18. Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.

Основания науки: идеалы и нормы исследования, научная картина мира, философские основания науки

18. Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.

ОСНОВАНИЯ НАУКИ – фундаментальные представления, понятия и принципы науки, определяющие стратегию исследования, организующие в целостную систему многообразие конкретных теоретических и эмпирических знаний и обеспечивающие их включение в культуру той или иной исторической эпохи.

Идеалы и нормы исследования. В них выражены представле­ния о целях научной деятельности и способах их достижения.

Виды: а) собственно познава­тельные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания; б) социальные норма­тивы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для обществен­ной жизни на определенном этапе исторического развития, управля­ют процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ и учреждений между собой и с обществом в целом и т.п. Эти два аспекта идеалов и норм науки соответствуют двум аспек­там ее функционирования: как познавательной деятельности и как социального института.

Основные формы: 1) объяснение и описание, 2) доказательность и обосно­ванность знания, 3) построение и организация знаний. В совокупно­сти — своеобразная схема метода исследовательской дея­тельности.

На разных этапах исторического развития наука создает разные типы таких схем метода, представленных системой идеалов и норм исследования. Сравнивая их, можно выделить как общие, так и особенные черты в содержании познавательных иде­алов и норм.

Общие черты характеризуют специфику научной рациональ­ности, а особенные выражают ее исторические типы и их кон­кретные дисциплинарные разновидности. В содержании любой из форм можно за­фиксировать по меньшей мере три взаимосвязанных уровня.

Первый уровень — признаки, которые отличают на­уку от других форм познания: что научное знание отлично от мне­ния, должно быть обосновано и доказано, что наука не может ограничиваться непосредственными констатациями явлений, а дол­жна раскрыть их сущность.

Второй уровень — исторически изменчивые установки, которые характери­зуют стиль мышления, доминирующий в науке на определенном ис­торическом этапе. В Средневековье различал правильное знание, проверенное наблюдениями и приносящее практический эффект, и истинное знание, через веру. В новое время требование экспериментальной проверки — важнейший критерий истинности знания.

Третий уровень — установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки (математики, физики, биологии, социальных наук и т.п.). Например, в математике отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, но для опытных наук он обязателен.

Специфика исследуемых объектов сказывается на ха­рактере идеалов и норм научного познания, и каждый новый тип си­стемной организации объектов требует их трансформации.

В их системе выражен образ познавательной деятельности, представление об обязательных процедурах, которые обеспечивают постижение истины. Этот образ всегда имеет социокультурную размерность.

Эти влияния определяют специфику второго уровня, который выступает базисом для формирования нормативных структур, выражающих особенности различных пред­метных областей науки.

Определяя общую схему метода деятельности, идеалы и нормы ре­гулируют построение различных типов теорий, осуществление на­блюдений и формирование эмпирических фактов. Они впечатываются во все эти процессы исследовательской деятельности. Исследователь может не осознавать всех применяемых в поиске нормативных структур, многие из которых ему представля­ются само собой разумеющимися.

В системе таких знаний и способов их построения возникают свое­образные эталонные формы, на которые ориентируется исследова­тель (для Ньютона евклидова геометрия).

Вместе с тем историческая изменчивость идеалов и норм, необхо­димость вырабатывать новые регулятивы исследования порождают потребность в их осмыслении и рациональной экспликации. Резуль­татом такой рефлексии выступают методологические принципы, в системе которых описываются идеалы и нормы исследования.

Научная картина мира (НКМ). Термин «НКМ» — научная аб­стракция. Картина в буквальном смысле — чувственный облик предмета.

Мир — это некая реальность, охватывающая все мироздание, однако понятие «мир» не существует вне рамок определенных философских и научных идей и концепций, и с изменением названных концепций изменяется и содержание и методологическая роль понятия «мир».

В философском смысле это так и есть, но наука имеет своим содержанинем не весь мир, а лишьотносительное знание о фрагменте познан­ного мира. В действительности картина мира — это не изображение мира, но мир, теоретически осмысленный.

В самом общем приближении мы устанавливаем в понятии «НКМ», во-первых, мировоззренческий философский смысл, во-вторых, научно-теоретическое представление о мире (или об отдельном фрагмент мироздания).

Картина мира, однако, не охватывает все богатство научных знаний, это особый тип научно-теоретического знания, служащая средством систематизации научного знания, полученного на определенном этапе исторического развития науки и практики.

НКМ соответствует действительности, но не тождественна ей.

3 основных типа НКМ: а) систематизированное знание, полученное в различных отраслях научного знания и синтезированное в некоторую целостность; б) естественно­научная картина мира и общественно-научная картина мира; в) конкретно-научная картина мира (физическая картина мира, кар­тина исследуемой реальности). Картина мира исследуемой реальности по существу совпадает с теоретическим знанием в той или иной обла­сти науки. Но есть и существенные различия между тео­рией и НКМ. Во-первых, в НКМ есть философская нагруженность категорий науки, которые преобразуются в фундаментальные понятия (взаимодействие, причинность и т. д.) Во-вторых, картина мира не включает процесс получения знания и его аргументации. Картину мира образуют фундаментальные понятия и фундаментальные принципы науки.К числу таких относят принципы глобального эволюционизма, понятия пространства и времени и другие.

Важная проблема — определение места парадигмы. Парадигма дает модель постанов­ки и решения научных проблем и составляет неотъемлемую часть НКМ. Смена парадигм — изменение НКМ.

Определение понятия НКМ предполагает осу­ществление демаркации между философией и НКМ и между наукой и НКМ.

НКМ опирается на определенные философские принципы, но не сводится к ним, поскольку является прямым следствием уровня развития науч­ного знания, которое систематизируется как внутри самой науки, так и получает философское осмысление и систематизацию. Это обязывает обратиться к рассмотрению философских оснований науки.

Философские основания науки. Кун: нельзя начать исследование без ответа на некоторые философские вопросы. Подобный взгляд разделяют многие ученые и философы, например, К. Поппер трактовал философию (метафизику) как перво­начальный набросок теории, Кун включал совокупность философских и методологических предписаний в структуру парадигмы.

Тесная связь между понятийным аппаратом теории и философскими категориями. Философское осмысление опыта науки придает основани­ям науки концептуально осмысленную форму. А революции в науке сопровождаются изменением философских мировоззренческих установок. Влияние философии на выработку гипотез, направленных на решение про­блемных ситуаций в кризисные периоды ее существования.

Философские основания науки составляют общие мировоззренческие установки, эвристические и регулятивные принципы, формирующиеся в рамках методологии научного познания, а также научную картину мира и стиль мышления, составляющие социокультурную основу мировоззрения.

В качестве оснований науки служат также социокультурно обусловленные идеалы и нормы исследования. К их числу относятся идеологические установки и общенаучные методологиче­ские принципы.

Наука и идеология несовместимы, поскольку наука ставит своей целью исследовать то, что реально существует в природе и обществе, идеология выражает взгляд определенной социально и группы на то, каким это нечто должно быть и какие методы познания предпочтительнее.

Идеология — сфера ценностей, односторонне принимаемых некоторой группой и выражающих ее интересы. Если в обществознании идеология может в известных случаях играть позитивную роль, то в естественных науках влияние идеологии может получать одиозные формы.

Недопустимо, испытывая затруднения в философ­ской интерпретации новых открытий в науке, объявлять их лженау­кой. Наукаруководствуется имманентно присущими ей идеалами объективности, доказательности, истинности.

Общенаучные методологические принципы тесно взаимодействуют с философскими, и не всегда их можно четко определить, являются ли они собственно общенаучными методологическими принципами или это философские методологические принципы, т.к.

мно­гие категории науки получили свой философско-мировоззренческий статус, войдя в состав философских категорий (понятия система, элемент, хаос, порядок, и т. д.).

К числу общих методологических принципов, являющихся основанием науки, принадлежат принцип соответствия, принцип до­полнительности, наблюдаемости, инвариантности.

Принцип соответствия предполагает сохранение старой теории и условиях появления новой, более общей теории. Прежняя теория сохраняет свое значение для прежней предметной области, как част­ный случай новых теорий.

Принцип дополнительности означает: по­лучение информации об одних физических величинах микрообъекта неизбежно влечет потерю информации о некоторых других величинах, дополнительных к первым. Этот принцип применяется и в ряде других наук (социологии, культурологии), но не признается универ­сальным.

Согласно принципу наблюдаемости теория должна иметь эмпирическое обоснование. (Этот принцип также не универсален.) Принцип инвариантности означает, что данные научного эксперимен­та повторяются в любое время и при любых условиях.

Идеалы науки — это ценностные ориентации научного мышления ученых, которые занимаются наукой. Ценности есть общезначимые образцы, нормы, которые предъявляются к научному исследованию.

Идеалы и нормы науки носят исторически развивающийся характер. Например, идеалом классической науки Х\/11-ХIХ вв. в понимании причинности была динамическая трактовка причинности: все предопределено — прошлое, настоящее, будущее.

В переломные периоды развития науки вставала за­дача переосмысления тех трансформаций идеалов и ценностей науч­ного познания, которые считались незыблемыми. Например, в конце XIX начале XX веков происходит смена идеалов классической науки и возникают принципиально новые представления о нормах и цен­ностях научного познания.

Идеалы классической науки базирова­лись на критическом отношении к традиции, сложившейся в эпоху Средневековья и античности. Размежевание с теологией предполага­ло утверждение индуктивного метода и создание опытной науки. А это в свою очередь опиралось на критику дедуктивной логики, на которой основывалась средневековая схоластика.

Идеалом науки были обо­снованность («вспомним закон достаточного основания Г. Лейбница,) и объективность знания (Декартово сомнение, «идолы» Бэкона). Обо­снованность научного знания понималась как требование абсолютно достоверного, абсолютно истинного знания.

Критическому пересмо­тру подлежало все знание, кроме самоочевидного и неопровержимого (Декарт).

Кант подвергает критике «чистый разум», который претен­дует на установление истины за пределами опыта; Юм и Беркли под­вергают критике непоследовательность Локка в трактовке первичных и вторичных качеств, а Юм сомневается в характере источника наших восприятий; впоследствии Гегель и Энгельс каждый с позиций своих мировоззренческих установок критикуют Канта; К. Поппер в качестве идеала науки выдвигает принцип фальсификации в качестве крите­рия научности: то, что невозможно опровергнуть, не является наукой и т. д. Критицизм остается нормой научного исследования и философ­ской рефлексии. Однако менялся облик науки, менялись и идеалы, традиционно остававшиеся одной из проблем философии науки.

Философские основания науки

На протяжении истории науки философия играла значительную роль в ее развитии. Следует вспомнить, что философия является праматерью всех наук.две с половиной тысячи лет назад возникла единая система знаний — философия, которая включала в себя и научную проблематику. Первые философы были одновременно и учёными.

Философские основания включают в себя четыре вида оснований:

1. Онтологические основания. Именно философия говорит о бесконечности мира, о том, что нет беспричинных явлений и тд.

2. Гносеологические основания. Философия, а вернее значительная часть ее представителей, говорит о возможности объективной истины, то есть такого содержания знания, которое независимо от человека.

3. Методологические основания. В науке используются такие философские методы, как диалектический метод, системный метод, структурно-функциональный метод, в гуманитарных науках метод герменевтики — искусство, умение трактовать, правильно понимать текст.

4. Аксиологические основания. Естественные науки в целом безразличны к ценностям, задача ученых заключается в том, чтобы познать и объяснить окружающий мир. В то же время любой ученый является человеком, он не свободен от ценностей — от понимания добра и зла, справедливости и несправедливости. Эти ценности изучает и привносит в науку философия, прежде всего отрасль философии

— этика.

Примером влияния философских оснований на развитие науки является история с атомистическим учением демокрита. демокрит выдвинул идею о том, что мир состоит из атомов, которые движутся в пустоте. Атомы различаются между собой по форме, по местоположению в пространстве.

Ученик демокрита Эпикур заявил, что атомы различаются также по весу.демокрит допускает пустоту для того, чтобы показать вечность движения и изменений в мире.

Эта идея демокрита оказалась исключительно плодотворной для развития науки, особенно для науки эпохи Возрождения и Нового времени, в том числе для таких русских ученых, как М. Ломоносов и д. Менделеев.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_410355_osnovaniya-nauki-ideali-i-normi-issledovaniya-nauchnaya-kartina-mira-filosofskie-osnovaniya-nauki.html

Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования

18. Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.

В.С.Степин

Основания науки и их социокультурная размерность

В настоящее время стало общепринятым констатировать воздействие социокультурных факторов на динамику научного знания. Проблема состоит в том, чтобы выяснить конкретные механизмы этого воздействия.

Чтобы решить эту задачу, необходимо предварительно выявить структуру научного знания, а затем установить, какие его компоненты испытывает непосредственное влияние феноменов культуры, с которыми наука, являющаяся частью культуры, взаимодействует в своем историческом развитии, а какие опосредованно.

Современная наука является дисциплинарно организованной. Она складывается из различных областей знания, которые взаимодействуют друг с другом и вместе с тем обладают относительной самостоятельностью.

Если рассматривать науку как целое, то ее следует отнести к типу сложных развивающихся систем, которые в ходе развития возникают новые относительно самостоятельные, автономные подсистемы и их новые интегративные связи, видоизменяющие систему.

В каждой специальной области науки (в каждой подсистеме развивающегося научного знания) — физике, химии, биологии и т.д. — в свою очередь, можно обнаружить многообразие различных форм знания: эмпирические факты, законы, гипотезы, теории различного типа и различной степени общности.

Все эти разнообразные виды знания организованы в целостность благодаря основаниям, на которые они опираются. Основания определяют стратегию научного поиска и опосредуют включение его результатов в культуру соответствующей исторической эпохи.

Именно в процессе формирования, перестройки и функционирования оснований наукинаиболее отчетливо прослеживаются социокультурная размерность научного познания.

Отдельные компоненты и аспекты этих оснований были зафиксиро­ваны в понятиях “парадигма” (Т. Кун), “исследовательская программа” (И. Лакатос), “идеалы естественного порядка” (С. Тулмин), “тематическое пространство науки” (Дж. Холтон), “исследовательская традиция” (Л. Лаудан) и др.

В процессе дискуссий между сторонниками различных концепций остро встала проблема дифференцированного анализа оснований науки. Показательными в этом отношении могут служить дискуссии вокруг ключевого в концепции Куна понятия “парадигма”. Его крайнюю многозначность и расплывчатость отмечали многочисленные оппоненты Куна.

Под влиянием критики Кун попытался проанализировать структуру парадигмы. Он выделил следующие компоненты: “символические обобщения” (математические формулировки законов), образцы решения конкретных задач, “метафизические части парадигмы” и ценности (ценностные установки науки)[i].

Эта был шаг вперед по сравнению с первым вариантом концепции, однако на этом этапе структура оснований науки осталась непроясненной. Во-первых, не показано, в каких связях находятся выделенные компоненты парадигмы, а значит, строго говоря, не выявлена ее структура.

Во-вторых, в парадигму, согласно Куну, включены как компоненты, относящиеся к глубинным основаниям научного поиска, так и формы знания, которые вырастают на этих основаниях. Например, в состав “символических обобщений” входят математические формулировки частных законов науки (типа формул, выражающих закон Джоуля-Ленца, закон механического колебания и т.п.).

Но тогда получается, что открытие любого нового частного закона должно означать изменение парадигмы, т.е. научную революцию. Тем самым стирается различие между “нормальной наукой” (эволюционным этапом роста знаний) и научной революцией.

В-третьих, выделяя такие компоненты науки, как “метафизические части парадигмы” и ценности, Кун фиксирует их “остенсивно”, через описание соответствующих примеров, не дифференцируя самих этих компонентов.

Из приведенных Куном примеров видно, что “метафизические части парадигмы” понимаются им то как философские идеи, то как принципы конкретно-научного характера (типа принципа близкодействия в физике или принципа эволюции в биологии). Что же касается ценностей, то их характеристика Куном также выглядит лишь первым и весьма приблизительным наброском. По существу, здесь имеются в виду идеалы науки, причем взятые в весьма ограниченном диапазоне — как идеалы объяснения, предсказания и применения знаний.

Исследование роли социокультурных факторов в процессе формирования нового знания предполагает более детальный анализ структуры оснований науки, выявление их компонентов и связей между ними.

При этом необходимо иметь в виду, что эта структура не всегда попадает в поле методологической рефлексии ученого-специалиста, решающего конкретные задачи своей науки.

Для их выяснения необходим специальный методологический анализ.

Можно выделить по меньшей мере три главных компонента оснований науки: идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские основания науки. Каждый из них в свою очередь внутренне структурирован.

Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 442; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-2255.html

Идеалы и нормы научного исследования

18. Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.

Идеалы и нормы научного исследования – это регулятивные идеи и принципы, выражающие представления о ценностях научной деятельности, ее целях и путях их достижения.

Они выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия? какой тип знания должен быть получен в результате? каким способом получить это знание?

Среди идеалов и норм науки могут быть выявлены:

— собственно познавательные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания;

социальные установки, которые фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития.

Познавательные установки включают в себя:

идеалы и нормы доказательности и обоснования знания (со времен античности в данном контексте был выдвинут логический критерий, в классической науке Нового времени к нему был присоединен критерий опытной проверки);

идеалы и нормы объяснения и описания знания (классическая наука требовала максимальной объективности при описании, исключения всякого влияния субъекта, неклассическая наука учитывает экспериментальные условия получения опытных данных, логические условия интерпретации – принципы дополнительности, непосредственности и т.д.);

идеалы и нормы построения и организации знания (аксиоматические с античности в математизированных областях знания, гипотетико-дедуктивные с Нового времени в естествознании, историко-логические в социально-гуманитарных науках).

Познавательные установки влияют на исследовательский процесс на всех его стадиях:

— определяют постановку и формулировку проблемы как исходного пункта исследования;

— задают цели научного исследования;

— определяют ход исследовательской деятельности;

— определяют выбор конкретных методов исследования;

— оказывают вляиние на оформление научно-исследовательских работ.

В совокупности познавательные установки образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение объектов определенного типа.

В содержании идеалов и норм научного исследования можно выделить три взаимосвязанных уровня:

1) Установки, которые отличают науку от других форм познания. В таких установках представлена ориентация науки на проникновение в сущность изучаемых объектов, на доказательство и обоснование знаний. Эти установки присущи науке любого исторического периода.

2) Исторически изменчивые установки, которые характеризуют стиль мышления, доминирующий в науке на определенном историческом этапе.

Так, например, сравнивая древнегреческую математику с математикой Древнего Вавилона и Древнего Египта, можно обнаружить различия в идеалах организации знания.

Идеал изложения знаний как набора рецептов решения задач, принятый в математике Древнего Египта и Вавилона, в греческой математике заменяется идеалом организации знания как целостной теоретической системы, в которой из исходных посылок-постулатов выводятся теоретические следствия. Наиболее яркой реализацией этого идеала была Евклидова геометрия.

При сопоставлении способов обоснования знания, господствовавших в средневековой протонауке, с нормативами исследования, принятыми в науке Нового времени, обнаруживается изменение идеалов и норм доказательности и обоснованности знания.

Ученый средневековья различал правильное знание, проверенное наблюдениями и приносящее практический эффект, и истинное знание, раскрывающее символический смысл вещей, позволяющее через земные предметы соприкоснуться с миром небесных сущностей.

Поэтому при обосновании знания в средневековой науке ссылки на опыт как на доказательство соответствия знания свойствам вещей в лучшем случае означали выявление только одного из многих смыслов вещи, причем далеко не главного. В процессе становления естествознания в конце 16–17 вв. утвердились новые идеалы и нормы обоснованности знания.

В соответствии с ними главная цель познания определялась как изучение и раскрытие природных свойств и связей предметов, обнаружение естественных причин и законов природы. Отсюда в качестве главного требования обоснованности знания о природе было выдвинуто требование его экспериментальной проверки.

3) Установки, конкретизированные применительно к специфике предметной области отдельных наук.

Например, в математике и во многих социально-гуманитарных науках отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, но для опытных наук он обязателен. В физике существуют особые нормативы обоснования ее развитых математизированных теорий.

Они выражаются в принципах наблюдаемости, соответствия, инвариантности. Эти принципы регулируют физическое исследование, но они избыточны для наук, только вступающих в стадию теоретизации и математизации.

В биологии идея развития распространяется на все объекты, а в физике до последнего времени она практически отсутствовала.

Лишь в современную эпоху благодаря развитию теории элементарных частиц в тесной связи с космологией, а также достижениям термодинамики неравновесных систем в физику начинают проникать эволюционные идеи, вызывая изменения ранее сложившихся дисциплинарных идеалов и норм.

Особая система регулятивов познания характерна для социально-гуманитарных наук. В них учитывается специфика социальных объектов – их историческая динамика и органичная включенность сознания в развитие и функционирование социальных процессов.

Идеалы и нормы науки имеют двойную обусловленность. С одной стороны, они определены характером исследуемых объектов, с другой, – мировоззренческими ориентациями, доминирующими в культуре той или иной исторической эпохи.

Первое наиболее ярко проявляется на уровне дисциплинарного компонента содержания идеалов и норм познания, второе – на уровне, выражающем исторический тип научной рациональности.

Исследователь может не осознавать всех применяемых в научном поиске идеалов и норм, многие из которых ему представляются само собой разумеющимися. Он чаще всего усваивает их, ориентируясь на образцы уже проведенных исследований и на их результаты.

Процессы построения и функционирования научных знаний демонстрируют идеалы и нормы, в соответствии с которыми создавались эти знания. В их системе возникают своеобразные эталонные формы, на которые ориентируется исследователь.

Например, для Ньютона идеалы и нормы организации теоретического знания были выражены евклидовой геометрией, и он создавал свою механику, ориентируясь на этот образец. В свою очередь, ньютоновская механика была своеобразным эталоном для Ампера, когда он поставил задачу создать обобщающую теорию электричества и магнетизма.

Философские основания науки

Философские основания науки включают в себя философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру соответствующей исторической эпохи.

Научные знания в силу ряда причин могут не совпадать с нормами и представлениями о мире обыденного опыта. Философские основания науки направлены, прежде всего, на согласование научных представлений с господствующим в культуре определенной исторической эпохи мировоззрением.

В рамках философских оснований науки можно выделить две подсистемы:

1) онтологическая подсистема (фундаментальные принципы и категории, служащие для понимания и познания исследуемых объектов; например, «вещь», «свойство», «отношение», «процесс», «состояние», «причинность», «необходимость», «случайность», «пространство», «время» и т.д.);

2) гносеологическая подсистема (принципы и категории, характеризующие познавательные процедуры и их результат; например, «истина», «метод», «знание», «объяснение», «доказательство», «теория», «факт» и т.д.).

Обе подсистемы исторически изменчивы. Их развитие, с одной стороны, зависит от типа объектов, которые осваивает наука, с другой – от изменения норм исследования, необходимых для их изучения.

Философские основания классической науки акцентировали онтологическую проблематику, а гносеологические категории развивали с позиций идеала истины как точной картины объекта, исключающей ссылки на субъект и операции его деятельности. Эти характеристики философских оснований были общими как для науки 17–18 вв.

, когда в ней доминировала механистическая картина мира, так и для классической науки 19 в.

, когда сформировалась дисциплинарная структура науки и философские основания стали гетерогенными (в физике и технических науках этой эпохи философия механицизма еще сохраняла свои позиции, в биологии и социальных науках она была вытеснена эволюционной парадигмой).

В неклассической науке конца 19 – первой половины 20 вв. акцент был перенесен на гносеологическую проблематику, а новые смыслы онтологических категорий вводились с учетом трактовки познания как деятельности субъекта, от характера средств и операций которой зависят получаемые знания об объекте.

В постнеклассической науке ее философские основания концентрируют внимание на проблематике социокультурной и мировоззренческой обусловленности познания. Под этим углом зрения разрабатываются смыслы онтологических и гносеологических категорий. Такая разработка определена доминирующими типами объектов исследования, которыми становятся сложные, исторически развивающиеся системы.

Философские основания науки не следует отождествлять со всем массивом философского знания. Из всего поля философской проблематики наука использует лишь некоторые идеи и принципы (философия ведь рассматривает не только проблемы научного познания).

Характерным в этом отношении примером может служить обоснование Фарадеем материального статуса электрических и магнитных полей ссылками на философский принцип единства материи и силы.

Экспериментальные исследования Фарадея подтверждали идею, что электрические и магнитные силы передаются в пространстве не мгновенно по прямой, а по линиям различной конфигурации от точки к точке. Эти линии, заполняя пространство вокруг зарядов и источников магнетизма, воздействовали на заряженные тела, магниты и проводники.

Но силы не могут существовать в отрыве от материи. Поэтому, подчеркивал Фарадей, линии сил нужно связать с материей и рассматривать их как особую субстанцию.

В то же время и наука влияет на развитие философии, вносит свой вклад в философские основания. В те периоды, когда наука выходит на исследование принципиально новых областей, философия, аккумулировавшая прежний массив знаний, может тормозить развитие новых научных направлений.

Формирование и трансформация философских оснований науки требует не только философской, но и специальной научной эрудиции исследователя (понимания им особенностей предмета соответствующей науки, ее традиций, ее образцов деятельности и т.п.).

Оно осуществляется путем выборки и последующей адаптации идей, выработанных в философии, к потребностям определенной области научного познания, что приводит к конкретизации исходных философских идей, их уточнению.

Весь этот комплекс исследований на стыке между философией и конкретной наукой осуществляется совместно философами и учеными-специалистами в данной науке. В настоящее время этот особый слой исследовательской деятельности обозначен как философия и методология науки.

ДИНАМИКА НАУКИ



Источник: https://infopedia.su/17xf075.html

Основания науки и их структура. Идеалы и нормы научного исследования

18. Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.

Наука, выступая как целостная, развивающаяся система, имеет собственные основания, обладает идеалами и нормами исследования. Эти характеристики пронизывают науку и как специфическую форму деятельности, и как совокупность дисциплинарных знаний, и как социальный институт.

Наука как особый вид деятельности, направлена на фактически выверенное и логически упорядоченное  познание предметов и процессов окружающей действительности. Она помещена в поле целеполагания и принятия решений, выбора и признания ответственности.

Наука как система знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, стремится обеспечить себе зону автономии и быть нейтральной по отношению к идеологии и политическим приоритетам. Истина – основная цель и ценность науки.

Истина предстает основой.

Дж. Берна отмечал, что наука предстает как:1)институт;2)метод;3)накопления традиций знаний;4)фактор развития производства;5)наиболее сильный фактор формирования убеждений и отношений человека к миру.

К основаниям науки относят фундаментальные принципы, понятийный аппарат, идеалы, нормы и стандарты научного исследования.

Принято считать, что зрелая состоявшаяся наука возможна лишь тогда, когда можно установить лежащую в ее основаниях научную картину мира, следовательно, научная картина мира является фундаментальным основанием науки.

Наука сегодня развивается с учетом глубокой специализации, а также на стыках междисциплинарных областей, что свидетельствует о ее интеграции. Однако все научные знания, несмотря на их дисциплинарную дифференциацию, отвечают определенным стандартам и опираются на четко выверенные основания.

В качестве таковых принято выделять: характерные для данной эпохи и конкретизируемые применительно к специфике исследуемой области идеалы и нормы познания; научную картину мира; философские основания. Многие ученые считают, что научный прогресс развивается на непрерывном основании. Эта позиция отражена кумулятивной моделью развития науки.

Однако история науки свидетельствует, что научное развитие предполагает ломку и смену оснований науки, что отражено антикумулятивной моделью развития науки. Ее следствием является тезис о несоизмеримости теорий, согласно которому сменяющие друг друга теории не связываются логически, а используют разнообразные принципы и способы обоснований.

Развитие науки истолковывается как дискретный процесс. История науки представляет собой не линейное развитие, а нагромождение «исторических прецедентов». Процедуры выбора тех или иных основоположений опираются на социальные и психологические предпочтения.

Истоки альтернативных концепций коренятся в различных мировоззренческих и методологических позициях ученых.

Система идеалов и норм распадается на:1. Идеалы и нормы объяснения и описания;2. Идеалы и нормы доказательности и обоснованности знания;3. Идеалы и нормы построения и организации знания.

Идеалы и нормы имеют двоякое определение: они зависят как от специфики изучаемых объектов, так и от конкретно-исторических условий той или иной эпохи. Несмотря на то, что идеалы и нормы тесно связаны и могут «перетекать» друг в друга, их не следует отождествлять.

Во-первых, норма указывает на типичное, усредненное правило, на должное и обязательное в науке. Идеал — на высшую эталонную форму развития объекта, которая выходит за рамки нормы. Во-вторых, нормы претендуют на повсеместную реализацию.

От идеалов требовать универсальной степени реализуемость вряд ли правомерно, они в большей мере выступают как ориентир. В-третьих, норма, выступая как ординарное средство познавательного процесса, задает пределы пространства для реализации целей.

Идеал есть экстремум, в котором совпали цели и ценности, цель реализуется как предельно-совершенное состояние, как, например, идеал истины, либо идеал гуманитарно-ориентированного использования науки.

В-четвертых, нормы подвержены изменениям и трансформациям, идеалы же отличаются большей устойчивостью, система идеалов менее динамична, так как ориентирует на совершенный образец знания. Когда норма достигает своего совершенного выражения, как например, в геометрии Евклида, он может приобрести статус идеала, превратиться в идеал дедуктивного построения знания.

Идеалы и нормы исследования влияют на исследовательский процесс с самых ранних его стадий, они определяют постановку и формулировку проблемы как исходного пункта исследования.

Основания, включающие в себя идеалы, нормы и научную картину мира, придают систематический характер совокупной системе знания, поэтому за ними закреплена функция систематизации и интеграции.

Соотношение социокультурных ценностей и когнитивных, собственно научных, идеалов и норм научно-теоретического исследования оказывает большое влияние на развитие научных направлений.

Современные ученые считают, что идеалы и нормы науки выполняют роль регулятивных принципов. Они задают цели, определяют процесс воспроизведения объекта, ход исследовательской деятельности.

Идеалы и нормы имеют конкретно-исторический характер и накладывают свой отпечаток и на процесс коммуникации ученых, они проявляются в оформлении научно-исследовательских работ и в самой тактике построения научного исследования.

Источник: https://ifilosofia.ru/otvety-na-voprosy-po-istorii-i-filosofii-nauki/575-osnovanija-nauki-i-ih-struktura-idealy-i-normy.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий