19. Школа естественного права. Возрождение натурального права

Концепции возрожденного естественного права

19. Школа естественного права. Возрождение натурального права

В конце XIX в. Возникла школа так называемого «возрожденного естественного права».

К ней принадлежали известный немецкий юрист Штаммлер, видные представители отечественного правоведения Новгородцев, Кистяковский и др.

Становление этой школы было обусловлено разочарованием реальным состоянием государственно-правовых институтов, их отставанием от потребностей общества, обострением социальных противоречий и постепенным признанием «второго поколения прав человека», т. е. социальных прав.

Принципиальным отличием нового направления от сложившихся традиций явилось то, что содержание естественного права не рассматривалось как нечто неизменное, раз и навсегда данное, соответствующее «вечному закону» и вытекающее из столь же постоянной природы человека.

Вместо классического набора неотчуждаемых прав (прежде всего свободы, равенства, собственности) выдвигалась идея «естественного права с меняющимся содержанием» (Р. Штаммлер).

Личные права дополнялись социальными, что открывало новые горизонты в преобразовании правовой системы.

После Второй мировой войны в связи с разгромом фашизма, способствовавшим дискредитации нормативистских представлений о праве как воле суверена, наблюдался новый всплеск интереса к теориям естественного права.

Большой резонанс вызвала книга Радбруха «Законное неправо и надзаконное право». В Италии крупнейшим представителем школы естественного права в XX в. Был Веккьо, в США – Фуллер (1902—1978), Дворкин и др.

Фуллер разработал оригинальную концепцию, которую он назвал «процедурное естественное право» в отличие от материального.

Гарантию справедливости (моральности) права он видел в таких внешних признаках, как полнота, непротиворечивость, соблюдение правил законотворчества и публикации законов и т. п.

Другие источники:

В новом контексте традиционная модель противопоставления естественного и позитивного права наполнялась новым содержанием и стала широко использоваться в качестве исходной правовой основы для критического анализа антиправовой идеологии и практики тоталитаризма и присущего ему правонарушающего законодательства. Юридический позитивизм обвинялся в том, что своей теоретической легитимацией любого властного произвола в качестве права он содействовал отрицанию объективных ценностей права и утверждению узаконенного бесправия при тоталитаризме.

В целом для «возрожденного» естественного права характерен заметный поворот к реальным и конкретным аспектам правовой практики, свидетельствующий о чуткости естественно-правовой мысли к актуальным проблемам действительности и способности предложить свои ответы и решения, в которых традиционная ориентация на апробированные ценности гибко сочетается с новейшими веяниями, ожиданиями и тенденциями, с духом времени.

Теологические учения традиционно занимали доминирующие позиции в рамках всего естественноправового подхода.

В рамках теологических учений имеется два основных направления:

  • томистское (и неотомистское) направление, ориентированное на учение Фомы Аквинского о разумности божественного порядка мироздания и естественном праве как выражении этого разумного порядка, и протестантское (и неопротестантское) направление, восходящее к положению Августина о воле бога как основе и источник.
  • естественного права. В отличие от томистов, признающих познаваемость разума божественного порядка, представители протестантских учений отрицают такую познаваемость и ориентируются прежде всего на Священное Писание как источник божественных установлений.

Один из крупных представителей неотомизма в XX в. французский богослов Ж. Маритен, профессор католического университета в Вашингтоне, развивал персоналистскую концепцию естественного права.

Согласно этой концепции, естественное право изначально вложено в природу человека вечным законом, который трактовался уже Фомой Аквинским как источник всех остальных законов и всеобщий закон мироздания, непосредственным проявлением которого является естественный закон.

Здесь же, в естественном законе, исходящем от вечного закона, коренятся права человека, которые Маритен трактовал как естественноправовое признание достоинства человеческой личности.

Концепцию вечного и неизменного естественного права, от которого зависят и из которого происходят все человеческие правила, предписания и установления, включая позитивное право и мораль, отстаивал бельгийский неотомист Ж. Дабен. Согласно его подходу, влияние естественного права на позитивное право опосредуется через мораль.

Австрийский неотомист Й. Месснер выступал за исследование естественного права в духе «традиционной естественноправовой этики». Человек по своей природе, согласно Месснеру, обладает смешанным нравственно-правовым сознанием.

«Непосредственное нравственно-правовое сознание человека, — писал Месснер, — само сообщает ему об основных требованиях порядка общественных отношений через нравственный естественный закон, естественное понимание совестью всеобщих нравственно-правовых принципов.

Естественная совесть — это не только совесть долга и совесть ценности, но также и правовая совесть в собственном смысле».

Месснер выделяет основной (главный) принцип («поступай справедливо, избегай несправедливости»), из которого затем выводятся «первичные элементарные принципы», требующие соблюдения меры, мира, честности, внешнего порядка и т.д., и «вторичные элементарные принципы», отвергающие ложь, воровство и т.д. как зло.

В общих границах нравственности «нравственная ответственность» рассматривается Месснером как «связующее понятие, которое ведет от нравственности к праву», которое определяется им как «минимум нравственности, необходимый для существования общества».

Закон, согласно Месснеру, должен соответствовать нравственной сущности права (естественного права). Поэтому естественноправовое учение, отмечал он, всегда твердо придерживалось того, что правоустанавливающая власть, в той мере, в какой она противоречит этим целям, является узурпированной; она лишена действительных правовых основ.

Согласно концепции неотомиста А. Ауэра, «естественное право — это вопрос философской антропологии, рассматривающей человека в его метафизическом человеческом достоинстве».

Естественное право должно оставаться тем же самым в своих теоретико-философских аксиомах и лишь по-новому засиять в свете новой материи».

Наше понимание основных принципов естественного права может углубиться и конкретизироваться, но они сами остаются неизменными.»

Плюрализм вариантов царит и внутри неопротестантского направления трактовки естественного права.

Наиболее выразительно идеи неопротестантского направления представлены в тех концепциях, в которых естественное право трактуется как вопрос веры (Х. Домбоис, Эрнст Вольф и др.

) или как нормативно-правовое преломление и выражение соответствующих библейских текстов (например, интерпретация Ф.

 Хорстом Ветхого завета в духе конституционного акта) и заповедей (трансформация новозаветной «любви к ближнему» в «право ближнего» в концепции Эрика Вольфа).

Все религиозные концепции естественного права так или иначе носят теономный характер, поскольку в них естественноправовое должное прямо или косвенно исходит из божественного авторитета.

Характерным примером светской концепции автономного естественного права является подход Г. Райнера. Наиболее точным выражением всеобщего принципа естественного права является, согласно Райнеру, формула: «каждому свое».

В этой связи он присоединяется к трактовке данного принципа известным представителем возрожденного естественного права Г.

 Ромменом, который в своей работе «Вечное возвращение естественного права» писал: «К содержанию естественного права принадлежат как очевидные принципы собственно лишь две нормы: делать справедливое, избегать несправедливое, а также старое почтенное правило: каждому свое«.

В духе принципа «каждому свое» Райнер подчеркивает, что первоначальное «свое» для каждого человека есть его тело, на уважение (и признание) которого со стороны всех других человек имеет основополагающее право.

«Принадлежности тела к сущности человека, — отмечает он, — уже достаточно для того, чтобы отсюда вывести фундаментальнейшие естественные права человека«.

В качестве таких прав он называет право человека на собственную жизнь, на неприкосновенность и невредимость собственного тела и его частей (членов), на телесную свободу, а также право на собственность (для поддержания жизни тела), которое, согласно Райнеру, по меньшей мере частично основано на владении телом и вытекающих отсюда фундаментальных правах человека. К естественным правам, относящимся к духовной стороне человеческого бытия, он относит право на честь, добрую репутацию, доброе имя.

Источник: https://yurist-77.ru/kontseptsii-vozrozhdennogo-estestvennogo-prava.html

5.4. Естественная школа права. Возрожденная естественная школа права

19. Школа естественного права. Возрождение натурального права

Основытеории естественного права были заложеныеще в Древней Греции и Древнем Риме.Платон, Сократ и другие мыслителипытались связать право со справедливыминачалами, заложенными в природе человека.Наибольшее развитие теория получила впериод буржуазных революций в трудахГроция, Спинозы, Гоббса, Локка, Монтескье,Руссо и др.

Согласноестественно-правовому подходу(юснатурализму), право по своей природе,смыслу, сущности и понятию – этоестественное право. На вопрос о том, чтотакое само естественное право, различныеестественно-правовые концепции даютразные ответы.

Естественное право лишенанадлежащей содержательной и понятийнойопределенности, поскольку в принципене может быть какого-то одного-единственногоестественного права, а есть множестворазличных естественных прав.

Поэтомупод термином «естественное право»подразумеваются различные по своемусодержанию, сущности смыслы, вкладываемыесторонниками и противникамиестественно-правовой концепции в этоустоявшееся собирательноепонятие.

Разныеестественно-правовые учения наряду сразличиями имеют нечто существеннообщее, что, собственно, и позволяетотличать естественное право от позитивногоправа. Различение естественного ипозитивного права является одним изсущественных моментов в объясненииобщего понятия естественного права.

Естественноеправо принадлежит человеку от рожденияи включает в себя право на жизнь,неприкосновенность личности, личнуюсвободу, частную собственность и др.

Эти права признаются неотчуждаемыми,и всякое посягательство на них со стороныдругих лиц, в том числе государства,является правонарушением. Естественныеправа лежат в основе позитивных(благоприобретенных, установленныхзаконом) прав.

Закон,соответствующий, развивающий,конкретизирующий естественные правачеловека, признается правовым.Несправедливый закон не создает право.

Яркимпредставителем естественно-правовойшколы Средневековья с теологическимуклоном стал Ф.Аквинский(1226-1274гг.). Его учение получило названиетомизм (в школе возрожденного естественногоправа — неотомизм).

По мнению данногофилософа, закон должен выражать общееблаго всех членов общества и долженустанавливаться всем обществом (илинепосредственно, или теми, кому онодоверило попечение о себе).

Им даетсяследующая классификация законов: 1)вечный закон; 2) естественный закон; 3)человеческий закон; 4) божественныйзакон.

Вечныйзаконпредставляет собой всеобщий законмиропорядка, выражающий божественныйразум в качестве верховного общемировогонаправляющего начала, абсолютногоправила и принципа, который управляетвсеобщей связью явлений в мирозданиии обеспечивает их целенаправленноеразвитие. Вечный закон является источникомвсех других законов, носящих болеечастный характер.

Непосредственнымпроявлением этого закона выступаетестественныйзакон,согласно которому вся богосотвореннаяприрода и природные существа (в т.ч.человек), в силу прирожденно присущихим свойств, движутся к реализации целей,предопределенных и обусловленныхзаконами их природы.

Человеческийзакон– это положительный закон, снабженныйпринудительной санкцией против егонарушений. Совершенные и добродетельныелюди могут обходиться и без человеческогозакона.

Но чтобы обезвредить людейпорочных и неподдающихся убеждениям инаставлениям, необходимы страх наказанияи принуждения. Человеческим законом,согласно учению Ф.

Аквинского, являютсятолько те человеческие законы, которыесоответствуют естественному закону,иначе эти установления – не закон, алишь искажение, отклонение от него. Сэтим связано различение справедливогои несправедливого человеческого закона.

Подбожественнымзаконом имеется в виду закон (правилаисповедания), данный людям в божественномоткровении (в ветхом и новом завете).

Божественный закон необходим дляуказания на конечные цели человеческогобытия, постижение которых превышаетсобственные ограниченные возможностичеловека.

Он необходим в качестве высшегои безусловного критерия, которым следуетруководствоваться при неизбежных спорахи разнотолках о должном и справедливом,о многочисленных человеческих законах,их достоинствах и недостатках и т.д.

Божественный закон нужен для того, чтобынаправлять внутренние (душевные)движения, которые целиком остаются внесферы воздействия человеческого закона,регулирующего лишь внешние действиячеловека. Он необходим для искоренениявсего злого и греховного, в том числевсего того, что не может быть запрещеночеловеческим законом.

Право,согласно Ф.Аквинскому, — это действиесправедливости в божественном порядкечеловеческого общежития.Естественное право в его трактовкеявляется общим для всех живых существ.Относящееся только к людям естественноеправо – это право народов (в древнеримскойклассификации).

ВXXвеке начались процессы возрождения имодернизации идей естественного права,что вылилось в возникновение школывозрожденного естественного права.

Однимиз важнейших направлений обновленияестественного права стала антитоталитарнаяинтерпретация естественно-правовыхидей и принципов, активная разработкапроблем естественных и неотчуждаемыхправ и свобод человека, ценности права,достоинства личности, правовогогосударства, что заметно подняло престижестественно-правовой идеологии вобщественном мнении послевоеннойЕвропы, усилили ее теоретические позициии практическое влияние во многих сферахполитической и правовой жизни государств.

Вцелом для возрожденного естественногоправа характерен заметный поворот креальным и конкретным аспектам правовойпрактики, свидетельствующий о чуткостиестественно-правовой мысли к актуальнымпроблемам действительности и способностипредложить свои ответы и решения.

Согласнотеории возрожденного естественногоправа то право, которое создаетсягосударством, является производным поотношению к высшему, естественномуправу, вытекающему из человеческойприроды.

Позитивное право, то есть нормы,установленные государством, признаетсяправом только в том случае, если оно непротиворечит естественному праву, тоесть общечеловеческим принципам свободы,равенства, справедливости для всехлюдей.

Врамках теории возрожденного естественногоправа выделяются несколько направлений.

Неотомизм– новейшая интерпретация средневековогоучения Фомы Аквинского.

Рассматриваявопрос о природе, сущности права,неотомистская теория пытается найтиосновные права в мировом порядке,согласующемся с религиозными догматами,вечным законом, высшим божественнымразумом.

Божественный закон призван устранятьнесовершенство человеческогоположительного закона, если он расходитсяс естественным правом. Сторонникинеотомизма подчеркивают превосходствоестественного права над правомчеловеческим, позитивным.

Светскаядоктрина естественного права исходитиз этической первоосновы права, изнеобходимости соответствия правовыхустановлений требованиям естественногоправа, основанного на стандартахсправедливого поведения.

Источник: https://studfile.net/preview/5622939/page:15/

Школа естественного права. Возрождённое естественное право

19. Школа естественного права. Возрождение натурального права

Теория ЕП создана усилиями буржуазных идеологов 17-18 века. Отцом ЕП считается Гроций. Также в числе разработчиков: Спиноза, Гоббс, Локк, Монтескьё, Руссо. Теория ЕП возрождается, в настоящее время она является одной из самых влиятельных в правоведении, фундаментальной основой современной теории прав человека.

В отличие от античных мыслителей, которые интерпретировали ЕПкак действие законов природы в поведении людей, создатели классической школы ЕП под правом понимали требования человеческого разума, коренящиеся в природе человека:

· Не трогать чужого добра

· Возвращать то, что тебе не принадлежит

· Возмещать причиненный вред

· Исполнять обещания, соблюдать договоры

· Воздавать заслуженное наказание

Естественными правами человека являются: право на жизнь, честь, достоинство, но особенно право на частную собственность. Частная собственность сторонниками школы ЕП считалась проявлением человеческого совершенства и конечной целью развития.

В Беларуси с позиции школы ЕП обосновывали необходимость воплощения в издаваемых законах справедливости (Скорина, Будный, Литвин)

В современной естественно-правовой теории права выделяют 4 направления:

· Неотомистское

· Феноменологическое

· Экзестенциалистское

· Герменевтическое

Возрождение естественного права. В XX веке начались процессы возрождения и модернизации идей естественного права, что вылилось в возникновение школы возрожденного естественного права.

В целом для возрожденного естественного права характерен заметный поворот к реальным и конкретным аспектам правовой практики.

Согласно теории возрожденного естественного права то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы.

Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей. В рамках теории возрожденного естественного права выделяются несколько направлений.

· Неотомизм – новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского.

Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом.

Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого положительного закона, если он расходится с естественным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным

· Светская доктрина естественного права исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения

Историческая школа права

Возникла: конец 18в в Германии. Прекратила существование: середина 19в. Представители: Гюго, Савиньи, Пухта, Тибо.

Историческая школа права критикует естественное право за его неисторичность, недоказуемость научными способами.

Она базируется на изучении римского права и пытается перенести его закономерности на развитие права вообще. Право развивается постепенно, эволюционно, подобно языку, отражает уникальный народный дух.

Основным источником права является обычай, который имеет длительное время реализации.

Исторический народный дух выражается:

· Народом

· Юристами

· Государством

На первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев; на втором делается предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя при этом связи со своим корнем – общим убеждением народа.

По мнению представителей исторической школы права, бесцельно и бессмысленно искусственно конструировать и в любое время предлагать людям ту или иную придуманную правовую систему.

Созданная отдельно от самой истории жизни народного духа она не может привиться обществу.

Правовым установлениям свойственна органичность, которая выражается и в том, что стадии и ритмы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни: право имеет историю.

Юристы исторической школы права видели назначение действующих в государстве юридических институтов в том, чтобы служить опорой внешнего порядка, каким бы консервативным он не был.

Юристы исторической школы права:

· Выступали в защиту крепостничества

· Выступали в защиту монархической государственности

· Выступали в защиту феодального права

· Отвергали теорию договорного происхождения государства

· Не признавали права народа на революцию

· Отклоняли идею разделения властей

Сопряженная с отрицанием прогрессивных идей буржуазного общества историческая школа права не нашла широкого круга почитателей.

Вместе с тем, в философско-юридических суждениях данной школы положительное значение имела критика представлений естественно-правового толка о вечности, неизменности и неподвижности права.

Заслуживает внимание и попытка трактовать правовые институты в качестве особых социальных явлений, исторически закономерно рождающихся, функционирующих и развивающихся в целостном единстве жизни каждого народа.

Источник: https://cyberpedia.su/13xf80b.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий