19 Эндогенное направление. Теория рекапитуляции С. Холла

Концепция рекапитуляции Стенли Холла. Биогенетический закон в психологи. Метод анкет. Проблема связи исторического и индивидуального развития. Л.С.Выготский о биогенетическом принципе в психологии

19 Эндогенное направление. Теория рекапитуляции С. Холла

Концепция рекапитуляции относится к числу ранних психологических теорий. Э. Геккель в 1874 г. Сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: эмбриогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза.

Этот закон был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Американский психолог Ст. Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода.

Например, то, что ребенок часто просыпается ночью в страхе Холл объяснял атавизмом: ребенок попадает в прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу, подвергаясь опасности, и часто пробуждался.

Детскую игру Холл считал необходимым упражнением для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций. А развитие детского рисунка, по мнению Холла, отражает те стадии, которые проходило изобразительное искусство в истории человечества.

Положения Холла критиковали многие психологи, однако именно под влиянием его работ изучение детской психологии приняло широкие масштабы.

Несмотря на ограниченность и наивность концепции рекапитуляции, биогенетический принцип в психологии интересен тем, что это был поиск закона. Как подчеркивал Д.Б.

Эльконин, это была неверная теоретическая концепция, но именно теоретическая концепция.

В концепции Холла впервые сделана попытка показать наличие связи между историческим и индивидуальным развитием, которая до сих пор недостаточно прослежена.

Биогенетический закон – онтогенез есть повторение филогенеза.

Л.С. Выготский «Биогенетический закон в психологии и педагогике»

В своей статье ЛСВ говорит о 4 основных направлениях толкования биогенетического закона:

1) Теория рекапитуляции Ст. Холла. Развитие ребенка рассматривается здесь как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено основной линией эволюционного развития. Важнейшие стадии в их строго закономерной последовательности автоматически воспроизводятся одна за другой; между ребенком и человечеством лежит бездна, исчезающая только с годами.

2) Теория отбора (Торндайк) объясняет наличие аналогий между развитием индивида и рода действием одинаковых причин, определяющих тот и другой процесс. Два основных фактора – случайная вариация и отбор полезного действуют и в филогенезе, и в онтогенезе.

3) Теория соответствия (Клапаред, Коффка, Блонский) объясняет параллелизм онто- и филогенеза сходством обоих рядов , в основе которых лежит, в сущности, один и тот же процесс онтогенетического развития: в обоих рядах поэтому мы заранее можем ожидать обнаружения сходных черт, общих обоим и присущих всякому процессу развития.

4) Теория социогенеза (Залкинд, Корнилов, Пинкевич) исходит из социальной обусловленности человеческой биологии, видит в этом основной, определяющий фактор развития ребенка, отрицает его автоматическую связь с прошлым человечества, следовательно, и применимость биогенетического закона к психологии.

По мнению Выготского, из всех этих научных направлений наиболее состоятельными являются теории 3 и 4.

Также Выготский говорит о том, что вопрос о приложимости биогенетического закона к психологии имеет актуальное значение для теории и практики воспитания. Первая теория строит все воспитание на принципе согласования его с биогенетическим законом, т.е.

воспитание должно провести ребенка через все стадии развития, давно оставленные человечеством позади; вторая теория освобождает воспитание от прямого подчинения требованиям биогенетического закона и ограничивает его применение; третья теория у ряда авторов решительно порывает с выводами реакционной педагогики; а теория социогенеза отрицает за биогенетическим законом всякое практическое значение для решения основных вопросов воспитания. Научно наиболее состоятельной и здесь является формула, объединяющая выводы из 3 и 4 теорий, — меряющая путь, который должен пройти в процессе своего развития ребенок, всем протяжением эволюционного и исторического пути развития человечества, но выражающая все принципиальное своеобразие детского развития и управляющих им законов.

Биогенетический принцип в психологии

Биологами Э.Геккелем и Ф.Мюллером сформулирован биогенетический закон, который основан на принципе рекапитуляции (повторяемости).

Эмбриогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза.

Принцип рекапитуляции оказал влияние на Ст.Холла (США, психолог), который создал первую цельную теорию психического развития в детстве.

Историческое развитие отражается в индивидуальном развитии организма, принадлежащего к данному виду. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) является кратким и быстрым повторением истории развития рода предков данного вида (филогенеза).

Он использовал метод анкетирования, разработав опросники для учителей, родителей и самих детей – подростков. Его интересовало, как дети представляют себе окружающий мир, какие чувства испытывают в различных ситуациях, каковы их ранние воспоминания, как они относятся к другим людям.

Холл собрал и статистически обработал тысячи анкет. Он также анализировал детские игры, страхи, речь, сравнивал рисунки современных ему детей и древнюю наскальную живопись. Холл обнаружил черты сходства в развитии конкретного ребёнка и в развитии человечества в прошлые эпохи.

Игры детей – это атавизм, остаточное явление, оживание прошлого в настоящем. Игры с песком – это возврат к пещерной стадии в истории человечества, к периоду первоначального собирательства и выкапывания корней. Игры детей 5-12 лет напоминают охотничьи инстинкты первобытных людей.

Игры подростков – воспроизведение образа жизни индейских племён, стадия обмена.

С.Холлу принадлежит идея создания педологии – специальной науки о детях, концентрирующей все знания о развитии ребёнка из других научных областей (педагогики, медицины, биологии, социологии и др.).

Теория рекапитуляции С.Холла

Основной предмет исследованияПоиск закономерностей психического развития ребёнка
Методы исследованияАнкетирование (массовое обследование), сравнение рисунков детей и первобытных людей, анализ игр, страхов
Основные понятияРекапитуляция, игра, онтогенез, филогенез, педология
Основные идеиПсихическое развитие ребёнка кратко воспроизводит социогенез человечества; выделены периоды (этапы) смены форм поведения детей в генетически заданной последовательности
Факторы развитияБиологический фактор, созревание инстинктов
Направления критикиБлизость метода исследования к интроспекции, поверхностность аналогий, мифологичность, чересчур широкие обобщения
ЦенноеПостановка проблемы взаимосвязи между историческим и индивидуальным развитием человека – первая ставшая известной теория психического развития в детстве

Источник: https://agespsyh.ru/otvety-na-bilety-po-psikhologii-razvitiya/237-koncepcija-rekapituljacii-stenli-holla.html

Теория рекапитуляции С. Холла

19 Эндогенное направление. Теория рекапитуляции С. Холла

Подход Фельдштейна Д. И.

Подход Узнадзе Д. Н.

Подход Платонова К. К.

Подход военных психологов.

Подход Мясищева В. Н.

Подход Абульхановой К. А.

Подход Ананьева Б. Г.

Рассматривает человека, личность в единстве четырех сторон:

человека как биологического вида;

в онтогенезе и жизненном пути человека как индивида;

человека как личности; человека как части человечества.

Представляет личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее эволюции лежит развитие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность), способность к организации времени, социальное мышление.

Подход Леонтьева А. Н. и Петровского А. В.

Согласно этому подходу, при объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, в силу чего в личности можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости.

Рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе; эта система формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения.

Согласно ему личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.

Согласно ему личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются:

направленность;

опыт;

особенности психических процессов;

ее биопсихологические свойства.

Рассматривает личность как целостное и духовное образование; мотивы и поступки личности могут иметь и неосознанный характер.

Узнадзе Д. Н. — основатель теории установки как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики личности в процессе ее целенаправленной активности.

Согласно ему, в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости. При этом ведущим фактором ее формирования является общественно полезная деятельность.

Социогенетические теории личности

Теории социогенетического и биогенетического подходов к развитию личности

Исследуя психическое развитие ребенка. Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный учеником Дарвина Э. Геккелем.

Однако Геккель говорил о том, что зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь этот род за время своего существования.

Холл же распространил действие биогенетического закона на человека, доказывая, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека [3; 10].

Созданная Холлом теория рекапитуляции утверждала, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически и потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может. Главным законом психологии развития С.

Холл считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза. Младенчество воспроизводит животную фазу развития. Детство соответствует эпохе, когда главными занятиями древнего человека были охота и рыболовства.

Период от 8 до 12 лет, который называют иногда предподростковым, соответствует концу дикости началу цивилизации; а юность, охватывающая период с начала полового созревания (12 — 13 лет) до наступления взрослости (22 — 25 лет), эквивалентна эпохе романтизма.

Это период «бури и натиска», внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности».

Хотя Холл свел воедино большой фактический материал, что способствовало дальнейшей разработке возрастной психологии, его теория сразу же подверглась критике со стороны психологов, указывавших, что внешнее сходство детской игры с поведением животных или первобытных людей не означает психологической тождественности их поведения. Поверхностные аналогии, на которых основан «закон рекапитуляции», мешают понять конкретные закономерности психического развития.

Ученик Холла Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой являлся способ добывания пищи. Он выделил пять основных фаз в психическом развитии детей (стадия рытья и копания, охоты, пастушества, земледелия и т.д.

), подчеркивая, что только с семи-восьми лет ребенок вступает в эру цивилизованного человека и только с этого возраста его можно систематически обучать.

При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает для этого основу.

И Холл, и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к отклонениям и аномалиям в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества. Холл разработал и представление о механизме, который помогает переходу с одной стадии на другую.

Так как реально ребенок не может перенестись в те ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специфическим механизмом. Так появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Важно не стеснять ребенка в проявлении своих инстинктов, которые таким образом изживаются [3; 10].

В своей лаборатории Холл исследовал подростков и юношей, разработав для них специальные опросники, целью которых было изучение различных сторон их психики. Анкеты и опросники для подростков, учителей и родителей давали возможность составления комплексной характеристики детей, анализа их проблем с точки зрения как взрослых, так и самих подростков.

Созданная Холлом педология — комплексная наука о ребенке, основывается на идее педоцентризма.

Ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов-психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов.

Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение клетям. Таким образом, данная наука объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.

Хотя многие положения педологической концепции Холла были довольно скоро пересмотрены, но сама педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и просуществовала почти до середины XX века. Эта популярность педологии была связана главным образом с ее ориентированностью на практику, т.е.

связью с непосредственными нуждами педагогики и практической психологии. Действительно, в реальной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с целым комплексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические качества, и социальный статус и образование их родителей.

Именно эти задачи и помогала решать педология, развивая комплексный подход к исследованию детей.

Таким образом, С.Холл реализовал носившуюся в воздухе идею создания экспериментальной детской психологии, соединив воедино требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии

Источник: https://studopedia.su/15_95301_teoriya-rekapitulyatsii-s-holla.html

Теория рекапитуляции Стэнли Холла. Психология развития человека

19 Эндогенное направление. Теория рекапитуляции С. Холла

Психология помогает нам понять не только самих себя, но и наших детей.

Разгадать, как именно развивается человек, что им движет и в чем заключается суть детского мировоззрения, ученые старались с давних времен.

Очень большой вклад в современную науку о детях, педологию, внес известный американский психолог Грэнвилл Стэнли Холл. Его труды были созданы в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков.

История создания

С начала своей карьеры Стэнли Холл стажировался в психологической лаборатории В. Вунда в качестве ученика. Его основным направлением изучения на тот момент была мышечная чувствительность и ее роль в восприятии пространства.

После он начал заниматься детской психологией, а именно практическими проблемами школьников. В конце девятнадцатого века ему удалось организовать первую экспериментальную психологическую лабораторию на территории Америки.

Именно там он начал исследовать психическое развитие детей.

Особое внимание ученого привлекали подростки. На основе своих трудов он организовал выпуск первых журналов, посвященных данным проблемам в психологии.

Не менее серьезный вклад Холл привнес в создание первых профессиональных сообществ психологов США. Именно он стал инициатором создания ассоциации психологов, куда он и пригласил Зигмунда Фрейда.

Можно смело говорить о том, что Стэнли стал причиной зарождения американского психоанализа.

Но все эти достижения Холла меркнут по сравнению с его исследованиями психологического развития детей. Конечно, многих интересовала детская психология, но до этого никто не ставил ее как первостепенную и главную задачу в исследованиях.

Именно Грэнвилл впервые заговорил о том, как психика человека развивается в процессе адаптации к определенной среде. За основу аналитических данных в основном брали в первую очередь общетеоретические и методологические проблемы развития психики ребенка.

А Холл в качестве основного элемента анализа решил взять процесс становления психики конкретного подростка.

Изучение подростков

Для точности своих наблюдений психолог разрабатывал специальные опросники, которые помогали ему изучать различные психологические стороны юношей. Сразу он раздавал вопросы учителям, чтобы те передавали их детям. Они должны были показать, как подрастающее поколение смотрит на мир.

Спустя некоторое время решили создать отдельные опросники для родителей и педагогов, чтобы проверить, действительно ли онтогенез и филогенез проходят практически одинаково.

Уникальность этих тестов была в том, что помимо проверки знаний, отношения к миру и к другим людям дети должны рассказывать о переживаниях, моральных чувствах, религиозных убеждениях.

Также они затрагивали вопросы ранних воспоминаний, опасности и радости ребенка.

После получения ответов начинался статистический анализ. Он помогал составить целостное восприятия психологической особенности детей разных возрастных категорий. Также исследования Холла позволяли получить характеристику детей. Они помогли посмотреть на ситуацию не только с точки зрения взрослого человека, но и глазами ребенка.

Проводя свои исследования, Холл осознал, что лучше всего подходит для объяснения психического развития основной биогенетический закон. Его сформулировал ученик Дарвина – Геккель.

Но в нем есть одна важная неточность, Геккель был убежден, что зародыш, пока существует в виде эмбриона, проходит все стадии, что и человечество за все время. По мнению же Холла, этот закон применим не только на ребенка в утробе, но и на развитие его психики уже в детском возрасте.

И что построение психики малыша происходит по тем же принципам, что и у взрослого. Именно так и зародилась теория рекапитуляции С. Холла.

Основа теории

По мнению психолога, все этапы развития психики ребенка и их содержание заложено генетически, и именно поэтому человек не может избежать или проигнорировать какую-то часть ее построения.

Труды Холла продолжил его ученик, Гетчинсон. Взяв за основу теорию рекапитуляции, он разбил процесс психического развития ребенка на конкретные периоды.

В качестве главного критерия он взял способ, каким ребенок добывает себе пропитание.

Иными словами, Гетчинсон решил, что способ добычи пищи является важным не только для биологического, но и для психического развития человека.

Стоит отметить, что реальные факты изменения особенностей получения питания у детей полностью совпадали с теорией Холла.

Таким образом, взяв за точку отсчета основной биогенетический закон для объяснения психического развития, он смог выделить пять основных фаз.

Основные фазы развития

Следует отметить, что границы фаз слишком размыты, и конец одного периода не совпадает с началом следующего:

  • Первая фаза проходит от рождения и до пятилетнего возраста. Дети постоянно роют и копают (например, игры с ведрами и лопатками в песочнице).
  • Вторая фаза — от пяти до одиннадцати лет. Тут преобладает охота и захват. Это проявляется в страхе чужих, проявлении агрессии, жестокости. Малыши начинают отстраняться от взрослых и играть втайне от других.
  • Третья фаза — от восьми до двенадцати лет. Ее назвали пастушеской. Она выражается в стремлении иметь свое собственное место. Причем оно должно находиться за пределами дома, где ребенок живет совместно с родителями. Также появляются первые признаки заботы и покровительства, которые дети проецируют на домашних животных. Кроме того, в этот период, особенно у девочек, появляется потребность в нежности и ласке.
  • Четвертая фаза — от одиннадцати до пятнадцати лет – земледельческая. В этот момент у ребенка просыпается интерес к природе, погоде, дети начинают заниматься садоводством и цветоводством. Также у них развивается осмотрительность и наблюдательность.
  • Пятая фаза — от четырнадцати и до двадцатилетнего возраста. Это развитие торговли и промышленности, или ее еще назвали стадией современного индивида. Ее основой является осознание роли денег, точных наук и обмен предметами, бартер.

Основные заключения разделения на фазы

Благодаря теории рекапитуляции и выводов Гетчинсона стало понятно, что начиная с восьми лет у ребенка наступает эра цивилизованного развития.

Соответственно, именно этот возраст идеален для начала систематического обучения, в более раннем же возрасте это нецелесообразно в силу развития психики ребенка.

Причем именно теория Холла позволила ему сделать вывод, что обучение нужно надстраивать на конкретную стадию психического развития.

Обучение детей

Основная идея теории рекапитуляции заключается в том, что ребенок обязательно должен пройти все стадии психического развития для нормального восприятия мира и здорового восприятия себя. Если же у малыша произойдет фиксация на какой-то стадии, то это станет причиной появления отклонений и аномалий в психике человека в будущем.

Поняв, что прохождение этих фаз обязательно, Холл решил создать особый механизм, который позволял упростить переход между этими стадиями.

Поскольку у ребенка нет возможности присутствовать во всех ситуациях, которые прошло человечество, он предложил воссоздать их в виде игры.

Именно эта его идея, основанная на теории рекапитуляции, стала причиной появления «войнушек», «казаков-разбойников» и прочих игр подобного типа.

По мнению психолога, взрослые ни при каких обстоятельствах не должны стеснять детей в проявлении инстинктов, поскольку это помогает ребятам пережить ситуации, заложенные генетически, вынести из них опыт и побороть детские страхи.

Педология

Это комплексная наука о детях, разработанная Холлом, основополагающей идеей которой является интерес к малышам специалистов разного рода.

Она позволяла комплексно изучить все проблемы, возникающие при работе с детьми, начиная от вопросов здоровья малыша и заканчивая уровнем образования его родителей.

Но со временем потребность так глобально изучать ребенка отпала и на первый план вышел психологический аспект.

Теории и выводы, полученные благодаря практическим исследованием педологии, используются до сих пор во всех образовательных учреждениях. Таким образом, теория рекапитуляции в психологии стала основой для изучения и понимания развития детей.

Многие ученые двадцатого века из разных областей науки интересовались педологией и даже посвятили ей жизнь. Решая детские проблемы, удалось избежать многих нарушений психики пациентов уже в зрелом возрасте.

В целом Холл смог внести большой вклад в развитие современной детской психологии.

Заключение

Теория рекапитуляции смогла открыть завесу развития ребенка и его психики.

Доказательство того, что это не только психологический, но и генетический процесс, позволило выяснить, что ребенок просто не способен избежать прохождения всех стадий развития, а любая фиксация или подавление их выражения зарождают психические проблемы на всю жизнь. Так взрослым стало проще понимать, когда приступать к обучению ребенка и в какие моменты нельзя запрещать ему делать те вещи, которые взрослым кажутся странными или ненужными.

Иными словами, можно смело говорить, что у Холла получилось объяснить многое в поведении детей. Взрослея, они должны пережить опыт всего человечества, а это, согласитесь, не так-то просто. И любые вмешательства в этот процесс могут оставить непоправимые последствия. Иными словами, Холлу удалось уберечь психику многих детей от бессознательного вреда со стороны взрослых.

Источник: https://FB.ru/article/447522/teoriya-rekapitulyatsii-stenli-holla-psihologiya-razvitiya-cheloveka

Теория рекапитуляции (С. Холл, Д. Болдуин)

19 Эндогенное направление. Теория рекапитуляции С. Холла

ГЛАВА 2. Основные концепции психического развития человека в зарубежной психологии.

Идея эволюции в детской психологии (Ч. Дарвин, В.Прейер)

Теория эволюции Ч. Дарвина(1596-1650) оказала огромное влияние на психологическую науку. Открытие этой теории способствовало расширению предмета психологии, включение в него новых проблем, направленных на исследование вопросов взаимосвязи морфологии и функции, поведения и сознания и т.д.

Однако самое большое значение имел тот факт, что с теорией эволюции в психологи появляются два новых постулата — об адаптации как главной детерминанте, определяющей психическое развитие, и о генезисе психики, т.е. о том, что все психические процессы не появляются в готовом виде, но проходят определенные, закономерные этапы в своем развитии.

Фактически это два основных постулата детской психологии.

Мысль о том, что можно выделить генетические этапы в развитии психики, привела к появлению нового метода исследования — генетического, т.е. метода, который исследует закономерности общей психологии, изучая постепенное формирование определенной функции.

Естественно, о таком подходе к исследованию говорилось задолго до Дарвина, но сознание универсальности этого метода и возможности исследовать закономерности процесса развития, общие для всех сфер психической жизни, связаны с теорией эволюции.

Именно эти положения привели к осознанию того, что генетический метод может стать основой особой области психологической науки, предметом которой как раз является исследование генезиса психики, т.е. к появлению возрастной психологии.

Английский эмбриолог и психолог Вильям Прейер испытал влияние эволюционного подхода. В его книге «Душа ре­бенка» (1882) дано описание психического и биологического раз­вития ребенка с рождения до трех лет.

    В этой книге Прейер попытался проследить психогенезис, выявив и описав последовательность отдельных моментов развития. Он сделал вывод о том, что в области психического развития проявляется биологическая наследственность, которая и служит, в частности, основой индивидуальных различий.

Прейер стремился не только раскрыть содержание детской души, описать развитие познава­тельных процессов, речи, эмоций ребенка, но и научить взрослых понимать детей с помощью объективных методов.

С этой целью в приложении к своей книге он поместил образец дневника, кото­рый намечал канву исследований для каждого возраста.

Влияние работы Прейера сказалось и в том, что после него в детской психологии появился новый круг проблем, которые до этого вре­мени не были в центре исследовательских интересов: это прежде всего изучение корреляции между различными сторонами пси­хического развития (умственного, морального, волевого и т.д.), исследование волевого развития, художественной деятельности детей.

Теория преформизма: нормативный подход к исследованию детского развития (А. Гезелл,  Л. Термен)

Американский психолог А.Л. Гезелл — создатель Иельской клиники нормального дет­ства, в которой изучалось психическое развитие детей раннего возраста — от рождения до 3 лет.

Периоды младенчества и ран­него детства были в центре научных интересов Гезелла в связи с тем, что он считал, что за первые три года жизни ребенок прохо­дит большую часть своего психического развития, так как темпы этого развития наиболее высоки именно в первые три года, а затем со временем постепенно замедляются. На этой основе им была создана и периодизация психического развития, в которой выделялось три периода — от рождения до года, от года до трех лет и от трех до восемнадцати лет, причем первый период харак­теризуется максимально высокими темпами психического разви­тия, второй — средними, а третий — низкими.

В клинике Гезелла была разработана специальная аппаратура для объективной диагностики динамики психического развития маленьких детей, в том числе кино- и фотосъемка, «зеркало Ге­зелла» (полупроницаемое стекло, применяемое для объективного наблюдения за поведением детей).

Он также ввел в психологию новые методы исследования — лонгитюдный (метод продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода времени, чаще всего с рождения до подросткового возраста) и близнецовый (сравнительный анализ психического развития монозиготных близнецов). На основе этих исследований была выработана система тестов и показателей нормы для детей от 3 месяцев до 6 лет по следующим показателям — моторика, речь, адаптивное поведение, личностно-социальное поведение. Моди­фикация этих тестов лежит в основе современной диагностики психического развития детей.

Работы А. Гезелла были критически проанализированы Л.С. Вы­готским, который назвал концепцию А.

Гезелла «теорией эмпириче­ского эволюционизма», раскрывающей социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, как приспособление ре­бенка к своей среде. Однако призыв А.

Гезелла к необходимости контроля за нормальным ходом психического развития ребенка и созданная им феноменология развития не потеряли своего значения до сих пор.

Л. Термен в 1916 году стандартизировал на американских детях тесты А.

Бине и, расширив шкалу, создал новый вариант тестов для измерения умственных способностей, ввел понятие коэффициента интеллектуальности (IQ) и попытался на основе фактов обосновать положение о том, что он остается постоянным на протяжении жизни.

С помощью тестов им была получена кривая нормального распреде­ления способностей в популяции и начаты многочисленные корреля­ционные исследования, которые ставили своей задачей выявить зависимость параметров интеллекта от возраста, пола, порядка рожде­ния, расы, социоэкономического статуса семьи, образования родителей.

Л. Термен осуществил одно из самых длительных в психологии лонгитюдинальных исследований, которое продолжалось в течение пятидесяти лет. В 1921 г. Л. Термен отобрал 1500 одаренных детей, коэффициент интеллекта которых был 140 и выше, и проследил их развитие.

Исследование закончилось в середине 70-х годов уже после смерти Л. Термена. Вопреки ожиданиям, ни к чему существенному, кроме самых тривиальных выводов, это исследование не привело. По мнению Л. Термена, «гений» ассоциируется с лучшим здоровьем, более высокой умственной работоспособностью и более высокими достижениями в области образования, чем в остальной популяции.

Вклад А. Гезелла и Л.

Термена в детскую психологию состоит в том, что они положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические шкалы. Отмечая важные результаты исследований этих ученых, необходимо подчеркнуть, что основной упор они дела­ли на роль наследственного фактора для объяснения возрастных из­менений.

Теория рекапитуляции (С. Холл, Д. Болдуин)

К числу ранних психологических теорий относится концепция рекапитуляции.  Под ее влиянием аме­риканский ученый Ст. Холл(1844—1924)создал первую цельную теорию психического развития в детстве.Ст. Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человече­ского рода.

Холл занялся изучением детской психики, отвечая на общест­венный запрос по реорганизации школы и системы воспитания в США.

Для этого он использовал метод анкетирования, разработав опросники для учителей, родителей и самих детей-подростков.

Уче­ного интересовало, как дети представляют себе окружающий мир, какие чувства испытывают в различных ситуациях, каковы их ран­ние воспоминания, как они относятся к другим людям.

Холл собрал и статистически обработал тысячи анкет. Он так­же анализировал детские игры, страхи, речь, сравнивал рисунки современных ему детей и древнюю наскальную живопись.

На ос­новании всех этих материалов он попытался «реконструировать» целостную картину психической жизни детей разных возрастов, использовав упомянутый выше принцип рекапитуляции.

Холл об­наружил черты сходства в развитии конкретного ребенка и в развитии человечества в прошлые эпохи (в социогенезе). Игры детей он истолковывал как атавизм, остаточное явление, ожива­ние прошлого в настоящем.

Так, игры с песком — это возврат к пещерной стадии в истории человечества, к периоду перво­начального собирательства и выкапывания корней. Игры детей 5—12 лет напоминали Холлу охотничьи инстинкты первобытных людей; игры подростков соотносились им с воспроизведением об­раза жизни индейских племен, стадией обмена.

По мнению Холла, последовательность стадий психического развития заложена генетически (преформирована); биологический фактор, созревание инстинктов — основной в детерминации смены форм поведения.

Отсюда был сделан закономерный выводдля пе­дагогической практики: поскольку отменить врожденные предрас­положения невозможно, нужно создать условия, чтобы ребенок без задержек прошел от анимистической стадии до стадии, соответст­вующей развитию современного человечества, и «изжил» все пере­житки прошлого.

Этот переход от одной стадии детства к другой по­могают осуществить игры характерного, заданного рекапитуляцией, содержания. Так биогенетические представления стали теорети­ческой основой скаутингакак системы воспитания детей и под­ростков.

В созданной им теории рекапитуляции Холл утверждал, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, и потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может. Обучение, по мнению Холла, должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения.

С. Холлу принадлежит идея создания педологии — специ­альной науки о детях, концентрирующей все знания о развитии ре­бенка из других научных областей (педагогики, медицины, биоло­гии, социологии и т.д.) Педология активно развивалась в течение нескольких десятилетий, ориентируясь на практические нужды сис­темы образования.

Особая роль в развитии детской психологии принадлежит известному американскому психологу и социологу Джеймсу Марку Болдуину.

Он был одним из немногих ученых того времени, кто считал необходимым исследовать не только познавательное, но и эмоциональное и нравственное развитие ребенка.

Он также настаивал на изучении личности не изолированно от общественного процесса, но внутри него, говоря о том, что социальное окружение является не внешним условием, но внутренним фактором развития личности ребенка.

Говоря о том, что в духовном развитии переплетаются приобретенные и врожденные качества, Болдуин отмечал, что и социальная среда, и наследственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе, так как в процессе социализации дети обучаются одинаковым вещам, т.е.

всем даются одинаковые знания, всех учат одинаковым нормам поведения, моральным законам. Индивидуальные различия заключа­ются не только в скорости усвоения, но и в возможности адаптации к тем нормам, которые приняты в обществе.

Поэтому индивидуальные различия должны лежать в преде­лах того, чему индивиды должны выучиться и что принять.

Болдуин пришел к выводу о том, что современное ему общество влияет на формирование не только эмоций, но и лично­стных качеств детей. Процесс социализации, по мнению Болдуи­на, влияет и на формирование самооценки, так как «хороший» человек хорош, как правило, с точки зрения людей его круга, т.е.

в самооценке, как и в оценке окружающих, проявляется общая система ценностей, наблюдающаяся в обычаях, условностях, со­циальных учреждениях.

При этом существуют как бы два круга норм — более узкий, относя­щийся непосредственно к тому семейному кругу, в котором жи­вет ребенок, и более широкий, того социума, народа, страны, к которой он принадлежит.

Так как все дети данного круга и дан­ной нации попадают примерно в одинаковые условия и учатся одному и тому же, то не существует противоречий между личны­ми и общественными нормами у среднего человека, подчеркивал Болдуин. Такие противоречия возникают только у выдающихся людей, которые считают возможным поставить себя выше обще­ства и жить по собственным законам.

С позиций общественных норм и ценностей Болдуин рас­смотрел и такие понятия, как одаренность и гениальность.

Для него в исследовании одаренности важно было не только изу­чить разницу в IQ у нормальных и одаренных детей, но про­анализировать, насколько одаренность данного человека принимается обществом.

Он одним из первых отметил социальную роль игры и рассмотрел ее не только как форму предупражнения, но и как инструмент социализации, подчеркнув, что она подготавливает человека к жизни среди сложных социальных отношений.

Отмечая огромное значение социального окружения, которое стимулирует формирование познавательных функций, Болдуин выделял и специальные механизмы развития мышления — ассимиляцию (интериоризацию воздействий среды) и аккомодацию (изменения организма). Эти положения теории Болдуина оказали влияние на взгляды известного психолога Ж. Пиаже, который в тот период обучался в Женевском университете.

Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1995;

Источник: https://studopedia.net/5_52192_teoriya-rekapitulyatsii-s-holl-d-bolduin.html

Сопоставительный анализ различных периодизаций психического развития

19 Эндогенное направление. Теория рекапитуляции С. Холла

Таблица

Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом но возрастной физиологии в г. Москве в 1965г.

Периоды развития Продолжительность
Новорожденный 1-10 дней
Грудной возраст 10 дней — 1 год
Раннее детство 1-2 года
Первый период детства 3-7 лет
Второй период детства 8-12 лет для мальчиков 8-11 лет для девочек
Подростковый возраст 13-16 для мальчиков 12-15 для девочек
Юношеский возраст 17-21 для юношей 16-20 для девушек
Средний (зрелый) возраст: первый период 22-35 для мужчин 21 -35 для женщин
второй период 36 — 60 для мужчин 36 -55 для женщин
Пожилой возраст 61-74 для мужчин 56 — 74 для женщин
Старческий возраст 75 — 90 для мужчин и женщин
Долгожители Старше 90 лет

Периодизация Дж. Биррена ( 1980):

Первая фаза младенчество, до двух лет. Вторая фаза дошкольный возраст, 2–5 лет. Третья фаза детство, 5—12 лет. Четвертая фаза юность, 12–17 лет. Пятая фаза ранняя взрослость, 17–25 лет. Шестая фаза зрелость, 25–50 лет. Седьмая фаза поздняя зрелость, 50–75 лет.

Восьмая фаза старость, от 75 лет и далее
Периодизация Д. Бромлей ( 1966)
выделяет пять циклов развития:

утробный, детство,

юность,

взрослость,

старость.

При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.
Так, цикл «утробный» состоит из четырех стадий:
зигота, -эмбрион, -плод,- момент рождения.

Цикл «детство» состоит из трех стадий: -младенчество (от рождения до 1 8 месяцев), -дошкольное детство (18 месяцев – 5 лет),

-раннее школьное детство (5—11–13 лет).

Цикл «юность» состоит из двух стадий:

-старшее школьное детство (11–15 лет),

— поздняя юность (15–21 год).

Цикл «взрослость» состоит из четырех стадий: -ранняя взрослость (21–25 лет), -средняя взрослость (25–40 лет), -поздняя взрослость (40–55 лет),

-предпенсионный возраст (55–65 лет).

Цикл «старость» начинается в 65 лет и включает в себя три стадии: -отставка (65–70 лет), -старый возраст (70 лет и старше),

«финиш», включающий в себя период старческих болезней и умирания.

Стадии развития личности по Э. Эриксону (1996): -раннее младенчество от рождения до одного года; -позднее младенчество 1–3 года; -раннее детство 3–5 лет; -среднее детство 5—11 лет; половая зрелость, -подростковость и юность 11–20 лет; -ранняя взрослость 20–40—45 лет; -средняя взрослость 40–45 – 60 лет;

-поздняя взрослость свыше 60 лет.

Периодизация Г. Крайг (Крайг, 2003):
=
младенческий возраст от рождения до двух лет; =раннее детство 2–6 лет; =среднее детство 6—12 лет; =подростковый и юношеский возраст 12–19 лет; =ранняя взрослость 20–40 лет; =средняя взрослость 40–60 лет;

=поздняя взрослость от 60 лет и далее.

*18 Направление, теория и модель развитие личности

Теория- непротиворечивая, связная, простая система обобщенных правил, порождающая модель объекта на основе его эмпирического образа.
Требования к теориям: 1.Непротиворечивость 2.Связность 3.Простота 4.Обощенность 5.Эмпиричность 6.Достоверность 7.Логичность 8.Подтверждаемость (верифицируемость)

9.Эффективность

Направление— группа теорий, объединенных общей идеей. При этом игнорируется принадлежность к той или иной научной школе.

Модель- схема, образец, описание процесса развития.

Модель должна описывать и предлагать вариант коррекции.

Основные направления теорий психического развития по (А.Г.Асмолову):

-Теории биогенетического подхода (теории Э.Геккеля, С.Холла, З.Фрейда и др.) -Теории социогенетического подхода (теории Б.Скиннера, А.Бандуры, Сирс) -Теории персоногенетического подхода (теории А.Маслоу, К.Роджерса)

-Теория когнитивного направления (теория Ж.Пиаже)

Таким образом все теории психического развития можно рассматривать с позиции анализа отношений между субъектом и средой.

врастает в среду; субъект преодолевает среду.
Различают два глобальных направления: — Эндогенное, где основной движущей силой считается субъект,

— Экзогенное, где основной движущей силой считается среда.

Психоанализ – субъект развивается, подавляясь средой;

1Когнитивное направление: субъект развивается, познавая среду;
2Направление социализации: субъект развивается, включаясь в среду и усваивая её;
3Социально-экологическое направление: субъект развивается, врастая в среду;
4Направление саморазвития: субъект развивается, осваивая и преодолевая среду.
5 Системное направление: рассматривает систему «субъект—среда» не изнутри, а извне.

Развитие = разворачивание наследственно заданных свойств. Отношения в системе «Субъект – Среда»:

1) Исключение субъекта и среды: развитие определяют не-субъект и не-среда; 2) Аддитивность субъекта и среды: развитие = результат, сумма совместных усилий субъекта и среды; 3) Исключение среды: только сам субъект определяет своё развитие; 4) Исключение субъекта: развитие определяется только средой;

5) Мультипликативность субъекта и среды: определяют развитие и субъект, и среда, но в разной степени; их отношения могут быть многомерны: субъект подавляется средой; субъектизучает среду, субъект включается в среду, субъект врастает в среду; субъект преодолеваетсреду.

Аристотель: энтелехия (внутренняя сила, заключающая в себе цель и результат) = внутреннее ядро, которое, созревая, определяет развитие человека.

Коменский: ребенку надо предлагать то, к чему он лучше всего расположен; внешняя среда лишь подпитывает процесс созревания.

Руссо: человек определяется его природой; от внешней среды зависит, насколько природа сможет развернуться; воспитание = создание условий развития.

Дарвин: в каждом человеке есть предзаданность, обусловленная его конструкцией, а среда лишь осуществляет отбор.

19 Эндогенное направление. Теория рекапитуляции С. Холла

Исходя из отношений противопоставленности субъекта и среды, изначально в психологии развития сформировалось два направления: эндогенное, где основной движущей силой считается субъект (теории созревания и др.),

и экзогенное, где движущей силой считается среда (бихевиористические теории).

Наиболее ранняя из психологических теорий развития — концепция рекапитуляции, в рамках которой Э. Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза (онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза), а американский психолог С.

Холл перенес его на онтогенез: ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода
По мнению Ст.

Холла: — психика человека не имеет качественного своеобразия; — развитие раз и навсегда зафиксировано, предопределено;

— роль воспитания и обучения в психическом развитии несущественна.

Характер детских игр, например, объяснялся изживанием охотничьих инстинктов первобытных людей, а игры подростков считались воспроизведением образа жизни индейских племен
Главным законом психологии развития С.

Холл считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие (онтогенез) повторяет главные стадии филогенеза. Младенчество воспроизводит животную фазу развития. Детство соответствует эпохе, когда главными занятиями древнего человека были охота и рыболовство.

Период от 8 до 12 лет, который называют иногда предподростковым, соответствует концу дикости и началу цивилизации, а юность, охватывающая период с начала полового созревания (12–13 лет) до наступления взрослости (22–25 лет), эквивалентна психологической эпохе романтизма.

Поверхностные аналогии, на которых основан «закон рекапитуляции», мешают понять конкретные закономерности психического развития.

20 Ранние теории созревания: теорияА. Гезелла
Ученик С. Холла, известный американский психолог А.

Гезелл проводил лонгитюдное изучение психического развития детей с рождения до подросткового возраста с помощью повторяющихся срезов Гезелла интересовало, как изменяется детское поведение с возрастом, он хотел составить примерный временной график появления конкретных форм психической активности, начиная с двигательных умений, предпочтений ребенка в занятиях, включая и интеллектуальные интересы.

Гезелл также использовал метод сравнительного изучения развития близнецов, развития в норме и патологии (например, у слепых детей).

В результате им был составлен Атлас поведения младенца из 3200 фотографий, тщательно описана феноменология развития (роста) детей до 16 лет, выведены показатели норм развития в отношении моторики, речи, поведения.

Система тестов Гезелла составила основы практической диагностики психического развития ребенка в рамках нормативного подхода

Обобщая данные своих наблюдений за 165 (!) детьми, А. Гезелл разработал теорию детского развития, согласно которой, начиная с момента развития, через строго определенные промежутки времени, в определенном возрасте у детей появляются специфические формы поведения, которые последовательно сменяют друг друга.

Однако, признавая важную роль социальных факторов, в своих исследованиях А. Гезелл ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития (в 3, 6, 9, 12, 18, 24, 36 мес. и т.д.

до 18 лет), сводя развитие к простому увеличению, биологическому росту, созреванию – «приросту поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивая зависимость развития лишь от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А.

Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом (или уменьшение «плотности» развития): чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении.

Согласно теории созревания Гезелла, существует врожденная тенденция к оптимальному развитию. Физический рост, двигательное и психическое развитие проходят ряд возрастных стадий в строго определенной последовательности.

Выявленные Гезеллом этапы отличаются преимущественно темпом развития, количественным «приростом поведения».

Сформулированный Гезеллом общий закон развития гласит, что темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее значительны в первые годы жизни; по мере взросления ребенка происходит замедление, затухание скорости развития.

Периодизация возрастного развития предлагает расчленение детства на периоды развития по критерию изменения внутреннего темпа роста:

от рождения до 1 года — наиболее высокий прирос поведения,

от 1 года до 3 лет — средний и

от 3 до 18 лет — низкий темп развития.

В центре научных интересов Гезелла было именно раннее детство — до трехлетнего возраста. Гезелл рассматривал развитие ребенка как форму адаптации к среде, основанную на биологических факторах созревания организма

21 Ранние теории созревания: концепция X. Вернера

По X.

Вернеру, все организмы рождаются с установленными па минимальном уровне видовыми функциональными структурами, которые позволяют имвзаимодействовать со средой, чтобы ассимилировать опыт и стимуляцию. Организм активно принимает и исследует свойства среды, благодаря чему происходит физиологическое и/или психическое развитие.

X. Вернером был предложен принцип генетической спирали, согласно которому на каждом новом витке все психические процессы становятся, с одной стороны, более дифференцированными, а с другой — более интегрированными, специфичными.

Ключом к процессу развития, по X. Вернеру, служит идея взаимодействия, для характеристики которого он использует метафору «актер—сцена». Среда — это сцена, или объект для действования и развития организма, а организм — актер, или субъект, на этой сцене.

Организм не просто реагирует на среду, он — оператор на своей сцене. В ходе развития возникает сдвиг во взаимодействии «сцена—актер» в сторону актера. На примитивной стадии развития «сцена» (или психологическая среда) — первый инициатор взаимодействия.

На более развитых стадиях организм становится первичным инициатором взаимодействия, он все более предопределяет свое собственное поведение в этом взаимодействии.

В этом смысле «актер» становится более спонтанным, самостоятельным и активным, создавая само содержание «сцены» для удовлетворения своих нужд и достижения своих целей.

Согласно взглядам X. Вернера, процесс развития — это переход от недифференцированного функционирования к дифференцированному, специализированному и иерархически интегрированному.

1 | 2 |

3

| 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Источник: https://studall.org/all4-67230.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий