19. Нормы построения предложений с однородными членами.

Предложения с однородными членами: синтаксическая и пунктуационная нормы

19. Нормы построения предложений с однородными членами.

Урок русского языка в 11 классе

Тема:Предложения с однородными членами: синтаксическая и пунктуационная нормы

Цели:

— обобщить, углубить имеющиеся знания о предложениях с однородными членами (особенности однородных членов, знаки препинания в предложениях с однородными членами);

— организовать работу над синтаксической нормой, регламентирующей построение предложений с однородными членами;

— развивать мышление и речь, умение видеть и применять на практике навыки самоконтроля и самопроверки;

— воспитывать культуру общения и культуру умственного труда.

Тип урока: повторение, обобщение и углубление знаний

Ход урока

1.Задание-провокация

На доске – высказывание Александра Ивановича Куприна в изменённом виде:

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, русский язык в умелых руках и опытных устах певуч, русский язык в умелых руках и опытных устах выразителен, русский язык в умелых руках и опытных устах гибок, русский язык в умелых руках и опытных устах послушен, русский язык в умелых руках и опытных устах ловок, русский язык в умелых руках и опытных устах вместителен.

— Что неправильно в этом предложении? Почему оно не звучит?

/здесь присутствует речевая ошибка, повторение одного и того же и не использована экономность языка/

— Как нам нужно перестроить высказывание, чтобы избежать речевой ошибки?

Реальное высказывание на слайде Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

— Какое предложение перед нами? (простое, осложненное однородными членами предложения)

— Овладеть языком в совершенстве – значит обеспечить себя счастливым билетом в мир грамотного общения. И сегодня нам предстоит твёрдо стать на ещё одну ступеньку знаний, имя которой – однородные члены предложения.

Запись числа и темы урока в тетради.

— Давайте сформулируем цели нашего сегодняшнего урока, используя следующие слова:

ПОВТОРИТЬ, что такое однородные члены предложения

СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ навык построения предложений с однородными членами

ЗАКРЕПИТЬ навык постановки знаков препинания при однородных членах.

— Сегодня на уроке у вас будет возможность снова побыть учителями. И каждый из вас сможет самостоятельно оценивать свои знания. Для этого у вас на столах лежат ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТЫ, в которые вы будете вносить отметки за каждое задание, а в конце урока мы узнаем, какой балл вы сегодня получили.

Оценочный лист ученика(цы) 11 класса__________________(Ф.И.)

Этап урокаТрёхбуквен-ный диктантДа-неткаГрафический диктантПисьмо с пробеламиТестСредний балл
Оценка

2. Повторение пройденного материала

— Одной из целей нашего урока было повторение. И сегодня мы с вами повторим не только материал, касающийся однородных членов предложения, но и правило правописания приставок ПРЕ-, ПРИ-. Для этого мы проведем

Трёхбуквенный диктант

Придорожный, преуспевать, привстать, претензия, приклеить, преградить, прикрыть, пришкольный, присвоить, преимущество

Проверка по слайду, оценивание – 1 слово – 1 балл выставляем в оценочный лист

3.Повторение теоретического материала – игра «Да-нетка (читает учитель, на слайде предложения) 1 правильный ответ – 1 балл

утверждениеданет
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к разным членам предложения+
Между собой однородные члены связываются с помощью перечислительной интонации или с помощью сочинительных союзов+
Однородными могут быть только второстепенные члены предложения+
Однородными могут быть только главные члены предложения+
Однородные члены предложения могут быть выражены разными частями речи+
В предложении однородные члены могут быть связаны подчинительными и сочинительными союзами+
В предложении может быть несколько рядов однородных членов+
Запятая ставится при однородных членах в предложении перед противительными союзами, перед повторяющимися, перед второй частью двойных союзов, перед союзом да и, обозначающим добавочное действие+
Запятая не ставится при однородных членах в предложении перед одиночным соединительным или разделительным союзом, во фразеологизмах: ни то ни сё, и так и сяк, ни рыба ни мясо, и день и ночь+
Обобщающее слово и однородные члены предложения не являются одним членом предложения+

4. Применение теоретических знаний. Графический диктант

Составить схемы однородных членов, которые вы встретите в предложениях.

1) Ни ранения, ни боль, ни смерть не пугали этого мужественного человека.

2) Доктриной называют как научную теорию, так и связную концепцию во внешней или внутренней политике.

3) В марте прилетают не только грачи, но и первые ранние скворцы.

4) Метель то подталкивала нас в спину, то налетала сбоку и разворачивала поперек улицы.

5) Брат был умен, легко решал задачи и легко научился делать фокусы.

6) Черная дыра тоннеля то виднелась отчетливо, то пропадала в подымавшемся от раскаленных камней тумане.

7) Ласточку можно увидеть под крышами разных построек: в сенях, в сарае, в хлеву, под навесом для сена, на чердаке дома.

8) Мне пришлось читать Ане и стихи, и сказки, и потешки.

9) Налетел дождик, нашумел, но не утешил, не напоил.

10) Все замерло удрученно и растерянно.

Проверка по слайду, оценивание – 1 схема – 1 балл выставляем в оценочный лист

5. Физкультминутка: найти части парных союзов

Парные союзы развешены в кабинете, их необходимо собрать и привести пример предложения с их использованием.

(Не только…но и, как…так и, если не… то, не столько… сколько, хотя и …но).

6. Задание «Письмо с пробелами» На доске написано предложение

— В тексте пропущены обобщающие слова, они закрыты знаками. Восстановите обобщающие слова. Запишите предложение, расставьте знаки препинания.

Многие великие [деятели] культуры: писатели, учёные, художники, композиторы – высоко ценили, собирали, изучали народные сказки и использовали их в своём [творчестве]: в литературе, живописи, музыке.

7. Задание «Синтаксические ошибки». Найдите синтаксические ошибки в предложениях. Прочитайте и исправьте их.

1. Комната мне нравится, потому что в ней светло, уютно, большая и чистая.

2. Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату.

3. Мальчик был лобастый, но очень серьёзный.

4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариковая ручка, капиллярная ручка.

5. В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда.

6. Родители были очень веселые и радующиеся.

7. Тревога и тоска застыла в их глазах.

8. Рефлексивный тест

Определить предложения, в которых знаки препинания расставлены правильно. Запишите буквенный код.

О) Человек, плохо владеющий языком, не может ни определить своё мнение, ни выразить его.

Н) Собака, человек, да кошка, да сокол друг другу поклялись однажды в дружбе вечной.

А) Отношения наши были, хотя и просты, но холодны.

В) Немало вдохновенных строк о любви к Родине находим мы у Лермонтова, и Островского, Тургенева, и Пушкина.

Ч) Блеск солнца, блеск экипажей, лошади – всё это так поразительно ново, что душа Гриши наполняется чувством наслаждения.

И) Да этот твой знакомый – ни рыба ни мясо.

Л) На столе не осталось ни рыбы, ни мяса.

К) Научные теории должны, как объяснять уже известные факты, так и предсказывать результаты будущих экспериментов.

Т) Всё кругом: солнце над головой, зелёная трава на улице, шумящая листва на деревьях – выглядело несказанно радостным.

О) Никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим.

В результате правильного выполнения теста должно получиться слово «ОТЛИЧНО», которое можно прочитать справа налево.

9.Вредный совет» учителя:

«Исправьте ошибки в совете. Трансформация в «Добрый совет»

И в сочинениях и в домашних упражнениях и в творческих работах будьте аккуратны со знаками препинания!

10. Подведение итогов.

— Что мы повторяли сегодня на уроке?

— Какие цели мы ставили в начале урока? Мы достигли поставленных целей?

(обращаемся к словам на доске)

ПОВТОРИТЬ, что такое однородные члены предложения

СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ навык построения предложений с однородными членами

ЗАКРЕПИТЬ навык постановки знаков препинания при однородных членах.

— Что было самым важным для вас на уроке?

11. Рефлексия

Все заработанные баллы сложите и поделите на 5. Средний балл и есть ваша отметка за урок. Сдайте свои оценочные листы. Ну а насколько продуктивным для вас был наш урок, определите, поместив своих человечков на лестницу успеха.

12. Домашнее задание § 12, упр. 139 (1-5 предложения) Спишите предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Однородные члены подчеркните как члены предложения.

13. Выставление отметок

9. Задание «Внимание! Фразеологизмы!» (конструирование предложений)

Запятая не ставится и во фразеологизмах с повторяющимися союзами. Составьте предложение, где будут использованы эти фразеологизмы.

Ни то ни сё

Ни там ни сям

Ни рыба ни мясо

Ни Богу свечка ни чёрту кочерга

8. Графический разбор предложения. Запись предложения на доске.

Успех следует измерять не столько положением, которого человек достиг в жизни, сколько теми препятствиями, какие он преодолел, добиваясь успеха.

Источник: https://multiurok.ru/files/predlozheniia-s-odnorodnymi-chlenami-sintaksichesk.html

Нормы построения предложений с однородными членами в деловой письменной речи

19. Нормы построения предложений с однородными членами.

                      Лабораторная работа №11

Нормы употребления второстепенных членов предложения.

Вопросы

  1. Расскажите о выборе падежа определения при сочетаниях «два (три, четыре) + существительное в родительном падеже».
  2. Падеж приложений.
  3. Падеж прямого дополнения при глаголах с отрицанием.  

1.Выберите необходимую форму определения.

Правее – три (огромные, огромных) дуба.

Здесь —  в приложении – две (ранние, ранних) статьи Чуковского.

Валя вытащил наугад три (смятые, смятых) (сотенные, сотенных) купюры.

(Последние, последних)  двадцать лет я прихожу на поэтические авторские вечера с диктофоном.

Впереди были (полные, полных) три дня  в Каире.

Ни ветра, ни маленького облака за (целые, целых)  два месяца.

Мы прожили в эвакуации четыре  (военных, военные) года , бесконечно (долгие, долгих) и (мучительные, мучительных).

2.Отметьте  предложения,  в которых нормы согласования определений не нарушены.

За последних три года она видела множество подобных проектов.

И холод, и жара – два большие неудобства  для человека.

За последние четыре года количество учащихся начальных классов  сократилось в два раза.

Следующие два десятка лет  поэт печатал свои стихи  в местной газете.

Юра пересадил своих рыбок  в две стеклянные  банки, подготовленные с вечера.

3.Отметьте предложения,  в которых нарушены нормы согласования определений; исправьте ошибки.

 Только за последние  пять лет в области  построено около сорока школ.

——————————————————————————————————————-

Целых три дня я бродил по городу в глубокой тоске , решительно не понимая, что со мной делается.

———————————————————————————————————————

Два листочка, оставшихся на ветке,  высохли и почернели.

——————————————————————————————————————-

Фокину нужно было отправить  четыре  заказные письма.

——————————————————————————————————————

Три других виноградника, купленных Воробьевым, были засажены виноградом  не столовых, а винных сортов.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

4.Выберите необходимую форму приложения.

Через четыре дня лодки причаливали  к острову (Эферия, Эферии).

Ибн-Сина родился в селении  (Афшана, Афшане), что в 12 километрах от Бухары.

В 1648 году  приказчик из города (Великий Устюг, Великого Устюга) Федот Попов и казак Семен Дежнев  на свои средства  организовали  экспедицию для  поиска мест обитания моржей.

Петровская экспедиция  побывала на  полуострове  (Камчатка, Камчатке).

Греки верили, что боги живут на вершине  горы (Олимп, Олимпа).

Температура звезды (Сириус, Сириуса)  достаточно высока.

Местом для столицы Константин решил выбрать греческий город Византий на берегу пролива (Босфор, Босфора).

5.Отметьте предложения, в которых нарушены синтаксические нормы; исправьте ошибки.

В Гургане  Ибн-Сина  работал над самым знаменитым  трудом «Каноном врачебной науки», начал две философские работы «Книгу исцеления» и «Книгу спасения».

———————————————————————————————————————

Один из среднеазиатских писателей  XII века  говорил: «Те врачи, которые познакомились основательно  с «Каноном врачебной науки»  Ибн-Сины,  не нуждаются в изучении других  сочинений.

———————————————————————————————————————

———————————————————————————————————————

——————————————————————————————————————— 

 Народный поэт Беларуси Якуб Колас родился в деревне Акинчицы, на Столбцовщине.

———————————————————————————————————————

Завод выпустил новое  поколение телевизоров « Горизонт».

———————————————————————————————————————

О планете Уране стало  известно в конце XYIII века.

6.Объясните, почему приложения согласуются либо не  согласуются с  определяемым  словом.

В конце июля 1824 года  начались работы по обустройству рек Бебжа и Нетта.

В городе  Барановичи живет  интересный человек – врач по специальности, писатель по призванию.

Деревушка Закутье с райцентром  Дежином  соединяется проселочной дорогой.

Лодки отплывают вниз по течению  к городу  Витичеву , расположенному  к югу от Киева.

Съезд всех князей состоялся  в городке Любече под Киевом.

Сигизмунд с войском  перешел  пограничную  речку  Ивалу.

Василий Тихонов  поплыл вниз по течению реки Воронеж, а затем по Дону.

7.Отметьте предложения, в которых слова, данные в скобках, необходимо  или предпочтительно  поставить в форме  родительного падежа.

Писатель не терпел (фальш)  в отношении к людям труда.

Ты не купил (булка)?

Лешка в этих спорах  (участие) не принимал.

Лариса на шум (никакое внимание) не обращает, даже (глаза) от  книги не оторвет.

Больше не приезжай: ни (яблочко) не продам.

8.Отметьте предложения, в которых дополнения, данные в скобках, необходимо или предпочтительно поставить  в форме винительного падежа.

Если бы тетя Надя не погасила (свет), он бы не лег спать.

Сергей никогда не видел (кипарисы).

Я не имел ни (малейшее понятие) об их замыслах.

Света долго не решалась надеть  (новое платье).

Парковались осторожно,  чтобы не поцарапать  (машина).

9.Отметьте предложения, в которых синтаксические нормы не нарушены.

Мама в своем  младшем брате душу не чаяла.

27 марта  на Сольнице, правом притоке реки  Северный Донец, разгорелось новое сражение.

Вместе с Петром шли четыре голландских шкипера.

Малахов любил ездить на своем  автомобиле «Волга».

Город Дубна расположен на реке Волге.

Г.И.Шелехов в 1784 году  основал русское поселение на острове Кадъяк, положив тем самым начало  заселения русскими Аляски.

10.Отметьте предложения, в которых нарушены синтаксические нормы. Исправьте грамматические ошибки.

Театр  был на гастролях в городе Минск.

Александр Данилович не ожидал такого вопроса.

Через неполных два дня художники представили свои картины.

Речка Немига течет в трубах под улицей  Немига.

В штате Техасе большие посевы  хлопчатника.

11. Составьте текст письма – просьбы, используя конструкции предложений с второстепенными членами.

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D1%81_%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8_%D1%87%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8/132731_2059497_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Нарушение синтаксических норм при построении различных предложений Построение предложений с однородными членами

19. Нормы построения предложений с однородными членами.

С этим файлом связано 98 файл(ов). Среди них: zvdv1-v8var5.doc, zarojdeniepis-mennosti.doc, zanyatie7.doc, zanyatie29.doc, zanyatie-46.doc, zadv1-v8var9.doc, zadv1-v8var8.doc, zadv1-v8var7.doc, zadv1-v8var6.doc, zadv1-v8var4.doc и ещё 88 файл(а).

Показать все связанные файлы Чаще всего в задании А5 встречаются следующие типы предложений с однородными членами, в которых могут быть допущены грамматические ошибки:

  • Предложения, в которых однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово.

В таких предложениях очень важно обращать внимание на то, могут ли оба этих слова управлять тем падежом, в котором стоит зависимое слово. Рассмотрим на примере:

Сказуемые придумал и восхищается имеют одно зависимое слово теорией, которое стоит в т.п.

Но глагол придумал не может управлять т.п. (придумал (кем? чем?)…) – следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант:

  • Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами:не только…, но и…; если не…, то… и др. В таких предложениях нужно обращать внимание на два момента:

– Части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены.

Ср.: Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для его читателей.Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для его читателей.

В первом предложении союз соединяет слова не только главным…, но и длячитателей, а они не являются однородными членами предложения. Следовательно, этот вариант является ошибочным. Верным является второе предложение, так как союз в нем соединяет однородные дополнения: не только для создателя…,но и длячитателей.

– Части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами. Так, ошибочным будет предложение Можно утверждать, что настроение было главным не толькодля создателя стихотворения, а такжедля его читателей, так как союза не только.., а также… нет.

  • Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово. Рассмотрим предложение Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.

В данном предложении обобщающее слово русских классиков стоит в форме р.п., а все однородные члены: Гоголь, Тургенев, Толстой – в форме и.п. Следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант:Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого.Следующие грамматические ошибки встречаются реже в тестах ЕГЭ, но на них тоже следует обратить внимание.

  • Пропуск предлога при однородных членах.

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

Перед словом скверах необходимо добавить предлог в, так как это слово не употребляется с предлогом на. Правильный вариант: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

  • Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов.

В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

Апельсины и бананы являются видовыми понятиями по отношению к слову фрукты, следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду однородных членов. Правильный вариант: В пакете лежали сок ифрукты: бананы, апельсины.

  • Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий.

Провожающие шли с сумками и печальными лицами.

  • Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий.

Навстречу двигались жители села, мужчины, дети.

Мужчины и дети также являются жителями села.

Если в предложении содержится имя собственное, заключенное в кавычки и являющееся названием чего-либо (газеты, журнала, книги), то необходимо обратить внимание на наличие перед ним имени нарицательного, относящегося к этому имени собственному. Если такое нарицательное существительное стоит перед собственным, то изменяется только оно, а имя собственное всегда стоит в и.п. Если же нарицательное существительное отсутствует, то изменяется (по необходимости) имя собственное. Сравним три предложения:

1) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

Первые два предложения построены грамматически верно, в третьем содержится грамматическая ошибка, так как при наличии имени нарицательного собственное должно стоять в и.п. (см. предложение 1).

В предложениях, содержащих причастный оборот, необходимо обращать внимание на следующие моменты:

  • Согласование причастия с определяемым словом в роде, числе и падеже.

Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.

Определяемое слово образ стоит в и.п., ед. ч., м. р., а причастие созданные – в и.п., мн. ч. Следовательно, данное предложение построено грамматически неверно. Правильный вариант: Образ поэта-пророка, созданный Пушкиным, определял и его собственную жизнь.

  • Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после.

Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.

Определяемое слово снайпера разрывает в данном предложении причастный оборот засевшего на дереве, следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка. Правильные варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера.

  • Необходимо правильно найти определяемое слово.

В данном предложении определяемым является слово сына, а не лицо, следовательно, верный вариант:

Чаще всего грамматические ошибки в сложноподчиненных предложениях могут быть допущены в следующих случаях:

  • Предложения, в которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова кто. Обычно такие предложения начинаются со слов: все, кто…, те, кто…, тот, кто…, никто из тех, кто… и т.п.

Важно помнить, что местоимение кто употребляется только с глаголами в форме ед. ч. При этом также необходимо обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения.Данное предложение построено грамматически верно. Ошибочными были бы следующие варианты такого предложения:

  • Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский.

При таком построении предложения неясно, к какому из слов относится придаточная часть которым управляет Сквозник-Дмухановский. Правильный вариант: В письме говорилось, что в город,которым управляет Сквозник-Дмухановский, едет ревизор.

  • Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

В комедии «Ревизор» развертывается конфликт, которым ведут герои.

Правильный вариант: В комедии «Ревизор» развертывается конфликт (какой?), который ведут герои.

  • Неверное соединение с помощью союза и причастного оборота и придаточной части.

Я пил кофе, (приготовленный барменом) и (в который добавили виски).

В подобных предложениях причастный оборот следует ставить перед определяемым словом. Правильный вариант: Я пил (приготовленный барменом)кофе, (в который добавили виски).

  • Употребление предлога по.

В значении «после чего-либо» предлог по управляет п.п., то есть то слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в п.п. (по приезде в Москву = после приезда в Москву; по истечении срока = после истечения срока и т.п).

По прибытии домой (= после прибытия домой) он чувствовал себя плохо.

  • Употребление предлога благодаря.

Предлог благодаря управляет д.п.

Он многого достиг в жизни (благодаря чему?) благодаря этому влиянию.

  • Употребление предлога согласно.

Предлог согласно также управляет д.п.

Предоставьте Сергеевой отпуск (согласно чему?) согласно личному заявлению.

Приведем еще несколько примеров предложного управления.Кроме неправильного употребления слов с предлогами, трудности вызывает и построение беспредложных конструкций. Рассмотрим некоторые из них.

  • Самой распространенной ошибкой при построении предложений с косвенной речью является использование в придаточной части местоимений 1-го и 2-го лица. Это допустимо только при передаче прямой речи.

Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».

Правильные варианты: Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье». Осуждая своих современников, М.Ю.

 Лермонтов пишет о том, что он печально смотрит на свое поколенье.

  • Также одной из распространенных ошибок является употребление союза что в придаточной части при наличии ли.

Я не заметил, что находится ли он в комнате.

Правильный вариант: Я не заметил, находится ли он в комнате.

  • Нельзя оформлять предложение, которое начинается с вводной конструкции, как прямую речь.

Неверный вариант: Как сказал А.П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно».

Правильный вариант: Как сказал А.П. Чехов, «в человеке должно быть все прекрасно».

  • Ошибочным является использование большой буквы в цитате при передаче косвенной речи.

Неверный вариант: Сенат же постановил, что «Челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».

Правильный вариант: Сенат же постановил, что «челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».

перейти в каталог файлов

Источник: http://urok.zodorov.ru/narushenie-sintaksicheskih-norm-pri-postroenii-razlichnih-pred/index.html

Ошибка в построении предложения с однородными членами

19. Нормы построения предложений с однородными членами.

В статье рассмотрены частые грамматические ошибки, которые встречаются в предложениях с однородными членами. Приведены правила, которые касаются употребления однородных членов с союзами, предлогами, обобщающими словами.

Однородные члены предложения – члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую и грамматическую функцию, отвечающие на один вопрос.

Наиболее частые случаи и примеры ошибок в построении предложений с однородными членами приведены в таблице.

ПравилоПримеры неправильного построенияПримеры правильного построения
В однородный ряд нельзя объединять:1) именные и глагольные сказуемые;2) части простого (слова, словосочетания) и сложного (целые предложения) предложений;3) слова, обозначающие родовые и видовые понятия;4) инфинитив (глагол) и существительное;5) разные формы прилагательных (в том числе полные и краткие);6) разные видо-временные формы глаголов;7) существительные в разных падежных формах.Он купил яблоки, орехи, продукты (яблоки, орехи – видовое понятие, продукты – родовое).Здание было обветшалое, старо и недостроенное (обветшалое – полное прилагательное, старо – краткое прилагательное, недостроенное – причастие).Мне не нравится ждать и когда люди опаздывают (слово ждать и часть сложного предложения когда люди опаздывают не могут быть однородными членами предложения)Он купил яблоки, орехи, другие продукты.Недостроенное здание было старое и обветшалое.Мне не нравится ждать. Я не люблю, когда люди опаздывают.
Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах предложения, требующих разного управления.В гостиной я увидел и обрадовался старому другу (увидел (кого?), обрадовался (кому?) – слова с разным управлением).Она услышала и ответила на вопрос (услышала (что?), ответила (на что?) – слова с разным управлением).В гостиной я увидел старого друга и обрадовался ему.Она услышала вопрос и ответила на него.
Важно соблюдать правильный порядок слов при двойных союзах между однородными членами предложения. Однородные члены предложения должны стоять строго после частей двойного союза.Учительница рассказала как о существительных, а также о прилагательных (однородные члены существительных, прилагательных неверно употреблены с двойным союзом).Эти книги не только предназначены для преподавателей, но и для студентов (обе части двойного союза не только, но и должны стоять перед однородными членами для преподавателей, для учителей).Учительница рассказала как о существительных, так и о прилагательных. (Учительница рассказала о существительных, а также о прилагательных).Эти книги предназначены не только для преподавателей, но и для студентов.
Обобщающее слово должно относиться ко всем однородным членам предложения.Обобщающее слово должно быть в том же падеже, что и относящиеся к нему однородные члены предложения.На столе были разные напитки: сок, вода, компот и сыры (слово сыры не относится к обобщающему слову напитки).Он был известен двумя чертами: разговорчивость и доброта (слово чертами употреблено в Т. п., слова разговорчивость и доброта в И. п.)На столе были сыры и разные напитки: сок, вода, компот.Он был известен двумя чертами: разговорчивостью и добротой.
Если однородные члены предложения употребляются с одинаковыми предлогами, перед вторым и последующими однородными членами предлог можно опустить.Если однородные члены употребляются с разными предлогами, пропуск предлога является грамматической ошибкой.Петя побывал в Африке, Австралии, Мадагаскаре (слова Африке, Австралии требуют предлога в, Мадагаскаре – предлога на).Петя побывал в Африке, Австралии, на Мадагаскаре.Рассказ о мужчинах, женщинах.
Нежелательно употребление нескольких рядов однородных членов в одном предложении.Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись, рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей.Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись. Они рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей.

Как видно из таблицы, ошибка в построении предложения с однородными членами может быть допущена только в случае, когда ученик не понимает, что такое однородные члены предложения, ставит в однородный ряд слова с разными грамматическими и синтаксическими признаками.

Важно! В некоторых случаях однородными членами предложения могут быть слова разных частей речи, слова и словосочетания (фразеологические обороты). Например: В комнату вбежала веселая, громко смеющаяся девочка. Ученица отвечала бойко, прекрасным языком.

  • В однородный ряд нельзя объединять разные грамматические формы слов, разные синтаксические конструкции;
  • В однородный ряд нельзя объединять разные части речи;
  • Обобщающее слово должно быть в той же грамматической форме, что и однородные члены предложения, относиться к ним по смыслу;
  • Части двойного союза должны стоять строго перед однородными членами предложения.

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 166.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/oshibka-v-postroenii-predlozheniya-s-odnorodnymi-chlenami.html

Однородные члены предложения. Ошибка в построении предложения с однородным членами

19. Нормы построения предложений с однородными членами.

Однородные члены предложения — это одинаковые, равноправные члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному слову.

Они соединены сочинительной связью — то есть ни один из однородных членов не подчиняется другому, от одного к другому поставить вопрос нельзя.

Сочинительную связь могут осуществлять соединительные, противительные и разделительные союзы: и, а, но и другие. Связь может быть бессоюзной — в этом случае однородные члены обычно идут через запятую.

Однородные члены. Примеры

Любые члены предложения могут быть однородными.

Однородные подлежащие: Мама и папа пошли в кино.

Однородные сказуемые: Дети играли, пели и танцевали.

Однородные дополнения: Цветочница торговала розами, тюльпанами, герберами.

Однородные определения: Я увидел красные, желтые, зеленые шарики.

Однородные обстоятельства: Зверь двигался быстро, но осторожно.

Однородные члены могут быть нераспространенными, то есть без зависимых слов, или распространенными, то есть имеющими зависимые слова.
Пример распространенных однородных членов: В зоопарке дети видели огромного слона, крошечную обезьянку, цветастого попугая. Здесь у каждого дополнения есть собственное определение.

Чаще всего однородные члены выражаются словами одной и той же части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи:
Мы работали споро, с огоньком. Это однородные обстоятельства, оба отвечают на вопрос «как?». При этом первое обстоятельство выражено наречием (споро), а второе — существительным с предлогом (с огоньком).

В предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и больше:
Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки. (А. Серафимович) В этом примере два однородных сказуемых (крепчал и щипал), а также три однородных дополнениях (уши, лицо и руки).

Как найти однородные члены предложения?

Чтобы понять, есть ли в предложении однородные члены, и найти их, необходимо:

  1. Выделить грамматическую основу предложения — подлежащее и сказуемое

  2. Установить, есть ли в предложении члены, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову.

  3. Удостовериться, что однородные члены связаны сочинительной связью.

Пример:

А я иду, шагаю по Москве. (Г. Шпаликов)

Выделяем грамматическую основу. Подлежащее: (кто?) я. Сказуемое: (я что делаю?) иду, (я что делаю?) шагаю.

Получается, что в предложении два однородных сказуемых: глаголы иду и шагаю отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову — подлежащему.

Сказуемые соединены сочинительной связью: союза нет, но есть перечислительная интонация, на письме она выражена запятой.

Знаки препинания при однородных членах

  • Если между однородными членами нет союзов, обычно ставится запятая:Вопросы, восклицания, рассказы посыпались наперерыв. (И.С. Тургенев) В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются. (С.Т. Аскаков)
  • Для усиления выразительности автор может ставить между однородными членами тире:Все говорят одно и то же: Распутин — царица — немцы — война — революция. (М. Горький)
  • Распространенные однородные члены, особенно если внутри есть запятые, для ясности можно разделять точкой с запятой:Здесь были люди из города и из станиц и хуторов, задержанные по подозрению в том, что они советские работники, партизаны, коммунисты, комсомольцы; люди, поступком или словом оскорбившие немецкий мундир; люди, скрывавшие свое еврейское происхождение; люди, задержанные за то, что они без документов, и просто за то, что они люди. (А.А. Фадеев)
  • Если между однородными членами стоит одиночные соединительный союз и, да, да и, запятая не ставится:Он шел все прямо и вперед. (Д. Хармс)Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега. (А.П. Чехов)
  • Между однородными членами предложения с противительным союзом а, но, да, однако, зато ставится запятая:Приют наш мал, зато спокоен. (М.Ю. Лермонтов)Было светло, но по-осеннему скучно. (М. Горький)
  • Если однородные члены соединены повторяющимися союзами, запятая ставится:В этом возгласе было и восхищение, и благодарность, и любовь. (К.Г. Паустовский) Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в голове Оленина. (Л.Н. Толстой)
  • Если однородные члены соединены двойными или парными союзами (если не…то, хотя…но, не только…но и), запятая ставится только перед второй частью союза:Санин ощущал во всем существе своем если не удовольствие, то некоторую легкость. (И.С. Тургенев)Я имею поручение как от судьи, так равно и от всех наших знакомых примирить вас с приятелем вашим. (Н.В. Гоголь)
  • Если однородным членам предложения предшествует обобщающее слово, то перед однородными ставится двоеточие:Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного неба. (К.Г. Паустовский)Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик. (В.Г. Короленко)

Ошибка в построении предложения с однородными членами. Как ее найти?

Ошибка в построении предложения с однородными членами — это ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку. Проблема возникает, когда в однородный ряд ставят элементы с разными грамматическими и синтаксическими признаками.

Чтобы найти ошибку, помните главные правила:

  • Нельзя объединять в однородный ряд разнородные элементы.1) именные и глагольные сказуемые.Пример ошибки: Он студент и работает.Правильный вариант: Он учится и работает.2) части простого и сложного предложений — отдельные слова и целые предложения.Пример ошибки: Мне не нравится ждать и когда люди опаздывают.Правильный вариант: Мне не нравится ждать и я не люблю, когда люди опаздывают.3) слова, обозначающие родовые и видовые понятия.Пример ошибки: Здесь были кошки, собаки, лошади, животные.Правильный вариант: Здесь были кошки, собаки, лошади и другие животные.4) инфинитив и существительное.Пример ошибки: Я хотел воды и спать.Правильный вариант: Я хотел пить и спать.5) разные формы прилагательных, в том числе полные и краткие.Пример ошибки: Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый. Правильный вариант: Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только ранен.6) разные видо-временные формы глаголов.Пример ошибки: Я шел и думаю…Правильный вариант: Я шел и думал…7) существительные в разных падежных формах.Пример ошибки:Мы купили масло, помидоров и молока.Правильный вариант: Мы купили масла, помидоров и молока.
  • Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах предложения, требующих разного управления.Пример ошибки: Занятия ведутся в соответствии и на основе утвержденного графика.Правильный вариант: Занятия ведутся на основе утвержденного графика и в соответствии с ним.
  • Соблюдайте порядок слов при двойных союзах.Пример ошибки: Учебник не только предназначен для преподавателей, но и для студентов. Правильный вариант: Учебник предназначен не только для преподавателей, но и для студентов.
  • Обобщающее слово должно относиться ко всем однородным членам предложения.Пример ошибки: Нам предложили разные закуски: рыбу, сыры, мясо, вино.Правильный вариант: Нам предложили вино и разные закуски: рыбу, сыры, мясо.
  • Обобщающее слово должно стоять в том же падеже, что и однородные члены.Пример ошибки: Его ценили благодаря двум чертам: ум и доброта.Правильный вариант: Его ценили благодаря двум чертам: уму и доброте.
  • Если однородные члены употребляются с разными предлогами, пропуск предлога — ошибка (если повторяется один и тот же предлог, при повторе его можно опустить).Пример ошибки: Мы были в Англии, Египте, БагамахПравильный вариант: Мы были в Англии, Египте, на Багамах.

Источник: https://www.anews.com/p/112643676-odnorodnye-chleny-predlozheniya-oshibka-v-postroenii-predlozheniya-s-odnorodnym-chlenami/

3.4. Предложения с однородными членами

19. Нормы построения предложений с однородными членами.

В устной и письменной речи наблюдается много ошибок и недочётов, связанных с использованием однородных членов. Можно выделить несколько типов таких ошибок.

1. Главное правило построения предложения с однородными членами заключается в том, что сочинительной связью объединяются компоненты, обозначающие логически сопоставимые понятия.

Речевым недочётом является объединение слов, обозначающих родовые и видовые понятия, скрещивающиеся (частично совпадающие по объему) понятия (люди и женщины, овощи и морковь, женщины и редакторы), а также слов, далёких друг от друга по значению (если, конечно, это не делается намеренно):

Больше всего люблю бананы, субботу и телевизор.

2. Следует избегать конструкций, в которых управляемое слово может быть отнесено к разным рядам однородных членов.

Например: Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. В данном случае предложение содержит три существительных в родительном падеже (ликвидации, неполадок, ремонта).

Поэтому союз и может объединять как формы ликвидации и ремонта, так и формы неполадок и ремонта.

Поскольку в непосредственной близости находятся формы неполадок и ремонта, то можно решить, будто жильцы требовали ликвидации ремонта.

3. Однородные члены могут быть выражены одинаковыми и разнотипными морфологическими формами.

Ср.: красные и белые розы – высокая, со стройной фигурой девушка.

  • Однако предпочтительным в речевой практике является употребление однородных членов с однотипными морфологическими формами. В ряде случаев использование одинакового морфологического выражения считается обязательным с точки зрения норм литературного языка.

  • Так, не допускается объединение в ряду однородных членов полной и краткой формы прилагательных или причастий:

    Он худ и высокий; Он ранен и контуженный.

  • Не рекомендуется объединение в одном ряду инфинитива и существительного:

    Я люблю чистоту и читать книги.

4. Достаточно часто в речи нарушается порядок слов при использовании двойных сопоставительных союзов (не только…, но и; не столько…, сколько; как…, так и; хотя…, но и др.), повторяющихся союзов (то… то; не то… не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!

Например, нежелательным с точки зрения порядка слов будет такое предложение: Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах. Однородными в этом предложении являются сказуемые – осмотрели и побывали.

Поэтому части двойного союза должны находиться непосредственно перед каждым из них: Мы не только осмотрели древнюю часть города, но и побывали в новых районах.
Нарушен порядок расположения повторяющегося союза то… то в предложении: То проедет подвода, то машина. Однородными здесь являются подлежащие.

Поэтому союз должен стоять непосредственно перед ними: Проедет то подвода, то машина.

Обратите внимание на то, что в речи часто неправильно используется сам двойной союз. Наиболее регулярно искажается или усекается вторая часть двойного союза.

Например: Не только мы, но наши гости были удивлены (опущено и); Не только мы, а и наши гости были удивлены (вместо но и используется а).

Такое изменение формы двойного союза является нежелательным с точки зрения норм литературного языка.

5. Обратите внимание на использование предлогов при однородных членах. Если все однородные члены употребляются с одним и тем же предлогом, то они нередко опускаются, чтобы избежать их «назойливого» повторения:

Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками, бесконечными заборами, купеческими необитаемыми каменными строениями, старинным мостом над глубоким оврагом (Тургенев).

  • Предлог повторяется, если его отсутствие может вызвать неясность в понимании смысла предложения: В библиотеку поступили учебники по выразительному чтению и по литературе. При пропуске второго предлога можно было бы подумать, что речь идёт о нескольких экземплярах одного учебника по двум предметам, не об отдельных учебниках.

  • Обычно не опускается предлог в официально-деловом стиле.

Не рекомендуется опускать одинаковый предлог:

  • если однородные члены соединены повторяющимися или двойными союзами:

    Книги лежали и на полу, и на столе, и на диване; Книги лежали не только на полу, но и на диване;

  • если надо подчеркнуть, что определение относится только к ближайшему однородному члену:

    работать без лишней суетливости и без нервозности;

  • если однородные члены соединены противительными союзами а, но, однако, зато (хотя это требование не является столь же обязательным, как предыдущие):

    Книги лежали не на столе, а на полке.

  • Если однородные члены имеют разные предлоги, то пропуск одного из них недопустим!

    Например: На заводах и научно-исследовательских институтах вновь проходят стихийные митинги. В данном случае первый однородный член (на заводах) употребляется с предлогом на, а второй требует предлога в (в научно-исследовательских институтах), поэтому грамматически верной будет только конструкция: На заводах и в научно-исследовательских институтах вновь проходят стихийные митинги.

6. Если однородные члены имеют общий главный член, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть лексически и грамматически соотнесён с этим общим главным членом. В речи наиболее распространено два типа недочётов.

  • Во-первых, нарушаются нормы лексической сочетаемости: Надо больше прислушиваться к мнению ребят и их запросам.

    В данном случае главное слово – глагол прислушиваться может сочетаться только с первым из однородных членов (прислушиваться к мнению ребят).

    Со вторым однородным членом глагол сочетаться не может (прислушиваться к запросам), поскольку мнение услышать можно, а запросы услышать нельзя!

  • Во-вторых, в речи часто нарушаются нормы синтаксической сочетаемости. Достаточно частотной в речи является ошибка, связанная с использованием одной управляемой формы при однородных членах.

    Это возможно, если оба однородных члена имеют одинаковое управление (Он прекрасно знал и ценил творчество этого драматурга).

    Если однородные члены имеют разное управление, то использование одного дополнения неправомерно.

    Так, предложение: Декабристы любили и восхищались русским народом – содержит одно дополнение в творительном падеже, но глаголы любить и восхищаться имеют разное управление: любить кого-либо/что-либо; восхищаться кем-либо/чем-либо. Чтобы избавиться от такого рода ошибок и избежать тавтологии (повтора), можно, например, использовать в одном случае существительное, а в другом – местоимение: Декабристы любили русский народ и восхищались им.

7. Не следует соединять как однородные члены разнотипные синтаксические конструкции:

  • член предложения и придаточное предложение:

    Я не люблю войну и когда получаю двойку;

  • обособленное определение и определительное придаточное:

    В жюри избрали Попова, занявшего первое место в турнире и который отличался спокойствием;

  • обособленное обстоятельство (в частности, деепричастный оборот) и обстоятельственное придаточное предложение:

    Когда гулял по городу и увидев несчастных детей, он задумал написать картину;

  • обособленные обстоятельства и обособленные определения:

    Изменивший присяге и общаясь с Пугачёвым, Швабрин проявил себя как низкий человек.

 Упражнения к теме «3.4. Предложения с однородными членами»

Источник: https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41-kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/784-34_predlozheniya_s_odnorodnymi_chlenami.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий