2. Государственное управление в области иностранных дел.

Государственное управление в области иностранных дел

2. Государственное управление в области иностранных дел.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Государственноеуправлениевобластииностранныхдел«

Введение

Любое государство осуществляет как внутренние функции в пределах своих границ, так и внешние функции, связанные с проведением экономической и иной политики во взаимоотношениях с другими государствами, международными органами и организациями, защитой национального общественного строя, своих интересов и неотчуждаемости территории. Это вызывает у государства необходимость в организации специальных государственных органов управления, обеспечивающих решение внутренних дел и иностранных дел.

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение и характеристика государственного управления в области иностранных дел РФ. Государственное управление иностранными делами — это деятельность органов государства, направленная на проведение внешней политики РФ.

К основным задачам международной политики РФ относятся:

обеспечение благоприятных внешних условий для совершенствования общества в РФ; устранение угрозы мировой войны, достижение всеобщей безопасности и разоружения;

неуклонное расширение и углубление сотрудничества на основе мирного сосуществования, делового, взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами, всемерное содействие укреплению и прогрессу гуманистических и демократических обществ.

Внешнеполитическая деятельность осуществляется высшими органами государственной власти и управления РФ, а также министерствами, государственными комитетами и ведомствами в пределах предоставленной им компетенции.

Конституция РФ к ведению высших органов государственной власти и управления относит следующие вопросы внешней политики: вопросы мира и войны, защита суверенитета, охрана государственных границ и территорий РФ, организация обороны страны; обеспечение государственной безопасности; представительство РФ в международных отношениях; связи РФ с иностранными государствами и международными организациями; установление общего порядка.

Наиболее широкой компетенцией в области внешних сношений обладают Верховный Совет РФ и Президент РФ, который ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств; назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и при международных организациях; присваивает высшие дипломатические ранги и иные специальные звания.

Высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти РФ — Правительство РФ — осуществляет общие мероприятия в области отношений с иностранными государствами, внешней торговли, экономического, научно-технического сотрудничества РФ с зарубежными странами, принимает меры к обеспечению выполнения международных договоров РФ; утверждает и денонсирует межправительственные международные договоры. Он направляет и координирует деятельность всех министерств, государственных комитетов и ведомств, осуществляющих связь с иностранными государствами, борьба против ядерной опасности, гонки вооружений, за сохранение и укрепление всеобщего мира.

Задачи, которые вытекают из поставленной перед нами цели: — Дать общую характеристику и понятие организационно-правовых аспектов государственного управления в области иностранных дел в РФ. — Рассмотреть особенности правового положения и полномочий Министерства иностранных дел как основного органа государственного управления в области иностранных дел РФ.

1.Организационно-правовыеформыуправленияиностраннымиделами

1.1 Организационно-правоваясистемауправления

государственный управление иностранный дело

Внешнеполитическая деятельность государства органически связана с его внутренней политикой, является ее продолжением.

Основные направления внешнеполитической деятельности РФ состоят в осуществлении политических, дипломатических, внешнеэкономических, культурных, экологических, военных, правовых и иных мер, целью которых является создание наиболее благоприятных условий для перехода страны к рыночным отношениям.

Национальные интересы в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета и территориальной целостности, упрочений позиций РФ как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека.

Реализация данных интересов приобретает в современных условиях еще большую значимость, поскольку, несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, Россия в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

Все интересы, направления и меры, связанные с внешней деятельностью РФ, отражены в законодательстве и осуществляется соответствующими государственными органами и негосударственными организациями.

При этом государственная деятельность внешнеполитического характера получило официальное название в системе государственного управления — «иностранные дела», под которыми в самом общем виде понимается отношение России с иностранными государствами и международными организациями.

данной отрасли управления определяется Конституцией РФ, международными правовыми актами, российским законодательством. Так, Конституция РФ устанавливает, что к ведению Российской Федерации относятся внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры, вопросы войны и мира; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации.

В названных и других нормативных актах определено основное содержание деятельности в области иностранных дел:

— защита интересов России, ее суверенитета, а также граждан в их взаимоотношениях с зарубежными странами;

— координация деятельности представительств России за рубежом и в международных организациях; организация взаимоотношений с дипломатическими представителями других стран;

— разработка, заключение международных договоров и соглашений и контроль за их выполнением;

— организация и ведение переговоров с иностранными государствами;

— постоянное оперативное управление иностранными делами с учетом конкретной обстановки и условий межгосударственных отношений в мире.

Руководство иностранными делами осуществляют Президент РФ, представительные и исполнительные органы государственной власти.

Президент в пределах своих конституционных полномочий (ст.

80,83,86 КРФ): определяет основные направления внешней политики государства, представляет страну в международных отношениях, осуществляет руководство внешней политикой; ведет переговоры и подписывает международные договоры; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей; назначает и освобождает от должности министра иностранных дел; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания РФ дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

Важную роль в реализации этих полномочий играет Управление Президента РФ по внешней политике. Согласно Положению о нем, утвержденному Указом Президента от 29 июня 2004 г.

Основными задачами Управления являются:

— содействие Президенту в определении основных направлений внешней политики государства;

— участие в разработке общей стратегии внешней политики государства, обеспечении реализации Президентом его полномочий по руководству внешней политикой государства;

— информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Президента и Руководителя Администрации Президента по вопросам внешней политики государства и международных отношений;

— обеспечение содержательной части внешнеполитических мероприятий с участием Президента;

— обеспечение взаимодействия Президента и Руководителя Администрации Президента с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;

— подготовка предложений Президенту по специальным вопросам международного сотрудничества, в том числе по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Федеральное Собрание РФ принимает законы, определяющие содержание внешнеполитической деятельности. Значительными полномочиями в области иностранных дел обладает Совет Федерации.

К его ведению относятся утверждение указа Президента РФ о введении военного положения, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; о статусе и защите Государственной границы РФ; войне и мире.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными конституционным законом « О Правительстве Российской Федерации», другими нормативными актами в сфере внешней политики и международных отношений:

— осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики российской Федерации;

— обеспечивает представительство России в иностранных государствах и международных организациях;

— в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств России по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров и обязательств;

— отстаивает геополитические интересы России, защищает граждан РФ за пределами ее территории;

— осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

1.2ОрганыуправленияиностраннымиделамиРоссийскойФедерации

Источник: https://knowledge.allbest.ru/law/3c0b65625a2ad79b5c43b89521306c37_0.html

2. Государственное управление в области иностранных дел

2. Государственное управление в области иностранных дел.

Основныенаправления внешнеполитическойдеятельности РФ– осуществлениеполитических, дипломатических,внешнеэкономических, культурных,информационных, экологических, военных,правовых и иных мер, целью которыхявляется создание наиболее благоприятныхусловий для перехода страны к демократии,рыночным отношениям.

Национальныеинтересы в международной сфере–обеспечение суверенитета и территориальнойцелостности, упрочение позиций РФ,развитие равноправных и взаимовыгодныхотношений со всеми странами иинтеграционными объединениями,повсеместное соблюдение прав и свободчеловека.

ФЗ «Омеждународных договорах РФ»от15.07.1995 (устанавливает порядок заключения,выполнения и прекращения этих договоров).

ФЗ «Окоординации международных ивнешнеэкономических связей субъектовРФ»от 04.01.1999 (регламентирует правосубъектов РФ на осуществление указанныхсвязей).

ФЗ «Огосударственной политике РФ в отношениисоотечественников за рубежом»от24.05.1999 (определяет цели и полномочияорганов государственной власти пооказанию государственной поддержки ипомощи соотечественникам, оказавшимсяпосле распада СССР за пределами РФ).

Основноесодержание деятельности в областииностранных дел:

1) зашита интересовРФ, ее суверенитета, а также граждан вих взаимоотношениях с зарубежнымистранами;

2) координациядеятельности представительств РФ зарубежом и в международных организациях;

3) организациявзаимоотношений с дипломатическимипредставителями других стран;

4) разработка,заключение международных договоров исоглашений и контроль за их выполнением;

5) организацияи ведение переговоров с иностраннымигосударствами;

6) постоянноеоперативное управление иностраннымиделами с учетом конкретной обстановкии условий межгосударственных отношенийв мире.

УправлениеПрезидента по внешней политике –основные задачи:содействие Президентув определении основных направленийполитики государства; участие в разработкеобщей стратегии внешней политикигосударства, обеспечение реализацииПрезидентом его полномочий по руководствувнешней политикой государства;информационно-аналитическое иорганизационное обеспечение деятельностиПрезидента по вопросам внешней политикигосударства и международных отношений;обеспечение содержательной частивнешнеполитических мероприятий сучастием Президента; обеспечениевзаимодействия Президента с государственнымиорганами иностранных государств и ихдолжностными лицами, с зарубежнымиполитическими и общественными деятелями,с международными и иностраннымиорганизациями.

ФСпринимает законы, определяющие содержаниевнешнеполитической деятельности.

Правительство:1) осуществляет меры по обеспечениюреализации внешней политики РФ; 2)обеспечивает представительство РФ виностранных государствах и международныхорганизациях; 3) в пределах своихполномочий заключает международныедоговоры РФ, обеспечивает выполнениеобязательств РФ по международнымдоговорам, а также наблюдает за выполнениемдругими участниками указанных договорових обязательств; 4) отстаиваетгеополитические интересы РФ, защищаетграждан РФ за пределами ее территории;

5) осуществляетрегулирование и государственный контрольв сфере внешнеэкономической деятельности,в сфере международного научно-техническогои культурного сотрудничества.

Министерствоиностранных дел(МИД России) –федеральный орган исполнительнойвласти, осуществляющий функции повыработке государственной политики инормативному правовому регулированиюв сфере международных отношений РФ.

Основныезадачи МИД:

1) разработкаобщей стратегии внешней политики РФ ипредставление соответствующих предложенийПрезиденту;

2) реализациявнешнеполитического курса страны всоответствии с Концепцией внешнейполитики РФ, утвержденной Президентом;

3) обеспечениедипломатических и консульских отношенийРФ с иностранными государствами,отношений с международными организациями;

4) обеспечениедипломатическими и международно-правовымисредствами защиты суверенитета,безопасности, территориальной целостностиРФ, других ее интересов на международнойарене;

5) защитадипломатическими и международно-правовымисредствами прав, свобод и интересовграждан и юридических лиц РФ за рубежом;

6) координациямеждународной деятельности органоввласти РФ и субъектов РФ в целях соблюдениепринципа единства внешней политики РФи реализации ее международных пав иобязательств;

7) содействиеразвитию связей и контактов ссоотечественниками, проживающими зарубежом.

ПосольствоРФ– государственный орган внешнихсношений, осуществляющий представительствоРФ в государстве пребывания (учреждаетсяпо решению Правительства).

Положение опосольстве РФ(утверждено УказомПрезидента от 28.10.

1996) (посольство РФобеспечивает проведение единойполитической линии РФ в отношениях сгосударством пребывания и в этих целяхосуществляет координацию деятельностии контроль за работой находящихся вданном государстве представительствфедеральных органов исполнительнойвласти, российских государственныхпредприятий и организаций, их делегацийи групп специалистов, а такжепредставительств субъектов РФ).

Консульскоеучреждение РФ– государственныйорган внешних сношений, осуществляющийв пределах соответствующего консульскогоокруга на территории государствапребывания консульские функции от имениРФ (открывается по решению Правительствана основании международного договораРФ).

Консульскиеучреждения подразделяются(генеральные консульства, вице-консульства,консульские агентства) (консульскиефункции могут выполнять дипломатическиепредставительства, в которых для этихцелей могут создаваться консульскиеотделы).

Основные задачии функции консульского учреждения:

1) защита вгосударстве пребывания прав и интересовРФ, ее граждан и юридических лиц;

2) содействиеразвитию торговых, экономических,культурных и научных связей между РФ игосударством пребывания, дружественныхотношений между ними;

3) выяснениевсеми законными путями условий и событийв торговой, экономической, культурнойи научной жизни государства пребывания,информирование о них МИД и

внесениепредложений по развитию отношений РФс данным государством;

Билет 27

Источник: https://studfile.net/preview/6701150/page:30/

Мид осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения российской федерации, представительства российской федерации при международных организациях, территориальные органы — представительства мида россии на территории россии. в систему мид входят:

  •  центральный аппарат;
  • загранучреждения;
  • территориальные органы;
  • организации подведомственные МИД России, которые обеспечивают его деятельность на территории России.

МИД в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства, международными договорами.

Обязательному согласованию с МИД подлежат проекты договоров и соглашений, заключаемых от имени РФ и Правительства, а также межведомственные протоколы, если они касаются внешнеполитических вопросов или принципиальных направлений межгосударственных отношений. Распространение официальной информации относительно внешнеполитического курса России осуществляется по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.5

В системе федеральных органов исполнительной власти Министерство иностранных дел Российской Федерации является головным органом в области отношений с иностранными государствами, международными организациями и осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации. Министерство иностранных дел Российской Федерации координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные связи субъектов Российской Федерации.6

Основными задачами Министерства иностранных дел РФ являются:

  • разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту РФ;
  • реализация внешнеполитического курса РФ;
  • координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ в целях проведения единой политической линии РФ в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;
  • содействие согласованному взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти с тем, чтобы участие этих органов, их должностных лиц в международной деятельности обеспечивало соблюдение принципа единства внешней поли тики РФ и выполнение международных обязательств РФ;
  • обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов РФ на международной арене;
  • защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;
  • обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями;
  • содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.

    Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_64/gosudarstvennoe-upravlenie-v-oblasti-inostrannyh/425347.2836153.page2.html

    Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы государственного управления в области иностранных дел

    2. Государственное управление в области иностранных дел.

    Управление иностранными делами — это непосредственное и повседневное осуществление исполнительными органами власти внешних функций государства по предметам ведения и в объеме своей компетенции, направленное на решение задач, обеспечивающих продвижение к целям, отражающим жизнен­но важные интересы государства и общества в целом.

    Наиболее приоритетные задачиминистерства это: сохранение территори­альной целостности РФ; обеспечение государственной безопас­ности, установление и закрепления дружеских отношений со стратегическими партнерами России; защита своих физических и юридических лиц за рубежом, участие в международном со­трудничестве, обеспечивающем нашей стране выгодные усло­вия и другие позитивные направления деятельности.

    Федеральным законом от 15.07.1995 г. «О международных договорах РФ» регламентирован порядок заключения, выпол­нения и прекращения международных договоров, что являет­ся основой международных отношений сотрудничества с дру­гими странами.

    Государственное управление иностранными делами осу­ществляется следующей системой федеральных органов ис­полнительной власти:Министерство иностранных дел РФ, ми­нистерства иностранных дел республик в составе России, орга-• ны внешних связей субъектов федерации, а также органы МИД

    России за рубежом — это дипломатические представительства (посольства и миссии) и консульские учреждения.

    Россия строит свои отношения с другими государствами на основе равенства, невмешательства во внутренние дела, неру­шимости границ и территориальной целостности государств, взаимного отказа от применения силы и решения возникших споров мирным путем, независимо от их характера, мирным путем взаимовыгодного сотрудничества, равенства народов и их суверенного развития.

    В п. «к» статьи 71 Конституции РФ определено, что вне­шняя политика и международные отношения РФ, междуна­родные договоры; вопросы войны и мира относятся к ведению РФ, следовательно, осуществление этих внешних функций в области иностранных дел возложено на высшие органы госу­дарственной власти.

    В статье 106 Конституции РФ установлено, что обязатель­ному рассмотрению в Совете Федерацииподлежат принятые Государственной ДумойЗаконы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы, войны и мира.

    Большие полномочия в сфере управления иностранны­ми делами осуществляет Президент РФ,так, согласно стать­ям 80, 83 и 86 Конституции РФ, он определяет основные на­правления внешней политики государства; представляет стра­ну в международных отношениях; осуществляет руководство внешней политикой; ведет переговоры и подписывает между­народные договоры; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей; назначает и осво­бождает от должности министра иностранных дел по пред­ложению Председателя Правительства РФ; назначает и отзы­вает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и между­народных организациях.

    Достаточно большой объем полномочий в сфере отноше­ний иностранных дел реализует Правительство РФ.Оно со­гласно ст. 114 Конституции, осуществляет меры по обеспече­нию реализации внешней политики Российской Федерации.

    Непосредственное руководство в этой области осуществляет Министерство иностранных дел, которое подведомственно не­посредственно Президенту РФ. За границей оно имеет ди-

    пломатические представительства и консульские учреждения МИД, а также имеет свои учебные заведения, структуры ин­формационного обеспечения и др. подведомственные ему орга­низации.

    Россия входит в Совет безопасности ООН. Имеет практи­чески во всех странах дипломатические представительства и консульские учреждения за рубежом.

    В Конституции РФ закреплено, что основу внешнеполити­ческого курса нашего государства составляют общепризнан­ные принципы и нормы международного права.

    Цель внешней политики Российского государства —после­довательное продвижение и укрепление национальных инте­ресов через открытость, и сотрудничество, обеспечение благо­приятных условий для внутреннего развития и продолжения экономических реформ.

    В целях создания условий для определения Президентом России основных направлений внешней политики, принятия мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и государ­ственной целостности, указом Президента России от 7 марта 1996 г.

    образовано Главное управление Президента РФ по воп­росам внутренней и внешней политики государства и утверж­дено положение о нем1.

    Данное Управление разрабатывает для Президента РФ предложения по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти в области внешней политики; участвует в подготовке проектов нормативных актов по вопросам внешней политики и т.п.

    Этим же целям служит Совет по внешней политике при Президенте РФ2. Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ (ст.

    114) осуществляет меры по реализации внешней полити­ки России; обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях; принимает меры к исполнению международных договоров; заключает межпра­вительственные соглашения; координирует деятельность фе­деральных органов исполнительной власти, компетенция ко­торых позволяет устанавливать отношения с органами, орга­низациями иностранных государств. Постановлением Прави­тельства РФ от 17 мая 1996 г. утверждена Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом3.

    1 СЗ РФ. 1996. № 11, ст. 1029.

    2 СЗ РФ. 1996. № 1, ст. 48.

    3 СЗ РФ. 1996. № 21, ст. 2516.

    Источник: https://studopedia.ru/5_106288_sistema-organov-ispolnitelnoy-vlasti-i-administrativno-pravovie-osnovi-gosudarstvennogo-upravleniya-v-oblasti-inostrannih-del.html

    Uchebnik-free
    Добавить комментарий