2. Исторические источники по истории Казахстана и их классификация

1.Предмет и задачи курса истории Казахстана

2. Исторические источники по истории Казахстана и их классификация

История – наука,находящаяся в постоянном развитии.История – прежде всего открытие мира,открытие его прошлого. История казахскогонарода представляет собой важнейшуючасть всемирной истории, поэтому ееизучение занимает важное место вформировании исторического сознаниямолодежи.

С помощью историимы путешествуем в пространстве, иразумеется, во времени. История позволяетузнать и то, как общество оцениваетсебя, и то, как изменяется его положениес течением времени.

История это не толькосумма знаний о прошлом, но и всегдаисторическое мышление, позволяющееясно осознавать свою гражданскуюпозицию, свое отношение к происходящимсобытиям и явлениям, глубоко пониматьи раскрывать их сущность и направленность.

История, безусловно, воспитываетнациональную гордость и патриотизм.

В целом ИКсостоит из 4 больших периодов:

Древнейший и древнийпериод (2,5 млн. – появление 1ых орудийтруда)

А. Эпоха камня

Б. Эпоха бронзы

В. скифо-сакскаяэпоха

Средневековыйпериод (великое переселение народов)

А. Эпоха гуннов

Б. Древнетюркскаяэпоха

В. Золотая Орда

Новое время(Образование Казахского Ханства)

А. Казахское ханство15-18 века

Б. Казахстан в 19веке

В. Казахстан в 20веке

Новейшая история(Казна совр.этапе)

Задачи:

А) раскрыть роль иместо казахского народа, казахскойгосударственности в общетюркскойобщности, в системе кочевой цивилизации,в развитии историко-культурной общностинародов Евразийского мира.

Б) проследитьосновные этапы возникновения, формированияказахского этноса, его хозяйство, быт,социальный строй и политическую системуна длительном историческом отрезкевремени.

В) переосмыслитьключевые проблемы истории народов(этногенез, государственность, отношенияс соседними этносами, государствами,колониальные войны и национально-освободительныедвижения)

Г) охарактеризоватьсоциально-классовые отношения в казахскомобществе, раскрыть роль различныхсословий населения – султанов, биев,батыров, представителей культа и шаруа.

Д) показать эволюциюдуховного мира и их вклад в мировуюцивилизацию, взаимосвязь и взаимовлияниекультур степной кочевой сземледельческо-оседлой, с культуройсоседних народов – России, Китая,Центральной Азии.

Цель курса — датьполное представление об основных этапахи особенностях исторического процессапа территории Казахстана с древнейшихвремен до наших дней, обратив особоевнимание на проблемы формированияказахской народности и государственности,традиционного хозяйства, самобытной(кочевой) материальной и духовнойкультуры.

2. Исторические источники по истории Казахстана и их классификация

Задача историказаключается в поиске истины илиреконструирование прошлого. Историкпроникает в тайны прошлого по следам,которые пощадило время. Их принятоназывать историческими источниками.

Историческиеисточники разделяются на на письменныеи вещественные.

Письменныеисточники: старинные книги, летописи,указы, всевозможные документы,художественная литература. Материаломдля них может служить бумага, кожа,берёзовая кора, глиняная пластинка,камень, шелковая ткань и др. Люди научилисьписать около 5 тыс. лет назад. Поэтомуписьменные источники

позволяют заглянутьв прошлое не далее указанного срока.Для изучения раннего периода используютвещественные источники, к ним которымотносятся всевозможные предметы илиобьекты, сделанные человеком. Ихотыскивают на земле, под водой, в некогдаобитаемых пещерах. Это жилищ и др.сооружений

древних людей,предметы мебели, посуда, утварь, оружие,орудия труда, украшения и тд. С цельюнаиболее полного восстановления образапрошлого историки прибегают к помощиразличных наук, которые объединены подобщим названием “вспомогательныеисторические дисциплины”.

К ним относятся:

Археология — (отгреческого “архайос” — древний и “логос”-наука) наука о древности.

Лингвистика –наука о языках.

Палеография –наука, которая изучает всё, что связаннос письменностью, письменами, письмом.

Сфрагистика –помогает установить имена царей, датыпоявления документов. Доказывают ихподлинность, обнаруживает подделки попечатям на документах.

Метрология –наука об измерениях, о единицах измерения.

Геральдика –наука о гербах и символах.

Вексилогия –наука о флагах.

Этнография –наука, изучающая быт народов.

