19.Духовная культура населения Казахстана в ?-ХІІ вв.: язык, литература, письменность, наука, религиозные верования.

19.Духовная культура населения Казахстана в ү-хіі вв.: язык, литература, письменность, наука, религиозные верования

19.Духовная культура населения Казахстана в ?-ХІІ вв.: язык, литература, письменность, наука, религиозные верования.

К духовной культуремы относим продукты деятельностичеловека в сфере сознания. Это в первую очередь язык, письменность, устное творчество и литература, наука иискусство, религия. Культура каждого народа своеобразна и неповторима, достижения духовной культуры не могут быть измерены, взвешены или сравнены,чтобы выяснить, чья культура выше.

ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ.В середине первого тысячелетия нашейэры на всей территории Казахстана господствовали языки тюркской группы.Уже в V в. они делились на две большиеветви — западную и восточную. На языкахпервой группы говорили потомки гуннов и кангаров от Ертиса на востоке доКарпатских гор на западе.

Группа делилась на ряд локальных языков — кангарский, хазарский, древнебулгарский, гуннский. Часть гуннов в V-VI вв., продолжала жить в Паннонии, на территории современной Венгрии. Наязыке, близком к кангарскому, говорили усуни Тянь- Шаня.

Часть Жетысу, Алтайскиегоры и степи Джунгарии и Монголии занимали народы, говорящие навосточно-тюркских языках. Это теле, кыргызы, остатки хунну. В VIII-X вв.

, ирано-язычные кочевники Средней Азии и Южного Казахстана под влияниемтюркских племен Жетысу переходят на огузский язык, выделившийся из восточнойгруппы тюркских языков. Из этой же группы выделяются карлыкский, уйгурский, а также огузо-уйгурские языки народовАлтая и Сибири.

В то же время на базе кангарского языка начинает складыватьсякыпчакский (древне-казахский) язык, а булгарский распадается на два диалекта- камских и азовских булгар. К XII в.основным языком на всей территории Казахстана становится кыпчакский,кроме части Жетысу, где продолжают сохраняться карлыкский и монголо-киданский языки.

В середине первоготысячелетия нашей эры тюрко- язычныенароды уже пользовались собственной системой письма, названного руническойписьменностью. Руническая письменность зародилась еще до нашей эры, возможно,в сакское время. В III-V в, н.

э- существовалодва варианта рунического письма — гуннское и восточное, бытовавшие натерритории Жетысу и Монголии. В VI-VII вв.на базе последнего развиваетсядревнетюркская письменность, названная орхоно-енисейской.

Гуннское руническоеписьмо послужило основой для развития булгарского и хазарского письма, атакже письменности кангаров и кыпчаков.Основным материалом для письма утюрко-язычных народов были деревянныедощечки.

Устное творчество.В VI-VIII вв. среди тюрко-язычных племен Казахстана существовала устно-поэтическая традиция. Элементы древней поэтической традиции тюрков зафиксированы вкитайской исторической литературе.

Китайские летописи сохранили легендыи народные исторические предания,сюжеты которых отражают древнейшиетотемистические представления племен и их географическое расселение, Широкоизвестны поэтизация легендарных мест,исторические предания о священной земле«0тукен», неоднократно упоминаемой ворхонских памятниках и трудах АльБируни, Марвази, Махмуда Кашгари. Фольклорнаходил свое выражение и в поэтической, и в прозаической форме. Раннюю форму народного творчества представляют бытовые песни, связанные со свадебнымии похоронными обрядами, народныйкалендарь, а также исторические предания,легенды, сказки, пословицы, поговоркии загадки. Вместе с тем в устном народномтворчестве VI-VIII вв. уже зарождалисьдревнейшие поэмы и традиции эпическойпоэзии, зафиксированные в орхонскихпамятниках. Элементы ее уже видны втекстах надгробных стелл Кюльтегина и Бильге кагана, повествующих о событиях V-VII вв. Надпись Кюльтегинанасыщена эпитетами, метафорами, которыевпоследствии стали традиционными, ипереходили из поколения в поколение.

ЛИТЕРАТУРА.Письменная литература в период распространения ислама развиваласьпреимущественно в городах. В XI-XII вв.появляются уже крупные литературныепроизведения.

Стремясь приобрести славу просвещенных правителей, караханиды держали при дворе поэтов, ученых,архитекторов, строителей и астрологов, внесших огромный вклад в развитиекультуры.

Крупнейшим произведением поэтического творчества этой эпохиявляется поэма «Кутатгу билик» (Благодатное знание). Она написанаЮсуфом Хас-хаджибом из Баласагуна дляодного из правителей Караханидскогогосударства Сатук Богра хана.

Религиозная литература. Значительное место в культурной жизни городского населениязанимали произведения дервишскихпоэтов, проповедников культа ислама. Среди этих писателей наиболее крупным был Ходжа Ахмет Яссави, проповедник ислама XI-XII вв. С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в концеXIV-начале XV вв. в Туркестане. Он написалсборник стихов «Дивани Хикмет» (Книгао премудрости).

РАЗВИТИЕ НАУКИ.Знания кочевников по астрономии,географии и другим естественным наукам в средние века получают новоеоформление в виде научных трактатов,большая часть из которых, к сожалению,до нас не дошла.

Нам известны именамногих ученых — уроженцев Казахстана,но особое место среди них занимает АбуНасыр Аль-Фараби. Аль-фараби былученым-энциклопедистом, внесшимзначительный вклад почти во все отраслинаучных знаний.

Все науки он разделял на теоретические

(логика, естествознание,математика) и практические (этика, политика). Его перу принадлежит множество трактатов по философии, логике, математике, медицине, астрономии, социологии, юриспруденции, физике, теории музыки.

Мухаммед Ал-Кашгари,автору «Диуани лугат ат-тюрк» (Словарь тюркских языков). По его собственному выражению, для написания книги он исколесил все земли, населенные тюрками.

Записывал живую речь карлыков, кангаров, огузов, кыпчаков, кыргызов,их песни, поговорки, легенды и обычаи,«Диуани лугат ат-тюрк» — своеобразная энциклопедия жизни тюркских народов, единственный источник, из которого можно почерпнуть сведения о культуре, хозяйстветюрок, об этнонимах, топонимах, народном календаре, географической терминологии и многомдругом. Таким образом, мы видим, что средневековый Казахстан был одним из научных центров тогдашнего мира. Ихотя Баласагун и Отрар уступали Дамаску

и Багдаду, ихзначение в развитии научных знанийочень велико. К сожалению, немногое сохранилось, погибла знаменитая Отрарская библиотека, где хранилисьтруды казахстанских ученых, но и дошедшеедо нас свидетельствует о подлинномрасцвете науки среди тюрко-язычныхнародов Казахстана. РЕЛИГИОЗНЫЕПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

Тенгрианство. Эта религиозная система зародилась в недрах кочевого общества Евразии донашей эры и продолжает сохранять своипозиции и сегодня в сознании казахов,несмотря на внешнюю привязанностьпоследних к исламу. Тюрки различаливидимое небо «Кок» и Небо — бога «Тенгри».

Тенгри являлся верховнымвсемогущим, всевидящим божеством, устроителем и творцом мира, некоейабстрактной силой, управляющей миром. «Тюрки говорят «бир Тенгри», — пишетал-Макдиси, подразумевая под этим –«един господь» Тюркские каганы в своихнадписях постоянно призывают Тенгри быть благосклонным к ним.

Тенгри,Земля-Вода, верили они, спасали тюркский народ в тяжелые

времена. Следующимпо значению, было женское божество Умай – покровительница домашнегоочага и детей. Кроме того, Умай входилав триаду высших божеств тюрок и покровительствовала всем их делам.

Важное значение в верованиях всех тюрко-язычных племен раннего средневековья имелкульт священных гор (ыдык баш. Древние тюрки особо почитали «СвященнуюОтюкенскую чернь» (Хантайские горы), дух которых считался покровителемкаганского рода. Там находилась «пещера предков», где по тюркскимсказаниям, волчица родила предков тюрок. Раз в год здесь проводилось

жертвоприношение.

Многие арабскиеавторы пишут о тюркских колдунах, якобы способных вызывать холод и дождьпутем магических манипуляций. О веретюрок в магию, шаманские заклинанияпишут и персидские историки и географы.Умерших тюрки хоронили по древнемутенгрианскому ритуалу: покойника помещали на возвышение в юрте. Рядомс юртой содержали принесенных в жертву овец и лошадей. Семь раз

объезжая юрту покругу, родичи каждый раз перед входом царапали лицо, оплакивая покойного. Вназначенный день сжигали лошадей, одежду и вещи покойного вместе с трупомумершего. Собранный пепел хоронили в подходящее время: если умирал веснойили летом, ждали, пока пожелтеет трава и листья

на деревьях, еслиже умирал осенью или зимой, дожидались наступления лета. Затем в вырытуюмогилу хоронили пепел. После похороннакладывали камни и ставили на них памятный столб.

Количество камнейзависело от количества людей, которых убил при жизни покойник. Затемразвешивали на столб головы принесенныхв жертву животных. Со временем погребальныйобряд изменился, и умерших стали хоронить в ямах и насыпать курганы изземли или камня.

Наряду с собственными верованиями в VI-IX вв. среди тюрко-язычного населения Центральной Азии и Восточного Туркестана получилираспространение религиозные системы, созданные другими цивилизациями -буддизм, манихейство, христианство.

Итак, со временем произошли значительные изменения в религиозных представлениях населения Казахстана.

Кочевники-скотоводы продолжали исповедовать древние тюркскиекульты Тенгри, Земли, Воды, Умай, но воседло- земледельческих районах получилараспространение новая религия – ислам.В заключение отметим, что культуранародов, населявших Казахстан в V- XIIвв.

, была естественным продолжениемкультуры сако-хуннского периода и, всвою очередь, послужила фундаментом для культуры казахского народа,развиваясь в контексте общемировойцивилизации.

Источник: https://studfile.net/preview/1664294/page:7/

Духовная культура населения Казахстана VI-XII вв

19.Духовная культура населения Казахстана в ?-ХІІ вв.: язык, литература, письменность, наука, религиозные верования.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Республики Казастан

Карагандинский Государственный Университет им. Е.А. Букетова

Курсовая работа

по Истории Казахстана

Тема: Духовная культура населения Казахстана VI-XII вв.

Выполнила:

Омарова Гульмира Мукановна

Проверил(а): преподаватель

Алиева Гульзат Габдоллаевна

Караганда 2009

f

В середине первого тысячелетия нашей эры на всей территории Казахстана господствовали языки тюркской группы. Уже в V в. они делились на две большие ветви — западную и восточную. На языках первой группы говорили потомки гуннов и кангаров от Ертиса на востоке до Карпатских гор на западе.

Группа делилась на ряд локальных языков — кангарский, хазарский, древнебулгарский, гуннский. Часть гуннов в V-VI вв. продолжала жить в Паннонии, на территории современной Венгрии. На языке, близком к кан-гарскому, говорили усуни Тянь-Шаня.

Часть Жетысу, Алтайские горы и степи Джунгарии и Монголии занимали народы, говорящие на восточно-тюркских языках. Это теле, кыргызы, остатки хунну [1, c.209].

Начавшиеся в VI в. бурные политические процессы, приведшие к расцвету, а затем и упадку Тюркского каганата, значительно изменили лингвистическую карту Казахстана. В VIII-X вв.

ираноязычные кочевники Средней Азии и Южного Казахстана под влиянием тюркских племен Жетысу переходят на огузский язык, выделившийся из восточной группы тюркских языков. Из этой же группы выделяются карлыкский, уйгурский, а также огузо-уй-гурские языки народов Алтая и Сибири.

В то же время на базе кан-гарского языка начинает складываться кыпчакский (древне-казахский) язык, а булгарский распадается на два диалекта — камских и азовских булгар.

К XII в. основным языком на всей территории Казахстана становится кыпчакский, кроме части Жетысу, где продолжают сохраняться карлыкский и монголо-киданский языки.

К этому времени огузские языки начали распространяться в Малой Азии и Закавказье, где на их базе позже возникли турецкий и азербайджанский языки. Найманы и кереиты, по-видимому, говорили на языках уйгуро-огузской подгруппы восточно-тюркских языков.

На базе диалекта камских булгар позже развился язык поволжских татар, из диалекта азовских — язык карачаевцев, балкарцёв и кумыков.

Наряду с тюркскими языками в Южном Казахстане и Жетысу в зоне оседло-земледельческой и городской культуры продолжал сохраняться согдийский язык иранской языковой группы. В той же среде имелись небольшие группы, говорившие на языках семитской семьи, сирийском и арабском [2, c.120].

fГлава 2. Устная и письменная литература

  • Культура как основа для духовного здоровья населения. Сущность понятия » духовный кризис «. Характеристика основных форм духовности. Место духовной культуры в жизни современного общества. Анализ духовного состояния населения Российской Федерации.реферат [69,0 K], добавлен 19.10.2012

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/culture/00083492_0.html

Развитие культуры Казахстана в 11-12 вв. (материальное производство, язык и письменность, верование, устное творчество)

19.Духовная культура населения Казахстана в ?-ХІІ вв.: язык, литература, письменность, наука, религиозные верования.

Скотоводство: экстенсивное кочевое и полукочевое; в основном разводили лошадей и овец, в южных и западных регионах – верблюдов. Ремесло: гончарное дело, кузнечное дело, ювелирное искусство, ткачество, ковроткачество, стеклоделие, резьба по кости, обработка камня и дерева.

Земледелие: по берегам рек Или, Чу, Таласа, Сырдарьи, в предгорьях Алатау; поливное земледелие (крупный центр Отрарский оазис); садоводство, виноградство, бахчеводство, огородничество.

Торгово-денежные отношения: крупные торговые города: Тараз, Отрар, Сыгнак, Койлык; ярмарки в городах Испиджаб и Отрар; монетные дворы в Суябе, Испиджабе, Отраре, Будухкете и Таразе; в обиходе жителей золотые динары, серебренные дирхемы, медные фельсы.

Городская культура: Город – административный, культурный, политический, экономический центр; районы города – цитадель (административный район), шахристан (центральный район), рабад (хозяйственный район); основные городские районы: южный Казахстан – 25 городов (Испиджаб, Отрар, Шавгар), юго-западное Семиречье – 27 городов (Тараз, Кулан, Атлах, Мерке), северо-восточное Семиречье; Архитектурные памятники: мавзолей Бабаджи-хатуна, мавзолей Айша-биби, бани Отрара, загородные дворцы правителей Кулана и Навакента, буддийские храмы Суяба и Навакента. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ: Буддизм — южный Казахстан и Семиречье с середины Iв. до н. э.: буддийские храмы в Ак-бешиме и Суябе; подземный монастырь недалеко от Испиджаба; бронзовые и серебряные статуэтки Будды; Христианство несторианского толка – города южного Казахстана и Семиречья: христианство принято карлукским джабгу (при патриархе Тимофее 780-819гг.); карлукская митрополия IX-Xвв.; христианские церкви в Таразе и Мерке; Манихейство – города Семиречья IIIв.: в Баласагуне и Шигил-балыке манихейские обители; в Таразе бронзовый медальон – символ манихейского божества; Зороастризм – южные города Казахстана VI-VIIвв. (Костобе, Красная речка); Ислам – VIII-XI вв.: мечети в Баласагуне; совершение мусульманских погребальных обрядов; мусульманские некрополи в Отрарском оазисе; мусульманские мавзолеи в Буранинском городище; Аль Макдиси сообщает о мечети в Кедере; Язычество – культ неба (Тенгри), земли-воды (Иер-су), огня, Умай (женское божество), каменные изваяния балбалы, культ священных гор; Язык и письменность: в VI-IXвв. Тюрксое письмо, согдийские, сирийские, уйгурские алфавиты; с IXв. арабский алфавит; Эпосы «Коркыт ата» и «Огузнаме»; Абу Насыр Аль-Фараби (870-950гг.) – «Энциклопедия наук», «О происхождении наук», Абу Райхан Бируни (973-1050гг.) – «Хронология древних народов», «Ключ астрономии»; Юсуф Баласагун (XIв.) – в 1069г. – «Кутадгу билиг» («Знание, приносящее счастье») – памятник светской литературы; Махмуд Кашгари (XIв.) в 1072-1074гг. – «Диуани лугат-ат-тюрк» — энциклопедия тюркских народов; Ахмед Югнаки (XIIв.) – «Хибат ул-хакайк» («Подарок и истины»); Сулейман Бакыргани (XIIв.) – «Акыр заман» («Конец света»); Ходжа Ахмед Ясави (XIIв.) – сборник стихов «Диуани и-хикмет»

Образование монгольской империи. Завоевание монголами территории Казахстана. Политический портрет Чингизхана.

Темучин – сын предводителя монгольского племени рода киятов-борджигитов Есугей-багатура (1155-1227гг.). 20-тилетняя борьба за господство в Центральной Азии. Весна 1206г. – у р.Онон провозглашение Темучина верховным правителем под именем Чингизхан. 1206г. – издание кодифицированного свода законов «Ясы» — централизация государства.

Хозяйственное, социальное и административно-территориальное устройство империи Чингизхана. Хохяйство – экстенсивное скотоводство. Территория – Междуречье Орхона и Керулена; с середины XIIв. – от Байкала, Енисея и Иртыша до пустыни Гоби. Столица – Каракорум. Социальная стратификация – господствующая часть – нойоны, зависимые скотоводы – ойраты.

Военно-административное деление – Барунгар (правое крыло), джунгар (левое крыло), кул (центр); «тумены»-«тысячники»-«сотники»-«десятники». Завоевательные походы Чингизхана. Причина: необходимость в расширении границ и пастбищных угодий; увеличение налогооблагаемого населения, резерв для ведения войн; пресечение внутренних раздоров и междоусобиц. Военные походы: 1211-1215гг.

– Северный Китай; 1218-1219гг. – народы Сибири, Енисейские кыргызы, Уйгурское и Турфанское княжества; 1219-1220гг. – захватили территорию Ирана, Афганистана, Северной Индии, Кавказа; 1223г. – битва на р.Калка, захват южных окраин Руси. Нашествие на территорию Средней Азии и Казахстана: 1210-1211гг. – под власть монгол перешел правитель карлуков в Коялыке Арслан-хан; 1217г.

– вассалом монгол стал правитель карлукской области Алмалык Бузар; 1218г. – во главе с Жебе-нойоном разгромили найманов в Семиречье; 1218г. – без боя сдался город Баласагун; сентябрь 1219-февраль 1220г. – осада Отрара. Улусная система в результате завоевания(1219-1224гг.

): Джучи – от Иртыша до Волги, северная часть Семиречья, восточный Дешт-и-Кыпчак до нижнего Поволжья, Хорезм и западные земли; Чагатай – южный и юго-восточный Казахстан, Восточный Туркестан и Маверанахр; Угедей – северо-восточная часть Семиречья, западная Монголия, районы верхнего Иртыша и Тарбагатая; Тулуй – собственно монгольские земли.

Последствия завоеваний: массовое истребление людей, подрыв экономических основ; упадок городов и городской культуры; упадок земледелия, уничтожение ирригационных систем, вытаптывание полей, сокращение обрабатываемой земли; дестабилизация и замедление в процессе этнического объединения; консервация остальных форм феодализма; притормозило формирование казахской народности; упадок духовной культуры; увеличение налогового бремени у покоренного населения; привнесение идеи централизации на евразийском пространстве, поощрение международных экономических и культурных связей; введение почтовой и ямской службы; сохранение культуры (язык, обычаи и традиции) в покоренных землях.

20. Распад Золотой орды. Образование Ак — орды (Кок орда). Государственно-административное устройство Ак — орды.

Образование: основатель Орда Еджен (1226-1280гг.) – старший сын Джучи, правитель Кок Орды; в XIVв. Земли младшего сына Джучи – Шейбани попали под власть потомков Орда Еджена, государство стало называться Ак Орда. Территория: от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Урала на западе, от низовьев Сырдарьи и северо-восточной части Аральского моря на юге до р.

Ишим, Тобол, Сарасу на севере; столица – Сыгнак. Общественное устройство: хан – титул правителя; территория делилась на уделы; титулы крупной кочевой знати – беки, эмиры, бахадуры; население состояло из тюркоязычных племен; в оседлых районах – форма условного земледелия и собственности на скот. Политическая история: Ерзен (1315-1320гг.

) – рост городов, торговли, ремесла; Мубарак-ходжа (1320-1344гг.) – официальная независимость от Золотой Орды; Урус хан (1361-1375гг.) – возвышение государства (завоевательные походы, расширение территории); борьба с Тимуром и Тохтамышем; Барак хан (1423-1428гг.) – достижение внутриполитической стабильности.

Причины распада: походы эмира Тимура и Тохтамыша; захват власти династией Шейбанидов

Образование Улуг Улуса. Государственное устройство. «Ясса» Чингисхана.

1227г. – избрание Бату ханом в улусе Джучи. 1235г. – всемонгольский курултай принимает решение о походе в Европу. 1236-1242гг. – покорены западный Дешт-и-Кыпчак, волжские булгары, русские княжества, Польша, Венгрия, Чехия.

Территория: от Алтая до низовьев Дуная, включая Крым и северный Кавказ, земли улуса Джучи, часть территории Хорезма и западной Сибири и все завоеванные на западе земли. Столица – Сарай-бату (позднее Сарай-берке).

Этнический состав: кочевники – кыпчаки, канглы, карлуки, найманы; оседлое население – булгары, мордва, русские; в источниках называют этнонимом – «татары».

Структура общественного устройства в Золотой Орде: хан – верховный правитель: диван – высший исполнительный орган (во главе — везир): беклербек – армия, дипломатически связи, баскаки – сборщики налогов, даруга-беки – наместники над покоренными землями, найоны, беки, бахадуры – военачальники; курултай – общее политическое собрание.

Политическая история и причины упадка: Бату (1227-1256гг.) – политическая зависимость от всемонгольского хана. Берке (1256-1266гг.) – обретение самостоятельности и независимости. Монке (1266-1280гг.) – самостоятельное государство с развитыми экономическими отношениями (товарно-денежные – чеканка монет). Узбек (1312-1342гг.

) – расцвет государства, принятие ислама как государственной религии, централизация власти. Жанибек (1342-1357гг.) – период могущества – централизованное государство. Эпоха великой смуты (1357-1380гг.). Захват власти Мамаем. Поход на Русь. Поражение от русских войск (во главе с Д.Донским) на Куликовом поле в 1380г. Правление Тохтамыша. Поджог Москвы в 1382г. Борьба с Тимуром. Середина XVв. – распад Золотой Орды. Возникновении Ак Орды, Ногайской орды, Сибирского, Казанского, Крымского и Астраханского ханств

Образование Ногайской Орды, Сибирского ханства, Могулистана. Расцвет и распад государств.

После распада Золотой орды к середине XV в. возникло самостоятельное государство на территории зап. Казахстана – Ногайская орда. Обособление Ногайской орды как полунезависимого гос-ва началось при Едыге, который правил в Золотой орде (1396-1411). Окончательно государство обособилось при сыне Едыге Нур-ад-дине (1426-1440).

Господствующим племенем в Ногайской орде были монгыты. В Ногайской орде полит и экон власть находилась в руках монгытских – потомков Едыге. В состав Ногайской орды входили наряду с монгытами: кунграты, найманы, аргыны, канглы, алчины, кипчаки, карлуки, алаш, тама и др. племена, непосредственно участвовавшие в процессе формирования казахской народности.

В 20-60 гг. XV в. возникли Сибирское, Кокандское, Крымское, Астраханское ханства. Т.о. монголы оставили после себя правящую верхушку «ак суйек» (белую кость). Общество управлялось на основе строгого соблюдения закона, обязательного для всех, начиная от главы государства и заканчивая последним подданным.

Взимание налогов производилось на основе строго определенной системы, вводились казенная почта, административное управление. \\Первоначально Могулистаном называлась восточная часть государства Хайду, возникшего на территории Улусов Угэдея и Чагатая и простиравшегося от Алтая до Сырдарьи и Амударьи.

Историко-географический термин Могулистан происходит от слова могул – искаженного монгол. Своим названием Могулистан обязан более прочному сохранению кочевых традиций и большому числу переселившихся сюда монголов.

После распада государства Хайду в начале 15 века в Могулистане при поддержке эмира племени дуглат паладчи пришел к власти Тоглук-Тимур (1347-1348 гг.). В состав Могулистана вошли собственно Могулистан (юго-восток К-на, северная часть Восточного Туркестана, северная часть Киргизстана и часть Кашкарии). И Манглай-субе (южный Киргизстан, Кашгария).

Населяя Могулистан племена: дуглат, барлас, кереиты, канглы, уйсуни, аркенут и др. Верховным собственником и политической главой государства был хан. Здесь, как и в Ак Орде были известны такие формы условного землевладения знати как икта, инджу, сойургал. Политическая история Мог заполнена феодальными войнами, усобицами и отражением внешней агрессии.

Первые могульские ханы Тоглук-Тимур(1347-1362) и Ильяс Ходжа в 60-х годах делали попытки восстановить власть чагатаидов в Махеранахре. Но уже в 70 – 80-х гг правителям Мог Хызр-ходже (1387-1389), эмиру Камар-ат-Дин-Дуглату, Енге торе и другим пришлось вести войну с Тимуром.

В результате изнурительной борьбы Могулистан распался на уделы, а Хызр-ходжа стал вассалом Тимура. При сыне Хозыр-ходжи Мухамат-хане(1408-1416) Мог стал вновь независимым, ему даже удалось отвоевать долины реки Чу и Талас. Однако после его смерти в Мог вторглись ойраты и Вайс-хан(1418-1428) вынужден был перенести свою ставку из Турфана в Илибалык.

После смерти Вайс-хана в Могулистане началась новая междоусобная война, с которой победителем вышел сын Вайс-хана Есен-буга (1433-1462), несколько укрепился Момулистан при Юнус-хане (1462 – 1487) но в 1472 году он был разгромлен ойратами и бежал на Сырдарью, но потерпел поражение и погиб. Последний из правителей Могулистана султан Саид-хан в 1514 г. основал в Восточном Туркестане новое государство Могулия.

22. Образование и распад ханства Абулхаира (государство кочевых узбеков).

Ханство Абулхаира(1428-1468) Образовалось в результате распада Ак Орды. Основатель-потомок Шейбана, 17-летний Абулхаир. ТЕРРИТОРИЯ: от Яика на западе до Балхаша на востоке, от низовьи Сырдарьи и Арал моря на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на севере. СТОЛИЦА: Тура(1428-30), Орда-Базар(1430-46), Сыгнак(1446-1468).

Этнич состав: кыпчаки, найманы, уйсуни, карлуки, мангыты, канглы, уйгуры. В истор источниках «Гос-во кочевых узбеков». ПОЛИТИКА: А. вел военные действия против потомков Орда Еджена, побеждая и захватывая земли. Восточный Дешт-и-Кыпчак полностью перешел под власть А., походы в южные области. В 1446 г.

Отобрал у тимуридов и акординцев присырдарьинские города: Сыгнак, Сузак, Узгенд, Аркук. В 1457 г поражение от ойратов=> подписан унизительный договор, падение А. авторитета. В к.50-х н.60-х 15 века от ханства А. в Зап. Могулистан откочевалачасть племен во главе с Жанибеком и Кереем. В 1468 поход против них, в пути заболел, умер.

ПРИЧИНЫ ПАДЕНИЯ: отсутствие прочных связей между отдельными частями гос-ва; постоянные распри за раздел территории; недовольство кочевников гнетом и откочевка их в др регионы.



Источник: https://infopedia.su/3xc085.html

Средневековый Казахстан. Духовная культура средневекового Казахстана в VI-XII вв. (язык, письменность, устное творчество, наука, искусство, верования и религия)

19.Духовная культура населения Казахстана в ?-ХІІ вв.: язык, литература, письменность, наука, религиозные верования.

1. По месту находок основных древнетюркских рунических памятников, это письмо стали называть:

· в) Орхоно-енисейским.

2. Кем впервые было открыто древнетюркское письмо в 20-е гг. XVIII вв.:

· б) Д. Мессершмидтом.

3. Назовите известный трактат, написанный аль-Фараби — «вторым учителем мира»:

· б) «Возникновение наук».

4. Какой средневековый труд считают энциклопедией тюркоязычных народов?

· в) «Диван-лугат ат-тюрк» Кашгари.

5. Общественное сознание и политические концепции социальных кругов XI в. отражены в книге:

· в) «Кутадгу билик» Баласагуни.

6. Основатель суфисткого направления мусульманской религии:

· г) Ахмед Яссауи.

7. Назовите основной труд Ахмеда Югнаки:

· в) «Хибат ул-хакайк».

8. Первым выдвинул гипотезу о гелиоцентрической системе вселенной:

· а) Абу Райхан Бируни.

9. Женское божество — покровительница домашнего очага и детей у тюркских народов:

· б) Умай.

10. В каких городах были образованы христианские митрополии на рубеже IX-X вв.?

· б) Таразе и Мерке.

Средневековый Казахстан. Великий Шелковый путь на территории Казахстана

1. С какого периода Великий Шелковый путь начал функционировать как постоянная торговая и дипломатическая артерия:

· б) середина II в. до н. э.

2. Найдите ошибку в перечне направлений Великого Шелкового пути на территории Казахстана:

· б) С севера на юг.

3. «Нефритовый путь» соединял:

· г) Восточный Туркестан с Китаем.

4. В начале средних веков была распространена концепция 4 «царств мира». Согласно этой концепции, Царством коней на севере называли:

· д) Тюркский каганат.

5. Мусульманские авторы царя коней по другому называли:

· б) Царь хищных зверей.

6. Какая из религиозных идей не распространялась по Великому Шелковому пути:

· в) Католицизм.

7. В каком городе тюркский каган Дизабул в 568 гэ принимал дипломатическое посольство Юстиниана II из Византии во главе с Земархом?

· в) Джувикат.

8. К числу редкостных по значению находок, говорящих о международной торговле, относится:

· д) Серебряный клад из Отрара.

9. Главный предмет торговли на Великом Шелковом пути:

· в) Шелковые ткани и пряжа.

10. Великий Шелковый путь закончил свое существование в период:

· д) XIV-XV вв.

Средневековый Казахстан. Нашествие Чингизхана в Среднюю Азию и Казахстана

1. В XI-XII вв. монгольские племена расселялись:

· в) На Орхоне и Керулене.

2. Когда возникло военно-феодальное государство Чингизхана?

· г) В начале XIII в.

3. Барунгар, джунгар, кул — это:

· г) Военно-административные области.

4. Какие государства покорил Чингизхан до вторжения в Казахстан?

· д) Якутов, бурятов, енисейских кыргызов.

5. Столицей Монгольской империи при Чингизхане был город:

· г) Каракорум.

6. По подсчетам специалистов монголы могли выставить войско:

· а) до 200 тыс. человек и до 1 млн. лошадей.

7. На какие сословия делилось монгольское общество?

· в) Нойоны и араты.

8. Личная гвардия Чингизхана состояла из:

· г) 10 тысяч отборных воинов.

9. Со дня своего основания монгольское государство было нацелено на завоевательные походы. Основные причины монгольских походов:

· б) Все перечисленное выше.

10. После покорения Северного Китая, народов Сибири, Уйгурского и Турфанского княжеств в Восточном Туркестане, задачей Чингизхана стало покорение:

· а) Казахстан и Среднюю Азию;

· в) Закавказье и Восточную Европу;

· д) Иран и Ближний Восток.

Средневековый Казахстан. Нашествие Чингизхана в Среднюю Азию и Казахста

1. Первое появление монголов на территории Казахстана и их первое военное столкновение с войсками Хорезмшаха Мухаммеда относится к:

· б) 1218 г.

2. Что предпринял Чингиз-хан, чтобы привлечь народы Семиречья на свою сторону?

· б) Запретил грабежи и резню в крае.

3. Завоевание Средней Азии монголами было завершено:

· д) В 1221 г.

4. Какое событие ускорило вторжение Чингизхана в Среднюю Азию в 1219 г.?

· б) Гибель Отрара в 1218 г. торгового каравана, посланного Чингизханом (Отрарская катастрофа).

5. Территория Казахстана вошла в состав империи Чингизхана в результате военных компаний в:

· а) 1219–1224 гг.

6. В сентябре 1219 г. в начале похода на территории Казахстана армия Чингизхана насчитывала:

· б) 150 тыс. человек.

7. Найдите ошибку в перечне городов, оказавших сопротивление монголам в Южном Казахстане:

· в) Баласагун.

8. Кто возглавил монгольское войско, разгромившее ханство найманов в Семиречье?

· б) Жебэ.

9. Во главе войск, осаждавших город Отрар, были:

· в) Шагатай и Угедей.

10. Казахстан и Среднюю Азию Чингизхан покорил за:

· д) 6 лет.

Средневековый Казахстан. Образование улусов на территории Казахстана в период монгольского ига

1. Вся завоеванная территория была поделена на улусы между сыновьями Чингизхана. Южный Казахстан и большая часть Семиречье стали владениями:

· в) Шагатая.

2. Земли, отведенные Чингизханом сыновьям, служили для них только,

· б) Источником дохода.

3. Улус Угэдэя был ликвидирован в:

· а) В 1251 г.

4. Когда возобновился поход монгольского войска в Дешт-и-Кипчак?

· в) 1227 г.

5. Какое количество воинов было в в каждом из монгольских улусов?

· г) 4 тысячи.

6. Что явилось главной причиной усиления власти улусных владетелей?

· б) Удаленность от общеимперского центра на Орхоне.

7. Чья смерть в 1241 г. послужила началом смутного периода пятилетнего междуцарствия в монгольской империи?

· д) Угэдэя.

8. 8. Кто был провозглашен великим ханом после смерти Мунке в 1259 г.?

· а) Ариг-Буга;

· д) Хубилай.

9. Где сходились границы трех наиболее крупных монгольских улусов?

· а) Юго-Восточный Казахстан.

10. В каком году империя Чингизхана распалась на независимые улусы?

· г) 1260 г.

Средневековый Казахстан. Золотая Орда образование и усиление. Казахстан в составе Золотой Орды

1. В каком году было принято решение о новом походе в Восточную Европу под предводительством Бату?

· а) 1235 г.

2. Бату хан был сыном:

· б) Джучи хана.

3. В каком году была образована Золотая Орда?:

· в) В 1243 г.

4. Какие племена составляли основу войска Бату хана?

· д) кыпчаки.

5. Что такое ярлык?

· в) Разрешение на право княжения русскому князю;

6. Баскак — это:

· г) Монгольский сборщик налогов.

7. Каким органом власти являлся диван?

· б) Исполнительным;

8. Военный контроль над покоренными народами осуществляли:

· в) Даруга-беки.

9. Какой язык был главным языком в Золотой Орде?

· в) Кыпчакский язык.

10. В Золотой Орде армией и дипломатическими отношениями ведали?

· б) Беклербеки.

Источник: https://cyberpedia.su/12x76d7.html

§ 9. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ТЮРКОВ | 7 класс Учебник

19.Духовная культура населения Казахстана в ?-ХІІ вв.: язык, литература, письменность, наука, религиозные верования.

§ 9. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ТЮРКОВ

Письменная культура древних тюрков. Территории Южной Сибири, Алтая-Саяна иКазахстана населяли племена древних тюрков. Они говорили на тюркском языке ипользовались древне­тюркской письменностью. Древнетюркский алфавит состоял из35 букв.

Он был создан на основе родоплеменных тамг (знаков). По­этому древняяруническая (тайная, смысловая) письменность яв­лялась письменностью тюрков.

Этоопровергает укоренившееся в истории мнение, что тюркская письменность появиласьна основе согдийской.

За последнее время появились новыегипотезы о времени со­здания тюркской письменности на территории Казахстана.Если до сих пор бытовали утверждения, что древнетюркская письмен­ностьпоявилась в V веке нашей эры, то уже доказана их ошибоч­ность.

Свидетельствомэтому являются образцы письменности на тюркском языке, которые были обнаруженыпри раскопках кур­ганов сакских племен в Алматинской и Павлодарской областях.Эти письмена не только отодвинули время создания тюркской пись­менности на 1000лет назад, но и доказывают, что сакские племена были тюркоязычными.

Это говорито том, что саки не только име­ли свою письменность, но и не были индо-ираноязычными,как ут­верждалось некоторыми учеными ранее.

Таким образом, древняя тюркскаяписьменность появилась на нашей территории в середине первого тысячелетия донашей эры.

А феодальные государства раннегосредневековья использовали ату письменность в качестве средства общения междусобой.

Это мы видим из того, что во время установления дипломатическихотношений между Западнотюркским каганатом и Византией тюрк­ские посланникидоставили послание, написанное скифским пись­мом.

Так что не вызывает никакогосомнения, что «скифские пись­мена» — это и есть древнетюркская письменность.

За последние 30-40 лет на берегах рекТалас, Или, Сырдарья п Иртыш найдено много памятников древнетюркской письменно­сти.Она использовалась не только в среде представителей знати и имежгосударственных отношениях, но и в среде простых людей. Так, например, водном из образцов «Таласской письменности» сказано: «Честные друзья тридцатиуланов. В год обезьяны ему было 20 лет».

Этими словами сообщается одновременнокак о пав­ших друзьях за родную землю, так и о возрасте воина и времени года.Таким образом постепенно древнетюркская письменность в VIII-IX веках становится достоянием всегонарода. Однако рас­пространение исламской религии и использование арабской пись­менностив среде знати сузили сферу применения тюркского пись­ма среди широких масснарода.

Наряду с тюркской широ­коеупотребление в стране на­шла и согдийская письмен­ность. Особенно значительнуюроль эта письменность играла во дворце кагана.

Ею пользо­вались каждодневносоветни­ки, послы, счетные работники кагана и другие. А согдийские купцы жили втаких крупных городах, как Сайрам, Тараз и Баласагун.

Это обстоятельство тожеимело свое последствие — тюркская письменность посте­пенно вышла изупотребления.

Развитие литературного языка иписьменной литера­туры. Вобщей сложности на древнетюркском языке найде­но более 200 устных литера­турныхпамятников.

В них со­держится множество сведений о жизни и быте древних тюр­ков.Это еще одно свидетельствотого, что еще задолго до появления письменности был развит устный литературныйязык.

С развитием письменности в VIII веке у тюрков появилась письменнаялитература.

Основные древниепамятники тюркской письменной литературы — письмена «Кулътегин» и «Тонъюкок». Это поистине историческиедас- таны (поэмы). Они были созданы в период Тюркского каганата и со­держатмного описаний исторических событий.

Названные дастаны были первымилитературными творениями. Они богаты использованием жанров устной литературы:пословиц, поговорок и жоктау (плач по случаю смерти). Например, «Совестьсильнее смерти», «Тонкое легче разорвать» и т.д. Или в жоктау:

«Умерли великан Тон?

Остался ли превратныймир?

Отомстило ли время?

Теперьразрывается сердце на части…»

Подобные пословицы, поговорки и жоктаув устном народном творчестве казахского народа сохранились до наших дней. Поэто­муможно утверждать, что истоки современной казахской устной и письменнойлитературы лежат в литературе древних тюрков.

К литературе VIII-IXвековотносятся «Книга моего деда Кор-кыт-Ama» и поэма «Огузнаме». Оба эти произведения в VIII веке пе­редавалисьиз уст в уста и широко распространялись среди народа, начиная с XI века ихстали записывать в письменной форме.

«Книга моего деда Коркыт-Ата» состоитиз 12 эпосов. Она по­священа знаменитому акыну и кобызисту Коркыту, превративше­мусяв легендарного героя. Имя Коркыта широко известно в среде тюркоязычных народов.Мавзолей Коркытанаходится в Кармак- чинском районе Кызылординской области.

Судя по этому, он ро­дилсяи умер в Казахстане. По историческим документам и народ­ной летописи известно,что его мать была из кыпчакского племе­ни, а отец Каракожа (Караходжа) -выходец из огузского рода камы. Слова-назидания, приписываемые Коркыту,сохранились в древне­тюркском устном народном творчестве.

А 12 эпосов состоятиз ска-

зоки легенд племен, входивших в со­став огузов. Книга содержит слова- назидания,обращенные к молодежи, воспитательного, морально-нравст­венного характера.

Однимиз произведений раннего средневековья является поэма «Огузнаме». Она появиласьв связи с историческими событиями во втором веке нашей эры. В VI веке былапереведена на персидский, а в IX веке — на арабский языки. Старый вариант«Огузнаме» первым запи­сал в XIII веке знаменитый персидский историк Рашид ад-Дин.Затем, в XVII веке, его полностью записал Абулгазы хан.

Основная идея произведения — призыв кнародному единству и героизму во имя защиты родины от завоевателей. По содержа­ниюоно созвучно с эпическими произведениями казахского наро­да, а по стилю — с егоустным творчеством.

Таким образом, в результате развитияразличных жанров уст­ного народного творчества тюркоязычных народов (пословицы,поговорки, жоктау и др.) в раннем средневековье дальнейшее разви­тие получилилитературный язык и письменная литература тюрков.

Религиозные верования тюрков. Предметы, извлеченные из захороненийтюрков, свидетельствуют, что они верили в загроб­ный мир. Главным объектом ихверований было поклонение огню.

Вы уже знаете, что перед приемом у тюркскогокагана византий­ский посол совершил обряд очищения, пройдя между кострами. Таккак только после прохождения такого обряда он имел право на встречу с каганом.

Пережитки поклонения огню в некоторых регионах сохранились и до наших дней.

Тюрки поклонялись и силам природы.Родственники умерше­го обычно устанавливали юрту на холме, приносили в жертвускот, затем сжигали труп умершего, его вещи и коня.

В случае смерти человекалетом, после сжигания пепел собирали и хранили до осе­ни, когда начинаютжелтеть травы, и только тогда предавали зем­ле.

А если человек умер зимой, топепел хранили до весны, пока не зазеленеют травы и не распустятся листьядеревьев, тогда рыли могилу и хоронили пепел. Это доказывает, что тюрки такжепо­клонялись и четырем временам года.

Изследующих строк памятника «Культегин» видно, что тюр­ки глубоко почиталиголубое Небо: «В небе Тенгри тюрков.., Тен- гри придает силу.., Тенгри щедроодарива­ет…».

До сих пор среди казахов сохранилисьтакие выражения: «Пусть щедро одарит Тен­гри»; а когда проклинают, говорят:«Пусть покарает Небо». Тюрки веровали в богиню Умай ана(«Мать Умай»).

Считалось, что она оберегает домашний очаг. В письменных па­мятникахвстречается: «Родословная Мате­ри Умай.., в возрасте десяти лет на счастьематери Умай младший брат Культегин на- зпан батыром..

, Тенгри, Умай, священная

Земля, вода охраняют нас.., помните обэтом…». Здесь содержится призыв к единству и солидарности тюрков. Опоклонении казахов Жетысу  Умай ане писал и Шокан Валиханов.

Тюрки также поклонялись и Кок бора(Волку). В поэме «Огуз- наме» к Огуз-кагану обращается Волк с предложениемвозглавить его войско во время похода.

Подтверждением поклонения Волку являетсяотказ от общеупотребительного названия волка «каскыр», предпочитая «бори».

Сцелью уберечь своих детей и скаковых ло­шадей от сглаза и беды тюрки из шерсти,когтей, глаз и языка вол­ка изготавливали талисманы (обереги) — ту мары.

На юге Казахстана, в Жетысу бытовали идругие языческие (многобожьи) обряды и обычаи. Помимо них, начиная с VIII века,стала распространяться исламская религия. Основными центрами ислама сталигорода Сайрам (Испиджаб), Тараз, Отрар, Туркестан.

1. Когда появилась вКазахстане тюркская письменность?

2.        В чем заключаласьосновная необходимость в появлении письмен­ности?

3.         Что свидетельствует оразвитии письменной литературы?

4.         Какие вы знаетелитературные памятники?

5.        В чемисторическое значение письменных литературных памят­ников?

6.         Какими былирелигиозные верования тюрков?

7.         Когда сталараспространяться исламская религия среди тюрков?

8.         Дайте характеристикупамятников «Культегин» и «Тоньюкок».

Вопросы для самопроверки

1.         Древнетюркскаяписьменность появилась на основе …

A.        согдийской письменности

B.        родоплеменных знаков

C.        китайской письменности

D.        скандинавских рун

2.         Кого древние тюркипочитали как хранителя домашнего очага?

A.                             силы природыС. Кок бори

B.                             Умайана          D.Небо — Тенгри 

Опишитетрадиции и верования древних тюрков, найдите общие и отличительные черты данныхтрадиций с современными казахскими.

Заключение по первомуразделу

В истории Казахстана период VI—IX вековназывается эпохой раннего средневековья. В этот период наш народ хотя еще и неназывался казах­ским, но входившие в его состав роды и племена находились настадии объ­единения.

За это время образовался ряд государств, которыеразвивались социально и экономически, устанавливали равноправные отношения ссосед­ними государствами и странами Ближнего Востока. Великий Шелковый путь,пролегавший через древние казахские земли, способствовал росту количе­ствакрупных городов, ставших торговыми центрами.

В Южном Казахстане и Жетысу рослочисло городов. В их окрестностях появилось множество зи­мовок и кентов, началаразвиваться оседлая городская культура, между го­родами и кочевым и полукочевымнаселением укреплялись экономические связи, получили свое развитие средитюркоязычных племен оседлость и по- луоседлость.

У коренного населенияпроизошли изменения в материальной и духовной культуре. На более высоком уровненачали развиваться ремес­ла, гончарное дело и металлообработка. В архитектурномстроительстве появились новые приемы и стили сооружения и застройки.

Важнейшее событие, характерное для этогопериода — это создание тюркоязычной письменности, появление письменнойлитературы, распрост­ранение других религиозных верований и связанных с ниминовых религиоз­ных обрядов, обычаев и традиций. Стали развиваться зодчестворелигиоз­ного назначения и возведение крупных архитектурных сооружений.

Таким образом, в течение четырех веков втюркском мире Казахстана произошли значительные изменения вобщественно-социальном, экономи­ческом и культурном развитии общества.

Вопросыи задания для повторения первого раздела

1.          Какиегосударства существовали на территории Казахстана в VI- IX веках?

2.    С какими крупными государствами они имелиотношения?

3.          Какиегорода имелись на территории Казахстана, ставшие круп­ными торговыми центрамивдоль Великого Шелкового пути?

4.          Как выпонимаете культурные связи между населением городов и степными жителями?

5.    Какие памятники письменной литературы вызнаете?

6.    Какие религиозные верования былираспространены у тюрков?

7.    Какие виды ремесел развивались в ту эпоху?

8.    Как вы понимаете значения понятий «архитектура»и «искусство»?

9.    Какую культуру мы называем духовной?

10.    Что составляет материальную культуру?

Источник: https://tak-to-ent.net/publ/8-1-0-169

Uchebnik-free
Добавить комментарий