18.Правительство РФ: понятие, состав, структура, организационно-правовые формы деятельности.

Виды исполнительных органов гос. власти

18.Правительство РФ: понятие, состав, структура, организационно-правовые формы деятельности.

В зависимости от правовой основы образования можно разли­чать органы исполнительной власти, создаваемые на основе кон­ституций, текущего законодательства, подзаконных актов.

По содержанию деятельности различают органы общей и специальной компетенции.

Органы общей компетенции: президентуры, правительства, администрации субъектов несут ответственность за положение дел в государстве, области, крае, , они руководят многими видами отраслевой и функциональной ком­петенции, работу которых они объединяют.

Органы специальной компетенции осуществляют отраслевое, либо межотраслевое (функциональное) управление, либо однов­ременно и то, и другое. Таким образом, различаются органы от­раслевой, функциональной, смешанной компетенции.

По порядку решения вопросов органы исполнительной власти делятся на единоначальные и коллегиальные. В процессе административной рефор­мы единоначалие в системе исполнительной власти расширялось. Коллегиальных сейчас немного (правительства, комиссии по делам несовершеннолетних, например).

В зависимости от подчиненности и бюджета, из которого финансируются ор­ганы исполнительной власти (а это совпадает с их подчинен­ностью), можно различать федеральные и субъектов Федерации.

Федеральные делятся на три группы: цен­тральные (министерства, агентства, службы), территориальные и местные. Центральные органы об­ладают полномочиями на всей территории РФ, а территориаль­ные федеральные органы — только на части ее территории, местные – в городе, районе.

У субъектов Федерации тоже есть органы общей компетенции (правительство, администрация, губернатор) и специальной (глав­ные управления, управления, министерства и др.).

Органы специальной компетенции субъектов Федерации под­чиняются только правительству (губернатору, главе администра­ции). Субъекты Федерации вправе создавать местные (территори­альные) органы исполнительной власти. Так, в Москве созданы префектуры.

17.Правовой статус органов исполнительной власти: организационная структура и компетенция.

Административно-правовой статус органа исполнительной влас­ти как статус коллективного субъекта состоит из трех блоков.

1. Целевого, включающего нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности. Являясь инструментом, средством осу­ществления публичных дел, орган исполнительной власти всегда должен действовать ради системы, элементом которой он явля­ется, в «чужих» интересах.

2. Организационно-структурного, который включает в себя правовые предписания, регламентирующие:

а) порядок образования, реорганизации, ликвидации органа;

б) его структуру;

в) его линейную и функциональную подчиненность,

г) право на официальные символы.

3. Компетенции как совокупности властных полномочий и под­ведомственности. Ее можно рассматривать в функциональном плане (компетенция в области планирования, контроля и т. д.

), применительно к определенным субъектам (иным государствен­ным органам, предприятиям и учреждениям, общественным объ­единениям, гражданам) и в отраслевом – в сфере обороны, образования, здравоохранения, транспорта и тд.

Каждый орган имеет организационную структуру. В ней выделяют три блока:

1) производственный ( где работают специалисты),

2) обеспечивающий (бухгалтерия, отдел кадров и др),

3) руководящий (руководитель, его заместители).

4) У него может быть большой по численности обслуживающий аппарат.

18.Правительство РФ: понятие, состав, структура, организационно-правовые формы деятельности.

Статус Правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», другими законами и указами Президента.

Правительство РФ – центральный, федеральный, коллегиальный орган исполнительной власти общей компетенции, подчиненный Президенту РФ.

Оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Правительство – это главный инструмент исполнения конституционных норм, реализации основных направлений внутренней и внешней политики РФ.

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Организационно-правовые формы деятельности правительства:

3 формы деятельности правительства:

заседание правительства, в котором участвуют члены правительства, при невозможности присутствовать направляют заместителей.

Помимо этого могут приглашаться иные лица, которых затрагивают вопросы, рассматриваемые на заседании + всегда сидят руководители служб и агентств (но вообще не обязательно), к ним могут обратиться, чтобы они дали разъяснения по тому или иному вопросу. Могут сидеть представители субъектов. Заседания проводятся не реже 1 раза в месяц.

Ключевые вопросы могут быть рассмотрены (в частности рассмотрение НА) только на заседании. (см.ФКЗ). При этом любой иной вопрос, относящийся к компетенции правительства, тоже может быть рассмотрен на заседании.

заседание президиума правительства. Заместители председателя = президиум. Формируется для решения текущих вопросов деятельности правительства. Форма обсуждения и выработки решения. Но принимать решение все равно надо на общем заседании. Еженедельно. Любой вопрос, который может быть решен НЕ ТОЛЬКО на общем заседании

единоличная деятельность председателя правительства. Распоряжения, кадровые вопросы.

Источник: https://studopedia.su/9_52905_vidi-ispolnitelnih-organov-gos-vlasti.html

Конституционное право России

18.Правительство РФ: понятие, состав, структура, организационно-правовые формы деятельности.

Основной организационной формой деятельности Правительства являются заседания — очередные и внеочередные.

Очередные заседания проводятся не реже одного раза в месяц по утвержденному плану в определенный день недели (как правило, по четвергам). На заседаниях Правительства обязаны лично присутствовать все его члены.

Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов Правительства.

На заседаниях Правительства вправе присутствовать представители палат парламента, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, прокуратура РФ, Счетной палаты, Центрального банка.

Помимо них в заседаниях участвуют с правом совещательного голоса руководители или заместители руководителей других федеральных органов исполнительной власти, а также представители тех государственных органов и организаций, вопросы деятельности которых будут рассматриваться.

Список приглашенных лиц утверждается руководителем аппарата Правительства.

Председательствует на заседании Правительства Председатель Правительства, а в период его отсутствия один из заместителей в соответствии с распределением обязанностей. В соответствии со ст.

83 Конституции председательствовать на заседаниях Правительства имеет право Президент. Обычно это происходит один раз в год на расширенном заседании Правительства, посвященном итогам социально-экономического развития страны, т.е.

это право скорее является элементом конституционной традиции и не имеет ничего общего с ежедневной управленческой деятельностью.

Заседания Правительства проводятся публично с освещением в средствах массовой информации.

По решению Правительства отдельные заседания могут быть объявлены закрытыми, если на них предполагается рассмотрение вопросов, имеющих отношение к государственной тайне.

Подготовка материалов к такому заседанию, допуск на заседание, оформление протоколов и принимаемых решений осуществляется с соблюдением установленных правил работы с секретными документами и режима секретности.

Исключительно на заседаниях Правительства рассматриваются:

  • проекты федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении;
  • вопросы кредитно-денежной политики и обороты государственных ценных бумаг;
  • проекты федеральных целевых программ;
  • проекты федеральных законов, вносимые Правительством в Государственную Думу;
  • вопросы заключения подлежащих ратификации международных Договоров;
  • соглашения, заключаемые с органами исполнительной власти субъектов Федерации о передаче осуществления части полномочий;
  • рабочие органы Правительства (образуются президиум Правительства, комиссии и советы);
  • утверждаются положения о министерствах и других федеральных органах исполнительной власти, территориальных органах;
  • утверждаются регламент и положение об аппарате Правительств.

Этот перечень Правительство вправе дополнить по своему усмотрению и рассматривать на заседаниях иные вопросы, имеющие общегосударственное значение, требующие коллективного обсуждения и согласованного решения.

Решения, принятые на заседании Правительства, оформляются протоколом в течение суток после проведения заседания, который подписывается председательствующим на заседании. Протокол заседания и выписки из него рассылаются всем членам Правительства, а также государственным органам, организациям и должностным лицам — исполнителям соответствующих решений.

Ежедневная управленческая деятельность Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров состоит в систематическом проведении совещаний на которых рассматриваются вопросы выполнения программ и планов социально-экономического развития, принимаются решения по оперативным вопросам. Председатель Правительства и его заместители руководят деятельностью подведомственных им исполнительных органов, рассматривают и решают конкретные вопросы, дают поручения, разрешают возникающие разногласия.

Значительная часть этой работы связана с изучением проектов правительственных решений, служебных и аналитических записок, обращений различных организаций, требующих соответствующей резолюции.

Много времени занимает выполнение представительской функции, участие в работе различных съездов, конференций, круглых столов, торжественных собраний, оглашение на них официальной позиции Правительства по тому или иному вопросу.

Члены Правительства представляют Российскую Федерацию в международных и межгосударственных организациях, проводят международные переговоры.

Члены Правительства ведут прием граждан, представителей организаций, трудовых коллективов в соответствии с графиком, утверждаемым Председателем Правительства.

Организационной формой реализации правительственных функций и полномочий является работа совещательных и координационных органов Правительства. Правовую основу их деятельности составляют постановление Правительства РФ «О координационных и совещательных органах, создаваемых Правительством Российской Федерации» от 5 июля 1994 г. и Регламент Правительства.

Координационные органы Правительства — комиссии формируются на представительной основе для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определенных задач в сфере государственного управления экономикой, жизнеобеспечения населения. Совещательные органы Правительства — советы создаются на представительной основе для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки соответствующих предложений, носящих рекомендательный характер. Комиссии и советы могут иметь статус правительственных, межведомственных.

Правительство создает, реорганизует и ликвидирует комиссии и советы, назначает их руководителей, утверждает персональный состав и определяет компетенцию, закрепляемую в положениях об этих органах.

Возглавляют комиссии и советь; Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры, а в их состав входят руководители или заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти, которые лично участвуют в заседаниях без права замены.

В состав комиссий и советов могут включаться представители органов исполнительной власти субъектов Федерации, иных государственных органов, организаций, ученые, специалисты, общественные деятели.

Решения комиссий и советов обязательны для органов и организаций, представители которых входят в их состав, и оформляются в виде протоколов заседаний, выписки из которых доводятся до сведения конкретных исполнителей. Если определенный вопрос требует издания постановления или распоряжения Правительства, то рабочая группа готовит соответствующий проект.

К организационным формам работы Правительства относится также деятельность представительств Правительства, которые могут функционировать в виде территориальных органов Правительства, представительств Правительства в других органах государственной власти и представителей Правительства в международных организациях.

В конституционной практике России был только один пример создания Правительством своих территориальных органов — представительство Правительства в Чеченской Республике, которое функционировало с 1996 по 2000 г, координируя работу различных федеральных органов исполнительной власти. Представительства Правительства в других федеральных органах государственной власти организованы в виде деятельности полномочных представит елей Правительства в палатах парламента, в Конституционном Суде, Верховном Суде и Высшем Арбитражном Суде.

Кроме того, Правительство вправе создавать органы при Правительстве, специально уполномоченные осуществлять регулятивные, Регистрационные и контрольные функции и полномочия. В качестве примера можно назвать Государственную хлебную инспекцию при Правительстве.

Для обеспечения деятельности Правительства, организации контроля за выполнением его решений органами исполнительной власти образуется аппарат Правительства.

Возглавляет его руководитель который может занимать государственную должность заместителя Председателя Правительства или федерального министра.

Положение об аппарате Правительства утверждено постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. (в ред. от 5 октября 2000 г.).

Основные функции аппарата Правительства:

  • организационно-методическая (подготовка и проведение заседаний, совещаний, переговоров, приема граждан, иных протокольных мероприятий);
  • справочно-аналитическая (подготовка статистических, информационных материалов, обобщение правоприменительной практики);
  • экспертно-консультативная (подготовка проектов решений Правительства, дача заключений на проекты федеральных законов, указов Президента);
  • информационная (обеспечение соблюдения законодательства о средствах массовой информации, о государственной тайне, режимов секретности);
  • координационная (обеспечение взаимодействия Правительства с палатами парламента, администрацией Президента, высшими судебными органами);
  • контрольно-проверочная (получение и обработка информации о выполнении решений, поручений, резолюций членов Правительства).

Аппарат Правительства является вспомогательным государственным органом.

Все сотрудники аппарата, за исключение руководителя, занимающие государственные должности, относятся к федеральным государственным служащим, призванным обеспечить исполнение членами Правительства своих полномочий.

Безусловно, в аппарате трудятся и работники, не занимающие государственные должности, так называемый вспомогательно-технический персонал.

Следует отметить, что, во-первых, фактически аппарат Правительства организует деятельность только Председателя Правительства, его заместителей и иных правительственных органов; работа федеральных министров обеспечивается государственными служащими центральных аппаратов федеральных министерств; во-вторых, аппарат Правительства предназначен для обеспечения политико-административной властной деятельности Правительства. Иные виды обеспечения — материально-техническое, транспортное, медицинское, в области связи решаются другими государственными органами, в том числе Управлением делами Президента.

В отличие от иных федеральных органов исполнительной власти Аппарат Правительства не вправе издавать нормативные правовые акты, индивидуальные акты, обязательные для неподчиненных ему граждан и организаций, не обладает регулирующими, контрольно- надзорными и юрисдикционными полномочиями. Его контрольные функции ограничены констатацией тех или иных фактов, обстоятельств и не обеспечены возможностью принудительного воздействия.

Структура аппарата включает в себя руководство (руководитель и его заместители), секретариаты Председателя Правительства, его заместителей, руководителя аппарата Правительства, департаменты по отраслям и сферам государственного администрирования, управления, отделы полномочных представителей Правительства в палатах парламента и высших судебных органах.

Источник: https://isfic.info/konst/kokot99.htm

Правительство РФ: понятие, состав, структура, организационно-правовые формы деятельности

18.Правительство РФ: понятие, состав, структура, организационно-правовые формы деятельности.

Правительство РФ – это высший исполнительный орган государственной власти РФ. (ст.1 ФКЗ «О Правительстве»).

Признаки:

Правительство РФ возглавляет систему исполнительной власти РФ.

Правительство РФ является федеральным органом исполнительной власти .

Является коллегиальным органом.

Является органом общей компетенции.

Состав Правительства:

Председатель Правительства РФ.

Заместитель Правительства РФ ( в том числе 2 первых заместителя; руководитель аппарата Правительства РФ – заместитель Председателя РФ; заместитель председателя Правительства РФ – министр финансов).

Федеральные министры – лица, возглавляют федеральные министерства.

Полномочия председателя Правительства РФ :

Представляет Правительство РФ.

Организует работу Правительства РФ.

Ведет заседания Правительства РФ.

Проводит совещания с членами Правительства , руководителями федеральных служб, федеральных агентств, органов и организаций при Правительстве, на которых рассматривает выполнение программ и планов деятельности Правительства, выполнение поручений Президента РФ.

Принимает решения по оперативным вопросам деятельности правительства.

Представляет Президенту предложения о структуре ФОИВ, о назначении и освобождении от деятельности др. членов Правительства, об их ответственности или поощрении.

Систематически информацирует Президента о работе Правительства.

Распределяет обязанности м/у др. членами Правительства.

Организационно — правовые формы деятельности Правительства РФ.

1. Заседания Правительства.

2 вида:

-очередные

-внеочередные

Очередные заседания проводятся не реже одного раза в месяц.

Внеочередные – проводятся по решению.

Представители Правительства, в случае его отсутствия по решению заместителя (по мере необходимости).

Для кворума (того, чтобы заседание было правомочно) необходимо присутствие не менее половины членов правительства.

Председательствующий на заседании – председатель правительства, при его отсутствии – заместитель председателя, временно исполняющий его обязанности; могут проходить под председательством президента РФ.

На заседание Правительства РФ м.б. рассмотрен любой вопрос, отнесен к компетенции Правительства, но есть круг вопросов, которые разрешаются исключительно на заседании Правительства.

2. Президиум Правительства РФ – коллегиальный орган, создаваемый для решения оперативных вопросов.

Состав Президиума определяется самим Правительством. Как правило туда входят Председатель Правительства, заместители, в т.ч. и первые, министры финансов и эк. развития, силовые министры (МВД, обороны, МЧС)

Президиум Правительства не вправе принимать акты от имени Правительства, он рассматривает проекты будущих постановлений и распоряжений Правительства.

Правительство вправе отменить любое решение президиума.

Решение на заседаниях и президиума как правило принимаются общим согласием (консенсус), но м.б. проведено ание.

При равенстве решающим является голос председающего.

3. Создание правительственных и межведомственных координационных и совещательных органов.

В качестве координационных и совещательных органов правительства рассматривается комиссии, организационные комитеты и советы, создаваемые по разным вопросам компетенции правительства.

Координационные органы как правило именуются комиссиями или орг. комитетами и образуются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов государственной при решении определенного круга задач.

Совещательные органы именуются советами и образуются для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер.

Межведомственные органы образуются в форме межведомственных комиссий и советов для решения задач и рассмотрения вопросов межотраслевого и межтерриториального значения.

Акты Пр-ва: постановления(нормативный характер), распоряжения ( ненормативный — индивидуальный характер) Деятельность Пр-ва регламентируется ФКЗ и регламентом Пр-ва. У Пр-ва есть вспомогательный орган – Аппарат правительства(самостоятельный орган).

Положение об Ап-те Пр-ва утверждено постановлением Пр-ва от 1 июн.2004 №260.Аппарат Пр-ва это гос. орг. образованный для обеспечения деятельности Пр-ва и организации контроля за выполнением ОИВ приним. ими решений. Руководитель Ап-та – фед.

Министр(министр без портфеля).

Ап-т состоит из: руководителя, 4 замов, представителя верх. суда, 12 структурных подразделений( департаментов).

Источник: https://cyberpedia.su/6x74a7.html

Правительство РФ: понятие, состав, структура, организационно правовые формы деятельности

18.Правительство РФ: понятие, состав, структура, организационно-правовые формы деятельности.

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство. Осуществлять – не возглавлять. Правительство Российской Федерации. Понятие, структура, состав, компетенция.

ФКЗ «О правительстве» от 17.12.1997. Статья 1 – Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти РФ. При этом в самой статье то, что правительство является высшим органом снова не упомянуто.

Основополагающие признаки правительства:

1. Правительство – ФОИВ.

2. Входит в систему ОГВ и является самостоятельным органом. Реализует свои полномочия при помощи собственных методов и форм деятельности, имеет свою структуру, состав и выступает от имени РФ.

3. Орган, осуществляющий исполнительную власть.

4. Правительство РФ является коллегиальным органом. Единственный коллегиальный ФОИВ. Хотя прямого запрета создания коллегиальных ФОИВ нет.

Особенности функционирования:

Правительство состоит из членов правительства.

Основная форма работы – заседания.

Решения принимаются коллегиально.

В случае отставки председателя в отставку уходят все вместе.

5. правительство – орган общей компетенции. Ст. 13-22 ФКЗ не носят исчерпывающего хар-ра. Это полномочия по опред. сферам жизнедеятельности. Прав-во может принять к своему ведению вопрос, который прямо не указан в перечне, если он не входит в исключительную компетенцию другого органа.

Статья 13 ФКЗ «О правительстве» — сферы деятельности правительства. => конкретные полномочия в след.статьях.(реализ внутр и внеш политики рф, регулирование в соц эк сфере, единство системы ив в рф, контрол дет ее органов, формирует фед целевые программы и обеспеч их реализацию, реализует право зак инициативы.

Группы бюджет соц наука природопользование Экономика образование )

С точки зрения внутренней организации Правительство характеризуется составом и структурой.

Состав – виды должностей, образующих орган (установлен ФКЗ):

Председатель правительства

Заместители Председателя Правительства

Члены правительства – федеральные министры

Структура – количество и конкретное наименование должностей, определяемое Президентом по Представлению Председателя Правительства в процессе формирования органа.

Структура Правительства РФ по состоянию на май 2012

Председатель Правительства – 1

Заместители Председателя Правительства РФ (всего 7):

– Первый заместитель Председателя Правительства РФ — 1

– Заместители Председателя Правительства — 6 В том числе: Заместитель Председателя Правительства РФ – руководитель аппарата Правительства.

Члены Правительства РФ – федеральные министры-21.

Актуальную структуру и список ФОИВ см. на официальном сайте Правительства РФ.

Деятельность правительства регулируется двумя основополагающими НА (нормативными актами):

— ФКЗ «О правительстве» от 17.12.1997. В системе регулирования деятельности правительства это статутный з-н. Закрепляет статус органа. Что за орган, его компетенция, принципы организации и т.д.

— Регламент Правительства РФ. Утвержден Постановлением Правительства от 1.06.2004. Документ, регулирующий текущую деятельность правительства:

1. Планирование и организация работы правительства:

1.1.составление планов деятельности правительства (подготовит.работа)

1.2. порядок подготовки проведения заседания (кто присутствует, кто председательствует, если отсутствует председатель и т.д)

1.3. порядок оформления решений, принятых на заседании правительства

2. порядок исполнения поручений, содержащихся в актах правительства

3. порядок внесения в правительство проектов актов, как нормативных, так и индивидуальных.

4. создание правительством межведомственных координационных совещательных органов

5. законопроектные вопросы правительства. 90% проектов ФЗ вносит правительство

6. порядок взаимодействия правительства с органами законодательной и судебной власти

7. порядок работы с обращениями граждан.

Аппарат Правительства.

Функционирование правительства как органа само по себе без помощи со стороны невозможно. => кто осуществляет всю техническую работу по обеспечению функционирования деятельности правительства РФ => аппарат правительства РФ.

Аппарат правительства является самостоятельным гос.органом, при этом не являясь органом власти, и вся его деятельность сводится к обеспечению функционирования деятельности правительства РФ.

Положение об аппарате правительства от 01.06.2004 г.

Структура Аппарата Правительства:

Руководитель аппарата

8 секретариатов

3 пол преда в ГД сф и высших судах

22 департамента н-р культура

Организационно-правовые формы деятельности правительства:

3 формы деятельности правительства:

— заседание правительства, в котором участвуют члены правительства, при невозможности присутствовать направляют заместителей.

Помимо этого могут приглашаться иные лица, которых затрагивают вопросы, рассматриваемые на заседании + всегда сидят руководители служб и агентств (но вообще не обязательно), к ним могут обратиться, чтобы они дали разъяснения по тому или иному вопросу. Могут сидеть представители субъектов. Заседания проводятся не реже 1 раза в месяц.

Ключевые вопросы могут быть рассмотрены (в частности рассмотрение НА) только на заседании. (см.ФКЗ). При этом любой иной вопрос, относящийся к компетенции правительства, тоже может быть рассмотрен на заседании.

— заседание президиума правительства. Заместители председателя = президиум. Формируется для решения текущих вопросов деятельности правительства. Форма обсуждения и выработки решения. Но принимать решение все равно надо на общем заседании. Еженедельно. Любой вопрос, который может быть решен НЕ ТОЛЬКО на общем заседании

— единоличная деятельность председателя правительства. Распоряжения, кадровые вопросы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_126170_pravitelstvo-rf-ponyatie-sostav-struktura-organizatsionno-pravovie-formi-deyatelnosti.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий