2. Переход к рыночной экономике. Введение национальной валюты.

1. Переход к рыночной экономике. 2. Национальная экономика. 3. Торговые ограничения

2. Переход к рыночной экономике. Введение национальной валюты.
Узнать стоимость работы по вашей теме

  • FREE
  • 10 стр.
  • Контрольные
  • Экономика Экономическая теория

 Контрольная работа по экономической теории. Теоретические основы перехода к рыночной экономике. Национальная экономика её цели и структура. Торговые ограничения. Регулирование международных отношений 

План

  1. Теоретические основы перехода к рыночной экономике.
  2. Национальная экономика её цели и структура.
  3. Торговые ограничения. Регулирование международных отношений.

Список использованной литературы.

1. Теоретические основы перехода к рыночной экономике

В процессе длительной эволюции во всех странах мира утвердилось господство рыночной экономики как основной и наиболее эффективной формы ведения хозяйства. Ее основу составляет товарное производство.

Под ним понимается производство продуктов отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их обмен.[2; с. 96].

Рынок — сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем.

Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного — их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить.

Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование — очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства.

Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей.

Человеку необходимо, чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих прав основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство.

Такой расклад сил удерживает человека в рамках закона, так как в идеале государство стоит на его стороне. Закон, который начинают уважать, какой бы он ни был, становится справедливым хотя бы для того, кто его уважает. Но, защищая права граждан, государство не должно переходить границу, как тоталитаризма, так и хаоса.

В первом случае инициатива граждан будет сдерживаться или проявляться в извращенном виде, а во втором — государство и его законы могут быть сметены насилием. Однако «дистанция» между тоталитаризмом и хаосом достаточно велика, и государство в любом случае должно играть «свою» роль. Роль эта заключается в эффективном регулировании хозяйства. Под регулированием следует понимать весьма широкий спектр мер, и чем эффективнее его использование, тем выше доверие к государству.[4; с. 43].

Сама рыночная экономика как механизм регулирования экономических отношений является лишь научной абстракцией, упрощенной моделью для демонстрации принципа ее функционирования и сравнения с существующими формами так называемой смешанной экономики. В рыночной экономике в полной мере реализуются все принципы, обусловленные ею.

Рыночная экономика, которая основана на экономической свободе хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности их экономического привлечения к рациональному хозяйствованию, в значительной степени позволяет обществу реализовать сильные стороны товарного производства и рынка в интересах социально-экономического прогресса.

Она создает оптимальную (хотя и не абсолютно наилучшую в экономическом и социальном плане) систему привлечения к эффективному, инициативному и ответственному экономическому поведению.

В рыночной экономике последнее если и навязывается, то прежде всего экономическими методами. Люди и коллективы ориентируются на собственные интересы и силы, а за негативные последствия хозяйствования сами же и отвечают.

Это заставляет бдительно относится к ресурсам, инициативной, активной, находчивой экономической деятельности.

Одновременно с этим рыночная экономика является довольно жесткой в социальном плане, она не допускает уравниловки и сдерживания, исключает возможность равного распределения доходов и богатства общества, и поэтому характеризуется хронической социальной нестабильностью.

Рыночной экономике свойственно нерациональное использование ресурсов, ярким проявлением которого являются экономические кризисы с их разорительным влиянием на созданные обществом производственные силы, увеличением неполного использования производственных мощностей и безработицы. Но обеспечить более достойный жизненный уровень всем членам общества без перехода к социально ориентированному рынку невозможно.

Дорога к социально ориентированной рыночной экономике непростая и болезненная, она предусматривает разрешение комплекса кардинальных проблем:

  1. Овладение разными формами собственности и хозяйствования, обеспечение их экономической равноправности, разгосударствления экономики;
  2. Обеспечение структурной перестройки экономики и преодоление ее дефицитного характера;
  3. Оздоровление финансово-кредитной и денежной инфраструктуры, преодоление инфляционных процессов;
  4. Постепенный отход от затратной модели ценообразования «освобождения цен на основную часть продукции промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг;
  5. Демонополизация сферы обращения, кредитного обслуживания предприятий и населения, научного обеспечения экономики;
  6. Переустройство национального рынка как части мирового хозяйства;
  7. Преодоление нерыночной ориентации системы образования и профессиональной подготовки.

Одновременно с решением данных вопросов необходимо предусмотреть и подготовить систему мер, направленных на защиту населения, особенно той его части, которая получает низкие доходы.

Следует учесть, что рынок выступает не конечной целью радикальной перестройки экономической системы общества, а только способом решения его кардинальных социально-экономических проблем с целью реального повышения уровня благосостояния народа. То есть, идет речь о формировании социально ориентированного рынка. [3; с. 64].

Разработанная модель рынка должна сочетать условия для развития конкурентной экономики и элементы довольно жесткого экономического регулирования рынка, сильную государственную политику и безусловный приоритет экономической эффективности, неприкосновенность и всемерную поддержку частной собственности, и относительно длительное сосуществование основанных на ней хозяйственных форм с мощным государственным сектором.

Смешанная экономика представляет собой объективно обусловленный и исторически закономерный этап эволюции рыночных отношений, характеризующийся конкуренцией цивилизованных форм собственности и хозяйствования, высокой эффективностью экономики и соответствующей социальной защищенностью людей.

Социальное рыночное хозяйство в обязательном порядке предусматривает действенные меры государственного регулирования экономики. И хотя об эффективности этих мер, степени вмешательства государства в экономику и о его необходимости вообще продолжают спорить экономисты, на практике этот вопрос однозначно положительно решен в большинстве стран цивилизованного рынка.

В своей направленности векторы экономической и социальной эффективности рыночной экономики далеко не всегда совпадают, более того, безработица, сравнительная нищета, социальные поляризация и стратификация общества являются имманентными атрибутами рыночной экономики. Для минимизации этих социальных явлений также требуется государственное вмешательство, регулирование рынка.

Среди главных и опробированных инструментов регулирования рыночной экономики следующие: финансово-кредитная система с совершенными налоговой, эмиссионной и таможенно-пошлинной политикой, финансированием, кредитом, стратегией и тактикой процентных ставок; механизм ценообразования и определенное соотношение в нем твердых и гибких, оптовых и розничных цен с нормативами формирования структурных слагаемых цены; различные маркетинговые макроусилия, формирующие экономические потребности и потребительский спрос населения; инвестиционная политика государства и, объем и структура производимых товаров, формы их закупки и реализации, квоты производства, экспортно-импортная политика; элементы и допустимые пределы чрезвычайности при реализации экономических программ в экстремальных условиях переходного периода, а также другие рычаги регулирования.

Переход к социально ориентированной рыночной экономике предполагает необходимость широкомасштабного государственного регулирования экономики, то есть наличие регулируемого рынка во всех сферах общественного производства.

Такое регулирование осуществляется как экономическими, так и административными методами.

Их следует не противопоставлять, а органично сочетать, исходя из того, в какой мере административное регулирование отвечает требованиям объективного развития, нынешнего состояния экономики и др.[6; с. 169-170].

Источник: https://scholar.su/kontrolnye/perekhod-k-rynochnoi-ekonomike

§ 42. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ : УСТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

2. Переход к рыночной экономике. Введение национальной валюты.

§ 42. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ : УСТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Сущностьэкономической политики. Противоречия в развитии: достижения и неудачи. Введениев обращение национальной валюты.

Экономическаястратегия правительства Казахстана.

Кардинальноереформирование экономики Казахстана началось еще до обретения республикойнезависимости. Уже в 1990—1991 гг. в стране начали создаваться кооперативы,малые предприятия, торговые фирмы. Законы о разгосударствлении и приватизации,о кооперативах и малых предприятиях начали приниматься еще в бытностьКазахстана союзной республикой.

Переход к рыночнойэкономике оказался трудным и сложным. Разорванные производственные связи междупредприятиями, нарушения договоров привели к осложнению положения многихпредприятий, участились случаи работы на неполную мощность, а то и полнойостановки производства.

Проблемы потребительского рынка обострились,обозначился дефицит продуктов питания и товаров народного потребления.Бесконтроль­ный выпуск бумажных денег привел к их обесцениванию. На руках унаселения сосредоточилось около 13 млрд, руб., не обеспеченных товарами денег.

Либерализация цен вРоссии с начала 1992 г. еще более осложнила положение в республике. Руководствуреспублики пришлось повторить эти же меры вслед за Россией. ПрезидентКазахстана с согласия Президиума Верховного Совета издал указ о либерализациицен в республике с 6 января 1992 г.

Либерализация цен,как и ожидалось, привела к их резкому повышению. Многие руководителипредприятий и торговых организаций программу перехода к рынку поняли как призывк постоянному повышению цен. Повышение цен на продукты, прежде всего на хлеб,молочные продукты, кондитерское изделия, нанесло тяжелый удар по бюджету населения,в первую очередь— многодетных семей и семей с низким уровнем дохода.

Ухудшение условийжизни вызвало широкую волну протеста населения. Пенсионеры, учителя, врачивышли на демонстрацию, требуя увеличения зарплат и пенсий.

Вцелях улучшения положения в экономике прини­мались новые стратегическиенаправления развития. Но жизнь, в свою очередь, скорректировала экономическуюполитику правительства. Через некоторое время стало ясно, что достигнутьпоставленных целей не удастся.

Дальнейший спад в народном хозяйстве. Начавшийся во времяраспада Союза экономический кризис в 1992 г. охватил все отрасли народногохозяйства. В промыш­ленности сложилось очень тяжелое положение.

Объемпромышленного производства по сравнению с 1991 г. сократился на 14,8%,национальный доход — на 14,2%, Больше половины предприятий республики резкосократили объем производства. Производство электроэнергии уменьшилось на 3,9%.Сократилась добыча нефти и газа.

Производство чугуна упало на 5,8%, стали — на4,9%, железной руды — на 20%. Значительно сократилась продукция машиностроения,химической промышленности, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной,строительства. В сфере производства товаров народного потребления такжесложилось тяжелое положение.

Предприятия по производству обуви вообщепрекратили свою работу.

Наряду с тяжелымположением в промышленности в сельском хозяйстве были достигнуты определенныеуспехи. В 1992 г. сельские труженики собрали рекордный урожай — 33 млн. тзерновых.

Удалось создать более крупные, чем планировалось,фонды гречневых, масличных культур, картофеля. Общая прибыль растениеводческиххозяйств составила 66,5 млрд. руб. Положение же в производстве мяса и.шерстибыло не таким обнадеживающим.

Однако получение большого урожая несмогло поправить положение большинства хозяйств. Многие из них так и не смоглидать расчет работникам, купить новую технику, горюче-смазочные материалы.

Не ощущалось нехватки только в новыхидеях и полезных предложениях. Участники собраний всех уровней говорили онеобходимости восстановления разорванных хозяйственных связей со странами СНГ,создания предприятий по переработке нефти, леса, шерсти, наполнения внутреннегорынка республики отечественными товарами. Но дело не продвигалось.

В 1993 г. экономическое положениереспублики еще более ухудшилось. Зима 1993—1994 гг. была суровой. Живот­новодствореспублики понесло значительные потери.

Вкачестве советников привлекались иностранные специалисты, хорошо знающие теориюи практику рынка. Однако практических результатов их работы не было.

Состояние экспорта и кризис неплатежей. Казахстан, обладаяогромными природными ресурсами — 98% всех запасов хромитов СНГ, 82% — баритов,64% — фосфоритов, 53% — запасов вольфрама, 38% — цинка, 29% — молибдена, 28% —меди, но не имея возможности транспортировки этого сырья на международныерынки, не мог извлечь из них пользы.

Вследствие переполнения западного рынкапродукцией металлургии из стран бывшего Союза, в том числе и России, цены наэту продукцию значительно снизились. Конъюнктура мировых рынков и происходя­щиена них процессы оттолкнули металлургов Казахстана. После распада Союза упалспрос также и на казахстанские продукты питания, которые имели высокуюсебестоимость.

Это обстоятельство вынудило сократить в 1994 г. посевные площадиреспублики до 6 млн. га.

Какойвеличины достигли в годы освоения целины посевные площади республики?

В последние годыпоявился так называемый кризис неплатежей, что означало невозможностьпроведения взаимных расчетов между предприятиями или государст­вами, связаннымиэкономическими отношениями.

Напри­мер, предприятия России не оплачивали вовремяполученную продукцию казахстанских предприятий.

Бывали случаи, когда такиедолги «прощались”, что, конечно, не вело к улучшению положения этихпредприятий.

Нефть, добываемая вКазахстане, отправлялась в Россию. Затем после обработки готовая продукцияпокупалась республикой уже по более высокой цене.

Дешевая электроэнергия,выработанная в Казахстане на экибастузском угле, не отличающимся высокимкачеством, дающем много отходов, использовалась промышленными предприятиямиУрала, а южные регионы страны вынуждены были покупать дорогую электроэнергию всреднеазиатских республиках.

Из-за отсутствия каналов транспортировкиприродного газа из западных областей республика покупала газ в Узбекистане иТуркменистане.

Не было учетапродукции, в обход таможни уходившей за границу. Лицензии выдавалисьбесконтрольно, часто встречались случаи умышленного искажения информации вдекларациях.

Случаи отправки за рубеж импортированноготовара или, например, дефицитной на местном рынке продукции машиностроения, авместо этого импорт производимых в достаточном объеме и внутри страны спиртныхнапитков, жевательных резинок, минеральных вод и т.д. приобрели массовыйхарактер. Руководители некоторых предприятий грубо нарушали финансовуюдисциплину, сохраняя выручку от экспорта продукции на своих счетах в зарубежныхбанках.

Республика, неполучая отдачи от бесконтрольно уходившей за рубеж продукции по винедолжностных лиц, их безответственности, все глубже опускалась в долговую яму.Экономика страны находилась на грани дефолта. Все это являлось признакомраспространения в обществе коррупции и расцвета «теневой» экономики.

Удручающее положениеэкономики руководители республики объясняли разрывом экономических отно­шений впостсоветский период, трудностями переходного этапа. Все эти негативныепроцессы пытались также использовать в своей политической борьбе противникинезависимости республики, выдвигая их в качестве доказательства своей правоты.

Превратить страну вкрупнейшего производителя нефти в мире было одним из главных направлений вразвитии экономики. Но для экспорта нефти были нужны трубопроводы к теплымморям. Для внутренних нужд республики достаточно было 20 млн. т сырой нефти вгод, а к началу 90-х годов объем добычи составлял 27 млн. т. К началуследующего века намечалось увеличить это число до 100—120 млн. т.

Но такие, казалось бы, великие возможноститаяли при более близком приближении. Договоры и контракты не выполнялись. Сталоясно, что развиваться в условиях «теневой» экономики невозможно.

Введение в обращениенациональной валюты. До осени 1993 г. республика выступала за тесную экономи­ческуюинтеграцию государств Содружества. Казахстан выступил с инициативой созданияновой рублевой зоны. В сентябре 1993 г.

было достигнуто шестистороннеесоглашение о мерах по созданию рублевой зоны нового уровня, а такжедвустороннее соглашение между Россией и Казахстаном о создании единой денежнойсистемы. До этого времени Россия поддерживала Казахстан во мнении, что последнийстанет равноправным членом рублевой зоны.

Но во время переговоров о конкретныхусловиях реализации этого проекта Россия начала выставлять неприемлемые дляКазахстана, ограничивающие его суве­ренитет условия. Казахстан отказалсяучаствовать на таких условиях в рублевой зоне, а с момента эмиссии в Россиикупюр нового образца старые деньги «хлынули” в Казахстан.

Финансовая системареспублики затрещала по всем швам, резко подскочил уровень инфляции. Все этиобстоятельства вынудили Казахстан срочно вводить собственную валюту.

Были созданы новые образцы денежных купюр,подготовлены банкноты национальной валюты, утвержден порядок обмена денег. 1тенге приравнивался 500 руб. образца 1961 г. В то время 1 доллар США стоил 4,7тенге. Каждый гражданин Казахстана старше 16 лет имел право обменять 100 тыс.рублей старого образца.

12 ноября 1993 г.прошло совместное заседание Каби­нета Министров и Президиума Верховного СоветаРеспуб­лики Казахстан. В заседании принял участие и выступил с речью ПрезидентН.А. Назарбаев.

Он сообщил о ходе подготовки к введению национальной валюты и отом, что в соответствии с полномочиями, предоставленными Конституцией РК иВерховным Советом, он подписал Указ о введении в обращение с 8 ч утра 15 ноября1993 г. национальной валюты республики — тенге.

Таким образом, Казахстан прошелеще одну важную ступень на пути к независимости — стал государством ссобственной национальной валютой. Формирование и развитие Казахстана какнезависимого государства перешло на новый этап.

«Такое событие в истории каждого народабывает только один раз, — сказал Н.А.Назарбаев. — Мы должны знать и понимать,насколько нам необходима своя национальная валюта, и всю чрезвычайностьсложившегося положения. Для нас это событие имеет огромное не толькоэкономическое, но и политическое значение».

Введениев обращение национальной валюты — теше — имело и социально-психологическоезначение. Население встретило это нововведение с большой радостью, как знакреальной независимости республики. Это событие укрепило веру граждан республикив будущее независимого Казахстана. Введение собственной национальной валютыспособствовало также и росту авторитета Казахстана на мировой арене.

Чем проявлялиськризисные явления в народном хозяйстве?

2.          Чтоозначает понятие кризис неплатежей?Выскажите свое мнение о понятии экономической независимости, используйте вкачестве примера трудности в экономике в первые годы политическойнезависимости.

3.          Каквы думаете, в чем заключаются причины глубокого экономического кризиса в нашейстране? Используя матери­алы периодической печати, определите объем ежегоднойдобычи нефти в республике за последую три года, а также количество сырья,отправляемого на экспорт.

4.          Когдаи в каких условиях в Казахстане была введена нацио­нальная валюта? Какое значениеимело введение в обращение собственной валюты Казахстана?

Источник: https://tak-to-ent.net/publ/11-1-0-347

Переход к рыночной экономике в России (таблица)

2. Переход к рыночной экономике. Введение национальной валюты.

Положение в стране накануне реформ перехода к рыночной экономике:

— Ликвидация традиционной системы управления.

— Разрушение денежной системы, господство натурального обмена (бартер).

— Падение производства.

— Всеобщий дефицит потребительских товаров.

— Отсутствие чётких государственных границ и таможен.

— Бездействие российского руководства после августа 1991г., отсутствие конкретной программы преобразований

В октябре 1991г. прошел 5й Съезд народных депутатов РФ, на котором провозгласили курс на рыночные преобразования. В ноябре 1991г.

прошло формирование реформаторского состава Правительства РФ: ГайдарЕТ (вице-премьер по экономической политике, с мая 1992г. — исполняющий обязанности премьера Правительства РФ), ШохинА.Н., ЧубайсА.Б., АвенП.О., НечаевА.

И. и другие. Декабрь 1991г. — определение основных направлений рыночных преобразований

Переход к рыночной экономике в России таблица

Основные направления рыночных преобразованийМероприятия перехода к рыночной экономикеРезультаты
Либерализация (отказ от государственного контроля и регулирования) цен и торговли2 января 1992г. — отпуск цен (на 90% потребительских товаров) при индексации зарплаты в бюджетных сферах, пенсий, стипендий и других пособий.Январь 1992г. — предоставление права всем предприятиям свободно заниматься внешнеторговой деятельностью и открытие границы для широкого проникновения иностранных товаров и свободной конвертации (обмена рубля на валюту других стран).29 января 1992г. — указ Президента РФ «О свободе торговли»: предоставление права предприятиям независимо от форм собственности, а также гражданам осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений и в любых удобных для них местах— Резкий рост цен к концу 1992г. в 100-150 раз и снижение покупательной способности населения.— Обесценивание денег на счетах предприятий и вкладов населения в Сбербанке (примерно 75 000 000 граждан).— Инфляция: изменение курса национальной валюты с весны 1992г. до осени 1997г. с 300 до 5700 руб. за 1 доллар США.— 40% населения РФ оказалось за чертой бедности.— Накопление огромной денежной массы вне сферы налогообложения.— Рост дефицита федерального бюджета и внешнегосударственного долга при получении кредитов Международного валютного фонда (МВФ) и других фондов (к 1996г. он составил примерно 113 млрд долларов).— Разрушена административная система регулирования цен и торговли.— Формируются рыночные цены и конкурентная среда.— Стремительное развитие кооперативной и частной торговли.— Насыщение потребительского рынка (преимущественно иностранными) товарами.— Ликвидированы очереди и товарный дефицит
Финансовая стабилизацияНачало 1992г. — отмена кредитов, сокращение госзаказа и финансирования, экономия средств на бюджетно-социальной сфере28 июня 1992г. — решение Центрального банка (ЦБ) о кредитовании производственной сферы1993-1996гг. — определение границ рублёвого пространства, отказ от кредитов ЦБ и денежной эмиссии, адресное кредитование, экономия на бюджетно-социальной сфере— Инфляция упала с 30 до 10% за январь — июнь 1992г.— Предприятия оказались на грани разорения из-за роста цен и налогов— Рост денежной массы и инфляция.— Крах плана «шокотерапии». Уход в отставку с поста исполняющего обязанности премьера ГайдараЕТ (декабрь 1992г.)— Снижение инфляции с 2600% (1992г) до 24% (1996г); стабилизация цен; прекращение роста денежной массы.— Неустойчивый характер финансовой стабилизации
Приватизация (переход государственной собственности в руки трудовых коллективов и частных лиц)Лето 1992г. — утверждение программы приватизации (её руководитель — председатель Госкомитета по управлению государственным имуществом ЧубайсА.Б.):1 этап (1 октября 1992г. — 1 июля 1994г.) — чековая (ваучерная) приватизация на основе раздачи (при оплате в 25 руб.) приватизационных чеков населению (включая детей) по номинальной стоимости 10000 руб. на общую сумму 1 трлн 400 млрд руб. по ценам 1991г.2 этап (с 1 июля 1994г.) — денежный этап: децентрализованная конкурентная (на закрытых тендерах) продажа за деньги акций, оставшихся в распоряжении региональных комитетов имуществ после ваучерных аукционов, а также отдельных предприятий— Формирование рынка ценных бумаг.— Создание многоукладной экономики (в 1996г. её негосударственный сектор составлял 70%).— Формирование класса предпринимателей.— Скупка по низким ценам приватизационных чеков и дорогостоящих предприятий через различные фонды.—  Процесс приватизации приобрёл криминальный характер.— Не появились эффективные собственники.—  Государственная казна пуста, господствует монополизм финансово-промышленных групп

____________

Источник информации: История России в таблицах: 6—11u0014й кл. / П.А. Баранов. — М.: 2011.

Источник: https://infotables.ru/istoriya/86-rossiya-v-20v/1092-perekhod-k-rynochnoj-ekonomike

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия

2. Переход к рыночной экономике. Введение национальной валюты.

Реформы разворачивались без соответствующей законодательной базы. С 1 января 1992 г. начинается реализация программы радикальных экономических реформ Е. Т. Гайдара — «шоковая терапия»:

  • либерализация большинства цен и отказ от их государственного регулирования;
  • достижение финансовой стабилизации, подавление инфляции;
  • создание устойчивой национальной валюты, достижение внутренней конвертируемости рубля;
  • либерализация внешнеэкономической деятельности;
  • приватизация государственной собственности и создание класса собственников.

Последствия:

— рост цен, хронические задержки с выплатой заработной платы, снижение покупательной способности населения; падение жизненного уровня населения; сокращение средней продолжительности жизни; обострение криминальной обстановки в стране;

— закрытие предприятий, НИИ; ухудшение материального положения населения, отток специалистов и интеллигенции в коммерцию или за границу;

— появление и рост безработицы; резкое расслоение общества; забастовки или угрозы их проведения (авиадиспетчеры, железнодорожники, водители городских автобусов, шахтеры, учителя, врачи);

— спад промышленного производства, кризис неплатежей, увеличение денежной эмиссии, рост инфляции.

Приватизация должна была покончить с монополией государства в сфере производства, стимулировать заинтересованность производителей в результатах своего труда, сделать каждого в той или иной степени собственником.

Путь приватизации — выдача на руки гражданам приватизационных чеков (ваучеров).

На практике приватизационные чеки оказались втянуты в спекулятивный оборот, что позволило через чековые инвестиционные фонды (ЧИФ) фактически обеспечить передачу государственной собственности новым владельцам по низким ценам.

Итоги:

— к 1995 г. в России были заложены основы рыночной экономики: либерализация цен, первичная приватизация госсобственности, формирование типично рыночных институтов (фондовый рынок, валютная биржа, создание двухуровневой банковской системы);

— продолжался спад производства, сохранялась высокая инфляция и значительный дефицит бюджета, перераспределение собственности приобрело ярко выраженный криминальный оттенок и практически не затронуло основную массу населения;

— экономические реформы осуществлялись на фоне хронического конфликта исполнительной и законодательной ветвей власти.

Стагнация реформ (1996-2000)

В 1995 г. была разработана стабилизационная программа.

Основные направления:

  1. Внешнеторговая политика (ускорение процесса вступления в ВТО; поэтапное снижение максимального и среднего уровней импортных пошлин; существенное ограничение нетарифных мер регулирования внешней торговли).
  2. Банковская реформа (улучшение качества банковского надзора и переход на международные стандарты отчетности и аудита; разработка механизмов банкротства банков; развитие новых финансовых инструментов, повышающих ликвидность банков).
  3. Приватизация (установление прозрачных и единых правил для денежной приватизации; более широкий доступ иностранных инвесторов; приватизация остаточных долей государства в большинстве ранее приватизированных предприятий).
  4. Рационализация бюджетных расходов (введение казначейской системы исполнения бюджета; принятие бюджетного кодекса и тендерного порядка госзакупок; проведение обзора бюджетных расходов с целью их рационализации и будущего реструктурирования этих расходов).
  5. Земельная реформа и рынок недвижимости (введение системы регистрации земельных прав; разрешение приватизации земли под приватизированными предприятиями; введение системы территориального зонирования).
  6. Развитие фондового рынка (принятие законодательства о рынке ценных бумаг; введение стандартов для участников рынка ценных бумаг; защита прав обеспеченных кредиторов в процедурах банкротства).
  7. Регулирование естественных монополий (создание регулирующих органов, устранение перекрестного субсидирования и установление экономически обоснованных цен и тарифов; повышение управляемости и прозрачности естественных монополий; выделение из естественных монополий потенциально конкурентных сегментов).

Проблемы:

— растущее расхождение между правительством и международными финансовыми организациями по ключевым проблемам структурных реформ;

— отсутствие прогресса стало одной из предпосылок смены состава правительства в марте 1997 г. (в новом правительстве — младореформаторы — А. Чубайс и Б. Немцов были назначены первыми вице‑премьерами, а В. Черномырдин перешел в оппозицию курсу реформ);

— нарастание мирового и внутреннего финансового кризиса в 1997 г.;

— изменение самого характера структурных реформ (реформы второй половины 1990‑х гг. затрагивали важнейшие группы интересов, требовали концентрированных политических и технических усилий правительства на протяжении длительного периода);

— вследствие нарастания политической нестабильности были полностью заморожены программа приватизации и программы реструктуризации естественных монополий;

— изменение состава Госдумы в декабре 1995 г. (сформировалось левое большинство, которое не только блокировало структурные реформы, но и стало дополнительным фактором бюджетной дестабилизации).

В октябре 1997 г. выработана программа, известная как план Кудрина — Фишера: полная ликвидация зачетных схем в налогообложении; принятие жестких мер против предприятий‑должников; улучшение управления бюджетными расходами и перевод всех ведомств на казначейскую систему исполнения бюджета; урегулирование накопленной налоговой задолженности; инвентаризация сети бюджетополучателей.

17 августа 1998 г. — решение об одновременной девальвации рубля.

1996-2002 гг.

— главными задачами являлись: гармонизация внешнеполитического курса России с политикой ведущих индустриальных держав мира, повышение степени интеграции нашей страны в мировую экономическую систему и ее роли в деятельности авторитетных международных организаций, укрепление лидирующих позиций России на постсоветском пространстве с ориентацией на более тесные и плодотворные двусторонние отношения со странами СНГ.

К 2000 г. реальные доходы населения продолжали сокращаться, увеличивается разрыв в доходах между бедными и богатыми; по многим показателям Россия приближалась к наименее развитым странам мира.

Современный период реформ

  • Земельная реформа в России на современном этапе развития заключается в преобразовании земельных отношений, сложившихся в плановой экономике, в отношения рыночного типа.
  • Военная реформа: курс на последовательный рост технической оснащенности, энерговооруженности, ресурсообеспеченности, профессионализма, мобильности, других качественных параметров военной организации и ее компонентов; создание объединенных или сопряженных систем тылового, технического, кадрового и других видов обеспечения; изменение системы финансирования; формирование и реализация единой технической политики в Вооруженных силах и в государстве и т. д.
  • Судебная реформа: создание федеральной судебной системы; признание права каждого на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом; расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.
  • План реформирования прокуратуры, следственного аппарата, адвокатуры, Министерства юстиции, коренные изменения в уголовно‑процессуальном законодательстве, создание Конституционного суда (КС).

Источник: https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/perekhod-k-rynochnoy-ekonomike-reformy-i-ikh-posledstviya.html

История России. Переход к рыночной экономике — УчительPRO

2. Переход к рыночной экономике. Введение национальной валюты.

Раздел ОГЭ по истории: 3.2.2* Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике.Принятие Конституции Российской Федерации.

Код элемента ЕГЭ: 3.3.3. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия

Рыночная экономика — экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений, опирающаяся на принципы свободы предпринимательства и выбора. Переход к рыночной экономике — программы радикальных экономических реформ Е. Т. Гайдара, получившая название «шоковая терапия».

Октябрь 1991 г. — V внеочередной съезд народных депутатов РСФСР → провозглашение курса на рыночные преобразования.

Ноябрь 1991 г. Формирование реформаторского состава Правительства РФ: Е. Т. Гайдар (вице-премьер по экономической политике, с июня 1992 г. — исполняющий обязанности Председателя Правительства РФ) (с декабря 1992 г. премьер-министром был утверждён В. С. Черномырдин).

Декабрь 1991 г. Определение основных направлений рыночных преобразований → цель: скорейшее утверждение рыночных отношений в стране.

Основные реформы:

  1. Либерализация (отказ от государственного контроля и регулирования) цен и торговли
  • 2 января 1992 г.— отпуск цен (на 90% потребительских товаров) при индексации зарплаты в бюджетных сферах, пенсий, стипендий и других пособий.
  • 29 января 1992 г.

    — указ Президента РФ «О свободе торговли» → предоставление права предприятиям независимо от форм собственности, а также гражданам осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений и в любых удобных для них местах

  1. Приватизация (форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной собственности в частные руки)
  • Лето 1992 г.— утверждение программы приватизации (руководитель — председатель Госкомитета РФ по управлению по управлению государственным имуществом А. Б. Чубайс).
  • 1 октября 1992 г.— начало приватизации → выдача каждому жителю страны доли государственной собственности в виде приватизационного чека (ваучера), объявленного стоимостью 10 тыс. руб. в ценах 1984 г. Реальная цена ваучера колебалась от 2 до 40 тыс. рублей в ценах 1993 г. → владельцы теневых капиталов сумели в короткий строк скупить большинство ваучеров у населения и создать колоссальные состояния.
  • Переход большей части государственных предприятий в частные руки.
  1. Монетаризм (воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая денежную массу)
  • Жёсткая кредитно-финансовая политика → начало 1992 г. — отмена кредитов, сокращение-госзаказа, экономия средств на бюджетно-социальной сфере.
  • Прекращение финансирования убыточных предприятий → их закрытие.
  • Упразднение централизованной системы распределения ресурсов → закрытие Госплана и Госснаба.
  • Саморегулирование в результате конкуренции методом спрос/предложение
  1. Многообразие форм собственности
  • Превращение колхозов в фермерские хозяйства и акционерные общества.
  • Появление предприятий и фирм с различной формой собственности
  1. Структурная перестройка экономики
  • Переориентация экономики на нужды потребителей.
  • Сокращение удельного веса отраслей, производящих средства производства.
  • Конверсия (сокращение производства военной продукции и увеличение выпуска потребительских товаров) предприятий ВПК
  1. Разрушение «железного» экономического занавеса
  • Январь 1992 г.— предоставление права всем предприятиям свободно заниматься внешнеторговой деятельностью → открытие границы для широкого проникновения иностранных товаров → насыщение рынка и увеличение конкуренции → многие отечественные производители оказались на грани разорения
  1. Конвертируемость рубля (обмен рубля на валюту других стран)
  • Интеграция экономики России в мировое хозяйство.
  • Усиление экономической зависимости России от развитых индустриальных стран и Международного валютного фонда (МВФ).

Последствия реформ (итоги перехода)

Положительные:

• Замедление темпов инфляции: с 2600% (1992 г.) до 24% (1996 г.).• Начало финансовой стабилизации (прекращение роста денежной массы, стабилизация цен).• Ликвидация товарного дефицита → насыщение потребительского рынка преимущественно иностранными товарами → исчезновение очередей.

• Запуск рыночных механизмов (формирование рыночных цен и конкурентной среды, развитие кооперативной и частной торговли).• Рост частного сектора в экономике → формирование слоя собственников.• Демонтаж плановой экономики.• Переход преимущественно к экономическим методам регулирования.

• Постепенная интеграция экономики в мировое хозяйство

Отрицательные:

• Глубокий спад производства (в промышленности он составил в 1998 г. лишь около 40% от уровня далеко не самого благополучного 1990 г.).• Рост удельного веса сырьевых отраслей в экономике.• Обвальное разрушение ВПК.• Падение жизненного уровня значительной части населения (40% населения РФ — за чертой бедности).• Появление безработицы и её рост.

• Хронические задержки выплаты заработной платы.• Ухудшение демографической ситуации (падение рождаемости, рост смертности).• Резкое имущественное расслоение общества.• Деградация науки, образования, культуры.• Криминализация экономики и общества.

• Сосредоточение экономической власти в руках 4—5% россиян → олигархический (от ф.

oligos — немногочисленный и arche — власть) капитализм.

• Вывоз капитала из страны (за 1990—1998 гг. его объём превысил 350 млрд руб.).

• Зависимость страны от импорта.

Конспект урока по истории «Переход к рыночной экономике». Выберите дальнейшее действие:

Источник: https://uchitel.pro/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B4-%D0%BA-%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B5/

Uchebnik-free
Добавить комментарий