18. Понятие семьи и виды родства. Свойство.Семья

Родство и свойство — их юридическое значение. Понятие и признаки родства и свойства

18. Понятие семьи и виды родства. Свойство.Семья

Родство, свойство и их юридическое значение — важные части семейного права, которые в большей степени изучаются и разбираются. Именно кровные отношения, то есть и ячейка общества тоже, для такого вида права являются важным объектом. В юридическом смысле это объединение лиц, которое предполагает развитие и соблюдение прав и обязанностей, связанных с институтом семьи, брака.

Признаки родства

Родство предполагает наличие кровной связи между двумя людьми. Один объект может быть рожден от другого, или же они оба произошли от общего родителя. В зависимости от этого отношения уже и разделяют родство на виды.

Становится понятно, что здесь предполагается наличие именно двух человек, связанных кровными узами. Большое количество других родственников — это уже не область определения родства.

Эта конкретика важна именно для семейного права, так как она помогает различать конкретных субъектов подобных отношений, а также определяет степень близости между ними.

БГПУ им. Акмуллы: история, описание, факультеты, условия поступления

Кетский язык: история и современность

Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА Жизнь программиста и интересные обзоры всего. , чтобы не пропустить новые видео.

Уже с учетом данного определения формируется общее понятие — родство, свойство и их юридическое значение.

Виды родства

Родство подразделяется на два основных типа — прямое и боковое. Уже первое понятие имеет свои разветвления в виде нисходящего родства и восходящего. Боковое же включает неполнородное и полнородное.

Перед тем как узнать о родстве и свойстве в семейном праве более обширно, важно дать определение каждому типу родства в отдельности.

О боковом и прямом был разговор в предыдущем пункте. Такие отношения в первом случае предполагают родство, например, двух сыновей, а во втором — матери и ребенка.

Восходящее предполагает отношения, которые начинаются от потомков, а заканчиваются предками. Нисходящее, напротив, от предков к потомкам.

Соответственно, полнородное родство подразумевает наличие одного отца и матери. Неполнородное — существование лишь одного общего родственника, папы или мамы.

Существует специальная подгруппа в боковом родстве — это сводные братья или сестры. Дети супругов не являются общими, они появились на свет во время прошлого союза или бракосочетания. Они не будут в данном случае важными субъектами семейного права, так как кровно не связаны между собой.

Степени родства

Помимо указанного деления, родство еще определяется по степеням. Понятие формируется за счет количества рождений, которые и являются связующим звеном между двумя близкими. Важно, что учет предка этих родственников не нужен для семейного права.

Например, ситуация, когда у отца появляется сын. Для этого события произошло лишь одно рождение, соответственно, и степень будет первой.

Если уже рождение ребенка связывать с его дедушкой, то между ними образовывается вторая степень, потому что понадобилось не одно, а два рождения.

Подобные отношения могут сильно расширяться, что порой сложно сосчитать степень родства. По этой причине интерес для семейного права представляют отношения такого типа, когда образуется близкое родство.

Таким образом, уклон делают лишь на первую или вторую степень родства. Это, как уже говорилось, бабушки и внуки, братья и сестры, отцы и дети.

Прежде чем узнать про соотношение понятий родства и свойств, необходимо изучить юридическое значение первого понятия.

Родство какого типа имеет юридическое значение?

Очень часто можно встретить вопрос о том, какое родство имеет правовое значение — биологическое или юридическое?

Несмотря на то, что отношения между родственниками существуют лишь по биологической причине, их наличие определяется соответствующими сертификатами или документами. Таким образом, справедливо говорить о том, что кровные узы не играют решающей роли в юриспруденции, если они не подтверждены документацией.

Только в подобном случае можно рассматривать такое родство с точки зрения права, а не по простой причине наличия его как такового. Например, если отец ребенка не является биологическим, но в документах записано, что он приходится фактическим родителем, то, значит, его так и будут рассматривать.

Никто не учтет факт отсутствия кровных связей.

Существующие взгляды

Таким образом, можно сказать, что точек зрения (касаемо права) на родство бывает лишь две. Например, в первом случае связь между людьми служит причиной для появления сопутствующих прав и обязанностей, которые должны исполнять все участники отношений.

Некоторые, по правде, исполняют их по-разному, в зависимости от степени близости. В ином варианте родство существует как причина для того, чтобы запретить возникновение семейных отношений (брака) между субъектами. Скажем, брат и сестра не могут впоследствии стать мужем и женой.

И это закреплено юридически в статье 14 Семейного кодекса Российской федерации.

Важной информацией является то, что мужем и женой не могут стать родственники с близкой степенью родства. В других случаях, например, когда дядя хочет жениться на своей племяннице, это допустимо. Так происходит, потому что степень близости достаточно обширна. И уже юридически они будут представляться не как родственники, а как супруги.

Родство, свойство и их юридическое значение

Свойство представляет собой не особо значимое понятие для семейного законодательства, так как в нем это определение не рассматривают. Говорят о нем лишь в общих чертах.

Несмотря на это, свойство имеет ряд своих дефиниций, которые и делают его единицей семейного права. По этой причине возникает понятие родства, свойства и их юридическое значение.

Оба эти понятия достаточно важны в юриспруденции при определенных обстоятельствах.

Первое определение предполагает, что супруг и ближайшие родственники другого супруга в процессе взаимоотношений создают свойства. Во втором случае свойством считают связь между родственниками обоих супругов. В этом случае субъекты называются свояками. Важно, что они не имеют между собой кровных связей, так как между ними возникли специальные отношения, которые не появились бы без брака.

Когда супружеские отношения завершаются, то такой связи приходит конец. Свойств больше не существует в конкретной ситуации. Это прописано также в Семейном кодексе РФ.

Единственные продолжительные отношения происходят, когда свойство возникает между пасынками и мачехами или падчерицами и отчимами. В таком случае оно имеет юридическое значение, так как в любое время пасынок или падчерица могут подать заявление на алиментирование (статься 97 СК).

Источник

Источник: https://1Ku.ru/obrazovanie/66705-rodstvo-i-svojstvo-ih-juridicheskoe-znachenie-ponjatie-i-priznaki-rodstva-i-svojstva/

Понятие семьи. Виды родства. Свойство

18. Понятие семьи и виды родства. Свойство.Семья

Семья тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов.

Термином familia обозначались первоначально рабы в данном хозяйстве, а потом все относящиеся к составу домашнего хозяйства: и имущество, и рабочая сила (жена, подвластные дети, рабы).

Глава семьи и властелин древнейшей семьи — домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит (термин, производимый многими исследователями от греческого kueros, власть, т.е. имеющий власть).Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство.

Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т.д.; и наоборот, постороннее лицо, усыновленное домовладыкой, становилось его агнатом. В древнейшее время власть домовладыки была безгранична и потому сопровождалась полным бесправием подвластных.

Постепенно, однако, эта власть стала принимать более определенные границы; одновременно личность подвластных стала постепенно получать признание в частном праве.

Ослабление власти домовладыки явилось следствием изменения производственных отношений, разложения патриархальной семьи, развития торговли, предполагавших известную самостоятельность взрослых членов семьи.
По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев получало все большее значение родство по крови, так называемое когнатскоеродство, в конце концов полностью вытеснившее агнатское родство.От родства надо отличать свойство, affinitas; это есть связь, существующая между одним супругом и родственниками другого супруга.

2. Понятие сервитутов. Земельные сервитуты.

Сервитут – вещное право пользоваться чужим имуществом, которое устанавливалось к выгоде определенного ЗУ в пользу определенного лица.

Появление сервитутов связано с развитием частной соб-ти. Предмет: сам ЗУ. Субъект сохранял свое право пользования соседним участком не зависимо от того кто остается собственником (тот кто установил сервитут, или новый хозяин ЗУ). Сервитут являлся обременением самой земли.

Предиальные (земельные)устанавливались с целью восполнить недостающие данному участку блага, свойства или удобства, улучшали качество ЗУ, его полезные свойства. (господствующий и служащий участок). Преимущественное право пользования принадлежит субъекту сервитутного права.

— сельские сервитутыа) дорожные – право проходить и проезжать через соседний участок, право прогонять скот б) пастбищные – право пасти скот на соседнем участке в) водные – право использовать воду с соседнего участка

— городскиеправо стока воды на чужой двор, право построить пристройку к чужой стене

3. Новация как способ прекращения обязательства помимо исполнения

Новация– обновление – прекращение «старого» обязательства путем его замены новым обязательством. При этом необходимо изменить какой-либо элемент старого обязательства. Т.о.

новация может состоять в изменении предмета, вида договора, стороны или участника обязательства, а также изменение любого из условий. В римском праве новация использовалась и для замены стороны в обязательствах.

Происходила на основе устного договора – стипуляции.

Элементы: субъект, объект и содержание (права и обязанности сторон). Новация – замена 1 из элементов обязательства. Стороны должны иметь намерение совершить новацию т.е. прекратить старое обязательство и сменить его новым. Это намерение д/б явно выражено, а иначе возникает 2 самостоятельных обязательства.

Новация прекращает старое обязательство, даже если новое будет признано недействительным. Новация имеет свои недостатки: 1. Прекращается не только старое обязательство, но и все способы его обеспечения. 2. При замене кредитора путем новации требовалось участие и согласие должника.

Происходил устный договор (стипуляция).

Билет № 13

1. Реституция как особое средство преторской защиты

реституция – восстановление в первоначальное состояние. в особо уважительных случаях претор позволял уничтожить наступившие последствия, ввиду того что он признавал не справедливым применения общих норм права. постановление выносил после предварительного выяснения обстоятельств дела. (угрозы, обман, или лицо не достигшее 25 лет)

2. Понятие и формы брака. Конкубинат

Брак –союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность общественного и человеческого права.

Условия вступления в брак:

1. Соглашение между домовладыками

2. Наличие у лиц, заключивших брак, право заключать его (римские гр-не и в исключительных случаях иностранцы)

3. Достижение брачного возраста

4. Безбрачие

5. Отсутствие родственных связей у лиц, вступивших в брак (запрещались браки лиц, принадлежавших одному роду)

Конкубинат– постоянное, разрешенное сожительство мужчины и женщины, которые не могли заключать брак из-за разного социального положения.

Такая связь не порождала юридических отношений. Женщина не пользовалась правами «законной жены», дети правами «законных детей». Конкубинат допускался лишь для мужчины. Сожительство женщины с другим мужчиной, кроме мужа не допускалось и давало право мужу убить жену.

Первоначально сожительство рабов не имело никаких юр последствий. Позже законом была запрещена продажа семейных рабов поодиночке.

Способы заключения:

1. Религиозный обряд, церемония и произнесение определенных слов (только для патрициев, проходила в присутствии жреца и сопровождалась принесением в жертву хлеба)

2. Покупка жены в форме манципации, которую производил домовладыка

3. Осуществление над женщиной власти в течении 1 года (ежегодно проведенные 3 ночи вне дома женщины прерывали давность осуществления власти)

Во второй период республики для заключения брака было достаточно: согласие брачующихся + отведение невесты в дом жениха.

Формы брака:

1.cum manu mariti, т.е. брак с мужней властью, жена поступала под власть мужа. Жена не имеет никакого имущества; взамен этого она получает право наследования после смерти мужа и его агнатов наряду со своими детьми. Могла поступить под власть домовладыки, если муж являлся подвластным.

2.sine manu, т.е. брак безмужней власти, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятель­ным лицом. Жена остается собственником своих вещей. Жена д/б составить список, чтобы избежать различных споров. Бремя содержания семьи лежало на муже.

3. Эмфитевзис и суперфиций

Эмфитевзис – долгосрочная наследственная аренда земли.

пользование ЗУ, право изменить характер участка, не ухудшая его свойства, собирать урожай с участка, закладывать ЗУ, отчуждать его и передавать по наследству.

В случае отчуждения обязан предупредить соб-ка ЗУ. Соб-к имел право преимущественной покупки, которым он мог воспользоваться в течение 2 месяцев. При отчуждении соб-к имел право получить 2% покупной цены

За пользование ЗУ эмфитевт платил соб-ку арендную плату, а также платил земельный налог в гос казну. Просрочка арендной платы в течение 3 лет приводила к утрате эмфитевзиса.

Суперфиций –право возведения строения на чужом городском ЗУ и право пользования этим строением.

Можно отчуждать, передавать по наследству. ПС на суперфиций принадлежало соб-ку ЗУ.

Для защиты применялись те же иски, что и для защиты ПС но в форме исков по аналогии

Билет № 14

1. Личные и имущественные отношения родителей и детей

В древнейший период дети как до совершенолетия, так и в зрелом возрасте находились под властью отца. Отец мог признать ребенка своим, мог продать его, отдать в кабалу и даже убить. Ромул запретил убивать ребенка, не достигшего 3 лет, за исключением родившегося уродом. Чтобы убить такого ребенка его нужно показать 5 соседям и получить их одобрение.

С течением времени власть отца свелась к применению легких наказаний. Сын с начала нашей эры получил право обращаться к магистрату с просьбой защитить его от злоупотреблений отца.

Отцовская власть возникала:

1. С рождением ребенка от родителей, состоящих в законном браке (всякий ребенок рожденный замужней женщиной, считался ребенком ее мужа, пока не будет доказано противное)

2. Узаконение – признание отцом ребенка рожденного в конкубинате своим.

Способы: вступление родителей в законный брак, императорский указ, зачисление сына в состав членов местного органа управления, выдача замуж дочери за члена муниципального сената

3. Усыновление – признание своим ребенка, рожденного от чужого отца.

Виды: 1) усыновление лица, не находящегося под отцовской властью (императорский рескрипт) arrogatio 2) усыновление лица, находящегося под отцовской властью (занесения в протокол соглашения прежнего домовладыки в присутствии усыновляемого) adoptio

Способы: решение народа (arrogatio), власть магистрата (adoptio). Разрешалось усыновление совершеннолетних (и даже лиц в своем праве) с их согласия.

Условия: 1. Усыновитель мужчина (искл: жен, которая имела, но потеряла своих детей) 2. Усыновитель не должен быть подвластным 3. Разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым должна превышать 18 лет

Позднее появилось требование, чтобы усыновитель был не моложе 60 лет и не имел своих детей.

Отцовская власть прекращалась:

1. Смертью домовладыки или подвластного

2. Утраты свободы или граж-ва домовладыкой или подвластным

3. Лишение домовладыки отцовской власти

4. Приобретение подвластным некоторых почетных званий

5. Эмансипация подвластного в форме мнимой трехкратной продажи в рабство. Условия: 1. Предоставление в течении продолжительного времени самостоятельного положения подвластного 2. Получение императорского рескрипта, зафиксированного в судебном протоколе 3. Заявление домовладыки. Эмансипация могла быть отменена ввиду не благодарности эмансипированного.

Дети не могли предъявлять к родителям порочащих исков, не могли вступать в брак без согласия родителей.

Все подвластные дети могли совершать имущественные сделки. Полученное по ней поступало отцу. В случае совершения правонарушения, ответственность нес отец. Отец мог возместить убытки, а также отдать своего ребенка в кабалу. Если правонарушитель переходил под власть другого домовладыки, то и ответственность переходила на нового домовладыку.

Домовладыка мог передать подвластному в управление и пользование им-во (пекулий). Собственник пекулия – отец. В случае смерти подвластного имущество переходило обратно отцу. Если подвластный сын освобождается от отцовской власти и отец при этом не потребовал возврата пекулия, пекулий остается подаренным сыну.

Военный пекулий – им-во, приобретаемое подвластным на военной службе или в связи с исполнением ее. Состав пекулия: подарки, которые сын получил при вступлении на службу, военная добыча, жалование. Собственник – подвластный.

В 4 веке до н.э. расширилась имущественная самостоятельность подвластного. Распространение правового положения военного пекулия на иные приобретения подвластного, связанные с государственной, придворной, духовной службой и адвокатской деятельностью.

В период домината подвластные получили право соб-ти на им-во, получаемое по наследству от матери. Подвластный сын пользовался правами на им-во матери и при жизни ее.

Приобретенное вопреки воле отца или предоставленное при соответствующем условии им-во поступало в распоряжение подвластного. А при Юстиниане все приобретения на собственные средства стали собственностью подвластного.

2. Стороны обязательства. Процессуальное представительство

Обязательство – это правовые оковы, которые принуждают нас исполнить, что-либо в соответствии с требованиями цивильного права. Сравнение обязательства с правовыми оковами видимо, связано с архаическим представлением об обязательствах, так как законы 12 таблиц устанавливали долговое рабство.

В обязательственных отношениях всегда есть 2 стороны кредитор и должник.

Кредитор– сторона в обязательстве, имеющая право требования.

Должник – сторона в обязательстве, на которой лежит обязанность исполнить требование кредитора (передать вещь, выполнить работу или услугу, гарантировать что-либо, т.е. поручиться).

С развитием товарно-денежных отношений появилось представительство и замена лиц в обязательстве.

В этот период переход обязательств по наследству стал общим правилом (переход права требования кредитора или обязанности должника в связи с их смертью на наследников). Под это правило не подпадали лишь отдельные виды договоров, связанные с личными действиями сторон (например, алиментные обязательства).

Цессия – замена кредитора (при его жизни). Цедент – кредитор. Цессионарий – лицо, которому кредитор уступал свое право. Уведомление влекло за собой освобождение должника от уплаты первоначальному кредитору.

Не допускалась цессия прав неразрывно связанных с личностью кредитора. Запрещалась переуступка прав, по которым уже был предъявлен иск. Не допускалась цессия в пользу влиятельных лиц.

Можно было сделать право требования не подлежащим передаче также путем специального о том соглашения.

Перевод долга – замена одного должника другим. Только с согласия кредитора. Перевод долга осуществлялся в форме новации, т.е. путем заключения договора между кредитором и новым должником.

3. Общая собственность

Вещи одновременно принадлежали не одному, а нескольким лицам – совместная собственность.

Консорциум –общая соб-ть, возникшая в рез-те наследования.

Какждый из сособственник имеет ПС на всю вещь в целом. Управление производилось с согласия всех соб-ков, все изменения с общего согласия. Доходы – пропорционально долям.

Каждый мог в любое время потребовать раздела. Для раздела сособственности участнику по его просьбе предоставлялся иск. Судебное решение по иску о разделе общего им-ва служило способом установления новых прав.

Если ПС одного из участников отпалало, то ПС другого расширялось

Билет № 15



Источник: https://infopedia.su/10x8f21.html

Римская семья: общая характеристика, виды родства

18. Понятие семьи и виды родства. Свойство.Семья

В глубокой древности большие коллективы родственни­ков, живших на территории Лация, образовывали более круп­ные единицы, известные как род (gen(u)s). Члены этого рода носили единое родовое имя (nomen gentilicium — Tullius, Julius, Claudius), производное от реального или легендарного пред­ка.

Римский рол был экзогамным; внутри него существовало право взаимного наследования», имелось общее место для по­гребения. Род мог принимать в свой состав пришельцев-чу­жаков, избирать и смещать старейшин; сородичи (gentiles) обязаны были оказывать друг другу защиту и помощь.

«Gentiles mini sunt, qui meo nomine appellantur» (Lucius Cin-cius).

В древнейшее время родовой союз охватывал все сущест­вование единичной личности. Все личные интересы сливались или соприкасались с родовыми интересами.

У родичей — об­щий родовой культ, общий жертвенник, на котором в опреде­ленное время приносились общие жертвы; после смерти ро­дичи покоились в общем родовом склепе.

Военная служба и политическая деятельность соединяли родичей, ибо род состав­лял также военную единицу, и в народном собрании (comitia curiata ) граждане заседали по родм. Стыд и честь, горе и ра­дость у родичей также были общими-

Род помогал отдельным своим членам в беде; он пристав­лял опекунов к малолетним, назначал защитников (vindex) к неоплатным должникам, мстил убийце за гибель своих чле­нов, охранял интересы лиц, имевших несчастие попасть в плен, содействовал их выкупу, а также выкупал из кабалы неоплатных должников.

Род наблюдал за поведением своих членов, наказывая не­достойных изгнанием из своей среды или отлучением от жерт­воприношений.

Надо вникнуть во всю беспомощность поло­жения древнего человека, отвергнутого своими близкими, что­бы понять ужасное значение и силу подобных наказаний1. Социально-экономической основой рода была коллективная собственность на землю.

Члены рода пользовались сообща только частью земли; основной ее фонд распределялся меж­ду входившими в род семьями. Сами они включали 3-4 поко­ления нисходящих родственников главы семейства.

Большая агнатская семья в рамках римского gens как группа семей, ведущих свое начало от одного и того же реаль­ного предка, называлась consortium. Ее имущество было об­щим, как и трудовая жизнь всех ее членов.

Для нее харак­терны были низкий уровень производства и слаборазвитый обмен. По сути дела, она была замкнутой самообеспечивав­шейся единицей раннеримского общества, в котором начал применяться труд немногочисленных рабов.

Глава consor-tium'a избирался всеми взрослыми мужчинами; он руково­дил делами всего коллектива, организовывал его деятель­ность, в том числе и военную. У него не было собственной юрисдикции по отношению к имуществу консорциума или его членам.

В принципе, консорциум считался вечным и имел общий культ. Смерть главы такого коллектива превращала консорциум в ercto non cito.

С развитием экономики Рима, по мере установления и рас­ширения торговых связей с ближними соседями римская пат­риархальная семья стала постепенно распадаться на малые семьи (familia), которые самостоятельно вели свое хозяйство. Цицерон в трактате «Об обязанностях» (I. 17.54) прослежива­ет развитие родственных отношений внутри рода1. Цитируе­мый Цицероном юрист I в.

Муций Сцевола, определяя род по его признакам, уже не счел нужным упомянуть о единстве происхождения сородичей. По его определению родичи суть те, которые носят одно общее имя, произошли от свободно­рожденных, не считают рабов в числе своих предков и не ума­лены в своей правоспособности.

Затем и обычай носить общее родовое имя (nomen gentilicium) исчезает; с падением родов исчезал и контроль рода над своими членами.

В понятие «семья» римляне вкладывали нечто большее, чем наши современники. Римское понятие familia включало в себя не только ближних родственников по прямой и боковой линиям родства, но и рабов, слуг, а также имущество, родовое состоя­ние, имение, общность культа предков.

Само слово familia было однокоренным таким словам, как «слуга», «прислуживающий», «подвластный», «покорный» (выражаются одним термином — famulus). Эти совпадения далеко не случайны; они отражали древ­нейшие кровно-родственные связи, существовавшие в глубокой древности, в начале I тысячелетия до н. э.

Эти связи и отличали римскую семью как коллектив родственников, находившихся под властью отца семейства — домовладыки (pater familias). Семья представляла собой наиболее широкий родственный союз, осно­вывающийся на том, что составляет familia gentilicia, т.е.

это чле­ны одного и того же рода (gens), объединенные предполагаемым происхождением от общего для всех прародителя. «Item appel-latur familia plurium personarum, quae ab ejusdem ultimi genitoris sanguine prof iciscuntur (sicuti dicimusifamiliam luliam), quasi a fonte quodam memoriae» (D. L. 16.195.

§4)\ Римское мужское имя со­стояло из трех слов: Gajus (praenomen), Julius (nomen), Caesar (cognomen). Nomen gentilicium объединял представителей всего рода и был аналогом нашей фамилии. В римской семье знатоки древних обычаев и норм неписаного права выделяли две линии родства: агнат(иче)ское и когнат(иче)ское.

Гай четко указал на принципы их определения: «Агната­ми являются те, кто соединен кровным родством через лиц мужского пола (per virilis sexus), словно родственники от отца, как, к примеру, брат, рожденный тем же отцом, сын или внук брата от него, а также брат отца и сын с внуком от дяди.

И те, кто соединены родством через лиц женского пола, не являются агнатами, но, напротив, породнены естественным правом. Итак, между дядей (братом матери) и сыном сестры нет агнатства, но когнатство.

Тем же образом сын тетки (сестры отца), сын тетки (сестры матери) не является мне агнатом, но когнатом, и наобо­рот, значит, я с ним связан тем же правом, потому что те, кто рожден, следуют за семьей отца, а не матери».

Таким образом, агнатами (agnasci означало «родиться после смерти отца или составления завещания») были лица-родственники, жившие под властью общего отца, или живущие, если он еще был в жи­вых.

Когнаты же (cognati — «сродники») были кровными род­ственниками как по прямой, так и боковой линии (у двух лиц был общий предок): родные брат и сестра (frater et soror), дядя и тетя по отцу (patruus, amita) и по матери (avunculus, materte-га); двоюродные братья по отцу (patrueles), двоюродные сест­ры (consobrini), троюродные братья (sorbini).

Когнаты могли быть полнородными (germani) или сводны­ми: имевшими общего отца (consanguinei— «единокровные»; их взаимные права назывались jus consanguinetatis) или общую мать (uterini — «единоутробные»).

Близость родства между двумя ли­цами определялась по числу рождений, которые отделяют обоих лиц друг от друга (quot generationes tot gradus — так называемое computatio civilis). Отношение родства могло быть создано искусственным путем, на основании юридической сделки; это происходило при усыновлении.

Поскольку в римскую семью, по­мимо кровных родственников, входили также усыновленные лица, агнатов было больше, чем когнатов: «Inter agnatos et cog-natos hoc interest, quod in agnatis etiam cognati continentur, inter cognatos vero agnati non comprehenduntur» (Paulus).

Внебрач­ные дети (с материнской точки зрения) не относились к агнатам, поскольку не имели определенного отца: «Vulgo quaesitos nullum habere adgnatum manifestum est, cum adgnatio a patre, cognatio sit a matre, hi autem nullum patrem habere intelliguntur» (Institu-tiones Justiniani).

Родство между такой матерью и ее ребенком называлось естественным (cognatio naturalis). Естественно, су­ществовали родственники по нисходящей (descendentes) и вос­ходящей (ascendentes) линиям. В древнем праве агнатическое родство имело преобладающее значение, тогда как когнатиче­ское не играло почти никакой роли.

Однако с течением времени благодаря претору и императорскому законодательству кров­ное родство стало приобретать все более важное значение. Окон­чательная победа когнатического начала над агнатическим за­вершилась при Юстиниане.

Особенностью римской семьи было проживание супругов в семье мужа, иначе говоря, патрилокальность. Главой семей­ного культа предков был сам домовладыка. Именно эта сово­купность людей, семейных святынь и вещей и была той на­следуемой массой, которая переходила родственникам, а так­же некоторым третьим лицам по завещанию домовладыки.

Источник: https://magref.ru/rimskaya-semya-obshhaya-harakteristika-vidyi-rodstva/

Uchebnik-free
Добавить комментарий