2. Организация власти и нормативные регуляторы в первобытном обществе

2. Организация власти и нормативные регуляторы в первобытном обществе

2. Организация власти и нормативные регуляторы в первобытном обществе

В историичеловеческого общества первобытноеобщество занимает довольно значительныйотрезок времени -несколько тысячелетий.В своёмразвитии оно прошло несколько периодов.

Долгое времявыделялось два периода матриархати патриархат.Считалось,что в начале существовал матриархат,то естьматеринский род, в котором господствовалаженщина, и родство в котором велось поматеринской линии.

На смену матриархатуприходитпатриархат,с которымначинается разложение первобытногообщества.

В современной науке даннаяпериодизация подвергается критике, инекоторые ученые считают,что матриархатимелместо только у некоторых народов, крометого, матриархатрассматриваетсякак тупиковыйпуть развития.

Вместо даннойпериодизации современной наукойпредлагается другаяпериодизация,согласно которой первобытное обществопроходит трипериода:

Раннийпериодстановления первобытнообщинного строя,период праобщины;

Среднийпериодзрелости первобытного общества, родоваяобщина;

Позднийпериодраспада родовой общины или эпохаклассообразования.

Кроме этойпериодизации в современной наукепредлагается и другаяпериодизация- первобытное общество проходит дваэтапа или периода:

Первый– периодприсваивающей экономики;

Второй– периодпроизводящей экономики.

Значительное время человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую общину, еѐ разложение

пришел к формированиюгосударства.

Находясь в зависимости от природы, от суровых климатических условий, люди должны были действовать

сообща. Так как могли выжить только в коллективе – это определяло соответствующую социальную

организациюобщества – род,родовая община.Род– это вопределенном смысле семья (т.к. сородичи),также это

семейно-производственный союз людей на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде,

совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Что бы выжить люди должны были

сообщатрудится, производить для жизни необходимые материальные блага. Это определяло совместную

собственностьна имуществои производственные блага и уравнительноераспределениеэтих благ.

Родовая община, являясь формой организаций человеческого общества, знала власть и управление. Власть и

общество совпадали, каждый член общества – носитель частицы это власти. Органы управления и власти не

отделеныот общества. Различиечленов общества – только по половозрастномупризнаку.

Власть в первобытном обществе принято называть потестарной. Такая власть не знала каких-либо

имущественных,сословных или классовых различий, онаненосила политического характера, небыла оторвана

от общества, нестояла над ним, основывалась на силеобщественного мнения. Власть в первобытномобществе

посути своей была первобытнообщиннойдемократией,которая строилась на началах самоуправленияи незнала

особого разряда людей, которые бы осуществляли только власть и управление не участвовали в

производственнойдеятельности.

Родовая община объединяла несколько поколений – родителей, молодых мужчин и женщин и их детей.

Возглавляласьсемейная община наиболее авторитетными,мудрыми, опытными добытчиками пищи,знатоками

обычаев, ритуалов. Родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей.

Семейные общины объединялись в более крупные образования – в родовые объединения, племена, союзы

племен. Особенностью первобытных общин был кочевой образ жизни и строго фиксированная система

половозрастногоразделения труда.

На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного

управления, т.е. той формы, которая соответствовала уровню человека. Власть носила общественный

характер, посколькуисходила от общины, которая самаформировала органы самоуправления.Община в целом

была источникомвласти, и еѐчлены непосредственно осуществляливсю полноту последней.

В первобытнойобщине существовали следующие институтывласти:

  • Лидер;
  • Совет старейшин;
  • Общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы.

Старейшины,военачальники былипервымисреди равных,избиралисьпо личным качествам (физическая сила,организаторские способности и т.д.) ипервоначально не обладали какими-либопривилегиями.

В любое время старейшинамогбыть отстраненот должности родовым собранием и заменендругим.

Кроме старейшин на время войныизбирался военачальникпринеобходимости и другие должностныелица: колдуны,шаманы, жрецы идругие.

Со временем, вождиродовой общины накапливали опытуправления и специальные познания,передававшиеся

по наследству.

В первобытном обществе существовали выборность и сменяемость первых двух институтов власти, т.е.

лица, входящие вэти институты, могли быть смещены общинойи осуществляли свои функции под контролем

общины.

Совет старейшин формировался также путем выборов из числа более уважаемых членов общины по их

личным качествам.

Т.к. первобытном обществе власть основывалась на авторитете какого-либо члена общины, она называется

потестарной. Помимо авторитета потестарная власть основывалась и на возможности жесткого принуждения.

Управление делами общины осуществлял лидер, избираемый общим собранием или советом старейшин. Его

власть не быланаследственной

Для властипервобытного общества на первом этапеего существования были характерныследующие особенности:

  1. верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равным правом голоса;

  2. внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ;

  3. власть основывалась на авторитете, уважении обычаев;

  4. род выступал органом защиты своих членов, и за убийство члена общины назначалась кровная месть.

Главные чертывласти в первобытном обществе – этовыборность, сменяемость, срочность,отсутствие привилегий, общественныйхарактер

В обществе сприсваивающейэкономикойсуществоваланерасчленённостьмифологического и традиционно бытовогорегуляторов, зачаточного права и морали.Эти регуляторы — мононормы– единые,общие для всех правила поведения.Первобытныйчеловек не разделял прав и обязанностей,не выделял виды норм. Мононормырегулировали след. виды отношений:

  • брачно-семейные
  • половозрастное разделение труда
  • правила разрешения споров между членами общины
  • отношения по распределению пищи и правила охоты
  • правила ведения войны между племенами.

Для мононормхарактерна тотемнаяформа. Средиспособов регулирования выделялись вкачестве главного запреты (табу),небольшую долю составляли дозволения(разрешения) и позитивные обязывания.

Нормативнаясистема этапаприсваивающей экономикипервобытного общества характеризуетсяследующими особенностями:

  1. это система господства общего над индивидуальным, т.к. вне общины человек выжить не мог.

  2. это система выступает в виде строгих, непререкаемых, безусловно обязательных правил поведения, которые соблюдались в силу их объективной целесообразности.

  3. внутренняя структура мононорм характеризовалась нерасторжимом единством биологических, моральных. Религиозных и обрядово-ритуальных требований.

  4. в структуре мононорм преобладают запреты ( табу)

  5. мононормы носят характер казуистичности, в них отсутствуют обобщающие правила и они не были привязаны к предметам реального мира.

В связи с изменениямиприродно-климатических условий,уменьшением биомассы животных (из-запостоянной охоты на них и вырубки леса),люди были вынуждены расширять питательныйрацион за счет растительной пищи. Многиеплемена стали заниматься преимущественноземледелием.

Кроме того,люди заметили, что проще разводить,одомашнивать животных, чем вести на нихпостоянную охоту – появилось скотоводство.Появилось первоеразделение труда,производственный результат в значительнойстепени стал зависеть от отдельнойличности.

Впервые стал появлятьсяизбыточныйпродукт,который может свободно отчуждаться.Разделение трудаповлекло совершенствование орудийтруда, их разнообразие – ремесло вырослов самостоятельную отрасль производства.

Появился обменрезультатамитруда между скотоводами, земледельцамии ремесленниками – появились купцы.

Индивидуализациятруда и получение избыточного продуктапривели к делениюсобственностина частную(созданную личным трудом) и общую(полученную от предков, землю).

Частнаясобственность сосредотачивалась вруках лиц, осуществлявших властныеполномочия, сначала эпизодически, потомсистемно. Кроме того, все лица, наделенныепубличной властью, получают привилегии(на часть военной добычи и т.д.).

Публичнаявласть все больше отдалялась о общества,расширялись ее полномочия, обществоподелилось на богатых и бедных. Появилисьрабы – пленники других племен.

Нормативнаясистема этапапроизводящей экономикипервобытного общества характеризуетсяследующими особенностями:

  1. происходит расщепления мононорм и постепенное обособление разл. видов нормативных регуляторов.

  2. усложняется структура регулирование поведения людей. Появляются 4 главных способа регулирования:

  • что должно
  • что нельзя
  • что можно
  • что безразлично для общества (можно действовать по своему усмотрению)
  1. появляются письменные источники (агрокалендари)

  2. нормативное регулирование носит общесоциальный характер. Лишь со временем эти правила политизируются и приобретают классовое содержание.

  3. путѐм санкционирования обычаев, которые власть поставила под свою защиту, проявляется право и делается строго обязательным для всех.

  4. происходит процесс дальнейшего формирования права.

Причинывозникновения государства:

  1. разделение труда (переход от присваивающей экономики к производящей);

  2. возникновение частной собственности;

  3. возникновение классов.

В любом обществесуществуют социальныерегуляторы,которые воздействуют на развитиеобщественных отношений, на поведениелюдей. В первобытном обществе действоваласистемамононорм,регулировавшая значимые для жизниродовой общины отношения между еечленами.

Мононормы были едины, обязательны,непререкаемы для всего общества, онивырабатывались самим обществом впроцессе повседневной жизнедеятельности.В них нет различия прав и обязанностей.Только позже появляются первые табу– они былиединичные, например «не уничтожатблизких родственников», «запреты начленовредительство», «запрет накровосмешение».

Эти запреты были следствием объективных причин – способствовали выживанию родовой общины.

Кроме родовойобщины первобытное общество знало инекоторые другие более крупные формыорганизации. Это фратрии(братства),племена,союзы племен.Эти формы организации мало чем отличалисьот родовой общины. Фратриясчиталасьпромежуточной формой между родовойобщиной и племенем – объединениенескольких родов близких по родственнымсвязям.

Источник: https://studfile.net/preview/5551703/page:2/

3. Организация власти и нормативные регуляторы в первобытном обществе. Институты власти и нормативного регулирования в первобытном обществе

2. Организация власти и нормативные регуляторы в первобытном обществе

ПервобытноеИнституты власти и нормативного регулирования в первобытном обществе

Период до образования первых государств именуют первобытным обществом. Это был самый длительный по времени этап истории человечества.

Благодаря достижениям археологии, современные ученые смогли составить общее представление о жизни первобытных людей.

Юридическая наука, опираясь на данные археологии, выделяет в развитии первобытного общества два периода: этап присваивающей и этап производящей экономики.

В условиях присваивающей экономики люди жили родами численностью 20-30 человек, объединенных кровным или предполагаемым родством. Источником пропитания служили собирательство, охота и рыболовство. Роды объединялись во фратрии.

Для объединения сил в борьбе с природой или для защиты от нападений, фратрии объединялись в племена (союзы племен). Первобытная организация знала лишь половозрастное разделение труда. Главными задачами общества были выживание и воспроизводство.

Основными институтами власти в этот период были старейшины (совет старейшин), вожди, собрание взрослых членов общины, жрецы.

Власть, существовавшая в первобытном обществе, обладала следующими главными чертами:

1) Базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), то есть личный, а не территориальный союз.

2) Была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (субъект и объект власти здесь совпадали).

В обществе не было специально выделенного аппарата управления: производительный труд сочетался с управленческим.

При этом лица, выполнявшие властные функции, избирались на определенный срок из числа самых уважаемых членов рода и не обладали какими-либо привилегиями.

3) Общественная власть была основана на материальном и социальном равенстве всех членов рода, потому опиралась не на принуждение, а на авторитет, уважение, традиции рода. Принуждение, применяемое к отдельным членам, исходило от всего рода и поддерживалось им.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания и распределения пищи, сохраняли брачно-семейные отношения, устанавливали порядок разрешения споров между членами общины.

В отечественной науке регулятор этого периода принято именовать мононормами – единые, общие для всех правила поведения. Не существовало различия на моральные, религиозные нормы, поскольку первобытный человек воспринимал правила поведения в виде единой нормы, не разграничивая прав и обязанностей. Основной формой существования норм были запреты (табу).

Наиболее значимыми были запрет на кровосмешение (инцест), на нарушение разделений функций в общине. Особое место занимала тотемная система, то есть объявление какого-либо растения или животного священным, по причине его «родства» с племенем. Это налагало запрет на употребление такого животного (растения) в пищу жителями этого племени.

Таким образом, тотемная система имела экологическое значение, выступала аналогом современной «Красной книги».

Кроме запретов имело место позитивное обязывание, которое имело целью рациональную организацию строительства жилищ, изготовление орудий труда, приготовление пищи.

Социальные нормы существовали в разнообразных формах – мифах, ритуалах, обычаях, обрядах.

Этот интерес собирал силы в обществе, для того чтобы противостоять стихии, различным опасностям.

Социальные регуляторы догосударственного периода позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги перед окружающим миром и направить ее на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных, в определенной мере предсказуемых и гарантированных отношений (Т.В. Кашанина).

studfiles.net

15. Организация социального управления (публичной власти) в первобытном обществе

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т. е. организационно оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община.

Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Восторженную характеристику родовой организации дал Ф. Энгельс.

Он писал: «И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов — все идет своим установленным порядком».

Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены.

Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т. е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление.

Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т. д.

Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания воиедя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения.

Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким— смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания.

Зато род, как один человек, вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести — ни обидчик, ни его родичи.

Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями — исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.

Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями.

Например, тренировка охотников наполнялась мистическим содержанием, обставлялась таинственными обрядами.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами.

Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы «естественно-природной» основой В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы —обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).

studfiles.net

2.2. Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Очевидно, в числе наиболее значимых факторов, влияющих на организацию первобытного общества, были власть и социальные нормы. Общепризнано то, что власть необходима для координации отношений между людьми, для управления делами любой социальной группы, коллектива, общества.

Власть возникает вместе с человеческим обществом, в нем осуществляет свои функции и в этой связи называется социальной.

Социальная власть — это возможность определенного лица или социальной группы использовать различные средства (силу, авторитет, традиции и др.

) с целью оказания определенного воздействия на людей для достижения той или иной цели (координация поведения, обеспечение порядка и др.). Этой власти свойствен ряд признаков.

Она есть явление социальное, т.е. образованное и функционирующее в обществе. Социальная власть – атрибут (неотъемлемый компонент) общества на всех этапах его развития, поскольку общество постоянно нуждается в управлении посредством власти.

Власть может функционировать лишь в рамках общественных отношений, которые существуют между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями).

Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений.

Это всегда двустороннее отношение, один из субъектов которого является властным (властвующим) субъектом, а другой подвластным.

Важнейший признак власти – ее базирование на силе, которая может иметь различную природу (физическая сила, сила авторитета, сила интеллекта и т.п.).

Ранний догосударственный период характеризовался коллективным трудом и образом жизни, существованием коллективной формы собственности на земледельческие, охотничьи угодья, добытую пищу. Причиной этого была неразвитость орудий труда.

Такому способу жизни и производства соответствовала определенная организация первобытной власти. Общественная (социальная) власть того периода отличалась следующими главными чертами:

— высшим органом власти было родовое собрание всех взрослых членов рода, на котором решались важнейшие вопросы жизни;

— оно же избирало старейшину рода, который осуществлял оперативное руководство различными сферами деятельности;

— социальная власть ограничивалась рамками рода, выражала его волю, опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

— принуждение, как проявление властной силы, было сравнительно редким явлением. Оно состояло, как правило, в наложении обременяющих дополнительных обязанностей за провинность.

В целом можно сказать, что власть догосударственного общества обладала реальной возможностью управлять действиями людей в существующих тогда условиях.

Она являлась необходимой функцией общества того периода времени, не имела территориального характера, распространялась только на членов рода.

Власть опиралась в основном на метод убеждения, на авторитет управляющих, их высокие моральные и физические качества.

Любая общественная система, в том числе догосударственная, включает средства нормативного регулирования, особые нормы, определяющие взаимоотношения человека с природой, другими людьми.

На основе таких норм люди догосударственного периода организовывали и регулировали совместный труд, распределяли произведенный продукт, определяли порядок взаимоотношений между людьми, процедуры разрешения возникающих споров.

Нормативное регулирование в основном осуществлялось посредством обычаев. Заметим, обычаи – это правила поведения, сложившиеся в силу многократного, длительного соблюдения, вошедшие в привычку. Обычаи регулировали отношения в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение.

Они закрепляли наиболее необходимые (рациональные) варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражали интересы всех членов сообщества. С помощью обычаев регулировались производство и обмен, брачные и семейные отношения, решение общественных проблем, отношения с другими родами и племенами.

Обычаи регулировали порядок распределения общего продукта, охоту, определяли порядок взаимоотношений между мужчиной и женщиной, процедуры разрешения возникающих споров и т.д. Наличие этих обязательных правил ограничивает эгоизм человека, делает его поведение предсказуемым.

Более того, эти нормы касались правил взаимопомощи, взаимозащиты, поэтому способствовали выживанию членов родовой общины, согласованность их поведения. По этой причине люди стремились выполнять эти правила.

Важное значение имели табу (запреты), посредством которых защищались отношения в родовом объединении. Нарушение табу сопровождалось для первобытного человека наступлением неблагоприятных последствий.

Регулирование отношений между людьми также выражалось в решениях общих собраний, в решениях старейшин, а также осуществлялось посредством устных мифов, ориентирующих на целесообразные варианты поведения в условиях родовой общины.

Существующие тогда правила поведения нередко называют мононормами (monos греческ. – «один», «единичный»), поскольку они включали неразличимые моральные, религиозные, традиционные установки.

Мононормы первобытного общества – это единые, нерасчлененные нормы, определяющие порядок организации общественной жизни, взаимоотношения между членами общества, отправление религиозных обрядов и др.

Эти нормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями.

мононормы составляли не только различного рода табу­ – запреты совершать определенные действия, но и различные обязанности, например, сохранять определенные виды животных, а также регламенты — определенные дозволения действий.

Социальные нормы в первобытном обществе выполнялись в силу привычки, подражания и понимания их полезности. К нарушителям применялись санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины. По-сути, это приводило к гибели человека, отвергнутого племенем.

studfiles.net

Источник: https://greecehist.ru/pervobytnoe/instituty-vlasti-i-normativnogo-regulirovaniya-v-pervobytnom-obcshestve.html

2.1. Власть, управление и социальные регуляторы в первобытном обществе

2. Организация власти и нормативные регуляторы в первобытном обществе

Появление государства и права тесно связано с развитием экономических отношений, социальной власти, нравственных и иных правил, семьи и много другого, что неотъемлемо от человеческой жизни, переплетается с ней, образует ее условия и является необходимой основой. По данным современных наук, около 3,5-5 млрд.

лет назад в результате эволюции материи на планете Земля возникла жизнь, появилась и стала развиваться биосфера. Около всего лишь 40 тыс. лет назад, а по современным данным еще раньше появился человек (homo sapiens — человек разумный). Это результат существования и активного формирования (около 2 млн.

лет) — согласно материалистической концепции — человека умелого (homo habilis). Элементы государственности (армия, полиция и др.) и первые государственные образования возникли относительно недавно (Древний Египет — начало III тыс. лет до н.э.; Китай — II тыс. лет до н.э.

; европейские государства, например Россия — более 1 тыс. лет назад).

В первобытном обществе люди жили малыми родственными группами. Охота и собирательство дакоросов являлись источниками их существования. Отсутствие производства обрекало человека на полную зависимость от природы. Период присвоения преимущественно готовых продуктов природы характеризуют как период собирательства (сбор плодов, кореньев и др.).

Кроме этого, первобытные племена занимались примитивной охотой и рыболовством и др. При этом неукоснительно реализовывались два принципа — все, что добывалось, сдавалось в «общий котел» и перераспределялось между всеми. Каждый член рода получал определенную долю из добытого.

На иных началах первобытное общество просто не могло существовать и было бы обречено на вымирание.

Появлению человеческого рода — группе лиц, связанных кровнородственными связями, — предшествовало стадное существование человека в виде неоформленной группы, орды. Господствовал групповой брак.

Род как организационная форма есть результат более позднего развития так называемого «умелого» человека. Род предполагал личные, родственные отношения, но не территориальные. Это была своеобразная производственно-хозяйственная ячейка, производственно-хозяйственный коллектив.

В основе такой формы бытия лежали коллективный труд, совместная собственность, общее потребление материальных благ.

Итак, организационной формой первобытного общества являлся род, основанный на кровнородственных отношениях его членов.

Несколько родов объединялись во фратрии, которые, в свою очередь, объединялись в племена, нередко объединявшиеся в союзы.

Такой союз характеризуют как кровнородственный, но, обратим внимание, не территориальный. Все члены рода связаны трудовыми функциями и общей задачей сохранения рода.

Первоначальную родовую организацию часто называют периодом матриархата. Во-первых, потому что потомство можно было определить только по женской линии.

Во-вторых, женщины-матери играли главную роль в хозяйстве рода. Именно она, в большей мере, занималась земледелием, ремеслом и другими видами домашних работ.

Воспитание детей и привлечение их труду также входило в обязанности женщин родовой общины.

Роль мужчины возросла значительно позже, и на смену матриархата пришел период патриархата. Функции земледелия, ремесла, использование животной тяги (кроме охоты, рыболовства) мужчины взяли на себя, не бросая главную задачу — защиту рода от нападения.

Родство стали вести по мужской линии. Подчеркнем: от охоты, рыболовства и собирания дикоросов мужчины переходят к постоянному производству внутри рода — земледелию, выращиванию скота и ремеслу.

Роль мужчины, как отмечалось, начинает возрастать, а жизнь рода в целом все менее зависеть от природных условий.

Власть и управление в первобытном обществе. Обрисованному выше способу производства соответствовали и определенная организация первобытной власти, и соответствующая система правил поведения. Такую власть и форму ее организации принято называть первобытной демократией, первобытным самоуправлением.

Основное, что здесь следует подчеркнуть, — это отсутствие специального отряда людей, занимающихся только отправлением властных функций и управлением (другими словами — отряда чиновников). Власть в первобытном обществе основывалась на социальных нормах.

Подчинение имело естественный характер и определялось единством интересов всех членов рода. Власть в первобытном обществе имела личностный характер, распространялась только на членов рода и не имела территориального характера. Социальные правила, их реализация поддерживались авторитетом власти вождей и старших по возрасту.

Данные нормы регулировали трудовой обмен, брачные и семейные отношения, воспитание детей и др.

Поскольку власть в первобытном обществе в значительной мере основывалась на авторитете и на возможности жесткого принуждения, нарушитель правил поведения, установленных в роду мог быть строго наказан, вплоть до изгнания из рода, что означало верную смерть.

Высший орган власти — родовое собрание всех взрослых членов рода. Собрание избирало старейшину, военачальника — лидера, который обладал мудростью, жизненным опытом, организаторским талантом и мог предвидеть будущие события заблаговременно. Такими лидерами в большинстве случаев были мужчины.

Таким образом, первобытное общество имело мужскую управленческую иерархию, которая строилась по признаку возраста и личных качеств. Вождь (военачальник) мог быть смещен в любое время, следовательно, его власть не была наследственной.

Заметим, что у одних народов в собрании участвовали и мужчины, и женщины, без какого-либо преимущества в праве. У других родовое собрание было прерогативой мужчин. Кроме избрания лидера, собрание решало и другие важнейшие вопросы — войны, мира, перехода на другие земли, изгнания членов рода.

Избранный старейшина, глава рода совместно с советом (старцами, заслуженными войнами и т.д.) осуществлял повседневное руководство родовой общиной. Подчинение и дисциплина покоились на единстве интересов всех членов рода и авторитете власти.

У большинства народов род являлся первоначальной ячейкой; они нередко объединялись во фратрии (Древняя Греция), последние образовывали племена. Так или иначе, в основе такого организационного построения лежал принцип родства.

Итак, система управления в первобытном обществе строилась следующим образом: вождь; совет старейшин; собрание членов рода.

Характерные черты власти в первобытном обществе — это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий и ее общественный характер.

Особенности социальных регуляторов. Разумный человек, его появление связано с одновременной выработкой правил поведения (специальных регуляторов). Любая социальная общность, какой являлся род, предполагает упорядоченность общественных отношений, стабильность. Достигнуть этого можно не только с помощью власти, но и социальных правил.

Предпосылками появления социальных норм можно считать развитие экономических и материальных отношений; более поздние исследования говорят и о роли запрета на инцест (кровосмешение).

По мнению многих исследователей, именно этот фактор являлся исходным в выделении человека из мира природы и лежит в основе постоянных коммуникаций соседствующих родов и племен.

Социально значимые отношения регулировались обычаями, ритуалами, обрядами, мифами, моральными и религиозными велениями, созданными на основе повседневного опыта и несущими воспитательную нагрузку, и выражающими волю всего общества.

Обычаи — исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Является одним из основных регуляторов, сложившихся, как указывалось, в результате длительного повторения и вошедших в привычку.

С помощью такого мощного регулятора, как обычай, регулировались производство, обмен товарами, брачные отношения, воспитание детей, отношения с другими родами и племенами и т.д.

Понятно, что по содержанию обычаи были самые разные и закрепляли, например, принципы общей собственности на землю, леса и берега, а также порядок и сроки обмена товарами, начала первобытной нравственности, справедливости, представления о добре и др.

Обряды — правила поведения, заключающиеся в символических действиях и глубоко проникающие в психику человека и преследующие воспитательные цели.

Религиозные нормы — правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Данные правила поведения регламентировали поведение людей на основе религиозных представлений.

Религиозные правила в жизни человека пришли позже обычаев и табу. Человек не мог объяснить многие явления природы, слепо им покорялся, веря в сверхъестественное.

Обязательной составляющей религиозного воспитания являлось жертвоприношение богам даров; часто это были животные, иногда и люди.

Миф — предание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях, первопредках, возникающее в первобытном обществе.

Важное значение имели табу (запреты), с помощью которых защищались все отношения в роде. Нередко они отрывались от реальности и обретали мистический характер. Нарушение табу толкало на самоубийство, подвергало человека в ужас, что известно и современности.

В первобытном обществе существовало единство мифологических регуляторов, ибо виды норм не выделялись так же, как права и обязанности*(10).

Данные регуляторы получили название — мононормы — единые, недифференцированные правила, содержащие обычаи, религиозные, моральные и иные положения.

Нормативная система представляла непререкаемые и, безусловно, обязательные предписания поведения, которые гарантировались всеми членами первобытного общества и обеспечивали сплочение рода и общины.

Источник: https://all-sci.net/gosudarstva-prava-teoriya/vlast-upravlenie-sotsialnyie-regulyatoryi-141690.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий