19. Государственная власть: понятие, свойства, методы осуществления.

Государственная власть: понятие, структура, свойства и методы осуществления

19. Государственная власть: понятие, свойства, методы осуществления.

Понятие государственной власти

Власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой — подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому государственную власть определяют как руководство общест­вом при помощи государственного аппаратапри опоре на особые специальные органы принуждения.

В разных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних руководство со стороны государства означает прямое насилие, в других — скрытое принуждение, в третьих — организаторскую деятельность.

Имеет место и со­четание разных средств проведения государственной воли.

Если законы, издаваемые законодательной ветвью, не исполняются, принимаемые правительственными учреждениями постановле­ния и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с долж­ным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государ­ственной власти, наблюдаются анархия (безвластие) или воз­вышение какой-то иной власти. Большое значение имеет легити­мность государственной власти, т. е. формирование ее на ос­нове закона и с учетом общественного волеизъявления.

Легитимность – авторитет, влияющий на готовность субъектов подчиняться. Право должно быть легитимным, как и политическая власть. Классификация типов легитимности власти по Веберу: 1. Традиционный – основан на традициях. 2.

Харизматический – основан на вере в иррациональное. 3. Рациональный легальный – основан на понимании.

Козлихин: можно также говорить о таких типах легитимности как религиозный, революционный, идеологический, националистический, демократический.

Основой традиционной легитимации является

þ обычаи

þ традиции

þ религия

Харизматическая— Вид легитимации, основанный на вере в особые личные качества главы государства

Рациональная — вид легитимации государственной власти, основанный на оценке населением её мероприятий

Словарь Ожегова: Легальный –признанный, допускаемый законом.

Легитимность – признаваемый законом, соответствующий закону. (стр. 321).

Легитимная гос. Власть – законная.

Следовательно, легальная гос. Власть не только законна, но и признанная населением.

Отдельные авторы считают наоборот. (Корельский, Перевалов).

Харизматическая власть базируется на личной преданности людей вождю, пророку (Будда, Мухаммед, Цезарь, Наполеон, Ленин, Сталин, де Голь), убежденных в их необыкновенном даре. Власть харизматического лидера не подкреплена легальным (установленным законом) правом на обладание неограниченной властью, что вынуждает его постоянно подтверждать гражданам свою харизму.

Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти, под которой понимается присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающиеся на принуждение.

Социальная власть существует в любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Это может быть род, племя, семья, общественная организация, партия, государство, общество и т.п.

Социальная власть представляет собой важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

Государственная власть представляет собой разновидность социальной власти. В юридической литературе существуют различные точки зрения на соотношение понятий «государственная» и «политическая» власть.

Одни авторы считают, что государственная власть более узкая категория чем политическая власть, так как последняя осуществляется не только государством, но и другими элементами политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.д.

Другие авторы полагают, что понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется как при его прямом, так и косвенном участии.

Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти
распространяется на все общество
носит публично-политический характер
опирается на государственное принуждение
осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.)
система налогов
деление населения по территориальному признаку

Государственная власть конкретного государства, какие бы разграничения функций в ее рамках не осуществлялись, всегда остается единой и целостной.

Иначе государство просто не сможет выполнять свои задачи по обслуживанию интересов общества.

Единство государственной власти основывается на том, что источником и носителем государственной власти является народ как политическая общность, имеющий общие интересы и волю[2].

Основные свойства государственной власти
каждая конкретная государственная власть имеет свою социальную базу
государственная власть в обществе обладает свойством верховенства
всеобщность и универсальность государственной власти
иерархическое построение государственной власти

Согласно статье 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Конституция Российской Федерации также провозглашает, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Единство государственной власти выражается в наличии единой системы органов, осуществляющих государственную власть.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Методы осуществления государственной власти
убеждение принуждение

Убеждение— это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций.

Государственное принуждение это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц осударства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Разновидности государственной власти определяются по:
способам господства социальных сил в обществе
территориальным масштабам деятельности
полномочиям органов

В зависимости от исторических типов общества господство социальной группы может осуществляться через:

— тоталитарную власть;

— авторитарную власть;

— демократическую власть.

Разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная.

Одним их основополагающих принципов конституционализма, согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга ветви — законодательную, исполнительную, судебную, — является принцип разделения властей.

Уже древние римляне пытались разделить власть на законодательную и исполнительную. Это делалось для того, чтобы государственное управление обществом не было сосредоточено в руках одного лица или органа.

Таким образом, они пытались увести государственное управление от диктатуры монархов, от деспотизма.

Наибольшее развитие теория разделения властей получила в ХVII веке в трудах англичанина Дж. Локка и французского юриста Шарля Монтескье, которые считали, что вся власть должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_227132_gosudarstvennaya-vlast-ponyatie-struktura-svoystva-i-metodi-osushchestvleniya.html

Государственная власть, её свойства и методы осуществления

19. Государственная власть: понятие, свойства, методы осуществления.

Власть (социальная власть) – это способность воздействия на поведение людей или социальных групп. Исторически государственная власть возникла позднее социальной, как её разновидность. Социальная власть существовала уже в догосударственный период, а такой её вид, как государственная — возник лишь с появлением государства.

Общее понятие государственной власти:

Государственная властьпредставляет собой отношение власти-подчинения, осуществляемое посредством публичной (выделенной из общества) власти, иными словами, это политическое управление, осуществляемое государственными органами и специально уполномоченными людьми – государственными чиновниками.

Свойства государственной власти:

Основные свойства государственной власти:

1. Государственная власть всегда обеспечена силой государственной принуждения. Иные виды социальные власти опираются на другой набор средств и методов ее реализации.

2. Государственная власть осуществляется специальным аппаратом чиновников, наделенных властными полномочиями в соответствие с законом.

3. Государственная власть выделена из общества, для её осуществления функционирует аппарат власти и управления, аппарат принуждения (в том числе материальные придатки государства). Иные виды социальной власти от населения не отделены.

4. Государственная власть опирается на силовой аппарат принуждения.

5. Государственная власть суверенна, независима во внешних и внутренних делах.

6. Государственная власть реализуется посредством права.

7. Государственная власть распространяется на всю территорию государства, ей подчинено все население государства, а также лица, находящиеся в пределах государства.

Методы осуществления государственной власти. К общим традиционным методам осуществления государственной власти относят убеждение и принуждение: Убеждение – это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций.

Признаки:

1) Идейно-нравственные средства – совокупность идеологических, социально-психологических средств воздействия на подсознание людей, в соответствии с которыми коллектив усваивает, принимает и ставит во главе своего бытия определенные социальные ценности.

2) Формирование взглядов и представлений – неразрывно связаны с сознанием и чувствами человека, неотделимы от личности. Вырабатываются процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно. Идеи превращаются в убеждения тогда, когда человек их выстрадал, самостоятельно добыл и усвоил полученные знания.

3) От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям. Государственное принуждение – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Признаки:

1) Жесткое средство социального воздействия. Организованная сила властвующего субъекта (доминирование в обществе).

2) Ограничение свободы человека. Ставит человека в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью.

3) Принудительное снятие противоречий между общей и индивидуальной волей.

Виды принуждения:

1) правовое – государственное принуждение, мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах.

Это меры предупредительного воздействия (проверка документов с целью предотвращения правонарушения, прекращение или ограничение движения транспорта); а также мера правового пресечения – административное задержание, обыск; мера защиты – восстановление чести и доброго имени, восстановление права собственности и пр.

2) Неправовое – свойственно для государств с антидемократическим, реакционным режимом (тирания, деспотия, тоталитаризм).

Механизм государства.

Понятие государственного аппарата рассматривается в широком смысле этого слова или в узком смысле. В широком смысле государственный аппарат отождествляется с понятием механизма государства, в узком смысле государственный аппарат понимается как система исполнительно-распорядительных органов государства.

Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат.

Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.

В широком смысле государственный аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы.

Для органов государства характерны следующие признаки, которые позволяют отличать их от других органов:

1) правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции, задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим законодательством;

2) наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых случаях принуждения;

3) действуют от имени государства;

4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции;

Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергнуться изменениям и структура органа.

На систему государственных органов значительное влияние оказывают форма правления и государственное устройство.

Как правило, государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме того, органы государства должны располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций — экономических, технических, информационных, идеологических, организационных и т.д.

Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа «разрешено только то, что прямо закреплено в законе». Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.

Виды государственных органов различаются по разным классификационным основаниям.

В России, в зависимости от порядка образования, государственные органы подразделяются на выборные (представительные органы — Федеральное Собрание, областные, городские думы и др.

) и назначаемые (Правительство, министры). Кроме того, существуют органы, создаваемые другими, в том числе выборными, органами — производные.

Например, Счетная палата, создаваемая на паритетных (равных) началах обеими палатами Федерального Собрания РФ.

Исходя из принципа разделения властей, все органы государства разделяются на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные (правоохранительные).

В зависимости от территориального объема деятельности и объема полномочий государственные органы делятся на высшие, центральные и местные. К высшим в России относятся Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и др. К центральным — федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, а к местным — главы местной администрации.

В зависимости от внутренней организации и порядка решения вопросов выделяют государственные органы, действующие на коллегиальных (правительство) и на основе единоначалия (прокуратура).

В федеративном государстве различаются органы, действующие в общегосударственном масштабе (федеральные), и органы государственной власти субъектов федерации.

К принципам, на основе которых функционируют государственные органы, могут быть отнесены:

1) законность;

2) приоритет прав и свобод, а также законных интересов личности;

3) разделение властей;

4) гласность.

Принцип разделения властей является одним из важнейших принципов организации и деятельности государственных органов. Он получил конституционное закрепление во многих странах. Истоки его разработки уходят в далекое прошлое. Идея разделения властей встречается в трудах Аристотеля, Д. Локка. Они были позднее развиты французским юристом и политическим мыслителем Ш. Монтескье.

У него теория разделения властей получила наиболее законченный и аргументированный вид. Согласно учению Монтескье, основная цель разделения властей — устранить злоупотребления государственной властью.

При этом он полагал, что должен быть не только четко очерчен круг полномочий и сферы деятельности каждой из властей — законодательной, исполнительной и судебной, но и предусмотрены юридические средства взаимного сдерживания властей.

Таким образом, разделение и взаимное сдерживание властей служат главным условием политической свободы в обществе.

Принцип разделения властей исходит из того, что сама государственная власть неделима, а должны различаться ее ветви, что выражается в дифференциации полномочий ветвей власти.

Считается, что наиболее последовательно принцип разделения властей воплощен в Конституции США 1787 г. Конституцией РФ в ст. 10 также закреплен принцип разделения властей и провозглашено, что органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны. Система предусмотренных в ней сдержек и противовесов во многом напоминает американскую.

Источник: https://cyberpedia.su/4x12a7.html

17. Государственная власть, ее свойства и методы осуществления

19. Государственная власть: понятие, свойства, методы осуществления.

Это разновидностьсоциальной общественной власти. Впервобытном обществе была властьавторитета. То есть власть принадлежалалюдям, которые отличались особымифизическими или нравственными качествами.

Эти люди из этого общества выделялись.Власть сливалась с этим обществом.

Вовремя войны один из членов обществастановился военачальником во главеэтого общества, а когда заканчивалась,становился обычным членом рода.

Государственнаявласть это не власть авторитета.Государство это авторитет государственнойвласти. Появляется специальный разрядлюдей, которые осуществляют эту власть,они выделяются из этого общества. Примеринспектор ГИБДД это не власть авторитета,а авторитет государственной власти.Это главное отличие государственнойвласти от общественно власти, особеннородового строя.

  1. Любая власть связана с тем, что можно навязать свою волю другим группам людей. Государственная власть этим и отличается.

    Она издаёт обязательные веления и если люди не будут их исполнять она может их принудить, это власть принудительная.

    Но принуждение здесь носит особый характер, появляются специальные принудительные органы. В первобытном обществе такого быть не могло. А здесь появляются тюрьмы.

  2. Следующее свойство государственной власти её универсальность. Она распространяется на всех, кто проживает на территории этой страны. Партийная власть распространяется только на тех, кто является членом этой партии, а государственная власть – на всех, кто проживает в этой стране и может решить любой вопрос.

  3. Государственная власть, в отличие от родовой власти, носит территориальный характер. То есть осуществляется по территориальному признаку. Родовая власть осуществлялась по кровнородственному. Люди знали своих сородичей. Государство распространяет действие на всех проживающих на территории этой страны.

  4. Государственная власть – это суверенная власть. Суверенитет — важнейшее свойство государственной власти.

Методыосуществления государственной власти.Есть два метода: это убеждениеи принуждение.Государственная власть знает оба этихметода. Кроме этого государственнаявласть знает метод законности,который присущ государственной власти.

Метод прямыхнасильственных действий неопосредованных законами, особенно,если утверждается террор. Иногдагосударство открыто прибегает к такимметодам (белый и красный террор в нашейстране, расстрел без суда и следствия,о законности не может быть речи).

Иногдавыделяют метод стимулирования.

В научной и учебнойлитературе термины «государственнаявласть» и «политическая власть»обычно отождествляются. Такоеотождествление, хотя и не бесспорно,допустимо. Вовсяком случае, государственная властьвсегда является политической и содержитэлемент классовости.

Политическая властьдолжна быть цивилизованной.Должно быть обеспечено такоефункционирование государства, когдабы оно, в полной мере сохраняя качествасильной дееспособной власти, не приводилок авторитарным и тоталитарным порядкам,раскрывался бы позитивный потенциалдемократии, происходило нормальноеразвитие общества.

Особенностьюгосударственной власти является и то,что ее субъекти объект обычно не совпадают,властвующий и подвластные чаще всегоотчетливо разделены. В обществес классовыми антагонизмамивластвующим субъектом выступаетэкономически господствующий класс,подвластными— отдельныелица, социальные, национальные общности,классы.

Вдемократическом обществевозникает тенденция сближения субъектаи объекта власти, ведущая к их частичномусовпадению. Каждый гражданин являетсяне только подвластным; как члендемократического общества он вправебыть индивидуальным первоносителем иисточником власти.

Он имеет право да идолжен активно участвовать в формированиивыборных (представительных) органоввласти, выдвигать и выбирать кандидатурыв эти органы, контролировать ихдеятельность, быть инициатором ихроспуска, реформирования. Право и долггражданина— участвоватьв принятии государственных, региональныхи других решений через все видынепосредственной демократии.

Словом,при демократическом режиме нет и бытьне должно только властвующих и толькоподвластных. Даже высшие органыгосударства и высшие должностные лицаимеют над собой верховную власть народа,являются одновременно объектом исубъектом власти.

Государственнаявласть реализуетсячерез государственноеуправление—целенаправленное воздействие государства,его органов на общество в целом, те илииные его сферы (экономическую, социальную,духовную).

Еще одна важнейшаяособенность государственной властисостоит в том, что она проявляется вдеятельности государственных органови учреждений, образующих механизм(аппарат) этой власти.

Она потому и называется государственной,что ее практически олицетворяет, приводитв действие, претворяет в жизнь преждевсего механизм государства. Видимо,поэтому государственную власть частоотождествляютс органами государства,особенно высшими.

С научной точки зрениятакое отождествление недопустимо.

Во-первых,государственную власть может реализоватьсам властвующий субъект. Например, народчерез референдум и другие институтынепосредственной (прямой) демократиипринимает важнейшие государственныерешения.

Во-вторых, политическаявласть изначально принадлежит негосударству, его органам, а либо элите,либо классу, либо народу. Властвующийсубъект не передает органам государствасвою власть, а наделяет их властнымиполномочиями.

Пока существуетгосударственная власть, будут у нее ипредметно-материальныеисточники силы— вооруженныеорганизации людей или силовые учреждения(армия, полиция, органы государственнойбезопасности), а также тюрьмы и другиепринудительные вещественныепридатки.Организованная сила обеспечиваетгосударственной власти принудительнуюспособность,является ее гарантом.

Но она должнанаправляться разумной и гуманной волейвластвующего субъекта. Если государственнаявласть для решения внутренних проблемопирается только на вещественныепридатки, это верное доказательство еенестабильности и непрочности, отсутствияу нее глубоких и прочных корней вобществе. Применение всей наличной силыимеет безусловное оправдание приотражении агрессии извне или пресечениипреступности.

Таким образом,государственная власть естьконцентрированное выражение воли исилы, мощи государства, воплощенное вгосударственных органах и учреждениях.Она обеспечивает стабильность и порядокв обществе, защищает его граждан отвнутренних и внешних посягательствпутем использования различных методов,в том числе государственного принужденияи военной силы.

Публичнаявласть воплощается в аппаратевласти(государственный аппарат). Аппаратпубличной власти коренным образомотличается не только от аппаратауправления первобытнообщинного сторя,но и других возникающих политическихорганизаций:

  • наличием особой категории людей, главным призванием которых является управленческий труд. В первобытном обществе такого разделения труда не существовало. Народ и войско, народ и народное собрание были едины, совпадали, а старейшины, вожди племен были только первые среди равных;
  • наличием особого аппарата принуждения для подчинения чужой воли насилию. Вместо старого ополчения возникает особое войско – новая военная организация из военных- профессионалов и другие орудия принуждения типа полиции;
  • наличием самостоятельного фонда материальных средств для поддержания аппарата управления и принуждения, что приводит к введению налогов и займов;
  • в-четвертых, важнейшим качеством государства – суверенитетом, который означает независимость и самостоятельность в определении и проведении политики как внутри, так и вне государства;
  • возможностью государства заниматься правотворчеством, в результате которого появляются правовые нормы, имеющие отношение ко всему обществу или его части;
  • государство становится официальным представителем всего общества.

Возникновениегосударства повсеместно происходилокакперерождение родоплеменной организациив государственную,но процесс этот по длительности у разныхнародов неодинаков.

Источник: https://studfile.net/preview/5786778/page:17/

Uchebnik-free
Добавить комментарий