19. Главные клинические критерии умственной отсталости

Основные клинические и психометрические критерии умственной отсталости

19. Главные клинические критерии умственной отсталости

Главнымикритериями олигофрении всегда считалисьследующие:

  1. тотальность психического недоразвития с преобладанием слабости абстрактного мышления при меньшей выраженности нарушений предпосылок интеллекта и относительно менее грубым недоразвитием эмоциональной сферы;

  1. непрогредиентность интеллектуальной недостаточности, т. е. остановка психического развития, являющаяся следствием нарушения онтогенеза, а также необратимость вызвавшего недоразвитие патологического процесса.

Однаконакопленные уже сейчас данные показали,что эти критерии остаются справедливымилишь для «ядра» данной патологии, но недля всей совокупности состояний,причисляемых в настоящее время колигофрении. Г. Е.

 Сухарева (1965)выделяла атипичные формы олигофрениикак раз на основе несоответствия ихструктуры основным закономерностямпсихического недоразвития «ядерныхформ». Еще больше сомнений в соответствиикритериям олигофрении вызывает рядзаболеваний, для которых раскрыты в тойили иной степени патогенетическиемеханизмы поражения мозга, напримерэнзимопатии.

При этих нарушенияхотмечается прогредиентный характерпоражения мозга, а во многих случаяхклинически выявляется медленнопрогрессирующее интеллектуальноеснижение. Это же относится к некоторымэкзогенным поражениям мозга синтеллектуальным недоразвитием(например, вследствие внутриутробныхинфекций).

Для легкого неспецифическогоинтеллектуального недоразвития,приводящего детей в школы специализированнойсистемы обучения, термин «олигофрения»также нельзя считать адекватным. УжеС. С. Корсаков (1913), рассматриваягруппу состояний с психическимнедоразвитием, относил к врожденномуслабоумию лишь его тяжелые формы.K.

 Schneider (1962) также рассматривал вкачестве истинных болезненных состоянийтолько тяжелые формы олигофрении(имбецильность и идиотию), так как онивозникают вследствие определенныхпоражений мозга. Легкая олигофрениярассматривается им как «патологическиеварианты психического бытия»(минус-варианты интеллекта).

Все этиданные еще раз подчеркивают большуюадекватность термина «умственнаяотсталость» для всей совокупностисостояний ранней интеллектуальнойнедостаточности (особенно в детскомвозрасте), хотя большинство случаевэтой патологии соответствуют и термину«олигофрения».

Внастоящее время, помимо диагноза«умственная отсталость», или «олигофрения»,существует диагностическое определение«задержка психического развития»,которое обозначает не только болеелегкую степень интеллектуальногонедоразвития, но и отсутствие во многихслучаях необратимости состояния.

Вдиагностике умственной отсталостибольшое значение имеет объективнаяоценка степени развития интеллекта.Общепринятым количественным показателеминтеллектуального уровня являетсякоэффициент интеллекта—IQ (Intelligencequotient), определяющийся с помощью тестаВекслера.

Несмотряна распространенность указанногоподхода, » литературе продолжаетобсуждаться вопрос о том, можно лиоценить интеллектуальный уровень (втом числе и определить уровень умственнойотсталости) специальными тестами, еслидо сих пор отсутствует общепринятоеопределение интеллекта.

Однако существуетточка зрения, согласно которойтестовые методы фиксируют уровеньврожденного генетически запрограммированногопотенциала интеллекта и, в частности,метод определения IQ является достаточночувствительным инструментом, позволяющимоценить процесс обучения ребенка иразвитие интеллекта [Heber R.

, Garber H.,1971; Boggs M., 1987] Этому не противоречатвзгляды авторов, одни из которых считают,что интеллект есть переменная отсоциокультуральной среды (Rose S. A.,1971; Sameroff Ph. D., 1986, и др.

], другие полагают,что IQ на 80 % отражает генетическийфон умственных способностей индивидаи лишь на 20% формируется подвлиянием среды [Eysenck H., 1979].

Внашей стране при обследовании детей от5 до 16 лет применяется тест Векслера,адаптированный А. Ю. Панасюком(1973); при обследовании детей раннеговозраста используются такие методики,как «Диагностика нервно-психическогоразвития детей первых трех лет жизни»[Пантюхина Г. В.

и др., 1983], «Определениеуровня психического развития детейраннего возраста» [Панасюк А. Ю.,Бударева ЛА., Кириченко Е. И., 1984],а также методика «Гном», разработаннаяГ. В. Козловской и соавт. (1995), котораязаслуживает внимания, особенно припервичном обследовании ребенка.

Впсихиатрической практике количественнаяоценка интеллектуальной недостаточностиявляется одним из необходимых методовобследования при диагностике умственнойотсталости, но одновременно должныучитываться показатели развития речи(словарный запас) и других психическихфункций — памяти, внимания и т. д.,способность к обучению, особенностиповедения и др.

Такимобразом, определение IQ в диагностикеумственной отсталости, играя, несомненно,большую роль, должно использоваться вкомплексе с полным клиническимобследованием ребенка и применениемдополнительных психологических методовисследования. Это помогает избежатьсерьезных диагностических ошибок,которые подчас допускаются при массовомприменении психометрических тестов вотрыве от других методов обследования.

Источник: https://studfile.net/preview/3832755/page:3/

Понятие умственной отсталости. Критерии диагностики умственной отсталости в России и за рубежом

19. Главные клинические критерии умственной отсталости

Теоретические и практические аспекты

обучения умственно отсталых детей. Монография.

Пчельникова Евгения Михайловна – магистр специального (дефектологического) образования, учитель-логопед МБОУ СОШ № 1 Аксайского района Ростовской области.

Глава 1. Понятие умственной отсталости. Критерии диагностики умственной отсталости в России и за рубежом

В исследованиях умственная отсталость определяется как совокупность этиологически различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации вследствие преобладающего интеллектуального дефекта [19, с. 14].

Вместе с тем, ряд исследователей термин «умственная отсталость» считают обобщенным понятием, включающим стойкие нарушения интеллекта вследствие органического поражения головного мозга, то есть разные клинические формы интеллектуального недоразвития, как резидуальные (олигофрении), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы (ревматическое поражение ЦНС, сифилис головного мозга, эпилепсия, шизофрения, гидроцефалия, микроцефалия и др.) [52, с. 5].

В учебном пособии под редакцией Н.М. Назаровой дается следующее определение умственно отсталых людей – это дети, подростки и взрослые со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающими вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер [60, с. 168].

Как отмечала М.С. Певзнер, при более тяжелой умственной отсталости имеются морфологические изменения мозговых структур, которые носят диффузный характер, затрагивая подкорковые образования, отличаются значительной глубиной поражения [39, с. 24 -39].

Среди клинических форм умственной отсталости выделяют олигофрению и деменцию. Согласно определению Е.М. Мастюковой, олигофрения представляет собой проявления раннего поражения головного мозга с преимущественным недоразвитием сформированных мозговых структур, прежде всего лобной коры головного мозга [52, с. 5].

Впервые термин «олигофрения» (от греческого olygos – малый, phren – ум) ввел в 1915 г. Эмиль Крепелин в целях обозначения врожденного слабоумия. Под олигофренией он понимал большую группу различных болезненных состояний, в основе которых лежит недоразвитие головного мозга и всего организма [14, с. 40].

Как отмечает В.Ф. Шалимов, олигофрения – группа различных по этиологии, патогенеза и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей [70, с. 21].

В.В. Лебединский, разработав классификацию нарушений психического развития по характеру нарушения развития, то есть по типу дизонтогенеза, отнес олигофрению к недоразвитию. Под недоразвитием он понимает общее стойкое отставание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга, и прежде всего – коры больших полушарий [25, с. 40].

В основу диагностики олигофрении в отечественной психиатрии положен клинико-психопатологический подход. Главные критерии олигофрении:

1) своеобразная психопатологическая структура слабоумия с преобладанием слабости абстрактного мышления при меньшей выраженности нарушений предпосылок интеллекта и относительно менее грубым недоразвитием эмоциональной сферы;

2) непрогредиентность интеллектуальной недостаточности, являющейся средством нарушений онтогенетического развития;

3) замедленный темп психического развития индивида [70, с. 24].

Ведущее нарушение (основной симптом) олигофрении – недоразвитие способности к отвлечению и обобщению.

Патологические исследования указывают на то, что среди всех патологических изменений высшей нервной деятельности детей-олигофренов ведущее место занимает патологическая инертность нервных процессов. Также отмечается широкая иррадиация процесса возбуждения, слабость замыкательной функции коры больших полушарий [7].

Нарушение подвижности нервных процессов является тем патологическим изменением высшей нервной деятельности, которое тормозит возможность складывания сложных функциональных систем и тем самым лежит в основе ведущего симптома при олигофрении. Инертность нервных процессов приводит к недоразвитию всей познавательной сферы [70, с.45 — 46].

При олигофрении органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный) и непрогредиентный (неусугубляющийся) характер, что дает основания для оптимистического прогноза относительно развития ребенка, который после перенесенной вредности оказывается практически здоровым, то есть болезненные процессы, имевшие место в его ЦНС, прекращаются. Он имеет положительные потенциальные возможности и при благоприятных условиях реализует их. Ребенок способен к психическому развитию, которое осуществляется аномально.

Что касается деменции, то данное понятие в клинической психиатрии также рассматривается как одна из основных форм интеллектуальных нарушений. Она представляет собой распад более или менее сформированных интеллектуальных функций [70, с. 15].

В.В. Лебединский, в своей классификации типов нарушений психического развития относит органическую деменцию к поврежденному психическому развитию [25, с. 67].

Этиология органической деменции связана с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегеративными, обменными заболеваниями мозга.

Деменция возникает либо начинает грубо прогрессировать в возрасте после 2-3 лет.

Этим хронологическим фактором в значительной мере определяется отличие патогенеза и клинико-психологической структуры деменции от олигофрении.

К 2-3 летнему возрасту значительная часть мозговых структур относительно сформирована, поэтому воздействие вредности вызывает их повреждение, а не только недоразвитие [25, стр. 67].

При повреждении незрелого мозга изменяются не только различные психические функции, но поражаются и потенциальные возможности нарушается динамика развития мозга и всего организма.

Следствием такого «двойного удара» является сложность клинической картины резидуального состояния.

В ней можно выделить две основные группы синдромов: синдромы дефектного состояния, являющиеся прямым выражением ущерба, причиненного болезнью; синдромы задержанного и нарушенного развития – косвенные последствия церебрального поражения.

Синдромы дефектного состояния могут проявляться либо в деградации всей психической деятельности (различные виды деменции), либо в преимущественном поражении ее определенной сферы – эмоционально-волевые расстройства в форме психоподобных, апатико-абулических состояний, необратимых церебрастенических синдромов [70, с. 74].

Исходя из критериев динамики болезненного процесса, различают резидуальную органическую деменцию, при которой слабоумие представляет собой остаточные явления поражения мозга травмой, инфекцией, интоксикацией, и прогрессирующую деменцию – обусловленную текущими органическими процессами (хронически протекающими менингитами и энцефалитами, опухолевыми, наследственными дегенеративными и обменными заболеваниями, прогрессирующим склерозом мозга и др.) [25, с.68].

Виды органической деменции классифицируются и по этиологическому критерию (эпилептическая, постэнцефалическая, травматическая, склеротическая и др.).

Структура дефекта при органической деменции определяется в первую очередь фактором повреждения мозговых систем в отличии от клинико-психологической структуры олигофрении, отражающей явления недоразвития.

Поэтому здесь нет тотальности и иерархичности нарушения психических функций. Наоборот, на первый план выступает парциальность расстройств.

В одних случаях это грубые локальные корковые и подкорковые нарушения (гностические расстройства, нарушения пространственного синтеза, движений, речи и т.д.), недостаточность которых иногда более выражена, чем неспособность к отвлечению и обобщению.

Но чаще обнаруживается сочетанная корково-подкорковая дефицитарность. Весьма характерны нарушения критичности, отсутствие понимания и переживания своей несостоятельности, равнодушие к оценке, отсутствие планов на будущее.

Таким образом, структура психического дефекта при органической деменции представляет значительную сложность и отличается большим полиморфизмом чем при олигофрении. Это касается как интеллектуальных нарушений, так и эмоционально-волевой сферы, и личности в целом [25, с. 69].

По определению Esquirol (1838): «Человек с врожденным слабоумием подобен бедняку, который никогда не имел гроша за душой, в то время как дементный больной – это разорившийся богач» [76, с. 85].

Традиционно все формы умственной отсталости по глубине интеллектуального нарушения делили на три степени:

  • дебильность (легкая степень умственной отсталости),
  • имбецильность (средняя степень умственной отсталости),
  • идиотия (тяжелая степень умственной отсталости) [74, с. 14].

Источник: https://multiurok.ru/blog/poniatie-umstvennoi-otstalosti-kriterii-diagnostiki-umstvennoi-otstalosti-v-rossii-i-za-rubezhom.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий