19 Синтаксис как раздел языкознания. Синтаксические единицы языка.

Cинтaкcиc кaк paздeл языкoзнaния. Cлoвocoчeтaния и cлoвecныe pяды

19 Синтаксис как раздел языкознания. Синтаксические единицы языка.

Определение 1

Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий строение и функционирование предложений, словосочетаний и членов предложения, способы сочетания слов в словосочетаниях и предложениях и коммуникативные единицы (слова-предложения).

Центральным разделом грамматики является синтаксис как учение о способах и средствах сочетания единиц низших языковых уровней в конструкции, которые выполняют коммуникативную функцию. Термином «синтаксис» также называют синтаксическое строение языка.

В синтаксическом строении русского языка наиболее полно проявляются способы и средства речеобразующей деятельности, ее носителей и пользователей.

Только на синтаксическом уровне все языковые единицы фонетической, лексической, фразеологической и морфологической подсистем языка становятся речевыми единицами, стилистически (функционально) самодостаточными, в основном коммуникативно оформленными.

Только две языковые единицы, рассматриваемые в синтаксисе, относятся к коммуникативным единицам языка и речи:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. предложение;
  2. эквиваленты предложения – слова-предложения (Да ладно; Неужели? Эй! и т. п.).

Как нет общего языка в мире, так и нет всемирного синтаксиса. Это лишь абстрактно-мнимое научное понятие.

Есть только синтаксис конкретного языка, родственных языков или сопоставимые синтаксисы определенных языков –родственных и неродственных.

Каждый человек всегда общался и общается с другими на конкретном народном языке – которая имеет родовой, племенной характер, является языком народности или – наиболее полно и нормативно –национальным языком.

Некоторые пользуются «мертвым» языком (древнегреческим, латынью и т.п.), искусственным (эсперанто) или пользуются диалектом языка, своеобразие которого обусловлено наличием в нем определенного количества диалектизмов, что нередко прослеживаются в основном составе литературного языка, оставаясь при этом ненормативным для него единицами: чистяк (кукуруза) и др.

Предметом синтаксиса являются синтаксические единицы языка, их семантика и структура, синтаксические связи и семантико-синтаксические отношения. Синтаксис как особую отрасль знаний о языке формируют следующие основные подразделения:

  1. общая теория и практика синтаксиса как учение о синтаксическом строении языка;
  2. учение о словосочетании и сочетании слов;
  3. учение о предложении (простые и сложные предложения), члены (член) предложения;
  4. учение о коммуникативных единицах (слова-предложения);
  5. учение об абзацах, текстах, прямой, косвенной речи.

Изучение синтаксического строения языка началось в античные времена в Древних Греции и Риме. Уже в «Российской грамматике» (1755 г.) М. Ломоносова (1711- 1765 гг.

) предложение понимается как речь, которая включает в себя полный ум.

Российский языковед Константин Аксаков (1817-1860) считал синтаксис частью грамматики, в которой находит свое выражение жизнь слова, в которой сознание в слове становится целостностью жизни.

Классическими исследователями синтаксиса русского языка были:

  • Алексей Шахматов (1864-1920 гг.) («Синтаксис русского языка»);
  • Александр Пешковский (1878 1933) («Русский синтаксис в научном освещении»);
  • Александр Потебня (1835-1891) («Из записок по русской грамматике») и др.

Рисунок 1. Алексей Шахматов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Относительно синтаксических единиц, конструкций как объектов изучения взгляды лингвистов расходятся. Нет общего мнения и относительно определения членов предложения, разновидностей структуры предложения, особых коммуникативных конструкций.

Проблемным остается вопрос зависимости синтаксического строения словосочетаний, предложений от фонетической системы языка, соотношение лексем, фразеологизмов, морфемных единиц и морфологических форм слова с синтаксисом.

Дифференциация словосочетания, сочетания слов и словесного ряда

Определение 2

Словосочетание – это единица, которая формируется не менее чем двумя знаменательными словами. Структура словосочетаний нередко совпадает со структурой предложений, формируя в таких случаях предложения, то есть отдельную коммуникативную языковую единицу.

Сочетание слов, в свою очередь, во всех случаях представляют только один член предложения. Если «словосочетание» уже стало устойчивым синтаксическим термином, то понятие «сочетание слов» еще не получило четкого терминологического определения. Любое словосочетание является одновременно и сочетанием слов, однако не каждое сочетание слов является словосочетанием.

Различают следующие разновидности (типы, группы) сочетаний слов:

  • лексические сочетания слов, которые формируют определенное семантическое и грамматическое единство двух или более знаменательных слов (часто осложненных служебным словом или словами), которые синтаксически не членятся на отдельные члены предложения, потому как выражают одно понятие. Эти сочетания слов отвечают только на один вопрос: Черное море, Герой России, Александр Пушкин, речевой аппарат человека, белый стих, белый-белый, сложноподчиненное предложение и др.;
  • фразеологические (преимущественно идиоматические) сочетания слов, выражающие одно целостное, неразложимое понятие и выполняющие функцию отдельного члена предложения. По своему лексическому значению сочетания слов во многих случаях равны отдельном знаменательным словам: втирать очки (обманывать), краснеть (краснеть от стыда), бить баклуши (ничего не делать),
  • сочетания слов, которые составляют аналитические (составные) словоформы, то есть морфологические составляющие одной лексемы: будешь работать (форма глагола в будущем времени), наиболее удачный (форма высшей степени сравнения прилагательного).

По своей структуре сочетания слов характеризуются употреблением:

  • одного и того же существительного в разных падежах с предлогом или без него: день за днем, с каждым днем, работа работой;
  • двух глаголов в одной форме: пойду посмотрю, посижу послушаю;
  • инфинитива с спрягаемой формой того же глагола: написать напишу, спеть спою, послушать послушаю;
  • именительных-предложных сочетаний слов: в мире, на море, на берегу, со стыда;
  • сочетаний слов с функцией обращения;
  • сочетаний слов, которыми выражается значение вводности: К сожалению, чудес на свете не бывает.

Помимо разграничения словосочетания и сочетания слов, следует обратить внимание на выделение понятия «словесный ряд». Словесный ряд обозначает группу слов, которые объединены соединительными или противительными союзами. К примеру: не зима, а лето; не горе, а счастье; и смех, и слезы.

Источник: https://spravochnick.ru/yazykoznanie_i_filologiya/cintakcic_kak_pazdel_yazykoznaniya_clovocochetaniya_i_clovecnye_pyady/

Единица синтаксиса: основные виды словосочетаний или предложений в русском языке и конспект урока с презентацией 8 класса об этом

19 Синтаксис как раздел языкознания. Синтаксические единицы языка.

19.10.2019

Язык – это система, которая состоит из тесно взаимодействующих уровней: фонетического, морфемного, морфологического, лексического, синтаксического. Последний объединяет в себе все предыдущие и формирует отдельную сложную подсистему.

Что такое синтаксис в русском языке. Синтаксис – это наука, изучающая структуру письменной и устной речи. Википедия дает такое определение: это часть грамматики, которая указывает на правила соединения слов внутри словосочетаний и предложений.

Предмет изучения

Предметом изучения науки являются правила сочетания слов, словоформ и словосочетаний, их анализ с точки зрения коммуникативной направленности.

Для достижения поставленной цели исследователям в этой области языкознания требуется:

  • сформировать определение для понятий «синтаксические единицы», определить их структуру, функции и значение,
  • изучить грамматические формы и категории синтаксических единиц, установить связи и зависимости между ними,
  • описать структуру и типы единиц этого уровня, определить их роль,
  • проанализировать структурно-семантические типы синтаксических единиц,
  • определить, описать и сравнить средства, которые используются для связи, исследовать способы выражения отношений внутри элементов и между ними.

Обратите внимание! Цель науки – исследовать грамматическую форму и значение синтаксических единиц.

Разделы

Синтаксис как раздел науки о языке включает три раздела, которые систематически изучают разные структурные элементы речи. Разделы синтаксиса формирует свои задачи, цели, объект и предмет.

Предложение

Признаками предложения являются грамматическая и идейная целостность, логическая завершенность, предикативность (присутствие, как минимум, одного главного члена), смысловая оформленность. Синтаксис исследует типологию этих единиц, способы связи в них, виды их элементов.

Обратите внимание! Выделяют синтаксис простого и сложного предложения.

Словосочетание

Учение о словосочетании ищет ответы на такие вопросы:

  • Существует ли словосочетание вне контекстов, или оно всегда является вторичным, вычленяемым из готового высказывания?
  • Можно ли выделить в отдельный класс предикативные словосочетания (подлежащее плюс сказуемое)?
  • Можно ли выделить в отдельный класс однородные члены предложения?

Исследователи словосочетания по-разному понимают его природу. Кто-то выделяет эту единицу как синтаксическое единство, которые мы вычленяем из предложения. Другие называют этим термином любые слова, которые связаны грамматически и по смыслу. Исследованием этих взглядов и занимается синтаксис словосочетания.

Текст

Этот раздел лингвистической науки изучает организацию текста, связи между отдельными предложениями.

Объектом изучения этого раздела являются:

  • структурные схемы простых и сложных предложений,
  • схемы сложного синтаксического целого,
  • строение текста,
  • типы связи между предложениями сложного синтаксического целого.

Синтаксис текста помогает оценить структурные особенности текста, установить связь между ними и коммуникативной направленностью каждой единицы этого уровня. Это необходимо для проведения лингвистического анализа текста.

Основные единицы уровня

Разделы языкознания оперируют своими единицами. Например, в фонетике это звук, лексикологии лексема.

В синтаксисе основными элементами являются:

  • словосочетание – два и более слова, которые связаны подчинительными отношениями. функция – номинативная,
  • предложение – частица речи, которая используется для формирования, выражения и передачи мысли. Выполняет коммуникативную, номинативную функции,
  • синтаксема – слово в его синтаксическом функционировании, как носитель синтаксической функции. Например, в высказывании «Вечер опустился на город» слово «вечер» является синтаксемой, которая исполняет роль сказуемого.

Каждая из них является объектом изучения соответствующего раздела этой науки.

История изучения

На протяжении развития языкознания данный раздел языкознания изучали с позиций таких аспектов:

  • логико-грамматического (начало и конец 17 века). В основе лежит идея о том, что предложение является полным аналогом логического суждения,
  • психологического. Представители – О. Потебня, А. Фортунатов. Они проводили параллели между предложением и психологическим суждением,
  • формально-грамматического (А. Пешковский). Язык рассматривали как систему, которая действует по своим внутренним законам, изучали формальные показатели предложений,
  • структурно-грамматического. Представители этого направления отделяли от этого уровня логику, психологию и утверждали, что все его единицы нужно изучать, исходя их собственного знания, без привязки к логическим категориям,
  • коммуникативного. Этот взгляд на науку и ее единицы остается актуальным до сих пор. Изучение предложения и его элементов осуществляется исходя из их роли в устной и письменной речи.

Источник: https://obraz-ola.ru/gumanitarnye-nauki/chto-takoe-edinitsa-sintaksisa.html

Синтаксис как раздел языкознания. синтаксические единицы языка

19 Синтаксис как раздел языкознания. Синтаксические единицы языка.

Информация, которая передается в речи, распределяется между различными структурными единицами языка, одну информационную «нагрузку» несут фонемы, самые мелкие «кирпичики» высказываний; другую — морфемы, это уже первичные блоки, обладающие своим значением; третью — слова, более «крупные блоки», существующие для называния явлений действительности, но все эти единицы пока не могут образовать высказывания, сообщения.

Синтаксис позволяет выполнить в языке главнейшую роль — функцию общения.

Синтаксис — раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словообразовании и учение о предложении. Впервыет термин «синтаксис» был использован стоиками в 3в. до н.э. И был отнесён к наблюдениям над логическим содержанием высказываний.

Предметом синтаксиса являются слово в его отношениях и связях с другими словами в речи, правила образования из слов более крупных единиц, обеспечивающих речевое общение. В результате соединения словоформ, употребления слов в определённых формах строятся синтаксические единицы: словосочетания, предложения.

Объект синтаксиса как области языкознания составляют те механизмы языка(морфологические, фонетические, композиционные и другие), которые обеспечивают переход от языка к речи.

Основными синтаксическими единицами являются: словоформа (т.е. слово в определённой форме), словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Предложение и словосочетание- синтаксические единицы разного назначения, каждая из них может иметь свои существенные признаки. Предложение оформляет высказывание, оно является главной единицей синтаксиса. Словосочетание — один из компонентов предложения, оно представляет собой вспомогательную единицу.

Синтаксические средства языка, с помощью которых строются предложения и словосочетания, разнообразны. Основными являются формы слов в их взаимодействии и служебные слова.

Посредством словоизменительных показателей и служебных слов осуществляется синтаксическая связь слов в словосочетании и предложении.

Например, в предложении Сквозь тучу глядело на землю негреющее солнце слова связаны родовыми окончаниями (солнце глядело, солнце негреющее),а также падежными окончаниями в сочетании с предлогами (глядело на землю, глядело сквозь тучу).

При построении предложения используются интонация и порядок слов.Интонация не только средство грамматической организации предложения, но и показатель законченности высказывания. Порядок слов — взаимное расположение их в составе словосочетания и предложения.

В языке существуют определённые правила взаимного расположения слов в разных видах их сочетаний. Так, грамматической формой является расположение сказуемого после подлежащего, согласованное определение обычно ставится перед определяемым словом, а несогласованное — после него.

Отступление от этого правила используется в стилистических целях.

Синтаксис связан со структурой мышления, нормами коммуникации и обозначаемой действительностью.

Логический и коммуникативный аспекты синтаксиса делают его наиболее универсальной частью структуры языка.

Вопрос 77.

Синтагма – это 1. По теории Ф. де Соссюра, двучленная структура, члены которой соотносятся как определяемый и определяющий. Такими членами, по мнению некоторых исследователей, могут быть:

а) морфемы в производном слове. Стол-ик (стол- — определяемое, -ук — определяющее; общее значение синтагмы — “маленький стол”). Такую синтагму называют “внутренней”, так как оба ее члена заключены в одном слове, рассматриваемом как соположение морфем;

б) составные части сложного слова, из которых одна определяет другую. Водо-воз (общее значение данной “внутренней синтагмы” — “возящий воду”);

в) компоненты подчинительного словосочетания. Новый учебник, читать книгу, быстро бежать. Такие синтагмы называют “внешними”, составляющими синтаксическое единство;

г) целые словосочетания, например обособленные члены предложения. Дети, играющие во дворе. Шел, не глядя по сторонам;

д) предикативные части сложного предложения Необходимо выяснить ошибки, которые являются типичными для всего класса.

2. Семантико-синтаксическая единица речи, образуемая группой слов в составе предложения, объединенных в смысловом и ритмомелодическом отношениях. Всегдашние занятия Троекурова / состояли в разъездах/ около пространных его владений (Пушкин) (три синтагмы). Шум походил на то, /как бы вся комната 1 наполнялась змеями (Гоголь) (три синтагмы).

Любишь кататься — / люби и саночки возить (пословица) (две синтагмы). Синтагма может также состоять из одного слова, может совпадать с целым предложением. Там, /где была раньше одинокая скала, /лежала груда обломков (А р с е н ь е в) (три синтагмы). На заводе все благополучно (Куприн) (одна синтагма).

Синтагма может совпадать или не совпадать со словосочетанием, но между ними сохраняются существенные различия: синтагма выделяется в предложении, является результатом его членения и существует только в нем, тогда как словосочетание не только выделяется в предложении, но наряду со словом служит готовым “строительным материалом” для предложения и является результатом не разложения на элементы, а синтеза элементов. Деление одного и того же предложения на синтагмы может быть различным в зависимости от контекста, ситуации, экспрессивной окраски, придаваемой высказыванию говорящим, разного осмысления содержания предложения и т. д. Этой подвижности синтагматического членения, являющегося объектом рассмотрения стилистического синтаксиса, противостоит устойчивое, основанное на определенных моделях построение словосочетаний.

Синтагмы классифицируются с точки зрения взаимосвязи входящих в них слов (напри­мер, синтагмы атрибутивные, релятивные), по их позиции в высказывании (синтагмы конечные и неконечные) и по типу оформляющего их интонационного контура (синтагмы завершённые, незавер­шён­ные, вводные, противительные, изъяснительные и др.)

Парадигма и синтагма

Парадигма — словоизменительная парадигма — в лингвистике список словоформ, принадлежащих одной лексеме и имеющих разные грамматические значения. Обычно представлена в виде таблицы. Фердинанд де Соссюр использовал этот термин для обозначения класса элементов, имеющих схожие свойства.

Построение парадигм — одно из первых лингвистических достижений человечества; вавилонские глиняные таблички с перечнями парадигм обычно считаются первым памятником лингвистики как науки.

Обычно парадигмы упорядочены в некотором традиционном порядке граммем, например, парадигма русского склонения записывается в порядке падежей И — Р — Д — В — Т — П:

рука руки руке руку рукой

о руке

Парадигма личного спряжения в европейских языках записывается обычно в порядке «иду-идёшь-идёт» (и соответственно лица называются первым, вторым и третьим), а, например, в арабском языке порядок обратный.

«Дай мне белый бумагу» — так сказать нельзя. Надо: белую бумагу. Словоформа бумагу требует, чтобы с ней была связана словоформа белую. Значит, есть законы связи грамматических единиц. Нельзя сказать «темно-коричневые глаза» , говорят карие. Здесь законы связи уже не грамматические, а лексические: одно слово не хочет быть соседом «неположенного» слова. Есть законы синтаксических связей.

Нельзя сказать: «Танцуя, музыка была слышна во всех концах зала» . Здесь синтаксически неверно употреблено деепричастие. Есть законы фонетических связей. В русском языке не могут быть рядом [з] + [к] . А перевозка? Нагрузка? Морозко? Везде сочетание [ск] , а [зк] нигде нет. Итак, в тексте единицы могут быть связаны правильно или неправильно.

Следовательно, есть языковые законы связи единиц в тексте. Эти законы называются синтагматическими (от греч. syntagma—«вместе построенное») . Сочетания словоформ (т. е. грамматических форм слов) , сочетания морфем, сочетания частей предложения, сочетания слов — это синтагмы. Но связи между единицами языка могут быть не только синтагматическими.

Словоформа дом связана со словоформами дома, дому, домом.. . Эта связь основана не на том, что единицы «соседствуют» , образуют в одном контексте единство. А иа чем? В одних случаях друг с другом связаны единицы, которые встречаются в одинаковой, в одной и той же позиции — в одном окружении. Например, падежные формы: посылаю хлеб вин. п. посылаю хлеба род. п. посылаю отцу дат. п.

посылаю почтой тв. п. посылаю на самолете предл. п. Обратите внимание: все падежные формы отличаются друг от друга и по звучанию, и по значению. Например, послал хлеб — в значении «весь» ; послал хлеба — в значении «часть» ; и та и другая форма называет объект действия; посылаю отцу — форма падежа называет адресат.

Все формы косвенных падежей, как видно, могут быть при одном глаголе — в одной позиции. Потому они и выступают как разные падежные формы, что мы можем их сравнить и противопоставить при одном и том же окружении — в одной позиции. Это — парадигма (от греч. paradigma—«образец») . В других случаях единицы связаны потому, что они не могут быть в одной позиции.

Например: я иду — ты идешь — он идет. Формы иду — идешь — идет требуют разных подлежащих, разного окружения, т. е. разных позиций. В одной позиции, при одном подлежащем они невозможны. И это тоже парадигма. В этом понимании парадигма — это совокупность единиц, которые меняются в зависимости от позиций (см. Дистрибутивный анализ) .

В чем различие между этими парадигмами? Одинаково ли их отношение к синтагмам? Единого мнения на этот счет сейчас у лингвистов нет. Дело требует изучения. Издавна принято парадигмой называть серии падежных форм или личных форм у глагола. Современное языкознание распространило это понятие на другие единицы языка. Например, возможны парадигмы звуков, предложений и т. д.

Противопоставление парадигматических и синтагматических связей было введено в науку Ф. де Соссюром; оно многое объяснило в строении языков, но и само пока еще нуждается в дальнейшем уточнении. «Все, что хочется написать в строку, — синтагма. Все, что хочется написать столбиком или в виде таблицы, — парадигма» .

Вопрос 78.

Источник: https://cyberpedia.su/9x103bb.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий