18 Морфология как раздел языкознания.

Семинарское занятие №6 Морфология как раздел языкознания

18 Морфология как раздел языкознания.

Цель:Познакомитьстудентов с сущностью грамматики. Датьосновные понятия о способах и средствахвыражения грамматических значений.Выявить особенности грамматическогозначения в противопоставлении лексическомузначению. Рассмотреть традиционнуюклассификацию частей речи.

Основные вопросы семинарского занятия

  1. Морфология как раздел языкознания. Основные понятия морфологии.

  2. Грамматическое значение и способы его выражения (порядок слов, ударение, редупликация, служебные слова, сложение и его типы, аффиксация, супплетивизм). Средства выражения грамматического значения: синтетический и аналитический способы.

  3. Понятие грамматической формы слова, парадигмы. Понятие грамматической категории.

  4. Части речи. Классификация частей речи.

  5. Характеристика основных частей речи. Явления переходности в системе частей речи.

Основные понятия и определения

Морфология— это раздел грамматики, изучающийграмматические свойства слов. Вслед заВ. В. Виноградовым морфологию частоназывают «грамматическим учением ослове». Грамматическими свойствамислов являются грамматические значения,средства выражения грамматическихзначений, грамматические категории.

Грамматическоезначение— обобщённое, отвлечённое языковоезначение, присущее ряду слов, словоформи синтаксических конструкций, находящеев языке своё регулярное (стандартное)выражение, например, значение падежаимён существительных, времени глаголаи т. п.

Грамматическийспособ — супплетивизм.Под супплетивизмом понимается выражениеграмматического значения словом сдругой основой: иду — шёл, человек —люди. В одну грамматическую паруобъединяются разнокорневые слова.Лексическое значение у них одно и тоже, а различие служит для выраженияграмматического значения.

Грамматическийспособ редупликации(повтора) заключается в полном иличастичном повторении частей слова длявыражения грамматического значения.

Такой способ словообразования какредупликация (удвоение корня или основыслова) в русском языке не встречается,однако, широко распространён вавстронезийских языках.

Так, например,в языке ниуэ от глагола ako (учить) путемредупликации образуется существительноеakoako (учитель).

Грамматическийспособ — чередование(внутренняяфлексия) представляет собой использованиеизменения звукового состава корня длявыражения грамматического значения:избегать — избежать; собирать – собрать.

Грамматическаяформа— внешнее языковое выражениеграмматического значения в каждомконкретном случае употребления слова.Каждую отдельную грамматическую формуназывают словоформой.

Грамматическаякатегория— это система противопоставленных другдругу рядов грамматических форм соднородными значениями. В русскойграмматике выделяются именныеморфологические категории рода,одушевлённости/неодушевлённости, числа,падежа, степени сравнения; глагольныекатегории вида, залога, наклонения,времени и лица.

Грамматика– совокупность существующих в языкесредств и способов словоизменения иправил сочетания слов в предложении;раздел языкознания, изучающий формысловоизменения, формулы словосочетанийи типы предложений.

Грамматическийстрой– совокупность закономерностей,определяющих способы изменения слов(морфология) и способы их соединения всловосочетания и предложения (синтаксис).

Синтетическиеязыки –языки, в которых грамматические значениявыражаются в пределах самого слова(аффиксация, внутренняя флексия, ударение,супплетивизм…).

Аналитическиеязыки –языки, в которых грамматические значениявыражаются не формами самих слов, аслужебными словами при знаменательныхсловах, порядком знаменательных слов,интонацией предложения.

Лексическоезначение –содержание слова, т.е. устанавливаемаянашим мышлением соотнесенность междузвуковым комплексом и предметом илиявлением действительности, которые обозначены этим комплексом звуков.

Аффиксация– присоединение аффиксов к корням илиосновам.

Внутренняяфлексия– изменение звукового состава корня,выражающее различие грамматическихзначений.

Аблаут– морфологическое чередование, играющеероль внутренней флексии.

Умлаут–чередование коневых гласных в немецкомязыке как средство образованияграмматических форм. Выражается впалатализации корневого гласного подвлиянием гласного последующего аффикса.

Парадигма– совокупность форм словоизменения одного и того же слова.

Морфема– мельчайшая значимая единица, имеющаязвуковое выражение.

Аллоформ– вариант морфемы.

Аффикс– служебная морфема, т.е. часть слова,видоизменяющая лексическое либограмматического значение корня (основы)или выражающая отношения между словамив словосочетании и предложении.

Кореньслова– непроизводная основа, являющаясяносителем вещественного значения слова.Выделяется путем отделения аффиксов ивычленения общей, далее нечленимойчасти родственных слов.

Опрощение– изменение в морфологическом строениислова, в результате которого производнаяоснова, ранее распадавшаяся на отдельныеморфемы, превращается благодаря теснойспайке морфем (корня с аффиксами) внепроизводную, морфологически нечленимую.

Переразложение– перемещение границ морфем в составеслова, в результате чего основа слова,оставаясь производной, членится сейчасиначе, чем когда-то.

Усложнениеосновы– превращение ранее непроизводнойосновы в производную (членимую наморфемы).

Источник: https://studfile.net/preview/2439038/page:12/

Морфология русского языка: что изучает раздел и его правила или повторение с упражнениями в 7 классе, тесты по словообразованию и фонетике

18 Морфология как раздел языкознания.

Морфология как раздел языкознания представляет собой знание о слове и его составных частях. Ёмким считается определение языковеда В.В.Виноградова о том, что такое морфология в русском языке: он назвал её грамматическим учением о слове.

То есть это наука, изучающая грамматические признаки слова. К ним относятся: принадлежность к некоторой части речи, изменяемость формы и грамматическое значение.

Предмет морфологии

Язык как наука – это сложная комбинация различных по свойствам и величинам элементов.

Наименьший строительный материал такой системы – слово, которое обладает и меняет не только своё лексическое значение (то есть смысл), но и грамматическое – падеж, число, род.

В отличие от значения лексического, грамматическое присуще некоторому количеству словоформ, объединённых однородным признаком, например временем глагола или числом имён существительных.

Грамматическое значение слова – это то, что изучает морфология в русском языке. Поскольку она заинтересована в технических характеристиках слова, немаловажным будет в рамках данного направления языкознания представление и о частях речи. Это также немаловажный для изучения морфологией предмет.

Языкознание насчитывает порядка десяти основных разделов, изучающих с различных углов зрения русский язык. Морфология, орфография, морфемика, словообразование, лексикография и орфоэпия – науки, специализирующиеся на слове как основном объекте исследования.

Морфология находится в неразрывной связи с другими науками о языке. Поскольку слово являет собой неразделимую связь лексического и грамматического значений, невозможно рассматривать его словоформы в отрыве от особенностей семантики – предмета изучения лексикологии.

Орфография, подобно морфологии, заинтересована в грамматическом значении слова, поскольку исследует правильное написание слов. Например, чтобы применять правило о чередовании гласных в корне, стоит учитывать часть речи слова.

Синтаксис ориентируется на правила составления предложений и словосочетаний, состоящих опять же из слов с конкретным лексическим и грамматическим значением.

Понятийный аппарат морфологии

Что такое морфология? В русском языке используются термины «словоформа» и «лексема» для определения слова как единицы морфологического анализа. Словоформа – это слово с конкретным набором грамматических характеристик в тексте. Лексема – это совокупность словоформ с одинаковым лексическим значением.

Формы слова упорядочены в языке посредством парадигмы – перечня всех словоформ, представленных в виде схемы. Парадигмы бывают именными и глагольными. К первому типу относятся категории полноты/краткости формы, склонения и степеней сравнения прилагательных. Вербальные парадигмы иллюстрируют формоизменение глаголов по наклонениям, числам, лицам и временам.

Ещё одна разновидность парадигм – полные и неполные. В первом случае слово обладает всеми возможными словоформами, как, например, «дом», «поле», во втором – не всеми.

Слова, которые употребляются исключительно во множественном числе (очки, каникулы), имеют неполную парадигму, поскольку лишены форм падежей в единственном числе. А слова строго единственного числа уменьшают свою парадигму на шесть падежных форм множественного числа.

Избыточной называется парадигма, количество словоформ в которой превышает их число в полной. Такое бывает со словами, обладающими вариативными формами: от глагола «брызгать» можно образовать в настоящем времени две формы – «брызгает» и «брызжет».

Избыточная парадигма возникает чаще всего из-за того, что старая форма слова осталась в употреблении, в то время как образовался новый инвариант.

Ещё один вид парадигмы – перекрещивающаяся. Она возникает в случае, если формы парадигмы одного слова частично совпадают с той же парадигмой другого слова. Наиболее распространена она среди прилагательных мужского и среднего рода.

Урок русского языка

Морфология в школе преподносится в несколько этапов на различных стадиях обучения. Первое знакомство происходит ещё в начальной школе, когда изучаются значимые части слов и основные части речи. Постепенно вводятся сведения о парадигмах, которые являются базой для обучения морфологии, специализирующейся на анализе различных частей речи.

Что такое морфология в русском языке? Такая научная постановка вопроса присуща курсу 7-8 классов, когда более досконально рассматриваются все части речи. Учащиеся изучают грамматические признаки именных, глагольных и далее – служебных частей речи.

Морфология в курсе русского языка школы – один из важнейших разделов, сосредотачивающий на себе большое количество академических часов. Поскольку школьное образование ориентировано на развитие коммуникативных навыков у детей, представление об устройстве родного языка и его функционировании является немаловажным условием успешной реализации речевой компетенции.

Источник:

Понятие о грамматике. Место грамматики в системе языка

Термин грамматика употребляется в 2 значениях:

  1. грамматический строй языка, включающий средства и правила изменения слов и их соединения в сочетания и предложения;
  2. наука о строе и законах языка.

В грамматике выделяют морфологию и синтаксис.

Если в фонетике основной единицей является фонема, в лексике – слово, то грамматическая единица означает более широкое понятие — сюда относится и морфема, и слово, и словосочетание, и предложение. Слова одновременно относятся и к лексическому, и к грамматическому уровням языка.

Но если в лексикологии слова рассматриваются с точки зрения значения, употребления, происхождения, то в грамматике изучаются общие свойства слов.

Основные свойства слов группируются в классы, которые обладают своими особенностями формообразования, взаимоотношений и связей с другими языковыми единицами.

Синтагматические и парадигматические связи языковых единиц

Синтагматические (линейные) отношения между соседствующими элементами.

Парадигматическими (нелинейными) являются отношения между разными проявлениями одной и той же грамматической единицы: между морфемой и морфом, между формами одного и того же слова.

Парадигма слова – это совокупность форм его словоизменения. Парадигма слова стол: стол, стола, столу, стол, столом, о столе, столы, столов, столам, столы, столами, о столах.

Понятие о морфологии

Морфология изучает образование форм слов.

Понятие морфология можно представить с разных сторон:

  1. Это средства и правила образования слов, система с грамматическими категориями.
  2. Раздел грамматики, в котором дается описание образования форм слов, а также грамматических классов слов (частей речи).

Форма слова — это форма, которую получает конкретное слово при склонении, спряжении или образовании сравнительной степени, сохраняя свое лексическое значение, но приобретая новое грамматическое: картина (ГЗ ж. р., ед. ч., И.п.) – картины (ГЗ мн. ч., И./В. п.), рисуют (ГЗ мн. ч., 3 л., наст. вр.) – рисовал (ГЗ ед. ч., м.р., прош. вр.), яркий (м. р., ед. ч., И. п.) – ярче (сравн. степ. прилаг.).

Грамматическое значение рассматривает слово с определенной частью речи, а внутри нее с определенной грамматической категорией (рода, числа, падежа), определяет возможности изменения слова и его сочетания с другими словами.

Грамматическая форма слова объясняет слово с точки зрения определенной части речи, а внутри нее с определенной грамматической категорией (рода, числа, падежа), определяет возможности изменения слова и его сочетания с другими словами.

Источник: https://obraz-ola.ru/gumanitarnye-nauki/chto-izuchaet-morfologiya-russkogo-yazyka.html

Грамматика как раздел языкознания. Морфология. Классификация частей речи

18 Морфология как раздел языкознания.

Предыдущая78910111213141516171819202122Следующая

Термин «грамматика» в языкознании имеет несколько значений:

1. Раздел языкознания, изучающий функционирование единиц языка, способы их связи между собой.

2. Объект изучения — грамматический строй языка, инвентарь грамматических значений и способов их формального выражения.

3. Правила, по которым строятся слова, формы слов, словосочетания, предложения для передачи определенного смысла.

4. Грамматика как раздел языкознания включает в себя два подраздела — морфологию и синтаксис.

5. МОРФОЛОГИЯ — это раздел грамматики, который изучает разные аспекты слова: его принадлежность к определенной части речи, структуру, формы изменения, способы выражения грамматических значениях.

ЧАСТИ РЕЧИ — это лексико-грамматические разряды, на которые распадаются слова языка вследствие наличия у них

1. семантического признака (некоторого общего значения, сопровождающего конкретное лексическое значение данного слова),

2. морфологического признака (системы грамматических категорий, специфических для данного разряда слов),

3. синтаксического признака (особенностей синтаксического функционирования).

В русском языке различаются самостоятельные и служебные слова.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Самостоятельные (знаменательные) части речи — это разряды слов, которые называют предмет, действие, качество, состояние и т.д. или указывают на них и которые обладают самостоятельным лексическим и грамматическим значением и являются членами предложения (главными или второстепенными).

К самостоятельным частям речи относятся:

1. имя существительное,

2. имя прилагательное,

3. имя числительное,

4. местоимение,

5. глагол,

6. наречие.

7. Классификация частей речи

Слов в языке много, и все они имеют свои значения. В морфологии все слова распределяются по группам (классам), которые называются частями речи. Части речи – это морфологические классы слов. В современном русском языке десять частей речи. Они делятся на самостоятельные, служебные и междометия. Части речи характеризуются:

1) общим значением;

2) морфологическими признаками (грамматическими значениями);

3) синтаксической ролью. Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные.

К самостоятельным частям речи относятся – имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.

К служебным частям речи относятся – предлог, частица, союз. Самостоятельными называют все, что есть в мире, это слова-названия, своеобразные «этикетки», а служебные слова обслуживают слова-этикетки, организуя их в связную речь, состоящую из предложений.

В предложении самостоятельные слова, называя предметы, их признаки, действия и прочее, выполняют роль членов предложения, а служебные чаще всего служат для связи самостоятельных слов. Например: Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет (А. С. Пушкин).

В этом предложении существительное ветер выполняет роль подлежащего, глаголы гуляет, подгоняет – роль сказуемых, а существительные море и кораблик – роль второстепенных членов предложения. Ветер, море, кораблик, гуляет, подгоняет – самостоятельные слова. Союз и, предлог по – служебные слова. Союз и связывает сказуемые гуляет и подгоняет.

Предлог по связывает со сказуемым гуляет слово море – гуляет (где?) по морю – и входит в состав второстепенного члена предложения.

Особую группу слов составляют междометия, которое не имеет грамматических категорий, поэтому не входит ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.

Классификация

Самостоятельные слова являются самостоятельными названиями предметов, действий, количества, признаков или указывают на них; могут быть членами предложения:

1) имя существительное (поле, завод);

2) имя прилагательное (честный, трудный);

3) имя числительное (пять, пятый);

4) местоимение (я, ты, мы, этот, никто);

5) глагол (причастие, деепричастие): (работать, учиться);

6) наречие (снова, всегда).

Служебные слова служат для связи между словами или частями предложения, вносят в них дополнительные оттенки; не являются членами предложения:

1) предлог (на, под, к, кроме, вместо);

2) союз (и, но, если, чтобы, так что);

3) частица (не, ни, бы, ли, же);

4) междометия (ах, эй, ой).

Предыдущая78910111213141516171819202122Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/11-39473.html

Морфология как раздел грамматики

18 Морфология как раздел языкознания.
Е. В. Клобуков

Морфология и синтаксис являются двумя составными частями грамматики. Термин «грамматика» имеет несколько значений. Прежде всего, этим термином обозначается грамматический строй языка, т. е.

объективные законы строения и функционирования слов и предложений. Грамматикой называют также особый раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка.

Грамматиками называются и книги, содержащие систематическое описание грамматического строя языка.

Чтобы понять специфику грамматики как особого раздела языкознания, нужно сравнить ее с другими лингвистическими дисциплинами. Фонология, изучающая законы функционирования фонем, обнаруживает много общего с грамматикой, изучающей законы строения и функционирования слов и предложений.

Не случайно все грамматики русского языка, начиная с «Российской грамматики» М. В. Ломоносова (опубл. 1757), содержат кроме собственно грам-матических разделов (морфологического и синтаксического) и описание фонетического строя.

И все же в теоретическом плане ученые отграничивают фонетику от грамматики: фонема сама по себе не имеет значения, тогда как грамматика изучает значимые единицы языка. Однако и лексикология изучает значимые единицы — слова.

Но в отличие от лексикологии грамматика изучает не только слова; но и синтаксические единицы (словосочетание, предложение); кроме того, грамматика отвлекается от лексического значения слова и изучает лишь его грамматические свойства.

Морфология — это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Вслед за В. В. Виноградовым морфологию часто называют «грамматическим учением о слове» (в отличие от синтаксиса — учения о грамматических свойствах словосочетания и предложения). Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории.

Грамматическое значение слова

Грамматическое значение сопутствует лексическому значению слова; отличия между этими двумя типами значений таковы:

1. Грамматические значения очень абстрактны, поэтому они характеризуют большие классы слов. Например, значение глагольного вида всегда присутствует в смысловой структуре русского глагола.

Лексическое же значение более конкретно, чем грамматическое, поэтому оно характеризует лишь какое-то определенное слово.

Даже самые отвлеченные лексические значения (например, значения таких слов, как бесконечность, скорость) менее абстрактны, чем грамматические значения.

2. Лексическое значение выражено основой слова, грамматическое — особыми формальными показателями (поэтому грамматические значения часто называются формальными).

Итак, грамматическое значение — это отвлеченное (абстрактное) языковое значение, выраженное формальными грамматическими средствами. Слово обычно имеет несколько грамматических значений. Например, имя существительное волком в предложении Я волком бы выгрыз бюрократизм (М.

) выражает грамматические значения предметности, одушевленности, мужского рода, единственного числа, творительного падежа (значение сравнения: 'подобно волку, как волк').

Самое общее и наиболее важное грамматическое значение слова называется категориальным (общекатегориальным); таковы значения предметности у имени существительного, количественности у имени числительного и т. д.

Категориальное значение слова дополняется и конкретизируется частными (частнокатегориальными) грамматическими значениями; так, для существительного характерны частнокатегориальные грамматические значения одушевленности ~ неодушевленности, рода, числа и падежа.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://rusjaz.da.ru/

… и прикрытыми (начинающиеся с согласной). Сочетание 2 гласных в слоге – дифтонг. Слоги разграничиваются слогоразделением. Слоги разделяются на звуки.   3. Фонология как научная дисциплина.

Понятие фонемы. Фонология (от греч. phone – звук), раздел языкознания, наука о звуковом строе языка, изучающая строение и функционирование мельчайших незначимых единиц языка (слогов, фонем). Ф.

отличается от …

… и синтаксису Слово и морфема — основные единицы (верхняя и нижняя) морфологического уровня языковой структуры. Их описанием занимается морфология как один из разделов грамматики.

К её компетенции в принципе могло бы быть отнесено изучение слов и морфем в таких аспектах, как: 1) их свойства, позволяющие осуществлять сегментацию речи на слова и морфемы и инвентаризацию этих единиц в лексиконе и …

… времени (настоящее, прошедшее, будущее ), лица и числа, вида, залога, наклонения и выполняют в предложении функцию сказуемого. Неопределённую форму глагола принято называть инфинитивом.

В английском языке инфинитив всегда употребляется с частицей «to», которая не переводится. По своему значению и роли глаголы делятся на полнозначные или смысловые и служебные.

Служебные глаголы частично или …

… высказываниями.

Но так как эти синтаксические отношения характеризуются определенными «значениями» и формальным их выражением, то синтаксис, как об этом уже говорилось, оказывается наукой о синтаксических грамматических категориях — категориях словесных позиций и категориях словесных конструкций, о системе и структуре этих категорий. Таким образом, отдельные конкретные слова и отдельные конкретные …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/10402

Морфология как раздел языкознания. Основные понятия морфологии — презентация, доклад, проект

18 Морфология как раздел языкознания.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Описание слайда:

Грамматика – раздел науки о языке, изучающий строение и изменение слов, словосочетаний и предложений со стороны формы и содержания, включая в себя морфологию и синтаксис. Грамматика – раздел науки о языке, изучающий строение и изменение слов, словосочетаний и предложений со стороны формы и содержания, включая в себя морфологию и синтаксис.

Слайд 4
Описание слайда:

Морфология – это раздел грамматики, в котором изучается слово в аспекте его грамматических свойств.

Слайд 5
Слайд 6
Описание слайда:

морфологию можно определить следующим образом: это раздел грамматики, в котором описываются части речи, их грамматические (морфологические) формы и грамматические значения. Такую морфологию В.В. Виноградов назвал грамматическим учением о слове

Слайд 7
Описание слайда:

Номинативная функция – связь с предметом действительности. Коммуникативная Референтная Релятивная Как имя может относиться к Основные виды отношений, объекту и какими средствами выражаемых в языке:универсальные обслуживается.

Виды референции: (тождество, сходство, соединение, конкретная, неопределенная, разделительность, или дизъюнкция); всеобщая.

(Баба! Шляпа!) предметные (пространственные, ролевые, актантные); межсобытийные (временные, причинные, условные и т.д.)

Слайд 8
Описание слайда:

Предметом изучения в морфологии является рассмотрение обязательных сочетаемостных свойств словоформ как единиц языка. Предметом изучения в морфологии является рассмотрение обязательных сочетаемостных свойств словоформ как единиц языка. Объектом изучения морфологии является слово.

«Слово, несмотря на трудность определить это понятие, есть … нечто центральное во всем механизме языка» (Ф. де Соссюр) «Объектом изучения морфологии является центр языковой системы, спрятанный в слове, непосредственно наблюдаемой в изменении слов при использовании их в речи» (В.К.

Радзиховская)

Слайд 9
Описание слайда:

Словоформа – это морфологическая форма конкретного слова с присущим ему лексическим значением, выражаемым основой слова. Словоформа – это морфологическая форма конкретного слова с присущим ему лексическим значением, выражаемым основой слова. Парадигма – совокупность морфологических форм, присущих а) данной морфологической категории, б) данной части речи или в) данному слову.

Слайд 10
Описание слайда:

Полная Полная Наличие у слова всех морфологических форм, присущих данной части речи Неполная Отсутствие у слова каких-либо морфологических форм, присущих данной части речи Избыточная Наличие у данного слова вариантных парадигм какой-либо категории Недостаточная Отсутствие у данного слова какой-либо морфологической формы, присущей данной части речи, из-за запрета на образование этой словоформы, необходимой слову для полной реализации его функциональных возможностей.

Слайд 11
Описание слайда:

Классификационные Классификационные Относят словоформу к определенному классу словесных единиц. Свойственны разным формам одного слова. Обусловленные позицией словоформы в структуре предложения.

Словообразовательные и частеречные значения, значения лексико-грамматических разрядов, грамматические значения рода существительных. Словоизменительные Свойственны разным формам одного слова. Значение всех морфологических форм слова.

Позиционные Обусловлены позицией словоформы в структуре предложения. Значения членов предложения – подлежащего, дополнения и др.

Слайд 12
Описание слайда:

значение, выражаемое формальными средствами, характерными для всего данного грамматического класса слов или словоформ. значение, выражаемое формальными средствами, характерными для всего данного грамматического класса слов или словоформ.

Слайд 13
Слайд 14
Описание слайда:

категориальное значение . категориальное значение . Частеречная семантика, опираясь на грамматические средства, тесно связана с лексическим значением слов и обязательно предполагает определенный тип словоизменения. частные грамматические значения Выражаются морфологическими формами слов, создаются формообразованием.

обязательные значения Специфика грамматического значения объясняется особенностями морфем, которыми оно выражается. Морфемы обслуживают обязательное формообразование, в результате значения, выражаемые ими, становятся обязательными.

регулярные значения Грамматическое значение не может быть выделено в одной словоформе, оно объединяет минимум две словоформы. Отражательные (номинативные) значения. Включены в номинативный аспект высказывания. Используются для обозначения объективных свойств предметов и признаков. Актуализированные (синтаксические) значения.

Отражают ориентацию высказывания на речевую ситуацию, его временные характеристики, связи с субъектом. Интерпретационные значения

Слайд 15
Слайд 16
Описание слайда:

значение обобщающего характера, свойственное словам и сочетаниям слов, но отвлеченное от конкретного значения этих слов, то общее, что существует в однотипных соотносительных значениях разных слов, составляющих однородную в грамматическом отношении группу.

значение обобщающего характера, свойственное словам и сочетаниям слов, но отвлеченное от конкретного значения этих слов, то общее, что существует в однотипных соотносительных значениях разных слов, составляющих однородную в грамматическом отношении группу.

Слайд 17
Описание слайда:

по количеству форм, которыми представлена грамматическая категория по количеству форм, которыми представлена грамматическая категория Двучленные Многочленные по отношению к слову Классификационные Словоизменительные Смешанного типа с точки зрения участия/неучастия в выражении содержания Семантические Структурные с точки зрения характера содержания Преимущественно Преимущественно отражательные интерпретационные по уровню реализации содержания Морфологические Морфолого-синтаксические по характеру противопоставления компонентов выделяют грамматические категории, сформированные на основе Привативной Эквиполентной Градуальной

Слайд 18
Описание слайда:

Основная литература: Основная литература: 1. И.Г. Милославский Морфологические категории современного русского языка. – М., 1981 2. В.В. Виноградов Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М., 1947 и последующие издания 3.

Современный русский язык. Анализ языковых единиц// Под ред. Е.И. Дибровой. Часть 2. – М., 1995 4. Современный русский язык // Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1981 5. Русская грамматика. – М., 1980 6. Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов Современный русский язык.

Часть 2. – М., 1987

Слайд 19
Описание слайда:

А.Н. Гвоздев Современный русский литературный язык. – М., 1973 А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев Русский язык. Часть 1. – М., 1971 Р.Н. Попов, Д.П. Валькова и др. Современный русский язык. – М., 1978 А.В. Дудников Современный русский язык. – М., 1990 Русский язык// Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2001 Современный русский язык. Часть 1// Под ред. Д.Э Розенталя

Источник: https://myslide.ru/presentation/skachat-morfologiya-kak-razdel-yazykoznaniya-osnovnye-ponyatiya-morfologii

Uchebnik-free
Добавить комментарий