19. Кодификация российского законодательства в первой половине XIX в.

31. Кодификация законодательства и развитие права в России в первой половине XIX в

19. Кодификация российского законодательства в первой половине XIX в.

Всеизменения в праве России, в первойполовине 19 века производились толькодля того, чтобы отстоять устои феодализма,абсолютические порядки. В силу этого,изменения в праве были невелики.

Стремлениезакрепить существующие порядки приводитк идее систематизации законодательства,то есть к кодификации.

Былапроведена грандиозная работа посистематизации российского законодательства,составившая целую эпоху в его истории.

Последнимуниверсальным систематизированнымсборником, охватывающим почти всеотрасли русского права, было СоборноеУложение 1649 г.

Кначалу 19 в. неразбериха в законодательстведошла до предела. Она была одной изпричин беспорядков и злоупотребленийв слухах.

АлександрI уже в 1801 г. учредил новую, десятую посчету, комиссию во главе с П.В.Завадовским.Она получила название Комиссии составлениязаконов и провела значительнуюподготовительную работу. Но лишь приНиколае I удалось развернуть по-настоящемуи завершить систематизацию российскогозаконодательства.

Неудачавсех десяти комиссий определяется тем,что они были охвачены серьезнымипротиворечиями, борьбой между новым истарым, в основе которой лежал вопросо существовании крепостного права, т.е.

о существе феодализма. Так было и споследней, десятой комиссией. «Когдаглавный исполнитель работ» комиссииГ.А.

Розенкампф предложил начать делос пересмотра законодательства окрестьянстве, он наткнулся на резкийотпор Александра I.

НиколайI, дал установку ничего не менять в праве,а лишь привести в порядок существующиенормы. За проведением в жизнь этойдирективы, император наблюдал лично.

Для этого комиссия была создана не приГосударственном совете, который долженбыл заниматься подготовкой законопроектов,а была просто преобразована во II отделениеСобственной канцелярии его императорскоговеличества.

В последствии, когда ужебыл готов Свод законов, император учредилсемь ревизионных комиссий, чтобыпроверить тождество Свода существующемузаконодательству. Проверка облегчаласьтем, что каждая статья Свода имела ссылкуна источник – соответствующий акт вПолном собрании законов, с датой иномером.

Успехуработы комиссии способствовал исубъективный фактор: ее возглавлялМ.М.Сперанский – видный юрист и человекудивительной трудоспособности, впервыепривлеченный к кодификационным работамеще в 1808-1809 гг.

Сперанский решилорганизовать работу поэтапно. Сначалаон хотел собрать воедино все законы,изданные с момента принятия СоборногоУложения, затем привести их в определеннуюсистему и, наконец, на базе всего этогоиздать новое Уложение.

В таком порядкеработа и развернулась.(1832)

Сначалапреступили к созданию Полного собраниязаконов (ПСЗ). Оно включило в себя всенормативные акты с Соборного Уложениядо начала царствования Николая I,собранные в хронологическом порядке.Таких актов набралось свыше 50 тыс.

,составивших 46 толстых томов. В последствииПСЗ дополнялось текущим законодательством.Так появилось второе Полное собраниезаконов Российской империи, охватившеезаконодательство до 1881 г.

, и третье,включившее законы с марта этого года.

ПСЗвсе-таки было не совсем полным собраниемзаконов. Некоторые акты кодификаторамне удалось найти. В первое ПСЗ не вошлонесколько тысяч документов. В то жевремя, в Полное собрание вошли акты, посуществу, не имевшие характера законов,поскольку само понятие «закон» в теориине было разработано. В Полном собраниизаконов можно найти акты неюридическогохарактера, судебные прецеденты.

Послеиздания Полного собрания законов,Сперанский преступил ко второму этапуработы – созданию Свода законовРоссийской империи. При его составленииисключались недействующие нормы,устранялись противоречия, проводиласьредакционная обработка текста. Крометого, уже при создании ПСЗ Сперанскийпозволял себе редактировать публикуемыезаконы.

Сводбыл издан в XV томах, объединенных в 8книгах. С самого начала законодательустановил, что эта структура Сводадолжна оставаться неизменной, хотя быменялось содержания конкретных законов.Этот принцип соблюдался на всем протяженииистории Свода, т.е. до Октябрьскойреволюции, только в 1885 г. к Своду былдобавлен XVI том, содержащий процессуальноезаконодательство.

Послеиздания Свода Сперанский мыслилприступить к третьему этапу систематизации– к созданию Уложения, которое должнобыло не только содержать старые нормы,но и развивать право. Планируя созданиеУложения, Сперанский отнюдь не собиралсяколебать устои феодализма.

Он простохотел привести законодательство всоответствие с требованиями жизни.Новеллы в праве должны были, по егозамыслу, не подорвать, а укрепитьфеодальный строй и самодержавие,усовершенствовать его.

Но, трезвооценивая ситуацию, он понимал, что нужнопойти на определенные уступки, чтобыне потерять всего.

Однакоэти идеи Сперанского не нашли поддержки.Работа по систематизации остановиласьна втором этапе. Можно лишь отметитькак элемент третьего этапа издание в1845 г. Уложение о наказаниях уголовныхи исправительных – первого настоящегороссийского уголовного кодекса.

РазработкаУложения о наказаниях началась сразупосле создания Свода законов и веласьпервоначально в Министерстве юстиции,а затем во II отделении Императорскойканцелярии. При разработке проекта былиспользован том XV Свода законов. Ноавторы Уложения не ограничилисьроссийским опытом. Они изучилимногочисленные западноевропейскиеуголовные кодексы, даже проекты некоторыхкодексов.

ПроектУложения и объяснительная записка кнему были готовы к 1844 г. Их размножилидля предварительного обсуждения. Послерассмотрения проекта в Государственномсовете Уложение было утвержденоимператором в августе 1845 г. и введено вдействие с 1 мая1846 г.

Уложениео наказаниях было громадным законом.Законодатель стремился предусмотретьвсе возможные виды преступлений, неполагаясь на обобщающие формулировки.В системе преступлений на первом местестояли преступления и проступки противрелигии, государства, порядка управления,должностные преступления.

Уложенияпредусматривало обширную и сложнуюсистему наказаний. Они подразделялисьпо разрядам, родам и степеням. Всенаказания за преступления и проступкиделились на уголовные и исправительные.К уголовным относилось лишение всехправ состояния, соединенное со смертнойказнью, каторгой или ссылкой.

Исправительныминаказаниями считались потеря всехособенных личных и сословных прав ипреимуществ, соединенная со ссылкой вСибирь или другие места, заключение вкрепости, в смирительном доме, тюрьме,кратковременный арест и некоторыедругие.

Сохранялся сословный принципприменения наказаний: все преступникиделились на тех, к кому могли применятьсятелесные наказания, и на тех, к кому онине применялись, предусматривалась такаямера наказания, как лишения сословныхправ и привилегий

Источник: https://studfile.net/preview/2452255/page:21/

Кодификация законодательства и развитие права в России в первой половине XIX в

19. Кодификация российского законодательства в первой половине XIX в.

Все изменения в праве России, в первой половине 19 века производились только для того, чтобы отстоять устои феодализма, абсолютические порядки. В силу этого, изменения в праве были невелики.

Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства, то есть к кодификации.

Была проведена грандиозная работа по систематизации российского законодательства, составившая целую эпоху в его истории.

Последним универсальным систематизированным сборником, охватывающим почти все отрасли русского права, было Соборное Уложение 1649 г.

К началу 19 в. неразбериха в законодательстве дошла до предела. Она была одной из причин беспорядков и злоупотреблений в слухах.

Александр I уже в 1801 г. учредил новую, десятую по счету, комиссию во главе с П.В.Завадовским. Она получила название Комиссии составления законов и провела значительную подготовительную работу. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства.

Неудача всех десяти комиссий определяется тем, что они были охвачены серьезными противоречиями, борьбой между новым и старым, в основе которой лежал вопрос о существовании крепостного права, т.е.

о существе феодализма. Так было и с последней, десятой комиссией. «Когда главный исполнитель работ» комиссии Г.А.

Розенкампф предложил начать дело с пересмотра законодательства о крестьянстве, он наткнулся на резкий отпор Александра I.

Николай I, дал установку ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. За проведением в жизнь этой директивы, император наблюдал лично.

Для этого комиссия была создана не при Государственном совете, который должен был заниматься подготовкой законопроектов, а была просто преобразована во II отделение Собственной канцелярии его императорского величества.

В последствии, когда уже был готов Свод законов, император учредил семь ревизионных комиссий, чтобы проверить тождество Свода существующему законодательству. Проверка облегчалась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник – соответствующий акт в Полном собрании законов, с датой и номером.

Успеху работы комиссии способствовал и субъективный фактор: ее возглавлял М.М.Сперанский – видный юрист и человек удивительной трудоспособности, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808-1809 гг.

Сперанский решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Соборного Уложения, затем привести их в определенную систему и, наконец, на базе всего этого издать новое Уложение.

В таком порядке работа и развернулась.(1832)

Сначала преступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно включило в себя все нормативные акты с Соборного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тыс.

, составивших 46 толстых томов. В последствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством. Так появилось второе Полное собрание законов Российской империи, охватившее законодательство до 1881 г.

, и третье, включившее законы с марта этого года.

ПСЗ все-таки было не совсем полным собранием законов. Некоторые акты кодификаторам не удалось найти. В первое ПСЗ не вошло несколько тысяч документов. В то же время, в Полное собрание вошли акты, по существу, не имевшие характера законов, поскольку само понятие «закон» в теории не было разработано. В Полном собрании законов можно найти акты неюридического характера, судебные прецеденты.

После издания Полного собрания законов, Сперанский преступил ко второму этапу работы – созданию Свода законов Российской империи. При его составлении исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. Кроме того, уже при создании ПСЗ Сперанский позволял себе редактировать публикуемые законы.

Свод был издан в XV томах, объединенных в 8 книгах. С самого начала законодатель установил, что эта структура Свода должна оставаться неизменной, хотя бы менялось содержания конкретных законов. Этот принцип соблюдался на всем протяжении истории Свода, т.е. до Октябрьской революции, только в 1885 г. к Своду был добавлен XVI том, содержащий процессуальное законодательство.

После издания Свода Сперанский мыслил приступить к третьему этапу систематизации – к созданию Уложения, которое должно было не только содержать старые нормы, но и развивать право. Планируя создание Уложения, Сперанский отнюдь не собирался колебать устои феодализма.

Он просто хотел привести законодательство в соответствие с требованиями жизни. Новеллы в праве должны были, по его замыслу, не подорвать, а укрепить феодальный строй и самодержавие, усовершенствовать его.

Но, трезво оценивая ситуацию, он понимал, что нужно пойти на определенные уступки, чтобы не потерять всего.

Однако эти идеи Сперанского не нашли поддержки. Работа по систематизации остановилась на втором этапе. Можно лишь отметить как элемент третьего этапа издание в 1845 г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных – первого настоящего российского уголовного кодекса.

Разработка Уложения о наказаниях началась сразу после создания Свода законов и велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии. При разработке проекта был использован том XV Свода законов. Но авторы Уложения не ограничились российским опытом. Они изучили многочисленные западноевропейские уголовные кодексы, даже проекты некоторых кодексов.

Проект Уложения и объяснительная записка к нему были готовы к 1844 г. Их размножили для предварительного обсуждения. После рассмотрения проекта в Государственном совете Уложение было утверждено императором в августе 1845 г. и введено в действие с 1 мая1846 г.

Уложение о наказаниях было громадным законом. Законодатель стремился предусмотреть все возможные виды преступлений, не полагаясь на обобщающие формулировки. В системе преступлений на первом месте стояли преступления и проступки против религии, государства, порядка управления, должностные преступления.

Уложения предусматривало обширную и сложную систему наказаний. Они подразделялись по разрядам, родам и степеням. Все наказания за преступления и проступки делились на уголовные и исправительные. К уголовным относилось лишение всех прав состояния, соединенное со смертной казнью, каторгой или ссылкой.

Исправительными наказаниями считались потеря всех особенных личных и сословных прав и преимуществ, соединенная со ссылкой в Сибирь или другие места, заключение в крепости, в смирительном доме, тюрьме, кратковременный арест и некоторые другие.

Сохранялся сословный принцип применения наказаний: все преступники делились на тех, к кому могли применяться телесные наказания, и на тех, к кому они не применялись, предусматривалась такая мера наказания, как лишения сословных прав и привилегий

Просмотров 995

Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/4-29568.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий