18. Офи­ци­аль­ные и не­офи­ци­аль­ные ис­точ­ни­ки опуб­ли­ко­ва­ния. Язык опуб­ли­ко­ва­ния. Ог­ра­ни­чи­тель­ные гри­фы

Неофициальные источники опубликования

18. Офи­ци­аль­ные и не­офи­ци­аль­ные ис­точ­ни­ки опуб­ли­ко­ва­ния. Язык опуб­ли­ко­ва­ния. Ог­ра­ни­чи­тель­ные гри­фы

Помимо официального опубликования нормативных правовых

актов, существуют другие формы их оглашения. Акты, требующие

срочного и широкого обнародования, наряду с опубликованием в

официальных изданиях могут быть обнародованы по радио и теле-

видению, а также в Интернете. Акты, не имеющие общего значе-

ния, подлежат рассылке определенному кругу органов и организа-

ций. Все нормативные акты могут быть опубликованы в иных пе-

чатных изданиях, переданы по каналам связи и др. Ничто не

мешает их опубликовать и в виде отдельного издания. Однако эти

варианты опубликования не признаются официальными.__

Представляет интерес проблема целесообразности единого печатного органа официального опубликования нормативных правовых актов разных уровней. Предложение о его создании давно выдвигается учеными — правоведами . При этом справедливо делается ссылка на преимущества концентрации всего нормативного материала в одном общедоступном источнике.

Это не только позволяет сокращать расходы на издание, но и облегчает ознакомление с принятыми актами, обеспечивает удобство пользования ими, их учет и систематизацию и в конечном итоге способствует эффективности правотворческой и правоприменительной деятельности.

Целесообразность создания единого органа официального опубликования подтверждает и положительный опыт функционирования такого органа в целом ряде зарубежных государств — Италии, Франции, ФРГ и др. ——————————— См., например: Теоретические проблемы систематизации советского законодательства. М., 1963. С. 219 — 220; Новоселов Н.И. Законность актов органов управления. М.

, 1968. С. 76; Правотворчество в СССР. М., 1974. С. 227; Опубликование нормативных актов. М., 1978. С. 163 — 166. Но, как показывает анализ, существуют разные варианты (модели) решения этой проблемы.

В «Собрании законодательства Российской Федерации», являющемся официальным источником опубликования, помимо федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации. Таким образом, в Российской Федерации существует единый официальный источник опубликования федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации. Аналогичный федеральному действует порядок опубликования нормативных правовых актов в Республике Башкортостан. В едином источнике «Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан» публикуются законы Республики, акты Государственного Собрания и его палат, указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Кабинета Министров, решения Конституционного Суда. Наряду с законами, иными нормативными правовыми актами Законодательного Собрания, постановлениями и распоряжениями главы администрации области в «Собрании законодательства Ивановской области» должны публиковаться также другие правовые акты, касающиеся области: договоры, соглашения, акты федеральных органов исполнительной власти, решения судебных органов по нормативным правовым актам. Законом «О порядке подписания, обнародования и вступления в силу законов Иркутской области» учрежден специальный, только для законов, источник их официального опубликования — «Ведомости Законодательного Собрания Иркутской области». В ряде субъектов Федерации практикуется выпуск совместных единых изданий несколькими самостоятельными правотворческими органами. Так, «Бюллетень нормативных правовых актов Калининградской области» учреждается областной Думой и администрацией области и является их совместным печатным органом. В нем публикуются законы области; нормативные правовые акты, принятые областной Думой; нормативные правовые акты администрации области. Пожалуй, один из самых сложных вопросов создания единого органа опубликования нормативных актов — следует ли помещать в него ведомственные акты. При этом отстаивается мнение о целесообразности распространения правила о едином издании на ведомственные акты, имеющие общеобязательное значение . С этим следует согласиться. Помещение общеобязательных ведомственных актов в едином источнике опубликования наряду с законами, актами Президента, Правительства создает несомненные удобства для пользователей. Особенно это касается ведомственных актов, изданных в развитие и конкретизацию актов более высокой юридической силы. Наличие в одном месте нормативных актов различных уровней по одному и тому же вопросу способствует правильному и точному их уяснению в первую очередь теми субъектами, на которых эти ведомственные акты непосредственно распространяют свое действие. Практике прошлых лет известны случаи опубликования актов министерств и ведомств в едином официальном издании. Так, отдельные ведомственные акты помещались в Собрании законодательства СССР, что было закреплено нормативно. В Литовской ССР приказы и инструкции министерств и ведомств Республики помещались в едином органе официального опубликования — «Ведомостях Верховного Совета и Правительства Литовской ССР». ——————————— См.: Пиголкин А.С. Указ. соч. С. 165.

На федеральном уровне, равно как и на уровне отдельных субъектов Федерации, для оперативного доведения правовой информации до широких слоев населения практикуется опубликование нормативных правовых актов в массовых периодических изданиях, которым придается статус официального источника опубликования. В России, например, это «Российская газета», в Республике Дагестан — «Дагестанская правда», в Республике Башкортостан — газеты «Известия Башкортостана», «Башкортостан», «Кызыл Там», «Советская Башкирия», в Калужской области — газета «Весть». Следует, однако, учитывать, что в средствах массовой информации целесообразно публиковать не все, а лишь наиболее важные нормативные акты, требующие широкого обнародования. Что касается актов, не имеющих общего значения или ненормативных (к примеру, акты, регламентирующие внутриорганизационные вопросы деятельности законодательного органа), информация о них для населения не столь уж необходима. Да и помещение многочисленных актов со всеми их реквизитами в периодическом издании неизбежно приведет к его перегрузке обязательными публикациями.

Помимо официального опубликования нормативных правовых актов существуют и другие формы их оглашения. Акты, требующие срочного и широкого обнародования, наряду с опубликованием в официальных изданиях, могут быть обнародованы по радио и телевидению, а также разосланы в служебном порядке.

И, напротив, акты, не имеющие общего значения, подлежат рассылке определенному кругу органов и организаций. Это подтверждается и современной правотворческой практикой.

Так, по действующему законодательству Российской Федерации федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, наряду с опубликованием в официальных изданиях («Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская газета»), могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемом издании. Законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы также в виде отдельного издания. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты Президента и акты Правительства помимо опубликования в официальных источниках, могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи. Сохранилась и такая форма официального оглашения, как ведомственная рассылка. Она осуществляется с целью доведения ведомственных актов до их исполнителей и обычно тоже нормативно регламентируется. Так, Правилами подготовки ведомственных нормативных актов предусматривается, что федеральные органы исполнительной власти доводят принятые ими нормативные акты до сведения (направление на исполнение) соответствующих государственных органов, предприятий и организаций. Определенное разнообразие форм оглашения нормативных правовых актов наблюдается и в субъектах Федерации. Например, в Калининградской области отдельные акты после их принятия областной Думой и подписания могут быть обнародованы немедленно по областному радио, телевидению. В Ивановской области предусмотрены такие формы доведения до всеобщего сведения законов, иных нормативных правовых актов, как обнародование их по телевидению и радио; рассылка государственным органам и органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям; передача по каналам связи; распространение в машиночитаемой форме. Возможно опубликование этих актов и в виде отдельного официального издания. Помимо затронутых в настоящей статье, ждут своего решения и другие вопросы. Нуждается в совершенствовании практика опубликования обновленного текста нормативного правового акта. Особенно это актуально в отношении законов, которые содержат наиболее стабильные правовые нормы. Поэтому следовало бы сразу же вслед за «перечнями» актов, вносящих изменения в действующие законы, издавать тексты измененных законов и оперативно их доводить до исполнителей. Расширение сфер общественных отношений, подлежащих правовому урегулированию, порождает новые организационно — правовые формы, в том числе и по вопросам опубликования нормативных актов. Поучительна в этой связи практика Волгоградской области. В целях информирования населения области о принимаемых Законодательным Собранием законах и постановлениях планируется организовать оперативную и полную публикацию законодательных и иных актов в основных печатных изданиях на условиях договоров с редакциями этих изданий.

Вырабатываемые практикой новые формы в организации публикации законов и иных нормативных правовых актов не только заслуживают внимания, но и требуют научного осмысления, выработки практических рекомендаций.

Источник: https://poisk-ru.ru/s6216t6.html

Список официальных источников опубликования нормативно-правовых актов — НалогОбзор.Инфо

18. Офи­ци­аль­ные и не­офи­ци­аль­ные ис­точ­ни­ки опуб­ли­ко­ва­ния. Язык опуб­ли­ко­ва­ния. Ог­ра­ни­чи­тель­ные гри­фы

Нормативно-правовой актИсточник опубликованияДата вступления в силу1Основание для опубликования
Международные договоры«Бюллетень международных договоров»«Собрание законодательства Российской Федерации»«Российские Вести»После ратификацииУказ Президента РФ от 11 января 1993 г. № 11Закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗЗакон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ
Решения Комиссии Таможенного союза, которые носят обязательный характерОфициальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/Pages/Default.aspxНе ранее чем через месяц после опубликованияп. 37, 39 Правил, утвержденных решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 15
Законы (федеральные конституционные, федеральные)«Российская газета»«Собрание законодательства Российской Федерации»«Парламентская газета»«Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru)По истечении 10 дней после опубликования (если в самом законе не предусмотрен иной порядок)Закон от 21 октября 2011 г. № 289-ФЗ
Акты палат Федерального Собрания (постановления Государственной думы и Совета Федераций)«Российская газета»«Собрание законодательства Российской Федерации»«Парламентская газета»«Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru)По истечении 10 дней после опубликования (если в самом акте не предусмотрен иной порядок)Закон от 21 октября 2011 г. № 289-ФЗ
Указы и распоряжения Президента РФ«Российская газета»«Собрание законодательства Российской Федерации»«Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru)По истечении 7 дней после первого опубликования (если в самом документе не предусмотрен иной порядок)Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763
Постановления Правительства РФ«Российская газета»«Собрание законодательства Российской Федерации»«Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru)По истечении 7 дней после первого опубликования, если в самом постановлении не предусмотрен иной порядок (если акт затрагивает права, свободы и обязанности человека, устанавливает правовой статус федеральных органов исполнительной власти, организаций)Со дня подписания, если в самом документе не предусмотрен иной порядок (в иных случаях)Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763
Распоряжения Правительства РФ«Российская газета»«Собрание законодательства Российской Федерации»«Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru)С момента подписанияУказ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763Ст. 23 Закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ
Акты федеральных министерств и ведомств (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения), зарегистрированные в Минюсте России«Российская газета»«Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»По истечении 10 дней после опубликования,1,2если в самом акте не предусмотрен иной порядок (в иных случаях)Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763
Акты Банка России«Вестник Банка России»По истечении 10 дней после опубликования (кроме случаев, установленных Советом директоров)Закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ
Акты Минюста России, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации3«Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации»Официальный сайт Минюста России www.minjust.ruС момента их подписания, (если в самом акте не предусмотрен иной порядок)Порядок, утвержденный приказом Минюста России от 1 ноября 2012 г. № 197
Акты ГФС России, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации3«Профессионал»С момента признания акта не нуждающимся в регистрации (если в самом акте не предусмотрен иной порядок)Порядок, утвержденный приказом ГФС России от 17 августа 2009 г. № 259
Приказы Казначейства России, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации3«Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет»Официальный сайт Казначейства России http://www.roskazna.ru/С момента признания акта не нуждающимся в регистрации (если в самом акте не предусмотрен иной порядок)Приказ Казначейства России от 10 декабря 2013 г. № 27н
Акты МВД России, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации3«Щит и меч»С момента подписания (если в самом акте не предусмотрен иной порядок)Приказ МВД России от 7 мая 2008 г. № 405
Приказы Минтруда России, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации3Официальный сайт Минтруда России www.rosmintrud.ru«Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации»С момента признания акта не нуждающимся в регистрации (если в самом акте не предусмотрен иной порядок)Приказ Минтруда России от 10 апреля 2013 г. № 143н
Приказы Минкультуры России, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации3Официальный сайт Минкультуры России www.mkrf.ru«Культура: управление, экономика, право»С момента подписания (если в самом акте не предусмотрен иной порядок)Приказ Минкультуры России от 17 января 2012 г. № 9
Акты Минобороны России, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации3«Красная звезда»С момента подписания (если в самом акте не предусмотрен иной порядок)Приказ Минобороны России от 18 февраля 2014 г. № 88
Акты Рособоронпоставки, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации3«Красная звезда»Официальный сайт Рособоронпоставки www.rosoboronpostaa.ruС момента подписания (если в самом акте не предусмотрен иной порядок)Приказ Рособоронпоставки от 16 июня 2011 г. № 151
Акты Минрегиона России в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации3«Вестник ценообразования и сметного нормирования»С момента подписания (если в самом акте не предусмотрен иной порядок)Порядок, утвержденный приказом Минрегиона России от 29 декабря 2009 г. № 621
Акты Минспорттуризма России, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации3«Сборник официальных документов и материалов Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации»С момента признания не нуждающимися в регистрации (если в самом акте не предусмотрен иной порядок)Порядок, утвержденный приказом Минспорттуризма России от 24 марта 2011 г. № 232
Акты Минприроды России, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации3«Природные ведомости»«Государственное управление ресурсами»Со дня опубликования (если в самом акте не предусмотрен иной порядок)Порядок, утвержденный приказом Минприроды России от 1 октября 2008 г. № 241
Акты Минпромторга России, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации3«Промышленный еженедельник»Официальный сайт Минпромторга России http://minpromtorg.gov.ruС момента подписания (если в самом акте не предусмотрен иной порядок)Порядок, утвержденный приказом Минпромторга России от 28 апреля 2009 г. № 329
Акты Минсельхоза России, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации3«Информационный бюллетень Минсельхоза России»С момента опубликования (если в самом акте не предусмотрен иной порядок)Приказ Минсельхоза России от 30 июня 2009 г. № 246
Акты Минстроя России, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации3Официальный сайт Минстроя России http://www.minstroyrf.ruС момента подписания (если в самом акте не предусмотрен иной порядок)Порядок, утвержденный приказом Минстроя России от 17 апреля 2015 г. № 292/пр
Акты Минтранса России, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации3«Транспорт России»С момента подписания (если в самом акте не предусмотрен иной порядок)Приказ Минтранса России от 2 ноября 2004 г. № 28
Акты Минфина России, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации3«Финансовая газета»Порядок не установленПриказ Минфина России от 4 марта 1999 г. № 47
Акты Минэкономразвития России, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации3Официальный сайт Минэкономразвития России www.economy.gov.ru5«Бюллетень правовых актов Министерства экономического развития Российской Федерации»5С момента подписания (если в самом акте не предусмотрен иной порядок)Порядок, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 12 октября 2009 г. № 407
Акты Минэнерго России, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации3«МИНТОП»С момента подписания (если в самом акте не предусмотрен иной порядок)Порядок, утвержденный приказом Минэнерго России от 8 октября 2008 г. № 116
Акты Минвостокразвития России, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации3Официальный сайт Минвостокразвития России www.minvostokrazvitia.ru5С момента подписания (если в самом акте не предусмотрен иной порядок)Порядок, утвержденный приказом Минвостокразвития России от 2 сентября 2014 г. № 62
Акты МЧС России, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации3«Гражданская защита»«Пожарное дело»По истечении 10 дней после первого опубликования (если в самом акте не предусмотрен иной порядок)Правила, утвержденные приказом МЧС России от 23 марта 2004 г. № 140
Акты Росалкогольрегулирования, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации3«Производство спирта и ликеро-водочных изделий»«Вино и виноградарство»С момента опубликования (если в самом акте не предусмотрен иной порядок)Порядок, утвержденный приказом Росалкогольрегулирования от 24 апреля 2012 г. № 93
Акты Росархива, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации3«Вестник архивиста»С момента подписания (если в самом акте не предусмотрен иной порядок)Приказ Росархива от 2 июля 2008 г. № 30
Акты Росводресурсов, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации3«Государственное управление ресурсами»«Природные ведомости»С момента опубликования (если в самом акте не предусмотрен другой порядок)Порядок, утвержденный приказом Росводресурсов от 14 декабря 2009 г. № 291

  Продолжение таблицы >>

1 Особый порядок вступления в силу установлен в отношении актов:

  • налогового законодательства (п. 1 ст. 5 НК РФ);
  • таможенного законодательства. Акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем через 30 дней после их официального опубликования (если таможенным законодательством Таможенного союза не предусмотрен иной порядок).

Подзаконные акты в области таможенного дела по общему правилу тоже вступают в силу не ранее чем через 30 дней после их официального опубликования. С отступлением от этого правила могут вводиться в действие правовые акты:

  • в отношении которых специальный порядок вступления в силу установлен таможенным законодательством Таможенного союза или Законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ;
  • которые устанавливают более льготные (по сравнению с действующими) условия таможенного оформления и проведения таможенных процедур.

Об этом сказано в пункте 3 статьи 6 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ.

2 Акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, а также сведения конфиденциального характера и в связи с этим не подлежащие опубликованию, вступают в силу со дня регистрации и присвоения номера, если самим актом не установлен более поздний срок (абз. 2 п. 12 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763).

3 То есть отсутствует реквизит «зарегистрировано в Минюсте России» или прямо написано, что документ признан не нуждающимся в регистрации.

4 Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 МНС России было преобразовано в ФНС России.

5 Акты (отдельные положения актов), содержащие сведения, составляющие государственную тайну, не размещаются в сети Интернет и не публикуются в средствах массовой информации (п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12 октября 2009 г. № 407).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/obshhie_voprosi_nalogooblozhenija/spisok_oficialnykh_istochnikov_opublikovanija_normativno_pravovykh_aktov/34-1-0-2827

Официальные и неофициальные источники опубликования. Язык опубликования. Ограничительные грифы

18. Офи­ци­аль­ные и не­офи­ци­аль­ные ис­точ­ни­ки опуб­ли­ко­ва­ния. Язык опуб­ли­ко­ва­ния. Ог­ра­ни­чи­тель­ные гри­фы

Официальные источники опубликования

Здесь тоже не наблюдается единообразия.

Законы публикуются вПарламентской газете, Российской газете или в Собрании законодательства Российской Федерации.

Указы Президента Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в Российской газете и Собрании законодательства Российской Федерации.

Постановления Правительства Российской Федерации имеют тот же источник официального опубликования — Российская газета и Собрании законодательства Российской Федерации.

Ведомственные нормативные акты подлежат официальному опубликованию в Российской газете, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Сохранилась и такая форма официального оглашения, как ведомственная рассылка. Она осуществляется в целях доведения ведомственных актов до их исполнителей и обычно нормативно регламентируется самими ведомствами.

Неоднократно в юридической литературе высказывалось предложение о целесообразности установления единого печатного органа официального опубликования нормативных правовых актов разных уровней. Это позволило бы сконцентрировать нормативный материал и облегчить адресатам пользование им.

Кроме того, можно было бы уменьшить расходы на их издание. Тем самым был бы облегчен процесс их учета и систематизации.

Целесообразность создания единого органа официального опубликования подтверждает и положительный опыт его функционирования в целом ряде зарубежных государств — Италии, Франции, ФРГ и др.

В принципе, «Собрание законодательства Российской Федерации» как официальный источник практически приближается к тому, чтобы быть единым источником опубликования федеральных нормативных актов.

Но, пожалуй, один из самых сложных вопросов создания единого органа опубликования нормативных актов — следует ли помещать в пего ведомственные акты.

С одной стороны, это позволит достичь интеллектуального удобства в пользовании, но тогда объем Собрания законодательства Российской Федерации значительно возрастет, что, скорее всего, усложнит физическое пользование этим изданием.

На федеральном уровне, равно как и на уровне отдельных субъектов Федерации, для оперативного доведения правовой информации до широких слоев населения практикуется опубликование нормативных правовых актов в массовых периодических изданиях, которым придается статус официального источника опубликования.

В России, например, это «Российская газета». Следует, однако, учитывать, что в средствах массовой информации целесообразно публиковать не все, а лишь наиболее важные нормативные акты, требующие широкого обнародования.

Помещение иных многочисленных актов со всеми их реквизитами в периодическом издании неизбежно приведет к его перегрузке обязательными публикациями.

Неофициальные источники опубликования

Помимо официального опубликования нормативных правовых актов существуют и другие формы их оглашения. Акты, требующие срочного и широкого обнародования, наряду с опубликованием в официальных изданиях могут быть обнародованы по радио и телевидению.

Акты, не имеющие общего значения, подлежат рассылке определенному кругу органов и организаций. Все нормативные акты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Ничто на мешает их опубликовать и в виде отдельного издания.

Однако эти варианты опубликования не признаются официальными.

Язык опубликования

Заслуживает особого внимания вопрос о языке официального опубликования нормативных правовых актов, который имеет, прежде всего, значение для республик в составе Российской Федерации. Не случайно он затрагивается специальным законодательством об! опубликовании нормативных правовых актов и законами о языках, принятыми на федеральном и республиканском уровнях.

Здесь действует следующее правило.

Тексты законов и других федеральных актов должны быть опубликованы как на русском языке, признанном государственным на всей территории России, так и на государственных языках республик в составе Российской федерации.

В соответствии с Законом «О языках народов Республики Хакасия» тексты законов и других правовых актов, принятых высшими органами государственной власти Республики, публикуются на двух языках — русском и хакасском.

В Законе «О языках народов Республики Бурятия» установлено, что тексты законов и постановлений органов государственной власти Республики публикуются на бурятском и русском языках. Что касается документов местных органов власти и управления, то они принимаются и объявляются или на русском, или на бурятском языке — в зависимости от контингента населения.

В местностях компактного проживания других национальностей (эвенки, татары, немцы и др.) наряду с государственными языками может использоваться язык большинства населения данной местности.

Такой подход, когда в качестве государственного на территории республики действуют одновременно несколько языков, дает больше возможностей для преодоления возникающих языковых коллизий и поэтому представляется наиболее целесообразным.

Вместе с тем реализация нормы о необходимости опубликования нормативных правовых актов, изложенных на разных языках, весьма непроста (особенно в условиях многонациональной республики).

Сказывается недостаточная подготовленность материальной, организационной и лингвистической баз.

Конечно, вопросы официального опубликования нормативных правовых актов могут решаться субъектами Федерации неоднозначно. Но в любом случае при информационном обмене в сфере законодательства необходимо исходить из проблемы «взаимоотношения языков» в рамках единой Федерации.

Ограничительные грифы

Существует категория нормативных актов, на которые требование обязательного опубликования не распространяется. К ним относятся законы, другие нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Это делается, как правило, в интересах обороны или государственной безопасности страны.

Очевидно, что какие-то нормативные правовые акты должны оставаться «закрытыми» даже в условиях демократического правового государства. Однако при этом важно не допускать необоснованного присвоения ограничительных грифов.

Результатом чрезмерной засекреченности правовых актов может стать такое нежелательное явление, как «отчуждение от права».

Необходимо также учитывать, что присвоения ограничительного грифа в ряде случаев требует не весь акт, а лишь определенная его часть (статья, пункт, абзац).

Источник: https://students-library.com/library/read/107195-oficialnye-i-neoficialnye-istocniki-opublikovania-azyk-opublikovania-ogranicitelnye-grify

Юридическая техника

18. Офи­ци­аль­ные и не­офи­ци­аль­ные ис­точ­ни­ки опуб­ли­ко­ва­ния. Язык опуб­ли­ко­ва­ния. Ог­ра­ни­чи­тель­ные гри­фы

Значение опубликования нормативных актов

Для обеспечения соблюдения норм права необходимо, чтобы они стали известны всем. Это относится не только к законам, но и к подзаконным актам, которые также затрагивают значительное число граждан или групп населения.

В основе этого правила — презумпция, согласно которой объективная невозможность узнать содержание нормативных актов логически должна освобождать от обязанности их выполнения.

Право на информацию о новых законах и иных нормативных актах — это одно из признанных международным сообществом прав человека. Государство обязано уважать данное право и содействовать его реализации.

https://www.youtube.com/watch?v=FQ5mOPpICmE

Проблема доступности, открытости законодательства приобретает особое значение еще и потому, что в качестве «информаторов» по законодательству сегодня все чаще выступают различного рода коммерческие структуры, которые далеко не всегда способны обеспечить полную и достоверную информацию о законах. Более того, нередко под видом законов они воспроизводят даже не самые последние их проекты. В их публикациях встречаются неточности и ошибки.

Главное же значение опубликования состоит в том, что оно является необходимым условием вступления нормативных актов в силу, их применения, действенности, следовательно, обязательной силы правовых норм.

Для того чтобы все нормативные акты были доведены до сведения граждан, которых они непосредственно или косвенно касаются, в законодательстве предусматриваются нормы по опубликованию юридических актов.

Опубликование — это действие, заключающееся в доведении нормативных актов до сведения всех граждан, кому они адресованы.

При публикации нормативного акта указываются его реквизиты:

  • вид;
  • наименование;
  • дата принятия;
  • должностное лицо, его подписавшее;
  • место;
  • дата подписания;
  • регистрационный номер.

Для законов и подзаконных актов обязательным способом предания гласности является публикация, т.е. распространение актов при помощи СМИ. В настоящее время их чаще всего печатают в официальных сборниках документов.

Сроки опубликования

На этот счет установлены следующие правила.

Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ.

Указы должны быть доведены до всеобщего сведения путем опубликования в течение 10 дней после их подписания.

Постановления Правительства РФ подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всех граждан через СМИ безотлагательно.

Ведомственные акты официально публикуются в течение 10 дней после их регистрации.

Трудно объяснить установление различных сроков для опубликования нормативных актов, ведь смысл этого мероприятия идентичен во всех случаях.

Более того, как мы убедимся чуть позднее, даже источники опубликования некоторых видов нормативных актов совпадают.

Вот почему в литературе неоднократно высказывалось мнение привести законодательное закрепление сроков опубликования к единому знаменателю. Более того, в некоторых государствах эта идея реализована и практика показала эффективность этого шага.

Идея комплексного урегулирования вопросов опубликования актов разной юридической силы в одном акте (законе) находит воплощение и в практике отдельных субъектов РФ. Например, Законом Воронежской области от 7 июля 2006 г.

№ 86-03 «О порядке опубликования, вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и порядке опубликования иной официальной информации» урегулирован порядок опубликования не только законов, но и других актов, принятых областной Думой, а также администрацией области.

Официальные источники опубликования

На сегодняшний день все они имеют бумажную форму. Электронные носители пока в этом качестве не используются. Это дело будущего. Здесь тоже не наблюдается единообразия.

Законы публикуются в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Указы Президента РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации».

Постановления Правительства РФ имеют тот же источник официального опубликования — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации».

Ведомственные нормативные акты подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Сохранилась и такая форма официального оглашения, как ведомственная рассылка. Она осуществляется в целях доведения ведомственных актов до их исполнителей и обычно нормативно регламентируется самими ведомствами.

Неоднократно в юридической литературе высказывалось предложение о целесообразности установления единого печатного органа официального опубликования нормативных правовых актов разных уровней. Это позволило бы сконцентрировать нормативный материал и облегчить адресатам пользование им.

Кроме того, можно было бы уменьшить расходы на их издание. Тем самым был бы облегчен процесс их учета и систематизации.

Целесообразность создания единого органа официального опубликования подтверждает и положительный опыт его функционирования в целом ряде зарубежных государств — Италии, Франции, ФРГ и др.

В принципе «Собрание законодательства Российской Федерации» как официальный источник практически приближается к тому, чтобы быть единым источником опубликования федеральных нормативных актов.

Но, пожалуй, один из самых сложных вопросов создания единого органа опубликования нормативных актов — следует ли помещать в него ведомственные акты.

Это позволит достичь интеллектуального удобства в пользовании, но тогда объем «Собрания законодательства Российской Федерации» значительно возрастет, что, скорее всего, усложнит физическое пользование этим изданием.

На федеральном уровне, равно как и на уровне отдельных субъектов РФ, для оперативного доведения правовой информации до широких слоев населения практикуется опубликование нормативных правовых актов в массовых периодических изданиях, которым придается статус официального источника опубликования. В России, например, это «Российская газета».

Следует, однако, учитывать, что в СМИ целесообразно публиковать не все, а лишь наиболее важные нормативные акты, требующие широкого обнародования. Помещение иных многочисленных актов со всеми их реквизитами в периодическом издании неизбежно приведет к его перегрузке обязательными публикациями.

Неофициальные источники опубликования

Помимо официального опубликования нормативных правовых актов, существуют другие формы их оглашения. Акты, требующие срочного и широкого обнародования, наряду с опубликованием в официальных изданиях могут быть обнародованы по радио и телевидению, а также в Интернете.

Акты, не имеющие общего значения, подлежат рассылке определенному кругу органов и организаций. Все нормативные акты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, переданы по каналам связи и др. Ничто не мешает их опубликовать и в виде отдельного издания.

Однако эти варианты опубликования не признаются официальными.

Язык опубликования

Заслуживает особого внимания вопрос о языке официального опубликования нормативных правовых актов, который имеет значение прежде всего для республик в составе Российской Федерации. Не случайно он затрагивается специальным законодательством об опубликовании нормативных правовых актов и законами о языках, принятыми на федеральном и республиканском уровнях.

Здесь действует следующее правило.

Тексты законов и других федеральных актов должны быть опубликованы как на русском языке, признанном государственным на всей территории РФ, так и на государственных языках республик в составе Российской Федерации.

В соответствии с Законом от 20 октября 1992 г.

№ 11 «О языках народов Республики Хакасия» тексты законов и других правовых актов, принятых высшими органами государственной власти Республики, публикуются на двух языках — русском и хакасском. В Законе от 10 июня 1992 г.

№ 221-XII «О языках народов Республики Бурятия» установлено, что тексты законов и постановлений органов государственной власти Республики публикуются на бурятском и русском языках.

Что касается документов местных органов власти и управления, то они принимаются и объявляются или на русском, или на бурятском языке — в зависимости от контингента населения. В местностях компактного проживания других национальностей (эвенки, татары, немцы и др.) наряду с государственными языками может использоваться язык большинства населения данной местности.

Такой подход, когда в качестве государственного на территории республики действуют одновременно несколько языков, дает больше возможностей для преодоления возникающих языковых коллизий и поэтому представляется наиболее целесообразным.

Вместе с тем реализация нормы о необходимости опубликования нормативных правовых актов, изложенных на разных языках, весьма непроста (особенно в условиях многонациональной республики).

Сказывается недостаточная подготовленность материальной, организационной и лингвистической баз.

Конечно, вопросы официального опубликования нормативных правовых актов могут решаться субъектами РФ неоднозначно. Но в любом случае при информационном обмене в сфере законодательства необходимо исходить из проблемы «взаимоотношения языков» в рамках единой Федерации.

Ограничительные грифы

Существует категория нормативных актов, на которые требование обязательного опубликования не распространяется. К ним относятся законы, другие нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Это делается, как правило, в интересах обороны или государственной безопасности страны.

Очевидно, что какие-то нормативные правовые акты должны оставаться «закрытыми» даже в условиях демократического правового государства. Однако при этом важно не допускать необоснованного присвоения ограничительных грифов.

Результатом чрезмерной засекреченности правовых актов может стать такое нежелательное явление, как «отчуждение от права».

Необходимо также учитывать, что присвоения ограничительного грифа в ряде случаев требует не весь акт, а лишь определенная его часть (статья, пункт, абзац).

Источник: https://isfic.info/urteh/temrop73.htm

Uchebnik-free
Добавить комментарий