2. Основные исторические этапы развития психиатрии в России, Беларуси, Западной Европе.

Основные исторические этапы развития психиатрии в России, Беларуси, Западной Европе

2. Основные исторические этапы развития психиатрии в России, Беларуси, Западной Европе.

Исторические периоды развития психиатрии в мире и Западной Европе:

А) донаучный период (до 5 в. до н.э.)

— накопление наблюдений в мифах, поэзии

— объяснение психических расстройств с примитивно-теологических позиций

— описание отдельных болезней в виде разрозненных фактов и наблюдений (эпилепсия, депрессия у царя Саула, Навуходоносора)

Б) греко-римский период

— отход от теологической медицины- душевные болезни рассматриваются как явления естественного порядка

— учение Гиппократа о темпераменте

— первые больницы для душевнобольных в Византии (конец 3 в. н.э.)

В) период Средневековья

— регресс человеческой мысли на стадии донаучного мировоззрения с мистикой, схоластикой

— процессы ведьм, пытки, сжигание на кострах

— бедлам в Ирландии (16-18 вв.)

— первые попытки общественной организации психиатрической помощи; ограждение здоровой части населения от опасных душевнобольных

Г) период Возрождения

— Филипп Пинель (см. вопрос 3)

— Эскироль Жан Этьен: ученик Пинеля, создатель социальной психологии; ввел в психиатрию понятие ремиссий и интермиссий; расширил классификацию психических болезней; разрабатывал вопросы содержания психиатрических больных

— Джон Конолли (см. вопрос 3)

Д) 19-20 вв.

— Эмиль Креппелин (см. вопрос 4)

— Зигмунд Фрейд – австрийский психиатр; создатель теории психоанализа; исследовал клинику истерии; труды: «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни».

— Альцгеймер – немецкий психиатр, невролог, нейроморфолог. В 1906 г. описал форму пресенильной деменции, названной его именем. Один из создателей психопатологии психозов.

1939 г. – Гитлером подписан декрет об эвтаназии

1946 г. – Конгресс США принял Национальный закон о психическом здоровье

1948 г. – ВОЗ опубликовала МКБ-1

1961 г. – создание Всемирной психиатрической ассоциации

1962 г. – М.Фуко возглавил антипсихиатрическое движение (психических заболеваний нет; есть люди со своим взглядом на мир)

1963 г. – Карлссон разработал дофаминовую теорию шизофрении

Наиболее значимые терапевтические стратегии:

— маляриотерапия

— инсулинотерапия (1932)

— кардиазоловая судорожная терапия (1934)

— электросудорожная терапия (1938)

— введение в практику хлорпромазина (1952 г., начало психофармакологии)

Этапы развития психиатрии в России:

I. Монастырский (11 век – 1775 г.)

II. Приказной (1776 – 1862) – строительство психиатрических больниц (1776 г. – в Нижнем Новгороде, 1803 г. – Преображенская в Москве, 1832 г. – «больница всех скорбящих» в Петербурге)

III. Земский (1862-1917)

— М.Балинский (вопрос 3)

— С. Корсаков (вопрос 3)

— В. Кандинский (вопрос 4)

— В. Бехтерев (вопрос 4)

Развитие психиатрии в Беларуси:

Более 200 лет назад – 1-ая психиатрическая больница в Печорском монастыре в Могилеве

Конец 19 в. – «дома скорбящих»

1834 г. – психиатрическая клиника на территории городской больницы в Минске

1903 г. – в Новой Вилейке межгубернская окружная больница.

1932 – 1937 г.г. – снятие решеток с окон, ликвидация изоляторов, создание лабораторий, введение инсулинотерапии, судорожной, серо-, маляро-, физиотерапии.

1974 г. – преподавание детской психиатрии в МГМИ.

2005 г. – открытие кафедры детской психиатрии и психотерапии БелМАПО.

1995 г. – закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании

2002 г. – окончательный переход на МКБ-10

Методологические основы изучения психических процессов (учение И.П.Павлова, П.К.Анохина, З.Фрейда, Г.Селье).

Как известно, выдающиеся ученые С. П. Боткин, И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев и многие другие главную роль в жизнедеятельности организма отводят нервной системе.

Развивая известное положение (1891) о том, что в основе психических процессов человека лежит рефлекторная деятельность, Павлов (1923, повторное издание – 1951) экспериментально изучил механизмы образования в коре больших полушарий временной условной связи и создал рефлекторную теорию.

Согласно ей, в основе психических процессов лежит система условных рефлексов, возникающих под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды организма.

Используя результаты исследований условнорефлекторной деятельности животных применительно к человеку с учетом качественных особенностей его психики, Павлов создал учение о двух сигнальных системах.

Он пришел к выводу, что наши ощущения и представления окружающего мира являются первыми сигналами действительности, а речь – вторыми, т. е . сигналами сигналов. Взаимодействия сигнальных систем определяют специальные типы высшей нервной деятельности человека. Павлов выделял художественный, мыслительный и средний типы.

Для человека с художественным типом характерно конкретно-синтетическое, эмоционально-образное мышление; он за каждым словом видит факты. В данном случае первая сигнальная система преобладает над второй. Для мыслительного типа нервной деятельности характерно абстрактно-аналитическое, отвлеченно-словесное мышление.

При этом типе мышления доминирует вторая сигнальная система. При среднем типе, который свойствен большинству людей, обе сигнальные системы функционально уравновешены.

     Учение Павлова о высшей нервной деятельности послужило толчком для дальнейшего изучения механизмов деятельности мозга. Стали быстро развиваться другие науки, изучающие основы нервной деятельности.

     В частности, успехи, достигнутые в области нейрофизиологии, нейробиологии, нейроморфологии, психофизиологии, позволили Анохину сформулировать и развить универсальный принцип общих функциональных свойств мозга как единой целостной системы организма.

Рефлекс, по Анохину, представляет собой замкнутое кольцо или спираль, состоящую из ряда последовательных процессов: 1) процессы нервного возбуждения, возникающего в результате внешнего или внутреннего раздражения органов чувств (начальное звено); 2) процессы афферентного синтеза, осуществляющегося путем анализа поступающей информации в мозг и принятия в связи с этим решения (центральное звено); 3) ответная реакция организма по команде мозга (двигательное звено); 4) обратная информация о результатах выполненных действий (заключительное звено). Обратная связь в данном случае создает возможность оценки соответствия или несоответствия получаемых результатов запрограммированным действиям. Исключение сигналов обратной афферентации приводит к неправильному реагированию организма на поступающие внешние или внутренние раздражения.

Г.Селье

При действии на организм различных чрезвычайных и патологических раздражителей в нем возникает стереотипное состояние напряжения – стресс, клинически проявляющееся адаптационным синдромом.

Фрейд  Зигмунд (1856-1939), австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. С 1938 в Великобритании.

Развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства.

Основные труды: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Лекции по введению в психоанализ» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923).

В 1882 Фрейд начал лечение Берты Паппенхайм (обозначаемой в его книгах как Анна О.), которая ранее была пациенткой Брейера. Ее разнообразная истерическая симптоматика дала Фрейду огромный материал для анализа.

Первым важным феноменом оказались глубоко скрытые воспоминания, прорывавшиеся наружу во время сеансов гипноза. Брейер предположил, что они связаны с состояниями, в которых сознание редуцировано.

Фрейд считал, что подобное исчезновение из поля действия обычных ассоциативных связей (поля сознания) является результатом процесса, который он назвал вытеснением; воспоминания заперты в том, что он назвал «бессознательным», куда их «отправила» сознательная часть психики.

Важной функцией вытеснения является защита личности от влияния негативных воспоминаний. Фрейд предположил также, что процесс осознания старых и забытых воспоминаний приносит облегчение, хотя и временное, выражающееся в снятии истерических симптомов.

Сначала Фрейд, как и Брейер, использовал гипноз для освобождения вытесненных воспоминаний, а позднее заменил его техникой т.н. свободных ассоциаций, в которой пациенту позволялось говорить все, что приходит в голову. Предложив концепцию бессознательного, теорию защиты и понятие вытеснения, Фрейд начал разработку нового метода, который он назвал психоанализом.

Затем Фрейд перешел к проблеме неврозов. Он пришел к выводу, что основной областью вытеснения является сексуальная сфера и что вытеснение происходит в результате реальной или воображаемой сексуальной травмы. Фрейд придавал большое значение фактору предрасположенности, которая проявляется в связи с травмирующим опытом, полученным в период развития и изменившим его нормальное течение.

Поиск причин невроза привел к наиболее спорной теории Фрейда – теории либидо. Теория либидо объясняет развитие и синтез сексуального инстинкта в его подготовке к репродуктивной функции, а также интерпретирует соответствующие энергетические изменения.

В 1921 Фрейд видоизменил свою теорию, приняв за основу представление о двух противоположных инстинктах – стремлении к жизни (эросе) и стремлении к смерти (танатосе). Эта теория, помимо ее невысокой клинической ценности, вызвала невероятное количество интерпретаций.

Хотя наблюдения и теории Фрейда всегда были предметом дискуссий и нередко оспаривались, нет сомнения, что он внес огромный и оригинальный вклад в представления о природе человеческой психики.

Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 125;

Источник: https://studopedia.net/13_24423_osnovnie-istoricheskie-etapi-razvitiya-psihiatrii-v-rossii-belarusi-zapadnoy-evrope.html

Из истории развития психиатрии в Западной Европе

2. Основные исторические этапы развития психиатрии в России, Беларуси, Западной Европе.

Неуклонно двигалось вперед время, переступая через годы, десятилетия, столетия…

В дальнейшем помимо монастырских убежищ начали создаваться и самостоятельные лечебные учреждения.

Так, например, в XV веке были открыты больницы в Ирландии, Валенсии, Сарагоссе, в 1660 году в Париже и т. д.

Современником великого Рафаэля Павлом Заккиасом, который был одновременно талантливым художником, высокообразованным врачом и весьма опытным юристом, заложен первый камень в деле научной организации судебно-психиатрической экспертизы.

Первая официальная судебнопсихиатрическая экспертиза была проведена в 1531 году в г. Нюрнберге по определению психического состояния учителя арифметики Конрада Глазера, неправильные действия которого вызывали сомнение в его психическом здоровье.

Однако страшные пережитки невежества прошлого время от времени все еще напоминали о себе. Так, в 1749 году в г. Вюрцбурге медицинский факультет поддержал постыдное решение суда о присуждении к смертной казни женщины, обвиняемой в «колдовстве и чародействе».

С течением времени количество открываемых психиатрических больниц возросло до значительных размеров. Но, к сожалению, многие из них не сумели завоевать авторитета и доверия, что становилось благодатной почвой для развития дурной о них славы, которая, как катящийся снежный ком, все росла и увеличивалась, отпугивая от себя больных.

Одной из главных причин такого положения была неправильная постановка лечебного дела.

Этому немало способствовали и сами врачи, среди которых, наряду с хорошо знающими свое дело и высокообразованными, были и такие, чьи воззрения как в отношении причин, способствующих возникновению психических заболеваний, так и способов их лечения носили совершенно неправильный характер.

В психиатрических больницах широко применялись различного рода меры стеснения: возбужденным больным одевались специальные наручники, «горячечные» с длинными рукавами рубашки, особо возбужденных держали на цепи ит. д., не говоря уже о своеобразии некоторых специальных лечебных мероприятий, вызывающих ужас и содрогание.

Крайне тяжелое впечатление производил даже внешний вид больниц. Мрачные, окрашенные в желтый цвет здания с железными решетками на окнах, обнесенные высокими каменными заборами, скорее походили на места заключения, чем на лечебные учреждения.

Так создавался и утверждался порочно-заколдованный круг. Тягостные больничные условия отпугивали от поступления в стационары больных с начальными, легко текущими формами заболеваний, когда терапевтические мероприятия могли бы дать наилучшие результаты.

В то же время поступление в больницы наиболее тяжелых больных, с далеко зашедшим болезненным процессом, значительно хуже поддающимся лечению, снижало процентные показатели выздоровлений, чем, собственно, и поддерживалось ошибочно создавшееся мнение о якобы плохой излечимости психических заболеваний.

Разорвать этот круг можно было только путем коренной перестройки всей неправильно созданной системы лечебного дела. Это в свою очередь требовало пересмотра воззрений на сущность психических заболеваний, нуждающихся, как и все другие заболевания, в наиболее раннем распознавании и применении соответствующего лечения.

Одним из первых за эту трудную и ответственную задачу взялся вдохновленный передовыми идеями Великой французской революции молодой французский врач Филипп Пинель.

Первые годы своей врачебной деятельности, относящейся к концу XVIII столетия, Пинель провел в глухой провинции, где с первых же дней зарекомендовал себя с лучшей стороны. Лишь после длительных и тяжелых мытарств Пинелю удалось получить место врача в одной из психиатрических больниц Парижа.

Он страстно хотел учиться, приобрести побольше знаний и опыта. Но царящие в больнице скученность, отсутствие элементарных гигиенических условий, плохое питание, широкое применение мер стеснения вплоть до сыромятных ремней и кандалов, отсутствие сколько-нибудь успешно действующих лечебных мероприятий при наличии большого количества тяжелобольных неприятно и тяжело поразили его.

Только воочию убедившись в существовании недопустимо тяжелых условий, он по-настоящему понял истинную причину отрицательного отношения к психиатрическим лечебницам.

В своих исканиях и требованиях реорганизации психиатрических больниц Филиппу Пинелю пришлось дойти до революционного правительства Франции. В результате он добился издания ряда постановлений об улучшении психиатрической помощи.

Первые мероприятия, заключавшиеся в освобождении больных от мер стеснения (некоторые из них впервые за несколько лет увидели солнце, вдохнули свежий воздух, получили возможность свободно передвигаться и т. д.), улучшении больничных условий и налаживании правильных лечебных мероприятий, были осуществлены в Сальиетриер, одной из психиатрических больниц Парижа, где, в то время работал Пинель.

Вслед за Сальпетриер начали перестраивать свою работу и другие больницы, беря в основу принцип, что психически больные, так же как и все другие больные, нуждаются в правильно организованном лечении и уходе.

В дальнейшем благородная деятельность Пинеля, направленная на улучшение непомерно тяжелых больничных условий и коренные изменения в постановке лечебного дела, повлекла за собой значительные изменения к лучшему не только в психиатрических больницах Франции, но и далеко за ее пределами.

Как дань величайшего уважения к человеку, создавшему совершенно новую эпоху в вопросах организации психиатрической помощи, в Париже у ворот Сальпетриер поставлена бронзовая статуя Пинеля.

Вы в разделе: Психика

Источник: http://vanilla.su/iz-istorii-razvitiya-psihiatrii-v-zapadnoy-evrope.html

Ответы на экзаменационные вопросы по психиатрии и наркологии

2. Основные исторические этапы развития психиатрии в России, Беларуси, Западной Европе.

Коллеги!Давайте будем уважать работу друг другаи авторские права!

1. Предмет и задачи психиатрии. Понятие о психическом здоровье

Психиатрия(греч.psyhe– душа,iatrea– лечение)– клиническая дисциплина, занимающаясяизучением распространенности, этиологии,патогенеза, диагностики, терапии,прогноза, экспертизы, реабилитации ипрофилактики психических и поведенческихрасстройств.

Предметпсихиатрии- психическое здоровье человека.

Задачипсихиатрии:1.Диагностика психических расстройств. 2. Изучение клиники, этиопатогенеза,течения и исхода психических заболеваний. 3. Изучение эпидемиологии психическихрасстройств. 4.

Исследование воздействиялекарств на патоморфоз психическихзаболеваний. 5. Разработка методовлечения психической патологии. 6.Разработка способов реабилитациибольных с психическими заболеваниями. 7.

Разработка методов профилактикипсихической патологии среди населения. 8. Вопросы организации психиатрическойпомощи населению.

Психическоездоровье (психическая норма)— понятие неоднозначное в связи сотсутствием его объективных критериев,в психиатрии оно носит договорнойхарактер. Основные подходы к определениюпсихического здоровья:

1)среднестатистические закономерности:норма — то, что характерно для большинстваиндивидов

2)психическое здоровье — наличие способностичеловека хорошо адаптироваться к среде(прежде всего социальной) и состояниепсихического, психологического исоциального благополучия.

3)утилитарная точка зрения врача:психическое здоровье — отсутствиеболезни, т.е. когда по действующимдиагностическим критериям не удаетсяустановить диагноз какого-либорасстройства

Помнению Всемирной федерации психическогоздоровья оно определяется:

1)тем, что чувствует человек по отношениюк самому себе

2)тем, что чувствует человек в отношениидругих людей

3)тем, как человек способен справлятьсяс требованиями повседневной жизни

Поэтомудля психически здорового человекахарактерно:

а)ощущение того, что он способен справитьсясо значительным большинством трудностейи ситуаций повседневной жизни

б)способность получать удовольствие отповседневной реальности

в)близкое к действительности представлениео своих возможностях, готовностьпринимать собственные недостатки ипосмеяться над собой

г)наличие длительных личных взаимоотношенийс другими людьми, доставляющих человекуудовлетворение

д)способность принимать и нестиответственность, планировать своебудущее, не испытывая страха перед ними т.д.

2. Основные исторические этапы развития психиатрии в России, Беларуси, Западной Европе

Историческиепериоды развития психиатрии в мире иЗападной Европе:

а)донаучный период (до 5 в. до н.э.)

-накопление наблюдений в мифах, поэзии

-объяснение психических расстройств спримитивно-теологических позиций

-описание отдельных болезней в видеразрозненных фактов и наблюдений(эпилепсия, депрессия у царя Саула,Навуходоносора)

б)греко-римский период

-отход от теологической медицины

-душевные болезни рассматриваются какявления естественного порядка

-учение Гиппократа о темпераменте

-первые больницы для душевнобольных вВизантии (конец 3 в. н.э.)

в)период Средневековья

-регресс человеческой мысли на стадиидонаучного мировоззрения с мистикой,схоластикой

-процессы ведьм, пытки, сжигание накострах

-бедлам в Ирландии (16-18 вв.)

-первые попытки общественной организациипсихиатрической помощи; ограждениездоровой части населения от опасныхдушевнобольных

г)период Возрождения

-Филипп Пинель (см. вопрос 3)

-Эскироль Жан Этьен: ученик Пинеля,создатель социальной психологии; ввелв психиатрию понятие ремиссий иинтермиссий; расширил классификациюпсихических болезней; разрабатывалвопросы содержания психиатрическихбольных

-Джон Конолли (см. вопрос 3)

д)19-20 вв.

-Эмиль Креппелин (см. вопрос 4)

-Зигмунд Фрейд – австрийский психиатр;создатель теории психоанализа; исследовалклинику истерии; труды: «Толкованиесновидений», «Психопатология обыденнойжизни».

-Альцгеймер – немецкий психиатр, невролог,нейроморфолог. В 1906 г. описал формупресенильной деменции, названной егоименем. Один из создателей психопатологиипсихозов.

1939г. – Гитлером подписан декрет об эвтаназии

1946г. – Конгресс США принял Национальныйзакон о психическом здоровье

1948г. – ВОЗ опубликовала МКБ-1

1961г. – создание Всемирной психиатрическойассоциации

1962г. – М.Фуко возглавил антипсихиатрическоедвижение (психических заболеваний нет;есть люди со своим взглядом на мир)

1963г. – Карлссон разработал дофаминовуютеорию шизофрении

Наиболеезначимые терапевтические стратегии:

-маляриотерапия

-инсулинотерапия (1932)

-кардиазоловая судорожная терапия (1934)

-электросудорожная терапия (1938)

-введение в практику хлорпромазина (1952г., начало психофармакологии)

Этапыразвития психиатрии в России:

I.Монастырский(11 век – 1775 г.)

II.Приказной (1776 – 1862) – строительствопсихиатрических больниц (1776 г. – в НижнемНовгороде, 1803 г. – Преображенская вМоскве, 1832 г. – «больница всех скорбящих»в Петербурге)

III.Земский(1862-1917)

-М.Балинский (вопрос 3)

-С. Корсаков (вопрос 3)

-В. Кандинский (вопрос 4)

-В. Бехтерев (вопрос 4)

Развитиепсихиатрии в Беларуси:

Более200 лет назад – 1-ая психиатрическаябольница в Печорском монастыре в Могилеве

Конец19 в. – «дома скорбящих»

1834г. – психиатрическая клиника на территориигородской больницы в Минске

1903г. – в Новой Вилейке межгубернскаяокружная больница.

1932– 1937 г.г. – снятие решеток с окон,ликвидация изоляторов, созданиелабораторий, введение инсулинотерапии,судорожной, серо-, маляро-, физиотерапии.

1974г. – преподавание детской психиатриив МГМИ.

2005г. – открытие кафедры детской психиатриии психотерапии БелМАПО.

1995г. – закон о психиатрической помощи игарантиях прав граждан при ее оказании

2002г. – окончательный переход на МКБ-10

Источник: https://studfile.net/preview/3882484/

Uchebnik-free
Добавить комментарий