Письменныеисточники в Казахстане: надписи нанадгробных камнях, династийные хроники,литературные и научные произведениядревних писателей, ученых, путешественников,освещающие отдельные стороны историидревних племен казахских степей.

Сюдаже относятся военные или мирные договоры,дипломатические протоколы, путевыезаписи, дневники, прошения чиновниковразличных сторон, посетивших Казахстан.Их можно условно разделить на несколькогрупп. В первую группу входят письменныесообщения античных авторов.

В трудахдревнегреческого историка Геродота игеографа Страбона, историка МенандраПротектора, римского историка АммиакаМарцелпина, византийского историка

Полиона мы встречаемнекоторые сведения о сакских и тюркскихплеменах, обитавших в степях Казахстанав глубокой древности. Много полезнойинформации по истории древнего Казахстанасодержится в

Китайских династийныххрониках. Китайские историки с интересомследили за событиями в Казахстанскихстепях, и скурпулезно записывали их. Вкитайских архивах обнаружены рукописиБухар-Жырау Калкаманулы. В 1992 г.

историкиказахи КНР написали книгу “Древняяистория казахов”. Следующую группусоставляют ирано-язычные п.п.

В сводекниг зороастрийской религии древнихиранцев – Авесте, высеченной наБехистунской скале, встречаются отдельныеэпизоды из жизни казахстанских племенпервого тыс. до

н.э. Богатым и яркимписьменным источником по историикипчако-кимакских племен являетсярусские летописи. Такие произведения,как “Слово о полку Игореве”, “Ипатьевскаялетопись”, “Сибирская летопись” и др.насыщены сведениями о жизни тюркскихплемен, обитавших в “половецкой степи”,т.е. на территории от Дуная до Алтая.

Важнейшую группу источников составляютдревне-тюркские. В памятниках, написанныхна орхоно-енисейском алфавите, посвященнымлегендарным личностям древних тюрок –Кюль Тегин, Билге Каган, Тонью Кок –освещаются фрагменты из историиправителей раннего средневековья.

Длявосстановления истинной историиказахского края много было сделаноотдельными представителями национальнойисториографии. Первый опыт написаниясистематической истории казахскогонарода с древнейших времен принадлежитА.Левину.

В советский период замечательныйученый-энтузиаст, председатель обществаизучения Казахстана А.Чулошников создаетобстоятельный труд – “Очерки по

историиказахско-киргизского народа в связи собщественными историческими судьбамидругих тюркских племен” (Оренбург,1820), где освещались основные этапыдревней истории края. Во многом углубилапредставление о древней истории краяработа М.Тынышпаева “Материалы поистории киргиз-кайсацкого народа”(Ташкент, 1925) Большое значение имееттакже обобщающий труд первого казаха– профессора

истории С.Асорендиярова“История Казахстана с древнейшихвремен” (1935 г.) Автор осветил основныемоменты дореволюционной историиКазахстана, выделяя два этапа в историиказахов: до и после завоевания царизмом.

Асфендияров изложил в книге завоевательнуюполитику России, опроверг добровольностьприсоединения казахских земель к Россиии прогрессивность этого процесса. Запопытку написать объективную историюсвоего народа Асорендияров С. так жекак Тынышпаев М., Кудейбердиулы, БекмахановЕ., был репрессирован.

Таким образом дляизучения истории своего народа историкамииспользуются источники всех видов, атак же историографический материал.

Источник: https://studfile.net/preview/1664294/

Исторические источники по истории Казахстана, 5 класс,7 класс

2. Исторические источники по истории Казахстана и их классификация

Источники по истории Казахстана

Исторические знания о самых ранних этапах становления и развития человечества строятся на основе изучения памятников культуры, которые оставил древний человек, — это орудия труда, стоянки, наскальные изображения, погребения.

Следы, которые пощадило время, принято называть историческими источниками.

Исторические источники разделяются на письменные и вещественные.Письменные источники: старинные книги, летописи, указы, всевозможные документы, художественная литература.

Материалом для них может служить бумага, кожа, березовая кора, глиняная пластинка, камень, шелковая ткань и др.Письменные источники появились значительно позже вещественных – около пяти тыс.

лет назад, когда люди научились писать.

Надпись на серебряной чаше из Иссыкского кургана (близ Алматы) на руноподобном (возможно, прототюркском) языке.

Письменные источники в Казахстане – надписи на надгробных камнях, династийные хроники, литературные и научные произведения древних писателей, ученых, путешественников, освещающие отдельные стороны истории древних племен казахских степей. Сюда же относятся военные или мирные договора, дипломатические протоколы, путевые записи, дневники, прошения чиновников различных стран. Их можно условно разделить на несколько групп.

Геродот, Страбон и Плиний

В первую группу входят письменные сообщения античных авторов. В трудах древнегреческого историка Геродота («История») и географа Страбона («География»), римского историка Плиния мы встречаем некоторые сведения о сакских и тюркских племенах, обитавших в степях Казахстана в глубокой древности.

Чжань Цянь и Сыма Цянь

Много полезной информации по истории древнего Казахстана содержится вкитайских династийных хрониках. Китайские историки с интересом следили за событиями в казахстанских степях и скрупулезно записывали их.

Бесценные данные о древнем периоде истории Казахстана имеются в сведениях Чжань Цяня, посетившего Семиречье во ІІ-ом веке до нашей эры, в «Ши цзи» («Исторических записках») «отца» китайской истории Сыма Цяня (135-67 гг. до н.э.), в «Цянь Ханьшу» (Истории ранней Хань Гу» (I в н.э.).

В китайских архивах обнаружены рукописи Бухар-Жырау Калкаманова. В 1992 году историки-казахи из КНР написали книгу «Древняя история казахов».

Бехистунская надпись, VI в. до н.э.

Следующую группу составляют ираноязычные памятники. Ранним письменным источником является священная книга зороастризма «Авеста» («Наставление»).

Как известно, Заратуштра жил в конце ІІ — начале І тысячелетия до нашей эры.

Также сведения о древних насельниках территории современного Казахстана обнаружены в персидских клинописных текстах, в частности в Бехистунской надписи Дария I (522-486 гг. до н.э).

Древнетюркская руническая письменность

Важнейшую группу источников составляют древнетюркские источники. Особое место в познании истории Казахстана занимают первые тюркские летописцы, описавшие начало Тюрского Эля, первых его каганов, авторы знаменитых надписей в честь Кюльтегина и Бильге-кагана, а именно, Тоньюкук, Йоллыг-тегин и Алп Эльэтмиш (VІІІ в.)

Сведения о средневековом Казахстане содержатся в трудах средневековых историков и путешественников, начавших посещать земли Средней Азии и Казахстана с VII-VIII вв., в частности, особо ценными являются труды ибн Хордадбека, Масиди, ибн Хаукаля, Алъ-Истахри, Алъ-Масуди, Алъ-Идриси, ибн Фадлана.

В их путевых записках содержатся сведения о городах Фараб (Отрар), Тараз (Талас), Испиджаб (Сайрам), Сабран (Сауран) и о реках Сырдарья, Чу, Жайык (Урал), Жем (Эмба). Аль-Истахри составил карту Аральского моря. Аль-Масуди описал море Хазар (Каспийское) и пустынные места его побережья. Ибн Хаукаль начертил карту Средней Азии.

Путешествие ибн Фадлана по Волге (X век) проходило через Западный Казахстан.

Персидский историк Ибн-аль-Факих в начале Х в. (903 г.) составил «Книгу стран» («Китаб ал-булдан») о путях еврейских и славянских купцов, которая сохранилась в сокращенной редакции. Махмуд Кашгари (XI в.

) — автор выдающегося древне-тюркского письменного памятника «Деван лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»).

Его содержание выходит за рамки лингвистического словаря и представляет собой своего рода энциклопедию эпохи средневековья Средней Азии и Казахстана.

Европейские путешественники: Плано Карпини, Гильом Рубрук, Марко Поло, посетившие территорию Казахстана в ХІІІ веке или прошедшие по Великому Шёлковому пути, также оставили много ценных сведений о быте и традициях различных племён, населявших Казахстан.

Великий путешественник XIV в. Ибн Баттута, объехавший все страны исламского мира — автор книги «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий».

Он посетил Золотую Орду во времена хана Узбека и крупные торговые центры Средней Азии, в том числе земли Чагатайского каганата. Временами Ибн Баттута испытывал культурный шок из-за несоответствия обычаев народов, недавно принявших ислам, нормам, на которых он был воспитан.

Так, например, он был потрясён свободой речи, которую позволяют себе тюркские и монгольские женщины в разговорах со своими мужьями.

Богатым и ярким письменным источником по истории кипчако-кимакских племен являются русские летописи. Такие произведения, как «Слово о полку Игореве», «Ипатьевская летопись», «Сибирская летопись» и др., насыщены сведениями о жизни тюркских племен, обитавших в «половецкой степи», т.е. на территории от Дуная до Алтая.

Наиболее полные сведения о важнейшем периоде истории Казахстана – истории образования казахского ханства – представлены в работе Мухаммеда Хайдара Дулати (1500-1551) «Тарихи-и Рашиди», в «Записках бухарского гостя» Ибн Рузбихана (ХVІІ в), в «Сборнике Летописей» Кадыргали Жалаири (начало ХVІІ в.).

Важные для изучения истории факты содержат записки английского путешественника Дженкинсона, посетившего Казахстан в ХVІ веке.

Для изучения раннего периода истории человечества используют вещественныеисточники, к которым относятся всевозможные предметы или объекты, сделанные человеком. Их отыскивают на земле, под водой, в некогда обитаемых пещерах. Это — жилища и другие сооружения древних людей; предметы мебели, посуда, утварь, оружие, орудия труда, одежда, украшения и т.д.

С целью наиболее полного восстановления образа прошлого историки прибегают к помощи различных наук. Вот некоторые из них:

Таким образом, основу исторического знания составляют источники. Исторические источники – это вещественные предметы и письменные документы, отражающие историю развития человеческого общества. Чтобы история была научной, объективной, она, прежде всего, должна опираться на достоверные источники. Поэтому одним из ведущих принципов исторической науки является принцип документальности.

Историки говорят: «Без документов нет истории».

Источник: https://infourok.ru/istoricheskie-istochniki-po-istorii-kazahstana-klass-klass-580829.html

Источники по современной истории Казахстана — FINDOUT.SU

2. Исторические источники по истории Казахстана и их классификация

История наука, находящаяся в постоянном развитии. Изучение истории формирует историческое сознание, культуру, традиции поколений. История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи.

Основу исторического значение составляют источники – это вещественные предметы, письменные документы отражающие историю развитие человеческого общества.

Целью явилось переосмысление истории казахского народа с древнейших времен до наших дней, концентрация внимания на её узловых проблемах, способствующих формированию цельного исторического сознания.

Исходя из этого, были определены следующие исторические задачи: А) раскрыть роль и место казахского народа; Б) проследить основные этапы возникновения, формирования казахского этноса, его хозяйство, быт, социальный строй и политическую систему на длительном историческом отрезке времени; В) переосмыслить ключевые проблемы истории народов; Г) раскрыть роль различных сословий населения – султанов, биев, батыров, представителей культа и шаруа; Д) показать эволюцию духовного мира и их вклад в мировую цивилизацию, взаимосвязь и взаимовлияние культур степной кочевой с земледельческо-оседлой, с культурой соседних народов – России, Китая, Центральной Азии.

Исторические источники разделяются на письменные и вещественные. Письменные источники: старинные книги, летописи, указы, всевозможные документы, художественная литература. Материалом для них может служить бумага, кожа, берёзовая кора, глиняная пластинка, камень, шелковая ткань и др.

Люди научились писать около 5 тыс. лет назад. Поэтому письменные источники позволяют заглянуть в прошлое не далее указанного срока. Для изучения раннего периода используют вещественные источники, к ним которым относятся всевозможные предметы или объекты, сделанные человеком.

Их отыскивают на земле, под водой, в некогда обитаемых пещерах. Это жилищ и др. сооружений древних людей, предметы мебели, посуда, утварь, оружие, орудия труда, украшения и тд.

С целью наиболее полного восстановления образа прошлого историки прибегают к помощи различных наук, которые объединены под общим названием “вспомогательные исторические дисциплины”. К ним относятся:

Археология — (от греческого “архайос” — древний и “логос” -наука) наука о древности.

Лингвистика – наука о языках.

Палеография – наука, которая изучает всё, что связанно с письменностью, письменами, письмом.
Сфрагистика – помогает установить имена царей, даты появления документов. Доказывают их подлинность, обнаруживает подделки по печатям на документах.

Метрология – наука об измерениях, о единицах измерения.

Геральдика – наука о гербах и символах.

Вексилогия – наука о флагах.

Этнография – наука, изучающая быт народов.

Историография – наука, изучающая развитие исторического знания в связи с анализом исторической литературы и источников.

Научное изучение истории Казахстана начинается с XVIIIв, связано с деятельностью российских историков. В 1832 году опубликована первая монография, посвященная истории, географии, этнографии Казахстана – «Описание киргиз-казачьих орд и степей» Левшина.

Самые известные исследователи – Ч. Валиханов, В. Радлов.

В 1920 году создано общество изучения Казахстанского края, в состав которого входили: Буденко, Грязнов, Самойлович и др.

В 1925 году М. Тынышпаев опубликовал труд «Материалы к истории киргиз-казачьего края».

Асфендияров – первый историк-профессор.

1935г. – «Прошлое Казахстана в источниках и материалах»

В период ВОВ в Алматы были эвакуированы крупнейшие советские историки: Греков, Вахрушев, Дружинин, Южнов, Панкратова и др.

126)Периодизация современной истории Казахстана

1. Древнейший период – охватывает время, от появления человека на территории Казахстана (2,5млн. лет до н.э.) до начала возникновения государства на территории Казахстан (VІІ-VІІІ вв до н.э.)

2. Древний период– появление первых государств на территории Казахстана (саки, усуни, канглы,хунну), их расцвет, кризис и падение (с VІІІ века до н.э. до V н.э.).

3. Средневековая история Казахстана (V века н.э. до 30-х годов ХVIII века.. Условно ученые выделяют раннее (домонгольский период, до начала ХIII в), и позднее средневековье (до начала

присоединения Казахстана к России).

4. Новая история Казахстанас 30-х годов ХVIII в. до февраля 1917 года – вхождение Казахстана в состав Российской империи, колониальный период.

5. Первый этап новейшей истории Казахстана начинается со времени свержения царизма,Октябрьской революции и установления Советской власти (1917-1920) до фактического распада СССР(август-декабрь 1991 г).

6. Второй этап новейшей истории Казахстана начинается со дня провозглашения независимости 16 декабря 1991 г. до настоящего времени и характеризуется становлением и развитием Республики Казахстан как суверенного, демократического правового государства.

Всемирный курултай казахов

С 29 сентября по 3 октября 1992 года в Алматы прошел Первый Всемирный курултай казахов. Ему предшествовало Постановление Кабинета Министров «О подготовке и проведении Всемирного конгресса казахов». Сама идея проведения такого конгресса возникла еще во время посещения Президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым Турции.

После выхода постановления были созданы оргкомитет и штаб. Помощь оказывали широкие слои населения, общественные организации, коммерческие структуры. Для гостей, съехавшихся со всех концов света, была запланирована обширная культурная программа.

Источник: https://findout.su/2x47197.html

Средневековые письменные источники по истории Казахстана

2. Исторические источники по истории Казахстана и их классификация

Письменные памятники фрагментарно освещаются по различным периодам истории Казахстана, и этого явно недостаточно для более полного изучения всех имеющихся в научном обороте источников. 

Анализ учебных программ предметов социально-гуманитарного цикла в системе высшего образования дает возможность утверждать, что они не предусматривают отдельно выделенного времени на изучение полного комплекса средневековых тюркоязычных источников.

Данные  письменные памятники фрагментарно освещаются по различным периодам истории Казахстана, и этого явно недостаточно для более полного изучения всех имеющихся в научном обороте источников.

В связи с этим одной из актуальных проблем  обучения и формирования исторического мышления является изучение письменных источников прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю общественного развития. 

Основными источниками по истории средневекового периода являются сочинения, написанные на персидском и тюркском языках в Средней Азии и сопредельных с нею странами.

История Дашт-и Кипчака, Семиречья, Мавераннахра, Восточного Туркестана и других соседних регионов, тесно связанных между собой, — это история важных социальных явлений, обусловленных внутренними и внешними факторами экономического развития.

В рукописехранилищах стран СНГ имеется немало персо-тюркоязычных нарративных сочинений, содержащих сведения по истории и культуре Казахстана и других стран Центральной Азии XIII-XVIII веков.

Степень изученности их различна – одни обнаружены давно и проработаны довольно хорошо, их сведения активно использовались и используются в научных исследованиях; другие только вводятся в научный оборот, третьи известны лишь по названиям и только узкому кругу специалистов, четвертые же только предстоит выявить.

В молодом суверенном государстве необходимо поставить изучение средневековых тюркоязычных источников в нужное русло. Методологические проблемы источниковедческого исследования должны быть рассмотрены с концептуально новых  научно-теоретических позиций.

Следует отказаться от потребительского отношения к  нарративным источникам, при котором не учитывается  контекст всего документа, из исследуемых текстов выбираются нужные сведения  и удобная для автора информация. Длительное время исследователи явно игнорировали сведения и факты, изложенные в автохтонных и аутентичных источниках, они служили лишь дополнительными источниками.

Эта довольно распространенная в советской историографии тенденция была связана с идеологизированностью развития науки того периода. Значительно способствовали этому марксистский  классовый подход и догматизированная концепция на развитие  кочевого социума. В советской историографии достаточно распространенным являлось мнение об отсутствии в кочевой культуре письменных источников.

Большинство исследователей разделяло формулу французских историков-позитивистов Ш. Ланглуа и  Ш. Сеньобоса – «нет документов – нет истории» [1,  с. 8].

На современном этапе развития источниковедческой науки появилась потребность пересмотреть отношение к письменной культуре номадной цивилизации. С большей активностью следует разрабатывать проблемы исследования источников средневековья, имеющих непосредственное отношение к истории  Казахстана.

  В учебных заведениях высшей школы  необходимо изучение данных письменных памятников  с позиций нового исторического мышления.

В таком случае ранее известные факты будут освещены в ином свете, повернутся к нам  новыми гранями, выявятся такие аспекты, которые раньше не могли быть замечены, заново  будут раскрыты  новые явления и события.

Выявление взаимодействия оседлого и кочевого компонентов, письменных и культурных традиций, преемственности  и соотношения тюркоязычного и кипчакского наследия может значительно расширить наше представление об исторических событиях на территории средневекового Казахстана.

Многообразие и сложность состава документов, написанных на разных языках в Джунгарии, Китае, в Средней Азии, Иране, Поволжье, Причерноморье, требуют глубокого  научно-критического и комплексного изучения. В связи с этим изучение источников должно основываться на следующих  принципах:

–  изучение и сравнительный анализ источников всех сопредельных  регионов;

– научная классификация  источников, выделение типов, видов и подвидов источников, а также их систематизация на новом методологическом уровне;

– определение места и значения тюркоязычных источников;

– выявление в содержании текстов источников специфики социально-экономического развития кочевого общества. 

Методологической основой исследования  средневековых источников должна быть системность, принципы этнокультурного метода изучения исторического прошлого.

Изучение актовых источников должно осуществляться на уровне новых теоретико-методологических подходов, на основе глубокого системно-структурного анализа, предполагающего изучение событий и явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности, постоянной изменчивости и развитии.

Необходимо существенное расширение источниковой базы исследования, привлечение новых источников, их систематизация, классификация, анализ.

Институтом востоковедения Министерства образования и науки Республики Казахстан разрабатывается большая тема «Арабо-персо-тюркоязычные, китайские источники по истории и культуре Казахстана, других стран Центральной Азии и их взаимоотношений в XIII-XIX вв.». В дальнейшем планируется формирование из данных материалов «Свода востоковедных памятников по истории и культуре Казахстана».

Тюркологи и востоковеды республики связывают слабое изучение средневековых источников, прежде всего, с проблемами классификации. В плане теоретического источниковедения наиболее распространена классификация тюркских и персидских источников по истории народов Казахстана и Центральной Азии по территориальному признаку.

Источники разделены на тимуридские, шайбанидские, чагатаидские, сефевидские и османские группы историографии [2, с. 14].  Как видим, при классификации огромного источниковедческого материала, в первую очередь, учитывается только географическая принадлежность или место написания источников.

При этом, несомненно, следует учесть  несовпадение границ средневековых государств с современными государственными территориями, что, в свою очередь затрудняет их научное изучение.

Существует также классификация источников  по лингвистическому  признаку, т.е. по признаку языковой принадлежности, но и она не способствует их дальнейшему разностороннему изучению.

Нам бы хотелось предложить  комплексную классификацию источников, и их систематизацию по нескольким, в том числе и выше перечисленным факторам.

Таким образом, при изучении средневековых тюркоязычных источников необходимо учитывать следующие факторы:

А) Хронологический  фактор. По первому  фактору все средневековые источники можно разделить на древнетюркские памятники,  написанные в период V-X вв., старотюркские памятники, написанные в XI-XVI вв., новотюркские памятники, принадлежащие  XVII-XVIII векам [3, с. 9].

Б) Географический фактор (регион написания, территориальная принадлежность). Согласно данного фактора письменные источники делятся на следующие группы:

1) документы Восточного Туркестана написаны  большей частью в городах Баласагун и Кашгар [4, с. 314];

2) документы Западного Туркестана условно делятся на три подгруппы:

а) источники, написанные в присырдарьинских городах  Сайрам, Сыгнак, Отырар и Сауран;

б) источники, созданные в крупных культурно-торговых центрах Самарканд, Яссы, Испиджаб, Игунек и т.д.;

 в)  отдельно выделяются хорезмийские источники, созданные в городах  Ургенч, Бухара и Фергана [5, с. 70].

3) письменные памятники Золотой Орды, издавались в основном городах Сарай-Бату, Сарай-Берке, в  крупных средневековых городах  Ак Орды и Кок Орды;

4)  отдельную группу составляют источники, созданные в Египте и Персии, особенно в городах Багдаде и Каире;

5)  крымские источники, были написаны большей частью в городах Судак, Солхат,  Кафа и Тана;

6)  письменные памятники  городов Западной Украины были созданы в Галиции, Подолье, Львове, Каменце.

В) Этногенетический фактор.По этногенетическому признаку выделяются:

1) памятники, написанные на языке тюркских народов Караханидского государства представителями  племен карлуков, шыгыл и ягма;

2) среднеазиатские источники, написанные выходцами огузских и кипчакских племен на тюркских языках;

3) золотоордынские источники,  написанные  большей частью на кыпчакском языке и  тюркском языке в Каменец-Подольске, которая являлась армянской колонией;

4) источники, написанные на чагатайском языке кочевых народов Средней Азии в XV-XVI вв. [6, с. 170].

Таким образом, изучаемые  в курсе социально-гуманитарного цикла средневековые письменные памятники можно будет соотнести относительно данной классификации.

В данном случае классификация соориентирует преподавателей и студентов в многообразии персо и тюркоязычных  источников, проливающих свет  на историко-культурное прошлое Казахстана и сопредельных стран и народов Центральной Азии в хронологических рамках V-XVIII веков.

З.К. Картова, 

СКГУ им. М.Козыбаева

Литература:

1.  Источниковедение отечественной истории.// Москва.1979 гг.

2.  Абусеитова М.Х., Баранова Ю.Г.  Письменные источники по истории и культуре Казахстана и Центральной Азии. – Алматы,  Дайк-Пресс. 2001

3.  Құрышжанов Ә. «Ескі түркі жазба ескерткіштері» (XI-XVғғ.) курсынын бағдарламасы. Қарағанды, КарГУ баспасы. 1986.

4.  Материалы по истории казахских ханств XV–XVIII вв. (извлечения из персидских и тюркских сочинений). – Алматы, 1969.

5.  5 Кумеков Б.Е., Настич В.Н., Шуховцев В.К. Письменные документы из Южного Казахстана //  Вестник АН КазССР.– Алма-Ата, 1977. – № 8.– С. 70-73.

6.  Каштанов С.М.  Предмет, задачи и методы  дипломатики // Источниковедение. Теоретические и методические проблемы. – М., 1969. – С. 134-170.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Источник: https://e-history.kz/ru/contents/view/srednevekovie_pismennie_istochniki_po_istorii_kazahstana__1623

�сторические источники по истории Казахстана и их классификация

2. Исторические источники по истории Казахстана и их классификация

Задача историка заключается в поиске истины или реконструирование прошлого. �сторик проникает в тайны прошлого по следам, которые пощадило время. �х принято называть историческими источниками.

�сторические источники разделяются на на письменные и вещественные.

Письменные источники: старинные книги, летописи, указы, всевозможные документы, художественная литература.

Материалом для них может служить бумага, кожа, берёзовая кора, глиняная пластинка, камень, шелковая ткань и др. Люди научились писать около 5 тыс.

лет назад. Поэтому письменные источники

позволяют заглянуть в прошлое не далее указанного срока.

Для изучения раннего периода используют вещественные источники, к ним которым относятся всевозможные предметы или обьекты, сделанные человеком.

�х отыскивают на земле, под водой, в некогда обитаемых пещерах. Это жилищ и др. сооружений

древних людей, предметы мебели, посуда, утварь, оружие, орудия труда, украшения и тд.

С целью наиболее полного восстановления образа прошлого историки прибегают к помощи различных наук, которые объединены под общим названием “вспомогательные исторические дисциплины”.

К ним относятся:

Археология — (РѕС‚ греческого “архайос” — древний Рё “логос” -наука) наука Рѕ древности.

Лингвистика – наука о языках.

Палеография – наука, которая изучает всё, что связанно с письменностью, письменами, письмом.

Сфрагистика – помогает установить имена царей, даты появления документов. Доказывают их подлинность, обнаруживает подделки по печатям на документах.

Метрология – наука об измерениях, о единицах измерения.

Геральдика – наука о гербах и символах.

Вексилогия – наука о флагах.

Этнография – наука, изучающая быт народов.

Письменные источники в Казахстане: надписи на надгробных камнях, династийные хроники, литературные и научные произведения древних писателей, ученых, путешественников, освещающие отдельные стороны истории древних племен казахских степей. Сюда же относятся военные или мирные договоры, дипломатические протоколы, путевые записи, дневники, прошения чиновников различных сторон, посетивших Казахстан. �х можно условно разделить на несколько групп. В первую группу входят письменные сообщения античных авторов. В трудах древнегреческого историка Геродота и географа Страбона, историка Менандра Протектора, римского историка Аммиака Марцелпина, византийского историка

Полиона мы встречаем некоторые сведения о сакских и тюркских племенах, обитавших в степях Казахстана в глубокой древности. Много полезной информации по истории древнего Казахстана содержится в

Китайских династийных хрониках. Китайские историки с интересом следили за событиями в Казахстанских степях, и скурпулезно записывали их.

В китайских архивах обнаружены рукописи Бухар-Жырау Калкаманулы. В 1992 г. историки казахи КНР написали книгу “Древняя история казахов”.

Следующую группу составляют ирано-язычные п.п.

В своде книг зороастрийской религии древних иранцев – Авесте, высеченной на Бехистунской скале, встречаются отдельные эпизоды из жизни казахстанских племен первого тыс. до

н.э. Богатым и ярким письменным источником по истории кипчако-кимакских племен является русские летописи.

Такие произведения, как “Слово о полку �гореве”, “�патьевская летопись”, “Сибирская летопись” и др. насыщены сведениями о жизни тюркских племен, обитавших в “половецкой степи”, т.е.

на территории от Дуная до Алтая. Важнейшую группу источников составляют древне-тюркские.

В памятниках, написанных на орхоно-енисейском алфавите, посвященным легендарным личностям древних тюрок – Кюль Тегин, Билге Каган, Тонью Кок – освещаются фрагменты из истории правителей раннего средневековья. Для восстановления истинной истории казахского края много было сделано отдельными представителями национальной историографии. Первый опыт написания систематической истории казахского народа с древнейших времен принадлежит А.Левину. В советский период замечательный ученый-энтузиаст, председатель общества изучения Казахстана А.Чулошников создает обстоятельный труд – “Очерки по

истории казахско-киргизского народа в связи с общественными историческими судьбами других тюркских племен” (Оренбург, 1820), где освещались основные этапы древней истории края.

Во многом углубила представление о древней истории края работа М.

Тынышпаева “Материалы по истории киргиз-кайсацкого народа” (Ташкент, 1925) Большое значение имеет также обобщающий труд первого казаха – профессора

истории С.Асорендиярова “�стория Казахстана с древнейших времен” (1935 г.) Автор осветил основные моменты дореволюционной истории Казахстана, выделяя два этапа в истории казахов: до и после завоевания царизмом.

Асфендияров изложил в книге завоевательную политику России, опроверг добровольность присоединения казахских земель к России и прогрессивность этого процесса.

За попытку написать объективную историю своего народа Асорендияров С. так же как Тынышпаев М., Кудейбердиулы, Бекмаханов Е., был репрессирован.

Таким образом для изучения истории своего народа историками используются источники всех видов, а так же историографический материал.

Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 1001 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге:

Бронзовый век РЅР° территории Казахстана: периодизация, хозяйство, быт, ремесло. | Образование Рё политическиое устройство РўСЋСЂРєСЃРєРѕРіРѕ каганата. | Государство Караханидов: образование, политический строй, хозяйство. | Материальная культура РІ Ү – ХІІ РІРІ. хозяйство, ремесло, торговля, Великий Шелковый путь. | Казахстан РІ составе Монгольской империи. Великая РЇСЃСЃР°. | Образование Казахского ханства: территория, политическая история. | Казахское ханство РїСЂРё Хакк – Назар хане (1538-1580 РіРі.). | Социальная структура Казахского ханства. Образование жузов. | Освободительная Р±РѕСЂСЊР±Р° казахского народа против Джунгарского ханства РІ РҐҮІІ-РҐҮІІІ веках. Годы Великого бедствия. | Духовная культура казахского народа РІ РҐҮР†-РҐҮІІІ веках. |

mybiblioteka.su — 2015-2020 РіРѕРґ. (0.006 сек.)

Источник: https://mybiblioteka.su/8-51474.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий