2. Формы государственного устройства: понятие, виды. Формы объединения современных государств.

3. Форма государственного устройства: понятие, виды

2. Формы государственного устройства: понятие, виды. Формы объединения современных государств.

Формойгосударственного устройства называютполитико-территориальное устройствогосударства, особенности взаимоотношениймежду центральной и местной властями.Государство, достигая определенногоуровня населения и размера территории,начинает делиться на части, которыеимеют свои органы власти. В зависимостиот формы государственного устройствавыделяют простые и сложные государства1.

Простыми(унитарными) государстваминазывают единые и централизованныегосударства, которые состоят изадминистративно-территориальных единиц,полностью подчиняющихся центральныморганам власти, не обладают признакамигосударственности. Они не обладаютполитической самостоятельностью, но вэкономической, социальной, культурнойсферах, как правило, наделяются большимиполномочиями. Такими государствами, вчастности, являются Франция, Норвегияи др.

Признакиунитарного государства: 1)единство и суверенитет; 2) административныеединицы не имеют политическойсамостоятельности; 3) единый, централизованныйгосударственный аппарат; 4) единаязаконодательная система; 5) единаяналоговая система.

Взависимости от способаосуществления контроля можновыделить следующие виды простого(унитарного) государства:

1)централизованные (власть на местахформируется из представителей центра);

2)децентрализованные, в них функционируютизбранные органы местного самоуправления;

3)смешанные;

4)региональные, которые состоят изполитических автономий со своимипредставительными органами иадминистрацией.

Сложнымигосударствами называюттакие, которые состоят из государственныхобразований, обладающих различнойстепенью государственного суверенитета.Можно выделить следующие виды сложныхгосударств: 1) федерация; 2) конфедерация;3) империя.

Федерация –это объединение нескольких самостоятельныхгосударств в одно государство. Такимигосударствами, в частности, являютсяСША и Российская Федерация.

Признакифедерации:

1)наличие самостоятельности у субъектовгосударства;

2)союзное государство;

3)функционирование наряду с общефедеральнымзаконодательством законодательствасубъектов федерации;

4)двухканальная система выплаты налогов.

Взависимости от принципа формированиясубъектов существуют следующие видыфедераций:

1)национально-государственная;

2)административно-территориальная;

3)смешанная.

Взависимости от юридической основыразличают федерации:

1)договорные;

2)конституционные.

Конфедерация –это межгосударственные объединенияили временные юридические союзысуверенных государств, которые создаютсядля решения политических, социальных,экономических задач.

Вотличие от федерации, конфедерациюхарактеризуют:

1)отсутствие суверенитета, единогозаконодательства, единой денежнойсистемы, единого гражданства;

2)совместное решение субъектами конфедерацииобщих вопросов, для реализации которыхони объединялись;

3)добровольный выход из государства иотмена действия общеконфедеративныхзаконов, постановлений (которые носятрекомендательный характер) на своейтерритории.

Империя –это такое государство, которое формируетсяв результате завоевания чужих земель,составные части которого имеют различнуюзависимость от верховной власти.

  1. Форма политического режима: понятие, виды, типы

Политический(государственный) режим — это системаметодов, способов и средств осуществленияполитической власти.

Всякие изменения,происходящие в сущности государстваданного типа, прежде всего отражаютсяна его режиме, а он влияет на формуправления и форму государственногоустройства.

  Согласно однойточке зрения, понятия «политическийрежим» и «государственный режим»можно расценивать как тождественные.

Помнению других авторов, понятие«политический режим» более широкое,чем понятие «государственный режим»,поскольку включает в себя методы иприёмы осуществления политическойвласти не только со стороны государства,но и со стороны политических партий идвижений, общественных объединений,организаций и т. п. 

Политическийрежим — это динамическая, функциональнаяхарактеристика политической системы.Категории «политический режим» и«политическая система» тесно связанымежду собой.

Если первая показываетвесь комплекс институтов, участвующихв политической жизни общества и восуществлении политической власти, товторая — как эта власть реализуется, какдействуют данные институты: демократичнолибо недемократично.

Политическийрежим определяется уровнем развития иинтенсивностью социально-политическихпроцессов; структурированностью правящейэлиты; состоянием отношений с бюрократией;развитостью социально-политическихтрадиций, господствующими в обществеполитическим сознанием, поведением,типом легитимности.

Понятие«политический режим» включает в себяследующие параметры (признаки): — степеньучастия народа в механизмах формированияполитической власти, а также сами способытакого формирования;  — соотношениеправ и свобод человека и гражданина справами государства; гарантированностьправ и свобод личности; — характеристикуреальных механизмов осуществлениявласти в обществе; степень реализацииполитической власти непосредственнонародом;- положение средств массовойинформации, степень гласности в обществеи прозрачности государственногоаппарата; — место и роль негосударственныхструктур в политической системе общества;соотношение между законодательной иисполнительной ветвями власти; — типполитического поведения; характерполитического лидерства; — доминированиеопределённых методов (убеждения,принуждения и т.п.) при осуществленииполитической власти; — политическое июридическое положение и роль в обществе»силовых» структур государства(армия, полиция, органы государственнойбезопасности и т.д.); — меру политическогоплюрализма, в том числе многопартийности.  Взависимости от особенностей набораметодов и средств государственноговластвования различают два полярныхрежима — демократический и антидемократический.

Демократическийрежим. Понятие «демократия» означает,как известно, народовластие, властьнарода. Однако ситуация, при которойвесь народ осуществлял бы политическоевластвование, пока нигде не реализована.

Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всемстремиться.

Между тем есть ряд государств,которые продвинулись в этом направлениидальше других (Германия, Франция, Швеция,США, Швейцария, Великобритания) и накоторые зачастую ориентируются иныегосударства.

Основнымихарактеристиками демократическогорежима являются следующие: провозглашаютсяи реально обеспечиваются права и свободычеловека и гражданина; решения принимаютсябольшинством с учётом интересовменьшинства; предполагается существованиеправового государства и гражданскогообщества; и сменяемость центральных иместных органов государственной власти,их подотчётность избирателям; силовыеструктуры (вооружённые силы, полиция,органы безопасности и т.п.) находятсяпод демократическим контролем общества;доминируют методы убеждения, компромисса;политический плюрализм, в том числемногопартийность, соревнованиеполитических партий, существование назаконных основаниях политическойоппозиции;- гласность; средства массовойинформации свободны от цензуры; реальноеосуществление принципа разделениявластей на законодательную (призваннуюпринимать законы, формировать стратегиюразвития общества), исполнительную(призванную осуществлять принятыезаконы, претворять их в жизнь, проводитьповседневную политику государства) исудебную (призванную выступать арбитромв случаях конфликтов, различного родаправонарушений).

Демократия(народовластие) может осуществлятьсяпосредством двух форм: прямой(непосредственной) и представительной.

Прямаядемократия позволяет осуществлятьвласть самим народом без политическихпосредников. Отсюда и её название -непосредственная, т. е. та, котораяпроводится в жизнь через следующиеинституты прямого народовластия: выборына основе всеобщего избирательногоправа, референдумы, сходы и собранияграждан, петиции граждан, митинги идемонстрации, всенародные обсуждения.

Однииз них — выборы, референдумы — четкорегламентированы соответствующиминормативными актами (Конституцией,специальными законами), носят императивный(обязательный) характер и не нуждаютсяв санкции государственных структур,другие имеют консультативный характер.Однако независимо от юридической природыразличных институтов прямой формыдемократии их влияние на механизмпринятия политических решений труднопереоценить, так как в них находитвыражение воля народа.

Представительнаядемократия позволяет осуществлятьвласть представителям народа — депутатам,другим выборным органам исполнительнойи судебной власти, которые призванывыражать интересы различных классов,социальных групп, слоёв, политическихпартий и общественных организаций1.

Самидемократические режимы тоже могут бытьнеоднородными. В частности, особыми ихразновидностями выступаютлиберально-демократические иконсервативно-демократические режимы.

Если либеральнодемократические режимыхарактеризуются тем, что приоритетотдаётся личности, её правам и свободам,а роль государства сводится к защитеэтих прав и свобод, собственностиграждан, то консервативно-демократическиережимы опираются не столько на Конституцию,сколько на политические традиции,которые являются основой данных режимов.

Кантидемократическим режимам относяттоталитарные и авторитарные режимы.

Тоталитарныйрежим. Термин «тоталитаризм» (отлатинского totus — весь, целый, полный) былвведён в политический оборот идеологомитальянского фашизма Дж. Джентиле вначале XX в. В 1925 г. данное понятие впервыепрозвучало в итальянском парламенте.Его использовал лидер итальянскогофашизма Б. Муссолини. С этого времениначинается становление тоталитарногостроя в Италии. 

Основнымихарактеристиками тоталитарногополитического режима являются следующие:государство стремится к глобальномугосподству над всеми сферами общественнойжизни, к всеохватывающей власти; обществопрактически полностью отчуждено отполитической власти, но оно не осознаетэтого, ибо в политическом сознанииформируется представление о «единстве»,«слиянии» власти и народа; монопольныйгосударственный контроль над экономикой,средствами массовой информации,культурой, религией и т.д., вплоть доличной жизни, до мотивов поступковлюдей; государственная власть формируетсябюрократическим способом, по закрытымот общества каналам, окружена «ореоломтайны» и недоступна для контроля состороны народа; доминирующим методомуправления становится насилие,принуждение, террор; господство однойпартии, фактическое сращивание еёпрофессионального аппарата с государством,запрет оппозиционно настроенных сил;права и свободы человека и гражданинаносят декларативный, формальный характер,отсутствуют чёткие гарантии ихреализации;фактически устраняетсяплюрализм; централизация государственнойвласти во главе с диктатором и егоокружением; бесконтрольность репрессивныхгосударственных органов со стороныобщества и т.д.

Особойразновидностью тоталитарного режимавыступает фашистский режим, которыйможно рассматривать как своего родарадикальный тоталитаризм. Странами,где впервые возникли фашистскиеорганизации, были Италия и Германия.

Фашизм в Италии был установлен в 1922 г.Для итальянского фашизма характернымбыло стремление к возрождению великойРимской империи. Фашизм в Германииутвердился в 1933 г.

, целью которого былогосподство арийской расы, высшей нациейпровозглашалась германская.

Тоталитарныйполитический режим фашистского типахарактеризуется воинственнымантидемократизмом, расизмом и шовинизмом.Фашизм основывался на необходимостисильной, беспощадной власти, котораядержится на всеобщем господствеавторитарной партии, на культе вождя.

Авторитарныйрежим. Авторитарный режим можнорассматривать как своего рода компромиссмежду тоталитарным и демократическимполитическими режимами. Он (авторитарныйрежим), с одной стороны, мягче, либеральнее,чем тоталитаризм, но с другой — жёстче,антинароднее, чем демократический1.

Авторитарныйрежим — государственно-политическоеустройство общества, в котором политическаявласть осуществляется конкретным лицом(класс, партия, элитная группа и т.д.) приминимальном участии народа.

Главнуючерту данного режима составляетавторитаризм как метод властвования иуправления, как разновидность общественныхотношений (например, Испания периодаправления Франко, Чили во времена властиПиночета).

Основныехарактеристики авторитарного политическогорежима: в центре и на местах происходитконцентрация власти в руках одного илинескольких тесно взаимосвязанныхорганов при одновременном отчуждениинарода от реальных рычагов государственнойвласти; игнорируется принцип разделениявластей на законодательную, исполнительнуюи судебную (зачастую президент,исполнительно-распорядительные органыподчиняют себе все остальные органы,наделяются законодательными и судебнымиполномочиями); роль представительныхорганов власти ограничена, хотя они имогут существовать; суд выступает, посути, вспомогательным органом, вместес которым могут использоваться ивнесудебные органы; сужена или сведенана нет сфера действия принципов выборностигосударственных органов и должностныхлиц, подотчётности и подконтрольностиих населению; в качестве методовгосударственного управления доминируюткомандные, административные, в то жевремя отсутствует террор; сохраняетсяограниченная цензура, «полугласность»;существует частичный плюрализм; праваи свободы человека и гражданина главнымобразом провозглашаются, но реально необеспечиваются во всей своей полноте;силовые структуры обществу практическинеподконтрольны и используются подчаси в сугубо политических целях и т. п.

Авторитарныйрежим неоднороден по своему характеру.В литературе выделяют деспотический,тиранический, военный и иные разновидностиавторитарного режима.

Деспотическийрежим есть абсолютно произвольная,неограниченная власть, основанная насамоуправстве.

Тираническийрежим основан на единоличном правлении,узурпации власти тираном и жестокихметодах её осуществления.

Источник: https://studfile.net/preview/5916487/page:2/

Формы государственного устройства: понятие, виды. Формы объединения современных государств

2. Формы государственного устройства: понятие, виды. Формы объединения современных государств.

Билет №1

Понятие науки общей теории государства и права, ее предмет и место в системе юридических наук.

ТГП — это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно-правовой действительности. Предмет — наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Объект — гос.-правовая жизнь общества. ТГП тесно связано с философией, историей, социологией, политологией.

ТГП исследует гос-правовые явления в целом и тем самым носит фундаментальный характер. она разрабатывает и формулирует основные теоретические понятия и категории юриспруденции, которыми руководствуются и пользуются все без исключения науки о государстве и праве, ими оперирует правотворческая и правоприменительная практика.

ТГП является методологической юридической наукой.. ТГП содержит множество обобщений, абстрактных научных категорий и понятий. Не изучив их, невозможно говорить о формировании высококвалифицированного юриста. Изучение отраслевых дисциплин невозможно без привлечения к этому процессу понятий, выработанных теорией государства и права.

ТГП является базовой юридической наукой и занимает ведущую роль в системе правоведения. Рассматривая соотношение теории гос-ва и права с другими юридическими науками, следует, прежде всего, отметить, что наиболее тесно теория связана с историей гос-ва и права, а также с историей политических и правовых учений.

(они предполагают комплексное всестороннее изучение государственно-правовых систем, рассматриваемых в динамике исторического развития).

Формы государственного устройства: понятие, виды. Формы объединения современных государств.

Форма гос. устройства – это политико – терр.организация гос-ва, Сущ 2 разновидности гос. устройства: Унитарноегос-во – единое, гос-во, не имеющее в своем составе гос-х образований. Признаки: — единый центр гос.

власти (парламент, прав-во, верховный суд); — одна сист зак-ва; — единое гражданство; — единая судебная сист; — одноканальная сист налогов, — адм-но-террит. единицы не обладают полит.сам-тью, Унитарные гос-ва м.б.

централиз – отсутствует местное самоуправление, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники; и децентрализ – местные органы власти избираются населением Федерация – сложное гос. устройство, для кот характерно наличие в составе гос-ва других гос-х образований. Признаки: — полит. и юр.

Самост-ть субъектов 2хуровневая сист органов гос. власти (наряду с фед. органами имеются органы власти субъектов Ф); — 2 системы зак – общ федеральная и субъектов; — в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов; — двухканальная система налогов; -разграничение предметов ведения Федерации и ее субъектов.

Формы объединения современных государств.

От федерации следует отличать различные формы объединения суверенных государств.

Объединения государств не являются формой единого государства, так как включают в свой состав на договорной основе суверенные государства, обладающие правом выхода их состава таких объединений.

Это конфедерации, различные ассоциативные формы объединения государств (СНГ, Европейский Союз). Конфедерация представляет собой союз государств, объединившихся на основании договора для осуществления общих политических целей.

(Швейцария, США, Конфедерация Египта и Сирии).

3. Правовые акты: понятие, виды, соподчиненность.Правовой акт — акт-документ компетентных органов, должностных лиц, иных субъектов направленный на достижение определенных юридических последствий.

Признаки: -они выражены в словесно-документальном виде, представляют собой юридические акты-документы; -носят волевой характер, закрепляют волю гос-х органов, должностных лиц, граждан, направленную на достижение определенных юридических последствий; -содержат, фиксируют — юридические нормы; правоположения юридической практики, разъяснения норм права; правоприменительные и правореализующие индивидуально-конкретные правовые предписания. три вида:нормативные, интерпретационные, индивидуальные. нормативно-правовые акты: законы, указы, постановления и др. Все иные правовые акты носят поднормативный характер, должны соответствовать нормативным актам, им не противоречить. м нормативных актов являются юридические нормы, общеобязательные правила должного, дозволенного, запрещенного поведения, которые лежат в основе принимаемых правовых решений. Признаки отличая нормативных актов от других правовых актов: -общий характер, неконкретность адресата — нормативные акты распространяются на всех, кто попадает в сферу их действия; -непрерывность действия — они действуют непрерывно, постоянно, вплоть до их отмены или замены другими нормативными актами. Интерпретационные акты (акты толкования права) — результат официального нормативного толкования правовых норм, содержащий разъяснения норм права и имеющий определенную степень обязательности. Акты толкования права не содержат новых правовых норм и действуют вместе с разъясняемыми нормативными актами. например, постановления Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, и др. Индивидуальныеправовые акты адресованы конкретным лицам, содержат индивидуально-конкретные предписания, действуют в ограниченных во времени пределах до момента выполнения принятого решения. К инд-м актам относятся: — акты применения права – гос-но-властные акты-документы, выражающие индив-но-правовую деят-ть гос-х органов, направ-ую на решение конкретного юр. дела, устан-е либо конкретизацию юр. прав и обяз-й, опред-е их меры и объема;- акты реализации прав обязанностей — договоры, дополнительные соглашения по их исполнению, иные акты-документы, фиксирующие автономные решения отдельных лиц в процессе их правовой активности и правореализующей деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_202576_formi-gosudarstvennogo-ustroystva-ponyatie-vidi-formi-ob-edineniya-sovremennih-gosudarstv.html

Формы государственного устройства: понятие и виды. Формы объединения современных государств

2. Формы государственного устройства: понятие, виды. Формы объединения современных государств.

Форма государственного устройства – это политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями.

Унитарное государство — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

Отличительные признаки унитарного государства.

1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;

2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);

3. Одноуровневая система законодательства;

4. Наличие единого гражданства.

Федерация – сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Отличительные признаки федеративного государства.

1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;

2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);

3. Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта).

Конфедерация — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств.

Признаки конфедерации.

1. Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;

2. Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;

3. Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);

4. Нет единого гражданства конфедерации;

5. Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

Содружество — это объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, обусловленной экономической общностью, интеграцией хозяйственных связей (СНГ), либо языковым единством (страны Британского Содружества Наций), либо общностью правовой системы, культуры, религии (как у стран, входящих в Лигу арабских стран). Связи между членами содружества менее тесные, нежели у участников конфедераций, а потому порядок вступления и выхода из содружества более простой.

Сообщество – объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус (экономический, политический) в мировом сообществе (ОПЕК).

Ассоциация – это объединение государств по вопросам, относящимся к разряду глобальных мировых проблем (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и т. п.) (Ассоциация стран тихоокеанского региона).

Политический режим: понятие, признаки

Политический режим – это политическое управление, то есть совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в государстве, или способ функционирования его политической системы.

Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Институциональный подход. В его рамках основное внимание уделяется процедурным, формально-юридическим характеристикам функционирования системы политической власти.

При использовании институционального подхода понятие политического режима сближается или даже сливается с понятиями формы правления или государственного строя. Таким образом термин политический режим оказывается частью категориального аппарата конституционного права.

В рамках институционального подхода складывается разница между терминами политический режим и государственный режим.

Социологический подход. В рамках данного подхода преимущественное внимание уделяется происхождению власти и социальным основаниям ее функционирования, осмыслению связей между обществом и государством, которые сложились в реальности и не обязательно соответствуют тем, которые предписаны конституционными актами.

При данном подходе режим рассматривается гораздо более широко — как баланс во взаимоотношениях государства и общества. Каждый режим имеет в своем основании систему социальных связей, поэтому режимы не могут быть изменены путем изменения закрепляющих их правовых актов, без трансформации тех социальных оснований, на которых он покоится.

Этот подход часто приводит к отождествлению политического режима и политической системы.

Существуют следующие виды политического режима:

1) авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

2) переходный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;

3) демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.

Признаки авторитарного политического режима:

1) происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти;

2) государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;

3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;

4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата;

5) доминирование противоправных решений.

Признаки демократического политического режима:

1) осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

2) реализуется принцип разделения властей;

3) полное подчинение государства праву;

4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/26400.html

2.6.1. Понятие и виды форм государственного устройства. Формы

2. Формы государственного устройства: понятие, виды. Формы объединения современных государств.

Вторым элементом формы государства является форма государ­ственного устройства. Как уже отмечалось (см. п. 2.3), власть государ­ства распространяется на всю территорию страны. Территория рассматри­вается как пространство, в пределах которого осуществляется государ­ственное властвование над населением.

Государственное устройство пока­зывает, каким образом или в каких формах государственная власть рас­пространяется на всю территорию и население. Форма государственного устройства — способ деления территории государства на составные части или территориальные образования по виду их управления.

Территориаль­ное образование — часть территории государства с постоянно проживаю­щим населением, которая управляется органами публичной власти.

В зависимости от наличия автономии в управлении территориаль­ными образованиями государства выделяются два типа территориального устройства: административно-территориальное и политико-территориаль­ное.

Административно-территориальное устройство — устройство, при ко­тором территориальные образования государства управляются назначен­ными из центра должностными лицами и органы публичной власти терри­ториальных образований не обладают автономией по отношению к цен­тру.

Политико-территориальное устройство — устройство, при котором ор­ганы публичной власти территориальных образований формируются пу­тем выборов населением данного территориального образования и обла­дают автономией по отношению к центру.

Территориальная автономия означает, что органы публичной власти территориальных образований имеют самостоятельные предметы ведения и полномочия. Решения этих органов в рамках своих полномочий не могут быть отменены из центра, если только они не противоречат конституции и законам всего государ­ства.

Укажем, что уровень автономии территориальных образований мо­жет быть различным. Отметим историческую закономерность по отноше­нию к устройству государства. На исторически ранних этапах развития государств преобладает административно-территориальный тип государ­ственного устройства.

На более поздних этапах развития преобладает по­литико-территориальный тип. Вновь образованные государства тяготеют к административно-территориальному устройству, видимо, опасаясь рас­пада государства. В государствах по мере их исторического развития воз­растает преобладание политико-территориального устройства.

В зависимости от степени преобладания в государстве администра­тивного или политического типа территориального устройства выделяют две основные формы государственного устройства: унитарное и федера­тивное государство.

Унитарное государство — государство, состоящее из администра­тивных территориальных образований, не обладающих, как правило, тер­риториальной автономией.

Можно выделить следующие признаки унитарного государства:

• одноуровневая система органов государственной власти (единый центр государственной власти для всей страны, в том числе единая систе­ма высших органов государственной власти. В федерации — двухуровне­вая система);

• единая система законодательства (в федерации — двухуровневая система);

• единое гражданство;

• одноканальная система налогов (единые налоги собираются по стране и аккумулируются в центре);

• административно-территориальные образования не обладают ав­тономией, но наделяются компетенцией решать вопросы местного значе­ния в экономической, социальной и культурной сферах.

В последние десятилетия в мире идет процесс децентрализации уни­тарных государств. Территориально образования наделяются статусом ав­тономных образований.

Так, наряду с централизованными унитарными государствами — Финляндия (местная администрация назначается главой государства), возникают и децентрализованные — Франция, Япония, в ко­торых население избирает руководителей территориальных единиц.

Федерация — это сложное (иногда союзное) государство, состоящее из государствоподобных образований — субъектов федерации (штатов, провинций, земель, эмиратов, кантонов и т. п.), обладающих государ­ственной автономией, т. е. определённой политической и правовой само­стоятельностью. В настоящее время в мире насчитывается более 20 феде­ративных государств.

Среди них есть и мощные, высокоразвитые в эко­номическом и политическом отношении страны (США, Канада, ФРГ) и страны со средним уровнем развития (Бразилия, Венесуэла, Индия), и раз­вивающиеся страны с традиционным укладом хозяйства (Папуа — Новая Гвинея, Коморские острова).

Число субъектов в федерациях различное: в США — 50 штатов, в Швейцарии — 23 кантона, в России — 85 субъектов, в Индии — 25 штатов, в ФРГ — 16 земель.

Можно выделить следующие признаки федерации.

1. Два уровня органов государственной власти (наряду с федераль­ными имеются органы власти субъектов федерации: законодательные, ис­полнительные, судебные).

2. Два уровня законодательства — федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (субъекты могут иметь свои кон­ституции).

3. Двухпалатный парламент федерации (нижняя палата представля­ет интересы всего населения страны, а верхняя палата — интересы субъек­тов федерации).

4. Разграничение предметов ведения и полномочий собственно фе­дерации и ее субъектов.

5. Двухканальная система налогов (федеральные налоги и налоги субъектов федерации).

6. Наличие двойного гражданства (не во всех федерациях).

7. Высокая политическая и юридическая самостоятельность субъек­та федерации вплоть до права иметь свою конституцию и права выхода из состава федерации.

В настоящее время выделяются несколько видов федераций. По спо­собу образования различают: договорные и конституционные федерации.

Договорные исторически появляются путем заключения договора между независимыми государствами для объединения и создания государства в целях осуществления общих интересов (Швейцария, Объединённые Араб­ские Эмираты, США).

Конституционные федерации формируются в ре­зультате принятия нормативно-правовых актов, прежде всего конститу­ций, направленных на превращение унитарных государств в федератив­ные (Мексика, ФРГ).

По целям образования федерации подразделяются на построенные по территориальному и по национально-территориальному принципу. Подавляющее большинство федераций основано на территориальном принципе: США, ФРГ, Австрия, Бразилия, Мексика и др.

В отдельных странах при образовании федераций учитывался национально­территориальный или национально-языковой принцип, предполагающий, что субъекты федераций должны создаваться на территориях, где ком­пактно проживает та или иная этническая, языковая или религиозная группа (Индия, Канада, Бельгия).

С точки зрения структуры выделяются: симметричные и асиммет­ричные федерации. Симметричные федерации отличаются тем, что в их состав входят равноправные субъекты как между собой, так и в отноше­ниях с федерацией (ФРГ, Австрия). Кроме того, в их составе нет «несубъ­ектов», т. е.

территориальных образований, не обладающих статусом субъектов, например, федеральных территорий, федеральных округов, владений. Вместе с тем асимметричные федерации состоят из субъектов и несубъектов. Кроме того, асимметричные федерации характеризуются неравноправием составляющих частей, в том числе и субъектов.

К их чис­лу можно отнести такие федерации, как США, Индия, Мексика, Россий­ская Федерация и ряд других стран. В Индии асимметричность террито­риального устройства характеризуется неравноправием статуса субъектов федерации. В этой стране лишь один штат Джамму и Кашмир имеет свою конституцию и гражданство.

Индийский парламент не вправе принимать законы по вопросам, затрагивающим интересы Джамму и Кашмира без согласия законодательного собрания этого штата. Целый ряд особенно­стей присущ правовому статусу таких штатов, как Нагаленд, Ассам, Ма­нипур, Сикким и др.

От федерации следует отличать различные формы объединения су­веренных государств. Объединения государств не являются формой еди­ного государства, так как включают в свой состав на договорной основе суверенные государства, обладающие правом выхода из состава таких объединений.

В истории разных стран выделяются различные формы межгосударственных объединений: конфедерации, содружества, союзы, сообщества, унии, фузии и др. Конфедерация — союз суверенных госу­дарств, образованный для достижения общих политических, экономиче­ских, военных или иных целей и обязывающий принимать решения согла­сованно, в том числе по вопросам внутригосударственных отношений.

Юридической основой конфедерации является договор, заключенный гос- ударствами-союзниками. Этот договор или серия соглашений не являются основным законом и не составляют конституцию. По своей природе они относятся к категории международных (межгосударственных) соглаше­ний. Конфедерации имеют репутацию неустойчивых, кратковременных, переходных государственных объединений.

Считается, что конфедерации либо предшествуют созданию федераций, либо завершаются их распадом (Швейцария, США, Конфедерация Египта и Сирии).

Источник: https://lib.sale/uchebnik-teoriya-istoriya-gosudarstva/261-ponyatie-vidyi-form-gosudarstvennogo-109793.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий