19. Этиология и классификация нарушений голоса. (Работы М.Е.Хватцева, Е.С. Алмазовой)

Этиология ых расстройств:

19. Этиология и классификация нарушений голоса. (Работы М.Е.Хватцева, Е.С. Алмазовой)

  • заболевания желез внутренней секреции и половых желез
  • заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, органов дыхания
  • воздействие внешних вредностей (пыль, курение, алкоголь и пр.)
  • механические повреждения ого аппарата, послеоперационные последствия
  • последствия простудных заболеваний
  • нарушение центральных механизмов голосообразования
  • психогенные воздействия

В целом выделяют две группы причиннарушений голоса:

  • органические,ведущие к анатомическому изменению строения периферического отдела ого аппарата или его центрального отдела
  • функциональные, в результате действия которых страдает функция ого аппарата

Классификации расстройств голоса:

По проявлениям:

  1. Истерический мутизм— мгновенно наступившая потеря голоса, чаще всего у лиц невротического склада, с психогенной этиологией

  2. Афония— полное отсутствие голоса, возможна только шепотная речь

  3. Дисфония— нарушение высоты, силы, тембра голоса. Проявления:голос слабый или громкий, слишком высокий или слишком низкий,монотонный, с металлической окраской, сиплый, хриплый, лающий и т. п.

  4. Фонастения — ая слабость или быстрая истощаемость голоса

  5. Патологическая мутация

  6. Нарушение голоса после ларингоэктомии(операция на гортани)

По этиопатогенетическим механизмам.

Выделяет две группы нарушений голоса(органические и функциональные):

Функциональные нарушения голоса:

Основной признак функциональныхнарушений голоса — не связаны санатомическими изменениями в омаппарате. Большинство авторов относятфункциональные нарушения голоса кневротическим расстройствам или считаютместным проявлением невроза. Терминологияфункциональных нарушений голосаразлична:

  • истерическая афония
  • функциональная афония или дисфония
  • гипо- или гипертонусные (спастические) афонии или дисфонии
  • невроз гортани
  • психогенная афония или дисфония

Наиболее распространенный термин -функциональная афония или дисфония

Среди функциональных нарушений голосавыделяют две группы расстройств:

  • центрально обусловленные
  • периферически обусловленные

Центральные функциональные нарушенияголоса:

В коре головного мозга после действиясильного раздражителя возникает очагзапредельного торможения, что нарушаетнормальное регулирование процессаголосообразования.

Этиологической основойдля центральныхфункциональных нарушений голоса являетсяневротический фон и возникшеекратковременное отклонение от нормальногоголосообразования. Неправильнаяая реакция закрепляется по типупатологического условного рефлекса.Крайнее проявление — истерическиймутизм.

В патогенезе функциональных нарушенийголоса выделяют 3 основных момента:

  • наличие невротического фона
  • наличие пускового момента (различные невротические реакции — страх, горе, предшествующие воспалительные заболевания, перенапряжение голоса)
  • фиксации нервной системой механизмов неправильного голосообразования по типу патологических условных рефлексов

Для возникновения центральныхфункциональных нарушений голосанеобходимо сочетание всех трехкомпонентов.

Периферические функциональныенарушения голоса:

Чаще всего это результат перенапряженияой функции. Невротический фонотсутствует.

Для функциональных нарушений голосахарактерно:

  • часто резко возрастает двигательная функция гортани, может наблюдаться дискоординация между речевым дыханием, голосообразованием иартикуляцией
  • могут быть нарушения сенсорной функции (чувствительности вом аппарате), возникать неприятные ощущения в гортани (першениеи т. п.)
  • возможны нарушения секреторных функций, которые иногда сопровождаются ощущением инородного тела в области гортани.
  • (нарушения моторных, сенсорных, секреторных функций)
  • неврологическая симптоматика (высокие сухожильные рефлексы, неустойчивый фон настроения, депрессии, нарушения сна).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

Источник: https://studfile.net/preview/2239180/page:28/

Теория М. Е. Хватцева о причинах речевых нарушений

19. Этиология и классификация нарушений голоса. (Работы М.Е.Хватцева, Е.С. Алмазовой)

Теория М. Е. Хватцева о причинах речевых нарушений

М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины.

К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи.

Им были выделены органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражения органа слуха, расщепление нёба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата).

Функциональные причины М. Е. Хватцев объяснил учением И. П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Он подчеркивал взаимодействие органических и функциональных, центральных и периферических причин.

К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций.

Важную роль М. Е. Хватцев отводил и социально-психологическим причинам, понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды. Таким образом, им впервые было обосновано понимание этиологии речевых расстройств на основе диалектического подхода к оценке причинно-следственных связей в патологии речи.

Значение экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) вредностей в возникновении речевых расстройств.

Важно не только выделять органические (центральные и периферические), а также функциональные причины речевых расстройств, но и представлять себе механизм речевых нарушений под влиянием тех или иных неблагоприятных воздействий на организм ребенка. Это необходимо как для разработки адекватных путей и методов коррекции речевых расстройств, так и для их прогноза и предупреждения.

В возникновении речевых расстройств большая роль принадлежит экзогенно-органическим факторам. Эта группа причин, по классификации М. Е.

Хватцева, может быть отнесена к группе органических центральных, при поражении головного мозга, и органических периферических, если под влиянием различных неблагоприятных внутриутробных факторов нарушается морфологическое развитие периферического речевого аппарата.

Классификации речевых нарушений

Клинико-педагогическая классификация

опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний.

В данной классификации ведущая, определяющая роль отводится психолого-лингвистическим критериям. Исходя из потребностей логопедического воздействия, выделяют следующие критерии, позволяющие представить, что нарушено в речи, и на основе этого отграничить одно речевое нарушение от другого по признаку отграничения: 

  • нарушения формы речи (устной или письменной);
  • нарушенного вида речевой деятельности применительно к каждой из форм: для устной — нарушение говорения или слушания, для письменной — письма или чтения;
  • нарушенного этапа (звена) порождения или восприятия речи: применительно к продуктивным видам речевой деятельности (говорению и письму). Существенным является разграничение нарушений, связанных с этапами внутреннего и внешнего оформления высказывания. Применительно к рецептивным видам речевой деятельности (слушанию или чтению) существенным является разграничение нарушений, относящихся к сенсорному или рецептивному этапу;
  • нарушенных операций, осуществляющих оформление высказывания на том или другом этапе процесса порождения или восприятия речи;
  • нарушенных средств оформления высказывания: существенным представляется разграничение языковых и произносительных единиц, так как каждому этапу порождения или восприятия речи присущи свои наборы единиц, по отношению к которым осуществляются операции отбора и комбинирования.

Клиническим (в сочетании с этиопатогенетическими) критериям в данной классификации отводится роль уточняющих, которые не могут быть ведущими для педагогической квалификации речевых нарушений, а для врача они являются средством анализа.

Дополняя картину того или иного нарушения, выделенного на основе психолого-лингвистических критериев, ориентированных на педагогический процесс логопедического воздействия, они позволяют провести дифференциацию сходных по внешним проявлениям дефектов на основе следующих данных:

  • какими факторами обусловлено нарушение речи (социальными или биологическими);
  • на каком фоне оно развивается (органическом или функциональном);
  • в каком звене речевой функциональной системы локализуется (центральном или периферическом);
  • какова глубина (степень) нарушения центральных или периферических аппаратов речи;
  • время его наступления.

Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа:

  • фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи
  • структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.

I. Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:

  • голосообразования,
  • темпоритмической организации высказывания,
  • интонационно-мелодической,
  • звукопроизносительной организации.

Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины:

  1. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений ого аппарата.Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.
  2. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.
  3. Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы:гнусавость (устаревшее), палатолалия.
  4. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
  5. Брадилалия — патологически замедленный темп речи.Синоним: брадифразия.
  6. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.Синоним: тахифразия.
  7. Заикание — нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties.

II. Нарушения структурно — семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.

  1. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее).
  2. Афазия — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Синонимы: распад, утрата речи.

Нарушения письменной речи. Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности — расстройства чтения.

  1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.
  2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.

Психолого-педагогическая классификация

возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.

Внимание исследователей было направлено на разработку методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей (учебной группой, классом). Для этого необходимо было найти общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей, особенно те, которые актуальны для коррекционного обучения.

Такой подход потребовал другого принципа группировки нарушений: не от общего к частному, а от частного к общему.

Это позволило строить ее на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной).

Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.

Первая группа — нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

2. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Вторая группа — нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

Источник: https://www.referat911.ru/Psihologiya/teoriya-m-e-hvatceva-o/371581-2833181-place1.html

Методическая разработка

19. Этиология и классификация нарушений голоса. (Работы М.Е.Хватцева, Е.С. Алмазовой)

Классификация нарушений голоса

Голосовая функция нередко оказывается нарушенной у детей и подростков.

Причины расстройства голоса весьма разнообразны: заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов и трахеи, сердца и сердечно-сосудистой системы, несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса, а также правил общей гигиены, перенапряжение голоса, неправильная техника голосоподачи, снижение слуха.

Указанные этиологические факторы приводят к органическим и функциональным нарушениям голоса, между ними бывает трудно провести четкую границу, поэтому такое деление в некоторой степени условно.

Первоначальным симптомом органического нарушения может быть лишь частичное расстройство функции гортани и легкая хрипота; с другой стороны, длительные функциональные нарушения являются причиной стойких органических изменений в гортани, а соответственно и длительного расстройства голоса.

Эта условная дифференциация расстройств голоса на органические и функциональные нарушения имеет значение для выбора методов фониатрического лечения и прогноза логопедических занятий.

Так называемые функциональные расстройства связаны с временными, преходящими изменениями в функции гортани, ых складок, поэтому в результате логопедических занятий может быть восстановлен нормально звучащий голос.

При органических нарушениях имеются стойкие патологоанатомические изменения в строении гортани, ых складок, надставной трубы, поэтому возможно восстановление коммуникативной функции голоса, но его качество по силе, высоте и тембру в большей или меньшей степени отличается от нормального звучания голоса.

Глубокое изучение расстройств голоса возможно лишь при комплексном исследовании больных рядом специалистов. При этом первостепенное значение имеет обследование клиническое (фониатрическое, отоларингологическое, неврологическое), логопедическое и психологическое.

Рассмотрение расстройств голоса в медицинском, логопедическом и психологическом аспектах дает возможность вскрыть природу дефекта и выработать наиболее эффективные пути и методы его преодоления.

Относят нарушения, связанные с патологоанатомическими нарушениями в строении и функции гортани: ларингиты, ожоги, травмы, опухоли, парезы и параличи ых складок. 

Папилломатоз гортани.

В детском возрасте часто встречаются доброкачественные новообразования гортани – папилломы, представляющие собой бородавчатые опухоли неясной этиологии. Располагаются они чаще всего на истинных или ложных г/с.

При этом заболевании отмечается прогрессирующая охриплость, доходящая постепенно до афонии, по мере роста и увеличения количества папиллом отмечают нарушения дыхания. Лечение хирургическим методом зачастую приводит к рубцовому стенозу гортани – значительному уменьшению или полному закрытию просвета гортани.

Многочисленные операции по удалению постоянно появляющихся папиллом, рубцом, образованием ларинготрахеотомы приводят к изменению строения гортани, ограничению подвижности г/с, их неполному смыканию, гиперфункции ложных г/с. Как следствие, возникает грубая дисфония или афония. Нарушения голоса при остром и хроническом ларингите.

В большинстве случаев г/с способны смыкаться, лишь иногда они находятся постоянно в сомкнутом состоянии и выглядят неподвижно.

При определении характера колебаний они неравномерны по амплитуде (сила голоса – есть амплитуда колебаний, следовательно, изменится сила голоса, будет осиплость) и по частоте (высота голоса – есть частота колебаний, следовательно, будет то низкий, то высокий голос). Амплитуда чаще бывает сниженной, а сами движения ослабленные.

 Нарушения голоса при одностороннем и краевом хордите.

Наряду с диффузными формами ларингита встречаются локальные, к их числу и относят краевой и односторонний хордит – воспаление одной г/с. Краевой хордит клинически проявляется отечностью и покраснением свободного края г/с. Как правило, г/с не колеблются при фонации, находятся в плотно сомкнутом состоянии. Амплитуда колебаний при этом уменьшена. 

Узелки и полипы ых складок.
При продолжительном функциональном расстройстве появляется и органические изменения в гортани – утолщается и набухает слизистая, образуются узелки на середине г/с (так называемые узелки крикунов).

Предрасполагающим фактором к появлению узелков является гипотония мышц ого аппарата, перенесенные инфекции, операции носа и горла. Только появившиеся узелки при соблюдении режима молчания исчезают, застарелые образования лечат терапевтическим или хирургическим путем в сочетании с фониатрическими упражнениями.

При полипах г/с картина более тяжелая. Либо г/с не колеблются, либо их колебания асинхронные, ослабленные, колеблются не полностью. 

Парезы и параличи гортани возникают, например, после оперативного вмешательства, когда задевается блуждающий нерв, иннервирующий г/с. Отмечается отсутствие при фонации приводящих движений на стороне поражения и отводящих – во время дыхания. При парезах отмечаются ослабленные, вялые колебания г/с с малой амплитудой и смещением слизистой оболочки.

При параличах колебания при фонации отсутствуют. При парезах и параличах голос или отсутствует, или охриплый, сильное утомление при речи, поперхивание, кашель, затруднения дыхания.

 
Специфичным нарушением голоса является голос после удаления гортани (ларингоэктомии) – физиологический голос становится полностью невозможным, с помощью логопеда вызывается пищеводный голос. 

К профессиональным расстройствам голоса относятся функциональные патологии, которые возникают вследствие ого переутомления, плохой постановки голоса, повышенной речевой нагрузки на фоне инфекционных заболеваний и психотравмирующих ситуаций.

Длительно протекающие функциональные расстройства могут вызвать псевдо-органические наслоения: гиперимию слизистой гортани, отечность и утолщение ых складок. Одним из видов профессиональных нарушений является фонастения – нарушении координации дыхания и фонации, невозможность владеть голосом – усиливать и ослаблять его. Острые формы могут сопровождаться афонией.

 Гипотонусная дисфония – обусловлена двусторонними парезами внутренних мышц гортани. Возникают при сильном перенапряжении голоса особенно на фоне инфекции. Голосовые складки полностью не смыкаются, между ними остается щель. Может быть легкая осиплость, либо афония с явлениями ого утомления. 

Гипертонусная дисфония – повышение тонуса в момент фонации.

Возникает у лиц, форсирующих голос. Голос или не появляется, или появляется глухой звук. Иногда наблюдается смыкание вестибулярных складок, получается неприятный звук. 

К центральным относят психогенные (истерические) и гипокинетические (пониженная двигательная активность функция гортани) афонии и дисфонии. 
Психогенные афонии. Причинами, как правило, являются стрессовые ситуации – испуг, конфликт с родителями, учителями или сверстниками.

У детей встречаются редко, чаще у истеричных девочек в пубертатном периоде.

На истерическом невротическом фоне при наличии сильного стресса в нервной системе возникает очаг запредельного торможения, в результате чего прекращается поступление нервных импульсов от головного мозга к ым складкам, в результате простоя ые складки приобретают дряблость.

Ребенок может общаться только шепотом, при этом остаются сохранными безусловные рефлексы: плач, смех, кашель. Голос может появиться неожиданно на фоне положительных эмоций, исчезновения истерических реакций. В других случаях происходит закрепление патологического рефлекса голосообразования и возникает стойкая дисфония или афония. 

Связаны с временными изменениями в гортани, поэтому в процессе занятий восстанавливается нормально звучащий голос.

Гипотонусная дисфония. 

Обусловлена снижением тонуса г/с. Причины: постоянное перенапряжение г/а, перенесенные острые заболевания верхних дыхательных путей. Иногда слабость мышц является врожденной. Во время фонации отмечается неполное смыкание г/с. Чаще всего ая щель имеет форму овала (в норме – равностороннего треугольника).

Гипертонусная дисфония.  

Наиболее часто у детей диагностируется периферическое функциональное нарушение голоса – гиперкинетическая дисфония – расстройство голоса, возникающее вследствие его перенапряжения (громкий крик, пение, подражание различным звукам), неправильной техники голосоподачи (на твердой атаке).

М.

Зееман, однако отмечал, что гиперкинетические дисфонии возникают только если перенапряжению голоса сопутствовали другие внутренние или внешние причины (плохо поставленный голос, неполноценные слизистые оболочки, асимметрия гортани, хронический тонзиллит, аденоиды, ларингит, трахеит 

(суффикс «ит» в большинстве названий болезней означает «воспаление») и др.). Неумение дышать носом приводит к тому, что в ротоглотку и гортань попадает грязный, неочищенный воздух, приводя к воспалению ых складок. Внезапное расстройство голоса и дыхания появляется иногда у детей, склонных к аллергии.

Устранение раздражителя нормализует голос и дыхание. Внешними причинами гиперкинетической дисфонии являются негативные условия фонации:     пыль, дым, сырость;     излишне громкая речь в детском коллективе, в шумных помещениях;    воспаление дыхательных путей, общее заболевания организма.

 При отсутствии своевременного лечения дисфония принимает хронический характер и переходит в тяжелую хрипоту. При осмотре гортани отмечается гиперфункция гортани во время фонации – вход в гортань суживается, надгортанник оттягивается назад, ложные складки не виды, гортань поднимается вверх.

Голосовые складки резко соприкасаются друг с другом, в результате появляется гиперемия (покраснение) и небольшая отечность их свободного края.

 Для обеих описанных форм дисфонии характерна нестойкость патологических изменений в гортани и появление при попытках фонации звучного голоса на кашле (в отличии от органической афонии). Смешанная гипо-гипертонусная дисфония. Характеризуется пониженным тонусом г/с, повышенным тонусом ложных складок.

Чаще всего эта форма отмечается после острого ларингита, трахеита, когда ложные складки включаются в механизм голосообразования компенсаторно. При осмотре — ложные складки увеличены в размере, иногда гиперемированны, смыкаются друг с другом, прикрывая ые. Патологическая мутация. 

К функциональным нарушениям голоса относят патологическую мутацию голоса. Данное ое расстройство можно классифицировать как пограничное между органическими и функциональными нарушениями. Мутация – это физиологическое изменение голоса во время перехода к зрелому возрасту, сопровожд.

рядом патологических явлений в голосе и ом аппарате. Для большинства молодых людей этот процесс протекает незаметно. Мутация связана с быстрым ростом гортани. Г/с у мальчиков удлиняются на 6-10 мм, т.е. на 2/3 длины. При ларингоскопии обнаруживается гиперемия слизистой оболочки гортани, отсутствие замыкания ой щели.

У девочек г/с удлиняются только на 3-5 мм. Суть мутации заключается в том, что рост отдельных частей ого аппарата подростка происходит дисгармонично. Например, г/с увеличиваются в длину, а ширина их остается прежней, резонаторные полости отстают от роста гортани, а надгортанник часто у юноши остается детским.

Вследствие этого нарушается координация в совместной работе дыхания и гортани. Все это приводит к тому, что голос у мальчиков срывается, становится жестким, низким, грубым, интонация – неуверенная. Наблюдается диплофония (битональность), т.е.

быстрое чередование высокого и низкого тонов, отстающих друг от друга иногда на целую октаву, при этом вибрируют и истинные, и ложные г/с. У девочек тембр, сила и характер голоса тоже меняются, но без резких изменений. Перемена выражается в быстрой утомляемости голоса, диапазон больших изменений, становится более сильным.

 

Нормально протекающая мутация может появляться в нескольких формах. Часто отмечается лишь небольшая хрипота и быстрая утомляемость голоса. В других случаях у мальчиков во время речи или пения голос начинает срываться, появляются низкие ноты басового тембра.

Такое «соскакивание» звуков сначала возникает часто, затем все реже, в результате детский тембр заменяется мужским. Иногда тонкий мальчишеский голос внезапно принимает огрубелый характер, появляется хрипота вплоть до афонии, когда она исчезает, устанав. мужской тембр. 

2.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.

: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

3.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. — М.

: Профессиональное образование, 1993.

Источник: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-klassifikaciya-narusheniy-golosa-3032186.html

Этиология и классификация нарушений голоса. — Шпаргалки по специальности логопедия

19. Этиология и классификация нарушений голоса. (Работы М.Е.Хватцева, Е.С. Алмазовой)

Проблема нарушений голоса у детей остается актуальной, так как ые перегрузки, связанные с коллективным воспитанием ребенка в д/с, участие в разнообразных вокальных и хоровых коллективах, не имеющих опытных педагогов, экологические и социальные проблемы приводят к тому, что в фониатрической и логопедической практике нередко приходится сталкиваться с детьми, страдающими заболеваниями ого аппарата. Голос имеет важное значение в развитии ребенка, формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми. Нарушение функции голосообразования может влиять на развитие речи, нервно-психическое состояние, затруднять коммуникацию.

Нарушения голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений ого аппарата. Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония — полное отсутствие голоса и дисфония — частичные нарушения высоты, силы и тембра.

Голос-это совокупность звуков, производимых ым аппаратом человека, которые могут быть разнообразными.

Звук голоса — колебание частиц воздуха, распространяющееся в виде вибрации волн сгущения и разрежения.

Высота звука — определяется частотой колебательных движений: чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше звук. Местом, где зарождаются  высотные характеристики звука, является гортань — ые складки человека.

  Основные причины, вызывающие нарушения голоса у детей, можно условно разделить на:

— биологические (конституциональные особенности, возраст, пол, сопутствующие заболевания);

— бытовые (семейное положение, состав семьи, жизненные условия);

— психологические (конфликтные ситуации, бытовые и профессиональные; психоэмоциональные и характерологические особенности личности).

Этиология ых расстройств:

*заболевания желез внутренней секреции и половых желез;

*заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, органов дыхания;

*воздействие внешних вредностей (пыль, курение, алкоголь);

*механические повреждения ого аппарата, послеоперационные последствия;

*последствия простудных заболеваний;

*нарушение центральных механизмов голосообразования;

*психогенные воздействия.

В целом выделяют две группы причин:

*органические, ведущие к анатомическому изменению строения периферического отдела ого аппарата или его центрального отдела;

*функциональные, в результате действия, которых страдает функция ого аппарата.

          Классификация расстройств голоса:

1 по проявлениям

*истерический мутизм — мгновенно наступившая потеря голоса, чаще всего у лиц невротического склада, с психогенной этиологией;

*афония — полное отсутствие голоса, возможна только шепотная речь;

*дисфония — нарушение высоты, силы, тембра голоса. Проявления: голос слабый или громкий, слишком высокий или слишком низкий, монотонный, с металлической окраской, сиплый, хриплый, лающий.

*фонастения — ая слабость или быстрая истощаемость голоса;

*патологическая мутация;

*нарушение голоса после ларингоэктомии (операции на гортани)

2 по этиопатогенетическим механизмам.

Выделяют две группы нарушений голоса: органические и функциональные.

Функциональные нарушения голоса.

Основной признак: не связаны с анатомическими изменениями в ом аппарате, носящие временный переходящий характер.

Причины функциональной патологии могут быть самые разнообразные: ое переутомление. Плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов.

Основным симптомом при заболеваниях гортани у детей  является функциональное нарушение голоса — афония или дисфония различной степени выраженности (от легкой охриплости до резкого изменения тембра голоса).

Среди функциональных нарушений голоса выделяют две группы расстройств:

       *центральные                 и             *периферические.

Центральные функциональные нарушения голоса:

Этиологической основой является невротический фон и возникшее кратковременное отклонение от нормального голосообразования. Неправильная ая реакция закрепляется по типу патологического условного рефлекса. Крайнее проявление — истерический мутизм.

В патогенезе выделяют три основных момента:

1. наличие невротического фона;

2.наличие пускового момента (различные невротические реакции – страх, горе, предшествующие воспалительные заболевания, перенапряжение голоса);

3.фиксации нервной системой механизмов неправильного голосообразования по типу патологического условного рефлекса.

Относится функциональная или психогенная афония-безгласие, обусловленное функциональной недостаточностью ых мышц центрального происхождения.

Ребенок может общаться только шепотной речью, при этом сохранными остаются безусловные рефлексы: смех, плач, кашель. Голос может, как внезапно исчезать, так и спонтанно появляться.

Периферические функциональные нарушения голоса чаще всего это результат перенапряжения ой функции. Невротический фон отсутствует.

Характерно:

*часто резко возрастает двигательная функция гортани, может наблюдаться дискоординация между речевым дыханием, голосообразованием и артикуляцией;

*могут быть нарушения сенсорной функции (чувствительности в ом аппарате), возникать неприятные ощущения в гортани (першение).

Классификация функциональных нарушений голоса:

Гипотонусная дисфония — нарушение голоса, обусловленное снижением мышечного тонуса ых складок. Чаще страдают женщины.

Этиология: перенапряжение мышц ых складок, ая нагрузка во время болезни, после перенесенного ОРЗ, бронхита, трахеита, авитаминоз, вегетососудистая дистония, гормональные дисфункции, стрессовые ситуации, хронические заболевания внутренних органов. Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями ого утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

Гипертонусная дисфония – нарушение голоса, характеризующееся повышением тонуса мышц ых складок. Встречается реже, чем гипотонусная, преимущественно у мужчин.

Этиология: развивается при форсированной силовой манере речи, пения, при использовании жесткой атаки голоса. Сочетается с напряжением мускулатуры лица, шеи, набуханием вен шеи.

Гипертонус может охватывать ые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук.

Фонастения — расстройство голоса, характеризующееся нарушением координации между дыханием, фонацией, артикуляцией и функцией резонаторных полостей на фоне невротической предрасположенности.

Этиология: острое воспаление дыхательных путей в сочетании с ой нагрузкой, что может обуславливать очаги застойного торможения в коре головного мозга, что в свою очередь вызывает нарушение координации в работе мышц ого аппарата

Органические нарушения голоса:

*острый и хронический  профессиональный ларингит.

Проявляется в характерных изменениях слизистой оболочки гортани. Появляющееся несмыкание ых складок ведет к стойкому дефекту голоса и сопровождается субъективными неприятными ощущениями в глотке и гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость.

*узелки и полипы ых складок.

Узелки вызваны в первую очередь неправильной техникой голосообразования, чрезмерно активным смыканием ых складок и форсированной твердой атакой.

*папилломатоз гортани

Доброкачественная опухоль гортани у детей; нарушение голоса в виде дисфонии, патологического крика, афонии и хрипящего дыхательного стридора. Причины: экологические факторы, в частности повышенная радиация.  Папилломы резко ограничивают подвижность ых складок, затрудняют дыхание и могут привести к летальному исходу.

*парезы и параличи гортани

Парез-частичное ограничение подвижности ых связок сроком до 6 месяцев.

Паралич- полная неподвижность ых связок сроком более 6 месяцев.

Могут быть периферическими, возникают при травматизации или инфекционном поражении нижнего гортанного, или возвратного нерва; центральные зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей.

Голос отсутствует или резко охриплый, жалобы на сильное утомление при речи, поперхивание, рефлекторный кашель, затрудненное дыхание.

Источник: https://students-library.com/library/read/55058-etiologia-i-klassifikacia-narusenij-golosa

Uchebnik-free
Добавить комментарий