18. возникновение государства Древних Афин. Реформы Солона и Клисфена

Возникновение Афинского государства. Путь Афин от аристо¬кратии к демократии: реформы Солона и Клисфена — ответы ИГПЗС

18. возникновение государства Древних Афин. Реформы Солона и Клисфена

1. Полисный этап истории Древней Греции 

После разложения первобытнообщинных отношений вистории Древней Греции наступил так называемый полисный этап — времяформирования и расцвета полисов, городов-государств. На сменупервобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа.Полисный этап принято подразделять на три периода:

·       гомеровский период — XI — IX вв. до н. э.;

·       архаический период — VIII — VI вв. до н. э.;

·       классический период — V — IV вв. до н. э.

Ведущую роль в истории Древней Греции сыграли дваполиса — Афины и Спарта.

2. Гомеровский период (XI — IX вв. до н. э.) характеризуется господством родоплеменных отношений.Земля представляет собой племенную собственность, общинники имеют лишь правопользования ею. Однако уже есть и безземельные, и владельцы больших участковземли. Государственного устройства еще Пе существует, владычествует первобытнаявоенная демократия.

Во главе общества стоит родоплеменной вождь — базилевс.Должность базилевса совмещала в себе функции верховного военачальника,верховного судьи и верховного жреца; первоначально она была выборной, затемстала наследственной. Постоянно действует совет наиболее видных представителейродовой знати — совет старейшин (булэ). Значительную роль играют народныесобрания.

К концу данного периода родоплеменные отношенияразлагаются, на смену родовому строю приходит рабовладельческий.

3. Архаический период (VIII — VI вв. до н. э.) ознаменован созданием Афинского государства.

Древнегреческое предание считает, что Афинский полисвозник в результате проведения царем Тесеем синойкизма — объединенияобособленных родовых общин вокруг афинского акрополя. Свободное населениеафинской общины, по тому же преданию, было разделено Тесеем на следующиесоциальные группы:

·   эвпатриды — родовая аристократия, владельцы крупныхземельных участков;

·   геоморы — земледельцы, мелкие земельные собственники,постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;

·   демиурги — ремесленники. Вместе с геоморами онисоставляли демос.

Наряду с рабами и свободными людьми существовал такиепромежуточный слой — метэки, лично свободные, но лишенные политических инекоторых экономических прав.

Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии ироды.

Управлялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристократовархонтамии ареопагом советом старейшин.

По мере роста имущественногонеравенства углублялись социально-экономические противоречия и обостряласьборьба между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах,передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.

4. Афинское государство в V — IV вв. до н. э 

К классическому периоду (V — IV вв. до н. э.) относитсярасцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя. В V в.до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах(500 — 449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принеслообъединение греческих полисов в Делосский союз.

Была учреждена единая казна,созданы единые сухопутные силы и флот. Управление делами Союза возлагалось насовет из представителей всех городов — членов Союза. Скоро в этом Союзеобозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинскимморским союзом и фактически превратился в афинскую морскую державу — архе.

Вэто время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитогоремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внутриполитической борьбыв Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того временигосударственный строй античной рабовладельческой демократии.

Законодательнаявласть принадлежала Народному собранию, исполнительная — Совету пятисот имагистратам, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе),выбираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обязанностей поизбранию устанавливалось вознаграждение из государственной казны.

Возросшиерасходы покрывались за счет налога — фороса, который должны были регулярновыплачивать входившие в архе союзные города. Таким образом, благополучиеафинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и наэксплуатации населения союзных городов.

В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиевмир, прекративший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнилстоявшую перед ним военную задачу.

Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с цельюпротивостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесскийсоюз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладалиолигархические порядки, господствовала аристократия.

Потерпев поражение в губительной для всей ГрецииПелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в историистраны.

Основныеэтапы развития Афинской демократии: Соломон, Клисфен, Эфиальт, Перикл.

Разрешение противоречий между эвпатридами(представителями родовой землевладельческой знати) и демосом в Древних Афинахбыло начато реформами Солона. Целью ре­форм было примирение интересоввраждующих групп свободных людей.

Солон провел сисахфию — реформу долговогоправа. Задолженность бедняков эвпатридам была объявлена недействительной, темсамым отменялось долговое рабство для афинян.

Вторая реформа Солона установила имущественныйценз среди свободных граждан при распределении политических прав иобязанностей. Все граждане были разделены по имущественному положению на четырекласса. Все граждане получали право избирать и быть избранными в созданныйСолоном судебный орган — гелиэю (суд присяжных)

Чтобы компенсировать эвпатридам потерю ихполитических привилегий, Солон создает новый орган управления — Советчетырехсот.

Через тридцать лет после реформы временногоуспеха добилась аристократия, несколько изменив в своих интересах реформыСолона.

Победа демосабыла закреплена в 509 г.до н.э. реформами Клисфена.

Клисфен упразднилполитическое значение старого деления населения на четыре класса, введятерриториальную организа­цию населения. Афины были разделены на 10территориальных фил (округов).

Каждая фила состояла из трех расположенных вразных местах территорий (триттий), делившихся на демы. Вместо Советачетырехсот Клисфен создает Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы.

Несколько позже на основе того же принципа был создан еще один орган управления- коллегия 10 стратегов, которые со временем стали высшими должност­ными лицамигосударства.

Чтобы недопустить опасных посягательств на демократический строй Афин, в народномсобрании стал ежегодно рассматриваться вопрос об угрозе существующему строю.Процедура решения этого вопроса получила название остракизма (неугодныйвысылался за пределы государства).

Господство Афин вморском союзе (Афины становятся центром Афинского морского союза послепобедоносного завершения греко-персидских войн) послужило основой для ихбудущего возвышения в греческом мире. Быстро развивались и процессыдемократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н.э. реформами Эфиальта и Перикла.

Эфиальт лишилареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Этиполномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторыесудебные и религиозные функции.

Расцвет афинскойдемократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта,лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.

При Перикле Афинызначительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давалоАттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинскогоморского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги нагосударственные нужды Афин (например, построил Парфенон).

Перикл ввелоплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущимгражданам. В IV в. до н.э. в периодупадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народногособрания.

Источник: https://www.sites.google.com/site/otvetyigpzs/drevnij-mir-i-srednie-veka/vozniknovenie-afinskogo-gosudarstva-put-afin-ot-aristo-kratii-k-demokratii-reformy-solona-i-klisfena

Возникновение государства в Афинах. Реформы Тесея, Солона, Клисфена

18. возникновение государства Древних Афин. Реформы Солона и Клисфена

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Гомеровская Греция.Представление о данном этапе следует из поэм «Илиада» и «Одиссея». Населения было объединено в сельские общины, политическим и экономическим центром являлся город. Основная масса населения – земледельцы, скотоводы, немногочисленные ремесленники и торговцы

Земля составляла племенную собственность, однако наделы богатых и бедных разительно различались, а басилевсы получали еще и особый надел – теменос. В то же время были крестьяне, у которых земли вообще не было.

Гомеровский период – период военной демократии. Государства еще не было, а управление обществом осуществлялось с помощью следующих органов:

1. Совет старейшин (була) – собрание наиболее знатных представителей родов;

2. Народное собрание (агора);

3. Военный предводитель (басилевс) – военачальник, верховный судья и жрец, должность являлась выборной, но постепенно закрепляется ее наследственный характер.

Гомеровская Греция была раздроблена на множество мелких самоуправляющихся округов: именно из них впоследствии образуются первые города-государства – полисы (всего их было около 200).

Постепенно развитие частной собственности приводит к ослаблению кровно-родственных связей, общество переходит к рабовладельческому строю. Порождается долговая кабала. Хотя рабы использовались не для производства, а в домашних хозяйствах, в это время хозяева также трудятся вместе с рабами.

К концу II тысячелетия до н.э. территорию Аттики составляли 4 племени, каждое из которых имели свои органы управления и выборного вождя.

Постепенно различное положение классов приводит к противоречиям внутри общества, которые в силу сохранений традиций родоплеменного строя не могли быть разрешены. Важную роль сыграли и внешние признаки существования: географические условия, истощение локальных природных ресурсов, ассимиляция родов и племен, стали предпосылками для объединения Аттики под единой властью.

Реформы Тесея.Следствием этого стали реформы, приписываемые легендарному герою Тесею:

1. Объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате был создан Совет, управлявший делами всех 4 племен.

2. Оформление обособленных социальных групп:

а. Евпатриды — родовая знать, окончательно закрепившая за собой привилегии.

б. Геоморы – земледельцы

в. Демиурги – ремесленники

г. Феты – батраки

д. Метеки – выходцы из других общин, проживающие на территории Афин. Будучи лично свободными, они не обладали никакими политическими правами и были значительно ограничены в экономических.

3. Постепенно власть басилевса ограничивается евпатридами и его функции переходят к новым выборным из евпатридов должностным лицам – архонтам:

а. Первый архонт — глава коллегии (эпоним), который являлся главой исполнительной власти, в честь него назывался год;

б. Второй архонт – басилевс, ведал жреческими функциями;

в. Третий архонт – полемарх, к нему отошло военное управление.

г. С четвертого по девятый архонты – фесмофеты, выполняли в основном судебные функции.

Власть их была первоначально пожизненной, но после стала ограничиваться 10 летним сроком.

4. По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг – орган, заменивший Совет Старейшин. Ареопаг избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, осуществлял высшую судебную власть.

Архонтами и членами ареопага могли быть лишь евпатриды, тем самым государство управлялось аристократическими представителями.

5. Территориальная реформа – вся страна была разбита на небольшие территориальные округа – навкрарии, из которых каждая должна была снаряжать 1 корабль для флота. Во главе навкрарии стоял притан. Таким образом произошел переход к делению населения по территориальному принципу.

Реформы Солона.К VI в. до н.э. в Афинах назревают противоречия и возникает угроза возникновения гражданской войны. В этих условиях в 594 г. до н.э. архонтом – полемархом избирается Солон, который пользовался доверием как демоса, так и евпатридов, в связи со своим аристократическим положением, а также тем, что состояние нажил обычной торговлей хлебом.

Солон был снабжен чрезвычайными полномочиями, следствием которых стало проведения ряда важных реформ:

1. Проведение сисахфии («стряхивание бремени») – долговая реформа. В результате реформы с полей были убраны долговые камни, жители, проданные в рабство – освобождались, а проданные за границу – выкупались. Впредь долговое рабство отменялось;

2. В дополнение к сисахфии был введен закон, ограничивающий землевладение. Одновременно была введена свобода завещаний, что сделало возможным продажу и заклад земли на законных основаниях под видом завещания;

3. Ряд мероприятий, направленных на улучшение положения демоса: разрешение вывоза оливкового масла, запрет на вывоз хлеба, денежная реформа, поощрение ремесла;

4. Цензовая (тимократическая) реформа – замена привилегий происхождения привилегиями богатства. В результате все населения было разделено на 4 разряда по имущественному признаку (в качестве единицы дохода использовалась мера емкости зерна – медимн (52,5 кг)):

а. Первый разряд – пентакасиомедимны (пятисотники) – к данному разряду относился всякий, кто получал 500 медимнов;

б. Второй разряд – всадники, к данному разряду относились все те, кто зарабатывали 300 медимнов или способны были содержать боевого коня;

в. Третий разряд – зевгиты (крестьяне), самый многочисленный класс и основа ополчения, к нему причислялись все те, кто зарабатывали 200 медимнов.

г. Четвертый разряд – феты (батраки), остальные представители населения.

Деление населения по имущественному признаку несло за собой и политическое значение, поскольку каждому разряду представлялся определенный уровень прав. Представители Первого разряда могли занимать любую должность, всадники и зевгиты не могли избираться в архонты, феты обладали лишь активным избирательным правом в народном собрании.

Пропорционально правам были установлены и обязанности, был введен налог с дохода, чем выше класс, тем более высокий налог. Феты от налога освобождались.

5. Солон сохранил деление общества на 4 племени – филы, и на их базе создал новый орган – Совет Четырехсот. Он избирался ежегодно по 100 человек от представителей первых трех разрядов. Орган был введен в противовес аристократическому ареопагу, который был сохранен.

6. Большое значение сыграло создание по истине демократического органа – гелиэи. Первоначально это был суд присяжных, состоявший из 5 тысяч членов и 1 тысячи членов запасных. Заседал коллегиями по 500 человек основного состава и 100 человек запасных.

Реформы Солона носили примирительный половинчатый характер и не могли решить назревающих проблем, в конце своего правления он нагнал на себя недовольство обеих сторон и в результате покинул Афины.

Реформы Клисфена.После Солона Афины пережили период смуты, в ходе которой к власти пришла тирания в лице Писистрата и его сыновей, которые закрепили успехи демоса. В результате чего недовольные аристократы при поддержке Спарты смогли свергнуть тиранию, правда их попытка захватить власть окончилась неудачей.

В 510 г. до н.э. к власти, опираясь на бедноту и верхушку рабовладельцев, пришел Клисфен, низложивший Исагора – представителя аристократии, победившего на выборах в первые архонты.

Своей задачей он поставил избавление демоса от какого-либо влияния аристократии, в этих целях он провел ряд важных реформ:

1. Разделение Аттики на 10 территориальных фил. Каждая фила состояла из трех триттий (городская, земледельческая, прибрежная). Триттии в свою очередь состояли из демов. Выборы центральных органов происходили по филам. Тем самым был произведен переход к территориальному принципу деления населения;

2. На смену Совета Четырехсот пришел Совет Пятисот, который формировался из 50 членов от каждой филы.

3. Списки граждан составлялись теперь по демам, таким образом метеки автоматически становились гражданами Афин;

4. Был создан новый орган – коллегия стратегов (по 1 представителю от каждой филы). Первоначально они имели лишь военные функции, но впоследствии вытеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства;

5. Было введено явление, получившее название «остракизм». При этой процедуре каждый, имеющий право голоса, писал на глиняном черепке (остраконе) имя человека, казавшийся ему опасным для народа. Если имя повторялось 6 тысяч раз, то носитель имени подвергался изгнанию на 10 лет. Первоначально он использовался для подавления тирании, но в последствии стал орудием политической борьбы.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 1282 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/11-49870.html

Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в Афинах

18. возникновение государства Древних Афин. Реформы Солона и Клисфена

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий, которые кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э.

Хотя Солон был эвпатридом, он пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.

Реформы Солона:

  1. сисахфиядолговая реформа, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.
  2. установление максимального размера земельного владения. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли. Разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.
  3. цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства.
  4. провозглашалась свобода завещаний.
  5. закреплено деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку: класс пентакосиомедимнов (пятисотмерников, т.

    е. получающих 500 мер в совокупнос­ти сухих и жидких продуктов со своей земли);  класс всадников (по­лучающих 300 мер); зевгитов (200 мер);  фетов.

  6. создан новый судебный орган – гелиэя, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения.

    Расширены функции народного собрания (принимает законы, обсуждает важные государственные дела); ареопаг надзирает за соблюдением законов и деятельностью народного собрания; гелиэя — суд присяжных.

  7. учрежден новый орган управления — Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Результат реформ Солона:

  • нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии, однако компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий;
  • вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос.

Борьба аристократии и демоса продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.

), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном.

Реформы Клисфена

После низвержения тирании к власти пришел Клисфен (510-507 гг.), обещавший народной массе политические права.

Реформы Клисфена:

  1. распределил всех граждан между десятью филами (новыми общинами) вместо старых четырех.
  2. учредил Совет пятисот (по 50 граждан от каждой новой филы).
  3. разделил страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять — из демов внутренней полосы и десять — из демов прибрежной полосы. Назвав эти части триттиями, он в каждую филу назначил по жребию три триттии, причем в состав каждой филы входили части из всех этих трех областей.

    Так произошло основательное «смешение народа» и возникло выражение «не считаться филами» (т.е. племенным происхождением).

  4. ввел закон об остракизме, который предусматривал возможность изгнания (после процедуры ания остраконами — черепками для ания) лица, пользую­щегося сильным влиянием и являющегося в силу этого претендентом на тиранство.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.

Реформы Эфиальта

После реформы Клисфена афинское государственное уст­ройство пережило еще несколько перемен — правление тира­нов, затем аристократии, — прежде чем демократические тен­денции достигли наивысшей фазы.

Это произошло под началом двух вождей демоса, ставших последовательно обладателями высших и наиболее влиятельных должностей. Первым был Эфиальт (462 г. до н.э.

), человек неподкупный и справедливый в глазах демократической партии и одновременно неугодный партии знати. По оценке Платона, Эфиальт «опоил демос неуме­ренной свободой».

Реформы Эфиальта:

  1. лишение ареопага политической власти;
  2. вето на постановления народного собрания получила гелиэя;
  3. право контроля за магистратами — Совету 500 и экклесии;
  4. по окончании срока службы должностного лица любой гражданин мог подать на него жалобу;
  5. законы стали выставляться для всеобщего обозрения.

Реформы Перикла

Другим выдающимся вождем демоса стал Перикл (460-429 до н.э.).

Реформы Перикла:

  1. разделение властей (законодательная — экклесии, исполнительная — Совету 500 и магистратам, судебная — гелиэе);
  2. жеребьёвка на выборах всех должностей;
  3. введение оплаты должностей;
  4. гражданская реформа (полноправным гражданином Афин являлся тот, чьи родители — афиняне).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/reformi-solona-klisfena-efialta-i-perikla-v-afinach

Возникновение Афинского государства и реформы Тесея, Солона, Клисфена

18. возникновение государства Древних Афин. Реформы Солона и Клисфена

Структурообразующим элементом античной цивилизации являлся полис, определяемый как город-государство. Античное государство Афины сформировалось в средиземноморском регионе, в условиях отсутствия крупного орошаемого земледелия. Афины на рубеже II-I вв. до нашей эры проходили период разложения первобытнообщинного строя. Афины включали четыре племени-филы, соединенные непрочным союзом.

Замечание 1

Синайкизм – объединение фил в единое общество.

В каждой филе выделяли следующие органы управления:

  1. Була – совет старейшин, включающий глав родов.
  2. Агора – народное собрание, в котором могли принимать участие только воины-мужчины.
  3. Базилевс – военный вождь, избранный на пожизненный срок.

Впоследствии возник обычай избирать базилевса из одного и того же знатного рода. Развитие общества в Афинском государстве во многом определялось тем, какой центр власти будет преобладать.

Отсутствие необходимости в сильной централизации привело к образованию демократических республик и формированию аристократии. Наблюдалось создание новых надобщинных органов правления.

Была сформирована коллегия правителей (архонтов), первоначально избираемых на пожизненный срок, позже — на 10 лет, потом на год. При этом сохранялись отдельные жреческие и судебные функции.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Реформы Тесея

Становление государственности в Афинах неразрывно связано с реформами Тесея (Тезея) в VIII в. до н.э.

Реформы Тесея включали:

  • синойкизм, то есть объединение населявших Аттику племен в единый афинский народ;
  • создание управляющего всеми племенами совета;
  • разделение всего населения на три группы: родовая знать (эвпатриды), крестьяне-земледельцы (геоморы), торговцы и ремесленники (демиурги).

Постепенно эвпатриды стали ограничивать власть базилевса, функции которого перешли к новым должностным лицам, выборным из эвпатридов. С VII в. до н.э. избирали девять архонтов сроком на один год. Народное собрание больше не созывалось. Его заменил Ареопаг, избирающий и контролирующий архонтов, и осуществляющий высшую судебную власть.

Благодаря реформам Тесея было создано центральное управление, рассматривающее дела, ранее выступающие прерогативой племен; предпринята попытка разорвать родственные связи путем разделения населения на знатных и родовитых (эвпатриды) и непривилегированных (демиурги и геоморы); появилось общее афинское право, занявшее главенствующую роль над правовыми традициями и обычаями племен.

В тоже время появляются зачатки территориального деления населения. В VII в. до н.э. страну разделили на навкрарии – отдельные округа. Свободных афинян разделили по признаку проживания на одной территории.

Реформы Солона в Афинах

В 594-593 гг. до н. э. айсимнетом и архонтом был избран Солон, проведший ряд популярных реформ, а именно он :

  • отменил Законы Драконта, носящие жестокий и тиранический характер (искл. составили законы, касающиеся убийства);
  • приказал снять все долговые камни, устанавливаемые ранее на земле должника и ликвидировал долговое рабство;
  • проданных в рабство за долги за границу крестьян велел разыскать и выкупить на государственные средства;
  • преобразовал государственный строй, привлёк к управлению государством наравне с эвпатридами, богатых людей простого происхождения;
  • провел разделение граждан в зависимости от имущественного положения (пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты), что оказывало влияние на службу в войсках и возможность занимать государственные должности – граждане, составляющие первые три разряда, могли претендовать на высшиие должности, бедные граждане моги только участвовать в народном собрании и в суде.

Всех афинян Солон разделил на имущественные классы в соответствии с доходами: имеющие годовой доход больше 500 мер урожая, масла и вина – пентакосиомедин (пятисотники); всадники – трехсотники; двухсотники; меньше 200 мер – феты. Политические и военные права распределялись пропорционально количеству имущества.

Народное собрание стало высшей законодательной властью в Афинах. Совет четырехсот был создан для предварительного обсуждения законов.

Народ мог или отвергать, или утверждать предложенные проекты законов, от его решения зависело избрание высших должностных лиц. Наблюдение за выполнением законов и их охрана поручались ареопагу.

Любой гражданин мог преследовать обидчика по суду через посредника или сам.

Замечание 2

Солон провёл реформу афинского календаря, унификацию мер и весов. Реформы Солона заложили основы афинской рабовладельческой демократии.

Реформы Клисфена в Афинах

Клисфен убрал деление территории Афин на филы, служившие опорой родовой знати и её группировок. В основу нового деления была положена деревня (дем). Демы были объединены в 30 триттий, а последние, в свою очередь, в десять новых фил, представляющие собой отдельно нарезанные территории.

Демы назывались по названиям занимаемых территорий, по их мифическим основателям, по жившим там знатным родам. Теперь афинянин становился членом гражданского коллектива через принадлежность к дему, а не к роду. По достижении 18-летнего возраста афиняне вносился в гражданские списки и в официальных документах именовались по названию дема.

По занимаемым территориям и по населенности демы сильно отличались друг от друга. При их образовании учитывалось исконное деление Аттики на поселения. Дем осуществлял управление в местных делах, в государственных вопросах его участие происходило через филы.

Дем в совокупности с демархом и местным властями, с культом, землями и собраниями, воспитывал граждан для осуществления деятельности на широкой общегосударственной арене.

Несколько демов входили в состав триттия. Всего насчитывалось 30 триттий – в Афинах и пригороде, Паралии, Месогее. Все тритии были разделены между филами таким образом, чтобы в каждой филе было по одной городской триттии, Паралии и Месогеи. Таким методом удалось разорвать старые родо территориальные связи. Деление территорий по Клисфену можно проследить вплоть до сер. IV в. н. э.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/vozniknovenie_afinskogo_gosudarstva_i_reformy_teseya_solona_klisfena/

Вопрос 17. Возникновение гос-ва в Афинах Реформы Солона и Клисфена

18. возникновение государства Древних Афин. Реформы Солона и Клисфена

Территорию Аттики (где возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя — базилевса.

Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов — батраков или за долги попадали в рабство. В-общем, менялось устройство общества!

Географические условия, требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды, истощение локальных природных ресурсов, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен стали предпосылками для объединения племен Аттики под единой властью.

Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея.

Приписываемые ему реформы — результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ.

В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества.

Требовалось единообразное и централизованное управление.

Потом стали возникать конфликты между племенами и свободными афинянами и фетами, рабами, иностранцами, требовались какие-то регуляторы этих конфликтов.

Начало этому было положено закреплением неравенства между свободными, их разделением (также приписываемым Тесею) на эвпатридов — благородных, геоморов — земледельцев и демиургов — ремесленников.

Архонты и ареопаг. Эвпатриды, опираясь на свое богатство и исключительное право на занятие общественных должностей, постепенно ограничивают власть базилевса.

Его функции переходят к выборным из эвпатридов должностным лицам — архонтам. Поначалу должность архонта была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком.

Коллегия архонтов со временем взяла в свои руки все руководство страной.

Тогда же, в VIII в. до н.э., возник еще один новый орган публичного управления — ареопаг. Заменив совет старейшин, ареопаг избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и действующие архонты, т.е. опять-таки представители эвпатридов.

В VII в. до н.э. страна была разделена на округа — навкрарии, жители которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль и экипаж.

Реформы Солона и Клисфена. К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения.

В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу.

Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э.

Хотя Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных.

Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.

Прежде всего Солон провел сисахфию — долговую реформу. Задолженность бедняков аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.

Сисахфия посягала на интересы родовой знати и была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.

С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку.

Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и т.д.

Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда.

Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.

Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа — гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых был учрежден новый орган управления — Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени. Аттика была разделена на 10 территориальных фил.

Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых традиций, доступ к участию в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную организацию.

На смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления населения.

Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот, 1 чел от филы. Сначала только военный функции, потом, с упразднением архонтов, – главные должностные лица Афин.

С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма. Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее анием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства.

Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осужденный большинством удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет.

Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.

Возникновение государства в Афинах сопровождалось ожесточенной борьбой между родовой аристократией и демосом, завершившейся победой демоса. В результате этой победы в Афинах возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Источник: https://studopedia.su/15_68033_vopros--vozniknovenie-gos-va-v-afinah-reformi-solona-i-klisfena.html

Билет №8 Возникновение государства в Афинах Реформы Солона и Клисфена

18. возникновение государства Древних Афин. Реформы Солона и Клисфена

В гомеровский период своей истории (XI-IX века до н. э.) Аттика была разделена на несколько независимых общин, постоянно враждовавших между собой. Объединение Аттики было постепенным и длительным процессом, продолжавшимся с конца I тысячелетия до н. э.

и завершилось тем, что все общины объединились вокруг Афин. Такое объединение получило в Греции название синойкизма (греч. совместное поселение).

Синойкизм не только усилил Афины, но и способствовал разложению родовых отношений, которое началось еще в гомеровский период.

Синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений и способствовал социально-имущественному расслоению населения Аттики, которое особо интенсивно протекало в VIII-VII веках до н. э. Родовая знать создала особую группу, носившую название эвпатридов, то есть «имеющих благородных отцов».

Экономическую основу их могущества составляли плодородные земли. Пережитки родового строя в Афинах были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось во владении рода.

В руках эвпатридских родов, несмотря на их немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть. Замкнутый господствующий верхушке эвпатридов противостояла остальная масса аттического свободного населения демос. Демос не был однороден.

В его состав входили крестьяне, имевшие собственную землю, и так называемые феты – крестьяне лишившиеся собственной земли, ремесленники, купцы, судовладельцы.

Кроме того, в Аттике проживало немало выходцев из других общин, считавшихся людьми «не чистого происхождения» и составлявших группу метеков. Будучи лично свободными,метеки не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах.

Низший слой аттического общества составляли лишенные каких бы то ни было прав рабы.

Старые родовые учреждения не соответствовали новым отношениям, развивавшимся в афинской общине. Потому организация управления в Афинах претерпевает существенные изменения.

В древности верховная власть в Аттике принадлежала басилеям. Однако около VIII века до нашей эры царская власть в Афинах исчезла. Профессор С. И. Радциг считает, что потомки последнего афинского царя Кодра предпочли выборную власть архонта наследственной должности царя. Архонты, избранные из эвпатридов, управляли Афинами.

Наивысший расцвет культуры произошел в условиях политического режима Афинской демократической республики. В этом смысле история Древних Афин уникальна и неповторима. Разложение родового строя и возникновение государства как такового в Спарте и Афинах относится к концу архаической эпохи (IХ-VIII вв. до н.э) [3]. На рубеже VIII-VI вв. до н.э.

в жизни племен, населяющих Южную часть Балканского полуострова, произошли крупные перемены. Увеличилось количество железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, появилась своя письменность. Родовой строй уступал место классовому обществу. Все это свидетельствовало о начале новой эры в истории Древней Греции. Военная демократия явилась последней стадией родового строя.

В эти времена населения Аттики делилось на филы (племена), фратрии и роды. Из-за долговой кабалы число полноправных членов рода, имеющих надел земли (клеры), постепенно уменьшилось. Земли многих общинников переходили в собственность родовой знати, которая эксплуатировала рабов, грабила соседние племена и занималась морским разбоем.

Обездоленные общинники пополняли ряды батраков (фетов), нищих и бродяг. Имущественное неравенство еще более усилилось в конце периода военной демократии. Богатая верхушка родовой знати полностью контролировала деятельность патриархальных учреждений: из нее избирались военные вожди, знать подчинила себе совет старейшин, который формировался только из представителей знатных родов.

Утратил реальную власть: базилевс (скипетродержатель), т. е. племенной царь, военачальник, главный жрец и судья. Племенная сходка — народное собрание — созывались в основном для одобрения криком решений Совета старейшин [3]. Появление же частной собственности инициировало появление государства. Свободные граждане противостояли массе эксплуатируемых рабов.

В результате глубоких изменений в греческом обществе VIII-XIX вв. до н.э. сформировались государства — полисы.

Афинское государство служило интересам рабовладельцев, которые эксплуатировали рабов и неимущих свободных. Основная масса афинских граждан попадала в зависимость от богатых, стала презирать физический труд, превращаться в нищих. Именно это явилось одной из главных причин гибели Афинского государства.Реформы Солона

Решающее значение для оформления классового общества и государства в Афинах имели реформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона. К VI веку до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения.

В среде свободных возникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников.

Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования.

Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных.

Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.Земельная реформа Солона

Особое значение имела земельная реформы. Солон отменил часть залоговой кабалы. Все долговые камни с полей убирались, проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы получили название сисахфия [1]. Самозаклад должника запрещался. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личность ответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли.

Считается, что Солон установил максимум земельного надела, однако, произвести перераспределение земли он не решился. Ссудные проценты не были уменьшены, что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла сильный удар по интересам крупных рабовладельцев из числа знати. Она удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев.

Впервые была узаконена свобода завещания. Любые виды имущества, в т. ч. и земельные участки, можно было продавать, закладывать, делить между наследниками и т. д. Такой свободы обращения с земельным наделом родовое общество не знало. Солон также содействовал развитию ремесла, торговли.

Он унифицировал систему мер и весов, провел денежную реформу, создал благоприятные условия для внешней торговле Афин [1].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_61761_bilet--vozniknovenie-gosudarstva-v-afinah-reformi-solona-i-klisfena.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий