18. Прокурорский надзор за законностью применения мер процессуального принуждения при раскрытии и расследовании преступлений.

Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения

18. Прокурорский надзор за законностью применения мер процессуального принуждения при раскрытии и расследовании преступлений.

Как известно, УПК предусматривает три группы мер процессуального принуждения: 1) задержание подозреваемого; 2) меры пресечения; 3) иные меры процессуального принуждения.

В целом правила применения мер процессуального принуждения при производстве дознания такие же, как и в ходе предварительного следствия.

Вместе с тем прокурору, осуществляющему надзор за исполнением при производстве дознания норм УПК, регламентирующих применение мер процессуального принуждения, следует помнить, что расследование преступлений в форме дознания имеет ряд особенностей.

Эти особенности касаются, в частности, следующих вопросов: 1) круга субъектов, осуществляющих предварительное расследование в форме дознания (ст. 151 УПК); 2) сроков расследования (ч. 3, 4 и 5 ст.

223 Кодекса); 3) объема процессуальных полномочий дознавателя по принятию процессуальных решений об избрании, изменении и отмене мер процессуального принуждения. Пункт 12 приказа Генпрокурора РФ от 06.09.

2007 N 137 предписывает обеспечить надлежащий надзор за неукоснительным соблюдением органами дознания требований уголовно-процессуального законодательства при применении мер процессуального принуждения, связанных с ограничением конституционных прав, в том числе на свободу и личную неприкосновенность; во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц. Осуществляя надзор за законностью задержания лица по подозрению в совершении преступления, прокурору необходимо выяснять следующие обстоятельства: а) соблюдение требований закона, регламентирующих основания и порядок задержания подозреваемого; б) соблюдение сроков задержания подозреваемого; в) соблюдение прав лиц, подозреваемых в совершении преступления, в том числе предписаний Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», касающихся условий содержания задержанных.

Прокурору при осуществлении надзора следует:

— требовать от органов дознания, дознавателей, следователей направления в течение 12 часов письменного сообщения о задержании подозреваемого в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 92 УПК, и копии соответствующего протокола;

— проверять законность каждого случая задержания лица по подозрению в совершении преступления, учитывая при этом, что перечень оснований задержания, предусмотренный в ст. 91 УПК, является исчерпывающим;

— при проверках законности задержания лиц по подозрению в совершении преступлений и их пребывания в изоляторе временного содержания в каждом случае выяснять основания и мотивы такого решения, проверять соблюдение прав подозреваемых; практиковать проведение проверок в вечернее и ночное время;

— при получении заявления задержанного о применении незаконных методов дознания проводить проверку всех доводов с принятием соответствующих мер реагирования; в случае обнаружения у задержанного телесных повреждений, получения сведений о незаконном задержании либо применении к лицу незаконных методов ведения расследования организовывать проверку, а при наличии к тому оснований выносить мотивированное постановление и направлять материалы для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствующий следственный орган;

— проверять соблюдение порядка задержания, в том числе соблюдение срока составления протокола задержания — не позднее трех часов с момента фактического доставления подозреваемого в орган дознания (ст. 92 УПК);

— пресекать задержание лиц по подозрению в совершении преступления на основании протоколов об административных правонарушениях; проверять обоснованность содержания лиц в камерах административно-задержанных;

— в соответствии с ч. 2 ст. 10 УПК освобождать своим постановлением незаконно задержанных лиц.

Дознаватель в пределах предоставленных ему полномочий вправе избрать подозреваемому, обвиняемому меру пресечения при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый, обвиняемый: а) скроется от дознания; б) может продолжить заниматься преступной деятельностью; в) может угрожать свидетелям, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу (ч. 1 ст. 97 УПК). При решении вопроса об избрании меры пресечения и определении ее вида в обязательном порядке должны учитываться тяжесть совершенного преступления, сведения о личности подозреваемого (обвиняемого), его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99). Особенность применения меры пресечения при производстве дознания заключается в том, что обвинение лицу, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, не предъявляется, оно наделяется процессуальным статусом подозреваемого: с момента возбуждения уголовного дела (п. 1 ч. 1 ст. 46); с момента задержания по подозрению в совершения преступления (п. 2 ч. 1 ст. 46, ст. 91 и 92); либо с момента вручения ему уведомления о подозрении в совершении преступления (п. 4 ч. 1 ст. 46, ст. 223.1). Обвиняемым такое лицо становится только с момента вынесения в отношении него обвинительного акта (п. 2 ч. 1 ст. 47).

В соответствии со ст. 100 УПК мера пресечения в отношении подозреваемого может быть избрана только в исключительных случаях при наличии оснований, предусмотренных ст. 97, и с учетом обстоятельств, указанных в ст. 99.

Обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента избрания меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания.

Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения незамедлительно отменяется.

УПК предусматривает специальные правила избрания меры пресечения при производстве дознания только для заключения под стражу. Согласно ст. 224 в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель вправе возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения

в виде заключения под стражу в порядке, установленном ст. 108.

Даче дознавателю согласия на обращение в суд с ходатайством об избрании данной меры пресечения должно предшествовать тщательное изучение всех материалов уголовного дела, являющееся основанием для направления в суд такого ходатайства; при этом необходимо учитывать данные о личности, возрасте, семейном положении, а также другие существенные обстоятельства. Вопрос может быть решен положительно только в тех случаях, когда имеются основания, предусмотренные ч. 1 ст. 108 УПК, а применение иных мер пресечения невозможно (п. 14 приказа Генпрокурора РФ от 06.09.2007 N 137, п. 1.5 приказа Генпрокурора РФ от 27.11.2007 N 189).

При разрешении вопроса о даче согласия дознавателю на обращение в суд с ходатайством об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу прокурор должен рассмотреть возможность применения к подозреваемому, обвиняемому иной меры пресечения, не связанной с лишением свободы, в первую очередь залога и домашнего ареста.

С особым внимание следует подходить прокурорам к даче согласия дознавателю на обращение в суд с ходатайством о продлении срока содержания под стражей. Такое согласие может быть дано только при условии особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для сохранения этой меры пресечения.

При этом следует учитывать, что продление срока содержания лица под стражей по уголовному делу до шести месяцев в соответствии с ч. 4 ст. 224 УПК осуществляется с согласия прокурора районного звена; от 6 до 12 месяцев в соответствии с ч. 2 ст.

109 УПК — с согласия прокурора регионального уровня только в исключительных случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 223 УПК, связанных с исполнением запроса о правовой помощи. В соответствии с п. 15 приказа Генпрокурора РФ от 06.09.

2007 N 137 ходатайство дознавателя о продлении срока содержания лица под стражей должно быть представлено прокурору регионального уровня не менее чем за 15 дней до истечения срока содержания под стражей, а решение об отказе в даче согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей оформляется мотивированным постановлением, которое подлежит приобщению к материалам уголовного дела.

Осуществляя надзор за соблюдением законов при избрании и применении мер пресечения, прокурор должен обращать внимание на соблюдение дознавателем прав подозреваемого (обвиняемого), в частности права на получение копии постановления об избрании меры пресечения и разъяснение порядка обжалования решения об избрании меры пресечения.

При выявлении нарушений предписаний ч. 2 ст. 101 УПК о вручении копии постановления об избрании меры пресечения лицу, в отношении которого она избрана, а также защитнику или законному представителю — по их просьбе, прокурор, руководствуясь п. 3 ч. 2 ст.

37 УПК, направляет требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания.

Прокурор также уполномочен: а) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК), в том числе и об избрании, изменении либо отмене меры пресечения.

Такое указание является обязательным для исполнения, но может быть обжаловано дознавателем в соответствии с ч. 4 ст. 41 УПК вышестоящему прокурору; б) отменять незаконные либо необоснованные постановления дознавателя, в том числе об избрании, изменении либо отмене меры пресечения (п. 6 ч. 2 ст.

37 УПК); в) давать согласие на отмену либо изменение меры пресечения, избранной дознавателем с согласия прокурора (ч. 3 ст. 110 УПК).

При осуществлении надзора на данном участке работы следует также помнить, что согласно приказу Генпрокурора РФ от 06.09.

2007 N 137: — не реже одного раза в квартал необходимо изучать практику избрания меры пресечения в виде заключения под стражу; — своевременно изучать уголовные дела в отношении лиц, которые задерживались по подозрению в совершении преступления либо которым в качестве меры пресечения избиралось заключение под стражу, а затем производство по делу было прекращено в стадии расследования или судом, и дела, по которым постановлены оправдательные приговоры; в течение 10 дней со дня принятия окончательного решения по делу составлять мотивированное заключение о законности и обоснованности задержания, ареста лица, в отношении которого в ходе дознания либо судом принято решение о прекращении дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основания либо постановлен оправдательный приговор; — выявлять причины оставления на свободе лиц, впоследствии совершивших новые преступления, скрывшихся от следствия и суда, взятых судом под стражу при вынесении приговора, а также анализировать случаи освобождения из-под стражи в зале суда лиц, в отношении которых такая мера пресечения избиралась при производстве дознания.

Прокурор уполномочен: 1) давать дознавателю обязательные для исполнения письменные указания об избрании, применении и отмене иных мер процессуального принуждения (п. 4 ч. 2 ст.

37 УПК); 2) давать дознавателю согласие на возбуждение перед судом ходатайства о временном отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности, о наложении ареста на имущество и ценные бумаги; 3) участвовать в судебном заседании при рассмотрении судом в ходе досудебного производства по делу ходатайств о применении иных мер процессуального принуждения, которые допускаются на основании судебного решения; 4) обжаловать незаконные и необоснованные, по мнению прокурора, решения суда об отказе в применении иных мер процессуального принуждения; 5) требовать устранения допущенных в ходе дознания нарушений федерального законодательства; 6) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущены нарушения УПК; 8) отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя; 7) рассматривать в установленном УПК порядке жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения дознавателей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_100414_prokurorskiy-nadzor-za-zakonnostyu-i-obosnovannostyu-primeneniya-mer-protsessualnogo-prinuzhdeniya.html

28. Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения

18. Прокурорский надзор за законностью применения мер процессуального принуждения при раскрытии и расследовании преступлений.

ПриказГенпрокуратуры РФ от 06.09.2007 N 136 «Оборганизации прокурорского надзора запроцессуальной деятельностью органовпредварительного следствия»

Своевременнопринимать меры к пресечению необоснованногои незаконного применения к подозреваемыми обвиняемым мер процессуальногопринуждения. В случаях несоблюденияустановленного ч.3 ст. 92УПК РФ срока сообщения прокуроруо произведенном задержании приниматьмеры прокурорского реагирования.

Проверятьзаконность задержания подозреваемыхпо уголовным делам, принимать меры квыявлению и устранению нарушений порядказадержания, несоответствия данных,содержащихся в протоколе задержания,обстоятельствам происшедшего.

Незамедлительно проверять жалобы нанезаконность задержания и нарушениеправ задержанных. Учитывать, чтосохранение в тайне факта задержания(за исключением задержаниянесовершеннолетнего) может осуществлятьсятолько с согласия прокурора.

Пресекатьслучаи задержания лиц, подозреваемыхв совершении преступлений, на основаниипротоколов об административныхправонарушениях.

Своимпостановлением немедленно освобождатьвсякого незаконно задержанного илилишенного свободы, а также незаконнопомещенного в медицинский илипсихиатрический стационар либосодержащегося под стражей свыше срока,предусмотренного УПКРФ.

Прокурорскийнадзор за исполнением требований законапри задержании подозреваемого долженосуществляться постоянно, а проверказаконности содержания подозреваемыхв изоляторах временного содержания ина гауптвахтах проводиться ежедневно,в том числе и в нерабочее время.

Припроверке следует выяснять, было ливозбуждено уг. дело, поскольку задержаниебез возбуждения уг. дела является грубымнарушением закона. Необходимо проверить,имеются ли основания задержания,предусмотренные ст. 122 УПК, и были лисоблюдены дополнительные условиязадержания, установленные ч. 2 ст. 122 УПК.

Особое внимание следует обращать нафакты использования задержания каксредства получения от подозреваемогопризнания вины в совершении преступления,задержания подозреваемых под видомадминистративного ареста, а также»латентных» задержаний, когдапротокол не оформляется, а задержанныйдлительное время содержится в дежурнойчасти милиции. Прокурор также проверяетсоблюдение требований ст. 122 УПК о срокахзадержания. В случае, если лицо былозадержано незаконно или необоснованно,либо истек срок задержания подозреваемого,прокурор освобождает задержанного изизолятора временного содержания, сгауптвахты или из помещения длязадержанных в дежурной части органавнутренних дел. В случае, если в действияхсотрудников, производивших задержание,имеются признаки преступления ст. 301 УКРФ (заведомо незаконное задержание),прокурор проводит проверку в порядкест. 109 УПК и решает вопрос о возбужденииуг. дела. Необходимо также выяснить,было ли обеспечено право подозреваемогона защиту с момента задержания.

Прокурорскийнадзор за законностью и обоснованностьюарестов имеет существенные особенности.По действующему УПК заключение подстражу как мера пресечения применяетсяна основании судебного решения или ссанкции прокурора. В связи с этимпрокурору самому предоставляетсявозможность предотвратить незаконныйили необоснованный арест, отказав вдаче санкции.

ПриказГенпрокурора РФ № 31 от 18 июня 1997 г.обязывает прокуроров при избрании мерыпресечения в виде заключения под стражуучитывать в первую очередь имеющиесядля этого основания, предусмотренныест. 89, 91, ч. 1 ст. 96 Уголовно-процессуальногокодекса.

При аресте обвиняемых по мотивуодной лишь опасности преступлениянеобходимо руководствоваться перечнемпреступлений, указанных в ч. 2 ст. 96 УПК.

Вместе с тем с особой тщательностьюследует рассматривать вопросы онеобходимости применения ареста вотношении граждан, которые совершилипреступление небольшой или среднейтяжести либо не нуждаются в изоляцииот общества.

Темже приказом определено, что при решениивопроса о санкционировании арестаобвиняемый или подозреваемый долженбыть, как правило, допрошен прокуроромили его помощником; несовершеннолетнийобвиняемый должен быть допрошен переддачей санкции на арест лично прокурором,что соответствует требованию ч. 3 ст. 96УПК.

Прокурор обязан принимать меры кнемедленному освобождению подозреваемых,подвергнутых заключению под стражу,которым не было предъявлено обвинениев сроки, указанные в ст. 90 УПК, а такжелиц, сроки содержания которых под стражейистекли и не были продлены в установленномуголовно-процессуальным законом порядке.

ст.22 Конституции РФ предусматривает арест,заключение под стражу и содержание подстражей лишь на основании судебногорешения; до судебного решения лицо можетбыть задержано на срок не более 48 часов.

Прокурорамнеобходимо принимать во внимание и тообстоятельство, что помимо прокурорскогонадзора на основании ст.

2201 УПК действуетпорядок судебного обжалования законностии обоснованности как ареста, так ипродления срока содержания под стражей.

Однако судебный контроль за законностьюи обоснованностью задержания и арестане снижает полномочий и ответственностипрокурора по осуществлению надзора зазаконностью применения этих мер.

Источник: https://studfile.net/preview/4049313/page:22/

Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью избрания меры пресечения

18. Прокурорский надзор за законностью применения мер процессуального принуждения при раскрытии и расследовании преступлений.

Меры пресечения выражаются в ограничениях по отношению к этому лицу. Такие ограничения могут быть связаны с выбором места жительства (домашний арест), свободой передвижения (заключение под стражу), возможностью утраты определенной денежной суммы (залог), возможностью наступления каких-либо неблагоприятных последствий для третьего лица (личное поручительство).

Дознаватель, следователь, прокурор, суд вправе избрать обвиняемому одну из мер пресечения при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый:

1) скроется от предварительного следствия или суда;

2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;

3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Мера пресечения может избираться также для обеспечения приговора. Меры пресечения могут быть применены лишь лицом, специально уполномоченным на то законом. УПК РФ в качестве таких лиц называет прокурора, следователя, дознавателя, судью.

При избрании меры пресечения учитываются многие факторы, такие как тяжесть предъявленного обвинения, данные о

Личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и др.

Меры пресечения применяются только по возбужденному уголовному делу.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу мерами пресечения являются:

1) подписка о невыезде;

2) личное поручительство;

3) наблюдение командования воинской части;

4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

5) залог;

6) домашний арест;

7) заключение под стражу.

Домашний арест, заключение под стражу возможны только по решению суда, залог — с согласия прокурора. Это необходимо в связи с тем, что такие меры являются довольно жесткими и существенно ограничивают права граждан.

Наличие такого широкого перечня позволяет выбрать наиболее адекватную меру пресечения в зависимости от тяжести содеянного и личности обвиняемого.

Избрание меры пресечения в исключительных случаях возможно не только в отношении обвиняемого, но и в отношении подозреваемого. При этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, то с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.

Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор или судья выносят постановление, а суд — определение, содержащее указание на преступление, в котором обвиняется лицо, и основания для избрания этой меры пресечения. Одновременно лицу, в отношении которого избирается мера пресечения разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения.

Постановление об избрании меры пресечения должно быть мотивированным. Прокурор вправе указать следователю или дознавателю на необходимость применения к лицу определенной меры пресечения. Такое указание прокурор обязан дать в письменной форме. В постановлении следователя или дознавателя об избрании меры пресечения указывается, что она избрана по указанию прокурора.

Копия постановления об избрании меры пресечения в отношении конкретного лица должна быть незамедлительно вручена этому лицу. Вручение постановления об избрании меры пресечения производится под расписку.

Прокурор, осуществляя данный вид надзора, проверяет:

— имелись ли достаточные основания для принятия данной меры наказания;

— проверяет соответствие постановления, порядок и сроки принятия меры пресечения.

Все факты, ставящие под сомнение законность и обоснованность вынесенного решения об избрании меры пресечения, должны быть тщательно проверены прокурором.

31. Прокурорский надзор и процессуальная самостоятельность следователя

Предоставление следователям процессуальной самостоятельности, укрепление правовых гарантий их деятельности являются одними из необходимых условий эффективности их работы.

Процессуальная самостоятельность следователя заключается в предоставлении ему возможности выбора процессуальных средств при расследовании преступлений. Запрещается вмешательство со стороны любых лиц и организаций в деятельность следователя.

Вмешательство в какой-либо форме в деятельность прокурора или следователя в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела является уголовным преступлением.

Федеральный закон «О прокуратуре» устанавливает недопустимость воздействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, средств массовой информации и должностных лиц на прокурора и следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения.

Прокурор или следователь не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому-либо для ознакомления, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Предоставление следователю возможности выбора процессуальных средств при раскрытии и расследовании преступлений, наделение его полнотой полномочий по применению мер процессуального принуждения, избрание конкретной версии, определение пределов обвинения, вида мер пресечения, — все это дает ему возможность успешно выполнять возложенные на него функции. Таким образом, закон предоставляет процессуальные полномочия непосредственно следователю, возлагая в то же время на него всю полноту ответственности за правильность выполняемых им процессуальных действий.

В части третей ст. 38 УПК РФ указано «В случае несогласия с действиями (бездействием) и решениями прокурора следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Их обжалование прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев несогласия со следующими решениями или указаниями прокурора:

1) о привлечении лица в качестве обвиняемого;

2) о квалификации преступления;

3) об объеме обвинения;

4) об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого;

5) об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных пунктами 2-11 части второй статьи 29 УПК РФ;

6) о направлении уголовного дела в суд или его прекращении;

7) об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия;

8) о передаче уголовного дела другому следователю».

В части четвертой ст. 38 УПК РФ говорится, что «В случаях, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, прокурор отменяет указание нижестоящего прокурора или поручает производство предварительного следствия по данному уголовному делу другому следователю».

Участвуя в осмотре места происшествия, опознания, в проведении следственного эксперимента, присутствуя при допросе следователем обвиняемого, потерпевшего или свидетеля, прокурор не может и не должен подменять следователя или принимать на себя выполнение его функций. Если у него имеются к допрашиваемому лицу вопросы, помимо заданных -следователем, он задает их. Это должно найти отражение в протоколе допроса.

Неправильно действуют прокуроры, которые, присутствуя на осмотре места происшествия или при производстве следственного эксперимента, «командуют» действиями следователя, а следователь лишь процессуально оформляет производство этих процессуальных действий.

Прокурор вправе вмешаться в деятельность следователя лишь тогда, когда он допускает нарушение закона и норм уголовного процесса, процессуальные ошибки, когда оставляет невыясненными существенные обстоятельства, имеющие значение по делу.

Если прокурор принял на себя производство расследования уголовного дела в полном объеме, он и несет ответственность за всесторонность, полноту и объективность предварительного следствия.

Рассматривая жалобы участников процесса на действия следователя, прокурор обязан не только восстановить нарушенные права и законные интересы граждан, предприятий и организаций, он вместе с тем направляет в правильное русло производство расследования.

Он может отменить или изменить принятое следователем решение, вправе принять меры к привлечению виновных в нарушении закона к установленной законом ответственности, может, наконец, отстранить следователя от производства расследования и передать дело другому следователю или принять на себя производство по делу.

Все это, безусловно, является в определенной мере ограничением полномочий следователя, эти ограничения правомерны, они обусловлены законом и требованиями объективности и полноты расследования уголовного дела.

32. Организация прокурорского надзора в стадии дознания и предварительного следствия

Генеральный прокурор отметил необходимость кардинальных мер по улучшению организации прокурорского надзора в стадии дознания и предварительного следствия.

1.

Генеральный прокурор РФ предлагает прокурорам республик в составе РФ, прокурорам краев и областей, городов и районов сосредоточить основное внимание на предупреждении и устранении нарушений закона, в первую очередь связанных с незаконными задержаниями и арестами, обысками и наложением арестов на почтово-телеграфную корреспонденцию, необоснованным привлечением граждан к уголовной ответственности.

2. Обязанность прокурора состоит не только в том, чтобы осуществлять надзор за исполнением законов и требовать от органов дознания и следователей надлежащего исполнения своих обязанностей, но и в том, чтобы оказывать им необходимую помощь в расследовании больших по объему и сложных по доказательствам уголовных дел.

3. Прокуроры и следователи должны шире использовать предоставленные им законом права давать органам дознания поручения и указания о производстве оперативно-розыскных действий, а также отдельных процессуальных действий при производстве расследования по делу.

4. При расследовании хозяйственных преступлений, а также преступлений, связанных с нарушением законов об охране труда и техники безопасности, и других, где требуется применение специальных познаний, прокурорам и следователям рекомендуется шире привлекать специалистов, использовать научно-технические и криминалистические средства.

5. Как на стадии подготовки уголовного дела к слушанию, так и в судебном заседании прокурору необходимо самым тщательным образом проверять всесторонность, полноту и объективность дознания и предварительного следствия, соблюдение требований закона.

Организационное и методическое руководство деятельностью прокуроров по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия осуществляет Главное управление по надзору за следствием и дознанием Генеральной прокуратуры РФ, в составе которого имеется Управление по надзору за следствием и дознанием в органах внутренних дел.

В прокуратурах городов и районов надзор за исполнением законов следователями прокуратуры осуществляет прокурор района, а надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия органов внутренних дел осуществляют заместители или помощники прокурора города или района.

Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокуроры должны организовать свою работу таким образом, чтобы не подменять начальников следственного отдела (управления) органов внутренних дел.

Начальник следственного отдела проверяет уголовные дела, дает указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении лица в качестве обвиняемого, юридической оценке преступления, определении объема обвинения, производстве отдельных следственных действий.

Указания начальника следственного отдела обязательны к исполнению следователем.

Прокурор следит за тем, чтобы указания начальника следственного отдела давались обязательно в письменном виде, а наиболее существенные из них приобщались к уголовному делу. Между тем на практике это правило не всегда соблюдается. Начальник следственного отдела принимает участие в производстве отдельных следственных действий.

Он вправе также принять на себя полномочия следователя. В необходимых случаях прокурор дает указания по уголовным делам непосредственно начальнику следственного отдела. Эти указания подлежат обязательному исполнению. Обжалование начальником следственного отдела указаний прокурора не приостанавливает их исполнения.

Источник: https://cyberpedia.su/17x1c4f6.html

Надзор прокурора за законностью применения мер уголовно-процессуального принуждения

18. Прокурорский надзор за законностью применения мер процессуального принуждения при раскрытии и расследовании преступлений.

Меры принуждения в УП делятся на: 1. задержание, 2.

меры пресечения (1) подписка о невыезде и надлежащем поведении; 2) личное поручительство; 4) отдача несовершеннолетнего под присмотр; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу), 3.

иные меры принуждения (обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество).

Задержание —фактическое задержание лица, доставляемого в органы уголовного преследования, и кратковременное содержании под стражей в местах и условиях, определяемых законом.

Средством прокурорского надзора за законнос­тью и обоснованностью задержания, устранения и предупреждения этих нарушений являются систематические проверки законности задержания и содержания задержанных в ИБС, осуществляемые прокурорами.

Прокуроры должны ежедекадно проверять законность и обоснованность задержания граждан, содержания их в ИБС и в помеще­ниях дежурных частей ГО РОВД. При этом прокуроры должны проводить проверки в ИБС внезапно и в разное время суток. В ходе проверки прокурор обязан проверять содер­жание арестованных не только в специально отведенных для этого местах.

Прокурор осущ-я надзор должен проверить:

1. Может ли к данное лицо быть задержано (подозрев, обвин, осужд)

2. Наличие оснований к задержанию (по непосредственно возникшему подозрению, на основании постановления органа уголовного преследования; на основании постановления (определения) суда о задержании осужденного

Соблюден ли срок задержания.

Задержание по указанным выше основаниям может производиться до возбуждения уголовного дела. При этом вопрос о возбуждении уголовного дела должен быть решен органом уголовного преследования в течение 12 часов с момента фактического за­держания. В случае отказа в возбуждении уголовного дела в указанный срок задержанный должен быть освобожден.

Был ли составлен протокол о задержание, наличие обяз реквизитов, подписей.

5. Законность и обоснованность вынесчения постановление, которое является правовым основанием для кратковременного содержания под стражей задержанного в местах и на условиях, предусмотренных законом, либо принимают решение об освобождении задержанного.

Было ли о произведенном задержании письменно сообщить прокурору в течение 24 часов с момента вынесения постановления о задержании.

В течение 48 часов прокурор или освобождает за­держанного, или дает санкцию на его арест. За законность задержания и обоснованность содержания его в изоляторах временного содержания (ИБС) несет ответственность сам прокурор.

Прокурора в органах прокуратуры должен вестись учет задержанных. При установлении факта незаконного задержания лица прокурор незамедлительно, до истечения 72 часов, должен освобо­дить его.

Меры пресеченияэто принудительные меры, применяемые к подозреваемому или обвиняемому для предотвращения совершения ими общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом, или действий, препятствующих производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора.

Прокуроры осущ-я проверки законности обоснованности применения мер пресечения должны проверить:

1. Наличие оснований ( лицо могут скрыться; воспрепятствовать раслед, оказания незаконного воздействия на лиц, сокрытия или фальсификации материалов).

2. Учтены ли: характер подозрения или обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, их возраст и состояние здоровья, род занятий, семейное и имущественное положение, наличие постоянного места жительства и другие обстоятельства.

3. Соблюдения срока предъявления обвинения (не позднее 10 суток), если мера пресечения может быть применена в отношении подозреваемого, с момента факт. задержания – 20 суток.

4. Вынесено ли постановление, которые должны быть мотивированы, содержать указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, и обоснование необходимости ее применения, изменения либо отмены.

На стадии предварительного расследования заключение под стражу, домашний арест и залогмогут применяться прокурором, его заместителем, а также органом дознания, следователем с санкции прокурора.

Отмена или изменение органом дознания или следователем меры пресечения, примененной с санкции или по указанию пр-ра либо его заместителя, допускаются лишь с согласия прокурора или его зам.

Заключение под стражу является наи­более строгой, ограничивающей права обвиняемого. При даче санкции прокурор или его заместитель должны тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стра­жу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обви­няемого, а несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого — во всех случаях.

Уг.-проц. зак-тво установило, что мера пресечения в виде заключения под стражу при предварительном расследо­вании уг. делане может превышать 2 месяцев.

Срок содержания обвиняемого под стражей свыше 2 месяцев во время предварительного расследования может быть продлен до 3 месяцев прокурором города Дальнейшее продление срока содержания обвиняемого под стражей осуществляется прокурором области, города Минска и прирав­ненными к ним прокурорами или их зам. до 6 месяцев.

Продление срока содержания под стражей свыше 6 месяцев допуска­ется лишь в отн. лиц, обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, совершивших преступления на терри­тории РБ и не имеющих постоянного места жительства в РБ, при наличии оснований полагать, что они могут скрыться от следствия и суда за пределы РБ.

В этом слу­чае продление содержания под стражей осуществляется заместителем Ге­н. прокурора РБ на срок до 12 месяцев, Гене­ральным прокурором или лицом, исполняющим его обязанности, — на срок 18 месяцев.

Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 765;

Источник: https://studopedia.net/5_82391_nadzor-prokurora-za-zakonnostyu-primeneniya-mer-ugolovno-protsessualnogo-prinuzhdeniya.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий