «О значении воинствующего материализма».

Развитие марксизма, его философских основ, Ленин связывал с практикой революционной борьбы рабочего класса. Выступая против Н.К.

Михайловского, который считал, что марксизм «философски не обоснован», он подверг критике идеалистическое мировоззрение народников и их метафизический метод.

Он считал, что этому методу присущи идеализм, субъективизм, метафизичность и эклектизм в понимании истории.

Особое значение Ленин придавал разработке принципа партийности в философии, отмечая две «партии в философии» — материализм и идеализм. При этом он утверждал, что борьба марксистского материализма против замаскированного идеализма есть составная часть борьбы пролетариата против буржуазии.

В работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин дал философский анализ достижений новейшего естествознания с позиций диалектического материализма. Разрабатывая учение об истине, Ленин показал диалектическую связь абсолютной и относительной истины, роль практики в познании, выступающей главным критерием истины.

Развивая теорию познания, он ставит вопрос о свойстве, присущем всей материи — отражении, дает определение материи. Ленин он указал на тесную связь этого понятия с диалектико-материалистическим решением основного вопроса философии.

Ленин отмечал, что материя не есть вещество, как было принято считать с античных времен, а «философская категория для обозначения объективной реальности». Давая философское определение материи, Ленин показал «несводимость ее к какой-либо одной ее форме или виду».

Указав на относительный характер противопоставления материи и сознания и диалектический характер их взаимосвязи, он констатирует познаваемость объективного мира. Критикуя представителей второй формы позитивизма – Маха и Авенариуса, — он отмечает:

— вещи объективно существуют вне нас и вне нашего сознания;

— между «вещами в себе» и «явлениями» нет непреодолимой грани, а есть различие между тем, что познано и тем, что не познано;

— в теории познания следует рассуждать диалектически.

В работе «О значении воинствующего материализма» Ленин показал, что необходим «тесный союз между философами-коммунистами и всеми материалистами для борьбы с философским идеализмом и фидеизмом». По его мнению, необходимо укреплять союз философии и естествознания, развивать диалектику как логику и теорию познания.

Четвертый этап связан с систематизацией и дальнейшим развитием марксисткой философии в СССР, где ее возвели в ранг официальной идеологии и, соответственно, придали ей догматический, апологетический характер. Советская философия, сформировавшаяся на базе марксизма, берет свое начало с Октябрьской революции.

Однако ее тотальное внедрение в сознание людей стало возможным лишь после 1922 г., когда видные представители русской религиозной и идеалистической философии были изолированы от народа. Их лишили прав на публикацию своих трудов, а большую часть сослали в лагеря или выслали за границу на т.н.

«философских пароходах», которых, заполненных до предела, было несколько.

В 20-е-30-е годы XX века началось глубокое систематическое освоение марксистской философии советскими исследователями.

Стимулом для философской полемики между представителями механистического материализма (механицистами) и идеалистической диалектики (деборинцы) послужила публикация «Диалектики природы» Энгельса, где в черновом варианте содержалось систематическое изложение диалектического материализма. После сталинского осуждения сначала механицистов, затем деборинцев в марксистской философии наступил период длительного творческого застоя, характерной чертой которого стало «цитатничество» и откровенная догматизация учения. С конца 40-х годов XX века наметилось некоторое оживление в философской сфере, появились попытки осмысления современных западных философских учений и разработки философских вопросов естествознания.

К концу XIX века философия Нового времени оказалась неспособной дать ответы, выдвинутые жизнью. В свое время французский философ-моралист Ф.

Ларошфуко, давая оценку дешевому скептицизму и слепому фанатизму в науке, указал на место философии в системе наук: «философия торжествует над трудностями и горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над ней».

Это можно в полной мере отнести к тому положению, в котором новоевропейская метафизика оказалась на рубеже веков.

В начале ХХ века в Европе появилось направление, совершившее очередной «переворот» в философии и получившее наименование позитивизм (по аналогии с позитивным знанием, которое доступно лишь частным наукам, приносящим обществу практическую пользу).

Представители этого направления утверждали, что «прежняя» философия не научна, излишне умозрительна. Поэтому необходимо, чтобы она, как естественные и точные науки, опиралась только на достоверное (проверенное опытом) знание и приносила практическую пользу.

Философия должна исследовать лишь факты, освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях научным арсеналом средств.

Основные принципы этого направления, сформулированные его основоположником Огюстом Контом(1798-1857 гг.) в курсе «Позитивной философии», легли в основу многочисленных позитивистских теорий и концепций, появившихся в конце XIX – начале XX вв.

Позитивизм в определенной степени является преемником философии французского Просвещения XVIII века. Как и просветители-энциклопедисты, Конт провозгласил культ науки и безграничную веру в ее возможности, заявил о неограниченности предметной области, к которой применимы научные методы мышления (включая метафизику).

Составленная им классификация наук во многих отношениях может рассматриваться как реализация завета энциклопедистов. Он распределил науки на основе «естественной иерархии»: математика – астрономия – физика – химия – биология – социология. По его мнению, за «общей» наукой, раскрывающей связь между этими науками, можно оставить название «философия».

Однако она не должна иметь ничего общего с традиционной метафизикой, так как их предмет и методы исследования различны.

Противопоставляя науку философии, Конт заявляет, что наука – источник позитивного, достоверного знания, применяемого на практике. Философия же, как общая система знаний, науке не нужна.

Она «синтетическая» наука и должна заниматься обобщением достижений естественных наук. Он утверждал, что «каждая наука — сама себе философия».

Отсюда выдвинутый им и подхваченный всеми позитивистами лозунг «Долой метафизику, да здравствует физика!» и сформулированный им «закон трех стадий» развития человеческого мышления — религиозной, метафизической и научной.

После смерти О. Конта центр позитивистской мысли переместился в Англию, и в первую очередь связан с именем логика Джона Стюарта Милля (1806-1873 гг.). В работе «Системы логики силлогистической и индуктивной» он развивал индуктивные логические методы основоположника английского эмпиризма Ф. Бэкона.

Это связано с тем, что основной принцип эмпиризма – «все наше знание из чувственного опыта, из ощущений» — неизбежно ведет к постановке вопроса о том, каким образом данные наших наблюдений переводятся в форму тех утверждений, которые в науке называются законами.

По его мнению, принципиальной разницы между эмпирическими и теоретическими утверждениями не существует.

Милль подверг критике механистическую, физикалистскую трактовку поведения человека, которая не учитывает его свободу и, следовательно, возможности нравственного выбора. Рассуждая как утилитарист, Милль заявляет, что люди из всего извлекают пользу, потому они должны поступать нравственно, поскольку «так выгоднее, чем поступать безнравственно».

Английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903 гг.

) является автором ряда работ: «Основные начала», «Основания психологии», «Основания социологии, «Социология, как предмет изучения», «Основания этики».

Он раньше Дарвина пришел к идее существования эволюции в биологическом мире и сформировал принципы естественного отбора и борьбы за выживание в мире природы.

Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе — от космоса, органической и неорганической природы до социума. Его можно назвать основоположником двух направлений в социологии: «органицизма» и «эволюционизма», которые позволили рассматривать социальный прогресс как процесс дифференциации и интеграции общественных явлений.

На основе этих подходов Спенсер одним из первых стал разрабатывать общую теорию систем. Структурно-функциональный и эволюционный анализ позволили ему открыть ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем, в частности, циклы развития и распада, процессы интеграции и дифференциации, приводящие к возникновению более сложных типов общества.

Источник: https://studopedia.su/12_15257_filosofiya-pozitivizma-kont-spenser-mill.html

20.Классический позитивизм (о.Конт, Дж.Ст. Милль, г.Спенсер)

2. Позитивистская концепция соотношения философии и науки (О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер)

Позитивизм- направление в философии и науке, котороеисходит из «позитивного», т.е. из фактического, устойчивого, несомненного,и ограничивает им свое исследование, а«метафизические» (философские) объяснениясчитает теоретически неосуществимымии практически бесполезными.

Философиякак особая наука, претендующая насамостоятельное исследование реальности,не имеет смысла, а значит и права насуществование. Главным лозунгомпозитивизма является утверждение, чтокаждаянаука — сама себе философия.Вкачестве причиныпоявленияпозитивизма можно считать бурныйпрогресс естественных наук на рубежеXIX—XX столетий.

Единственным источникомистинного действительного знанияобъявляются конкретные науки.

Оформившисьв особое направление в 30-хгг. XIX в.в трудах французского мыслителя О. Конта(который и ввел сам этот термин), позитивизмпрошел три основных этапа в своемразвитии:

Классический позитивизм

Представителямипервой, классической формы позитивизмаXIX в. кроме О. Конта были английскиемыслители Дж. С. Милль, Г.

СпенсерКонтОгюст (1798—1857)— французский философ, «Курс позитивнойфилософии»Он полагал, что «метафизика»как учение о сущности явлений, об ихначалах и причинах, должна быть устранена,а ее место должна занять позитивнаяфилософия. Основнаяее характеристическая черта состоит впризнании всех явлений подчиненныминеизменным естественным законам.

Позитивноев его трактовке — это реальное,достоверное, точное и полезное знаниев противоположность смутным, сомнительными бесполезным утвер­ждениям ипредставлениям, которые часто имеютхождение в обы­денном сознании иметафизических рассуждениях.

Применялпринцип историцизма: «ни одна идея неможет быть хорошо понята без знакомствас ее историей».

Вэтой связи он выделяет три основныхстадии интеллектуальной эволюциичеловечества:

– теологическая: человеческий дух объясняет природувещей воздействием многочисленныхсверхъестественных факторов.

– метафизическая:сверхъестественные факторы замененыабстрактными силами

– научная:человек стремится к тому, чтобы, правильнокомбинируя рассуждения с наблюдениямии экспериментами, познать действительныезаконы явлений.

Приэтом, согласно Конту, необходимоотказаться от возможности достиженияабсолютных знаний и от познания внутреннихпричин явлений.Природапозитивной философии — признании всехявлений подчиненными неизменныместественным законам

Свойстваположительной философии:

1.изучение положительной философии даетединственное рациональное средствообнаружить логические законы человеческогоума.

2.прочное обоснование положительнойфилософии дает ей возможность игратьруководящую роль во всеобщем преобразованиисистемы воспитания и образования, гдевсе острее возрастает потребность вприобретении совокупности положительныхидей по всем главным сферам действительности.

3. специальное изучение общих положенийнаук способствует прогрессу отдельныхположительных наук.

4. ее можно считать единственной прочнойосновой общественного преобразования.

ДжонСтюарт Милль (1806—1873)— философ, экономист и общественногодеятель. Труд «Система логики»Разработалсовокупность методов индуктивногоисследования причинных связей. Индукция— единственно допустимый прием познания.Она же лежит в основе умозаключенийлогики и аксиом математики.

Она, с точкизрения Милля, должна устанавливать нестолько причины, сколько законыявлений.Отрицал дедукцию как методполучения новых знаний. Единственныйисточник — опыт, предметом которогоявляются наши ощущения. Материя — лишьпостоянная возможность ощущений, асознание — возможность их переживаний.

В«Системе логики» содержится интуитивистскаятрактовка логики как всеобщей методологиинаук.

 Срединравственных или социальных наукосновополагающей Миллем мыслиласьпсихология. СпенсерГерберт (1820—1903)«Система синтетической философии»

Учениео всеобщей эволюции, опиравшейся особеннона эволюционные идеи Ч. Дарвина.Философия отличается от частных наук толькостепенью обобщенности знания. Спенсерстремился доказать совместимость наукии религии. Он полагал, что наука помогаетрелигии очиститься от мистики.Спенсерговорит об эволюции Вселенной.Характеристикиэволюции:

1.переходот менее связанной формы к болеесвязанной.

2.переходот однородного связанного состояния кразнородному несвязанному состоянию.

3.переходот неопределенного к определенному.

Спенсеротмечал, что эволюция есть интеграцияматерии, сопровождаемой рассеяниемдвижения.Подэто механистическое понимание эволюцииСпенсер пытался подвести все явления— от неорганических до нравственных исоциальных.

Применительнок обществу эволюция выражается в том,что «возрастание общества, как в отношенииего численности, так и прочности,сопровождается возрастанием разнородностиего политической и экономическойорганизации. То же самое относится ковсем научно-историческим продуктам ипрочим продуктам — языку, науке, искусствуи литературе».

В этом состоит сутьпонимания Спенсером прогресса.Философия Спенсера внесла идею историзмав этнографию, историю религий, психологию- что следует признать его важнымдостижением.Концепциянаучного познания 0. Конта, Дж.С. Милля,Г. СпенсераИзтрадиционного набора функций науки —объяснение, описание и предвидение —О.

Конт исключил объяснение. Научноепознание, согласно Миллю, должноориентироваться на экономное описаниеощущений, которое несовместимо сметафизическим постулированием различныхсубстанций в качестве основы явлений.Спенсерразличал два уровня бытия — «непознаваемое»и «познаваемое». Сфера «непознаваемого»— это предмет не науки, а религии.

Позитивистскийподход к проблеме систематизации знанияи классификации наукИерархиянаук в классификации Сен-Симона и Контавыстраивалась следующим образом: вначалематематика с механикой, затем науки онеорганической природе (астрономия,физика, химия), потом науки об органическойприроде (к которой Конт относил иобщество) — биология и социология.Г.Спенсер предложил несколько инуюклассификацию. В основе его классификациилежит разделение наук на конкретные,абстрактно-конкретные и абстрактные.Науки, изучающие формы, в которых намданы явления, — это абстрактные науки,к которым принадлежит логика и математика.Открытием законов одного вида силызанимаются абстрактно-конкретные науки,к которым относятся механика, физика ихимия. Науки, изучающие явления в целом,Спенсер называл конкретными и относилк ним астрономию, геологию, биологию,психологию и социологию.

«-»позитивизма: программа задавала крайнеузкое понимание науки

«+»: развитие различных отраслей науки

  1. Эмпириокритицизм («критика опыта»)

-вторая основная форма позитивизма,сложившаяся в конце XIX — начале XX в. вработах крупного австрийского«философствующего» физика Э. Маха .

Мирв целом и все вещи в нем — «комплексыощущений». Задача науки — их описание(с математической обработкой), т.е.«чистое описание» фактов чувственноговосприятия, к которым «приспосабливается»мысль. 

Махподверг специальному анализу понятие«заблуждение» и его роль в научномпознании, рассмотрел сходство и различияфилософского и естественно-научногомышления, физического и психического(и место ощущений в их соотношении).Научную известность Маху принесли такжеего труды по механике, газовой динамике,физиологии и оптике.

Неопозитивизм(логический позитивизм)

Этотретий — последний — этап позитивизмаи одно из основных направлений западнойфилософии, особенно активно себяпроявившее в 30—60-е гг. XX в. (Карнап, Шлик,Найрат, Рейхен-бах и др.)

Отделяянауку от философии, они считали, чтоединственно возможным знанием являетсятолько специальное знание, а задачафилософии — анализ языковых форм преждевсего языка науки.

Важноезначение неопозитивисты придавалипринципу верификации. Верификация(доказательство, подтверждение) —процедура установления истинностинаучных положений в процессе ихэмпирической проверки, т.е. с помощьюнаблюдения, измерения или эксперимента. Темне менее верифицируемость научныхвыводов может быть отнесена к одномуиз важных признаков (критериев) научности.

Такимобразом, неопозитивизм сводит задачифилософии не к систематизации конкретногоестественнонаучного знания, как этоделал «классический» позитивизм, а кдеятельности по анализу языковых формзнания. Если «классический» позитивизмориентировался на психологию познания,то неопозитивизм в большей степениопирается на логику.

Источник: https://studfile.net/preview/1603643/page:27/

Позитивистская концепция соотношения философии и науки

2. Позитивистская концепция соотношения философии и науки (О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер)

Часть I «Общие проблемы философии науки»

Вопрос 1. Основные концепции философии науки.

Становление философии науки в качестве относительно самостоятельной области исследований было обусловлено двумя взаимосвязанными группами факторов: 1. Изменениями в самой философии, появлением новых стратегий исследования; 2. Потребностями науки в разработке нового типа ее философско-методологического обоснования.

Классическая философия была ориентирована на построение завершенных и всеобъемлющих систем, которые претендовали на статус абсолютной истины. В философии Нового времени такие системы стремились опираться на достижения науки. Такие философские системы навязывали науке неадекватные представления о мире.

С середины 19 века фил-я начинает осознавать себя как развивающаяся система знания, которая не заканчивается ни на одном этапе. Фил-я начинает обращать внимание на специфику познания в других областях культуры: искусстве, морали, полит. и пр. сознании, обыденном мышлении, религиозном опыте. Отдельные области фил.

знания начинают обретать самостоятельность: онтология, теория познания, этика, эстетика, фил-я религии, фил-я права, фил-я науки.

К сер.19 века разрушилось прежнее единство науки. Возникла острая проблема состыковки разл.представлений о реальности, создания целостной картины мира. Решение этой проблемы предполагало выработку новых методологических подходов. Формировалась ФН как область фил.зн., нацеленного на разработку методологических и мировоззренческих проблем науки.

В зап.фил-и господствующее положение заняли идеи позитивизма. Три этапа: 1й позитивизм 19 в. (Конт, Спенсер, Милль); 2й поз-зм – эмпириокритицизм (Мах, Авенариус); 3й поз-зм – неопозитивизм, логический поз-зм (Рассел, Витгенштейн 20-30 гг. 20 в., «Венский кружок» — Шлик, Карнап, Франк и др.; «Берлинское общество эмпирической философии» — Рейхенбах, Дубислав, Гемпель).

Через три этапа проходит общая идея: программа реконструкции философии; идея очищения науки от метафизики (фундаментальных принципов и идей фил-и). Поз-зм сохранил идею фил-и как методологии науки, но полагал, что развивать эту область знания следует без обращения к философской метафизике средствами самой науки.

Первый позитивизм.

Позитивистская концепция соотношения философии и науки.

Конт – ученик Сен-Симона, кот.остаивал идею научности как высшего этапа человеческого познания, значит, надо перенести точные методы на изучение общества и сформировать социальную науку по образу наук о природе. Конт развил эту идею, создатель социологии.

Важным условием прогресса науки Конт считал переход от метафизики к позитивной фил-и. позитивное = реальное, достоверное, точное и полезное знание. Научный = позитивный. Сер.19 в. – наука приобретает статус фундаментальной ценности культуры.

Революция в образовании утвердила в качестве его основы изучение фундаментальных наук; интенсивное применение научных знаний в производстве (технические науки). Идея прогресса с верой в бесконечные возможности науки. В позитивизме это было истолковано в духе абсолютной автономии науки, ее независимости от др.

областей культуры. Взаимодействие науки с фил-ей, иск-вом, моралью и т.д. воспринималось как лишь одностороннее воздействие на них науки.

Поз-зм стремился создать методологию науки, которая выявила бы законы развития научного знания так же как физика, химия, биология открывают законы в своей области, абстрагируясь от воздействия философии и культуры. Это оказалось непреодолимым препятствием.

Концепция Конта о 3 стадиях истории науки, соответствующей 3 стадиям развития чел. духа: 1. Теологическая (стремление объяснить явления путем изобретения сверхприродных сил); 2.

Метафизическая (эти силы заменяются абстрактными сущностями (субстанциями, идеями), которые управляют явлениями; сюда относится вся классическая философия; ее роль – ослабила влияние теологии, подготовила переход к позитивным концепциям); 3.

Научная стадия (замена сущностей открытием точных законов; здесь должна произойти трансформация метафизики в позитивную философию).

Конт: исторически наука возникает в недрах философии, на затем, породив науку, фил-я становится для науки принципиально не нужной. Влияние фил.идей на формирование нового знания наиболее отчетливо проявляется в процессе построения новых фундаментальных теорий, которые кардинально меняют ранее сложившиеся принципы. Творцы таких теорий часто совмещали исследования в науке с фил.

(Декарт, Лейбниц, Галилей, Ньютон). Вместе с тем, когда ученый работает над решением специальных задач в рамках уже сложившихся фундамент.теорий, в этом виде творчества он опирается на принципы таких теорий и не сомневается в их истинности, след-но, влияние фил.идей не прослеживается с достаточной очевидностью, иллюзия, что философские знания вообще не нужны в научной деятельности.

Поставив задачу исследовать процесс научного познания, поз-зм был вынужден отвечать на вопросы, как понимается процесс познания, каковы его функции, как соотносится чувственный опыт и научные понятия, т.е. решать проблемы теории познания, которая всегда была частью фил-и, т.е. не могли избежать обсуждения фил.проблем.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/2889.html

Позитивизм О.Канта, Г.Спенсера, Дж. С. Милля, (первый позитивизм)

2. Позитивистская концепция соотношения философии и науки (О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер)

Основные этапы развития философии науки

Позитивизм О.Канта, Г.Спенсера, Дж. С. Милля, (первый позитивизм)

Позитивизм— широко распространенное течение в философии, основанное в 30-х гг. XIX в. французским философом Огюстом Контом (1798 — 1857). Во Франции этого течения придерживались Э. Линттре, Э. Ренан.

В Англии позитивизм был представлен в творчестве Джона Стюарта Миля (1806 — 1873) и Герберта Спенсера (1820 — 1903). В Германии идеи позитивизма развивали Якоб Молешотт (1822 — 1893) и Эрнст Геккель (1834 — 1919), в России —
Н. К.

Михайловский и П. Л. Лавров и другие.

Названные философы относятся к «первому позитивизму». «Второй позитивизм» связан с деятельностью Э. Маха (1838 — 1916) и Р. Авенариуса (1843 — 1896), немецких ученых, называвших свою философию эмпириокритицизмом, а также с деятельностью французского ученого А. Пуанкаре (1854 — 1912).

Идеи позитивизма были подхвачены и преобразованы в трудах Бертрана Рассела (1872 — 1970), Рудольфа Карнапа (1891 — 1970), Мориса Шлика (1882 — 1936), Людвига Витгенштейна (1889 — 1851) и др.

Философия этих мыслителей получила название неопозитивизма. В дальнейшем идеи представителей неопозитивизма нашли развитие в трудах постпозитивистов (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун и др.).

Программу позитивизма с учетом его эволюции можно представить так:

· познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации;

· вся прежняя, традиционная философия как доктринерски-догматическая, метафизическая, т. е. направленная на поиски первопричин и субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей, должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками (наука — сама себе философия), либо обзором системы знаний, учением о языке науки;

· следует отказаться от крайностей материализма и идеализма и пойти третьим путем.

Как совокупность философских идей, распространенных по всему миру, позитивизм имеет следующие черты:

· В противовес субъективному идеализму И. Канта, позитивизм отказывается от признания априорного познания единственным средством достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы.

· Наука рассматривается позитивистами в качестве средства познания и преобразования мира. Позитивисты верят в силу научной рациональности.

· Позитивисты полагают, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное.

· Для позитивизма характерна вера в прогресс.

Родоначальник позитивизма Огюст Конт (1798 — 1857).

Основные идеи позитивизма нашли отражение в его шеститомном труде «Курс позитивной философии» (1830 — 1842), в работе «Дух позитивной философии» (1844) и в труде «Система позитивной политики» (1852 — 1854).

По мнению О. Конта, наука должна ограничиться описанием действительности и ее предметов и явлений, отказавшись от попыток вскрыть их сущность.

В работе «Курс позитивной философии» Конт пишет: «… думаю, я открыл великий основной закон, по которому с неизменной необходимостью можно установить как путем наших рациональных доказательств, так и путем внимательного анализа прошлого, историческую достоверность.

Этот закон состоит в том, что каждое из наших основных понятий проходит необходимым образом три теоретически различные стадии: стадию теологическую, или фиктивную; стадию метафизическую, или абстрактную; стадию научную, или позитивную… Отсюда три типа философии, или концентральных систем, обобщающих феномены взаимно исключающих друг друга.

Первая — начальный пункт, необходимый для человеческого понимания … третья — фиксированная и определенная стадия, а вторая уготована служить в качестве транзитного пункта».

«На теологической стадии феномены рассматриваются как продукты прямого и непрерывного действия сверхъестественных агентов, более или менее многочисленных.

На метафизической стадии они объясняются действием абстрактных сущностей, идей или сил (тела соединяются благодаря «симпатии», растения растут благодаря «вегетативной душе», а социум, — как иронизировал Мольер, — усыпляет благодаря «снотворной добродетели»).

Только на позитивной стадии человеческий дух, поняв невозможность достижения абсолютного знания, не вопрошает более, каковы источники и судьбы Вселенной, каковы внутренние причины феноменов, а ищет и открывает, комбинируя рассуждение с наблюдением, их действующие законы, т. е. неизменные связи последовательности и сходства».

Согласно Конту, на теологической стадии наблюдается преобладание силы, как, например при феодализме, для метафизической стадии характерны революции и реформы, например, реформирование христианства, позитивная стадия характеризуется появлением индустриального общества с ее бесконечной свободой сознания.

«Таков закон трех стадий — ключевое понятие философии Конта. Этот закон подтверждает и развитие человека (каждый из нас, — теолог в детстве, метафизик в юности и физик в зрелости)». Этот закон, согласно Конту, применим для объяснения развития самых разных явлений общественной жизни.

По мнению О. Конта, для преодоления кризисного состояния общества оно должно быть исследовано с помощью науки. При этом «научная социология призвана стать единственным прочным фундаментом для реорганизации общества и преодоления социальных и политических кризисов, переживаемых долгое время нациями». Термин «социология» был введен Контом. Он считал себя создателем этой науки.

Согласно Конту, социология завершает свод наук, которые он делит на абстрактные, или общие, и конкретные, или частные. К абстрактным наукам он относит математику, теоретическую астрономию (небесную механику), физику, химию, физиологию (биологию), социологию (социальную физику).

По Конту, цель науки в исследовании законов, так как только их знание дает возможность предвидеть события, направлять нашу деятельность по изменению жизни в желательном направлении знание закона необходимо для предвидения, а прогноз требуется для определения объема тех усилий, которые следует затратить для достижения общественных целей. Иными словами, для Конта наука необходима для предвидения, а предвидение необходимо для оптимизации действий.

Конт полагал, что для перехода общества от кризисного состояния к «социальному порядку» потребуется знание социальных законов, основанное на анализе фактов. По представлениям родоначальника позитивизма, точно так же, как физика раскрывает законы природных явлений, так и социология путем наблюдения и рассуждения выявляет законы общественных явлений.

Он выделяет в социологии социальную статику и социальную динамику. Та часть социологии, которая называется социальной статикой, изучает феномены, одинаковые для всех обществ. Социальная статика призвана выявить связи самых разных аспектов жизни, включая культурные, экономические и политические. Социальная динамика изучает законы развития общества.

Главными здесь, по Конту, выступают: закон трех стадий и закон прогресса.

Создатель социологии размышляет о разных проблемах.

«Однако вся его социология, если обобщить, заключается в следующих четырех моментах:

· Социальная статистика исследует условия Порядка, динамика изучает законы Прогресса;

· Человеческий прогресс происходил в соответствии с естественно-необходимыми этапами, история человечества есть развертывание человеческой природы;

· Хотя развитие человечества идет от теологической стадии к позитивной, Конт не обесценивал традицию. Прошлое беременно настоящим, и «человечество состоит более из мертвых, чем из живых»;

· Социальная физика — необходимая база рациональной политики».

Мыслитель полагал, что выявить эти законы можно только путем наблюдений, экспериментов и сравнений. Важную роль при этом, по его мнению, играет исторический метод, который образует прочный фундамент для принятия политических решений и выстраивания логики политических мероприятий.

Идеи О. Конта оказали большое влияние на творчество многих ученых, работавших в области социальной философии и социологии.

Основателем позитивизма в Англии стал Джон Стюарт Милль(1806-1873).

Его труд «Система логики силогистической и индуктивной» (1830-1843) утвердил его в роли главы английского позитивизма.

Другими его наиболее значительными сочинениями являются: трактат «О свободе» (1859), в котором Миль сформулировал принципы буржуазного индивидуализма; Утилитаризм» (1861), где он выдвинул обновленные представления об этике утилитаризма; «Исследование философии сэра Гамильтона… » (1865) и посмертно изданные «Три эссе о религии: Природа. Польза религии. Теизм»(1874), в которых он предстал как человек, верующий в Бога.

Первый труд «Система логики…» был посвящен изложению индуктивной логики. Логику он часто расширял до масштабов гносеологии и видел в ней методологию и основание логики нравственных наук, под которыми он понимал социальные науки.

Как отмечал немецкий философ Генрих Риккерт: «Дж. С. Милль первый сделал попытку создать систематическую логику наук о духе». Среди нравственных или социальных наук основополагающей Миллем мыслилась психология.

«Именно психология, по Миллю, возможна как образцовая индуктивная наука, тогда как общественные науки неизбежно приобретают дедуктивный характер, пытаясь объяснить разновидности социального поведения конкретных людей с помощью общих законов найденных индуктивно».

Согласно Миллю, ближе всего к психологии основанная на ней этология, понимаемая как «наука о формировании характера», которая дедуктивно выводит из психологических законов законы формирования характеров и их форм. В этих законах находят выражение различные физические и психологические обстоятельства, что придает характерам индивидуальные черты.

Выяснению законов общества, по мнению Милля, способствует история.

Однако Милль «предостерегал от наивного принятия первой попавшейся «исторической очевидности», некоего фактического «единообразия исторической последовательности общественных состояний» за истинный закон природы, тогда как такое единообразие надо считать лишь «эмпирическим законом», т. е.

законом самого низшего уровня общности, законом в первом приближении». Эмпирические законы надо еще привести к законам более высокой степени общности.

Сведение «первичных исторических и социологических обобщений к ряду законов более высокой степени общности составляет суть миллевского «обратнодедуктивного или исторического метода», который он считал важнейшим и наиболее надежным из своих «методов социальной науки».

По Миллю, основная задача социальной науки заключается в отыскании законов, согласно которым всякое данное состояние общества вызывает другое следующее за ним и замещающее его. Открытые социальные законы позволяют сформулировать правила деятельности, отвечающей требованиям этих законов. Но действовать в этом направлении надо осторожно, причем «тот общий принцип, с которым должны сообразовываться все практические правила, и тот признак, которым надо пользоваться для их испытания, есть содействие счастью человечества, или, скорее, всех чувствующих существ, иначе говоря; конечный принцип телеологии есть увеличение счастья».

Другим крупным позитивистом в Англии был Герберт Спенсер (1820 — 1903).

Значительную часть жизни он провел как кабинетный ученый. С 1862 по 1896 гг.

он выпустил 10 томов системы «синтетической философии», в которую входят «Основные начала» ((1862), книга о первопринципах бытия), «Основания биологии» (1864 — 1867), «Социология как предмет изучения» (1873), «Основания психологии» (1879 — 1893), «Основания социологии» (в 3-х томах, 1876 — 1896), «Основания этики». В 1850 г. вышла в свет его «Социальная статистика».

Спенсер стремился доказать совместимость науки и религии. Он полагал, что наука помогает религии очиститься от мистики.

Спенсер рассматривал философию как познание на ступени максимального обобщения, так как философские обобщения объединяют и систематизируют достижения всех наук. Согласно Спенсеру, философия должна начать с наиболее общих принципов, к которым пришла наука.

Это, по его мнению, принципы неуничтожимости материи, непрерывности движения, силового сопротивления. Настоящие принципы следует использовать всем наукам. Впрочем, их можно унифицировать в более общий принцип — принцип «непрерывного перераспределения материи и движения».

Закон общего изменения и есть закон эволюции.

Впервые термин «эволюция» употреблен Спенсером в 1857 г. Через два года Дарвин в «Происхождении видов» употребит это понятие в отношении живых существ. Однако Спенсер говорит об эволюции Вселенной. «Первая ее характеристика — переход от менее связанной формы к более связанной».

Вторая характеристика — переход от однородного связанного состояния к разнородному несвязанному состоянию. «Третья характеристика эволюции — переход от неопределенного к определенному».

Спенсер отмечал, что эволюция есть интеграция материи, сопровождаемой рассеянием движения; в ней материя переходит от неопределенной и несвязанной автономности к определенной и связанной однородности».

Спенсер выделял три фазы «большей эволюции»: неорганическую, органическую и надорганическую (или сверхорганическую), плавно переходящие друг в друга. Однако каждая фаза на определенной ступени зрелости приобретает новое качество сложности и не сводится к другой.

Социальная эволюция — часть надорганической эволюции, которая подразумевает взаимодействие многих особей, скоординированную коллективную деятельность, по своим последствиям превышающую возможности любых индивидуальных действий.

Предмет социологии — это «изучение эволюции (развития) в ее наиболее сложной форме».

Применительно к обществу эволюция выражается в том, что «возрастание общества, как в отношении его численности, так и прочности, сопровождается возрастанием разнородности его политической и экономической организации. То же самое относится ко всем научно-историческим продуктам и прочим продуктам — языку, науке, искусству и литературе». В этом состоит суть понимания Спенсером прогресса.

На немецкой почве, как считается в отечественной литературе, позитивизм нашел выражение в эмпириокритицизме или «втором позитивизме» Рихарда Авенариуса (1843 — 1896).

Другим крупным представителем «второго позитивизма» был Эрнст Мах (1838 — 1916).

Эти мыслители пытались «преодолеть» недостатки материализма и объективного идеализма в теории познания путем перехода на позиции субъективного идеализма. Они видели источник знаний в анализе ощущений, которые рассматривались вне связи с материальным миром.

Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 5149; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-32206.html

Позитивизм (Конт, Спенсер, Милль)

2. Позитивистская концепция соотношения философии и науки (О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер)

Позитивизм возникает в 30-40-х гг. XIX в. во Франции. Родоначальником этого философского течения является Огюст Конт (1798-1857). Идеи Конта заимствовали и развивали в Англии Герберт Спенсер и Джон Стюарт Милль.

Позитивное внимание следует уделять не потусторонней действительности, а наличному, чувственно данному бытию. Позитивное по Конту: 1) реальное в противовес химерическому; 2) полезное в противовес негодному; 3) достоверное в противовес сомнительному; 4) точное в противовес смутному; 5) организующее в противовес разрушительному.

Огюст Конт (1798-1857) определил закон трех стадий: согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человече­ство в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии

1) На теологической (фиктивной) стадии человеческий разум стре­мится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стре­мится к абсолютному знанию».

Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм.

Эта ста­дия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предва­рительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил.

2) На метафизической (абстрактной), стадии человеческое мыш­ление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теоло­гии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных фа­кторов, а посредством сущностей или абстракций.

На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным.

Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху.

3) Основной признак позитивной (реальной, научной) стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения вообра­жения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного оп­ределения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существу­ющих между наблюдаемыми явлениями».

Согласно закону трех ста­дий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е.

позитивная наука, цель которой — познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов.

Существование неиз­менных естественных законов — условие существования науки; их позна­ние с целью рационального предвидения — ее предназначение.

— провел классификацию наук (по степени уменьшения абстрактности): математика – астрономия — физика – химия – биология – социология. Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода ступень по отношению к последующей.

Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свои собственный, обусловленный спе­цификой изучаемого объекта. Математика, с его точки зрения, меньше всего зависит от других наук, является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому возникла раньше всех других форм научного познания.

Социо­логия, напротив — непосредственно связана с практикой, сложна, конкрет­на, возникла позже других, так как опирается на их достижения.

— определил особенности научного метода:

а) эмпиризм (считал чувственный опыт единственным источником достоверного знания); б)позитивизм (исследовать только факты и законы, но не сущности), в) физикализм (ориентация на естественнонаучную методологию);

— заложил основы социологии как высшей науки

Герберт Спенсер (1820-1903) приблизил науку к здравому смыс­лу среднего человека, который в течение не­дели делает деньги, используя свой интеллект и научные знания, а по воскресеньям, отло­жив все это в сторону, ходит в церковь. Для Спенсера наука – это вообще всякое знание.

Невозможно нигде провести линию разграни­чения и сказать: «Здесь начинается наука». Знание – это прежде всего и главным обра­зом знание о порядке, о закономерной связи явлений. Здравый смысл вполне способен дать и дает такое знание, наука в этом отно­шении идет лишь немного дальше, поэтому она «…

может быть названа расширением вос­приятий путем умозаключения».

2. Весь мир, с точки зрения Спенсера, разви­вается эволюционно. Всякая система – фи­зическая, биологическая, социальная – в на­чале своего существования находится в неко­тором неравновесном состоянии.

Это состо­яние порождает либо разложение, либо процесс эволюции. Эволюция заключается в переходе от простого к сложному, в котором первоначальное нерасчлененное единство сменяется дифференциацией.

Конечным пун­ктом эволюции является интегрированная ус­тойчивая целостность.

Общая схема эволюции используется Спенсером и для истолкования развития на­уки.

А)  Здесь также на первой ступени существу­ет нерасчлененная целостность.

Б) Однако ус­тановление законов в тех или иных конкрет­ных областях приводит к дифференциации наук, следовательно, к усложнению первона­чального простого состояния.   

В) Последующее взаимодействие наук, установление все более общих законов и принципов, под которые подводятся менее общие законы и принципы, ведет к интеграции наук и восстановлению единства науки.

В этом процессе индуктивного восхожде­ния ко все более широким обобщениям, полагает Спенсер, имеется предел, ибо предель­но широкие научные обобщения лежат уже на самой границе познанного, за которой про­стирается темная область непознаваемого.

«Положительное знание, – говорит он, – не охватывает и никогда не сможет охватить всей области возможного мышления.

Смотря на науку как на постепенно расширяющуюся сферу, мы можем сказать, что всякое прибав­ление к ее поверхности увеличивает и сопри­косновение ее с окружающим незнанием» .

3. Именно в этой области непознаваемого, все­гда окружающей сферу познанного. Спенсер находит место для религии, решая тем самым проблему соотношения научного разума и ре­лигиозной веры.

«Как и теперь, так и в буду­щее время ум человеческий будет занимать­ся не только уже известными явлениями и их отношениями, но и тем неизвестным «нечто», на которое указывают явления и их отноше­ния.

Таким образом, если знание не в состоя­нии наполнить всей области сознания, если для ума всегда остается возможность вра­щаться за пределами того, что превышает зна­ние, то всегда останется место для чего-то, что носит характер религии, так как религия во всех ее формах отличается от всего осталь­ного тем, что предмет ее есть нечто такое, что лежит вне сферы опыта». Здесь Спенсер от­ходит от Конта, который религию все-таки относил к донаучной стадии развития чело­веческого интеллекта. Зато этим Спенсер обеспечивает себе симпатии респектабельной публики, готовой восхищаться успехами на­уки, но при условии, что эти успехи не затра­гивают традиционных верований и предрас­судков.

Спенсер не только говорит о вполне мир­ном сосуществовании науки и религии, но в определенном смысле он и саму науку отож­дествляет с религией. Для него знать что-либо – значит иметь определенный наглядно-чув­ственный образ.

То, что нельзя представить в виде чувственного образа, знанием не явля­ется. Наука же, восходя к теориям возраста­ющей общности, изобретает все более абст­рактные понятия, чувственное представление которых становится все бледнее и бледнее и, наконец, оказывается вовсе невозможным.

А это означает, с точки зрения Спенсера, что наиболее общие фундаментальные принципы и понятия науки не выражают никакого под­линного знания. «Конечные религиозные и ко­нечные научные идеи одинаково оказывают­ся простыми символами действительности, а не знаниями о ней» , – пишет он.

И далее утверждает, что научное знание без истин веры вообще невозможно.

Здесь Спенсер в некоторой мере отобразил характер науки XVTII–XIX веков. В этот пе­риод наибольшего развития и наибольших ус­пехов добилась ньютонова механика, и спе­циалисты других областей физики и смежных наук широко использовали наглядные меха­нические модели для лучшего понимания ис­следуемых явлений.

Например, газ представ­ляли в виде соударяющихся упругих шари­ков; электрический ток уподобляли потоку жидкости; свет рассматривали как поток час­тиц-корпускул или как волну, бегущую в эфи­ре, и т. д.

И до тех пор, пока для представле­ния изучаемого явления не удавалось найти подходящую наглядную механическую мо­дель, оно считалось не вполне понятным.

Однако как раз во второй половине XIX века, когда Спенсер писал свои философские тру­ды, наглядные механические модели начина­ют быстро обнаруживать свою ограничен­ность, а в дальнейшем, с возникновением квантовой механики и созданием теории от­носительности, наука почти полностью от них отказывается.

Джон Стюарт Милль (1806–1873)

В то время как Спенсер постоянно стре­мился подчеркнуть свою оригинальность по отношению к Конту, его старший современ­ник и соотечественник Милль открыто объявил себя последо­вателем этого французского философа. Милль был гораздо более глубоким мыслителем, не­жели Спенсер.

Суть: научное знание есть учение о законах и причинах, постигаемых на основе индуктивного метода

1. Законы: законами природы Милль называет неко­торые регулярности, единообразия, подмечен­ные при исследовании единичных фактов. За­коны являются результатом обобщения тако­го рода фактов и служат для их объяснения и предсказания. Тем не менее сами законы зна­нием не являются.

В конечном итоге знанием в концепции Милля признается только зна­ние о единичных, конкретных фактах или та­кое, которое получено с помощью индуктив­ных умозаключений. Таким образом, развитие научного знания сводится к последовательно­му накоплению знаний о единичных, частных фактах.

Общие утверждения, получаемые в результате индукции, играют полезную роль в науке, но эта роль является чисто инстру­ментальной: общие утверждения помогают сохранить знание о множестве конкретных фактов.

«В науке, – пишет Милль – вывод непременно должен пройти через промежу­точную стадию общего предложения, так как науке эти выводы нужны в качестве памят­ных записей». Узелок, завязанный на память, – вот что такое общие утверждения.

Законы открываются на основе полной индукции

Источник: https://ifilosofia.ru/filosofiya-nauki-podborka-lektsij/378-pozitivizm-kont-spenser-mill.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий