19. Форма государства: понятие, элементы, факторы, влияющие на форму государства

25.Понятие формы государства. Факторы, влияющие на форму государства

19. Форма государства: понятие, элементы, факторы, влияющие на форму государства

Форма государства — это внешняяхарактеристика сущности государства.Форма государства — это категория,показывающая взаимосвязь между различнымиорганами государства. Она показывает,как организована государственнаявласть.

Форма государства — определяемаясущностью и политическим режимомгосударства организация высшейгосударственной власти, а такжетерриториальная организация государства.

В форме государства можно выделить дваэлемента

— форма правления;

— форма государственного устройства.

Иногда в форму государства включают иполитический режим. Вопрос о том, являетсяли политический режим неотъемлемымэлементом формы государства, остаетсядискуссионным.

Не вдаваясь в подробностинаучных дискуссий по этому поводу,укажем лишь, что категории политическогорежима и формы государства тесновзаимосвязаны. Их взаимовлияние настольковелико, что форму государства необходиморассматривать только в соотношении сполитическим режимом.

Политическийрежим влияет на форму государства,причем влияет определяющим образом.Определяющее влияние политическогорежима на форму государства выражаетсяв том, что:

1) конкретные формы государствавзаимосвязаны с определеннымиполитическими режимами (демократическоегосударство не может быть абсолютноймонархией, в авторитарном режиме нетпарламентаризма).

2) политический режим показываетдействительное содержание той или инойформы государства (с точки зрениягосударственного устройства и СССР, иСША относятся к федерациям, но СССР какфедерация мало чем отличается от жесткогоцентрализованного государства).

Можно отметить многообразие формгосударств в современном мире. Этоопределяется тем, что форма каждогоконкретного государства складываетсяпод действием множества факторов.

Среди факторов, влияющих на формугосударства можно отметить:

1. особенности исторического развитиягосударства;

2. исторические традиции;

3. различные политико-правовые идеи;

4. национальный состав населения;

5. внешние факторы (международноеположение и т. д.).

Прямо и непосредственно влияет наустановление формы конкретногогосударства соотношение социальныхсил, политическая борьба и её результаты.

По формам устройства государства бывают:

— Унитарные государства – единое цельноегос. образование, состоящее изадминистративно-территориальных единиц,которые подчиняются центральным органамвласти и признаками государственногосуверенитета не обладают.

Для унитарныхгосударств характерна единая системаисполнительных и судебных органов,единая конституция, система законодательстваи т.д.

Составными частями выступаютместные органы, которые не обладаютпризнаками суверенитета.

— Федерация – это добровольное объединениенескольких ранее самостоятельныхгосударственных образований в односоюзное государство

— Конфедерация – временный юридическийсоюз суверенных государств, созданныйдля обеспечения общих интересов.

Понятиеформы государства

Формагосударства — это способ организацииполитической власти, охватывающий

формуправления,

формугосударственного устройства и

политический(государственный) режим.

Вформе государства выражается егостроение, на которое влияют каксоциально-экономические факторы, таки природные, климатические условия,национально-исторические и религиозныеособенности, культурный уровень развитияобщества и т.п.

Формаправления — характеризует порядокобразования и организации высших органовгосударственной власти, их взаимоотношениядруг с другом и населением. Различаютследующие формы правления:

монархия(абсолютная, ограниченная (конституционная);

республика(президентская, смешанная, парламентская).

Кверховной государственной властиотносят главу государства (монарх илипрезидент), законодательный орган,правительство.

Еслив качестве критерия рассматриватьположение главы государства, то формыправления подразделяются на монархиии республики.

Подробнеео форме правления

Формагосударственного устройства — отражаеттерриториальную структуру государства,соотношение между государством в целоми его составными территориальнымиединицами. По форме государственногоустройства государства подразделяютсяна

унитарные,

федеративныеи

конфедеративные.

Подробнеео форме государственного устройства

Политический(государственный) режим — представляетсобой систему методов, способов и средствосуществления государственной власти.В зависимости от особенностей набораданных приемов государственноговластвования различают политические(государственные) режимы:

демократическийи

антидемократический(тоталитарный, авторитарный) .

Подробнеео политическом (государственном) режиме

Факторы,влияющие на выбор формы государства

Навыбор новых и изменение существующихформ государства оказывают влияниеразные факторы, включая :

1)внутренние:

наличиеопределенной идеологии;

ступеньи своеобразие экономического развития;

уровенькультуры (особенно политической);

географическоеположение страны, ее размеры;

национальныйсостав населения;

особенностисоциальной структуры общества;

религияи т.д.

2)внешние:

опытдругих стран;

влияние(вмешательство) во внутренние деладругих государств.

Влияниевнешних факторов на формы государстваможет ослабевать или возрастать вконкретных исторических условиях.Важностьвыбора конкретной формы государстваобъясняет то, что в некоторых случаяхрешение этого вопроса протекает вобстановке острых конфликтов(кратковременных или продолжительных),борьбы, которая может проходить как вмирных, так и немирных формах.

Источник: https://studfile.net/preview/5785083/page:19/

Форма государства: понятие, элементы. Факторы, влияющие на развитие формы государства

19. Форма государства: понятие, элементы, факторы, влияющие на форму государства

Форма государства — это внешняя характеристика сущности государства, это категория, показывающая взаимосвязь между различными органами государства. Она показывает, как организована государственная власть. В форме государства можно выделить два элемента: форма правления; форма государственного устройства. Иногда в форму государства включают и политический режим.

Вопрос о том, является ли политический режим неотъемлемым элементом формы государства, остается дискуссионным. Не вдаваясь в подробности научных дискуссий по этому поводу, укажем лишь, что категории политического режима и формы государства тесно взаимосвязаны.

Их взаимовлияние настолько велико, что форму государства необходимо рассматривать только в соотношении с политическим режимом. Политический режим влияет на форму государства, причем влияет определяющим образом.

Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что:1) конкретные формы государства взаимосвязаны с определенными политическими режимами (демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма).

2) политический режим показывает действительное содержание той или иной формы государства (с точки зрения государственного устройства и СССР, и США относятся к федерациям, но СССР как федерация мало чем отличается от жесткого централизованного государства). Можно отметить многообразие форм государств в современном мире.

Это определяется тем, что форма каждого конкретного государства складывается под действием множества факторов. Среди факторов, влияющих на форму государства можно отметить: 1. особенности исторического развития государства; 2. исторические традиции; 3. различные политико-правовые идеи; 4. национальный состав населения; 5. внешние факторы (международное положение и т. д.).

Прямо и непосредственно влияет на установление формы конкретного государства соотношение социальных сил, политическая борьба и её результаты.По формам устройства государства бывают : унитарные государства – единое цельное гос.

образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Для унитарных государств характерна единая система исполнительных и судебных органов, единая конституция, система законодательства и т.д. Составными частями выступают местные органы, которые не обладают признаками суверенитета. Федерация – это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов.

15.Форма правления государства и ее виды. Исторические формы республик и монархий. Современные виды монархий.

Форма правления – это способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и населением, степень участия населения в их формировании.Существуют две основные формы правления: 1. Монархия.

Это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. При этом монарх не несет юридической ответственности перед обществом.

Исторические разновидности монархии
Виды монархий:1) По объему ограничений:Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха.

При абсолютной монархии возможно существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, Оман, Катар).

Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг.

, в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию.

При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).Дуалистическая монархия (лат.Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.2) По традиционному устройству:Древневосточная монархия — первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты.

Феодальная монархия (средневековая монархия) — последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия. Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии.

Раннефеодальная монархия — хронологически первая в странах северной части Европы форма государственного правления, существовавшая как в периоды создания раннефеодальных империй, так и в последующий период феодальнойраздробленности.

Вотчинная монархия — монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.

Сословно-представительная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.

Абсолютная монархия — монархия, при которой продолжают существовать сословные привилегии, однако, не существует феодальных владений, вассально-ленной системы и в некоторых случаях (Англия, Франция) отсутствует крепостное право.

Теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.2. Республика. Это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемыми населением на определенный срок.

При этом эти выборные органы ответственны перед избирателями. Республики делятся на парламентские и президентские. а) В парламентской республике парламент не только законодательный, но и контролирующий правительство орган. Здесь верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

Глава государства, как правило, избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Глава государства — президент не является главой правительства. б) В президентской республике в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства.

Президент является центральной фигурой в государстве. Классической президентской республикой являются РК, США.

В соответствии с конституцией этих стран, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — президенту, судебная — Верховному суду. Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Президент избирается всеобщим анием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество .

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/25141.html

9. Форма государства: понятие, элементы, факторы, влияющие на форму государства

19. Форма государства: понятие, элементы, факторы, влияющие на форму государства

Форма государства— это способорганизации и осуществления государственнойвласти.

Любое государствопредставляет собой единство сущности,содержания и формы.

Категория формыгосударства раскрываетособенности его внутренней организации,порядокобразования и структуру государственныхорганов, характер взаимоотношенийгосударственных органов и населения,а также методы, способы и приемы,используемые для организующей иуправленческой деятельности.

Болеекоротко формугосударства можно определить как способорганизации и осуществления государственнойвласти Наиболееполное представление о форме конкретногогосударства дают триее составляющие:формаправления, форма государственногоустройства и государственно-правовой(политический) режим. Элементамиформы государства являются:

форма правления— характеризуетпорядок образования и организациивысших органов государственной власти,их взаимоотношения друг с другом инаселением, а также их компетенцию. Взависимости от особенностей формыправления государства подразделяютсяна: монархическиеи республиканские;

  1. форма государственного устройства— отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на две разновидности: простая (унитарное государство) и сложная (федеративное государство);

  2. политический (государственный) режим— представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают: демократический и антидемократический политические (государственные) режимы. Их подразделяют также на авторитарные и демократические.

Иногда формуправления и государственное устройствоназывают внешней формой государства,а политический режим — внутренней.

Считается также,что политическийрежим является ведущим элементом формыгосударства, так как он оказываетрешающее влияние на два других элемента.

Таким образом,формагосударства — это его структурное,территориальное и политическоеустройство, взятое в единстве трехвышеназванных составляющих.

Форма государствазависит от многих факторов,среди которых определяющее значениеимеют конкретно-исторические условиявозникновения и развития данногогосударства, исторические традиции,территориальные размеры страны,национальный состав населения и др.

Вмире не существует абсолютно одинаковыхстран и народов,следовательно, нет одинаковых формгосударства.

Тем не менее, теориягосударства и права выработала моделиформ правления,политико-территориальной организациигосударства (государственного устройства)и государственно-правовых режимов.

10. Форма правления: понятие, виды

Форма правления— организация верховной власти государства, то есть устройство высших органов государственнойвласти, их структура, порядок образованияи взаимодействия друг с другом и снаселением, компетенцияэтих органов, а также степень участиянаселения в их формировании. Формаправления показывает, ктоправитв государстве,кто осуществляет верховную власть.Форма правлениязависит от многих факторов, среди которыхрешающее значение имеют:

конкретныеисторические условия возникновения иразвития данного государства;

уровенькультуры и те традиции, которые сложилисьв результате исторического развитиястраны (например,

монархическиетрадиции в Великобритании и Японии); территориальныеразмеры страны, и в определенной степенигеографическое положение; национальныйсостав населения (наличие несколькихнаций приводит, как правило, к формированию

федеративнойгосударственности); соотношениеклассовых сил, социальное представительстволиц, стоящих у власти в данной странеи в

данный историческийпериод времени.

Форма правленияраскрывает три главные характеристикигосударства:

  • организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их образовании;
  • взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;

•компетенциюэтих органов.Монархическаяформа правления.

Монархия(в переводе с греческого — единовластие)- такая форма правления, при которойверховная власть принадлежит одномулицу — монарху. Еетипичные черты(характерны, главным образом, длянеограниченной монархии):

  1. наличие единоличного правителя;

  2. династическое наследование власти;

  3. пожизненность правления: законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти;

  4. концентрация в руках монарха всей полноты власти;

  5. отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной.

Рабовладельческаягосударственностьсуществовала в форме монархий и республик.Причем их развитие и совершенствованиешло неоднозначно. Так, в Риме на сменурабовладельческой республики пришламонархия, а в Индиинаблюдался процесс перехода отмонархической формы правления креспубликанской.

Среди монархийзначительное распространение получиливосточныедеспотии,которые, будучи прообразом неограниченноймонархии, представляли собой такуюформу правления, при которой вся полнотавласти принадлежала наследственномумонарху, деспоту, единолично управляющемустраной при опоре на сильныйвоенно-бюрократический аппарат.

Деспотприходит к власти законно.

Тирания— установленная насильственнымпутем форма правления, основанная наединоличном правлении и опирающаясяна мощную военную силу (имела место вДревней Греции и в ряде средневековыхгородах-государствах Италии).

При феодализмемонархия занимала доминирующее положение.Ее основными разновидностями были: Раннефеодальнаямонархия— создавалась в процессе завоевания ипередела территорий, формирования

крупных земельныхсобственников. Монархами создавалисьогромные раннефеодальные империи ссильной

центральной властью, но неразвитыми экономическими, политическими иными связями между

завоеваннымитерриториями; У Монархияпериода феодальной раздробленности— завершала процесс феодализации земельи населения.

Некоторые крупныеземельные собственники приобретализначительное политическое и военноевлияние.

Монарх былвынужден довольствоваться положением«первого среди равных». Его власть вотношении

крупных феодаловносила номинальный, иллюзорный характерСословно-представительнаямонархия— формально полновластный монархосуществлял правление, опираясь

на собраниепредставителей господствующих сословий(Земской собор в России Генеральныештаты во

Франции); Абсолютнаямонархия— отсутствие каких-либо органов,ограничивающих царскую власть.

Существуют дверазновидности монархий:

  • Ограниченная— представлена двумя видами: дуалистической и парламентарной (конституционной).
  • Неограниченная (абсолютная)— форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, расходует казну без чьего-либо контроля. Абсолютная монархия в современных условиях — исключение, она сохранилась лишь в некоторых странах Азии (например, Бруней).

Дуалистическая(двойственная) монархия— наряду сюридической и фактической независимостьюмонарха существуют представительныеорганы с законодательными и контрольнымифункциями. Исполнительная властьпринадлежит монарху, который осуществляетее непосредственно или через двухпалатныйпарламент(нижняяпалата — выбирается, а верхняя — назначаетсямонархом).

Монарх хотя и не законодательствует,однако наделенправомабсолютного вето,тоесть вправе утверждать или не утверждатьпринятые представительными органамизаконы.Дуалистическая монархия возникает впереходные периоды, когда феодалы ужене в состоянии безраздельно господствовать,а буржуазия еще не в силах взять полнотуполитической власти.

Считается, чтодуалистические монархии существовалив Средние века, в настоящее время вклассическом варианте их нет. Парламентарная(конституционная) монархия— монарх«царствует, но не правит». Монарх лишьформально утверждает состав правительства;ни парламент, ни правительство неподчинены монарху и не несут перед нимполитической ответственности. Монарх- не больше, чем символ нации.

Признакипарламентарной (конституционной)монархии:

  1. полномочия монарха ограничены во всех сферах государственной власти;

  2. исполнительная власть реализуется правительством, ответственным перед парламентом;

  3. правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент, или коалицией партий, получивших большинство в высшем законодательном органе;

  4. главой правительства становится лидер партии (коалиции партий), обладающей большинством депутатских мест в парламенте;

  5. законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает.

Республиканскаяформа правления:

  1. верховная власть осуществляется выборными органами;

  2. источником власти является народ — выборы высших и местных представителей органов и органов МСУ;

  3. срочность полномочий высших представителей органов власти (парламент, президент);

  4. использование институтов демократии в разнообразных формах;

  5. юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц. В древние времена республиканская форма правления существовала в виде:

аристократическойреспублики— основная масса населения даже формальноотстранялась от участия выборах высшихорганов государственной власти (Спарта,Римская республика VIIвека до н.э.);

демократическойреспублики— к формированию высших органовгосударственной власти допускалисьширокие слои населения (Афины VIVвека до нашей эры — ведущая рольпринадлежала демократическим коллегиальныморганам (Народному Собранию и СоветуПятисот), которые решали наиболее ванныевопросы государственной жизни, адолжностные лица (магистратура) выполняливторостепенные функции).

При феодализмереспублики носили городской характер. Они создавались по мере роста могуществаи

независимостинекоторых крупных городов, устанавливающихгосподство не только над прилегающейсельской

территорией, нои над некоторыми мелкими городами, апорой и колониями (Новгород, Псков,Венеция,

Флоренция, Генуя).

В настоящее времяреспубликанская форма правления — самаяраспространенная в мире. Принято выделятьтри видареспубликанскойформы правления:

1.Президентскаяреспублика— высшимдолжностным лицом является президент,обладающий полномочиямиглавыгосударства и правительства; правительствоформируется президентом; президентимеет право вето назаконы, принимаемыепарламентом (США, Бразилия, Мексика,Аргентина):

  1. президент — глава государства и глава правительства;

  2. всеобщие выборы президента, т.е. он получает свой мандат непосредственно от народа;

3) президентобладает значительными полномочиями,он самостоятельно формирует правительство,котороенесет ответственность передпрезидентом, а не перед парламентом.

(+) ее стабильностьи большая эффективность, управленческоевоздействие более целенаправленно,т.к. исходит из центра.

(-)чрезмерная концентрация власти в рукаходного лица, возможность злоупотреблениявластью, что приводит к суперпрезидентскойреспублике, когда представительныеорганы практически утрачивают своезначение.

2.Парламентарнаяреспубликасильнаязаконодательная власть и подчиненностьей исполнительной; главойгосударстваявляется президент; его роль в управлениигосударством носит номинальный характер(Германия,Италия, Турция, Финляндия):

  1. верховенство власти парламента;

  2. президент избирается не всенародно, а парламентом или образуемой им специальной коллегией;

  3. правительство формируется лидером партии, победившей на выборах;

  4. парламент может вынести вотум недоверия правительству, после чего оно обязано уйти в отставку (Венгрия, Италия, Германия, Индия, Финляндия и другие).

  5. правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом;

  6. главой правительства является не президент, а лидер правящей партии;

  7. объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство не пользуется поддержкой парламентского большинства и должно уйти в отставку;

  8. президент, как правило, не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума.

(+) более демократическая форма правления, т.к. правительство формируется коллегиальным органом -парламентом, а не одним лицом,как в президентской республике, поэтомуздесь отсутствуют предпосылкисосредоточения власти в одних руках.(-) при многопартийной системе возможнычастые правительственные кризисы -частая смена правительства.

Источник: https://studfile.net/preview/5551703/page:9/

Понятие и элементы формы государства. Факторы, влияющие на форму государства

19. Форма государства: понятие, элементы, факторы, влияющие на форму государства

Понятие формы государства. Форма государства — набор характеристик, отражающих внутреннюю организацию и структуру государства.

Элементы формы государства. Наиболее важными составными элементами формы государства, отражающие внутреннюю организацию и структуру государства, являются: форма правления, политический режим и форма территориально-государственного устройства.

Понятие и значение формы государства

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как делого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская.

Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия.

Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам.

На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными.

Форма правления

Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют.

Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы.

Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Форма правления способ организации высших органов государства. Формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия это форма правления, при которой главой государства является лицо, занимающее этот пост в порядке престолонаследия. Монархия характеризуется следующими особенностями:

— во-первых, власть монарха юридически непроизводна от какой-либо другой власти;

— во-вторых, власть монарха наследственна. Порядок престолонаследия определяется либо конституциями, либо конституционными и органическими законами.

В странах среспубликанской формой правления главой государства является президент, избираемый в определенном порядке.

В парламентарных республиках роль главы государства чисто номинальна. Как правило, он действует в них с санкции правительства.

Припрезидентской форме правления глава государства (президент) обладает весьма обширными полномочиями. В качестве главы исполнительной власти он формирует и осуществляет руководство правительством, которое ответственно перед ним, а не парламентом.

В качестве участника законодательного процесса он санкционирует законопроект, который только после этого вступает в юридическую силу. При отказе дать санкцию законопроект вновь возвращается на повторное рассмотрение в парламент.

Иные полномочия главы государства при президентской форме правления включают в себя следующее: создание и упразднение различных агентств и ведомств, входящих в структуру исполнительной власти, руководство вооруженными силами государства, назначение и отзыв послов, заключение международных договоров, назначение судей Верховного Суда и т. д.

Абсолютная монархия это форма правления, при которой власть монарха не ограничена ни какими законами и учреждениями.

Ограниченная монархия это форма правления, при которой власть монарха «сдерживается» парламентом. В свою очередь, ограниченную монархию можно подразделить на дуалистическую и парламентарную.

Дуалистическая монархия характеризуется «двоевластием». Она возникает на стыке двух исторических эпох — феодальной и буржуазной. Этот «переходный» период характеризуется тем, что феодалы уже не в состоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия, вследствие своей слабости, еще не в состоянии взять всю полноту власти в свои руки.

Признак дуалистической монархии — наличие двухпалатной структуры. Нижняя палата выражает интересы буржуазии и формируется выборным путем.

Верхняя палата формируется путем назначения монархом представителей феодалов. Правительство подчиняется монарху. Он по своему усмотрению назначает, перемещает и отрешает от должности членов правительства.

Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

Парламентарная монархия характеризуется тем, что она существует в буржуазном обществе и обязана своим сохранением общественным предрассудкам.

При парламентарной монархии монарх «царствует, но не правит». Его функции и полномочия чисто номинальны. Он лишь формально утверждает состав правительства, сформированного лидером партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство перед монархом не ответственны.

Республика подразделяется на парламентарную и президентскую.

Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента и ответственностью перед ним правительства.

Правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах и находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.

Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или отдельным его членам. Тогда они уходят в отставку.

Президентская республика характеризуется тем, что президент является могущественной фигурой во властных структурах государства.

Он — глава исполнительной власти, по своему усмотрению формирует правительство, которое ответственно перед ним за свою деятельность. Президент избирается не парламентом, а в результате всенародного ания.

Ему принадлежит право вето на законы, принимаемые парламентом. Президент — глава государства и главнокомандующий вооруженными силами государства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_76729_ponyatie-i-elementi-formi-gosudarstva-faktori-vliyayushchie-na-formu-gosudarstva.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий