2.2.1. Классификация социальных норм

Классификация социальных норм в современном обществе (по способу установления, характеру обеспечения, форме выражения, способу воздействия). Место правовых норм в системе социальных норм

2.2.1. Классификация социальных норм

Социальные нормы — это общие правила, регулирующие поведение людей в обществе, или: правила поведения, регулирующие общественные отношения.

Социальные нормы чрезвычайно разнообразны, поскольку разнообразны и регулируемые ими общественные отношения. Социальные нормы можно классифицировать по различным основаниям. В теории государства и права обычно принимают во внимание два основания: способы установления и обеспечения социальных норм, и содержание социальных норм, т.е. регулируемая ими сфера общественных отношений.

По способам установления и обеспечения принято различать:

— нормы права — правила поведения, установленные и обеспечиваемые государством. Более полное определение и подробный разбор признаков правовых норм содержатся в последующих лекциях.

Норма права – это установленное или санкционированное государством правило поведение, регулирующее определенную разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечивается компетентными государственными органами.

— нормы морали (нравственности) — правила, складывающиеся в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии и т.п., т.е. в соответствии с моральными представлениями.

Мораль (нравственность) – правила поведения, исторически складывающиеся в обществе в соответствии с убеждениями и представлениями людей о добре и зле, чести и совести, порядочности, долге и справедливости и т.п.

и обеспеченные силой общественного мнения.

религиозные нормы – правила поведения, выработанные различными вероисповедованиями. Они являются обязательными для лиц, исповедующих определенную религию.

Содержатся в различных религиозных писаниях (Библия, Коран, Талмуд и др.). В истоии были периоды, когда религиозные нормы имели юридическое значение.

Они регулировали брачно-семейные, имущественные, некоторые политические и другие общественные отношения.

обычаи, (традиции, обряды, ритуалы, деловые обыкновения) — правила, складывающиеся исторически и вследствие их многократного применения вошедшие в привычку людей.

Обычаи когда-то были либо моральными, либо религиозными нормами, но со временем их истинное значение было забыто. Люди, следуя обычаям, уже не говорят, хорош или плох тот или иной вариант поведения, а поступают так в силу привычки.

Обычаи – социальные нормы, правила поведения, которые сложились в обществе в результате длительного их повторения и в силу этого стали привычными, обязательными в жизни людей.

корпоративные нормы (нормы организаций) — правила поведения, издаваемые организациями или сложившиеся в организациях и распространяющиеся на их членов. Корпоративные нормы регулируют отношения внутри данной организации, порядок ее деятельности, взаимоотношения лиц, составляющих данную организацию.

Они могут быть выражены, например, в уставах, положениях, решениях общественных организаций. Правила, складывающиеся в неформальных общественных организациях, действующие в отдельных социальных группах общества обычно не рассматриваются в качестве корпоративных норм, но тем не менее могут быть отнесены к последним.

Корпоративные нормы – правила поведения, установленные учредительными или руководящими органами различных общественных объединений, организаций (партий, профсоюзов, молодежных, женских, спортивных, научно-технических и др.

), выраженные в уставах, положениях, регулирующие отношения членства в этих организациях и направленные на решение их задач.

Таким образом, в самом общем плане в соответствии с данной классификацией все социальные нормы относятся к одной из двух групп — или к правилам поведения, которые устанавливаются различными организациями и как правило закрепляются в документах этих организаций; или к правилам поведения, которые складываются постепенно в процессе жизнедеятельности людей, которые обычно формально нигде не выражены.

По содержанию — следующий критерий классификации — выделяют разное количество видов социальных норм, в зависимости от того, каким образом различают регулируемые социальными нормами общественные отношения.

Здесь нет очень четкой классификации, в большинстве изданий названы: политические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом); экономические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу производства и распределения материальных благ); нормы культуры (правила, регулирующие поведение людей в непроизводственной сфере общества; здесь прежде всего в виду имеются нормы, регулирующие творческую, спортивную и иную деятельность по реализации интересов человека); эстетические нормы (правила, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков); религиозные нормы (правила, регулирующие отношения верующих друг с другом, с религиозными организациями, религиозные обряды и т.п.); технико-социальные нормы (правила необходимого или целесообразного обращения людей с природными объектами, орудиями труда, различными техническими устройствами; о них речь шла выше) и другие социальные нормы.

Итак, в обществе исторически сложилась и действует система норм, регулирующих общественные отношения. Эти нормы имеют как общие, так и особенные характеристики, они теснейшим образом взаимодействуют, но и имеют относительную самостоятельность.

Право является одним из важнейших регуляторов общественной жизни. А характерные признаки норм права (формальная определенность, общеобязательность, установление и обеспечение государством и др.

), отличают их от неправовых норм социального регулирования.

Различные взгляды на типологию права. Исторические типы права. Выделенные на основе формационного подхода. Правовая система общества: понятие и структура.

Типология права – это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции формационного и цивилизационного подходов.

Формационный подход: типология права производится на основе видов общественно-экономической формации. В зависимости от типов экономического базиса выделяют типы права:

    1. рабовладельческий,
    2. феодальный,
    3. буржуазный и
    4. социалистический.

О цивилизационном подходе

Цивилизационный подход: типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с этими критериями выделяют типы права:

    • национальные правовые системы и
    • правовые семьи.

Национальные правовые системы представляют собой конкретно-историческую совокупность права, юридической техники и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

Правовые семьи представляют собой совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры прав и исторического пути его формирования. Различают правовые семьи:

    1. общего права,
    2. романо-германская,
    3. славянская,
    4. мусульманская, индусская и др.

Исторические типы права, выделенные на основе формационного подхода

Исторический тип права — совокупность характерных, существенных, взятых в единстве черт права, выражающих сущность и условия развития правовой системы определенной общественно-экономической формации.

Исторически первым типом права возникает рабовладельческое право.

Рабовладельческое право

Рабовладельческое право – это возведенная в закон воля класса рабовладельцев.

Основные признаки рабовладельческого права:

·

    • право предоставляло рабовладельцу полную, ничем не ограниченную свободу действий относительно рабов;
    • право открыто закрепляло неравенство среди свободного населения;
    • отрыто признавался и обеспечивался принцип неравенства мужчин и женщин, господства отца над детьми;
    • центральное место в праве занимает институт частной собственности, охрана ее сопровождалась установлением смертной казни за посягательство на нее;
    • в праве преобладал правовой обычай, обычное право было неписанным. Большое значение имел судебный и административный прецедент;
    • систематизация права на цивильное право (устанавливал народ; частное и публичное) и естественное право (установленное природой).

Феодальное право

Феодальное право – это возведенная в закон воля господствующего класса феодалов.

Основные признаки феодального права:

·

    • право было правом правителей: защищало крупные землевладения и личности феодалов;
    • оно закрепляло классовое и сословное неравенство людей, закрепляло крепостную зависимость крестьян;
    • представители господствующего класса не считали себя связанными нормами права, т.к. всегда могли опереться на силу. Неограниченный произвол был особенно характерен для феодального собственника в его отношениях с крестьянством;
    • ему не присуще деление на частное и публичное право;
    • применение силы считалось нормальным способом разрешения споров, поэтому феодальное право часто называют «кулачным правом»;
    • право носило религиозный характер, что определялось местом и ролью церкви, санкции за нарушение правил поведения во многом определялись церковным судом.

Буржуазное право

Буржуазное право – это возведенная в закон воля класса буржуазии.

Основные признаки буржуазного права:

·

    • светский характер – право не связано с религией;
    • высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;
    • разделение права на частное и публичное;
    • признание закона основным источником права;
    • получило свое развитие социальное законодательство;
    • постепенно узаконивается светский брак (церковный не обязательно), роль мужа в семье уже не та, что была в предыдущие столетия;
    • отказ от наказания за религиозные убеждения, усиление наказания за политические преступления;
    • отделение судебной власти от исполнительной власти. Выборность судей на основе имущественного ценза, а затем и их несменяемость;
    • узакониваются профсоюзы.

Социалистическое право

Согласно марксистской теории социалистическое право представляет собой

    1. на первом этапе – этапе становления развития социалистического государства – возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции,
    2. на втором этапе – этапе развитого социализма – возведенную в закон волю всего народа.

Оно не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним.

Социалистическое право провозглашает равенство, справедливость, гуманизм, демократизм, закрепляет принадлежность власти народу. На первом этапе это неравное право, так как он открыто предоставляет преимущество пролетариату и его классовым союзникам.

В последующем оно объявляется общенародным, хотя на деле выражает, как правило, интересы находящейся у власти партийно-государственной бюрократии.

Поэтому можно сказать, что социалистическое право носило декларативный характер, и было подчинено государству.



Источник: https://infopedia.su/10x2de5.html

Социальные нормы: понятие, классификация

2.2.1. Классификация социальных норм

10. Понятие и признаки социальных норм

Социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей в обществе. Для них

характерны следующие черты:

1. Социальность. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя:

а) людей;

б) общественные отношения, то есть отношения между людьми и их коллективами;

в) поведение людей. Таким образом, социальные нормы формируют социальные структуры И регулируют социально значимое поведение человека.

2. Объективность. Общество как сложный социальный организм (система) объективно нуждается в регулировании. Социальные нормы складываются исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости.

3. Нормативность. Социальные нормы имеют общий характер, действуют как типовые регуляторы поведения. Их адресаты определены не конкретно (поименно), а путем указания на их типовые признаки. Нормативность проявляется и в неоднократности действия социальных норм:

социальная норма вступает в действие всякий раз, когда возникает типовая ситуация, предусмотренная как условие ее вступления в процесс регулирования. Здесь надо заметить, что социальные нормы всегда по содержанию определены, но типовым образом, как общая модель поведения.

4. Социальные нормы есть меры свободы индивида, устанавливающие пределы его социальной экспансии, поведенческой активности, способов удовлетворения интересов и потребностей.

5. Обязательность. Социальные нормы как нормативное выражение социальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.

6. Процедурность. Социальному регулированию присуща процедурность, то есть наличие тех или иных процедурных форм, детально регламентированных порядков реализации, действия социальных норм.

7. Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет механизмы обеспечения реализации своих предписаний.

8.Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в масштабе общества.

Во всяком случае, общество должно стремиться к формированию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, налаживанию взаимодействия между видами социальных нормВсе социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям: — по способу их установления (создания);

— по средствам охраны их требований от нарушений.

На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:
1. Нормы права — правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
2.

Нормы морали (нравственности) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.
3.

Нормы общественных организаций представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.
4.

Нормы обычаев — это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека.
5.

Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные идругие традиции).
6.

Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются во время проведения национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных и общественных деятелей.

Особенность реализации норм ритуалов — их красочность и театрализованность. Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие.

Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.

37. Соотношение норм права и норм+ морали.

Мораль (нравственность) — это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д.

Взаимодействие права и морали в обществе — сложный, многогранный процесс. Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на общество.

Единство права и морали выражается в наличии у них определенных общих черт: право и мораль — это правила поведения, право и мораль — обладают общим характером, право и мораль — это регулятор общественных отношений, право и мораль — это продукты сознательной волевой деятельности людей. В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление — морально-правовое воздействие.

Право и мораль имеют общие черты:

право и мораль являются надстройкой над экономическим базисом общества;

право и мораль имеют нормативное содержание и призваны быть регулятором поведения человека, общественных отношений;

право и мораль основаны на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости.

Различия.

1.Если право возникает вместе с государством, то мораль рождается задолго до появления государственно-организованного общества.

2.Право состоит из норм, установленных и санкционируемых в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Мораль же включает не только нормы, но и представления, чувства, т.е. является более сложным по своей структуре явлением.

3.В нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения.

4. норм права характеризуется определенностью, конкретностью. Моральные же требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования.

5.Отличие норм права и морали проявляется также и в характере гарантий осуществления этих норм. Нормы морали реализуются в силу привычки, внутренних побуждений.

Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним — сила общественного мнения.

Право же опирается на собственный моральный авторитет, но в качестве гарантии воплощения его норм выступает авторитет и принудительная власть государства.

6.Право и мораль опираются на меры принуждения, но их характер и способ осуществления различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения. Мера осуждения не регламентирована (обсуждение, порицание, предупреждение). В случае же совершения правонарушения соответствующие государственные органы обязаны принять меры, предусмотренные законодательством.

7.Различие между нормами права и морали проявляется и в оценке мотивов поведения человека.

Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего правонарушение или преступление, но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам является законным. С моральной же точки зрения важно выявить мотивы человека в выборе определенного варианта поведения, которое внешне является правомерным и нравственным.

8.Различны и исторические судьбы права и морали. Право отомрет вместе с государством, а нормы морали получат свое развитие, обогатятся новым содержанием, останутся одним из основных видов регулирования поведения людей в обществе.

38. Понятие, структура и виды правосознания.

Правосознание — это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. У людей всегда присутствует какое-то отношение к праву, следовательно, правосознание существует непрерывно.

Особенности: Правосознание вступает во взаимодействие с другими формами общественного

сознания, моралью, политическими взглядами, нравственным сознанием, причём все они тесно связаны, т.е. изменение одного, существенно отражает на другом.

В итоге по вопросу о сущности правосознания можно сказать, что недостаточно рассматривать только объективные или субъективные факторы, следует исходить из того, что на деле имеет место их взаимодействие.

Элементы правосознания — это те психологические формы, которые возникают в результате общественных отношений, в частности, правоотношений.

Структура правосознания:

1. Правовая идеология — это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий и т.п., осуществляемое на рациональной основе, т.е. оно связано с

логическим мышлением, а не с чувственным опытом. Это рациональный компонент структуры правосознания.

2.Правовая психология — совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву. Это эмоциональный компонент структуры правосознания. Правовая психология также состоит из нескольких элементов:

а) Стойкие компоненты — обычаи, традиции, привычки (отрицательное отношение к преступлениям против личности).

б) Подвижные компоненты — настроения.

Для понимания того, что есть правосознание имеет смысл рассмотреть его разновидности. Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволяют дать его качественную характеристику.

По данным критериям правосознание делится на следующие уровни:

1) По уровню отражении правовой действительности:

1.Обыденное — присуще основной массе людей, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями. 75% такого правосознания составляет правовая психология.

2.Профессиональное — складывается в ходе специальной подготовки, в процессе осуществления практической юридической деятельности. 75% такого правосознания составляет правовая идеология.

3.научное — характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

2) По субъектам:

1.Индивидуальное — складывается под влиянием, как внешних, так и внутренних факторов, что и объясняет диаметральное различие такого правосознания.

2.Групповое — т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ.

3. Массовое — характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

4.Общественное — правосознание макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи; наций и народностей; общества в целом).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_101088_sotsialnie-normi-ponyatie-klassifikatsiya.html

1.2. Социальные нормы и их классификация

2.2.1. Классификация социальных норм

Социальныенормы, подобно другим ценностям,выпол­няют функции оценки и ориентацииличности, общности. Вместе с тем они неограничиваются этими функциями. Нор­мыосуществляют регулирование поведенияи социальный контроль за поведением.Они носят ярко выраженный воле­войхарактер.

Это не только выражение мысли,но и выра­жение воли. При этом, в отличиеот индивидуального воле­изъявления,норма выражает типичные социальныесвязи, дает типовой масштаб поведения.Норма не только оцени­вает и ориентирует,подобно идеям, идеалам, но и предпи­сывает.Ее характерной чертой являетсяимперативность.

Это единство оценки ипредписания.

Социальныенормы – это правила, выражающиетре­бования общества, социальнойгруппы к поведению лично­сти, группыв их взаимоотношениях друг с другом,соци­альными институтами, обществомв целом.

Регулирующеевоздействие норм состоит в том, что ониустанавливают границы, условия, формыповедения, харак­тер отношений, целии способы их достижения.

Вследствиетого, что нормы предусматривают и общиепринципы поведения, и конкретные егопараметры, они мо­гут давать болееполные модели, эталоны должного, неже­лидругие ценности.

Нарушениенорм вызывает более конкретную и четкуюнегативную реакцию со стороны социальнойгруппы, общества, его институциональныхформ, направленную на пре­одолениеотклоняющегося от нормы поведения.Поэтому нормы являются более действеннымсредством борьбы с девиацией, средствомобеспечения порядка, устойчивостиобщества.

Нормывозникают вследствие потребности вопределен­ном поведении. Так, например,одной из самых древних норм была нормачестного отношения к своей доле вобществен­ном труде.

На заре человечестваможно было выжить, толь­ко придерживаясьданной нормы. Она появилась в резуль­татезакрепления повторяющихся необходимыхсовместных действий.

Интересно, что этанорма не потеряла своего зна­чения ив настоящее время, хотя ее питают иныепотребно­сти, актуализируют другиефакторы.

Многообразиесоциальной реальности, социальныхпо­требностей порождает и многообразиенорм. Классифици­ровать нормы можнопо разным основаниям.

Длясоциоло­га имеет значение выделениенорм по субъектам, носителям норм.По этому основанию выделяют общечеловеческиенор­мы, нормы общества, групповые,коллективные. В современ­ном общественаблюдается сложная коллизия,взаимопро­никновение этих норм.

Пообъекту или сфере деятельностиразграничиваются нормы, действующие вобласти определенных видов отно­шений:политические, экономические, эстетические,религи­озные и т.д.

Посодержанию:нормы, регулирующие иму­щественныеотношения, общение, обеспечивающиеправа и свободы личности, регламентирующиедеятельность учреж­дений, взаимоотношениямежду государствами и т.д.

Помасштабу: Первыйтип –это нормы, которые возникают и сущест­вуюттолько в малых группах (молодежныхтусовках, ком­пании друзей, семье,рабочих бригадах, спортивных коман­дах).Они называются «групповыми привычками».

Второйтип –это нормы, которые возникают и сущест­вуютв больших группах или в обществе в целом.Они назы­ваются «общими правилами».Это обычаи, традиции, нравы, зако­ны,этикет, манеры поведения. Любой социальнойгруппе присущи свои манеры, обычаи иэтикет. Есть светский эти­кет, естьманеры поведения молодежи. Естьобщенациональ­ные традиции и нравы.

Поместу в нормативно-ценностной иерархии:основопо­лагающиеи второстепенные, общие и конкретные.

Пофор­ме образования и фиксации:жестко фиксированные и гиб­кие.

Помасштабам применения: общиеи локальные.

Поспособу обеспечения:опирающиеся на внутреннее убеждение,общественное мнение или на принуждение,на силу государственного аппарата.

Пофункциям:нормы оценки, ориентирующие, контролирующие,регламентирующие, карающие, поощряющие.

Постепени устойчивости:нормы, опирающиеся на соци­альноюпривычку, на обычай, традиции и не имеющиета­кого основания и др.

Всесоциальные нормы можно классифицироватьв зави­симости от того, насколькострого соблюдается их исполне­ние.

• Занарушение одних норм следует мягкоенаказание – неодобрение, ухмылка,недоброжелательный взгляд.

• Занарушение других норм жесткие санкции– тюрем­ное заключение, даже смертнаяказнь.

Определеннаястепень неподчинения нормам существуетв любом обществе и в любой группе.Нарушение дворцового этикета, ритуаладипломатической беседы или бракосочета­ниявызывает неловкость, ставит человекав затруднитель­ное положение. Но ононе влечет за собой жесткое наказа­ние.

Вдругих ситуациях санкции более ощутимы.Пользование шпаргалкой на экзаменегрозит снижением оценки, а поте­рябиблиотечной книги – пятикратнымштрафом.

В некото­рых обществахмалейшие отступления от традиций, негово­ря уже о серьезных проступках,сурово карались. Все нахо­дилось подконтролем: длина волос, форма одежды,манеры поведения.

Так поступали правителидревней Спарты в Vвеке до н.э. и советские партийные органыв XXвеке.

Еслирасположить все нормы в нарастающемпорядке, в зависимости от меры наказания,то их последовательность примет такойвид:

НормыСанкции
Привычки++++
Обычаи++++++
Традиции++++++++
Нравы+++++++++++
Законы++++++++++++++
Табу++++++++++++++++++

Санкции помеченыкрестиками, следовательно, чем их больше,тем строже наказание за нарушение нормы.Соблюдение норм регулируется обществомс различной степенью строгости.

Строжевсего караются нарушения табу июридических законов (например, убийствочеловека, оскорбление божес­тва,раскрытие государственной тайны), мягчевсего – при­вычек. Будь то индивидуальные(забыл почистить зубы или убрать засобой кровать) или групповые, в частности,се­мейные (например, отказ выключитьсвет или закрывать входную дверь).

Такимобразом, социальные нормыпредписания,требования, пожелания и ожиданиясоответствующего (общественноодобряемого) поведения. Нормысутьнекие идеальные образцы (шабло­ны),предписывающие то, что люди должныговорить, ду­мать, чувствовать и делатьв конкретных ситуациях.

Социальныенормы выполняют в обществе очень важныефункции.Они:

• регулируют общийход социализации,

• интегрируютиндивидов в группы, а группы – в об­щество,

• контролируютотклоняющееся поведение,

• служат образцами,эталонами поведения.

Каким образомудается достичь этого при помощи норм?

Во-первых,нормы – это также и обязанности одноголица по отношению к другому или другимлицам. Запрещая но­вичкам общаться сначальством чаще, чем со своимито­варищами, малая группа накладываетна своих членов оп­ределенныеобязательства и ставит их в определенныеот­ношения с начальством и товарищами.Стало быть, нормы формируют сетьсоциальных отношений в группе, общес­тве.

Во-вторых,нормы это еще и ожидания: от соблюдающе­годанную норму человека окружающие ждутвполне одноз­начного поведения. Когдаодни пешеходы движутся по пра­войстороне улицы, а идущие навстречу – полевой, возни­кает упорядоченное,организованное взаимодействие. Принарушении правила возникают столкновениеи беспорядок.

Еще более наглядно действиенорм проявляется в бизнесе. Он в принципеневозможен, если партнеры не соблюдаютписаные и неписаные нормы, правила,законы. Сталобыть, нормы формируют систему социальноговзаимодействия, которая включает мотивы,цели, направленность субъек­товдействия, само действие, ожидание, оценкуи средст­ва.

Нормы выполняютсвои функции в зависимости от того, вкаком качестве они себя проявляют:

• какстандартыповедения (обязанности,правила) или

• какожиданияповедения (реакциядругих людей).

Защитачести и достоинства членов семьипредставляет собой обязанность каждогомужчины. Здесь речь идет о нор­ме какстандарте должного поведения. Этомустандарту соот­ветствует вполнеконкретное ожидание членов семьи,над­ежда на то, что их честь и достоинствобудут защищены.

У кавказских народовподобная норма ценится очень высоко, аотступление от этой нормы караетсяочень строго. То же самое можно сказатьо южно-европейских народах. Итальян­скаямафия возникла как неформальная нормазащиты чес­ти семьи, и лишь позже еефункции изменились.

Отступни­ков отпринятого стандарта поведения караловсе сообщест­во.

Почему людистремятся соблюдать нормы, а сообществострого следит за этим?

Нормы– стражникиценностей. Честьи достоинство се­мьи – одна из важнейшихценностей человеческого сообщес­твас древнейших времен. А обществом ценитсято, что спо­собствует его стабильностии процветанию. Семья – основная ячейкаобщества и забота о ней – его первейшаяобязанность.

Проявляя заботу о семье,мужчина тем самым демонстриру­ет своюсилу, храбрость, добродетельность и всето, что высоко оценивается окружающими.Его социальный статус повышается.Напротив, неспособный защитить домочадцевподвергается презрению, его статусрезко снижается.

Пос­кольку защитасемьи – основа ее выживания, то выполне­ниеэтой важнейшей функции в традиционномобществе де­лает мужчину автоматическиглавой семьи. Не возникает спо­ров отом, кто первый – муж или жена. В результатеукреп­ляется социально-психологическоеединство семьи.

В современной семье,где мужчина не имеет возможностипроде­монстрировать свои лидирующиефункции, гораздо выше нестабильность,чем в традиционной.

Каквидим, социальные нормы действительностражни­ки порядка и хранителиценностей. Даже простейшие нормыповедения олицетворяют собой то, чтоценится группой или обществом.

Различиемежду нормой и ценностью выражаетсятак: нормы – правила поведения, ценности– абстрактные понятия о том, что естьдобро и зло, правильное и неправильное,должное и недол­жное.

Источник: https://studfile.net/preview/5862510/page:2/

Классификация социальных норм

2.2.1. Классификация социальных норм

Социальные нормы классифицируются по трем основаниям:

  1. Сфера регулирования общественных отношений:

    • нормы права, охраняемые государством и установленные им;
    • нормы морали, устанавливаемые в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, достоинстве, долге и чести, охраняемые силой общественного мнения;
    • нормы обычаев, сложившиеся в ходе длительного повторения людьми определенных действий и закрепившиеся как устойчивые нормы.

    Замечание 1

    Для первобытного общества характерна была разновидность обычая – ритуал – это правило поведения со строго заданной формой исполнения. Причем главное значение имеет именно форма исполнения ритуала.

    Позже стали выделять в ритуальных действиях обряды – это символические действия в правилах поведения. Обряды имели определенные воспитательные цели и серьезно влияли на психику человека.

    • нормы традиций – обобщенные правила, передававшиеся из поколения в поколение;
    • политические нормы, являющиеся общими правилами поведения, связанные с осуществлением государственной власти;
    • экономические нормы – правила поведения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ;
    • корпоративные нормы, устанавливаемые самими общественными организациями для регулирования общественных отношений внутри их;
    • религиозные нормы.
  2. Способ образования социальных норм:

    • стихийное образование – обряды, традиции;
    • нормы права – образовавшиеся в ходе сознательной деятельности человека.
  3. Способ закрепления:

    Правила поведения могут быть:

    • письменные – правовые нормы, имеющие государственную защиту;
    • устные – это нормы морали, обычаев, традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таким образом, социальные нормы могут быть, как созданы, так и сложиться стихийно, могут закрепляться в письменной форме и передаваться устно.

Замечание 2

В обществе сегодня действуют два основных вида правил поведения – социально-технические и собственно социальные.

Используются эти правила для того, чтобы отрегулировать поведение человека в отношениях его с природой, техникой, в сфере общественных отношений.

Разнообразная деятельность людей в обществе рождает и разнообразие правил поведения, а их совокупность обеспечивает регулирование отношений.

Соотношение социальных и правовых норм

Право в системе нормативного регулирования отличается от других социальных норм, что определяется его свойствами.

Свойства права:

  • его связь с государством, обеспечивающим выполнение этих норм;
  • определенность норм права четко описывающих поведение человека, потому что другие виды социальных норм этих свойств не имеют;
  • его системность, нормы регулируют поведение комплексно, взаимосвязано.

Таким образом, единственной нормативной системой, стремящейся преодолеть противоречивость отдельных предписаний, является право.

Другие социальные нормы не способны единообразно урегулировать какой-либо вид общественных отношений. Соотношение социальных норм и права определяется их единством, различием, взаимодействием.

Главное единство права и морали состоит в том, что эти категории надстроечные и представляют собой разновидность социальных норм. Различие связано с тем, что нравственные нормы формируются в сознании людей, а нормы права устанавливает государство.

В основе морали лежит сила общественного мнения, а право обеспечивается принуждением государства. Право и мораль имеют однонаправленность действия, поддерживая друг друга в упорядочении общественных отношений.

Противоречия заключаются в том, что с точки зрения права нечто может быть позволительным, а с точки зрения морали осуждается.

Пример 1

Например, отец незаконнорожденного ребенка по закону не обязан платить алименты, а мораль это осуждает.

Регуляторами общественной жизни, как в прошлом, так и в настоящем являются право и религия, которые могут находиться и в состоянии взаимоподдержки и в состоянии конфликта. Их взаимоподдержка заключается в том, что и право и религия воздействуют на поведение людей.

Кроме этого, правовое положение церкви в России регулируется Федеральным законом «О свободе совести религиозных объединений». Религиозно-нравственные предписания побуждают человека следовать нравственным нормам – «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй».

Надо сказать и о том, что существуют не только легальные, но и нелегальные религиозные организации. На основе вероучения церковь объединяет единоверцев и противопоставляет им иноверцев, подобные противопоставления, в основе которых лежат религиозные убеждения, свойственны религиозному экстремизму, а он может принять крайние формы.

В этом плане право выступает сдерживающим фактором и способствует достижению определенного согласия цивилизованным путем.

Примером является секта Аум Сенрике, разрушающая человека, как личность, ломающая психическое и физическое здоровье. Деятельность таких религиозных организаций находится в конфликте с нормами права.

Право имеет взаимосвязь с обычаем, который лежал в основе социальной организации общества на ранней стадии его развития. Обычай определял общие нормы поведения отдельных членов.

И право и обычаи взаимно поддерживали друг друга, регулируя одни и те же общественные отношения. Из обычаев могли «рождаться» законы.

Конфликтные отношения между правом и обычаем складываются на основе их различий.

Замечание 3

История показывает, что какое-то противоречие может достичь острого конфликта. Например, насильно навязанное советское право государствам Средней Азии. В результате конфликта возникли две формы правления – официальная форма – республика, а неофициальная – монархия. Обычаи более устойчивы и консервативны, а право более изменчиво и претерпевает изменения при смене форм государства.

Антагонизм норм

Между нормой и отклонением при распределении норм создается с одной стороны социальный антагонизм, а с другой стороны поддерживается система равновесия.

В результате возникает правопорядок, который в каждом обществе уравновешивает противостояние разных групп и системы быта гражданского, публичного, военного и др.

Центром всей системы является гражданский быт, вокруг него вращаются все остальные.

Особенностью системы правового равновесия является её универсальность. Система правового равновесия охватывает глобальную власть, мировые интересы и другие области международной социальной жизни.

Подобная точка зрения, скорее всего, отражает желаемую сторону общественной жизни. Выразителем политического баланса сил в обществе являются правовые нормы.

Но, надо сказать, что сами субъекты политического действия не считают, что обязаны подчиняться нормам ими же санкционированными. Субъекты политического действия руководствуются двойственным представлением о «легальности», «законности», « преступности».

Если нормальный член общества, как правило, законопослушен, то высокий управленец попадает в обособленную область, в которой эта самая «законопослушность» становится относительной.

С первых шагов профессиональной подготовки сотрудники спецслужб начинают осваивать навык постоянного разделения двух планов социальной реальности – «нормативного» и «политического».

В одном доминируют общие социальные законы, а в другом – цели, задачи, методы профессиональной работы, выходящие за рамки законов.

Социально-юридические законы и нравственно-этическая сфера имеют между собой связь.

«Моральным» одновременно может считаться законное и легитимное, а отсюда нарушение законов отождествляется как с юридическим, так и с моральным психологическим поступком.

Психологическому раздвоению, поэтому постоянно подвергается сотрудник спецслужб. Он должен одновременно удерживать две логики и два плана, оставаясь в рамках конкретного общества с присущими ему нормами, а с другой стороны принадлежит к реальности, где доминируют иные представления о «допустимом» и «недопустимом».

Можно внешне соблюдать многие социальные нормы, но не разделять ни их цели, ни нормы. Такое раздвоенное состояние характерно для целого ряда социальных групп – этнические диаспоры, организованная преступность, террористические организации, масонские ложи и др.

Для сохранения связи с двумя разными планами жизни члены этих социальных групп вырабатывают навык к раздвоенному существованию. Со временем такое существование укрепляется, становится стабильным и освоенным. Данная особенность получила название «двухуровневое существование».

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnye_normy_i_ih_funkcii/klassifikaciya_socialnyh_norm/

Uchebnik-free
Добавить комментарий