2. Административно-правовой статус высшего учебного заведения.

Вопрос 43. Правовой статус образовательных учреждений и их система. Организационно-правовой статус высшего учебного заведения и управление им

2. Административно-правовой статус высшего учебного заведения.

Правовоеположение ВУЗов в РФ

Типовоеположение «Об образовательном учреждениивысшего профессионального образования(высшем учебном заведении) РФ», утвержденоПостановлением Правительства РФ 5 апреля2001 года № 264.

I.Общие положения

II.Прием в высшее учебное заведение

III.Образовательная деятельность высшегоучебного заведения

IV.Научная деятельность высшего учебногозаведения

V.Управление высшим учебным заведением

VI.Обучающиеся и работники высшего учебногозаведения

VII.Подготовка научно-педагогических инаучных кадров и повышение квалификациинаучно-педагогических работников

VIII.Экономика высшего учебного заведения

IX.Международная и внешнеэкономическаядеятельность высшего учебного заведения

ВУЗ– образовательное учреждение, готовящеепрофессиональные кадры для работы вопределённой сфере.

ВУЗсоздается, реорганизуется и ликвидируетсяв соответствии с законодательствомРоссийской Федерации:

а)федеральногоподчинения— Правительством РФ;

б)подчинения субъекта РФ— органом государственной власти субъектаРФ по согласованию с федеральным органомуправления образованием;

в)муниципальное-органом местного самоуправления.

Президенттакже может создавать ВУЗы.

Сведенияо создании, реорганизации и ликвидациивысших учебных заведений представляютсяв федеральный орган управленияобразованием.

Высшееучебное заведение приобретает праваюридическоголицасо дня его государственной регистрации.

ЗадачиВУЗа:

1.Удовлетворение потребности личностив интеллектуальном, культурном инравственном развитии посредствомполучения высшего и послевузовскогопрофессионального образования.

2.

Удовлетворение потребности обществаи государства в квалифицированныхспециалистах с высшим образованием инаучно-педагогических кадрах высшейквалификации.

3.Организация и проведение фундаментальныхи прикладных научных исследований ииных научно-технических, опытно-конструкторскихработ, в том числе по проблемам образования.

4.Подготовка, переподготовка и повышениеквалификации специалистов и руководящихработников.

5.Накопление, сохранение и приумножениенравственных, культурных и научныхценностей общества;

6.Распространение знаний среди населения,повышение его образовательного икультурного уровня.

СтруктураВУЗа:

1.В состав ВУЗа входят кафедры по отраслямзнаний и факультетыпо направлениям подготовки специалистов.

2.

ВУЗ может иметь филиалы,представительства, научно-исследовательскиеподразделения, конструкторские бюро,аспирантуру, интернатуру, ординатуру,докторантуру, структурные подразделениядополнительного профессиональногообразования, внеучебной и воспитательнойработы, подготовительные отделения икурсы, объекты производственной исоциальной инфраструктуры, общежития,клинические базы и другие структурныеподразделения.

3.В составе университета и академии вкачестве структурного подразделения,осуществляющего в рамках уставнойдеятельности высшего учебного заведенияавтономную образовательную, научнуюлибо научно-исследовательскуюдеятельность, могут быть созданы институти (или) научно-исследовательский институт.

Высшееучебное заведение самостоятельноформирует свою структуру, за исключениемсоздания, реорганизации, переименованияи ликвидации филиалов.

Системауправления ВУЗом:

ВУЗына общем собрании принимают свои уставы.

1. Непосредственное управление деятельностьювысшего учебного заведения осуществляетректор.

Ректорвысшего учебного заведения избираетсяпутем тайного ания на общемсобрании (конференции) на срок до 5 лет.

Утверждениекандидатуры, избранной на должностьректора, осуществляется органомисполнительной власти, в ведении которогонаходится высшее учебное заведение, всоответствии с законодательствомРоссийской Федерации об образовании.

2.

Заместители ректора.

3.Общее руководство высшим учебнымзаведением осуществляет выборныйпредставительный орган — ученыйсовет.

Всостав ученого совета входят ректор,который является его председателем,проректоры, а также по решению ученогосовета — деканы факультетов. Другиечлены ученого совета избираются наобщем собрании (конференции) высшегоучебного заведения путем тайногоания.

Учёныйсовет решает основные проблемы, аректорат проводит эти решения в жизнь.

4.Декан (возглавляет факультет).

5.Заместители декана (но их может и небыть).

6.Заведующий (возглавляет кафедру).

7.Должностные лица, возглавляющиеструктурные звенья и назначаемыеприказом ректора (например, главныйбухгалтер).

Категории(обучающиеся и работники ВУЗа):

1.Студенты, аспиранты, слушатели и другиекатегории обучающихся.

2.

Должности для научно-педагогического(профессорско-преподавательский состав,научные работники), инженерно-технического,административно-хозяйственного,производственного, учебно-вспомогательногои иного персонала.

78.Участникипроизводства по делам об административныхправонарушениях

Производство– отдельное дело, в рамках котороговзаимодействуют как минимум две стороны(представитель государства и привлекаемый).

ВКоАПРФзаконахсубъектовРФ об административных правонарушенияхназваны категории субъектов, принимающихучастие в производстве по делам обадминистративных правонарушениях.

Субъекты– участники дел, (часть из них – властныепредставители государства), которыемогут влиять на исход дела. Гражданерешающей роли не играют (вопрос решаетодна сторона от имени государства),поэтому они чаще всего не являютсясубъектами административного процесса.

1.Органы исполнительной власти, ихструктурные подразделения (участникиматериальных и процессуальныхправоотношений).

2.

Должностные лица органов исполнительнойвласти, государственных организаций(участники материальных и процессуальныхправоотношений).

3.Судьи, прокуроры (участники толькопроцессуальных правоотношений).

Внаукевсех субъектов в зависимости от ихпроцессуальной роли делят на 3группы:

I.Возбуждение дела об административномправонарушении.

1.Представителигосударства, наделённыевластными полномочиями и играющиерешающую роль на всех стадиях производства.Они имеют право решать определённыевопросы, издавать индивидуальные акты.

а)Представители конкретных органов (восновном управленческих структур),которые имеют право возбуждать дело.

Должностныелица, уполномоченные составлять протоколыоб административных правонарушенияхопределены ст. 28.3 КоАП РФ.

б)На территориях субъектов РФ (по законусубъекта РФ об административныхправонарушениях) есть и другие субъекты– представители Мэрии, Администрации.

в)То, что указано в КоАП РФ – самое основное,верхушка айсберга, поэтому органы,ведомства (указанные в ст. 28.3 КоАП РФ)издают свои акты, в которых конкретноуказывают лиц, имеющих право составлятьпротокол.

II.Рассмотрение дела об административномправонарушении.

а)Дело рассматривает тот субъект, которыйего возбудил. Дело не выходит за пределыодного ведомства, в котором осуществляютсяосновные процессуальные действия.

Этоудобно: один составляет протокол, а егоначальник этот протокол рассматривает.Если нарушитель понёс наказание, небыло жалобы, то дело не выходит за пределыодного органа.

б)На каждой стадии в дело вступает новыйпредставитель государства (одинсоставляет протокол, возбуждает дело,второй его рассматривает, третийисполняет наказание).

Деломожет возбудить один субъект, а передатьна рассмотрение другому (представителюдругого ведомства: судье, мировомусудье). Т.е. к тем, кто рассматривает делои принимает по нему решение, поступаютуже готовые материалы.

Содной стороны это неплохо, т.к. рассматриваютдело профессионалы в данной области. Сдругой стороны – дело в разных руках,и некоторая информация может потеряться.

III.Пересмотр дела об административномправонарушении.

Наэтой стадии участвуют в основномпредставители судебных органов.

IV.Исполнение постановлений по делам обадминистративных правонарушениях.

а)Субъект, который вынес постановлениепо делу

б)представители судебных инстанций(судебные приставы)

в)Субъект, который к постановлению неимеет отношения (например, бухгалтерияпо месту работы правонарушителя)

г)Добровольное исполнение постановленияправонарушителем. В этом случае состороны государства никто не участвует.

Принекоторых условиях, по определённымвопросам в производстве по делу можетучаствовать прокурор. Иногда его участиенеобходимо (по закону), а иногда прокурорсам решает этот вопрос.

Источник: https://studfile.net/preview/4272316/page:12/

Административно-правовой статус высшего учебного заведения

2. Административно-правовой статус высшего учебного заведения.

Особого внимания государства заслуживает высшее профессиональное образование, которое имеет целью готовить специалистов с высшим образованием для всех отраслей и сфер жизни страны.

Высшие'учебные заведения также активно участвуют в развитии науки, поскольку здесь сосредоточена половина научных кадров страны.

В России имеется 595 государственных и 334 негосударственных вуза1, в которых учатся около 3 млн студентов.

Вузы приобрели значительную административную и хозяйственную самостоятельность. Академические свободы (возможность создавать кафедры, учебные программы и т.д.

) были подкреплены экономически: вузы получили в пользование землю, сооружения, будучи свободными от налогов на нее. На основании Порядка приема в государственные вузы, утвержденного приказом Министра образования РФ от 16 марта 1999 г.

, вузы разрабатывают собственные правила приема, не противоречащие этому документу2.

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г.

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»3 гражданам России гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных,, муниципапьных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Установлены три ступени высшего профессионального образования – высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением липу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр».

Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют соответственно не менее чем 4, 5 и 6 лет. Соответственно этому различаются и дипломы об образовании.

Различаются государственные вузы, находящиеся в ведении Российской Федерации, субъектов Федерации, а также муниципальные вузы.

Законом определен порядок приема в вуз и подготовки специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием (аспирантура, докторантура).

Управление вузом осуществляется в соответствии с законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом вуза на принципах единоначалия и коллегиальности.

Общее руководство государственным или муниципальным вузом возлагается на выборный представительный орган – ученый совет. Его состав, полномочия, порядок выборов и деятельности определяются уставом вуза.

Непосредственное управление вузом осуществляет ректор. Ректор государственного или муниципального вуза в порядке, установленном уставом вуза, избирается тайным анием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет и утверждается в должности органом управления образованием, в ведении которого находится вуз.

Согласно Положению о статусе ректора государственного вуза Российской Федерации федерального подчинения, утвержденному постановлением Правительства от 11 июня 1996 г.

1, ректор несет ответственность за подготовку высококвалифицированных-специалистов, руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью государственного вуза, исполнение законодательства РФ, реализацию решений органов государственной власти и в части обеспечения выполнения указанных задач осуществляет функции представителя государства в учебном заведении.

Факультет возглавляет декан, избранный ученым советом из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих ученую степень или ученое звание.

Основным звеном вуза является кафедра во главе с ее заведующим. Кафедра ведет учебную, методическую и научную работу по соответствующим дисциплинам, проводит воспитательную работу среди студентов, осуществляет подготовку научно-педагогических кадров.

Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций. Положение о нем утверждено постановлением Правительства от 26 июня 1995г.1

В интересах использования научного потенциала вузов и улучшения материального положения профессорско-преподавательского состава формируется новая сфера бизнеса – образовательные услуги, которые во всем мире считаются одной из самых прибыльных отраслей. В Москве создан Международный технологический университет (МТУ). В мире аналогов этому пока нет.

Основное назначение МТУ – использование и распространение уникального дидактического и методического опыта российской инженерной школы для повышения квалификации специалистов учебных заведений зарубежных стран по их заявкам, прежде всего по дисциплинам, связанным с авиастроением, космонавтикой, машиностроением, металловедением, композиционными материалами.

Новым явлением стала подготовка управленческих кадров высшего и среднего звена для организаций народного хозяйства Российской Федерации в российских образовательных учреждениях и за рубежом, предусмотренная Указом Президента от 23 июля 1997 г.

2 и постановлением Правительства от 15 сентября 1997 г.

3 Специальными положениями определены порядок и условия участия в конкурсном отборе специалистов и требования, предъявляемые к российским образовательным учреждениям, для участия в реализации государственного плана подготовки таких кадров.

Образовательные учреждения должны иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности в области высшего профессионального и (или) дополнительного образования по экономическим и управленческим специальностям, пройти аккредитацию, дающую право на выдачу документов государственного образца о профессио-нааьной переподготовке и (или) повышении квалификации, а также иметь опыт реализации программ подготовки управленческих кадров высшего и среднего звена не менее трех лет.



Источник: https://infopedia.su/16xd1fe.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий