18. Нарушения зрительно-пространственного гнозиса.

Нарушения зрительно-пространственного гнозиса

18. Нарушения зрительно-пространственного гнозиса.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Синдромы поражения медиальных или медио-базальных отделов лобных долей мозга характеризуются отсутствием первичных нарушений гнозиса, праксиса и речи; центральным симптомом при данном поражении являются нарушения регуляции процессов неспецифической активации, что приводит к аспонтанности, акинезии, снижению уровня бодрствования, нарушениям селективности, избирательности психических процессов, появлению контоминаций, нарушениям памяти на семантическом уровне и т. д. Для данных больных характерны также нарушения в эмоционально-личностной сфере, проявляющиеся в виде эйфории, эмоциональной неадекватности, некритичности (чаще — при поражении медиальных или медио-базальных отделов лобных долей правого полушария).

При различных формах агнозии выявил их важное участие в генезе ряда зрительно-гностических расстройств (пространственной односторонней оптико-пространственной, симультанной агнозий). В этих случаях траектория движений глаз при рассматривании изображений объектов коррелирует с нарушениями зрительного восприятия.

Однако при других формах зрительных агнозий (предметной, лицевой, буквенной, цветовой) подобной корреляции нет, что опровергает распространенную точку зрения относительно обязательного участия движений глаз в зрительном гнозисе. (А. Л. Ярбус и др.).

Анализ роли различных видов афферентации в регуляции движений глаз показал, что зрительная афферентация является ведущей в системе управления непроизвольными следящими движениями глаз (при фиксации неподвижной и движущейся цели), но имеет меньшее значение в системе управления произвольными сенказическими движениями глаз, где решающую роль играет кожно-кинетическая афферентация. Произвольные саккадические движения глаз могут совершаться и при закрытых глазах (например, они могут описывать геометрические фигуры: треугольник, квадрат и др.). Спецификой афферентации движений глаз — в отличие от всех других движений человека — является существенно большая роль зрительной афферентации в их удивлении и наличие специального вида следящих движений, регулируемых преимущественно с помощью зрительных сигналов. Произвольные движения глаз имеют большое сходство с произвольными актами в других моторных системах (по временным показателям, феномену антиципации и др.). Изучение Д. г. н. имеет большое диагностическое значение в клинике локальных поражений головного мозга. Непроизвольные следящие Д. г. н. наблюдаются при поражении задних затылочно-теменных отделов мозга, произвольные санкадические Д. г. н. — при поражении передних лобных отделов. Д. г. н имеют латеральный характер, т. е. отражают патологию левого или правого полушарий человеческого мозга. Различные Д. г. н. входят в различные нейропсихологические синдромы, дополняя общую характеристику «моторного поведения» больного. Для изучения Д. г. н. в клинических условиях в нейропсихологии разработаны специальные методы (фотоэлектрический, электроокулографический, пуппилография и др.).

19. Слуховые агнозии.

Слуховые агнозии. Слуховые агнозии развиваются при поражении вторичных корковых зон слухового анализатора. При этом больной теряет способность оценивать значение звуковых стимулов: при сохранном слухе он не может узнать, например, лай собаки или сирену пожарной машины.

Один из видов слуховой агнозии — -глухота на слова. Характеризуется отчуждением смысла слов: больной слышит слова, но не понимает их значение, поскольку не способен выделить смысловую составляющую фонем. Глухота на слова развивается при поражении вторичных зон слухового анализатора доминантного по речи полушария.

Обычно данный симптом отмечается в рамках синдрома сенсорной афазии. При поражении субдоминантного полушария больной не может оценить интонационный компонент речи, может утрачиваться музыкальный слух (амузия). Один из методов оценки слухового гнозиса — оценка распознавания ритмов.

Больного просят описать словами или воспроизвести какой-либо предъявляемый ритм.

20. Нарушения слухового гнозиса.(Височные отделы мозга, 42 и 22 вторичные поля, левое полу-шарие)

При нарушении слухового гнозиса возникает искажение понимания смысла слов при отсутствии глухоты. Развивается при поражении задней части извилины Гешля левого полушария (поле 22 по Бродману) Обычно сочетается с нарушением моторной речи из-за нарушения контроля за собственной речью со стороны слухового анализатора. Выявляются большое количество ненужных слов в речи больного.

Логорея — чрезмерная говорливость.

Парафазии — неточное употребление слов.

Персеверации — односложные ответы на различные по смыслу вопросы.

Алексия — нарушение чтения.

Контаминации — слитное написание слов в предложении.

При поражении вторичных отделов височной области (T1-ядерная зона коры звукового анализатора по Лурия) формируется синдром слуховой, акустической агнозии в речевой (левое полушарие) и неречевой (правое полушарие) сферах.

Речевая акустическая агнозия описывается и как сенсорная афазия.

Дефекты акустического анализа и синтеза в неречевой сфере проявляются в нарушениях идентификации бытовых шумов, мелодий (экспрессивная и импрессивная амузия), а также идентификации по полу, возрасту, знакомости и т.п.

К числу функций, обеспечиваемых совместной работой височных отделов правого и левого полушарий мозга, относится акустический анализ ритмических структур: восприятие ритмов, их удержание в памяти и воспроизведение по образцу (пробы на слухомоторные координации и ритмы).

Вследствие нарушения фонематического слуха распадается целый комплекс речевых функций: письмо (особенно под диктовку), чтение, активная речь. Нарушение звуковой стороны речи ведет и к нарушению ее смысловой структуры. Возникают «отчуждение смысла слов» и вторичные нарушения интеллектуальной деятельности, связанные с неустойчивостью речевой семантики.

При слуховой агнозии нарушается узнавание различных знакомых звуков и шумов, а также речи (чистая слухоречевая агнозия).

Больные не могут идентифицировать голоса животных и птиц (мычание коровы, лай собаки, пение соловья и т. д.), не различают разнообразные шумы — шелест бумаги, звон стекла, плач и смех ребенка, движение поезда и т. п. Грубо нарушается слуховое внимание, поскольку окружающие больного шумы перестают быть понятными и значимыми.

Слуховая агнозия обычно распространяется на узнавание звуков речи, что приводит к нарушению понимания речи и так назы ваемой «чистой словесной глухоте» без нарушений речевой системы в целом.

Встречается редко, так как для ее возникновения необходимо двухстороннее поражение извилин Гешля — корковой проекции слуховых путей.

Такая топика поражения возможна при энцефалите (дает несколько очагов поражения), повторных инсультах.

Нарушения слухового гнозиса — «чистой» речеслуховой агнозией, при которой нарушается узнавание не только мелодии, но и других окружающих звуков и шумов ( животных и птиц; шума, производимого ветром, движением поезда и т.п.).

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 1308. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://studopedia.info/3-55113.html

Зрительно-пространственные агнозии

18. Нарушения зрительно-пространственного гнозиса.

Вопрос № 23. Зрительно-пространственный гнозис и его мозговая организация. Зрительно-пространственные агнозии.

Ведущую роль в качестве главного функционального органа в зрительных и пространственно-зрительных функциях играют затылочные и теменные отделы мозга. Именно эти отделы обеспечивают нейропсихологические факторы зрительного и пространственного анализа и синтеза.

Вместе с тем клинические данные показывают, что зрительная перцепция может нарушаться и при поражении височных отделов мозга (зрительное восприятие предметно, поэтому требуется речевое опосредствование).

А также здесь работают структуры ствола (ядра), мозжечок, задне-лобные отделы, префронтальные отделы. Существуют различные виды нарушений гнозиса, связанные с дефицитом пространственного анализа и синтеза.

Они возникают при поражении, как правых, так и левых теменных и нижних теменных отделов мозга (сенсомотороная зона мозга и зона ТПО).

Их также называют оптико-пространственные агнозии (ОПА). Не путать с односторонней пространственной агнозией. Можно называть пространственно-зрительные агнозии, чтобы подчеркнуть важность пространственного анализа и синтеза.

Признаки: Теряется возможность ориентации в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов. Нарушается лево-правая ориентировка. Отсутствует понимание той символики рисунка, которая отражает пространственные признаки объектов. Нарушается понимание географической карты.

Нарушается оценка расстояния до объекта, сопоставление высоты нескольких объектов, сравнение размеров. У больных с оптико-пространственной (как и с предметной) агнозией, как правило, нарушается способность рисовать (при относительной сохранности способности копировать изображение).

Они не умеют передавать на рисунке пространственные признаки объектов (дальше-ближе, больше-меньше, слева-справа, сверху-снизу). В некоторых случаях распадается даже общая схема рисунка. Больные, рисуя человека, отдельно изображают части его тела (руки, ноги, глаза, нос и т. д.) и не знают, как их соединить.

Оптико-пространственные нарушения влияют иногда и на навык чтения: трудности прочтения таких букв, которые имеют «лево-правые» признаки, (больные не могут различить правильно и неверно написанные буквы — К, М, Р,Ч).

В ряде случаев (как правило, при правополушарных очагах) наблюдается односторонняя оптико-пространственная агнозия (см. в конце про гемианопсию). Люди видят только то, что расположено справа. При этом не включаются механизмы регуляции и компенсации, больные не осознают свой дефект и не учитывают его.

Копируя рисунок, изображают только одну сторону предмета или грубо искажаются изображение левой стороны. Одновременно у них часто нарушается также и возможность зрительной афферентации пространственно-организованных движений, т. е. «праксис позы» (не могут скопировать позу по образцу). Больные не могут постелить покрывало на постель, надеть пиджак, брюки и т. п. – апраксия одевания.

Апрактоагнозия — сочетание зрительно-пространственных и двигательно-пространственных расстройств.

Причины:связана преимущественно с поражением верхней части «широкой зрительной сферы». В особенно грубой форме она наблюдается при двухстороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга. Однако и при одностороннем поражении эти нарушения также выражены достаточно отчетливо.

Если говорить о зрительном гнозисе как перцептивной деятельности, нужно помнить о такой составляющей зрительной перцепции как движения глаз.

Зрительный гнозис обеспечивается движениями глаз, связанными с различными уровнями их реализации от уровня обычной фоновой активности (черепно-мозговые ядра) до целенаправленной регуляции взора (уровень коры, префронтальные, моторные зоны и задне-лобные структуры). Также здесь работает мозжечок.

Диагностика:

· Ориентировка в схеме, географической карте (обозначение частей света, хорошо знакомых городов, рек и т. п.)

· Ориентировка в часах (определение времени по«слепому» рисунку, расставление стрелок) Самостоятельный рисунок (стол, куб, дом, человек)

· Копирование рисунка (дом, куб)

· Рисование плана палаты

· Копирование рисунка с поворотом на 180°

· Фигура Тейлора (копирование сложной фигуры)

Подробнее и дополнительно:

Ошибки в зрительном гнозисе называются парагнозиями. Кроме них существуют псевдоагнозии (Лурия выделял их в отдельную категорию). Это неадекватные ответы, нелепые интерпретации по ходу рассматривания деталей объекта, персевераторные, стереотипно-клишированные объекты.

Псевдоагнозии — гностические ошибки, которые возникают при патологии передних лобных отделов мозга, в связи с недостаточной направленностью субъекта на решение гностической задачи. В основе псевдоагнозий может лежать нарушение целенаправленной регуляции взора. Больному можно помочь, если задавать ему вопросы (вынесение функции вовне по Выготскому).

Если с помощью подсказок больной приходит к правильному ответу, то это псевдоагнозия, а не собственно агнозия.

Умрихин С.О. и Семенович А.В. выделили 4 вида пространственных ошибок, которые говорят о нарушениях пространственного восприятия – в экспериментах на детях и взрослых, давали фигуру Рея для срисовывания.

4 категории первичных пространственных ошибок, свидетельствующих о нарушении простр фактора:

1) Структурно-топологические. Нарушается структура и топология передаваемого изображения – самые грубые. Срисована половина.

2) Координатные – фигура Рея повернута на 90 градусов, 180, срисована только ее половина – игнорируется левая половина, координата.

3) Метрические – нарушается пропорция. Фигура Рея помещена на большой чистый лист, нарисована в самом крайнем правом углу, очень маленькая, но нарисовано все правильно.

4) Проекционные – проявляются при работе с объемными стимулами. Проблемы с передачей объема. Больного просят нарисовать стол с 4 ногами, куб, дом с боковой стенкой.

Если одна или все ошибки присутствуют, можно говорить об оптико-пространственной агнозии.

Гемианопсия – выпадение половины поля зрения. Если выпадает правая сторона зрительного поля, зрительный гнозис существенно не изменяется, т.к. человек осознаёт расстройство и использует способы компенсации.

Если выпадает левое полуполе зрения, тогда возникает расстройство зрительного гнозиса – односторонняя пространственная агнозия (игнорирование левой стороны пространства). Люди видят только то, что справа. При этом не включаются механизмы регуляции и компенсации, т.к. больные не осознают свой дефект и не учитывают его.

Рассказ «Хитрая лиса» — читается только правая половина текста и больной не осознаёт дефицита. Односторонняя пространственная агнозия проявляется и тогда, когда больной рисует. То есть игнорируется и пространство внутреннего образа. Это расстройство, как правило, сочетается с анозогнозией – незнанием своей болезни.

Также сочетается с игнорированием в других модальностях – тактильной, слуховой. Всё, что приходит в правое полушарие, игнорируется. Необязательно должна быть гемианопсия для существования односторонней пространственной агнозии.

Оценка расстояния до объекта. Сопоставление высоты нескольких объектов. Сравнение размеров. Оценка расстояния «дотягивания» рукой до объекта. Определение времени на часах, где стрелки есть, а цифр нет.

Расположение (сорасположение) географических объектов на карте. Перевод объекта из двумерного в трёхмерное пространство. Чтение. Непосредственная пространственная ориентировка (в собственной квартире). Выбор маршрута.

Совмещение на одежде петелек и пуговиц

Симптомы нарушения движений глаз. Инактивность взора. Инертность взора, застревание. Пассивное слежение (бывает и у здоровых на фоне утомления). Соскальзывание (на побочные ассоциации при рассматривании объекта, например, сюжетной картинки) [разбитое окно, «Крупская» и «Ленин»].

3.2.3. Зрительно-пространственный гнозис

Восприятие пространственных отношений и ориентировка человека в пространстве является одной из самых комплексных по своему составу форм восприятия. Оно основывается на зрительной ориентировке в предметах окружающего мира, которая генетически является наиболее поздней.

На первых этапах практической деятельности ребенка в состав пространственной ориентировки входит совместная работа зрительного, кинестетического и вестибулярного анализаторов. Пространственная ориентировка связана с выделением в пространстве правого и левого, сзади спереди, и все это вместе связано и с речью.

Поэтому ориентировка в пространстве может нарушаться при поражении различных факторов, но основные ее формы возникают при поражении зоны совместной работы этих анализаторов, это зона ТРО (Temporalis – Parientalis — Occipitalis) т.е. височно-теменно-затылочной.

Анализируя пространственное восприятие у ребенка, надо точно анализировать ошибки, чтобы найти соответствующий фактор. То же самое относится и к пространственному праксису, и к нарушению письма, чтения и счета.

Особое внимание при обследовании этой функции следует обратить на сохранность или поражение взаимодействия тех анализаторных систем, совместная работа которых и реализует пространственное восприятие; поражение взаимодействия этих анализаторов, а не их изолированное поражение, может оказаться фактором, ведущим к пространственной агнозии у детей.

4. Оптико-пространственная агнозия — возникает при поражении затылочно-теменных областей. Проявляется как нарушение пространственных связей, пространственных отношений, как реальных объектов, так и их изображений. Чаще страдает лево-, право-координата. В грубых случаях — может пострадать восприятие верхне-нижних координат плюс лево-, право-координата.

Выражается в реальной жизни так, что человек не может понять, например, часы — невозможность соотнести стрелки и циферблат.

Нарушение ориентировки в географических картах. Больной не может скопировать или самостоятельно произвести глубину, трехмерность, пространственные признаки объекта.

Выделяют одностороннюю оптико-пространственную агнозию, которую иногда называют зрительным невниманием. Больной игнорирует какую-либо сторону (чаще левую) у объекта.

Больной описывает правую часть картины, дерева, а левую не изображает. Изображения могут быть в правой части рисунка.

Оптико-пространственная агнозия часто проявляется при поражении правой затылочной части. Степень доминирования правого полушария у всех разная. Большая часть информации поступает с правого глаза на левое полушарие.

При поражении правого полушария, степень доминирования левого полушария возрастает. Высвобождаются функции левого полушария. Оно должно работать за двоих.

При поражении одного из полушарий, нужно учитывать задействованность другого полушария.

При поражении правого полушария наступает эйфория, при поражении левого полушария — депрессия, так как центр положительных эмоций находится в левом полушарии. А при поражении правого полушария — левое высвобождает свой потенциал, следовательно, возникает такая реакция.

В зрительной сфере у человека доминирует левое полушарие.

1. Оптико-пространственная – координатные, структурно-топологичекие ошибки.

В названии присутствует фактор – пространственный ! мб слуховая пространственная агнозия, слуховая пространственная!

ОПА – нарушение зрит восприятия, за к-ым стоит нарушение пространственного ф-ра!

Умрихин С.О. и Семенович А.В. выделили 4 вида пространственных ошибок, к-ые говорят о нарушениях пространственного восприятия – в экспериментах на детях и взрослых, давали фигуру Рея для срисовывания.

4 категории первичных пространственных ошибок, свидетельсвутющих о нарушении простр ф-ра:

1) Структурно-топологические. Нарушается структура и топология передаваемого изображения – самые грубые. Срисована половина – тоже сюда

2) Координатные – фигура Рея повернута на 90 градусов, 180, срисована только ее половина – игнорируется левая половина, координата.

3) Метрические – нарушается пропорция. Фигура Рея помещена на большой чистый лист, нарисована в самом крайнем правом углу, мааааленькая. Все правильно нарисовано!

4) Проекционные– проявляются при работе с объемными стимулами. Нарисуй стол с 4 ногами, куб, дом с боковой стенкой. Проблемы представления объемности.

Если одна или все ошибки присутствуют, то говорим об ОПА.

Игнорируется левая сторона у правшей (рисует только правую часть, читает только правая половина текста, ест только правую половину тарелки). Фрагментарность восприятия:

· ОПА (односторонняя пространственная агнозия) – полимодальное нарушение (акуст, зрит, такт).

· ОЗПА проявляется только в одной модальности

Гемианопсия: знает, что нужно повернуть лист или тарелку, чтобы увидеть то, чего не видел! Критичность!!!

Источник: https://studopedia.su/18_1063_zritelno-prostranstvennie-agnozii.html

Нарушение зрительно-пространственного гнозиса и праксиса у детей с особенностями развития — Мама Света

18. Нарушения зрительно-пространственного гнозиса.

Зрительно-пространственный гнозис и праксис – это, в общем-то, сформированность оптико-пространственных функций, которая максимально проявляется к концу дошкольного периода или в начальной школе.

Сами по себе эти понятия нераздельно связаны между собой и говорят о том, что ребенок способен воспринимать и анализировать/синтезировать информацию об окружающем мире, видеть себя относительно предметов и явлений действительности, чувствовать свое тело, регулировать зрительно-моторную координацию и выполнять определенные действия по инструкции со стороны или по собственному программированию.

Гнозис – это узнавание предметов и явлений на основе когда-то усвоенной о них информации. Зрительно-пространственный гнозис говорит о том, как ребенок может узнавать предметы в окружающей обстановке на основе работы зрительного анализатора (цвет, форма, величина, расположение в пространстве, временные соотношения).

Праксис отвечает за действия, которые выполняются с опорой на имеющуюся информацию о том или ином объекте (субъекте), явлении. Ни одно действие нельзя совершить без контроля со стороны рецепторов, которые связаны с нашими сенсорными анализаторами.

В данном случае при нарушении оптико-пространственного гнозиса (агнозия) праксис  тоже становится дефектным (апраксия).

Ребенок не может подбирать готовые шаблоны, так как в его программе они не усваиваются или обрабатываются недостаточно по причине патологичной смысловой памяти и мышления, что может быть связано с повреждением определенных зон коры головного мозга (теменно-затылочная, височная и другие).

Как проявляются нарушения развития оптико-пространственного гнозиса и праксиса, признаки

С раннего детства у ребенка формируется трехмерное ощущение этого мира, если так можно выразиться.

Смысл в том, что в первые годы жизни он учится понимать реальную пространственную организацию мира через собственное тело и его локализацию в пространстве, постепенно соотнося внешний мир с внутренним планом и после усваивая уже более сложную систему пространства, которую, по сути, создал сам человек – это буквенно-символьная и вообще знаково-кодовая упорядоченность знаний о мире и его явлениях, что передается из поколения в поколение и облегчает жизнь в обществе.

Формированию всей этой трехмерной (трехэтапной) пространственной системы способствует активная деятельность малыша, которая затрагивает сенсорную составляющую (все чувственные анализаторы), в том числе зрительный, вестибулярный, слуховой и тактильный компоненты.

Основной опорой при этом является собственное тело! Если ребенок не может переработать информацию, полученную от зрительных, слуховых и тактильных анализаторов, то пространственная ориентировка (гнозис) нарушается, вследствие чего и выполнение комплекса действий (праксис) становится проблемным.

В итоге, малыш не овладевает:

  • пространством собственного тела (не ориентируется, где право-лево, какая часть в каком месте расположена, где грани собственного тела, а где – окружающего мира, плохо дифференцирует позывы тела, такие как голод, выведение продуктов жизнедеятельности и т.д.);
  • окружающим пространством и расположением объектов в нем (расстояние до предмета, его цвет, величина, форма, положение верх/низ, право/лево);
  • вербализацией имеющейся информации;
  • пространством речи и языка (всеми его компонентами).

Это приводит к замедленным темпам развития, задержкам психического развития (ЗПР) и даже вторичному снижению интеллекта, на основе чего вполне может сформироваться умственная отсталость (УО).

Признаки нарушения оптико-пространственного гнозиса и праксиса в раннем дошкольном периоде

Если у ребенка есть темповая задержка развития или двигательные нарушения, то, скорее всего обнаружится и нарушение зрительно-пространственного гнозиса/праксиса. На что обратить внимания, по каким признакам можно заподозрить патологию?

В первую очередь вы увидите, что:

  • общие движения тела нестандартны – могут присутствовать раскоординированность, скованность, невозможность перейти к новому положению тела относительно выбранной опоры;
  • при расположении на спинке/животе малышу сложно хватать игрушки или интерес к ним почти отсутствует;
  • он не водит глазкам за предметом или водит с явным несоответствием движениям предмета;
  • при переходе в сидячее положение не понимает, как хвататься за пальчики взрослого, как зафиксировать свое тело — мышечный корсет плохо управляем;
  • ползание всегда идет с задержкой, при этом остается долго в неправильном виде, когда ручки-ножки чередуются неверно, опора на руки нарушена;
  • при вставании на ножки, в связи с дефектным восприятием «нижнего» направления пространства и ощущением тела относительно него, вы можете отметить, что ребенок часто падает, не понимает, как вставать, делает неправильную опору, не использует вспомогательные элементы для опоры;
  • далее страдает сцепка «глаз – рука», когда малыш плохо захватывает предметы, не может выполнить элементарных инструкций (положи в коробку, дай мне пирамидку).

Признаки нарушения оптико-пространственного гнозиса и праксиса после года

У детей с нарушениями оптико-пространственного гнозиса и праксиса страдает восприятие и узнавание цветов, формы, величины объектов. Они плохо соотносят элементы пространства, их пропорции, не планируют перспективу своих действий с ними.

Часто отмечается явление пальцевой агнозии, когда малыш не ощущает свои пальцы и не различает их, соответственно движения рукой совершаются неадекватно (нарушения мелкой моторики).

Это выражается в том, что ребенок не может показать части тела, определить элементы лица, собрать пирамидку, сложить пазл, собрать игрушки в коробку, резать ножницами, подниматься по ступенькам, забираться на горку, перешагивать препятствие – выполнять действия, которые требуют связки «глаз – рука» и хорошей координации.

От двигательной недостаточности и недоразвития предметных действий страдает игровая деятельность, являющаяся ведущей у детей до 10 лет. Отчего в школе пострадают и учебные навыки.

Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса у детей

Нормотипичный ребенок выполнит все предложенные ниже задания, а дети с нарушениями зрительно-пространственного гнозиса и праксиса большую их часть не делают и даже не понимают сути, так как в первую очередь искажено восприятие схемы собственного тела.

  • Назвать контурное изображение предметов.
  • Подобрать пару предмету.
  • Назвать и дорисовать незавершенное контурное изображение.
  • Назвать перечеркнутое, зашумленное изображение или определить и назвать все объекты, заключенные в наложенные друг на друга контуры, раскрасить их по образцу (например, чтобы один предмет выступал над другим).
  • Определить, что художник нарисовал неправильно.
  • Распределить предложенные предметы по величине, форме, цвету.
  • Распределить предметы относительно цветового фона.
  • Сказать, на что похож предмет по форме (лимон – на овал, апельсин – на круг, часы – на квадрат).
  • Подобрать пару по цвету, форме, величине, расположению в пространстве (в, на, под).
  • Нахождение одинаковых предметов по форме, но разных по цвету и наоборот.
  • Определение правого и левого расположения предметов на картинке относительно друг друга.
  • Хождение пальчиком по лабиринтам.
  • Складывание картинки из палочек и спичек по шаблону (например, буквы, цифры, грибочка, геометрической фигуры).
  • Вычеркнуть из множества только определенный элемент (только кружочки, флажочки, букву «А» и т.д.).
  • Определение правой и левой руки, ноги, элементов лица.
  • Нахождение предметов с определенной стороны определенного цвета (слева – желтый шарик, справа – красный).
  • Определение положения предметов (сверху, снизу, впереди, сзади).
  • Построение симметричных узоров (мозаика, пазлы, кубики, конструктор).
  • Нахождение спрятанных букв и цифр.
  • Складывание разрезных картинок из 4-8 деталей и вообще конструирование целостного изображения из деталей по образцу.
  • Запоминание сочетания геометрических фигур в разной последовательности.
  • Проверка состояния ручной моторики («кулак – ребро – ладонь» каждой рукой по очереди, чередование «правый кулак – левая ладонь» и наоборот, переворачивание кистей рук вверх и вниз попеременно – правая тыльной стороной, левая – ладонью, «пальчики здороваются» — все пальчики по очереди смыкаются с большим и т.д.).

Несформированность пространственных представлений в школе

В школе подобные отклонения проявляются нарушениями письма и чтения.

Дети путают буквы и цифры, пишут их в зеркальном отображении, теряют некоторые элементы данных знаков, заменяют схожими, теряют строку и вообще плохо ориентируются на листе бумаги.

Их графо-моторная деятельность слишком дефектна, освоение пространства клетки/линейки в тетради и написание буквенно-символьных знаков в ее пределах вызывает самые серьезные сложности.

При сильном нарушении некоторые школьники совсем не узнают отдельные буквы в изоляции или слове/слоге. Им трудно соблюдать расположение предметов по порядку, заданную относительно друг друга величину, использовать словесные подсказки (верхний левый угол, по диагонали и т.д.

), ориентироваться в большом пространстве (торговый центр, кинозал, столовая).

Они хуже ищут нужное помещение (кабинет, спортивный зал, туалет), узнают знакомые предметы в незнакомом ракурсе (что необходимо для черчения, математики, геометрии, географии), соблюдают направление линий, штриховки, размерности, работают с объемными фигурами.

Программа формирования зрительно-пространственных представлений у детей до 7 лет

В принципе, отталкиваться можно от того списка, какой я привела выше. Все эти упражнения дают ребенку шанс максимально восполнить пробелы в пространственной ориентировке.

В первую очередь учат детей чувствовать свое тело и лицо, узнавать и уметь показывать их элементы правой и левой рукой. Уже потом переходят к исправлению восприятия окружающих объектов, их расположения в пространстве и взаимоотношений относительно друг друга и человека.

На базе этого ребенок учится постигать и буквенно-символьный (искусственно созданный) мир или квазипространство.

Интересные задания на развитие пространственных представлений, примеры

Учимся определять контуры знакомых предметов.

Ищем на зашумленных картинках предметы и показываем (обводим) их.

Определяем положение предметов относительно своего тела: положить куклу справа от себя, мишку – слева.

Пишем буквы и цифры справа/слева от вертикальной черты или какого-либо предмета.

Рисуем по речевой инструкции квадратик в центре листа, справа от него – треугольник, слева – круг, сверху – крестик, снизу – поставить точку (это пример, располагать можно как угодно).

В нижнем левом углу рисуем голубой квадрат, в верхнем левом – красный круг, в верхнем правом – зеленый треугольник, в нижнем правом – желтый ромб (тоже лишь пример).

Постепенно вводим понятие графических диктантов (они могут быть совсем легкими для начала, например, начертание геометрических фигур).

Дорисовываем изображениям недостающие части.

Важно! При простых упражнениях (например, рассмотрении сюжетной картинки) обратите внимание, нет ли искажения в векторе восприятия. Некоторые дети воспринимают информацию инверсивно, то есть наоборот: справа – налево и снизу – вверх.

Учимся определять, какой предмет выше/ниже.

Формируем понимание значений предлогов на уровне импрессии (понимания, внутреннего формирования высказывания). Рассматриваем картинки и проговариваем четко их описание.

Предлоги должны быть прорисованы без двусмысленных посылов. Делайте упражнения на расстановку предметов с ориентировкой на предлоги. Сначала отрабатываем простые: в, на, под, над, из, за, около.

Позже берем сложные предложные конструкции: из-за, из-под и другие.

Больше старайтесь обводить по пунктиру (предметы, цифры, буквы, узоры) – такие пособия стоят копейки и продаются на каждом углу.

При дифференциации предметов по форме, цвету, величине обязательно выделяйте их характерные признаки как можно четче и эмоциональнее.

Складывайте фигуры из палочек и спичек по образцу или памяти.

Реконструируйте буквы и цифры (добавить недостающий элемент). Пишите их в воздухе, на спине, лепите, вырезайте, ощупывайте (можно вырезать алфавит и цифры из плотной бархатной бумаги).

Учитесь отличать оптически сходные изображения букв, цифр, орнаментов и узоров.

Учитесь определять время на рисунке с часами, так как временные понятия у детей с особенностями тоже усваиваются с нарушениями.

Считается, что нарушения оптико-пространственного гнозиса и праксиса поддаются коррекции, если работа с ребенком ведется с раннего возраста в течение 3-4 лет.

Данными вопросами занимаются нейропсихологи, дефектологи, психологи и даже логопеды. И мамы с папами – не исключение.

Я всегда говорю, что основная база подкрепляется именно дома! Педагоги вас направляют, подсказывают, но большую часть отработки тех или иных навыков делают в домашних условиях. Успехов!

Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Источник: https://mamasveta.com/narushenie-zritelno-prostranstvennogo-gnozisa-i-praksisa-u-detej-s-osobennostyami-razvitiya.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий