2 Интерпретационные акты: понятие, юридическая природа, отличие от иных правовых актов.

Отличия от иных правовых актов

2 Интерпретационные акты: понятие, юридическая природа, отличие от иных правовых актов.

Нормативный правовой акт как результат правотворческой деятельности компетентных государственных органов, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, имеет двойственную юридическую природу. Во-первых, он является разновидностью правовых актов; во-вторых, для статутной правовой системы это основной источник права, внешняя форма выражения и закрепления юридических норм.

Правовой акт — акт-документ компетентных органов, должностных лиц, иных субъектов направленный на достижение определенных юридических последствий. Правовые акты в целом характеризуются следующими основными чертами:

§ они выражены в словесно-документальном виде, представляют собой юридические акты-документы;

§ носят волевой характер, закрепляют волю государственных органов, должностных лиц, граждан, направленную на достижение определенных юридических последствий;

§ содержат, фиксируют определенные элементы правового регулирования — юридические нормы; правоположения юридической практики, разъяснения норм права; правоприменительные и правореализующие индивидуально-конкретные правовые предписания.

Правовые акты подразделяются на три основные вида (группы): нормативные, интерпретационные, индивидуальные акты.

Основу правового регулирования статутной правовой системы составляют нормативно-правовые акты: законы, указы, постановления и др.

Все иные правовые акты носят поднормативный характер, должны соответствовать нормативным актам, им не противоречить.

м нормативных актов являются юридические нормы, общеобязательные правила должного, дозволенного, запрещенного поведения, которые лежат в основе принимаемых правовых решений. Два главных признака отличают нормативные акты от других правовых актов:

§ общий характер, неконкретность адресата — нормативные акты распространяются на всех, кто попадает в сферу их действия;

§ непрерывность действия — они действуют непрерывно, постоянно, вплоть до их отмены или замены другими нормативными актами.

Интерпретационные акты (акты толкования права) — результат официального нормативного толкования правовых норм, содержащий разъяснения норм права и имеющий определенную степень обязательности.

Акты толкования права, как правило, не содержат новых правовых норм, они направлены на разъяснение и в определенных пределах конкретизацию правовых норм, носят в этой области обязательный характер и действуют вместе с разъясняемыми нормативными актами. Это, например, постановления Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, инструктивные письма Центробанка, Таможенного комитета и др.

Индивидуальные правовые акты адресованы конкретным лицам, содержат индивидуально-конкретные предписания, действуют в ограниченных во времени пределах до момента выполнения принятого решения. К индивидуальным актам относятся:

§ акты применения права — государственно-властные акты-документы, выражающие индивидуально-правовую деятельность государственных органов, направленную на решение (разрешение) конкретного юридического дела, установление либо конкретизацию юридических прав и обязанностей, определение их меры и объема;

§ акты реализации прав обязанностей — договоры, дополнительные соглашения по их исполнению, иные акты-документы, фиксирующие автономные решения отдельных лиц в процессе их правовой активности и правореализующей деятельности.

Ведущее положение нормативных актов как источников права в статутных правовых системах, все большее их распространение в правовых системах общего права и традиционных правовых системах объясняется их достоинствами, соответствием объективным свойствам права современной цивилизации по сравнению с правовыми обычаями и судебными прецедентами.

§ Нормы права формируются в нормативных актах как общие модели, масштаб поведения, применимый к многократно повторяющимся, типичным общественным отношениям, тем самым обеспечивается ведущее свойство права — общеобязательная нормативность.

§ Нормативные акты отличаются оперативностью: они при необходимости могут быть быстро изданы, в любом объеме изменены или отменены, то есть способны оперативно реагировать на изменяющиеся общественные отношения.

§ Они исходят из единого центра — правотворческих органов, что дает возможность установить единую, цельную, в определенных пределах внутренне непротиворечивую систему законодательства и обеспечить системность права.

§ В нормативных актах точно и определенно фиксируется содержание юридических норм, устанавливаются права и обязанности субъектов, санкции за их нарушение, формируются исходные начала (принципы) права, юридические понятия и конструкции, что отвечает формальной определенности права. Кроме того, нормативные акты выражаются в письменных документах, публикуемых в официальных изданиях, что позволяет оперативно довести содержание нормативных предписаний до адресатов, всего населения, обеспечить воспитательное воздействие права на волю и сознание субъектов.

Нормативные акты подразделяются на виды прежде всего по их юридической силе, которая определяет место нормативного акта в системе законодательства, соподчиненность и субординацию между нормативными актами.

По этому основанию, а также учитывая субъектов правотворческой деятельности, их властные полномочия и компетенцию все нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные нормативные акты.

Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди всех источников права и правовых актов, быть основой законности и правопорядка.

Закон — нормативный правовой акт принятый в особом процедурном порядке высшим представительным органом государства, обладающий высшей юридической силой, содержащий первичные (изначальные) нормы страны и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы характеризуются следующими признаками.

§ Закон — нормативный правовой акт-документ, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению; закон — основной источник права.

§ Закон — акт строго определенных, высших (представительных) органов страны; в России – Федерального Собрания (Государственной Думы, Совета Федерации), высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета.

§ Законы принимаются в особом порядке, по специальной юридической процедуре. Законодательный процесс состоит из строго установленных, выраженных в законодательстве стадий:

§ 1). Законодательная инициатива — право специально определенных в законе субъектов (ст. 104 Конституции РФ) возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании, изменении или отмене закона, влекущее обязательное рассмотрение законодательным органом. 2). Подготовка проекта закона. 3).

Обсуждение, принятие закона Государственной Думой (проходит в трех чтениях). 4). Одобрение закона Советом Федерации. 5). Подписание и обнародование (промульгация) закона Президентом РФ.

При этом существует строгая юридическая процедура принятия, одобрения, подписания и обнародования Федерального закона.

§ Закон — нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. это акт самого высшего юридического “ранга”, все другие нормативные акты находятся “под законом”, должны соответствовать закону и ему не противоречить. Кроме того, закон может отменяться или изменяться только законом.

§ Закон — нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе в основном не было.

При этом законы содержат нормы по основным, ключевым вопросам жизни общества и государства, принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам.

Правовое регулирование по данным вопросам начинается с закона, поэтому закон в своем действии, прежде всего в случаях нарушения, «выходит» прямо на суд, который и решает вопросы, связанные с действием закона, т.е. последний имеет прямое действие.

Законы по своей значимости и юридической силе подразделяются на следующие виды: 1) Конституцию; 2) федеральные конституционные (органические) законы; 3) обыкновенные законы.

§ Конституция — основополагающий, основной закон страны учредительного характера, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и другие основные устои жизни общества.

Конституция характеризуется особым порядком принятия и защиты. Во многих странах имеются особые органы конституционной защиты.

В России такой инстанцией является Конституционный Суд РФ, рассматривающий в порядке конституционного судопроизводства вопросы соответствия Конституции РФ законов и иных правовых актов, принимаемых государственными, должностными лицами на всей территории России.

§ Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией, и тоже посвящены правовым основам государства.

Всего Конституция РФ предусматривает принятие 14 таких законов, например о Правительстве РФ, об Уполномоченном по правам человека, о Судебной системе и др. Федеральные конституционные законы также требуют особого порядка принятия.

Такие законы считаются принятыми, если за них проало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и если они одобрены большинством не менее 3/4 от общего числа депутатов Совета Федерации.

§ Обыкновенные законы — это акты текущего законодательства, регулирующие различные стороны экономической, политической, социальной, духовной жизни общества.

Они также обладают высшей юридической силой, но сами должны строго соответствовать Конституции и Федеральным Конституционным законам, что обеспечивает единство правовой системы и проведение в жизнь правовых начал, выраженных в Конституции и конституционных законах.

Среди законов выделяют кодифицированные законы (акты-кодексы).

Кодекс (кодифицированный акт) — это единый, юридически цельный сводный, внутренне согласованный закон, обеспечивающий обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

Кодифицированные акты носят различные наименования. Наряду с названием «кодекс» это может быть «устав», «положение», а иногда просто «Закон».

По территориальному распространению и с учетом компетенции и властных полномочий субъектов Федерации различаются:

федеральные законы — те, которые принимаются федеральным законодательным органом — Федеральным Собранием — и распространяются на всю территорию Российской Федерации;

законы субъектов Федерации (региональные законы) — те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции субъектов Федерации и распространяются только по их территории.

Все другие нормативные акты имеют иное юридическое качество и относятся к числу подзаконных.

Подзаконный нормативный акт — принятый компетентными органами или должностными лицами на основании и во исполнение закона правовой акт, имеющий юридическую силу и содержащий нормы права.

Подзаконные акты призваны обеспечить на основании законов конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса общественных отношений и поэтому занимают важное место во всей правовой системе.

Подзаконные нормативные акты многообразны и различаются между собой по трем взаимосвязанным критериям: 1) по юридической силе; 2) компетенции государственных органов, издающих акт; 3) сфере действия акта.

Наиболее важными подзаконными нормативными актами в Российской Федерации (располагая их по убывающей «величине» юридической силы) являются следующие:

§ указы Президента Российской Федерации, изданные в пределах его компетенции;

§ постановления Правительства Российской Федерации;

§ акты исполнительных (управленческих) органов субъектов РФ: указы президентов (в республиках), постановления глав администрации (в иных субъектах); приказы, инструкции;

§ акты министерств и ведомств (общие и ведомственные): приказы, инструкции, уставы, положения и прочее;

§ акты органов местного самоуправления: решения, распоряжения, приказы;

§ локальные акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.



Источник: https://infopedia.su/10x2f12.html

Понятие и виды актов применения права. Соотношение правоприменительных и нормативных правовых актов

2 Интерпретационные акты: понятие, юридическая природа, отличие от иных правовых актов.

1. Акты применения права: понятие и виды.

2. Соотношение правоприменительных и нормативно-правовых актов.

3. Формы выражения правоприменительных актов: письменная, устная, конклюдентная.

4. Виды актов применения права по субъектам правоприменительной деятельности.

5. Регулятивные и охранительные акты применения права.

6. Основные и вспомогательные акты применения права.

7. Виды актов применения права по их значению в механизме реализации права: правоконкретизирующие, разрешающие, регистрационные, акты о признании, учреждающие, запрещающие.

8. Структура актов применения права.

Толкование права: понятие, цели, способы, виды.

1. Толкование права: понятие, цели, способы, виды.

2. Уяснение и разъяснение как этапы толкования права.

3. Способы уяснения: грамматический, систематический, логический, историко-политический, специально-юридический и телеологический.

4. Виды толкования.

5. Толкование по субъекту: официальное и неофициальное; аутентичное и легальное; доктринальное, профессиональное и обыденное толкование.

6. По способу применения: нормативное и казуальное.

7. Толкование по объему: буквальное, ограничительное, распространительное.

Понятие и виды интерпретационных актов.

1. Понятие интерпретационных актов (актов толкования права).

2. Соотношение актов толкования права и нормативно-правовых актов.

3. Положение интерпретационного акта в системе правовых актов.

4. Виды интерпретационных актов.

5. Интерпретационные акты правотворчества.

6. Интерпретационные акты применения права. 

Интерпретационные акты их юридическая природа и отличие от иных правовых актов.

1. Понятие интерпретационных актов (актов толкования права).

2. Соотношение актов толкования права с нормативно-правовыми актами, актами реализации права. Отличия от иных правовых актов.

3. Положение интерпретационного акта в системе правовых актов.

4. Виды интерпретационных актов.

5. Интерпретационные акты правотворчества.

6. Интерпретационные акты применения права. 

Система права: понятие, признаки, элементы.

1. Понятие системы права.

2. Признаки системы права.

3. Множественность элементов системы права.

4. Внутреннее единство системы права.

5. Внутренняя дифференциация системы права.

6. Структура системы права.

7. Отрасль, подотрасль, институт, норма права.

Понятие отрасли права. Основные отрасли российской системы права.

1. Понятие отрасли права.

2. Основные отрасли российской системы права.

3. Общая характеристика основных отраслей российского права.

4. Понятие отраслевой общности.

5. Правовой режим отрасли права.

6. Разновидности отраслей права.

7. Профилирующие отрасли права.

8. Специальные отрасли права.

9. Проблемы выделения комплексных отраслей права.

10. Публичное и частное право.

Подотрасли права: понятие и виды.

1. Понятие подотрасли права.

2. Признаки подотрасли права.

3. Подотрасли права в системе права РФ.

Правовые институты: понятие и виды.

1. Правовые институты права: понятие и виды.

2. Общие, отраслевые и межотраслевые институты.

3. Понятие субинститута.

4. Связь институтов права с отраслями права.

5. Основания выделения институтов права в системе права.

6. Предмет правового регулирования института права.

7. Законодательное обособление института права.

8. Виды институтов права.

9. Регулятивные и охранительные институты права.

Публичное и частное право: общая характеристика и критерии разграничения.

1. Понятия публичного и частного права.

2. Общая характеристика и критерии разграничения публичного и частного права.

3. Критерии выделения частного и публичного права в системе.

4. Методы правового регулирования в публичном и частном праве.

5. Материальное и процессуальное право.

Критерии отраслевого деления системы права.

1. Критерии отраслевого деления системы права: предмет и метод правового регулирования.

2. Понятие предмета правового регулирования.

3. Понятие и виды методов правового регулирования.

4. Императивный и диспозитивный метод правового регулирования.

5. Соотношение предмета и метода правового регулирования.

Система законодательства: понятие, структура и соотношение с системой права.

1. Понятие системы законодательства.

2. Соотношение системы законодательства и системы права.

3. Структура системы законодательства: законы и подзаконные акты; федеральное и региональное законодательство; текущее и чрезвычайное законодательство; отраслевое и межотраслевое законодательство.

4. Отрасль законодательства.

5. Институт законодательства.

6. Пути воздействия системы права на систему законодательства.

7. Влияние системы законодательства на систему права.

Правомерное поведение: понятие, признаки, виды.

1. Понятие и признаки правомерного поведения.

2. Правомерная поведение и юридическая деятельность.

3. Виды правомерного поведения: социально-активное, традиционное, конформистское, маргинальное.

4. Индивидуальное и коллективное (групповое) правомерное поведение.

5. Разновидности правомерного поведения по формам реализации права: соблюдение, исполнение, использование. 

Источник: https://megaobuchalka.ru/15/26025.html

Интерпретационные акты: понятие, виды, юридическая природа. Толкование договоров

2 Интерпретационные акты: понятие, юридическая природа, отличие от иных правовых актов.

Интерпретационные акты–правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.

Особенности:

1) интерпретационные акты — это акты право­вые. Они издаются и обеспечи­ваются государством, письменно закреплены, обязательны для реализации.

2) Интерпретационный акт — результат толкования правовых норм. Нормативный акт — результат: правотвор­чества или правоприменения.

3) Нормативный акт содержит нормы права, а интерпретационный лишь толкует, объясняет эти нормы. При утрате нормативным актом юридической силы утрачивает значение и интерпретационный акт. От правоприменительного акта интерпретационный отличается тем, что первый связан с решением конкретного дела, а последний имеет общий характер.

Виды

1) по внешней форме выражения

а) устные

б) письменные;

2) по отраслям права

а) уголовные,

б) гражданские,

в) административные и т.д.;

3) по юридической природе

а) нормативные — разъяснение содержания норм применительно к определенным категориям регулируемых правом общественных отношений. Оно дается в форме официальных документов (постановлений, приказов и т.п.).

а) казуальные — разъяснение смысла нормы права применительно к конкретному случаю (казусу), юридическому делу содержится в актах применения норм права (постановления Пленума ВС РФ публикуются в «Бюллетене ВС РФ», поста­новления Пленума ВАС РФ — в «Вес­тнике ВАС РФ», постановления Конституционного Суда РФ — в «Собрании за­конодательства РФ» и «Вестнике Консти­туционного Суда РФ»).

4) по субъектам

а) акты законодательных органов(например, постановления Государственной Думы, где даются официальные разъясненияпринятых законов;

б) акты толкования исполнительных органов власти, например Правительства, конкретного министерства, имеющего соответствующие поручения Правительства, и др.;

в) акты судебного толкования — Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, которыеобобщают судебную и арбитражную практику и разъясняют применение действующегозаконодательства;

г) актыорганов прокуратуры. Так, Генеральный прокурор может издаватьуказания, разъясняющие содержание толкуемых норм для практики их реализации в деятельностиорганов прокуратуры.

5) в зависимости от содержания и сферы распространения

а) акты общего характера — регламентируют применение любых правовых норм

б) акты индивидуального характера — содержат указания по поводу применения нормы права к конкретным жизненным обстоятельствам.

6) по структурным элементам разъясняемых норм:

а) акты толкования гипотезы;

б) акты толкования диспозиции;

в) акты толкования санкции;

г) комплексные акты толкования, в которых разъясняется смысл нескольких структурных элементов правовой нормы.

7) в зависимости от формы

а) указы,

б) постановления,

в) приказы,

г) инструкции и т.п.;

Толкование договоров.

Осуществляя правосудие по граж­данским делам, судебные органы толкуют не только норматив­ные акты, но и договоры, условия которых и составляют пред­мет гражданского спора.

Толкование договоров следует рассматривать как особый вид юридического толкования, характеризующийся определенными особенностями, отличающими его от толкования нормативных и правоприменительных актов.

1) В качестве субъекта официального толкования договора ГК РФ определяет суд. Неофициальное толкование договора осуществляется сторонами про­цесса, третьими лицами, прокурором, иными лицами, участву­ющими в деле. Более того, они результаты своего толкования закрепляют письменно в исковом заявлении, имеющим значение для суда и выступающим юридическим фактом.

2) В качестве объекта толкования выступает договор — право­вой акт, определяющий права и обязанности сторон.

3) толкования договора. В договоре как правовом акте, закрепившем двустороннюю сделку, заключена воля договаривающихся сторон. В нормативном акте содержится воля властвующего правотворческого субъекта, содержание которой и выявляется в процессе толкования норм.

В договоре же закрепляется совместная воля по меньшей мере двух субъектов, интересы и цели которых далеко не всегда совпадают.Согласно ст. 431 ГК РФ «при толковании условий договора судом принимаются во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений».

Законодатель предполагает, что договаривающиеся стороны правильно и полно выражают свою волю в тексте договора. Отсюда понятна преимущественная роль грамматического способа толкования договоров. Однако, буквенное выражение не всегда полно и правильно выражает мысль.

И если это положение характерно для нормативных актов, то для договоров оно довольно частое явление. На это обращает внимание и законодатель, допуская возможность в случае неясности буквенного значения условий договора использовать и иные способы толкования. Прежде всего, суд должен выявить цели, которые ставят перед собой договаривающиеся стороны.

При неясности отдельных положений договора необходимо системное толкование — обращение к другим положениям договора. В других случаях возможно законодательное толкование, при котором необходимо обращаться к тексту закона, а не самого договора. Приступая к толкованию договора важно определить юридическое значение документа, т.е.

выявить, было ли в самом деле соглашение, был ли договор вообще заключен, является ли сделка действительной, определить вид договора, соответствие его необходимой форме. Специфическими особенностями здесь обладает логический способ толкования.

Например: «В случае двусмысленности выражения оно толкуется не в пользу стороны, предложившей это выражение», «обычно встречающиеся в договорах определенного типа, но отсутствующие в конкретном договоре положения презюмируются» и др. При толковании широко используются и другие презумпции — презумпция выражения воли сторон в договоре, презумпция ясности языка договора и т.д.

4) Особенности толкования договоров определяются и принципами функционирования договорных отношений, которыми необходимо руководствоваться для обеспечения целей толкования.

Это принципы разумности, полноты выражения воли, системности, единства целей договора, определенности его содержания. Толкование имеет, кроме того, регулятивную, конкретизационную, обеспечительную, деликтологическую функции.

В отличие от нормативных актов при толковании договоров осуществляется и восполнительная фун­кция (восполнение пробелов). Нередко гражданско-правовой спор возникает именно из-за полного отсутствия в договоре словесного описания ситуации, по поводу которой он возник.

В таких случаях суд должен восполнить недостающие условия договора, выявив при этом и характер упущения: умышлен­ный или случайный.

Источник: https://cyberpedia.su/8x1041f.html

Юридическая природа интерпретационных актов

2 Интерпретационные акты: понятие, юридическая природа, отличие от иных правовых актов.

Предыдущая28293031323334353637383940414243Следующая

Интерпретационно-правовой акт / акт официального толкования юридических норм / — юридический акт, содержащий формально-обязательные правила понимания содержания юридических норм, устанавливаемый компетентным субъектом.

Интерпретационные акты (акты толкования) — одна из разновидностей правовых актов.

В юридической литературе высказаны различные точки зрения относительно природы этих актов. Одни ученые склонны считать данные акты источниками права, например акты толкования конституционных норм Конституционным Судом РФ.

Другие исследователи полагают, что этими актами не устанавливаются, не изменяются и не отменяются какие-либо нормы права, поэтому они не являются правотворческими.

Действительно, акты толкования не устанавливают новых правил поведения, не имеют самостоятельного значения, а действуют в единстве с теми актами, в которых содержатся толкуемые нормы; они обслуживают эти акты и разделяют их судьбу при отмене нормативных правовых актов.

Будучи правовыми актами, интерпретационные акты публикуются в официальных источниках. Исследователи данной проблематики выделяют следующие особенности интерпретационных актов. Они:

1) закрепляют разъяснительное решение соответствующего компетентного органа;

2) представляют собой официальный акт-документ, который обладает специфической структурой, содержанием, формой, стилем изложения, реквизитами и т. д.;

3) имеют своим содержанием общие нормативные или персонально адресованные, индивидуально-конкретные юридические разъяснения;

4) принимаются в определенной процедурно-процессуальной форме;

5) носят властный, обязательный характер. Например, согласно Федеральному конституционному закону от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» установлено, что Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики и принимает постановления, обязательные для арбитражных судов страны;

6) обеспечены различными средствами юридической защиты, в том числе мерами государственного воздействия.

Например, решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории России для всех представительных, исполнительных, судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6 Федерального конституционного закона от 23 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»);

7) вызывают определенные юридические последствия, которые имел в виду интерпретатор;

8) являются подзаконными, вспомогательными правовыми актами;

По мнению некоторых ученых, обладают обратной силой, т. е. распространяют свое действие на факты, события, обстоятельства, которые имели место до принятия акта толкования (проф. А.С. Пиголкин, проф. В.Н. Карташов).

Классификация:

1. По внешней форме они подразделяются на письменныеиустные. Письменные акты имеют определенные реквизиты: кто издал акт, по какому вопросу, к каким нормам права относится толкование, когда акт вступает в действие и др. Обычно акт толкования облекается в ту же форму, что и толкуемый акт – указ, постановление, инструкция и т. д.

2. По субъекту толкования акты толкования можно делить на:

а) акты законодательных органов (например, акты Федерального Собрания, где даются официальные разъяснения принятых законов);

б) акты судебноготолкования – Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, которые обобщают судебную и арбитражную практику и разъясняют применение действующего законодательства;

в) акты толкования исполнительных органов власти, например Правительства РФ, конкретного министерства, имеющего соответствующие поручения Правительства РФ, и др.;

г) акты органов прокуратуры. Так, Генеральный прокурор Российской Федерации может издавать указания, разъясняющие содержание толкуемых норм для практики их реализации в деятельности органов прокуратуры.

По юридической значимости акты толкования делятся на акты нормативного и казуального, аутентического и делегированного (разрешенного) толкования.

Акты аутентического толкования принимаются органами, издавшими этот акт, и обладают бо́льшей юридической силой по сравнению с актами делегированного толкования.

Последние предполагают необходимость специального полномочия интерпретирующего субъекта на соответствующее толкование.

При аутентическом толковании данное полномочие является производным от правотворческой функции этого органа или должностного лица.

По юридической силе акты толкования могут иметь разную степень обязательности, и это зависит от места интерпретационного органа в иерархии государственной системы.

Акты толкования можно выделять по отраслям толкуемых норм – уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и др.

Акты судебного и административного толкования. Акты судебного толкования отличаются большими особенностями:

а) они имеют характер официального документа;

б) обязательны для нижестоящих судов;

в) оказывают непосредственно регулирующее воздействие на общественные отношения, на систему законодательства и учитываются правотворческими органами при обновлении законодательства. Отсюда можно сделать вывод, что акты официального толкования, в т.ч. судебные и административные, имеют правотворческий характер, следовательно, могут служить источниками права.

7. В зависимости от сферы действия акты делегированного толкования делятся на акты общего и ограниченного действия. К первым относятся постановления Конституционного Суда РФ, обязательные для всех субъектов, ко вторым – постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, которые обязательны только для арбитражных судов.

Предыдущая28293031323334353637383940414243Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/13-22776.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий