2. Философия как всеобщая логика и методология науки.

Философия как методология науки

2. Философия как всеобщая логика и методология науки.
НАУЧНЫЕ И НЕНАУЧНЫЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ

3 Философия как методология науки

Философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки.

Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также эвристические функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

На основе принципов рационального миропонимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формулирует общие предположения об их природе и возможных способах познания.

Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики (перенос опыта), она создает философские «эскизы» тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку.

При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого, логически, теоретически возможного. Познавательная сила таких «эскизов» тем больше, чем более зрелым является философское понимание.

В результате «выбраковки» вариантов, малоправдоподобных или вовсе противоречащих опыту рационального познания, возможны отбор (селекция), обоснование наиболее разумных допущений.

Функция «интеллектуальной разведки» служит и заполнению познавательных пробелов, возникающих постоянно в связи с неполнотой, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» в познавательной картине мира.

Конечно, в конкретно-научном плане эти пробелы предстоит заполнить специалистам-ученым, но первоначальное их осмысление осуществляется в той или иной общей системе миропонимания. Философия заполняет их силой логического мышления. Схему опыта должна сначала набросать мысль, пояснял Кант[8].

Уж так устроен человек, что его не удовлетворяют плохо связанные между собой фрагменты знаний; у него сильна потребность в целостном, неразорванном понимании мира как связного и единого. Отдельное, конкретное уясняется гораздо лучше, когда осознано его место в целостной картине.

Для частных наук, занятых каждая своей областью исследования с присущими ей методами, это невыполнимая задача.

Философия же вносит весомый вклад в ее решение, способствуя правильной постановке проблем. Интеграция, универсальный синтез знаний сопряжены также с разрешением характерных трудностей, противоречий, возникающих на границах различных областей, уровней, разделов науки при их «стыковке», согласовании.

Речь идет о всевозможных парадоксах, апориях (логических затруднениях), антиномиях (противоречиях в логически доказуемых положениях), познавательных дилеммах, кризисных ситуациях в науке, в осмыслении и преодолении которых философской мысли принадлежит весьма существенная роль.

В конечном счете такие затруднения связаны с проблемами соотнесения мысли (языка) и реальности, то есть принадлежат к извечно философской проблематике.

Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые, лишь ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Достаточно широко, глубинно и масштабно сама наука себя не уясняет, не обосновывает.

Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его «устройства», общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений не вырабатывают.

В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания). Но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств.

Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии.

Философия выполняет интегрирующую роль по отношению ко всем другим наукам. Было время, когда никаких наук еще не существовало, а философия уже выделилась в самостоятельную систему идей.

Создав самую общую картину мира, его устройства и развития, указав способы познания этого мира, определив цели и смысл человеческой жизни, а также некоторые общие законы общества, философия дала жизнь всем конкретным наукам .

На разных исторических этапах они то и дело выделялись из материнского лона философии, обрастали массой конкретных фактов, брали на вооружение технические средства, проникали в такие глубины строения материи и поведения людей, куда философ, вооруженный лишь собственным созерцанием, проникнуть не мог.

Именно в рамках философии достигли своего совершенства приемы анализа и синтеза знаний, дедукции и индукции, движения от простого к сложному и от явлений к сущности. Для философского мышления характерны не только всеобщность, но и целостность, системность постижения социальной жизни. Философское мышление подразумевает силу ума, логики, наблюдательности, умение выявлять в отдельных фактах общечеловеческий смысл явления.

Философские корни конкретно-научных знаний продолжают ощущаться в любой дисциплине, поэтому на каждом этапе познания, обобщив очередную порцию новых знаний и для их более глубокого осмысления, ученые вновь и вновь обращаются к философским основаниям своей науки. Философия продолжает выполнять регулятивную функцию методологии научного познания и сегодня[9].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение нужно отметить, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».

Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, её началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку).

Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение.

С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача второго — выявление более общих закономерностей и тенденций.

Обобщая все вышесказанное, мы пришли к выводу, что все науки в своих основаниях имеют философию, как связующее звено и системное миропонимание.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. — М., 2004. -Разд. 2.

2.    Антология мировой философии в четырех томах. М., 1969-1972.

3.    Антология мировой философии: Античность. — М., 2001.

4.    Вебер М. Наука как призвание и профессия — М., 1979.

5.    Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста.- М.: Наука, 1988.

6.    Гегель Г.В. Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. С.-Пб, 1993-1994.

7.    Кант И. Критика чистого разума // Сочинения. Т. 3.М., 1990.

8.    Кезин В.А. Идеал научного знания. — М., 1993.

9.    Микешина Л.А. Философия науки: учебное пособие. М., 2005.

10.  Поппер, К. Логика и рост научного знания. — М.: Прогресс, 1983.

11.  Соловьев В.С. Исторические дела философии. – М.: Вопросы философии, 1988. № 8.

12.  Стенин B.C. Теоретическое знание. — М., 2003. -Гл.Г.

13.  Философия и методология науки. — М., 1994.

14.  Философия науки и техники. М., 1995.

15.  Фролов И.Т. Введение в философию ( Учеб. пособие для вузов) 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2003.

[1] Соловьев В.С. Исторические дела философии. – М.: Вопросы философии, 1988. № 8.

[2] Антология мировой философии в четырех томах. М., 1969-1972.

[3] Фролов И. Т. Введение в философию ( Учеб. пособие для вузов) 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2003.

[4] Микешина Л. А. Философия науки: учебное пособие. М., 2005.

[5] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста.- М.: Наука, 1988. С. 54-55.

[6] Антология мировой философии: Античность. — М., 2001.

[7] Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. С.-Пб, 1993-1994.

[8] Кант И. Критика чистого разума // Сочинения. Т. 3.М., 1990.

[9] Философия и методология науки. — М., 1994.

НАУЧНЫЕ И НЕНАУЧНЫЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ

… возникновения, логики и закономерности становления и развития науки дает возможность человеку принимать лучшие решения при выборе правильного пути использования достижений науки в своих целях.

  2. Философия и наука: неоднозначность взаимосвязи Проблема «философия и наука» – это, прежде всего, вопрос о научности или истинности самой философии. Надо сказать, что ответ на вопрос «наука ли …

… объективных знаний о мире. От других форм концептуального знания науку отличает специализированный профессиональный характер.

Логические особенности науки рассматриваются в современной философии как критерии научности. Критерий научности: —  Стремление к обоснованности, обязательное обоснование любого выдвигаемого положения.

—  Стремление к объективности. —  Стремление открывать за явлениями …

… ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны? Попробуем ответить на эти вопросы обратившись к истории.

История постановки вопроса о взаимоотношении естествознания и философии Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом существующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель. В отличии от частных наук, …

… составляет лишь такой элемент философского знания как логика.

В силу своей предельной абстрактности и универсальности он вряд ли допускает какие-либо специфические срезы с себя, например, в виде социальной логики. Глава 2. Функции социальной философии как науки.

Двумя основными специфическими функциями социальной философии, как и философии в целом, являются мировоззренческая и методологическая …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/96840/2

3. Логика и методология науки: Объективно философия начала играть роль основы единого научного

2. Философия как всеобщая логика и методология науки.
Объективно философия начала играть роль основы единого научного мировоззрения и всеобщей методологии научного познания с XVII в. (для Европы). Субъективное осознание этого факта пришло не сразу.

Однако логика как раздел философского знания была определена в качестве орудия научного познания еще ее «отцом» — Аристотелем.

В широком смысле термин «логика науки» совпадает по содержанию и объему с понятием «логика».

Однако понятие «логика научного исследования» чаще всего определяется как направление, последовательность научного поиска, а также система приемов и методов, используемая для получения нового знания и его формализации (например, аппарат математической логики).

Предмет логики и методологии научного познания — определение и разработка норм, правил, методов и приемов, представляющих собой аппарат сознательного контроля, регулирования деятельности по формированию и развитию научного знания.

Логику ни в коем случае нельзя отрывать от объективной реальности, делать чем-то самостоятельным и даже задающим закономерности миру, как это понимал еще Гераклит в своем учении о «логосе».

Логика есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития «всех материальных, природных и духовных вещей», т. е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т. е.

итог, сумма, вывод истории познания мира» [56, т. 29, с. 84].

Законы и категории материалистической диалектики являются отражением объективных свойств развития мира во всем его многообразии. С другой стороны, они ориентируют и направляют научное познание.

Тем самым материалистическая диалектика выступает как философская методология науки.

Современная наука изучает объекты, которые по преимуществу являются сложными системами, причем среди них основное место начинают занимать системы, способные к саморазвитию. Поэтому материалистическая диалектика как наиболее полное и всестороннее учение о развитии представляет собой и наиболее адекватную философско- методологическую базу для научных дисциплин, изучающих объекты такого рода.

Выделяются два типа приемов и методов исследования.

Общелогические методы

Приемы и методы, присущие человеческому познанию в целом — как научному, так и обыденному (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение и т. д.).

Общенаучные методы

Особые приемы, характерные только для научного познания:

а) методы построения эмпирического познания;

б) методы построения теоретического познания.

К общелогическим методам познания относятся следующие.

Анализ — расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, элементы, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.

Синтез — соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, элементов, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Абстрагирование — отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений.

Обобщение — установление общих свойств и признаков изучаемых объектов, определение класса объектов, которому присущи эти при-знаки.

Дедукция — необходимое умозаключение, в котором из более общего суждения выводится менее общее.

Индукция — вероятностное умозаключение, в котором из нескольких менее общих суждений выводится более общее.

Аналогия — вероятностное умозаключение (разновидность индукции), в котором по установленному сходству одних признаков (свойств или отношений) сопоставляемых систем делают вывод о сходстве в других признаках.

Традукция («традукция» — перемещение) — умозаключение, в котором степень общности суждений-посылок и суждения-вывода одинакова.

Общенаучные методы разделяются на следующие.

Рассмотренные выше научные методы эмпирического исследования — наблюдение, эксперимент, моделирование.

Научные методы теоретического исследования. К числу научных

методов относятся следующие.

Формализация — построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.

При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов.

Таким путем создается обобщенная знаковая модель некоторой предметной области, позволяющая обнаружить структуру различных явлений и процессов при отвлечении от качественных характеристик последних.

Вывод одних формул из других по строгим правилам логики и математики представляет формальное исследование основных характеристик структуры различных, порой весьма далеких по своей природе явлений.

Аксиоматический метод. При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства (по крайней мере, в рамках данной системы знания).

Эти положения называются аксиомами, или постулатами. Затем из них по определенным правилам строится система выводных предложений.

Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений образует аксиоматически построенную теорию.

Сегодня средством, обеспечивающим строгое выведение следствий из формализованных постулатов-аксиом, является математическая логика.

Аксиоматическая система начинает строиться как особый формализованный язык (исчисление). Вводятся исходные знаки — термины, затем указываются правила их соединения в формулы.

В такой математизированной аксиоматике задаются перечень исходных, принимаемых без доказательства формул и правила вывода из основных формул производных.

Так создается абстрактная знаковая модель, которая затем используется для интерпретации самых различных систем.

Однако в 1931 г. К. Геделем была доказана теорема о принципиальной неполноте достаточно развитых формальных систем. Гедель показал, что невозможно построить такую формальную систему, множество выводимых (доказуемых) формул которой охватило бы множество всех содержательно истинных утверждений теории, для формализации которой строится эта формальная система.

Другое важное следствие теоремы Геделя состоит в том, что невозможно решить вопрос о непротиворечивости таких систем их же собственными средствами. Теорема Геделя, а также ряд других исследований по обоснованию математики показали, что аксиоматический метод имеет границы своей применимости.

Гипотетико-дедуктивный метод был разработан в процессе дискуссий по проблеме соотношения эмпирических и теоретических методов в познании.

Данный метод получения нового знания состоит в том, что сначала создается гипотетическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется и конкретизи-руется.

Исторический метод заключается в изучении реальной истории какого-то процесса в ее конкретном многообразии, выявлении всего многообразия фактов, их временной последовательности. Результатом такого подхода является описание изучаемого процесса со стороны явления.

Логический метод представляет собой мыслительное воссоздание процесса, при котором раскрывается логика, закономерность его развития, его сущность.

Источник: https://knigi.news/uchebniki-filosof/logika-metodologiya-nauki-45511.html

Наука и философия. логика и методология науки

2. Философия как всеобщая логика и методология науки.

ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

–специаль­ная философская дисциплина, предметом которой является наука. Философия как система взглядов на мир в целом и на отношение человека к миру Предмет философии — то, чем она занимается, что изучает. В современной философии много внимания уделяется проблеме отдельного человека, его сознанию. Предмет современной философии — «целостный человек». Предмет философии науки — наука.

Влияние науки на жизнь и деятельность людей заставляет философию обратить внимание на науку и сделать ее предметом изучения. Философия науки ставит своей главной целью исследование процесса познания в науке.

Философия науки имеет своим основным предметомисследование общих закономерностей по производству, проверке и обоснованию научного знания на разных этапах истории развития общества.

Логико-эпистемологический, социологический и культурный подходы к исследованию науки.

Слово «эпистемология» —образованно из двух слов: знание, и учение (наука, понятие). В античной Греции под эпистемологией понимали учение о доказательном, достоверном знании, к которому относили математику и логику, а также частично астрономию. Все остальное считалось мнением.

Парменид и Платон рассматривали эпистемологию как знание по истине и противопоставляли ее мнению, основанному на чувственных наблюдениях. В современной философской литературе под эпистемологией чаще всего подразумевают теорию научного познания. Для обозначения общей теории познания нередко используют термин «гносеология». По мнению К.

Поппера, эпистемология есть теория научного познания, «которая пытается объяснить статус науки и ее рост».

Социологический подход к науке раскрывает зависимость науки от потребностей развития техники, от существующих социально-политических структур, от складывающегося научного сообщества, его ценностей и норм, от религиозных ориентаций ведущих англ. учёных 17 в.

В рамках культурологического подхода к науке все существующие на Земле цивилизации были разделены на традиционные и технократические. Традиционные общества характеризуются замедленными темпами социальных изменений. Низкий уровень развития. Этот тип социальной организации сохранился и до наших дней: многие государства третьего мира сохраняют черты традиционного общества. В техногенных цивилизациях всё не так.

Особенности научного познания. Ценность научной рациональности.

Особенность науч. познан.- объективность науки при изучении объектов (учитываются законы их функционирования и развития). Это отличает от других форм познавательной деятельности. Так, например, в процессе художественного освоения действительности много субъективного. Любое отражение предметов объективного мира в искусстве одновременно выражает отношение человека к предмету.

Рациональность — тип мышления. Эффективная деятельность по достижению поставленных целей, то есть соответствие намерений целям. Различают закрытую и открытую рациональность: 1) закрытая реализуется в режиме заданных целеориентиров, но является универсальной. Рациональное в закрытой рациональности м. не быть таковым в открытой.

Например, решение производственных проблем не всегда рационально в экологическом контексте; 2) открытая позволяет проводить рефлексивный анализ альтернативных познавательных практик, предполагает внимательное и уважительное отношение к альтернативным картинам мира. Её связывают с антидогматизмом. Н. рациональность — специфический вид рациональности, характерный для н.

Отличается более точным объяснением всех основных св-в и максимально достижимой определенностью.

Наука и философия. логика и методология науки.

Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике. Философию интересует мир в целом. Нау́ка — вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.

Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям. Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания. Функцией науки является выработка и систематизация объективных знаний о действительности.

Цель науки — описание, объяснение процессов и явлений действительности. Если определенная наука может развиваться, не учитывая опыт другой науки (физика, например, может существовать без опыта истории искусства), то в философии все иначе. В ней принимается совокупный опыт: науки, искусства, религии, права и др.

В философии ярко выражен национальный элемент. Есть русская философия, немецкая, французская и греческая. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики. К основным разделам философии относятся логика и методология.

Методология — система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.). Метод — совокупности определенных правил, приемов, способов познания и действия. Главное предназначение метода — решение познавательных и практических проблем.

Логика, главное внимание направляет на прояснение структуры знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.

Дата добавления: 2018-11-11; просмотров: 103 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/18-45156.html

Логика и методология науки

2. Философия как всеобщая логика и методология науки.

Объективно философия начала играть роль основы единого научного мировоззрения и всеобщей методологии научного познания с XVII в. (для Европы). Субъективное осознание этого факта пришло не сразу.

Однако логика как раздел философского знания была определена в качестве орудия научного познания еще ее «отцом» — Аристотелем.

В широком смысле термин «логика науки» совпадает по содержанию и объему с понятием «логика».

Однако понятие «логика научного исследования» чаще всего определяется как направление, последовательность научного поиска, а также система приемов и методов, используемая для получения нового знания и его формализации (например, аппарат математической логики).

Предмет логики и методологии научного познания — определение и разработка норм, правил, методов и приемов, представляющих собой аппарат сознательного контроля, регулирования деятельности по формированию и развитию научного знания

Логику ни в коем случае нельзя отрывать от объективной реальности, делать чем-то самостоятельным и даже задающим закономерности миру, как это понимал еще Гераклит в своем учении о «логосе».

Логика есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития «всех материальных, природных и духовных вещей», т. е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т. е. итог, сумма, вывод истории познания мира»[40].

Законы и категории материалистической диалектики являются отражением объективных свойств развития мира во всем его многообразии.

С другой стороны, они ориентируют и направляют научное познание.

Тем самым, материалистическая диалектика выступает как философская методология науки.

Современная наука изучает объекты, которые по преимуществу являются сложными системами, причем, среди них основное место начинают занимать системы, способные к саморазвитию.

Поэтому материалистическая диалектика как наиболее полное и всестороннее учение о развитии представляет собой и наиболее адекватную философско-методологическую базу для научных дисциплин, изучающих объекты такого рода.

Выделяются два типа приемов и методов исследования[41].

I.    Общелогические методы

Приемы и методы, присущие человеческому познанию в целом — как научному, так и обыденному (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение и т. д.).

II.   Общенаучные методы

Особые приемы, характерные только для научного познания:

Ø методы построения эмпирического познания;

Ø методы построения теоретического познания.

К общелогическим методам познания относится следующие:

Анализ — расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, элементы, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.

Синтез — соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков,

элементов, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Абстрагирование — отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений.

Обобщение — установление общих свойств и признаков изучаемы» объектов, определения класса объектов, которому присущи эти признак и

Дедукция — необходимое умозаключение, в котором из более обего суждения выводится менее общее.

Индукция — вероятностное умозаключение, в котором из нескольких менее общих суждений выводится более общее.

Аналогия — вероятностное умозаключение (разновидность индукции), в котором по установленному сходству одних признаков (свойств или отношений) сопоставляемых систем делают вывод о сходстве в других признаках.

Традукция («традукция» — перемещение) — умозаключение, в котором степень общности суждений-посылок и суждения-вывода одинакова.

Общенаучные методы

I.    Научные метолы эмпирическою исследования

Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективном действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов (разновидность — измерение).

Эксперимент — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемого объекта, эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов.

Моделирование — изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание.

Модель, как уже отмечалось выше, всегда соответствует объекту — оригиналу — в тех свойствах, которые подло жат изучению, но в то же время отличается от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования, интересующего нас объекта.

Однако моделирование относится не только к эмпирическому, но и к теоретическому уровню научного познания.

II. Научные методы теоретического исследования

Формализация — построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.

При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяю собой высказывания о свойствах и отношениях предметов.

Таким путем кидается обобщенная знаковая модель некоторой предметной области, позволяющая обнаружить структуру различных явлений и процессов при отвлечении от качественных характеристик последних.

Вывод одних формул из других по строгим правилам логики и математики представляет формальное исследование основных характеристик структуры различных, порой весьма далеких по своей природе явлений.

Аксиоматический метод. При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства (по крайней мере, в рамках данной системы знания).

Эти положения называются аксиомами, или постулатами. Затем из них, по определенным правилам строится система выводных предложений.

Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений образует аксиоматически построенную теорию.

Сегодня средством, обеспечивающим строгое выведение следствий из формализованных постулатов-аксиом, является математическая логика.

Аксиоматическая система начинает строиться как особый формализованный язык (исчисление). Вводятся исходные знаки — термины, затем указываются правила их соединения в формулы.

В такой математизиронанной аксиоматике задаются перечень исходных, принимаемых без доказательства, формул и правила вывода из основных формул производных.

Гак создается абстрактная знаковая модель, которая затем используется для интерпретации самых различных систем.

Однако в 1931 г. К. Геделем была доказана теорема о принципиальной неполноте достаточно развитых формальных систем. Гедель показал, что невозможно построить такую формальную систему, множество выводимых (доказуемых) формул которой охватило бы множество всех содержательно истинных утверждений теории, для формализации которой строится эта формальная система.

Другое важное следствие теоремы Геделя состоит в том, что невозможно решить вопрос о непротиворечивости таких систем их же собственными средствами. Теорема Геделя, а также ряд других исследований по обоснованию математики показали, что аксиоматический метод имеет границы своей применимости.

Гипотетико-дедуктивный метод был разработан в процессе дискуссий по проблеме соотношения эмпирических и теоретических методов в познании.

Данный метод получения нового знания состоит в том, что сначала создается гипотетическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется и конкретизируется.

Исторический метод заключается в изучении реальной истории какого-то процесса в ее конкретном многообразии, выявление всего многообразия фактов, их временной последовательности. Результатом такого подхода является описание изучаемого процесса со стороны явления.

Логический метод представляет собой мыслительное воссоздание процесса, при котором раскрывается логика, закономерность его развития, его сущность.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s12509t12.html

29. Философия как всеобщая методология научного познания. Специфика философского подхода и философской методологии

2. Философия как всеобщая логика и методология науки.

Методология — это учение о структуре, логической организации, методах и средствах познания.

Общенаучная методология представлена направлениями, концепциями и системами научного знания, которые в силу универсальности используются как средства исследовательской деятельности в различных отраслях науки.

При этом роль системности анализа объектов науки проецируется и на конкретное исследование, и это существенно отражается на его структуре, качество которого возрастает с увеличением использованных теоретических, эмпирических методов исследования, различных аспектов объекта как системы, а также с учетом методологии в анализе факторов модели объекта.

Методология конкретной науки — учение о принципах построения, формах и способах познания объектов этой науки.

Методология научного исследования – это форма организации научного знания и научной деятельности, содержащая основные принципы, соответствие структуры и содержания задачам исследования, включая методы, проверку истинности результатов, их интерпретацию.

Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной науки: физики, химии, биологии, информатики и других разделах науки.

Под методологией системного исследования понимают сово¬купность системных методов и средств, направленных на решение сложных и комплексных проблем.Часто исследователь именно в вопросах методологии не чувствует себя уверенно, хотя готов спорить по конкретным этапам своего исследования с кем угодно.

В то же время общая методология и концептуальные соображения, философские размышления не обязывают строить исчерпывающую абсолютную систему, а лишь пунктирно обозначают путь исследовательского поиска.

Например, методология исследовательской работы является научной системой целей, принципов, задач, методов, способов и технологий по разработке стратегий исследования.Таким образом, метод — в широком смысле — способ познания явлений природы и общественной жизни с целью построения и обоснования системы знаний. Метод — в узком смысле — регулятивная норма или правило, определенный путь, способ, прием решений задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского характера. Методология — система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки.

30. Диалектика как метод научного исследованияДиалектика (греч. dialektika – веду беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессе изменения, развития.

По своей внутренней структуре диалектика как метод состоит из ряда принципов, назначение которых – вести познание к развертыванию противоречий развития. Суть диалектики – именно в наличии противоречий развития, в движении к этим противоречиям.

Рассмотрим вкратце основные диалектические принципыОдно из важных требований диалектического метода состоит в том, чтобы изучать объект познания со всех сторон, стремиться к выявлению и изучению как можно большего числа (из бесконечного множества) его свойств, связей, отношенийТеперь по порядку мы разобрались с понятием «диалектика» стоит перейти и рассмотреть вытекающий из него философский научный подход, наверное, самый обоснованный из всех существующих. Мы не раз уже отмечали, что его основателем был Гегель, а Маркс лишь развил его, придав ему новое направление, сделав его поистине сильнейшей школой материалистической философии. Но диалектика Гегеля была диалектикой идеалистической, а современная диалектика, начало преобразованию которой положил Маркс, является диалектикой материалистической. То есть признающей первичность материи, и ее определяющей роли в существовании не материального мира. Этот мир является как следствием существования материи, так и следствием ее движения. Тут я подразумеваю, прежде всего, внутренний мир человека, его психику, которая невозможна без существования живой материи.Итак, законы диалектики. Их, как известно три. Закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания.

31. Синергетика как новое миропонимание и метод исследованияСинергетика (от гр..

synergetikos — общий, обоюдно действующий) — направление и общенаучная программа междисциплинарных исследований, которые изучают процесс самоорганизации и становления новых упорядоченных структур в открытых физических, биологических, социальных, когнитивных, информационных, экологических и других системах.

Так определяется понятие «синергетика» в справочной литературе из философии и специальных трудах, посвященных анализу содержания и объема синергетикиОдин из основоположников синергетики и автор самого термина «синергетика» немецкий исследователь Ганс Хакен считает, что для нахождения общих принципов, управляющих процессами самоорганизации, необходимый комплекс самых разнообразных дисциплин. В науке уже существуют общие закономерности возникновения пространственно-временных структур разных систем, их самоорганизации и функционированияСогласно постклассической науке, люди живут в принципиально нестационарной вселенной, в которой неразрывно связаны три понятия: случайность, необратимость, уникальность. Особенностью объектов, рассматриваемых современной наукой, по мнению бельгийского ученого Ильи Пригожина является то, что люди переходят от равновесных условий к уникальным и специфическим. Наука сейчас вновь открывает время, и в этом, по Пригожину, ключ к пониманию фундаментального пересмотра науки, научной рациональности, роли и места науки в системе человеческой культуры, который состоялся во второй половине ХХ века

32. Философия техники. Место и роль технического знания в духовном освоении мира. Философский анализ научно-технического процесса.

Филосо́фия те́хники — исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп, написавший «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения».

В 1898 году свои работы, посвященные философии техники, издают немецкий философ Фред Бон (одна из глав книги «О долге и добре») и российский инженер Петр Энгельмейер (брошюра «Технический итог ХIХ века»). Предметом систематического изучения данная наука стала только в XX веке.

В основе техники лежит органопроекция, то есть техника создается по образцу живого организма. Создание техники не есть создание нового, но раскрытие естественных возможностей организма.Техника — это путь к новым горизонтам бытия.

Существует несколько соотношений философии науки и философии техники:техника — это сама по себе прикладная наука и одна из частей глобального восприятия науки;развитие науки обусловлено развитием технических аппаратов и инструментов;процессы развития и техники и науки могут рассматриваться как автономные друг от друга и они в то же время координируют друг друга;техника науки развивается намного быстрее техники повседневной жизни;философия науки имеет сходные задачи по отношению к науке, что и философия техники к технике.Основные проблемы философии техникиРазличение искусственного и естественного (см. Искусственный интеллект)Оценка техники

Источник: https://studfile.net/preview/5564344/page:16/

Философия как всеобщая методология всех наук

2. Философия как всеобщая логика и методология науки.

Напомним, что философия —- это наука о наиболее общих (всеобщих) законах природы, общества и мышления, а также учение об основных целях и ценностях человека и человечества. Каким же образом философии удается исполнять роль всеобщей методологии для всех мыслимых и немыслимых наук?

«Философия (особенно в ее рациональном варианте) дает учено­му исходные гносеологические ориентиры о сущности познава­тельного процесса, о его формах, уровнях, исходных предпосылках и всеобщих основаниях, об условиях его достоверности и истин­ности, о социально-историческом контексте познания и т.п.»2.

Следовательно, философия формулирует некие общие принципы, которые другой ученый в явном или неявном виде использует в про­цессе своего исследования.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. С. 388. Кохановский В.П. Философия и методология науки. С. 198.

43

Это также значит, что философия есть всеобщая методология и для экономической науки. То есть и для экономики философия задает некоторые общие регулятивные принципы, которые эко­номическая наука использует в своем повседневном исследова­нии, хотя в большинстве случаев экономисты даже не знают о том, что эти принципы разработала именно философия.

Проиллюстрируем действие некоторых всеобщих (философ­ских) принципов как методологических в экономической науке.

1. Принцип познаваемости мира.

Этот принцип провозглашает познаваемость любых экономи­ческих явлений и процессов. Поэтому любой экономист-исследо­ватель, приступая к изучению того или иного хозяйственного феномена, твердо знает, что данный исследуемый феномен по­знаваем, а непознаваемых экономических процессов вообще не существует.

2. Принцип развития.

Данный принцип требует диалектического подхода к эконо­мическим явлениям, т.е. рассмотрения их как развивающихся в пространстве и времени.

«Все хозяйственные процессы следу­ет рассматривать в их развитии, динамике» — вещь вроде оче­видная до банальности, но вряд ли стоит предполагать, что ан­тичной и средневековой экономической мысли был известен этот принцип; скорее всего он был внедрен философией в экономи­ческое сознание гораздо позже, уже в эпоху Нового времени.

3. Принцип практической осуществимости.

Этот принцип утверждает примерно следующее: «Все, что те­оретически возможно и не запрещено законами природы и обще­ства, то практически осуществимо». В основе этого принципа, если его последовательно применять в экономической науке, лежит идея, предполагающая возможность управления хозяйствен­ными процессами и явлениями, способность целенаправленно воз­действовать на них.

Но не следует этот принцип трактовать вульгарно, как, напри­мер, это делали некоторые политические деятели эпохи коммунизма: В.И. Ленин, Н.С. Хрущев, Мао Цзедун.

Идеи «большого скачка», «построения коммунизма за 20 лет» и т.п. были абсолютно нере­альны со всех точек зрения, включая экономическую, и представ­ляли собой разновидность хозяйственной утопии, т.е.

попытки вне­дрить что-то совершенно неосуществимое в хозяйственную жизнь.

4. Принцип детерминизма.

Суть данного принципа сводится к признанию того факта, что за каждым следствием скрывается своя причина и что все про-

,гессы в мире так или иначе связаны между собой. Принцип де­терминизма в экономической науке — принцип всеобщей обуслов­ленности всех хозяйственных явлений и процессов.

Этот принцип, так же как и все предыдущие, не существовал в истории эконо­мического анализа изначально, его явление в нем состоялось опять же приблизительно с XVII—XVIII вв.

, и огромную роль во вне­дрении принципа детерминизма в экономическое знание сыг­рали философия и наука Нового времени (Ф. Бэкон, И. Нью­тон, Т. Гоббс и др.).

5. Принцип простоты (принцип «экономии мышления»).

Принцип простоты предлагает искать в отношении всякого хозяйственного факта наиболее простое объяснение из всех суще­ствующих вариантов. Исторически этот принцип впервые появил­ся у английского философа XIV в. Уильяма Оккама и потому получил название «бритва Оккама».

Он гласил: «Не умножай сущностей сверх необходимого». Иначе этот принцип можно пе­реформулировать следующим образом: «Если существует более простое объяснение, незачем прибегать к более сложному».

С тех пор «бритва Оккама» (принцип простоты, принцип «экономии мышления») стала важнейшим методологическим принципом современной науки.

Этот принцип применим также и в отношении экономичес­ких процессов: задумываясь о природе того или иного хозяйствен­ного явления, экономисты ищут прежде всего простой вариант объяснения, а потом уже более сложные. Все это происходит еще на уровне интуиции, подсознания, инстинкта исследователя.

Например, падение курса национальной валюты — результат, как правило, инфляции в данной стране (самое простое объяснение), но, может быть, он связан и с ухудшением платежного баланса, его возрастающим дефицитом (более сложное объяснение).

Впро­чем, в большинстве случаев и первое, и второе находятся меж­ду собой в тесной взаимосвязи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_54670_filosofiya-kak-vseobshchaya-metodologiya-vseh-nauk.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий