2. Классовое, общественное, религиозное, национальное, расовое в сущности государства

Классовое и общесоциальное в сущности государства

2. Классовое, общественное, религиозное, национальное, расовое в сущности государства

Сущность — это главное в предмете (явлении, процессе), что определяет все его стороны, характеристики, взаимосвязи и отличает его от всех иных явлений окружающей действительности.

Сущность явления остается неизменной, хотя некоторые его характеристики могут меняться в процессе исторического развития.

На сегодняшний день в юридической науке сформировалось два подхода к сущности государства:

    1. общесоциальный;
    2. классовый.

С точки зрения классового подхода сущность государства в том, что оно есть машина для подавления угнетенных классов, навязывания им воли господствующего класса.

Этот подход верно характеризовал сущность ряда исторических типов государства (рабовладельческого, феодального, буржуазного), однако на определенном этапе развития сущностные характеристики государства изменились; данный подход не может объяснить сущность современных государств.

С точки зрения общесоциального подхода государство — средство достижения консенсуса, компромисса в обществе.

Современное общество неоднородно по своему составу, оно включает в себя различные слои, группы, интересы которых различны, но не взаимоисключаемы.

Государство должно принять меры для предотвращения, сглаживания возможных конфликтов, противоречий между различными слоями, группами населения.

Для государства с классовой сущностью характерно наличие классов, интересы которых антагонистичны, взаимно исключают друг друга.

Для современного общества характерно наличие различных социальных групп, интересы которых могут быть удовлетворены параллельно, не в ущерб другим социальным слоям.

Задача современного государства — найти возможности для максимально полного удовлетворения интересов всех социальных групп, не допуская противоречий между ними.

В сущности любого государства присутствуют и классовый, и общесоциальный аспекты. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится либо классовое, либо общесоциальное проявление сущности государства.

В первую очередь это касается того общесоциального содержания, которое заключено в государственной организации общества, той социальной ценности порядка, стабильности, которое несет с собой государство.

Этот культурологический подход к государству добавляет и оценку роли государства как хранителя прав и свобод человека и гражданина, демократических процессов, позволяющих этносу выжить и воспроизводиться в современных условиях глобальных кризисов: экологического, демографического, энергетического, сырьевого и др.

Поэтому в рамках современной теории государства становится актуальным не столько догматическое и вульгаризированное описание классовой сущности государства, сколько всестороннее раскрытие его многогранного социального назначения, структурной и территориальной организации, других важных сторон жизни современного государства. При этом важно учитывать, что и сама-то классовая природа современных государств менялась весьма зримо в направлении выражения и обеспечения общесоциальных целей и интересов общества.

Именно всесторонняя характеристика государства, а не только сведение ее к классовой «сущности» ведет к необходимому пониманию и определению государства. Только такой подход позволяет отказаться от предыдущих застывших определений государства, которые в изобилии имеются у многих философов, юристов и политиков.

Вот почему, неизменно учитывая «классовый след» в природе государства, становится необходимым рассматривать и другие его характеристики, такие как, политическую, структурную, территориальную организацию, взаимосвязь с этнокультурными пластами, традициями, духовной жизнью и т.п.

Государство оказывается не только машиной, орудием, механизмом принуждения, насилия, по и большой социальной и культурной ценностью, объективной организацией на этапе формирования раннеклассовых обществ, «городской революции» (города-государства), становления цивилизации.

И сущность его не сводится только к классовой природе.

https://www.youtube.com/watch?v=q-HCwJse-vM

Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть — это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Коротко говоря, сущность государства — это есть организация власти в обществе.

Однако охарактеризовать сущность государства только через категорию власти будет недостаточным. Эта власть дополняется другими важнейшими характеристиками: суверенностью, которая определяет качественную специфику государственной власти, и политическим режимом, который отражает средства и методы осуществления этой власти.

Только совокупность этих характеристик позволяет полностью раскрыть сущность государства.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/klassovoe-i-obschesotsialnoe-v-suschnosti-gosudarstva

Различные подходы к сущности государства

2. Классовое, общественное, религиозное, национальное, расовое в сущности государства

Сущностькак философская категория означаетглавное, основное, необходимое в томили ином явлении. Следовательно, сущностьгосударстваесть то наиболее характерное, значимоев нем, что определяет его содержание,социальное назначение и функционирование.

Безглубокого и разностороннего пониманияприроды и сущности государства невозможнограмотное, квалифицированное управлениеим. Объективная необходимость ипрактическая потребность в знаниях огосударстве по мере развития обществанеизбежно возьмут верх над эмпирическимподходом к нему и незнанием (А. Паршин).

Прирассмотрении сущности государстваважно учитывать два аспекта:

1)то, что любое государство есть организацияполитической власти (формальная сторона);

2)то, чьим интересам служит даннаяорганизация (содержательная сторона).

Еслипри анализе сущности государстваостанавливаться только на формальнойстороне, тогда получится, что древнеерабовладельческое и современноегосударство тождественны по своейсущности.

Между тем это в корне неверно.

Главное в сущности государства — егосодержательная сторона, другими словами,то, чьи интересы прежде всего даннаяорганизация политической властиосуществляет, какие приоритетыустанавливает в своей политике.

Вэтой связи можно выделить классовый,общечеловеческий, религиозный,национальный, расовый подходы к сущностигосударства.

Хронологическипервым выступает классовыйподход,в рамках которого государство можноопределить как организацию политическойвласти экономически господствующегокласса.

Здесь государство используетсяв узких целях, как средство для обеспеченияглавным образом интересов господствующегокласса, слоя, социальной группы. В этомслучае первоочередное удовлетворениеинтересов каких-либо классов не можетне вызывать сопротивления у другихклассов.

Отсюда проблема в постоянном»снятии» данного сопротивления спомощью насилия, диктатуры, господства.Рабовладельческие, феодальные,раннебуржуазные, социалистические (наэтапе диктатуры пролетариата) государстваво многом по своей сути выступаютклассовыми.

Вместе с тем общечеловеческиеи иные интересы в сущности данныхгосударств также присутствуют, но ониотходят на второй план.

Болеепрогрессивным является общечеловеческий(или общесоциальный) подход,в рамках которого государство можноопределить как организацию политическойвласти, создающую условия для компромиссаинтересов различных классов и социальныхгрупп.

Здесь государство уже используетсяв более широких целях, как средство дляобеспечения главным образом интересовобщества, концентрирующих запросыразличных классов и слоев, большинстванаселения страны, употребляя преимущественнотакой метод, как компромисс.

Государствотакой сущности, не занимая однозначнойклассовой позиции, используется большекак арбитр, пытающийся согласоватьимеющиеся в разнородном обществепротиворечия, конфликты, коллизии.Конечно, это пока больше идеал, нежелиреальность. И государств, которые быуже достигли таких высот, на сегодняшнийдень нет.

Хотя есть ряд стран, которыедобились в достижении данной целигораздо больших успехов, нежелисовременная Россия. К таким государствамможно отнести, например, Германию,Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, СШАи др.

Нарядус этими основными можно выделить ирелигиозный, и национальный, и расовый,и другие подходы к сущности государства,в рамках которых соответственнорелигиозные, национальные, расовыеинтересы будут доминировать в политикеконкретного государства.

Врамках религиозногоподходагосударство можно определить какорганизацию политической власти,содействующую преимущественномуосуществлению интересов определеннойрелигии. Так, католический Ватикан,исламские государства — Пакистан, Иран,Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия идр. — в своей политике руководствуютсяв большей мере религиозными началами.

Врамках национального(националистического) подходагосударство можно определить какорганизацию политической власти,содействующую преимущественномуосуществлению интересов титульнойнации за счет удовлетворения интересовдругих наций, проживающих на территорииданной страны.

Примером здесь могутвыступать современная Латвия, Эстонияи др.

, которые, провозгласив себядемократическими правовыми государствами,в действительности (и это подтвержденомеждународными организациями икомиссиями) проводят во многом политикув интересах лишь коренных народов,ущемляя одновременно интересы другихнаций.

Речь идет об избирательныхограничениях, о закрытии русскоязычныхшкол, о правилах, касающихся обязательностизнания языка коренной нации для занятиягосударственных должностей, для получениягражданства, продвижения по службе,назначения пенсий и т.п.

Врамках расовогоподходагосударство можно определить какорганизацию политической власти,содействующую преимущественномуосуществлению интересов определеннойрасы за счет удовлетворения интересовдругих рас, проживающих на территорииданной страны.

Примером здесь можетвыступать Южно-Африканская Республикав период режима апартеида, правящиереакционные круги которой проводилиполитику расовой дискриминации вотношении коренного африканскогонаселения и в значительной степенипротив переселенцев из Индии.

В частности,это проявлялось в лишении африканцевгражданских прав, помещении их врезервации или особые городские кварталы,ограничении их свободы передвижения ит.п.

Иначеговоря, сущность государства многоаспектна.Она не сводится только к классовым иобщесоциальным началам. Поэтому всущности государства в зависимости отисторических условий на первый планможет выходить любое из вышеназванныхначал.

Социальноеназначение государства вытекает из егосущности. Какова сущность государства,таков и характер его деятельности,таковы цели, задачи и функции, которыеоно ставит перед собой.

Источник: https://studfile.net/preview/4172450/page:2/

Uchebnik-free
Добавить комментарий